Курьер   

Ханты-Мансийский автономный округ. На Конду завершил завоз заявленного дизельного топлива экипаж ТН-720, а на Северную Сосьву нефтепродукты завозят экипажи танкеров: ТНМ-31, ТН-705, ТН-712, ТН-740, ТН-739.
Казым. Продолжаются перевозки щебня из Тобольска в город Белоярский. Здесь работают составы: РТ-722, 728, 790, 792, 778, 675, 689, 791. Доставку нефтепродуктов осуществляют танкеры: ТН-723, 702, 721, 733.
Тобольск. РТ-780 вышел из Омска в соседний регион со строительным материалом.
Тюмень. Из Усть-Шиша в Тюмень доставит лес СТ-314. Вода в Туре стремительно падает, уже сегодня ее глубины соответствуют осадке теплохода. Поэтому груз придется скорее всего паузить.
Тара. Вернувшись с реки Казым, экипаж танкера ТН-1007 вновь приступил к доставке дизельного топлива для жителей Омского Прииртышья.
Омск. 1 июня начались пассажирские перевозки скоростными судами на линии Омск – Тевриз – Малая Бича. Из Омска вниз по Иртышу с первыми пассажирами вышел «Восход-44» (капитан-механик Н.А. Шлапаков), вслед за ним отправился другой теплоход – «Восход-31» (капитан-механик А.Н. Храпаль).
2 июня открылось регулярное пассажирское сообщение на межобластной линии Омск – Салехард. В первый рейс вышел теплоход «Родина», экипаж которого 1 июня – в Международный день защиты детей сделал прогулочный рейс по Иртышу с детьми-инвалидами.

Дневник навигации   

Завершился первый месяц навигации. С какими результатами флот Иртышского пароходства вступил в июнь?
По оперативным данным, майский план-прогноз по перевозкам грузов выполнен по тоннам на 101 процент, а по доходам – на 106,7 процента.
В том числе по перевозкам нефтепродуктов месячный план по тоннам выполнен на 106,7 процента, по доходам – на 106,4 процента. По сухогрузным перевозкам результаты следующие: тонны – 99,8 процента, доходы – 106,9 процента.
Так держать в июне!

Энциклопедия Омской области   

Вышло из печати первое в истории региона универсальное справочное издание «Энциклопедия Омской области».
На страницах этого издания содержится обширная информация о жизни нашего края с древних времен до наших дней. Здесь вы найдете статьи о природе, истории, географическом положении, социальном, культурном и общественно-политическом развитии области.
В энциклопедии приводятся факты и события, сыгравшие значимую роль в жизни региона, приводятся биографические данные исторических деятелей, военных, путешественников, видных организаторов промышленности и сельского хозяйства, ученых, литераторов, художников и многих других людей, оставивших заметный след в истории Омской области.
Приобрести редкое издание можно в книжных магазинах города. Телефон для справок – 27-55-53.

Подписка-2011   

Во всех почтовых отделениях связи Омска и области продолжается подписка на второе полугодие 2011 года. Вы, уважаемые читатели, можете подписаться и на газету «Речник Иртыша».
На страницах флотской газеты вы найдете репортажи, статьи, информации и заметки о событиях, которыми будут жить ОАО «Иртышское пароходство», другие флотские коллективы и учебные заведения. В нашей газете вы прочитаете материалы об интересных событиях из Западно-Сибирского региона и Омского Прииртышья, а также из других бассейнов страны.
Подписная цена на один месяц – 8 рублей, на шесть – 48 рублей, плюс НДС 10 процентов. Итоговая цена 52 руб. 80 коп.
Индекс «Речника Иртыша» – 53090.

