Дневник навигации   

Позади май, первый месяц навигации. Как он сложился для судов Иртышского пароходства?
По оперативным данным, месячное задание флот пароходства по перевозкам грузов выполнил на 98,1 процента, а по доходам – на 113 процентов.
В том числе по нефтеналиву майское задание по тоннам выполнено на 170,6 процента, по доходам – на 143,2 процента.
По сухогрузным перевозкам следующие результаты: тонны – 91 процент, доходы – 97,2 процента.

Первый рейсы "Восходов"   

1 июня началась навигация пассажирского скоростного флота. Открыл ее на линии Омск-Тевриз-Малая Бича экипаж теплохода «Восход-76». Кроме этого теплохода, на скоростной линии будут несут вахту экипажи «Восхода-44». «Восхода-31» и «Восхода-10». В июне отправление судов будет осуществляться через сутки по нечетным числам.

Межобластная линия открыта   

2 июня началось регулярное пассажирское сообщение между Омском и Салехардом. В первый рейс на линию Омск – Салехард отправился пассажирский теплоход «Чернышевский».

Курьер   

?Салехард. В конце мая на реке Полуй еще не было подвижек льда. Тем не менее, танкера ТН-736, 739, 738, 72, «Николай Животкевич» и составы РТ-682, 702 уже ушли направлением к салехардским причалам.
?Северная Сосьва. Идет завоз нефтепродуктов в населенные пункты, расположенные по берегам этой реки. Здесь трудятся экипажи «Ленанефть-2034», «Ленанефть-2010», ТН-721, 716, 702, 720, ТНМ-31.
?р. Казым. Выгрузив в Белом Яру часть топлива ТН-716 и ТН-702 с остатками ушли на Северную Сосьву. А ТН-705 и 727 опустошив здесь все танки, вернулись в Омск. Железобетонные изделия доставил в этот пункт РТ-689.
?Сергино. Еще 17 мая, сразу же вслед за льдом, пришли с грузом жби первые составы РТ-771 и 722 в Алешкинскую протоку. Однако им пришлось встать в очередь на выгрузку. Перед ними оказались уже четыре состава другого судовладельца. Сюда же подошли РТ-770 и РТ-729.
?Тобольск. Продолжается перевозка щебня по Ханты-Мансийскому автономному округу. Здесь несут вахту РТ-728, 790, 789, 675, 705, 683, 685, 788.
?Муромцево. Пока позволяли глубины, речники завезли весь заявленный объем угля для муромчан. Трудились здесь экипажи теплоходов БТМ-542, БТ-307, РТ-419, БТМ-541.
?Черлак. Майская заявка на уголь выполнена в объеме – чуть меньше пяти тысяч тонн. Работали экипажи БТМ-541, РТ-713. Продолжается добыча песка, на которой трудятся КПЛ-5 и РТ-406.
?Омск. 1 июня в честь Международного дня детей экипаж теплохода «Чернышевский» совершил по Иртышу благотворительный рейс с детьми-инвалидами.

