С профессиональным праздником!   

ДОРОГИЕ РЕЧНИКИ И МОРЯКИ!
3 июля – наш профессиональный праздник – День работников морского и речного флота.
Сегодня флот Иртышского пароходства несет вахту от Черлака – на юге до Полярного круга – на севере Обь-Иртышского бассейна.
Речники Иртыша осуществляют перевозки пассажиров в Омской и Тюменской областях, доставляют грузы в Тобольск и Тару, в Ханты-Мансийск и Салехард. Всех нас объединяет любовь и преданность речному и морскому флоту, который играет важную роль в экономике как Западно-Сибирского региона, так и всей страны.
Разворот нынешней, 165-й навигации на Иртыше, прошел организованно. Флот пароходства успешно выполнил план-прогноз в мае. С хорошими результатами мы завершаем и план июня. Выражаю искреннюю признательность и благодарность всем судовым экипажам, ветеранам труда, всем работникам Иртышского пароходства за добросовестный труд, профессионализм и преданность делу.
От имени Совета директоров и себя лично сердечно поздравляю судовые экипажи, которые несут вахту на реке и в морских широтах, а также работников берега, ветеранов труда с профессиональным праздником!
От всей души желаю вам крепкого здоровья, благополучия родным и близким, а экипажам судов – счастливого плавания!
С праздником!
И.И. Яновский, генеральный директор ОАО "Иртышское пароходство"

Уважаемые речники,    

ДОРОГИЕ КОЛЛЕГИ!
От имени президиума Иртышского баскомфлота сердечно поздравляю вас с профессиональным праздником – Днем работников морского и речного флота!
Примите самые искренние слова благодарности ветераны труда, судовые экипажи и все, кто трудится на предприятиях и в организациях отрасли!
Позвольте с особой теплотой выразить уважением и признательность за ваш очень нелегкий труд, требующий подчас самоотверженности, мужества, большой любви и преданности к выбранной профессии!
Желаю всем трудовым коллективам плодотворной работы, успешной навигации и экономической стабильности, а всем работникам, конечно же, здоровья, счастья, благополучия и достойной оплаты труда!
Г. НЕЧАЕВ,
председатель Иртышского баскомфлота.

Труд Большереченцев - в общую копилку   

Когда-то в структуре Иртышского пароходства было семь предприятий, расположенных в приречных районах Омской области. Теперь бассейновых предприятий два. Среди них –порт Большеречье. Наш коллектив небольшой, но и мы вносим свой вклад в выполнение навигационного плана пароходства. Так, экипаж теплохода РТ-675, под управлением капитана Дмитрия Степановича Алексина работает на линии Тобольск – река Казым. Большереченцы доставляют щебень в Белый Яр. А самым первым рейсом они перевезли песок из Омска в Тобольск.
Кран КПЛ-6, под руководством старшего электромеханика Владимира Александровича Золина успев погрузить уголь из Омска на Черлак, вновь занял место у причальной стенки родного порта. Вот-вот в Большеречье должны доставить уголь и песок.
Теплоход БТ-43, командуют которым капитан Алексей Семенович Чугунчиков и сменный капитан Андрей Алексеевич Степанов, обслуживает пассажирские дебаркадеры.
Все вышеназванные командиры давно трудятся на иртышском флоте и очень преданы ему. Всех ветеранов труда, а также молодых речников поздравляю с профессиональным праздником – Днем работников морского и речного флота. И для всех у меня только одно пожелание – чтобы была работа, максимальная загруженность флота, стопроцентная востребованность плавсостава.
Г. АЛЕКСЕЕВ, начальник порта Большеречье.

Дневник навигации   

Завершается июнь. Навигация подходит к своему зениту. Как работал флот пароходства в первом месяце лета?
По оперативным данным, на 26 июня при плановом расходе времени 86,7 процента флотом Иртышского пароходства июньский план-прогноз по тоннам выполнен на 88,5 процента, а по доходам – на 99,7 процента.
В том числе по нефтеналиву месячный план по тоннам выполнен на 142 процента, а по доходам – на 139,6 процента. По сухогрузным перевозкам результаты чуть ниже: по тоннам – 76,7 процента, а по доходам – 76,9 процента.
Пассажирский флот также завершает июнь неплохо. По пассажирам месячный план уже выполнен на 101,4 процента, а по доходам выполнение месячного плана составило 79,8 процента.
В целом речники Иртыша подошли к своему профессиональному празднику с хорошими производственными показателями. Остается пожелать: так держать!

