Дневник навигации   

Завершается август. С какими результатами флот пароходства подходит к финишу уходящего месяца?
По оперативным данным, на 21 августа при плановом расходе времени на 67,? Процента флотом пароходства месячный план августа по тоннам выполнен на 60,9 процента, а по доходам – на 59,5 процента.
В том числе по нефтеналиву, августовский план-прогноз по тоннам выполнен на 52,2 процента, а по доходам – на 50,5 процента.
По сухогрузным перевозкам оперативные результаты значительно выше: тонны – 80,2 процента, доходы – 104,1 процента.
А как идут дела у экипажей пассажирского флота? По перевозкам пассажиров месячное задание на 21 августа выполнено на 65,4 процента, а по доходам – на 63,4 пройента.

Курьер   

Мыс Трехбугорный. Продолжается доставка сырой нефти с месторождений Андры и Нумги к морским транспортам. В зависимости от погоды перевозка нефти осуществляется либо у мыса Каменного, либо у мыса Трехбугорного. В настоящее время началась загрузка уже третьего по счету морского танкера. В адрес ОАО «РИТЭК» доставляют груз «Ленанефти» -2006, 2025, 2026, 2033, 2034 и «Григорий Усиевич».
Гыда. «Беломорский-28», доставив продовольствие в этот Заполярный пункт, выгружает остатки груза в Тадибя-Яхе. Затем в Салехарде он примет очередную партию груза для Гыды.
У острова Начальный стоит РТ-722, который привел из Сергино две баржи со стройматериалами и щебнем.
Из Нижневартовска дизтопливо на морской танкер в район мыса Трехбугорного доставили танкеры «Николай Животкевич», «Тимофей Белозеров», «Ленанефть-2019». Туда же направляются еще две «Ленанефти» - 2010 и 2023.
Белый Яр. Последний состав со стройматериалами и железобетонными изделиями на реку Казым привел из Омска РТ-675. Он доставляет груз до Полновата, а там СТ-314 перегружает его и по мелководью везет в конечный пункт.
Тара. Завоз нефтепродуктов осуществляют экипажи танкеров ТН-712, 716.
Тевризский район. Продолжается погрузка двух барж щебнем на причалах Майера. Состав в Бакшеево поведет РТ-792. 15 августа туда уже ушел РТ-791, который кроме баржи со щебнем доставит туда и кран для его перегрузки.
Усть-Ишим. По приречным пунктам этого северного района развозят уголь экипажи речных толкачей РТ-685 и РТ-705. Формируются составы с углем на Тару и Большеречье.
Омск. 24 августа в Омск из очередного рейса возвратился пассажирский теплоход «Родина». 25 августа экипаж этого теплохода уйдет с пассажирами в столицу Ямала – Салехард.
Салехард. Земснаряд «Ямал» завершил разработку судового хода на реке Широкая. 25 августа пассажирский теплоход «Механик Калашников» встанет на привычный маршрут Салехард – Антипаюта.
 

Ах, белый теплоход!   