Присядем, друзья, перед дальней дорогой   

ПУСТЬ ЛЕГКИМ ОКАЖЕТСЯ ПУТЬ!
Не знаю, есть ли такая традиция у речников, но вот мы, посетив танкер ТН-736 в день сдачи его в эксплуатационную готовность, посидели с командой в рубке довольно долго. А пообщавшись, напоследок пожелали ей легкого и счастливого пути!
Не раз в своих репортажах писала я о том, что есть команды, посещать которые – одно удовольствие. Я, например, очень ценю флотские коллективы, где помимо высокого профессионализма, что, безусловно, должно быть главным критерием при подборе кадров, немаловажную роль отводят и другим человеческим характеристикам. Таким, как порядочность, покладистость, совместимость, умение жить и трудиться в коллективе, на одну цель и одну задачу. Большая заслуга капитана Юрия Сергеевича Иванищева, что он сумел так выстроить взаимоотношения командиров и рядовых, «стариков» и «салаг», что люди, имеющие разный опыт, уровень подготовки и мастерства, а вследствие этого и разные амбиции, все-таки уживаются на ТН-736 и плодотворно трудятся там долгое время.
Нынешняя навигация не стала исключением из сложившегося многолетнего правила: новичками на борту опять стали только рядовые. Это - практиканты Омского речного училища Сергей Парий, Даниил Долгушин и ученик ПУ №15 Денис Куксгаузен. Все остальные члены экипажа те же, что были и три года назад. Тогда в команду пришла повар Людмила Васильевна Филатова, которая не имела флотского опыта вообще. Поэтому неизвестно как сложилась бы ее дальнейшая судьба, не попади она именно на ТН-736, где ей пришлось по душе абсолютно все – и стиль руководства экипажем, и команда, и доброжелательная, спокойная атмосфера, и галантность мужчин – речников, о которой раньше только слышала. На год раньше появился в команде Александр Гель, вначале – рядовым, затем стал вторым помощником механика по электрооборудованию – радистом. Владимир Петухов, имея такой же диплом, не уходит из экипажа, ставшим ему родным с 2004 года. Жертвуя карьерным ростом, он трудится старшим мотористом – рулевым. Еще два командира – старпом Евгений Валерьевич Запорожец и вахтенный помощник капитана – вахтенный помощник механика Дмитрий Викторович Балабонин – тоже «доморощенные». Их профессионально вырастили и воспитали из них командиров на ТН-736. Запорожец не изменяет сделанному когда-то выбору вот уже 11-ю навигацию, пять из них он – старпом, а Балабонин рядовым отработал у Иванищева четыре года, а нынешняя навигация – первая в командной должности.
Взятое когда-то за основу правило – своих командиров воспитывать и образовывать самим, выращивая их из трудолюбивых и дисциплинированных рядовых, за последние годы было нарушено лишь единожды. Тогда шесть лет назад к Иванищеву перешел с другого северного танкера ТН-727 механик - II штурман Александр Александрович Харченко. Заполучить большого профессионала, одного из лучших механиков иртышского флота, имеющего на тот период тридцатилетний стаж на танкерном флоте и двадцатипятилетний – в должности механика – это было большой удачей. Лишнее тому доказательство – модернизационные переоборудования танкера, во время которого здравые советы, инновационные мысли, технологические решения механика Харченко привели к ряду совершенно оправданных, если не сказать необходимых технических преобразований.
Впрочем, обо всем по порядку. ТН-736 – один из четырех судов северной группы, которые два года назад решено было переоборудовать из класса «О» в класс «М-ПР». В прошлом году для этого заменили почти все радиооборудование: РЛС, ЛАГ, радиостанции УКВ морские и речные, эхолот, курсоуказатель, носимые морские радиостанции, щиты радиооборудования, установили АИС (автоматический индентификатор судна). Затрачены были огромные средства. Только приобретение самого современного локатора обошлось более чем в 700 тыс. рублей. Кроме того, был усилен корпус и прочность судна, повышена его пожаробезопасность… Кстати, тогда же по представлению Харченко, увеличили на 0,5 метра высоту носового фальшборта.
В этом году переклассификация судна из класса М-ПР 2,0 в класс М-ПР 2,5 была продолжена. На ТН-736 установили новое спасательное оборудование – самосбрасывающуюся огнезащитную шлюпку (мотобот). Точно такую же, как была установлена в прошлом году на ТН-733.
ТН-736 и ТН-733 – стали головными танкерами модернизационного проекта. А первым – всегда трудно. Все ошибки и огрехи проекта выявляются именно на них. Так было и в этот раз. Когда механик Харченко увидел явные недостатки модернизационного проекта, он подошел к начальнику техотдела Леониду Ивановичу Шастину со своими предложениями. Сделать это было несложно, поскольку вот уже в течение двадцати последних зим Александр Александрович в межнавигационный период работает в техотделе. Для удобства спуска мотобота Харченко предложил обрезать трансовую корму на 0,5 метра, перенести путь управления мотоботом в более удобное место: с кормовой части главной палубы на тентовую палубу. Кроме того, были поданы предложения по удлинению фальштрубы и по усовершенствованию конструкции посадочного трапа в спасательный бот. Харченко сам разрабатывал проект эвакуации в мотобот.
- Научился чертить на компьютере, - не без гордости сообщил нам Александр Александрович. – Все обсуждали с Л.И. Шастиным, поднимались вместе на борт теплохода, смотрели на месте, согласовывали. Ведь на самом деле все не просто. Ту же корму я предлагал обрезать на 0,5 метра, а чтобы «привязать» корму к продольному набору, удалось обрезать только 0,4 метра. Все, что предлагал, получилось, эффект посадки в мотобот стал значительно лучше.
В день, когда мы были на борту ТН-736, команде осталось немного – дождаться от радистов согласования локатора с навигационным оборудованием и согласования проекта по фальштрубе и заходному мостику от разработчиков проекта модернизации. Все остальные разрешения: от медиков, пожарников, Регистра, судоходчиков были получены. Незадолго перед нами экипаж посетил и председатель приемной комиссии капитан-наставник В.П. Дубовицкий. И он остался доволен подготовкой танкера к скорой работе.
А работать ему предстоит, как всегда, в сложных районах плавания, в непростых погодных условиях. А нынче, в связи с повышением класса, ему будет открыта вся зона М-ПР: Тазовская, Обская губа, направление на Харасавэй и Енисей. Ну а первый рейс ТН-736 должен был начаться с малых рек. Впрочем, и к этим маршрутам бывалым речникам не привыкать.
- Это последние десять лет мы сразу уходили на Салехард и оттуда же работали с развозом. А раньше бывали на всех малых реках. В свое время мы ходили даже на Назым. Слышали о такой речке? - решил подловить меня на знание бассейна капитан.
И ему это удалось, я действительно о Назыме ничего не слышала, так как наш флот по ней уже давно не ходит.
- Пароходство на переоборудование нашего танкера затратило много денег, - сказал в заключение капитан, - хочется много работать, чтобы и отдача была соответствующей!
Н. ОЛЕНИЧЕНКО.