Акционеры подвели итоги   

23 мая в Управлении Иртышского пароходства прошло годовое собрание акционеров. На главном собрании года акционеры подвели итоги работы ОАО «Иртышское пароходство» за 2007 год, утвердили отчет Совета директоров, в том числе бухгалтерскую отчетность по прибылям и убыткам общества. Акционеры избрали новый состав Совета директоров, ревизионную комиссию, утвердили сумму дивидендов по итогам прошлого финансового года, аудитора, рассмотрели вопрос о вступлении Акционерного общества в некоммерческую организацию «Ассоциация предприятий энергетики Омской области».
Годовое собрание акционеров открыл председатель Совета директоров В.Л. Рачек. Он напомнил участникам собрания, что акционеры могли выразить свое отношение к повестке собрания заранее. За двадцать дней до проведения этого собрания акционеры могли ознакомиться с отчетом работы Совета директоров и проголосовать. Заполненные бюллетени они могли направить в соответствующие службы Акционерного общества или проголосовать непосредственно на собрании.
После этого слово было предоставлено представителю счетной комиссии А.Б. Тимофеевой. Она объявила предварительные итоги регистрации акционеров. Всего было зарегистрировано 321 акционер, которые имени 89,42 процента голосов от общего числа обыкновенных акций.
- Кворум для открытия собрания акционеров, - заявил председатель Совета директоров В.Л. Рачек, - имеется. После этого он объявил участникам собрания регламент, зачитал повестку годового форума акционеров, и собрание начало работу.
По первому вопросу с отчетным докладом Совета директоров за 2007-й год выступил генеральный директор ОАО «Иртышское пароходство» И.И. Яновский. Он остановился на основных пунктах работы Совета директоров, рассказал о мерах, которые принимались Советом директоров, руководством пароходства по стабилизации экономического положения Акционерного общества, по улучшению социальных условий работников пароходства. (Отчет генерального директора читайте на 2-й странице «РИ»).
После отчетного доклада Иван Иванович ответил на вопросы акционеров. Участников собрания интересовали такие вопросы: куда делась материальная база УРСа? Где и когда будет построен гидроузел на Иртыше, и что он даст речникам? Акционер Марат Исангазин высказал предложение: деньги, которые получило акционерного общество от продажи территории бывшего судоремонтного завода, лучше бы направить на переоборудование флота. На что И.И. Яновский отвели так: мы и этот вариант рассматривали, но остановились на втором варианте – выдать всем акционерам дивиденды, ведь в создании базы судоремонтно-судостроительного завода принимали участие многие ветераны флота и пароходства.
По второму вопросу «Утверждение годовой бухгалтерской отчетности, распределение прибыли по результатам финансового года и по объявлению дивидендов выступила главный бухгалтер ОАО С.Ю. Романченко.
Я не буду утомлять вас цифрами. К тому же финансовые итоги 2007 года публиковались на страницах нашей газеты, они приводятся и в отчетном докладе генерального директора ОАО И.И. Яновского. Основной результат года – доходы от всей деятельности ОАО позволили Совету директоров и руководству пароходства создать резервный фонд и по итогам 2007 года объявить дивиденды. На одну акцию, как привилегированную, так и обыкновенную, акционерам Иртышского пароходства будет выплачено по 200 рублей. Срок оплаты – 120 дней со дня объявления дивидендов.
Собрание утвердило годовой отчет и размеры дивидендов. Затем начались выборы. Вначале избрали членов Совета директоров. В списке для голосования было зарегистрировано десять кандидатур, а избрать надо было семь. По большинству голосов в новый состав Совета директоров ОАО «Иртышское пароходство» избраны: Захаров И.Е., заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Минтранса РФ (г. Москва), Михайлов А.П., генеральный директор ОАО «Земля», Морозенко А.С., заместитель гендиректора ОАО «Земля», Пегасина О.Я., заместитель руководителя территориального управления Росимущества по Омской области, Рачек В.Л., директор ООО УКПК «ДиРиС», Стоилова В.И., заместитель генерального директора ОАО «Иртышское пароходство», Яновский И.И., генеральный директор ОАО «Иртышское пароходство».
В состав ревизионной комиссии избрали Арефьева В.В., Варфоломееву Ю.С. (г. Москва) и Попову Л.Н. Подавляющим большинством голосов собрание утвердило аудитора ОАО «Иртышское пароходство», давно известную речникам фирму – ЗАО «Фин-Тест».
По шестому вопросу повестки дня о вступлении ОАО «Иртышское пароходство» в некоммерческую организацию «Ассоциация предприятий энергетики Омской области» выступил генеральный директор И.И. Яновский. Он пояснил участникам собрания для чего создается «Ассоциация», и какие вопросы она будет решать. Генеральный директор призвал акционеров поддержать предложение Совета директоров и проголосовать за вступление в эту некоммерческую Ассоциацию. Собрание большинством голосов поддержало данное предложение.
Все вопросы, включенные в повестку собрания, были обсуждены и по ним приняты конкретные решения. Нарушений по ведению годового собрания акционеров не зарегистрировано.
Г. ВСТАВСКИЙ.