Со всех широт бассейна   

? Ханты-Мансийск. Основной завоз заявленных грузов в эти широты завершен, но отдельные партии нефтепродуктов речники Иртыша продолжают доставлять потребителям Югры. Это делают экипажи танкеров: ТН-739, 723, 712, 721, 72.
? Полноват. Последнюю партию щебня доставил в северный поселок экипаж теплохода РТ-790.
? Тара. Завершает завоз заявленных в июне различных марок бензина команда танкера ТН-705.
? Большеречье. Продолжается доставка угля по северным районам Омской области. До конца месяца в Большеречье еще один состав перевезет 2200 тонн печного топлива. А строительный песок из Омска доставит теплоход РТ-705.
? Омск. Полным ходом идет подготовка большегрузных судов к эксплуатации. Первый танкер «Ленанефть-2034» выйдет из родного затона уже 1 июля. Следом за ним с разрывом в пять дней под погрузку в Нумги уйдут еще три «Ленанефти». Все они будут работать на перевозке сырой нефти в аренде у ОАО «РИТЭК».
? Усть-Ишим. Второй месяц напряженную вахту несет экипаж «Зари-295» в Усть-Ишимском районе по маршруту Паново – Кайсы. Этот экипаж первым в нашем пароходстве открыл пассажирскую навигацию 2011 года.
? Омск. 28 июня в Омск из продолжительного рейса по маршруту Омск – Салехард – Тобольск – Салехард возвратился пассажирский теплоход «Чернышевский». 29 июня он ушел с пассажирами к Полярному кругу.
? Салехард. Завершилась миссионерская экспедиция теплохода «Механик Калашников». 28 июня теплоход находился в столице Ямала – Салехарде.

Большая работа на малых реках   

Капитан Петр Иванович Нарыгин вышел нас встречать лично. Помог перебраться с трапа через борт. Поинтересовался: «Чем обязан вниманием?». Не стали лукавить: к нему пришли, потому что его экипаж уже сходил в рейс и уже может поделиться кое-какими впечатлениями. А еще и потому, конечно, что давненько не бывали на ТН-716. А Петр Иванович очень хороший, достойный капитан и обделять его вниманием не гоже. Еще в далеком 1994-м принял он танкер северной группы, и была на нем двойная тяжелая ответственность: и капитана, и механика. Через четыре года главную обязанность по механической части переложил на Сергея Валерьевича Скурлатова, который пришел в экипаж в 1995-м году вначале вторым штурманом, затем стал старпомом. Присмотрелся к нему Нарыгин и понял – не подведет, с ним за судовые механизмы можно быть спокойным. А сам остался на вторых ролях при механике. До прошлого года был первым его помощником. Нынче стал вторым.
- Уступил дорогу молодым, - улыбается капитан. – Нынче к нам пришел I помощник капитана – I помощник механика Петр Манасович Абкарян. Его танкер ТН-724 этим летом поставили на холодный отстой.
С Абкаряном мы тоже давние знакомые. Ежегодно, делая репортаж из зимнего затона, встречаемся с ним в бригаде привальщиков. Кроме капитана и механика в экипаже есть еще старожил – повар Людмила Александровна Коробицына.
- Пирожки и шанежки печет вкусные уже четвертый год, за то и уважаем, - смеется капитан.
Скромной оказалась девушка фотографироваться наотрез отказывалась, однако, к вескому слову капитана прислушалась.
Вторую навигацию на ТН-716 старший рулевой-моторист Павел Евтушенко. Пришел в экипаж после учебного комбината. На вопрос, есть ли в планах дальнейшая учеба, ответил неопределенно. А вот Петр Иванович резюмировал:
- Папа-то с мамой флотские. Папа у меня работал старпомом в 2004 году. Так что, думаю, семейная любовь к реке победит, и флотские профессии осваивать будет, и мы ему в этом поможем.
Еще два рядовых – новенькие. Иван Диденко нынче окончил ПУ №15, имеет диплом штурмана – помощника механика. Вячеслав Чижолкин учится заочно на последнем курсе Омского речного училища. Так что в следующую навигацию на одного дипломированного судомеханика станет больше.
ТН-716 – танкер северной группы. И потому местом его ежегодной дислокации было Заполярье. Надым, Уренгой, Таз – вот названия, от которых у капитана П.И. Нарыгина и механика С.В. Скурлатова, проработавших на этом танкере по 17 лет, начинается ностальгия. Ностальгия по заполярным широтам, по напряженной работе, по осознанию того, что только твой танкер способен преодолеть все трудности и вовремя доставить груз северянам.
В прошлом году все изменилось. Доставка и развоз по пунктам Ямало-Ненецкого автономного округа прекратились. В минувшую навигацию ТН-716 был задействован на линии Сургут – Новосибирск – Томск. Экипаж трудился до середины октября и в общей сложности проработал пять месяцев, что по теперешним временам очень даже неплохо.
Нынешняя судьба танкера неизвестна. На наш вопрос о перспективах на навигацию ребята, собравшиеся в рубке, удивленно подняли глаза:
- О чем вы говорите! Мы даже не знаем будет ли следующий рейс. Вы бы видели нашу реакцию, когда после доставки первой партии груза нам сообщили, чтобы мы шли в Омск. Думали, все – отработали!
Подобные мысли закрались неспроста. У ТН-716 уже был такой прецедент. В 2009 году экипаж сходил всего в один рейс, и теплоход вывели из эксплуатации.
- До самой Тары мы шли в неведении. И лишь потом нас обрадовали – вновь пойдем на Конду.
В первый рейс на Конду ТН-716 вышел еще 18 мая, а потому успел доставить груз по большой воде. Однако, по словам капитана, вода падала на глазах. Осадки их танкера в 1м 70 см при грузе в 500 тонн едва хватило, чтобы пройти.
- За нами следом прошел ТН-720, - рассказывает Петр Иванович, - он еще тоже успел пройти без распаузки. А вот теперь-то, наверняка, придется груз паузить на устье Конды. А это, сами понимаете, дополнительная большая работа. Но что делать? На малых реках всегда так. Мы давно на Конде не бывали: лет шесть точно. А в советские времена, ходили туда постоянно, причем флоту было много, шли друг за другом, что называется «веревкой».
П.И. Нарыгин, рад любой работе, на любом направлении. Хотя, чувствуется, скучает по Заполярью.
- В прошлом году, - вспоминает он, - один рейс удалось все-таки сделать в Тазовскую протоку. Буровикам доставляли солярку. Снабжение-то у нас все равно осталось северным. И нынче морские карты получили на всякий случай. А вдруг также, как и в прошлом году, куда-то понадобимся?
Хотелось успокоить капитана и собравшийся в рубке экипаж, сказать: «Непременно будет работа, ведь не зря же вы делали зимой текущий ремонт: меняли трубы в машинном отделении, обшивку борта, привальник, покрасили машинное отделение!». А потом подумалось: «Да они и сами все прекрасно понимают».
Н. ОЛЕНИЧЕНКО.

