Дневник навигации   

Позади июль. Как флот пароходства выполнил месячный план-прогноз?
По оперативным данным, задание июля флотом пароходства по перевозкам грузов выполнено на 97,2 процента, а по доходам – на 120,1 процента. В том числе по наливу июльский план по тоннам выполнен на 117,3 процента, по доходам – на 123,9 процента.
По сухогрузным перевозкам результаты гораздо ниже: по тоннам выполнение составило лишь 59,1 процента, а по доходам – 92,6 процента.
А как работали пассажирские суда в июле? По пассажирским перевозкам месячное задание выполнено на 104 процента, по доходам – на 96,3 процента.
В первой декаде августа при плановом расходе времени 29 процентов месячное задание флот пароходства по перевозкам грузов выполнил на 24,3 процента, а по доходам – на 21 процент.

Курьер   

? Мыс Трехбугорный. Продолжаются перевозки сырой нефти из Нумг и Андры на морской транспорт. Сложнейшую северную вахту несут «Ленанефти»: 2002, 2033, 2025, 2023, 2026, 2006, 2034 и «Тимофей Белозеров». В конце августа – начале сентября в связи с увеличением объемов груза на этом направлении будет дополнительно введено в работу еще три большегрузных танкера.
? Гыда. Первую партию нефтепродуктов доставили сюда ТН-733, ТН-741 совместно с «Ленанефтью-2019».
? Се-Яха. А в этот заполярный пункт доставили топливо экипажи теплоходов «Николай Животкевич» и ТН-736. После этого они отправятся в Ямбург под погрузку газового конденсата.
? В Антипаюте разгрузились танкеры ТН-738 и ТН-739.
? Салехард. С развозом по другим приречным пунктам Заполярья работают также экипажи танкеров НТ-72, ТН-715.
? Кутоп-Юган, Новый Порт, Нори… Завершается завоз дров в пункты Ямало-Ненецкого автономного округа, где успешно отработали экипажи судов: «Беломорский-23», «Беломорский-28», СТ-314, РТ-685 и РТ-790.
? Лабытнанги. После завоза дров экипажи теплоходов РТ-790 приступит к перевозкам щебня из Лабытнанг на Ямбург вместе с командой теплохода ОТА-964, который уже успел сделать первый рейс. Причем работа этих составов будет организована по прошлогодней схеме: до острова Начальный баржи со щебнем ведет «РТ», а от Начального до Ямбурга – «ОТА».
? Сургут. Отсюда груженный керосином на Красноселькуп, вышел ТН-724, АИ-92 к томским причалам доставят танкеры ТН-712, 706, 1007, 723, а на Ташару бензин привезут РТ-683 и ТН-727.
? Омская область. Продолжается завоз угля в северные районы области – Тару и Усть-Ишим. В августе на этом участке будут работать два состава: РТ-770 и РТ-728.
? Омск. 13 августа из Салехарда в Омск прибывает пассажирский теплоход «Чернышевский». 14 августа теплоход отправится в предпоследний рейс до Салехарда.
• Большеречье. 21 августа теплоход «Римский-Корсаков» возьмет курс из Омска на Большеречье. Пароходство во второй раз организует «Маршрут выходного дня».
Первый такой маршрут прошел на самом высоком уровне. Все отдыхающие остались очень довольны, а некоторые решили даже повторить поездку.