Хлебная экспедиция   

Под таким заголовком в омской газете «Четверг» (№21, 26 мая 2011 г.) была опубликована большая корреспонденция Андрея Мотовилова.
Эта статья посвящена одной из ярких страниц истории Иртышского речного пароходства – первой Карской экспедиции 1920 года, когда речники Иртышского пароходства на деревянных пароходах доставили в Обскую губу хлеб, жиры, другие грузы. Водники Омска, рискуя своей жизнью, доставляли продовольствие для населения голодающих районов Советской России. В бухте Находка речников из Омска, Новосибирска и Красноярска ждали моряки из Архангельска, которые Северным морским путем прошли тысячи миль. В этом героическом рейсе «на край света» принимали участие пароходы Иртышского пароходства «Омск», «Волга», «Ока», «Мария». «Заметный», «Добрыня», 15 барж – «сороковушек» и другие суда. Всего в эту историческую экспедицию омские речники доставили в Обскую губу 574 тысячи пудов пшеницы, муки, жиров и других грузов. Карские экспедиции, которые позднее назывались товарообменными, продолжались до 1931 года.

Вниз по Иртышу   

1 июня скоростные суда «Восход» открыли регулярное пассажирское сообщение на линии Омск – Тевриз – Малая Бича.
Утром из Омска с первыми пассажирами отправился вниз по Иртышу «Восход-44». У штурвала опытный капитан-механик Шлапаков Николай Алексеевич. Через полчаса к дебаркадеру «ДМ-056» подошел другой скоростной теплоход «Восход-31». Экипаж этого теплохода также ушел в первый рейс до Тевриза. На «Восходе-31» открывал нынешнюю пассажирскую навигацию капитан-механик Храпаль Анатолий Николаевич. На этом теплоходе он несет вахту с 2000 года, а на крылатом флоте - с 1984 года. Так что опыта Анатолию Николаевичу не занимать. Работает на пассажирских перевозках почти тридцать лет. Вот такие у нас опытные и замечательные капитаны.
Проводить суда и пассажиров в первые рейсы пришли на речной вокзал заместитель начальника Службы организации перевозок и безопасности судовождения по пассажирскому флоту Л.В. Фролова, капитан-наставник В.С. Кущенко