Звания лучшего достоин   

Прошли те времена, когда государственные и правительственные награды раздавались, как из печки пироги. Действительно, орденами, медалями, разного рода ведомственными значками и знаками, Почетными грамотами Министерства МРФ, а также званиями разных степеней, только в нашем пароходстве «обласкана» не одна тысяча речников. И награждать, безусловно, было за что. Планы речных перевозок, которые спускались сверху, перевыполнялись всегда значительно, в целях дополнительной экономии средств и наибольшей эффективности опробировались и применялись новые методы и формы организации труда. Так, капитаны работали и групповым методом, и по совмещению, и водили большегрузные составы, а судоремонтники трудились большими комплексными бригадами по КТУ на единый наряд. Было время, когда ремонт судов проводили методом горячей профилактики и с применением выморозочных работ…
Теперь навигационные планы складываются из тех цифр, которые обозначены в заключенных договорах. И государству, по большому счету, нет никакого дела до того, выполнит ОАО «Иртышское пароходство» план или нет. Потому и оценивать труд речников у государственных чиновников особой мотивации нет. А между тем, труд работников речного флота остается все таким же тяжелым, напряженным, а порой и экстремально опасным. В прошлом году руководство ОАО «Иртышское пароходство» решило устранить несправедливость и отметить своих лучших работников медалями Иртышского пароходства. В числе немногих награжденных медалью «За заслуги перед флотом» был Василий Иванович Королев. И выбор этот был неслучаен.
Василий Иванович – основатель речной династии. В середине 70-х годов он попал на теплоход «Пржевальск». Старательный, работящий, ответственный, он настолько хорошо себя зарекомендовал, что через год капитан А.В. Тращенко взял в команду еще двоих его братьев. Королевы старались не ударить в грязь лицом, оправдать доверие, поддерживали друг друга. И уже тогда Василий понял: семейственность – это хорошо! Это надежная опора, поддержка и ответственность. Поэтому, когда сам принял теплоход, он никогда не противился тому, что в экипаже работают родственники. Наоборот только приветствовал это. Он знает: на своих можно положиться, как на себя. И если что, спросить со всей строгостью, «по-свойски».
Шесть лет в составе экипажа трудятся сын капитана Королев Алексей Васильевич старпомом и зять Власов Дмитрий Викторович – I помощником механика. Командиров вырастил экипаж. А вначале оба работали рядовыми. Причем хлебнули по полной, когда приводили ржавый корабль в «божеский» вид. Что же касается экипажа в целом, то, как и бывает у хороших капитанов, коллектив здесь стабильный. Все командиры трудятся подолгу.
Сам Василий Иванович нарабатывал свой капитанский стаж вначале на сухогрузах: «Благовещенске», «Омском-118». В середине 80-х годов окончил НИИВТ по специальности – эксплуатация водного транспорта. Потом, в трудные 90-е, освоил морские маршруты, а вместе с ними и английский язык, как международное средство общения в иностранных портах. За его плечами свыше 40 лет флотского стажа, сотни портов, в которых он побывал в нашем бассейне и за рубежом, тысячи речных и морских милей, тысячи тонн перевезенных грузов, десятки обученных судоводительскому мастерству юных мальчишек. Он удостоен почетного звания «Специалист высшего класса», награжден несколькими значками «Ударник пятилетки», медалями «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири», «300 лет Российскому флоту».
Капитан Королев управляет одним из самых большегрузных и современных танкеров нашего пароходства. И потому он всегда работает на самых ответственных и трудных маршрутах: будь то перевозка сырой нефти по Обской губе и перевалка у мыса Трехбугорного, или доставка нефтепродуктов через Карское море в заполярный Харасавэй. Впрочем, когда требуют обстоятельства, он – в числе лидеров освоения новых маршрутов. Так было три года назад, когда впервые доставлял нефтегруз на Ташару Новосибирской области.
В этом году танкер «Ленанефть-2034», которой отданы последние 12 лет жизни, сдан в эксплуатацию 30 июня в самый канун профессионального праздника речников. Он будет задействован на перевозках сырой нефти для ОАО «Ритэк».
Василий Иванович как всегда, улыбчив, разговорчив, эмоционален. И, несмотря ни на что, верит в иртышский флот!
Н. ИВАНОВА.