Дождь - примета добрая   

   
Все флотские знают: уходить в рейс по дождю – хорошая примета. Судя по количеству осадков, выпавших этим летом, всем без исключения экипажам нашего пароходства должно везти, рейсы должны быть удачными, а навигация – благополучной.
Приметы приметами, а солнышко нынче - такой редкий гость, что уже не до суеверий, - хочется нормальной летней жары.
Экипаж РТ-770, возвратившись домой со Средней Оби в конце июля, «порадовался» всей «гамме» погодных сюрпризов – ливням и шквалистым ветрам, нудному моросящему дождю и по-осеннему холодной погоде. Солнце в эти дни было долгожданным, но, увы, редким гостем. Погреться на «юге» не удалось, а так хотелось! Ведь экипаж, включившись в работу накануне Дня Победы, у родных берегов успел сделать лишь один рейс с двумя трехтысячетонными баржами угля до Черлака. А там, загрузившись песком, ушел в Тобольск, где его ждала привычная работа. Последние четыре года экипаж РТ-770 вместе с другими нашими составами перевозит щебень из Тобольского порта на реку Казым, в Белый Яр. Ведут всегда две баржи, а это, по условиям судоходства в малой реке, - не просто. Поэтому на том участке, как правило, работают опытные командиры с безупречной репутацией и с большим судоводительским опытом. Такие, например, как первые лица РТ-770.
Капитан – I поммеханика Владимир Сергеевич Чернявский посвятил флоту 37 лет. После окончания Омского речного училища начинал механиком еще на пароходах – вначале на «Степане Разине», потом на «Николаеве». Затем судьба распорядилась так, что работал все время на РТ, причем перевозил только сухогрузы. В 1996 году В.С.Чернявский, будучи уже 15 лет капитаном - механиком РТ-609 Черлакской РЭБ флота в ознаменование 150-летия Иртышского пароходства и 300-летия Российского флота за добросовестный труд и высокие показатели был удостоен почетного звания «Заслуженный работник транспорта Российской Федерации». Это звание тем весомее и значительнее, что в течение 30 лет, за тот период, когда оно было установлено Указом Президиума Верховного Совета РСФСР, было награждено всего 13 командиров иртышского флота.
В долгой флотской судьбе Чернявского было все: и сложнейшая работа в восьмидесятые годы по доставке на мелководный Надым труб большого диаметра (в те годы он был награжден медалью «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири»), и напряженные перевозки на участке Семипалатинск – Омск песчано-гравийной смеси, обнаруженной в Казахстане. И всегда экипаж В.С. Чернявского был там, где требовалось, возил по три баржи зараз! Затем наступили тяжелые времена для всего речного флота Иртыша. Были годы, когда из семи 600-сильных РТ Черлакского райуправления, в работе был только толкач Чернявского, и то, лишь потому что – рейдовый. Тогда капитан откровенно скучал по транзитным рейсам, по речным просторам, но новым берегам, считал за счастье сходить в рейс хотя бы с одной баржей.
Когда Владимиру Сергеевичу вручали знак «Заслуженного работника» времена были кризисные, и все-таки он выразил надежду, что почетное звание ему дано не только за бывшие заслуги, но и в счет будущих трудовых побед. И он не ошибся.
Следующий толкач, РТ-770, с которым связана уже совершенно другая история, другие маршруты и другие грузы, В.С. Чернявский возглавляет уже одиннадцать лет. Здесь с ним работают и совершенно другие люди. Первым его помощником и единомышленником последние пять лет является механик – I штурман Вячеслав Михайлович Спасенов. Толковый специалист, прекрасно разбирается в судовых механизмах, отчего проблем, поломок и сбоев в работе машины не бывает (тьфу, тьфу, тьфу). В свое время он прошел хорошую школу помощника механика на пассажирском теплоходе северного направления «Механик Калашников».
Если говорить еще о старожилах РТ-770, то это, конечно, повар, вечный спутник супруга, отработавшая с ним 30 лет Чернявская Антонина Николаевна. Второй год в экипаже помощник механика по электрооборудованию Сергей Геннадьевич Теслов. Рулевые-мотористы, а также II штурман Ринат Молбаев – новички в команде, от добросовестного труда которых, и умелых, грамотных швартовок, впрочем, очень многое зависит.

Оставлен на поле боя...   