Кузница флотских кадров   

5 мая 1951 года Постановлением Совета Министров СССР было принято решение об открытии в Новосибирске института инженеров водного транспорта с тремя факультетами – судомеханическим, водных путей и эксплуатации водного транспорта. 15 мая того же года во исполнение Постановления Совета Министров СССР был издан приказ Министерства речного флота по организации института водного транспорта в Новосибирске. 1 августа 1951 года начались вступительные экзамены, а 20 августа произошло зачисление студентов на 1-й курс.
В июне 1994 года институт преобразован в Новосибирскую государственную академию водного транспорта (НГАВТ). Сегодня НГАВТ – одно из крупных современных высших учебных заведений за Уралом, в котором на очном и заочном отделениях обучается более 10 тыс. студентов и свыше 4 тыс. курсантов. В академии 2 института водного транспорта (филиалы НГАВТ) по подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, 3 филиала по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием, свыше двух тысяч высококвалифицированных преподавателей и сотрудников, которые обучают студентов и курсантов по 34 специальностям высшего среднего профессионального образования.
В академии 5 учебно-лабораторных корпусов, 9 факультетов и 50 кафедр в базовом вузе и филиалах, прекрасный спорткомплекс, собственный учебный флот, действует Новосибирский научный центр Российской академии естественных наук…
Одновременно с подготовкой инженеров академия ведет большую научно-исследовательскую работу по тематике речного транспорта и гидротехнического строительства, а также проводит профессиональную переподготовку кадров в области морского и речного транспорта. За 60 лет из стен академии вышло более 40000 специалистов – подавляющее большинство инженерных кадров для речных бассейнов Сибири и Дальнего Востока.
Выпускники НГАВТа пользуются уважением, которое подтверждают широкий профиль подготовки и фундаментальность получаемых ими знаний. Многие из выпускников института за короткий срок выросли в крупных командиров производства, выдвинуты на руководящую работу.
Для Иртышского пароходства НИИВТ, а теперь НГАВТ, всегда являлся кузницей кадров. Многие наши руководители и командиры флота – выпускники академии.
Сегодня в Новосибирской академии водного транспорта несколько филиалов. Омский институт водного транспорта – самый крупный филиал в Сибири и на Дальнем Востоке. Многие выпускники этого института составляют основу ведущих специалистов Иртышского пароходства. Среди них – директор Омского судоремонтно-судостроительного завода Ходулев Евгений Борисович, его заместитель по флоту Кожинов Андрей Владимирович. В Управлении пароходства работают выпускники Омского института водного транспорта: начальник Службы судового хозяйства Вистунов Сергей Викторович, заместитель начальника Службы планово-аналитической работы Белова Ольга Юрьевна, начальник финансового отдела Чертовских Тимофей Владимирович, его заместитель Иващенко Екатерина Анатольевна и другие.
Сейчас, как никогда, возрастает потребность в притоке новых инженерных кадров, способных на научной основе решать сложные вопросы совершенствования транспортного процесса, удовлетворять которую в первую очередь призвана – Новосибирская государственная академия водного транспорта.
12 мая в Новосибирске прошли торжества, посвященные 60-летию НИИВТа. От Иртышского пароходства в праздничном собрании приняли участие генеральный директор ОАО «Иртышское пароходство» И.И. Яновский и заместитель генерального директора П.П. Ведерников. Они тепло поздравили свою Alma mater с юбилеем и вручили ректору НГАВТа И.А. Рагулину приветственный адрес и ценный подарок.