На вахте - портовики Тары   

У речников Тарского порта продолжаются трудовые будни. После майского половодья на Иртыше постоянно находятся в рейсе экипажи судов БТ-307 (капитан Гуц Валерий Михайлович), БТ-45 (капитан Кондрашов Петр Иванович). Они производят перестановку пассажирских причалов, тралят подходы к ним. От того, как качественно эти теплоходы выполнят свою работу, во многом зависит безаварийная работа пассажирского флота.
В период пассажирской навигации напряженно трудятся коллективы остановочных пунктов Тевриз (начальник Кошкин Василий Степанович), Усть-Ишим (начальник Краснов Леонид Алексеевич). Коллектив порта поздравляет Л.А. Краснова с днем рождения, дата которого совпала с нашим профессиональным праздником.
Ведут погрузочно-разгрузочные работы на Иртыше экипажи плавучих кранов КПЛ-1, КПЛ-85, под командованием старших электромехаников Ф.Н. Ахунова и С.В. Сиюткина.
Обслуживают транзитный и рейдовый флот бункеровочные базы «ББ-20» (механик Ю.Ю. Яковлев), «ББ-26» (механик В.В. Шишкин), а также «НСКПО-1» (старший механик И.И. Осипов).
Сердечно поздравляем плавсостав и береговых работников порта, ветеранов – речников, находящихся на заслуженном отдыхе с Днем работников морского и речного флота. Всем здоровья, счастья и успехов!
Администрация Тарского порта.

Первый герой труда   

   (О Кузнецове Ф.Г.).