Перед дальней дорогой   

В этом году РТ-684 задержался в затоне как никогда. Год назад 7 мая экипаж уже вышел в рейс. А нынче это радостное для него событие произошло ровно три недели спустя. Правда, в прошлом году РТ-684 работал на сухогрузе, а это всегда проще – после вооружения «подцепил» груженую баржу и – в путь.
Нынче вооружение началось 17 мая, спустя пять дней теплоход был сдан в эксплуатацию, но вот дело застопорилось из-за нефтеналивной баржи. «НБ-5», простояв год на холодном отстое, нуждалась в основательной подготовке к работе. Надо было ее полностью зачистить от воды и ржавчины, сменить 30 метров привального бруса, установить клинкеты, воздушные клапана, амбараши на грузовые люки. Делали все это силами команды, причем в усеченном составе, так как до последнего экипаж не был полностью укомплектован: не доставало одного рядового и одного командира. А потом еще баржу нужно было предъявить ОТК, Регистру, пожарникам…
Вообщем, к 26 мая состав был готов к работе. Тогда же выяснилось, что его планируют под керосин на Салехард. Это известие прибавило настроения команде, поскольку дальний рейс – это всегда хорошо. Вообще-то РТ-684 – теплоход такого класса, что может ходить до острова Начальный, но в минувшем году ему так и не довелось ни разу попасть в заполярные широты. Ходил от Тобольска к Ханты-Мансийску, в Белый Яр, с Горной Оби доставлял песок в Сургут. Во второй половине навигации ходили в тевризский Белый Яр с газовой трубой и дорожными плитами. Нынче, если останется нефтеналивной состав, экипаж надеется поработать в самых северных точках бассейна.
Из прошлого состава команды в эту навигацию остались двое: капитан Анатолий Александрович Ковалев, старожил теплохода, отдавший ему уже семь лет и механик – II помощник капитана Виктор Васильевич Верозубов, который трудится здесь третий год. Не новичок на теплоходе и рулевой-моторист Слава Желонин. В 2005 году он пришел сюда на практику еще к Г.К. Романсу. И экипаж, и взаимоотношения в судовом коллективе так понравились, что, отслужив два года на Тихоокеанском флоте и демобилизовавшись, Вячеслав первым делом восстановился на вечерне-заочном отделении ОРУ и опять попросился именно на РТ-684. Хотя была возможность работать под крылом и опекой отца Виталия Желонина, капитана БТ-307.
Из новеньких в экипаже теперь старпом Андрей Владимирович Заброда, повар Мария Владимировна Федорова. Хотя, какие они новенькие? Первый отработал 14 лет на ТН-713 (пока танкер не постигла печальная участь холодного отстоя), вторая 10 лет кашеварила для команды из 32 человек на «Механике Калашникове» (пока не решилась сменить заполярные широты на более южные, а число едоков сократить ровно в четыре раза).
Но вот кто действительно пока еще постигает азы флотской профессии, так это помощник механика по электрооборудованию. Руслан Бейсенов, окончивший в этом году Омское речное училище и впервые заступивший на командирскую вахту, и практикант ОРУ, будущий судоводитель Виталий Штарк. Как сказали про Виталия командиры: «Птицу видно по полету. За неделю, что он у нас поработал, стало ясно – выйдет из парнишки толк. Хороший, работящий, дисциплинированный!».