Капитанами не рождаются   

Известно, что из 510 миллионов квадратных километров, составляющих площадь поверхности земного шара, площадь суши составляет лишь 149 миллионов квадратных километров, а воды – 361 миллион квадратный метр, т.е. в 2,5 раза больше. Народ издавна любит моря и реки. В глубокой древности зародилась мечта о выходе в широкие водные просторы. Отважные поморы, мужественные матросы, талантливые флотоводцы, пытливые ученые – кораблестроители в течение многих лет создавали флот. Принадлежность к флотскому сословию, к династиям речников и моряков всегда была гордостью этой когорты. Без водной стихи эти люди не представляют своей жизни. Хорошо сказал об этом известный писатель Виктор Астафьев в предисловии к книге выпускника Омского речного училища 1959 года Ивана Булавы «Флотская судьба»: «Если вечером, гуляя по набережной, вы заметите сутулую фигуру в потертом, старом речном кителе – знайте: это он, речник, не раз клявший эту реку, грозивший «сойти с нее», доработав до пенсии, ежевечерне тащится к реке, чтобы еще и еще потомиться сердцем, еще и еще повспоминать, как ходил он по ней, и тонул, и замерзал во льду, но лучшей доли он себе не искал и уж никак не найдет, и любовь его к тому, что он прожил на этой реке и вместе с рекою, вечна и неизбывна, любовь эту он унесет в своем сердце, когда придет пора «бросать чалку».
В 19 лет познакомившись с потомственным яхтсменом, затем ставшим яхтенным капитаном, и в 20 лет, выйдя за него замуж, я поняла, что люди, так или иначе связавшие свою жизнь с рекой, не расстаются с ней никогда, пронеся любовь к ней сквозь годы, передавая эту любовь своим детям. Думаю, поэтому экипажи парусных судов в основном семейные и на флоте так много династий.
В семье иртышского речника, выпускника Омского речного училища 1956 года Петра Васильевича Богочанова, как в сказке, родились три сына: Александр, Евгений и Сергей. Все трое пошли по стопам отца и после окончания школы один за другим поступили в речное училище. Средний Евгений окончил его с отличием. Получив дипломы, братья стали работать на флоте. Евгений Петрович был капитаном танкера «Ленанефть-2048». Младший Сергей работал на этом танкере матросом. Сын Сергея Роман в пять лет впервые побывал на танкере. Свои детские впечатления он помнит и сейчас: капитанская рубка, огромный штурвал, который ему позволили подержать в руках, а рядом – крепкие мужские руки папы и дяди.
Те, кто каждое лето работают в приемной комиссии, знают, что из девятой гимназии, окончившие девять классов, к нам поступают нечасто, так как это учебное заведение ориентировано на выпускников, поступающих сразу в вузы. Когда Роману Богочанову пришло время определяться с профессией, сомнений не было: только в Омское речное. Не все в гимназии поняли его порыва, учился Рома очень хорошо, активно участвовал во всех школьных мероприятиях. Но это был не порыв, а осознанное и твердое решение. Привел сына в училище отец. Попали на прием к Ю.А. Госпаревичу. Юрий Алексеевич принял речников радушно, посоветовал поступать на электромеханическое отделение.
Просто учиться и бежать после занятий домой молодому, энергичному парню было не интересно. Оказавшись на экскурсии в музее, понял, что патриотическая и поисковая работа ему по душе, да и актив музея, состоящий в основном из курсантов-третьекурсников, ему понравился. Открытый, добрый, общительный Рома сразу стал «своим». Скромность не позволила ему хвастать «флотскими корнями», но мне по секрету сказал: «Моя фамилия есть на стенде училища». Я поняла сразу, о ком идет речь – это отличник учебы, выпускник 1984 года Евгений Петрович Богочанов. В книге «Школа командиров флота» он тоже сть в списке отличников.
И вот когда возникла необходимость выступить с речью на открытии навигации 2011 года, выбор пал на Романа. Первокурсник не подвел. Волновался, конечно. Семнадцатилетнему пареньку довелось стоять на торжественном митинге рядом с руководителями пароходства, владыкой Феодосием, поднимать флаг юбилейной навигации вместе с известным капитаном танкера «Николай Животкевич» А.В. Андреевым. Надеюсь, этот факт оставит в юношеской памяти такой же неизгладимый след, как уже далекие события детства: капитанский мостик, рубка, штурвал…
Воспитательная система в учебном заведении флота Омского института водного транспорта, идущая рука об руку с образовательным процессом, главным образом направлена на выпуск гармонично развитого, успешного в профессии человека. Эта цель не может базироваться только на получении достаточного количества знаний. Все, кто работает на флоте, согласятся, что настоящий профессионал «одержим» своей работой, любит флот и все, что с ним связано.
У Романа Богочанова есть мечта: стать капитаном, дополнив свое образование учебой в вузе. И пусть участие курсанта в открытии 165-й навигации на Иртыше станет для него определяющим событием на весь его дальнейший жизненный путь!
Елена БОНДАРЕНКО.