В те времена, когда я работал на Омском судоремонтно-судостроительном заводе, наше предприятие считалось лучшим не только в городе, в Обь-Иртышском бассейне, но и в целом по Министерству речного флота. Судите сами. Завод вырастил троих Героев Социалистического Труда – Ф.Г. Кузнецова, В.В. Назарова, В.В. Кимбина. На судах, приписанных заводу, несли вахту четыре лауреата Государственной премии СССР.
Но первым, кто стал на заводе Героем Социалистического Труда, был талантливейший механик и замечательный человек Федор Григорьевич Кузнецов.
Родился Ф.Г. Кузнецов в 1914 году в Забайкалье – на станции Андриановка Читинской области. Здесь он окончил школу фабрично-заводского обучения. Работал машинистом на электростанции. Перед войной служил в Красной Армии, участвовал в разгроме японских захватчиков на озере Хасан.
Но вот дальнейшая биография Федора Григорьевича неотделима от Иртышского пароходства. В далеком уже 1938 году пришел Федор Кузнецов на Омский судоремонтный завод. В отделе кадров завода имени Сталина (так называли тогда наш судоремонтный завод) направили Кузнецова на флот старшим мотористом теплохода «Валерьян Куйбышев». Тогда в пароходную пору теплоходы были еще большой новинкой. А Федор Григорьевич уже считался опытным специалистом по дизелям. Старательность трудолюбивого молодого специалиста была замечена. И вскоре Кузнецова назначили механиком на разъездной теплоход «Стрела». Судов не хватало, а перевозки росли. Поэтому и разъездной теплоход поставили на перевозки грузов. Экипаж «Стрелы» ходил по Иртышу и Оби даже до Салехарда. На глазах механика Кузнецова менялся флот Иртышского пароходства. Да и сам бассейн неузнаваемо преобразился. Если в пятидесятые годы по берегам таежных и тундровых рек стояли почерневшие от времени чумы хантов и ненцев, то теперь повсюду поднялись этажи новостроек. Это во многом благодаря труду речников, таких, как механик Кузнецов, на Средней Оби встали города Нижневартовск, Сургут, а на севере бассейна – Надым, Уренгой, Ямбург…
Самой яркой страницей во флотской биографии Ф.Г. Кузнецова был теплоход «Художник Греков», построенный Сормовскими корабелами в 1950 году. Именно на этом теплоходе Федор Григорьевич вырос до первоклассного механика, стал известным специалистом во всем Обь-Иртышском бассейне. И не только в Сибири. Его почин по удлинению межремонтных периодов подхватили речники Волги и Амура, Камы и Лены… Механик Кузнецов и его экипаж за счет отличного содержания судовых механизмов 15 навигаций эксплуатировали теплоход «Художник Греков» без заводского ремонта. В результате чего сэкономлено сотни тысяч рублей финансовых средств, много топлива. А главное – их почин был поддержан как в нашем бассейне, так и в других пароходствах России. Конечно, его опыт изучали, механик Кузнецов не раз выступал на Коллегии министерства речного флота и в Президиуме ЦК профсоюза.
Так в чем же был секрет механика Кузнецова? По словам самого Федора Григорьевича, это, прежде всего – высокий инженерный уровень технической эксплуатации судовых механизмов. Неукоснительное проведение плановых профилактических уходов по заранее разработанным графикам и, конечно, применение оптимальных режимов работы главных и вспомогательных двигателей. Большое внимание Федор Григорьевич уделял также повышению квалификации, технической учебе, поиску новых, более совершенных форм технической эксплуатации судовых механизмов. Важно помнить, что совершенству в любой профессии нет конца. И этому принципу механик Кузнецов был верен всегда. Надо признать, что экипаж теплохода «Художник Греков» в те годы был маяком в Иртышском пароходстве. Команда этого теплохода одна из первых начала работать по хозрасчетному принципу и уже тогда имела солидный капитанский фонд. Часть средств из этого фонда уходила на поощрение команды, приобретение культинвентаря, а большую часть денег экипаж перечислял на строительство жилья для плавсостава, детских учреждений. Словом, в 60-70е годы «грековцы» показывали пример во всем. К тому же, теплоход «Художник Греков» многие годы был кузницей кадров для иртышского флота. Сколько молодых речников поставил на ноги наставник Кузнецов. На этом теплоходе мотористом начинал свой путь Виктор Тихонович Сорокин, который позднее несколько лет руководил цехом технической эксплуатации на Омском ССРЗ. Школу механика Кузнецова прошли известные на реке специалисты Владимир Иванович Фролов, Михаил Федорович Седых.
Заслуги механика Кузнецова были замечены и высоко оценены государством. 14 сентября 1966 года Президиум Верховного Совета СССР присвоил иртышскому новатору Ф.Г. Кузнецову звание Героя Социалистического Труда с вручением ему ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот». Еще раньше он по праву получил почетное звание «Заслуженный рационализатор РСФСР».
Федор Григорьевич был очень трудолюбивым человеком. Даже после ухода на пенсию он еще долго работал на заводе линейным механиком, позднее - автослесарем в гараже Берегового производственного участка.
Сегодня на морских широтах несет вахту бывший иртышский рефрижератор – «РФ-606». Еще при жизни ветерана этому теплоходу было присвоено новое имя – «Механик Кузнецов». Федор Григорьевич был удостоен многих других государственных наград. Среди них - медали: «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», «За трудовое отличие», «За трудовую доблесть», «300 лет Российскому флоту». По праву заслужил он звание «Лучший механик МРФ».
Ф.Г. Кузнецов прожил долгую и активную жизнь. Он был первым председателем Совета механиков в Иртышском пароходстве. Умер он в Омске 16 августа 2005 года, когда ему шел 91-й год.
Любовь к реке и флоту подарила ему ни с чем не сравнимую радость труда, высокое профессиональное мастерство, много добрых и верных друзей. Его отличительными чертами были профессионализм, дисциплинированность, требовательность к себе и подчиненным, высокая культура в обращении с подчиненными.