Мы были на теплоходе, когда он был практически «на старте», командиры лишь ждали распоряжения диспетчера, чтобы сняться с якоря. Оттого настроение экипажа было приподнятое и, пожелав ему успешной навигации, на этой оптимистичной ноте мы расстались.

Северяне ждут пассажирский флот   

Уважаемый Иван Иванович!
От имени жителей Тевризского, Усть-Ишимского, Вагайского районов, вам огромное спасибо за речной транспорт. Особая благодарность от жителей Усть-Ишимского района, который находится от центра очень далеко. Если до Тевриза ходят автобусы по асфальту, то до Усть-Ишима особенно в грязь не пройти, не проехать. Вот и выручает водный транспорт.
Взять, к примеру, прошлое лето. Кругом была вода. До Малой Бичи, до с. Загвоздино и в другие деревни добирались только на «Заре», позднее - на «Восходах». Все лето в Абауле не был поставлен понтон, поэтому пассажирам, вахтовикам, студентам приходилось ездить кружным путем через Тюмень и по маршруту Омск – Тевриз – Усть-Ишим до Малой Бичи. Подумать только, сколько времени и денег нужно тратить людям. В Тюменской области от Вагая до Абаула два раза в день ходят автобусы. А в Омской области много людей ездят на работу вахтовым методом на Севера. А ведь эти рабочие после Малой Бичи садятся на тюменскую «Зарю-60», сколько денег уходит из области. Почему бы не сделать так, чтобы «Восходы» ходили от Тевриза до Тобольска. Все можно было бы решить и по заправке судов и по ночлегу команды. Конечно, при обоюдном согласии и разумных ценах.
Огромное спасибо командам «Восходов», которые обслуживают линию Омск – Тевриз – Малая Бича. Раньше в Малой Биче стоял дебаркадер, была столовая для команды, был организован хороший отдых, питались в столовой, а теперь проводницам приходится готовить самим и кушать только в Малой Биче. А как страдают пассажиры с детьми, когда идет дождь, в холод, им негде спрятаться от непогоды. Если раньше стояли дебаркадеры, то теперь в Малой Биче, как и в Усть-Ишиме, только открытые баржи.
На годовом акционерном собрании я узнала, что на Омском речном вокзале теперь хозяева не речники. Сегодня здесь стоит дебаркадер, который многие годы находился в Усть-Ишиме. Нам, северянам, стыдно, что миллионный город Омск остался без речного вокзала.
Мы, жители севера Омской области, благодарим Ивана Ивановича Яновского за то, что хоть он пока держит «Восходы» на пассажирской линии до Малой Бичи. Огромное спасибо капитанам, другим членам судовых команд, кассирам, которые более двадцати лет работают здесь. Жители севера Омской области с нетерпением ждут скоростные пассажирские теплоходы: «Восход-76», «Восход-31», «Восход-44» и «Восход-10». Особая благодарность экипажу теплохода «Заря-295» (капитан В.А. Кондратенко).
Речников Иртыша поздравляю с новой навигацией, желаю вам доброго здоровья и новых успехов!
Роза ЯХИНА.
п. Малая Бича.