По путевкам в солнечное лето   

Наконец-то оно пришло – долгожданное, солнечное лето. В этом году майские дни теплом особенно не радовали, не давая лишний раз расслабляться школьникам и позволив тем самым спокойно доучиться. И вот теперь наступили каникулы – время безудержного веселья, время интересных поездок и незабываемых встреч, время разнообразных увлечений и бесконечных развлечений. Чтобы лето стало для детей именно таким, - об этом должны позаботиться родители. К сожалению, не у каждого из нас есть возможность совместить свой отпуск с каникулами ребенка. Еще меньшая вероятность того, что мы проведем его вдали от дачного участка, где (что скрывать?) наши дети давно изучили все уголки сада, и зачастую им там уже наскучило.
Пожалуй, нет ничего лучше, если подросток проведет какую-то часть лета среди своих сверстников: вольется в незнакомый коллектив, приобретет навыки адаптации в нем, познакомится с новыми друзьями, получит массу новых впечатлений. И для этого как нельзя лучше подходят детские оздоровительные лагеря.
Чтобы родителям, работающим в Иртышском пароходстве, было проще отправить детей в лагерь, вопросы оздоровления ребятишек, как всегда, взял на себя Иртышский баскомфлот. Эта работа началась еще задолго до начала летнего оздоровительного сезона.
- В декабре прошлого года была сделана заявка на детские путевки нынешнего лета, исходя из факта оздоровления 2010 года. В прошлом году путевками воспользовались 28 детей речников – в детские оздоровительные лагеря и 12 детей – в санатории, - рассказывает председатель Иртышского баскомфлота Г.А. Нечаев. – Но несмотря на то, что информировать и агитировать родителей профсоюзные комитет и начали еще до Нового года, к сожалению, ситуация на сегодняшний день такова, что желающих оказалось в два раза меньше, чем в прошлом году. Я вижу две причины этому обстоятельству. Первая – объективная. Сегодня мы все еще пожинаем плоды демографического спада 90-х начала 2000-х годов. И это, действительно, так. У наших работников, тех, кто трудится в пароходстве 20 и 30 лет, дети уже взрослые, а у молодых специалистов, которые пришли в наш коллектив 5-10 лет назад, ребятишки еще маленькие. Вторая причина – субъективная. Часто родители опасаются за своих детей. И здесь не последнюю роль сыграли СМИ, когда каждый негативный случай в оздоровительных лагерях смакуется и, конечно же, прошлогодняя страшная трагедия, когда в автобус с детьми, направляющимися в лагерь, врезался мощный грузовик. Эти две причины, на мой взгляд, и обусловили то, что желающих отправить своих детей в лагеря в этом году стало значительно меньше. В оздоровительный лагерь записалось 9 человек, в санатории – 15.
Но как бы то ни было, мы никому не отказали в приеме заявок, а руководители пароходства – в оплате путевок. Напомню, что оплата санаторных путевок полностью производится из областного бюджета, а стоимость такой путевки составляет около 15 тысяч рублей. Стоимость путевки в детский оздоровительный лагерь составляет 9100 рублей. При этом 50 процентов оплачивает областной бюджет, 500 рублей – составляет родительская плата, остальное оплачивает работодатель. При этом подчеркну, что за отдых и оздоровление социально-незащищенных детей (сирот, инвалидов, детей из многодетных и неполных семей) плата с родителей не взимается.
7 июня состоялся первый заезд в детский оздоровительный лагерь «Спутник» Чернолучинской зоны отдыха, с которым Иртышское пароходство сотрудничает много лет, и куда дети речников едут с большим удовольствием. На первый сезон поехал один ребенок работника Омского ССРЗ. На второй сезон, который откроется в последних числах июня, поедут семь ребятишек с Омского ССРЗ и один из Управления пароходства.
В этом году вновь комплектуется группа детей на Черноморское побережье, в санаторий «Геолог». Заезд планируется с 4 августа сроком на 21 день. Отдых и дорога в оба конца – только за счет родительской платы, а это около 31 тысячи рублей. В прошлом году таким образом отдохнули двое ребятишек речников. В этом – пока один желающий.
Но ведь еще не поздно. Лето только-только началось. И наши дети ждут чуда. Подарить его и сделать каникулы незабываемыми в наших силах.
Н. ОЛЕНИЧЕНКО.