 

И мы ковали победу   

(Из воспоминаний котельщика Омского судоремонтного завода Михаила Ивановича Поткина).
Я часто вспоминаю военные годы и те трудности, которые принесла война нашему народу. Уходили на фронт лучшие сыны завода и флота. Их места занимали женщины и подростки. Моя жена пошла работать матросом на местный флот, а старший сын Борис в 12 лет поступил на военный завод, эвакуированный из Ленинграда.
Многие экипажи судов состояли целиком из одной семьи. Семья шкипера Семилетова работала на лихтере, а семья Морковнина – на лесовозе. Нелегко им было с малолетками бросать якоря, производить учалку и ставить сваи. Дети и женщины надрывались на тяжелых работах. Война требовала самопожертвования во имя победы. Шкипер Морковнин похоронил свою жену во время военной навигации, а маленькую дочь отправил в дом инвалидов. В первый год войны к нам прибыл эшелон из города Ростова-на-Дону с рабочими судоремонтного завода. Эвакуированных было около 120 семей. Их нужно было обеспечить жильем и трудоустроить. Для плавсостава заключали договора с частным сектором. Отдавали под жилье кухни, а сам готовили пищу в комнатах на плитках – каминчиках.
Завод получил задание выпускать военную продукцию. Нужно было срочно строить новые спеццехи. Для его решили ломать старые деревянные баржи, борта и палубы отдавали рабочим на дрова, а днище пускали на строительство цехов. Были организованы бригады, которые работали только во внеурочное время и по выходным дням, не в ущерб основной работе. Вот так выходили из затруднительных положений. Соблюдали строжайшую экономию материала, особенно металла, разрубали старые корпуса судов и пускали на судоремонт, а новый металл берегли на военную продукцию и подводную часть судов. При разборке старых деревянных барж собирались болты и шпили для повторного их использования на судоремонте.
Работы на заводе день ото дня все прибавлялось, а многие рабочие, самые сильные и здоровые уходили на фронт по мобилизации или добровольно. Я сам два раза ходил в военкомат, но каждый раз меня браковали по слуху, который был потерян при контузии в Гражданскую войну. Всю войну я работал котельщиком и больше всего по выпуску военной продукции. Сначала гнул цилиндры для авиабомб, а как построили спеццех и стапели, перешел на строительство бронекатеров. С постройкой катеров у нас поначалу дело шло неважно, хотя руководил этой работой опытный военный специалист по фамилии Герасименко и военпред, капитан 3-го ранга Алешин.
Дело в том, что бронелисты поступали на завод большими бухтами, их нужно было править. После правки проводились испытания, при которых на листах появлялись трещины или их пробивала пуля. В основном трещины появлялись во время клепки металла. Люди работали по-ударному, всю войну трудились без отпусков. Жили в тяжелых условиях. Многие голодали и болели дистрофией.
Но наши заводчане, как и весь советский народ, выстоял, перенося все тяготы войны. И долгожданная победа пришла. Нам приятно осознавать, что и наш труд был внесен в общее дело по разгрому врага.
По материалам Народного музея иртышских речни

Никто не забыт, ничто не забыто   

22 июня по всей России проходил День памяти и скорби.
70 лет назад началась Великая Отечественная война против немецко-фашистских захватчиков. Она длилась 1418 дней и ночей. Потери были огромны. В этой войне Советский Союз потерял 26 миллионов человек, в том числе много солдат и офицеров, мичманов и матросов.
В боях с немецкими оккупантами принимали участие и речники Иртышского пароходства, многие из которых не вернулись с полей сражений. В 1982 году воинам-речникам, отдавшим свою жизнь за свободу и независимость Родины, речники открыли памятник. На гранитных плитах этого мемориала выбиты 187 фамилий водников – штурманов и капитанов иртышского флота, токарей и слесарей Омского судоремонтно-судостроительного завода, бывших работников речного порта, речного училища, больницы водников.
22 июня работники Иртышского пароходства, среди которых были участники Великой Отечественной войны Борис Иванович Муравьев, труженица тыла Галина Георгиевна Муравьева, возложили цветы к мемориалу. Они вспоминали, как началась война и тех, кто отдал свои жизни, защищая Отечество от немецкого фашизма.