Еще в начале лета, как только заходила в Службу эксплуатации и движения флота, слышала: «Напишите про Гучева. Вот капитан, на которого многим его коллегам нужно равняться: полуторагодовой средний вытянул, теперь один обеспечивает всю Омскую область углем, а между рейсами еще и несет дежурные вахты в затоне. При этом не ропщет, хотя мог бы, при его наградах и званиях, которые давались, между прочим, не просто так, а исключительно за введение передовых методов судовождения, за перевыполнение плана перевозок, за содержание теплохода в отличном техническом состоянии, за обеспечение перевозок в труднодоступных местах, за сохранение стабильного экипажа… Его медали, ордена и звания – показатель мастерства и опыта.
Со всеми доводами была согласна и под каждым словом готова подписаться. Всегда писала о А.И. Гучеве, как об одном из лучших капитанов Иртышского пароходства. А тут, вот незадача, как-то не получалось застать РТ-685 в затоне. И вот, наконец, долгожданная встреча!
Да, все верно, средний ремонт РТ-685 длился чуть ли не два года. 9 августа 2009 года его вывели из эксплуатации, а 20 мая 2011 года теплоход вновь ввели в работу. Конечно, за это время экипаж, постоянством которого славился РТ-685, распался. Люди разошлись по другим судам, некоторые вообще ушли с флота. Особенно жалко капитану штурмана Д. Рыбина.
- Поначалу и он ушел в другой экипаж, однако, что-то там не сложилось, и он подался контрактником в армию. Жаль, репчник был толковый.
Из всего прежнего экипажа верны своему «эртэшнику» остались капитан и механик. Да это и понятно: лишь они эти два года тянули на себе все тяготы среднего ремонта. И это тоже не случайно. 17 лет работают Анатолий Иванович Гучев и Андрей Владиславович Рачкаускас вместе. За эти годы сколько ремонтов пережито и в гораздо худшие времена!
РТ-685 стал как новенький, ему сменили корпус, капитально отремонтировали двигатели, другие судовые механизмы. Он безупречно выкрашен, командиры заменили даже деревянные двери рубки на современный пластик. Все сделано с любовью и основательно. Это отмечают все, кто бывал на борту РТ-685, кто спускался в машину, заглядывал на камбуз, в каюту, в рубку. По словам капитана, даже капитан-наставник удивился чистоте машинного отделения. Что уж говорить о нас, так и хотелось запеть: «Ах, белый теплоход, бегущая волна…»
Капитан и механик, набрав новую команду, готовились, как обычно, в дальние заполярные рейсы, место, где в прежние годы всегда дислоцировался РТ-685.
Однако, работать пришлось по приречным пунктам Омской области: Черлак, Черемушки, Большеречье, Речапово, Тара. - Самый дальний рейс, – горько усмехается капитан, - до Усть-Ишима. Это, конечно, не остров Начальный, куда в позапрошлом году ходили в дровами. Здесь коэффициент не тот. А потому зарплата особенно у рядовых, будет не большая, мотивации закрепиться именно на этом теплоходе, у команды не будет. И, как результат, - вновь кадровая чехарда.
В этом году А.И. Гучеву повезло. Все ребята хорошие..
- Конечно, многое, - считает капитан, - зависит от командиров. Не потому, что нужно молодых как-то прессовать, давить личным авторитетом и подавлять их индивидуальность. Авторитет и уважение зарабатываются другим – личным примером. Вот я, например, также, как и Рачкаускас, на покраске теплохода и машинного отделения, работали наравне с рядовыми, не чураясь тяжелой, грязной физической работы. И мальчишки, глядя на нас, понимали – мы - одна команда, работаем на одну задачу, причем все одинаково, невзирая на звания, должности и заслуги.
Сейчас у капитана, в прошлом заядлого курильщика, порвавшего с этой вредной привычкой четыре года назад, есть еще одна задача – приобщить к здоровому образу жизни молодежь. Пока не получается, но личный пример – великая сила.
Все лето развозил уголь по районам экипаж РТ-685 . И всегда месячные планы, когда это зависело от него, выполнялись досрочно. Августовский план – 17 тысяч тонн угля, если не подведут поставщики, также будет сделан!
Н. ОЛЕНИЧЕНКО.

Получите дивиденды   

ОАО «Иртышское пароходство» с 1 августа 2011 года начинает выплату объявленных дивидендов по всем типам акций по итогам 2010 финансового года.
Выплата дивидендов будет осуществляться следующим образом:
- акционерам, не состоящим в настоящее время в трудовых отношениях с обществом, пенсионерам и лицам, проживающим за пределами Омской области, через Омский филиал ЗАО «Регистраторское общество «СТАТУС», по адресу: город Омск, ул. Кемеровская, дом 10, комната №202, в часы работы регистратора, телефон 250-550;
- акционерам, работающим на момент выплаты дивидендов в акционерном обществе, - по месту основной работы по подразделениям пароходства;
- акционерам – юридическим лицам – путем перечисления денежных средств на расчетный счет в банке.
 