Чернобыльская АЭС: ликвидаторы   

21 апреля в номере 7 газеты «Речник Иртыша» была опубликована статья « Чернобыльская АЭС: ликвидаторы». В канун 25-летия катастрофы, произошедшей на Чернобыльской АЭС, редакция рассказала о речниках Иртышского пароходства, которые принимали участие в ликвидации последствий крупнейшей техногенной и радиационной беды ХХ века. Публикация вызвала большой интерес среди наших читателей.
Буквально через несколько дней после выхода из печати газеты, в редакцию пришел ветеран речного флота, активный ликвидатор последствий катастрофы Адонин Виталий Владимирович. По разным причинам в списке десяти ликвидаторов-речников, о которых рассказывалось в статье, его не оказалось. Виталий Владимирович – выпускник Омского речного училища. Десять навигаций работал на флоте Омского судоремонтно-судостроительного завода: на дизель-электроходе «Композитор Алябьев», на «Морском-16», «Медвежьегорске»… Прошел путь от III штурмана до механика. Затем он продолжил флотскую биографию в Омском речном порту. Работал на гидроперегружателях сменным электромехаником, помощником командира, командиром. Позже был инженером по охране труда и окружающей среды порта.
В 1987 году Виталия Адонина снова призвали в армию (ранее он служил в инженерных войсках). Выдали солдатскую форму, погрузили в поезд и отправили на Украину. Через несколько дней их высадили в зоне отчуждения, где уже был создан объединенный отряд Краснознаменного Сибирского военного округа. По воинской профессии В. Адонин был командиром взвода тяжелой техники. Ему показали 25-кубовый автоскрепер и спросили:
- Сможешь управлять?
- Надо попробовать, - неуверенно ответил Виталий Владимирович.
Сел за штурвал мощного тягача и поехал. Работали в порту Припять. Брали зараженный грунт и увозили в могильник. Рядом с Чернобылем был прекрасный бор. От радиации весь этот лес стал рыжим. Пилили его и хоронили в специально отведенных местах. Хоронили не только грунт и лес, но и технику, точнее все, что оказалось беззащитным от выбросов из аварийного блока.
- Вопроса – ехать или отказаться, соглашаться или нет – тогда передо мной и моими товарищами не стояло, - вспоминает Виталий Владимирович. – Я – кадровый военный, и в конце концов – это моя работа. «Уклонистов» среди нас не было. Конечно, мы знали, что такое радиация, чем она опасна, но не боялись – просто выполняли свое дело.
За три месяца пребывания в зоне отчуждения В. Адонин много такого увидел, что трудно забыть и через десятки лет. Как жутко выглядела брошенная Припять. В мертвом городе абсолютная тишина, ни одной живой души, вокруг брошенные дома, детские садики с игрушками, магазины… Страшная картина!
Сейчас Виталий Владимирович – инвалид первой группы. В 1994 – 1997 годах был председателем Омского филиала общественной организации «Союз Чернобыль». Виталий Адонин награжден орденом Мужества, за работу в «Союзе Чернобыль» - орденом Почета, а также медалями «За заслуги гуманность и милосердие», «За Чернобыльское движение» и другими.
- Сегодня смотрю по телевизору репортажи из Японии, - говорит Виталий Адонин, - вижу развороченные блоки атомной станции и вновь переживаю страшные события 1986 года. Чернобыль – это кошмар, трагедия не только для тех, кто там жил и работал, но и для всей страны. Более 600 тысяч человек участвовали в ликвидации последствий аварии. Среди них и речники Иртышского пароходства.
Совсем скоро, в сентябре этого года в парке Победы Омска будет открыт памятник омским чернобыльцам. Здесь же появится Аллея памяти героев Чернобыля.
Низкий поклон и благодарность вам, иртышским речникам за героизм, проявленный при ликвидации последствий чернобыльской катастрофы.
Н. Авилова, В. Григорьев.