Команда Печкуровых   

Для экипажа ТН-1007 нынешняя навигация складывается удачно. 4 мая теплоход вышел в первый рейс из Омска в Тару. Затем еще два рейса команда под руководством опытного капитана Юрия Александровича Печкурова ходила в Тару, доставив в столицу Северного Прииртышья очередную партию нефтепродуктов. А затем были рейсы на реку Казым. Говорят, капитану Печкурову везет. Но везет тому, кто сам везет. И в прошлую навигацию, работая на Сургутской линии, команда ТН-1007 добилась отличных результатов. В Омск экипаж этого танкера возвратился 1 ноября, своим приходом к родным причалам печкуровцы закрыли транзитную навигацию.
Все, кто бывал на этом танкере, в один голос говорят, что здесь как дома у хорошей хозяйки. Кругом порядок и чистота. А вахту несут здесь пять членов флотской династии Печкуровых. Глава ее – капитан Юрий Александрович, только на этом танкере трудится 17 лет, а на флоте более тридцати. Он – выпускник Омского РУ, как и младшие братья Дмитрий и Евгений Печкуровы. Дмитрий Александрович – механик на ТН-1007. Здесь же трудится поваром его жена – Вера Владимировна. Супруга капитана Светлана Николаевна на флоте с 1987 года, сейчас она – матрос-моторист. Сын Дмитрия – Владимир, курсант Омского речного училища работает на танкере мотористом-рулевым.
Все Печкуровы трудолюбивые, целеустремленные. К примеру, Дмитрий Александрович без отрыва от производства окончил НГАВТ по экономической специальности. Братья – известные спортивные речники. В училище они активно увлекались греблей. Дмитрий и сейчас постоянный участник зимних спартакиад речников.
Братья Печкуровы преданы флоту и очень любят реку. Правда, Евгений Александрович теперь больше моряк. Он руководит транспортной компанией по оказанию услуг морским судам. Работает в нашем бассейне в Обско-Тазовской губе.
Капитан Юрий Александрович гордится тем, что братья, окончив Омское РУ, продолжают трудиться на флоте. Если сложить их общий трудовой стаж, а также флотский стаж их жен Светланы Николаевны и Веры Владимировны, то получится хорошая цифра – далеко за сто лет.
И еще. Отмечая многолетний и добросовестный труд на иртышском флоте, год назад руководство пароходства наградило капитана танкера ТН-1007 Ю.А. Печкурова медалью «За заслуги перед флотом». Навигация-2011 в самом разгаре. И, думается, династия Печкуровых добьется новых высот в труде.
В. ГРИГОРЬЕВ.