Судостроение возвращается   

Речники Иртышского пароходства отправили заказчику первый пассажирский плавучий понтон, построенный на стапелях Омского ССРЗ.
Это событие для коллектива Омского судоремонтно-судостроительного завода, да и в целом всего Иртышского пароходства много значит. Ведь почти два десятка лет мы практически не строили новые суда. И вот в этом году поступил ответственный заказ от администрации Ханты-Мансийского автономного округа. Для пассажирского вокзала столицы Югры требовалось построить два плавучих понтона. Конечно, были сомнения. И не только у специалистов завода, но и в некоторых службах пароходства. Однако в течение текущего года такие сомнения оказались напрасными. У речников Иртыша есть богатый опыт судостроения. В прошлом веке мы ежегодно спускали со стапелей завода и буксирные теплоходы, и мощные краны. А главное на заводе есть прекрасные специалисты – сборщики судовых корпусов, сварщики, газорезчики… И как результат – первый плавучий понтон 25 июля был спущен на воду, а в середине августа иртышский теплоход отбуксировал его в Ханты-Мансийск.
На очереди – второй плавучий понтон. В октябре его необходимо отправить заказчику. За оставшийся период предстоит напряженная работа не только специалистов корпусного цеха, техотдела, а всего завода. Задача №1: до середины сентября завершить все сварочные работы. Для этого принимаются дополнительные меры и на заводе, и в пароходстве.
Судокорпусники, сварщики из бригады Сергея Молодцова, безусловно, в приоритете. Корпусные работы во многом специфичны. Стать хорошим профессионалом своего дела можно только при очень большом желании и при многолетней практике. И такие специалисты в бригаде Сергея Борисовича Молодцова есть. Это судосборщики С.И. Бабич, Ю.Л. Силаков, сварщики А.Ю. Саватеев, А.Н. Шакин, Д.Д. Облендер, Л.В. Малахов… Они – мастера на все руки. Причем бригада С. Молодцова не только строит суда, зимой она выполняет основной объем судоремонта, модернизацию иртышского флота.
Конечно, как и в любом коллективе, на Омском ССРЗ немало проблем. В перестроечные годы мы вынуждены были сокращать кадры. А теперь с возобновлением судостроения надо укреплять этот важнейший участок производства такими специалистами, как сварщики, газорезчики, маляры, краснодеревщики. И успокаиваться на достигнутых успехах не стоит. Впереди новые задачи, в том числе по машиностроению и выпуску товаров бытового назначения.
Г. ВСТАВСКИЙ.
На этом снимке вы видите первую ласточку судостроения – пассажирский плавучий понтон.
Фото Р. РАМАЛДАНОВА.
 