И снова о топливе и не только...   

Транспортный флот, работающий на внутренних водных путях, в сравнении с другими видами перевозочных средств, имеет большие мощности главных двигателей, а также и вспомогательные силовые установки. Таким образом, теплоходы относятся к основным потребителям как дефицитных, как и весьма дорогих нефтепродуктов. В настоящее время затраты на количество расходуемых дизельного топлива и масла достигают уже около 50 процентов от общей суммы расходов пароходства. По сведениям, опубликованным в некоторых источниках, в авиации они составляют порядка 40 процентов, в то время как во всем мире этот показатель не превышает 22 процентов.
Флотом ОАО «Иртышское пароходство» за навигацию 2007 года израсходовано более 15000 тонн дизельного топлива, что в денежном выражении составляет не одну сотню миллионов рублей. В 2008 году наметилась тенденция резкого роста отпускных цен на ГСМ всеми нефтяными компаниями, что ставит все предприятия в очень непростые экономические условия. Порой кажется, что между поставщиками топлива существует какой-то сговор. А как понимать иначе, если именно в период начала посевной компании, разворота навигации, массового выезда автолюбителей, идет и всеобщее повышение стоимости на основные виды топлива на внутреннем рынке.
Что же делать в этой сложившейся ситуации? Ну, наверное, прежде всего, не опускать руки и продумать пути выхода из этого положения. Сейчас много говорят и пишут о повышении цен на продукты питания, но пока не слышно, чтобы какие-то меры предпринимались в ограничении роста цен на энергоносители нашими законодателями. Ведь страдают не только предприятия, но и население, в связи с увеличением всех тарифов. Остается надеяться, что правительство, органы законодательной власти и Федерального центра, и регионов основательно займутся возникшей проблемой и примут необходимые законы для выхода из кризиса. Но нам не стоит сидеть сложа руки и ждать, когда это произойдет, хотя у отдельных акционерных обществ вообщем-то и нет особых «рычагов», чтобы повлиять на снижение расходов по данной статье. И все-таки кое-что, наверное, сделать можно.
На мой взгляд, мы пока не очень-то заостряем вопросы по использованию топлива. Да, с трибун, на совещаниях, призывы идут и это, конечно, хорошо, но надо, чтобы эта проблема доходила до каждого акционера, чтобы каждый ее понял и подумал, как улучшить, как снизить расходы, сделать перевозки более экономичными. К сожалению, мы, в основной своей массе поступаем пока по старинке: это не мое, есть люди, которые отвечают за топливо, пусть они и занимаются. Но позвольте, какие люди? От ликвидированного топливного отдела осталось только два человека на 100 с лишним единиц флота. Наверное, так мыслить нашим акционерам не следует. Практически на 99 процентов количество расходуемого судами дизельного топлива зависит от организации перевозок: какой конкретно флот будет закрепляться на линиях графика движения, от исключения порожних пробегов или их сокращения, полного использования грузоподъемности, грамотного эксплуатационного руководства движением судов. Следует добиться, чтобы транспортный флот максимально эффективно осуществлял транспортную деятельность, привлекать и изыскивать прибыльные, рентабельные грузопотоки, не допускать фактов, когда теплоход «ходит» сначала «туда», а потом «обратно» порожнем. Более 20 лет назад, в конце 80-х годов прошлого столетия, существующим тогда Министерством речного флота РСФСР было разработано и введено в действие Положение о движении судов экономичными ходами. Вообщем-то цель его применения - это сократить стоянки флота под обработкой за счет увеличения ходового времени, а также получить экономию топлива. Но благие пожелания так и остались на бумаге. Многие речники, видимо, еще помнят, сколько в те годы выдавалось диспетчерских распоряжений на движение с экономичной скоростью, а фактической экономии топлива так и не было получено. При плановой экономике должного внимания данной теме не уделялось. Сейчас, наверное, надо говорить не столько об экономичном ходе, а сколько об оптимальной, надежной, с минимальными затратами технической эксплуатации судовых силовых установок, о поддерживании заданных режимов работы дизелей, не допущения перегрузок, правильной регулировке, снабжении нужными запасными частями.
Очень важная, если не определяющая роль тут остается за судовыми экипажами и соответствующими службами и предприятиями. Действующие в пароходстве нормы расхода дизельного топлива судами предусматривают его использование только на ходовое время, может это и верно – затраты должны иметь место только тогда, когда осуществляется работа. Путей ужесточения норм в сторону уменьшения в настоящий момент не просматривается, на мой взгляд, учитывая старение флота, сейчас они оптимальны. К примеру, в Енисейском пароходстве для танкеров проекта Р 77 («Ленанефть») нормы расхода дизельного топлива выше, чем у нас в 1,33 раза, и соответственно по танкерам проекта 866 – в 1,43 раза, по буксирным судам проекта 1741А (РТ - 600 л.с.) –в 1,32 раза, судам проекта 758 (ОТА - 800 л.с.) – в 1,38 раза и т.д. Кроме того, еще предусмотрена норма на стоянку, которой у нас нет. Тем не менее, думаю, что все экипажи могут, если вникнуть в важность проблемы, принять меры по оптимизации, а может быть, и снижению расхода топлива против утвержденных норм. Так, по итогам навигации 2007 года сработали, пусть с небольшой, но все-таки с экономией топлива по сравнению с нормативами, следующие суда: «Иртыш», «Беломорский-28», «Д. Гусихин», «Ленанефть-2034», «Тимофей Белозеров», ТН-1004, ТН-669, ТН-706, ТН-711, ТН-715, ТНМ-31, БТ-307, РТ-675, РТ-705, ТН-740. Во всяком случае стремиться к этому должны все, кто задействован в транспортной деятельности. И совершенно справедливо высказывание в слогане фирмы «Мегафон» - «вместе мы можем больше!».
Не следует забывать и о других направлениях деятельности, которые не приносят доходов и, естественно, сокращение расходов по ним – обязательная задача. Речь идет об автомобильном транспорте, энергопотреблении, газе и твердом топливе (уголь, дрова). На мой взгляд, должны быть разработаны мероприятия по возможной экономии данных ресурсов ответственными должностными работниками. Только при участии всех возможны какие-то положительные результаты по экономии в топливно-энергетическом комплексе всего Акционерного общества.
В. ТИГИН,
заместитель начальника ССХ.

Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!   