9 мая 2010 года мы будем отмечать 65-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Сегодня статьей «Оставлен на поле боя…» редакция «Речника Иртыша» начинает публикацию материалов, посвященных Великой Победе. В данной статье, опубликованной в «Мурманском вестнике», рассказывается об отважном сибиряке, токаре Омского судоремонтного завода Шипицине Геннадии Васильевиче. Эту публикацию принес в народный музей Иртышских речников внук Геннадия Васильевича, Афонин Александр Геннадьевич. Кто знаком с историей Омского судоремонтного завода, наверное, помнит отца нашего фронтовика Шипицина Василия Константиновича, который с 1932 года по январь 1936 года был директором Омского СРЗ. Позднее он работал заместителем начальника Управления Иртышского БУПа. Василий Константинович умер в 1949 году, так и не узнав, где погиб его сын.
Редакция ждет отклики на эту публикацию, а также ваши предложения, о ком хотели бы прочитать в последующих публикациях. Мы планируем подготовить целую серию материалов, причем как о фронтовиках, так и тружениках тыла. Пишите, звоните.
Летом 1994 года поисковик Игорь Соловьев, обследуя места былых боев в Кольском районе, обнаружил останки неизвестного советского воина. Они лежали, слегка присыпанные землей, в воронке перед немецким дотом на южном скате высоты «Стог», которая находится в километре восточнее озера Дракон на левом берегу реки Западная Лица.
С апреля 1942 года в этих местах держала оборону 10-я гвардейская стрелковая дивизия 14-й армии Карельского фронта. А на сопке «Стог» находился один из опорных пунктов гитлеровцев.
В останках воина были обнаружены орден Красного Знамени № 41490 и медаль «За боевые заслуги» № 28580. Это вселяло надежду, что по номерам боевых наград удастся узнать, кто тут погиб. На мой запрос из Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации сообщили:
«25 марта 1942 года командующий 14-й армией приказом № 0136 наградил медалью «За боевые заслуги» сержанта Шипицина Геннадия Васильевича, 1919 года рождения, исполняющего должность командира взвода пеших разведчиков 28-го гвардейского стрелкового полка 10-й гвардейской стрелковой дивизии…
3 сентября 1942 года командующий Карельским фронтом приказом № 0448 наградил орденом Красного Знамени лейтенанта Шипицина Геннадия Васильевича, командира взвода пеших разведчиков того же полка. В связи с этим ему досрочно присвоено очередное воинское звание «Старший лейтенант». 24 сентября 1943 года Г.В. Шипицин погиб».
Об обстоятельствах гибели и месте погребения разведчика в архивной справке ничего не сообщалось.
Сразу возникли вопросы: почему командир взвода разведки ушел на боевое задание с правительственными наградами? Почему после гибели он оставлен на высоте, занимаемой противником, всего в 350 метрах от нашего переднего края?
Ответы на эти вопросы решили найти в Центральном архиве. Дело это трудное и потребует много времени. А пока нужно было похоронить останки Г.В. Шипицина.
У поисковиков строго соблюдается неписанный закон: если удается установить имя воина, останки предаются земле в присутствии его родственников. В архивной справке сообщалось, что Геннадий Васильевич призван в армию из города Омска. Посылаю письмо на студию Омского телевидения с просьбой передать сообщение о найденных останках в надежде, что кто-нибудь из родных или знакомых, откликнется. Прошло несколько месяцев. Никакой реакции.
Снова пишу в Омск, но уже в Комитет по делам молодежи администрации Омской области. Молодцы ребята: моя информация прошла по радио, и в прессе. В тот же день к ним пришла племянница Г.В.Шипицина Наталья Николаевна Гуторова. Ее мама, родная сестра погибшего героя, жила в Средней Азии. Мы договорились с племянницей по телефону о времени и месте погребения останков ее дяди и что они с мамой приедут проводить его в последний путь.
К сожалению, далее произошло непредвиденное. Мама Натальи Николаевны – пожилая больная женщина, узнав, что в далеком Заполярье найдены останки ее любимого брата, видимо, очень разволновалась и скоропостижно скончалась. Поэтому Наталье Николаевне пришлось сначала съездить на похороны мамы и только после этого в Мурманск.
Она привезла единственную маленькую фотографию Геннадия Васильевича. Я принес ее в редакцию «Мурманского вестника» к заместителю редактора Михаилу Васильевичу Демину и попросил увеличить фотографию. Был конец рабочего дня, однако по его просьбе фотокорреспондент Елена Коваленко задержалась после работы и выполнила срочный заказ.
Затем в очередную годовщину начала Петсамо-Киркенесской наступательной операции войск Карельского фронта и Северного флота в Долине Славы состоялся траурный митинг. Здесь собрались ветераны Великой Отечественной войны, поисковики, молодежь, воины-североморцы, пограничники, авиаторы, мотострелки. У огромной братской могилы – 10 гробов с останками около двухсот защитников Заполярья. У одиночной могилы – гроб с останками героя разведчика старшего лейтенанта Г.В.Шипицина. На крышке гроба его портрет. Рядом плачущая Наталья Николаевна.