Почетный гражданин города Тары   

31 июля в старинном Тарском граде прошел праздник города. Таре исполнилось 417 лет.
Совей историей Тара во многом обязана речникам. Именно по реке пришел в будущую Тару отряд стрельцов князя Андрея Елецкого, который и основал весной 1594 года г. Тару. Отсюда по Иртышу торговали с Бухарой, Китаем, Монголией. Вклад речников в развитие экономики Тары, да и всего северного района, огромен. Поэтому речники Тары всегда были на особом счету, как у руководителей старинного города, так и у жителей Тары.
Когда Таре исполнилось четыре века, звание «Почетный гражданин города Тары» было присвоено фронтовику, начальнику грузового участка Тарского порта Владимиру Дмитриевичу Рощенко. А нынче такого высокого звания удостоился другой ветеран труда Тарского порта, Иртышского пароходства Грушенко Николай Ильич. Свидетельство о присвоении звания «Почетный гражданин города Тары» было вручено 31 июля на стадионе «Олимп».
В далеком уже, 1953 году, Николай Ильич окончил Омское техническое училище водного транспорта. Работал на судах Иртышского пароходства. Позднее он окончил Новосибирское речное училище, Новосибирский институт инженеров водного транспорта.
Николай Ильич прошел путь от машиниста парохода до старшего механика пассажирского дизель-электрохода «Композитор Мусоргский». С 1959 по 1961 год работал на пароходе «Михаил Калинин».
В 1967 году Н.И. Грушенко был переведен на береговую работу. Он был назначен групповым механиком в ЦТЭ Омского ССРЗ. Два года с 1973 по 1975 г. Николай Ильич руководил цехом текущего и навигационного ремонта, откуда был переведен в Тару и назначен директором Тарской ремонтно-эксплуатационной базы флота. В Таре Грушенко трудился 15 лет до ухода на пенсию. Но и на пенсии Николай Ильич не искал тихой гавани. Он и по сей день ведет активную общественную работу, являясь членом Совета ветеранов труда г. Тары. Сегодня Николай Ильич Грушенко – председатель общества сирот участников Великой Отечественной войны. В школе №4 г. Тары активно работает морской кружок «Альбатрос», который создал ветеран труда Н.И. Грушенко.
В мае 2007 года Николай Ильич Грушенко с племянницей Татьяной Петровной побывал в Старорусском районе Новгородской области, где погиб его отец в марте 1942 года. Более 60 лет отец Николая и Петра – Грушенко Илья Меркурьевич считался без вести пропавшим. Но братья не сдавались, они все эти годы искали место последнего боя отца. В 2006 году поисковики из отряда «Красноярец» нашли медальон красноармейца И.М. Грушенко. Останки его были перезахоронены в братской могиле д. Соколово Старорусского района. Николай Ильич съездил в Старую Руссу, побывал на месте последнего боя отца в д. Кобылкино, которое 64 года хранило тайну без вести пропавшего солдата. В ста метрах от дороги в воронке, заполненной ржавой водой, было обнаружено девять останков и один медальон на имя рядового Грушенко И.М. Затем Николай Ильич и Татьяна возложили живые цветы к братской могиле. Подробный рассказ об этих незабываемых событиях хранится в Народном музее иртышских речников.
Николая Ильича хорошо знают речники Омска, где он оставил добрый след. На его примере мы еще раз убеждаемся, что речники всегда остаются на высоте – и на работе, и даже на заслуженном отдыхе.
Поздравляем Н.И. Грушенко с высоким званием!
В. ГРИГОРЬЕВ.

 

Поздравляем юбиляров августа   

С 85-летием
Назаренко Софью Ивановну, ветерана труда Омского ССРЗ.
Андрейченко Лидию Александровну, ветерана труда Омского ССРЗ.
С 80-летием
Дмитриева Олега Константиновича, ветерана труда Омского ССРЗ.
С 75-летием
Юша Анну Ивановну, ветерана труда Омского ССРЗ.
Климову Руфину Ивановну, ветерана труда Омского ССРЗ.
Гуселетову Аиду Алексеевну, ветерана труда Омского ССРЗ.
Семилетову Лидию Пантелеймоновну, ветерана труда Иртышской РЭБ.
С 70-летием
Захарову Нину Алексеевну, ветерана труда Управления Иртышского пароходства.
С 65-летием
Назарова Владимира Евгеньевича, капитана-наставника службы организации перевозок и безопасности судовождения.
С 60-летием
Манихина Валерия Дмитриевича, электросварщика корпусного цеха.
Зобнину Надежду Филимоновну, старшего мастера участка отдела технического контроля.
Попкова Александра Андреевича, сменного механика РЭУ.
С 55-летием
Моисеева Юрия Леонидовича, механика - II помощника капитана теплохода РТ-722.
Онучина Александра Александровича, II помощника капитана - II помощника механика теплохода Ом-379.
Напорову Татьяну Михайловну, инженера-диспетчера по движению флота службы организации перевозок и безопасности судовождения.
Саенко Светлану Михайловну, заведующую производством пункта питания АХО.
Финскую Нину Петровну, секретаря-референта административно-хозяйственного отдела.
Веселовского Сергея Федоровича, начальника административно-хозяйственного отдела.
Пономарева Виктора Игоревича, инженера-конструктора техотдела.
Функнера Владимира Андреевича, водителя транспортного участка.
Поздравляем юбиляров августа. Пусть ваша жизнь будет точно также полна яркими незабываемыми событиями, как ночное августовское небо звездами!