Вот и наступили долгожданные каникулы. Их с одинаковым нетерпением ждали и школьники, и их родители. Первые – потому что можно отдохнуть от надоевших уроков и учебников, вторые – потому что появилась возможность оздоровить любимое чадо. Большинству взрослых в этом стремлении помогает профсоюз.
Иртышский баскомфлот, как всегда, начал подготовку к летнему оздоровительному сезону задолго до его начала – еще в разгар зимы. Во всех первичных профсоюзных организациях были вывешены объявления, в которых родителей призывали заранее подумать о летнем отдыхе своих детей. Однако, большинство заявлений на детские путевки все-таки начали поступать в мае, с наступлением теплых дней.
И, тем не менее, заявка от Иртышского баскомфлота на детское оздоровление примерно соответствует уровню прошлого года. Так, в 2007 году было оздоровлено 116 детей, в том числе в лагерях – 85 человек и в санаториях – 31. Нынче в лагерь поедут 87 ребятишек, а санаторно-курортное лечение примут 20.
Что касается стоимости путевок. По сравнению с прошлым годом она возросла. Теперь цена путевки в лагерь «Спутник», с которым уже много лет сотрудничает Иртышский баскомфлот, для бюджетных организаций составляет 6000 рублей, для акционерных обществ – 8800 рублей. Причем, если для бюджетников стоимость путевки складывается из 60 процентов оплаты из фонда соцстраха, 30 процентов оплаты областной администрации и 10 процентов либо родительских, либо профсоюзных денег, то акционерным организациям ФСС оплачивает всего 2400 рублей от стоимости каждой путевки, 600 рублей – составляет доля родительской оплаты и более 5000 рублей за каждую путевку выкладывает работодатель.
Несмотря на столь внушительные расходы, администрация ОАО «Иртышское пароходство» всегда в полной мере оплачивает все детские путевки. Нынешним летом в загородном лагере отдохнут 47 детей работников пароходства, а в санаториях – 16.
Первый заезд в Чернолучье уже состоялся 3 июня. Всего «Спутник» организует четыре заезда. В середине июля дети речников поедут в «Меркурий». А в начале августа некоторых счастливчиков ждет дальнее интересное и не забываемое путешествие на поезде в Новороссийский санаторий «Лесная гавань».

Есть с кого делать жизнь   

7 мая 2008 года на плацу у главного входа в Иртышский филиал ФГУ ВПО «НГАВТ» в г. Омске (речное училище) состоялся митинг, посвященный Дню Победы. Кроме курсантов, преподавателей, руководства училища на нем присутствовали ветераны Великой Отечественной войны, старейшие преподаватели. О приезде в Омск на майские праздники вице-адмирала Валерия Федоровича Дорогина мы узнали месяца за два от его товарища и однокурсника В.М. Барчевского, бывшего командира АПЛ, преподавателя специальных морских дисциплин.
И вот у нас долгожданный гость – выпускник Омского РУ 1965 года, бывший командующий Камчатской флотилией и Войск Северо-Востока России, депутат Государственной Думы (2000 г.), ныне главный специалист-эксперт Главнокомандования ВМФ, профессор В.Ф. Дорогин.
Его заветная мечта юности осуществлялась в 1961 году, когда он был принят на первый курс Омского речного училища. С большой теплотой вспоминает Валерий Федорович товарищей по учебе, преподавателей, командиров рот. Отеческая улыбка появилась на лице строгого вице-адмирала, когда обнял он своих учителей – ветеранов, пришедших на праздник. Обращаясь с речью к курсантам, В.Ф. Дорогин призвал ребят быть достойными звания речника, с гордостью носить форму, чувствуя свою сопричастность ко всему Российскому флоту, соблюдать всегда дисциплину и порядок, а также не стесняться положительно влиять на своих «штатских» товарищей.
Строг вице-адмирал Дорогин, по необычайной теплотой светятся его глаза, он прост в общении, умен и обаятелен, все его движения по-военному точны. Хорошо, что не забывают такие люди свое родное учебное заведение. А как нужны нынешним курсантам такие встречи, эти примеры мужества, трудолюбия, целеустремленности, военной выправки, глубокой порядочности. Есть с кого делать жизнь!
Е. БОНДАРЕНКО.