Майские подберезовики   

Настоящие грибники ждут - не дождутся, когда придет грибная пора. Особенно нынче, ведь прошлый год обманул все наши надежды. Лето выдалось очень сухим. И осень не порадовала дарами леса. А нынче другое дело. Даже май удивил и порадовал самых непоседливых грибников. 24, 25 и 26 мая шли дожди, правда, холодные с северным ветром. И солнышко не показывалось все эти дни. К концу мая наконец-то распогодилось, потеплело.
В воскресенье 29 мая решил махнуть в разведку. Рано утром рюкзак за плечи и – в ближайший лесок. Проверяю березовые посадки, где обычно появляются первые грибы. Осторожно иду среди стройных березок. Не терпится оглядеть все кругом. Но грибов не вижу – ни коровников, ни подберезовиков. Осторожно ступаю знакомыми тропками, через редкие перелески перехожу в следующую посадку. Попутно проверяю ягодные полянки. Клубника еще не цветет, лишь кое-где появляются белые звездочки. Лесные ягодники сохранились хорошо. Но сегодня мои думки не о лесной клубнике. Спешу еще в одно потаенное место, которое редко когда подводило меня. Но и здесь грибов не нашел. Видно, в густом лесочке земелька еще не прогрелась. Решил сменить тактику. Повернул в редкие березовые колки. Иду по старой заросшей дороге, а справа и слева – березы. Зорко смотрю по обе стороны! Пока не везет.
- Наверное, рановато приехал, - подумал я, - всего-то день-другой солнышко греет. И вот оно чудо! Справа у старой березы вижу первый гриб – крепкий, мясистый подберезовик. Почти рядом – другой, поменьше. Радости моей не было предела. Осторожно обхожу вокруг. Замечаю еще один бугорок. Поднимаю веточку, а под ней – подберезовик. Это же – настоящая удача! В мае – открыть грибной сезон. С первой находкой появляется азарт. Проверяю опушки, перелески. Поиски мои не пропали даром. Нахожу еще несколько подберезовиков. Пора возвращаться домой. После обеда обещал быть на даче. Солнце уж поднялось высоко, согрев своими лучами этот удивительный зеленый мир. А впереди – июнь, богатый на новые открытия.
Г. НАГАЕВ.

Поздравляем юбиляров июня!   

С 85-летием
Панкратьеву Софью Алексеевну, ветерана труда Омского ССРЗ, труженицу тыла.
Шелпакову Марию Антоновну, ветерана труда Омского ССРЗ.
С 80-летием
Сягаева Геннадия Григорьевича, ветерана труда Иртышской РЭБ флота.
С 75-летием
Перминова Анатолия Васильевича, ветерана труда Омского ССРЗ.
Хорева Александра Ивановича, ветерана труда Иртышской РЭБ флота.
Печенкина Николая Ивановича, ветерана труда Омского ССРЗ.
Панасюра Галину Семеновну, ветерана труда Омского ССРЗ.
С 70-летием
Клочкову Лидию Ивановну, ветерана труда Управления Иртышского пароходства.
Руденко Виктора Леонтьевича, ветерана труда Омского ССРЗ.
Абрамова Геннадия Григорьевича, ветерана труда Омского ССРЗ.
Колмогорова Юрия Георгиевича, заведующего Народным музеем иртышских речников.
С 65-летием
Николаева Владислава Аркадьевича, слесаря-монтажника БПУ.
С 60-летием
Долгополова Михаила Ивановича, механика плавбазы «Закамск».
Перелетову Галину Николаевну, кладовщицу деревообрабатывающего участка.
Щербакову Лидию Яковлевну, ветерана труда Управления Иртышского пароходства.
С 55-летием
Домбровскую Галину Ивановну, ведущего экономиста по труду отдела кадров.
Сопову Аллу Владимировну, старшего инспектора по кадрам.
Хрущеву Татьяну Васильевну, ветерана труда Омского ССРЗ.
С 50-летием
Агаки Николая Георгиевича, капитана дизель-электрохода «Римский-Корсаков».
Пичугина Александра Леонидовича, механика – II помощника капитана ТН-740.
Салапахину Ирину Викторовну, повара теплохода РТ-705.
Винниченко Георгия Николаевича, II помощника капитана – II помощника механика теплохода РТ-790.
Поздравляем юбиляров июня. Пусть ваша жизнь будет наполнена такими же яркими, солнечными красками, как это бывает только в начале лета!

Разделы сайта