"Я - счастливая женщина!"   

8 августа инженер-диспетчер Службы организации перевозок и безопасности судовождения Татьяна Михайловна Напорова отметила свой красивый юбилей. Словно сама жизнь поставила ей рядышком две отличные отметки: за внешний вид, за душевную красоту, за синие, бездонные сияющие глаза, за улыбчивость и жизнелюбие, за энергичность и оптимизм… И еще много за что.
…Татьяна поступила в НИИВТ по двум причинам: во-первых, у нее в аттестате красовалась пятерка по математике, и нужно было куда-то приложить свои знания. Во-вторых, этот институт представлял студентам общежитие, что для нее, деревенской девчонки было немаловажным обстоятельством.
На втором курсе студентка электромеханического факультета познакомилась с Колей Напоровым, будущим судоводителем. Их роман развивался стремительно. Вскоре они поняли, что жить друг без друга не могут. На четвертом курсе молодые люди поженились, а на пятом родился первенец Максим.
При распределении единственным желанием было попасть в Омск: потому что дважды бывали здесь на практике и сразу же влюбились в зеленый уютный город, утопающий в ту пору в цветах, садах и скверах. К тому же в Омске уже работало много знакомых выпускников НИИВТа. Молодых специалистов Напоровых, как и их друзей – еще четыре молодые семьи, встретили в Иртышском пароходстве радушно, предоставив комнаты в семейном крыле общежития на Красном Пути.
- В ту пору жилось в общежитии хорошо: весело, дружно, - вспоминает с улыбкой Татьяна Михайловна. – Мы все иногородние выпускники одного института ладили, поддерживали друг друга. Когда произошло разделение пароходства на два, и в Обь-Иртышском начался набор специалистов, пригласили и Николая Ивановича. В ту пору он из плавсостава уже перешел в диспетчерскую по грузовым перевозкам, а я работала инженером в отделе главного механика на Омском ССРЗ. В Тюмени сразу предоставляли жилье, и мы, конечно, соблазнились. После стольких лет скитаний по общежитиям заиметь собственное жилье – было пределом мечтаний.
Пять лет прожили Напоровы в Тюмени, там же родился второй сын Михаил. И, несмотря на то, что в Тюмени все было хорошо, все-таки они скучали по Омску. Их неумолимо тянуло в город, где начинались первые шаги, где осталось много друзей.
В 1986 году Напоровы, обменяв свою «двушку» на равноценную в Омске, вернулись в город своей юности.
Татьяна Михайловна работала в техотделе Иртышского пароходства, затем в плановом. А когда в 90-е годы зазвучали призывы отказаться от плановой экономики, стали сокращать плановиков, Напорова перешла в диспетчерскую пассажирского флота.
Когда Татьяна поступала в институт инженеров водного транспорта, она понятия не имела о специфике речных профессий. Тогда и подумать не могла о том, что водный транспорт в какой-то момент будет определяющим в ее жизни. Речниками и моряками стали ее родная сестра, зять и старший сын. Однако карьера морского механика у Максима не задалась, в 2003 году он вместе с женой уехал в Германию. Сегодня Татьяна Михайловна – счастливая бабушка двух очаровательных внучек: семилетней Дианы и трехлетней Катеньки. Конечно, большое расстояние и дороговизна билетов не позволяют видеться с родными крошками так часто, как хотелось бы. Но дважды счастливые бабушка с дедушкой внучек уже понянчили.
- А в основном общаемся по скайпу, - с тихой грустью в голосе рассказывает Татьяна Михайловна. – Хорошо, что сегодняшний технический прогресс дает такую возможность. А то до недавнего времени наблюдали как растут внучки только по фотографиям, а общались лишь по телефону.
Второй сын Михаил пока не женат. Он, вопреки ожиданиям родителей, не пошел по проторенному пути и не выбрал речную специальность. Окончив Омский технический университет, работает инженером в НПО «Мир».
- Миша серьезно увлекается музыкой, играет на электрогитаре, очень любит джаз, часто ходит в концертный зал. И меня к этому приобщил, - улыбается юбилярша. – Я тоже теперь с удовольствием слушаю не только популярную, но и джазовую и классическую музыку. Люблю ходить в органный зал.
При этих словах вспомнила, как года два назад, прогуливаясь с подругой в фойе огранного зала в перерыве между отделениями концерта, вдруг встретила Татьяну Напорову. Узнав, что она одна, удивилась. В «культпоход» мы ходим, как правило, с кем-то, зачастую используя культурную программу как повод для встречи с хорошим человеком. И часто бывает неважно, куда идти и что смотреть. Если же человек, отставив все дела, пришел после работы на концерт не ради тусовки, дружеского трепа и буфета, то одно это говорит о многом.
- Нет чаще всего я, конечно же, хожу в театры и на концерты – с сестрой или с подругой, - словно прочитав мои мысли, говорит Татьяна Михайловна.
- А с мужем?
- У него другое увлечение. Он - заядлый рыбак. И я никогда не принуждала его ходить со мной в театры. Человеку комфортнее на природе. И слава Богу! Я сама очень люблю природу. И поэтому с его пристрастием никогда не боролась. Очень уважительно отношусь к его выбору. Поэтому так повелось еще с первых лет супружества: в выходные - никаких домашних дел, только рыбалка. А рыбалка в нашей семье – это святое! Поначалу я и сама хотела приобщиться, но мне это не дано. Жалко рыбу, особенно, когда снимаешь ее с крючка. Пробовала кошеварить у костра, пока Николай Иванович сидит с удочкой, надолго меня не хватило. Мы давно договорились о сохранении внутренней свободы и невмешательства. (Смеется). Он рыбачит, я с сестрой развожу цветы на даче. Вечером встречаемся – физически уставшие, но миролюбивые, душевно отдохнувшие. Вот такой альянс!
- Татьяна Михайловна, поделитесь секретом, чтобы так замечательно выглядеть, что нужно?
- Знать, что ты счастлива. А я – счастливая женщина!
Н. ОЛЕНИЧЕНКО.