Жизнь - это божий дар   

БУДЬТЕ С НИМ ОСОБЕННО БЕРЕЖНЫ

Заядлому рыбаку с 30-летним стажем Николаю Ивановичу Напорову в воскресенье, 13 апреля дома не сиделось. Выглянул в окно – солнце светит, правда, сильный ветер мог помешать рыбалке, однако решил попытать счастья. Забросил в машину загодя приготовленные снасти и отправился на знакомое место: в затон р. Иртыш близ совхоза Новоомский. В полдень был на месте. Хотя накануне по Иртышу прошел ледоход, в затоне льда еще было полно. Николай Иванович, как опытный рыбак, решил в воду не заплывать, а покидать удочки с берега. Из-за сильного ветра рыба ловилась плохо, и вскоре он начал собирать снасти.
И тут подъехала бортовая газель, и грузный мужчина поинтересовался результатами лова. Как говорится, рыбак рыбака видит издалека. Не поверив Николаю на слово, что сегодня лова нет, незнакомец решил попытать своего рыбацкого счастья, ведь каждый рыбак готов доказать другому, что он более удачлив. Отъехав метров за 300 в сторону, мужчина достал резиновую лодку, накачал ее и поплыл в сторону льда. К тому времени Напоров уже полностью упаковался и готовился к отъезду, однако, увидев куда направляет лодку мужчина, насторожился. Ведь он его предупреждал, ни в коем случае не выходить на лед, поскольку температура +19 градусов и сильный ветер сделали его чрезвычайно хрупким.
Мужчина, подплыв ко льду, пытался на него перебраться и уже в следующий момент лодка перевернулась, а он оказался в воде. Над затоном разнесся душераздирающий крик тонущего человека.
- Я не раз попадал в разные истории, но в подобной ситуации оказался впервые. И реально испытал страх, что на моих глазах утонет человек, а я не успею ему помочь.
Тем временем голова мужчины то появлялась над водой, то скрывалась под ней. Его спасало только то, что при падении он успел схватиться за весельное ушко. Его жизнь в буквальном смысле висела на волоске. Дорога была каждая минута. Напоров бросился к машине, стал судорожно распаковывать уложенную в багажник лодку. В голове пульсировала только одна мысль: «Успеет ли он ее накачать?». Тем временем леденящий душу крик отчаявшегося человека стал стихать. И это обеспокоило еще больше: «Хватит ли у него сил бороться за жизнь в ледяной воде?».
Накачав лодку, Николай Иванович захватил веревку и лопату, изо всех сил начал грести к месту ЧП. Он прекрасно понимал, что приближаться к тонущему нельзя: человек в стрессовой ситуации не способен адекватно реагировать на слова и действия того, кто хочет ему помочь. Поэтому он остановился на безопасном расстоянии от горе-рыбака и накинул на его руку веревочную петлю. Пришвартовав лодку рыбака к своей, Николай повернул обе лодки к берегу. Однако, казавшийся близко берег, несмотря на все усилия, почти не приближался. Сопротивление ветра преодолеть было крайне трудно. Измученный спасатель понял, что догрести до берега у него просто не хватит сил.
- Слышь, - обратился Николай к рыбаку, - как только почувствуешь под ногами дно, дашь знать.
В ответ услышал нечто нечленораздельное и понял, что у человека от пережитого произошло помутнение сознания.
Вскоре спасенный коснулся ногами дна и окончательно обвис на лодке. Напоров прыгнул в воду и, оказавшись по грудь в ледяной купели, повел его к берегу. Выяснилось, что от долгого пребывания в холодной воде тот не мог дышать. Чтобы не произошел окончательный спазм мышц, и не перекрыло дыхание, пришлось выводить его очень медленно.
Когда они в буквальном смысле выползли на берег, упали на траву уже без сил. Пригодилось все сухое, что нашлось в обеих машинах. Напились горячего чая и, включив печку в машине, начали постепенно отогреваться.
Рыбаку понадобился нитроглицерин (благо был). Оказалось, что он перенес уже два инфаркта. Позвонили брату рыбака.
Через какое-то время за спасенным приехали.
Николай Иванович, добравшись домой, порядком перепугал домашних своим внешним видом и особенно рассказом о том, какую рыбу пришлось ловить. А через два дня с воспалением легких попал в больницу.
Прошло почти два месяца с того дня, как Н.И. Напоров спас человека. Он совершил нормальный мужской поступок и убежден, что так поступил бы каждый на его месте. Любой, не раздумывая кинулся бы на помощь человеку, попавшему в беду даже по собственной глупости.
- Я хорошо знаю, - в заключение сказал Николай Иванович, - что рыбаки – народ особенный. Однажды заболев этой страстью, они уже не исцеляться никогда. Я и сам готов сидеть с удочкой часами и зимой, и летом. Но все-таки хочу призвать своих единомышленников особенно рыбаков-речников: будьте осторожны, внимательны, осмотрительны. Берегите себя. Помните – ни один, самый крупный улов не стоит вашей жизни и спокойствия близких. Хотелось бы, чтобы с вами никогда не происходило подобных случаев.
Н. ОЛЕНИЧЕНКО.
P.S. Что сейчас со спасенным рыбаком, Напоров не знает. Справился ли пожилой человек, в прошлом перенесший два инфаркта, со стрессовой ситуацией? В трагический день и спасателю, и спасенному было не до того, чтобы обмениваться телефонами. Очень хотелось бы верить в счастливую и долгую судьбу случайного знакомого незнакомца.

Разделы сайта