Поисковик Игорь Соловьев передает ей как семейные реликвии орден Красного Знамени и медаль «За боевые заслуги», пролежавшие больше полувека в воронке на поле боя. После короткого митинга под траурную музыку все останки были преданы земле. Гремят залпы салюта. Звучит Гимн Российской Федерации. Мимо свежих могил торжественным маршем прошли морские пехотинцы Северного флота.
Геннадий Васильевич Шипицин обрел свой вечный покой далеко от родного Омска. Но Игорь Соловьев дал Наталье Николаевне торжественное обещание осуществлять персональное шефство над могилой.
Из воспоминаний племянницы и данных архива теперь стали известны основные этапы жизни ее дяди. Геннадий родился в 1919 году в городе Омске. После окончания 8-го класса в 1935 году он работал токарем на Омском судоремонтном заводе. В 1940 году призван в Красную Армию и направлен в 58-й стрелковый полк 52-й стрелковой дивизии. В 1941 году перед войной окончил полковую школу младших командиров и получил звание «Младший сержант».
С июля 1941 года командир стрелкового отделения Геннадий Шипицин сражается с гитлеровскими захватчиками на Западной Лице, на «чертовом перевале», на высотах 314,9 и 258,3, в районе озера Крокодил (ныне Дракон). За смелость, инициативу и находчивость направлен во взвод полковой разведки. Здесь в полную силу он проявил свое боевое мастерство и очень быстро, всего за полгода, вырос в воинском звании от сержанта до старшего лейтенанта.
После его гибели в сентябре 1943 года в похоронке, высланной матери, место погребения Геннадия также не было указано.
Недавно я был в Центральном архиве Министерства обороны в г. Подольске Московской области. В отделе учета безвозвратных потерь офицерского состава мне нашли учетную карточку старшего лейтенанта Г.В.Шипицина. В ней указана дата его гибели, но без места погребения.
Теперь, когда останки Геннадия обнаружены на месте боя, на высоте, занятой тогда, в годы войны, противником, все стало ясно. Командование полка умолчало о позорном факте, когда разведчики оставили тело своего погибшего командира, не вынесли его и в последующие дни.
Может быть, погибла вся разведгруппа и некому было вынести к своим тело погибшего командира? Пролистал все архивные документы 28-го гвардейского стрелкового полка. Нашел план атаки опорного пункта немцев на высоте «Стог» разведгруппой полка, подписанный 23 сентября 1943 года командиром полка полковником И.П.Амвросовым. Согласно этому плану разведгруппа полка численностью 95 человек должна была захватить пленных, уничтожить живую силу, разрушить оборонительные сооружения и вскрыть систему огня немецкого опорного пункта на высоте «Стог». Командир разведгруппы – капитан Галушкин. Заместители – старший лейтенант Шипицин и лейтенант Красоткин.
Форма одежды участников разведки боем: в куртках, касках, при погонах, знаках различия и орденах (вот почему в останках Г.В.Шипицина оказались его боевые награды). Документы и письма остаются в подразделениях.
Для обеспечения атаки разведгруппы выделялись 18 орудий разного калибра, 12 минометов калибра 120 мм, 18 минометов калибра 82 мм, 23 станковых пулемета, 6 противотанковых ружей и 20 снайперов.
Вынос раненых и убитых возлагался на блокировочную группу из 24 автоматчиков.
План частной атаки высоты «Стог» казался безупречным. Но действительность зачастую резко отличается от плана. Боевого донесения капитана Галушкина о результатах разведки боем в архиве нет. Есть описание этой операции в журнале боевых действий полка. Вот как это было. (Окончание следует)
Л. ЖУРИН,
председатель Мурманского
областного координационного
совета поисковых отрядов.

Поздравляем юбиляров августа   

   
С 80-летием
Еремеевскую Галину Яковлевну, ветерана труда Омского ССРЗ.
С 75-летием
Медведева Владимира Алексеевича, ветерана труда Иртышской РЭБ.
Комлева Валентина Павловича, ветерана труда Омского ССРЗ.
Добрынина Валерия Серафимовича, ветерана труда КБ Иртышского пароходства.
Кузнецову Валентину Дмитриевну, ветерана труда Омского ССРЗ.
С 70-летием
Вялкова Леонида Романовича, ветерана труда Иртышской РЭБ.
Афанасьеву Тамару Александровну, ветерана труда Омского ССРЗ.
С 60-летием
Линькову Веру Алексеевну, ветерана труда Омского ССРЗ.
Тукиш Людмилу Алексеевну, ветерана труда Омского ССРЗ.
Сучкова Анатолия Алексеевича, капитана теплохода «Беломорский-23».
Москаленко Алексея Николаевича, механика-II штурмана теплохода РТ-771.
С 55-летием
Диденко Татьяну Андреевну, начальника отдела автоматизированной системы управления производством, Управление Иртышского пароходства.
Демидика Виктора Ивановича, механика – сменного капитана теплохода «ОС-2».

Разделы сайта