Чукотский рейс   

(Продолжение. Начало в № 6,7).
5. В ДРЕВНЕЙ СТОЛИЦЕ
Четырнадцатого января 1965 года в Майдзуру с раннего утра стояла располагающа к прогулке погода. На термометре – плюс восемнадцать градусов. Пятнадцать счастливчиков из экипажа лесовоза с нетерпением поджидают автобус, выделенный мэрией для поездки в Киото. Моряки жаждут смены обстановки, мечтают забраться подальше от моря и кораблей.
Комфортабельный автобус подается прямо к трапу. С нашей группой в поездку отправляется директор интерклуба Цукесабуро Иногаки и его молоденькая помощница Хисико. Она будет развлекать туристов исполнением песен, музыкой и всем, что положено выполнять гиду. Большую часть расходов по поездке взяло на себя «Общество процветания порта» и ее председатель, мэр Ясуси Сатани. Первый русско-японский разговорник для моряков составил Иногаки-сан. Девиз «Сделать Японское море морем мира, а порт Майдзуру – портом дружбы» украшают обложку книжки, подаренной мне автором.
Ровно в восемь местного времени покидаем тихую гавань и направляемся навстречу ласковому солнцу. Хисико быстро овладела нашим вниманием. Мелодичный голос, чистое без следов косметики личико… На головке ловко сидит слегка надвинутая на лоб синяя пилотка. Темно-синий жакет и юбка делают ее похожей на стюардессу авиалайнера. Девушка включает магнитофон, и ритмичная легкая музыка приводит нас в умиротворенное состояние. Дорога петляет пока по городу, встреч мало. Иногаки-сан сидит в кресле передо мной и сейчас переводит нам сообщения гида. Говорит своим мягким голосом чисто, немного затягивая окончания слов. Наш друг обожает блюда российской кухни, особенно борщ. В годы войны он служил переводчиком в штабе начальника разведки японских войск, расквартированных на Корейском полуострове. Потом плен…
«Везли нас в теплушках через всю Сибирь, Урал, в ваши западные области. Я все думал, как возможно такую огромную территорию завоевать и оккупировать? В дороге нас никто не обижал и не унижал. Конвойные делились с нами табаком, очень дорогим в ту пору. Каждый новый день пути отдалял нас от родины, и это было видно по настроению моих товарищей. На Лубянке меня как важного пленника поместили в отдельную камеру. Там я и познакомился с «Войной и миром» Льва Толстого, ставшего моим любимым писателем на всю жизнь. Домой я вернулся через восемь лет и сразу вступил в Социалистическую партию Японии».
За окном промелькнули фабричные строения крупного предприятия «Дайза Босэни», и мы вырвались на просторы. Дорога теперь пошла среди невысоких гор. Хисико сейчас рассказывает о культурах, выращиваемых в срединной части Хонсю. Конечно, преобладает рис. Писатель Илья Александрович Гончаров делится своим первым впечатлением от посещения Нагасаки на фрегата «Паллада»: «На берегу видна деревня и ряд террас, обработанных до последней крайности, до самых вершин утесов и вплоть до крутых обрывов к морю, где уже одни каменья стоймя спускаются в океан и где никакая коза не влезет туда. Нет вершка необработанной земли, и все в гору, в гору. Везде посеян рис и овощи». Наблюдаемый сейчас пейзаж за окном полностью совпадает с зарисовкой писателя. Разница лишь в том, что современный крестьянин снимает урожай риса дважды в год. Желая отвлечь Иногаки от далеких воспоминаний, спрашиваю его, знаком ли он с творчеством Гончарова?
- Как же, как же, его «Фрегат «Паллада» занимает достойное место в моей библиотеке, - с некоторой гордостью отвечает Иногаки, - а его Кавадзе – переводчик нагасакского губернатора, стал не только моим любимым героем, но и некоторым образом, и сэнсэем – учителем. В работе переводчика важно передать и интонацию говорящего, и главный смысл сказанного, и настроение персон, ведущих беседу.
Бензоколонки, мотели, придорожные ресторанчики… В выходной день встречается много отдыхающих на своих личных машинах. Во время короткой остановки у бензоколонки мое внимание привлекает молодая семья, которая подкатила к заправке одновременно с нами. Муж и жена, при них двое чистеньких дошколят, одетых в шерстяные костюмчики. Пока путники кормили детей и подкреплялись чаем, служащие в униформе компании заправили машину, сделали осмотр. Расчет чеком за услуги тут же за столом, и снова в путь…
Перед въездом в Киото медленно поднимаемся на высокий перевал. Дорога петляет среди бамбуковых рощ. Делаем еще одну остановку. С жадностью вдыхаю прохладный горный воздух. Хисико показывает рощу многолетних дубов. Раскидистые сосны и пихты «мами» дружно карабкаются на горную вершину, с которой проглядываются в дымке очертания большого города. Иногаки ведет своих подопечных в ресторанчик, который приткнулся к южному склону горы.
- Здесь очень вкусно готовят «умани», и вы сейчас в этом убедитесь, - на ходу приговаривает переводчик. В чистом дворике нас встречает сама хозяйка. Рослая, плотная, средних лет японка искренне радуется нашему появлению. На ее слегка подрумяненном полном лице не видно признаков любопытства или удивления.
С удовольствием поглощаем рис с курятиной, сваренный с душистыми корешками лотоса, отварной батат и свежие побеги молодого бамбука. «Бамбук необходим мужчине для стойкости», - посмеивается Иногаки, уплетая рис палочками быстрее всех. Рюмка сладковатого саке и стакан ключевой воды завершают обед. Остановка рассчитана по минутам. Благодарим хозяйку и, выкурив на ходу сигарету, продолжаем свой путь.
Город самых красивых женщин» возник перед нами внезапно. У буддийского храма Иногаки дает знак водителю остановиться. Пока мы разглядываем внутреннее убранство деревянного храма и его обитателей – монахов с бритыми головами, японский социалист совершает все необходимые обряды. Устав его партии разрешает верить в бога и посещать храмы. Экскурсию начинаем с центрального городского парка. На возвышенном месте красуется огромный храм постройки XII века. Материал – лиственница, ни одного гвоздя. Тайна состава пропитки бревен, сохранивших прочность до наших дней, так и не раскрыта японскими учеными. «Жизнь и смерть – одно и то же для того, кто полагается во всем на милость Будды» - переводит нам Иногаки одну из буддийских заповедей, начертанных на воротах.
Императорский дворец, национальная художественная галерея, мемориальный зал, где собрано по горсти земли с могилы неизвестного солдата со всех концов мира. Кто-то из туристов напоминает главному гиду про его обещание посетить одну из сотни «окия», - спецшкол, где готовят гейш. «Сегодня – выходной день, и девушки отправились посещать своих родственников», - сожалеет в ответ Иногаки. Покидаем нешумный старый город, так и не увидев местных красавиц в шелковых кимоно, обутых в деревянные «гэта» и обязательно с самусеном в руках.
Геннадий МАНУШКИН,
капитан дальнего плавания.
(Продолжение следует).

Разделы сайта