Памяти Ю.Д. Зинченко   

9 августа 2011 года на 71-м году жизни скоропостижно скончался почетный ветеран Омского речного порта Зинченко Юрий Дмитриевич.
Ушел из жизни Зинченко тихо, незаметно. Многие речники до сих пор не знают о его кончине. 50 лет Юрий Дмитриевич отдал родному порту. И как работал! Имя бригадира укрупненной комплексной бригады Ю.Д. Зинченко было известно далеко за пределами Иртышского бассейна. Он был пионером движения за укрупненные комплексные бригады в Омском порту. Трудолюбие и желание в совершенстве овладеть профессией позволили Юрию Дмитриевичу достичь поставленных целей. По итогам республиканского социалистического соревнования он неоднократно признавался лучшим по Министерству речного флота. А сколько докеров-механизаторов подготовил и воспитал Юрий Дмитриевич за все эти годы – трудно подсчитать.
И не только самоотверженным трудом отличался Юрий Дмитриевич Зинченко. Активист - общественник был участником всех спортивных мероприятий в порту. Он по праву и здесь был одним из лучших.
Родина достойно оценила его многолетний и самоотверженный труд. Ю. Д. Зинченко награжден орденами: Трудового Красного Знамени, «Дружбы народов», медалями: «За трудовую доблесть», «За доблестный труд» (к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина), «Ветеран труда», «300 лет Российскому флоту». Он - «Почетный работник речного флота», «Почетный работник транспорта России».
Рядом с нами не стало доброго и порядочного человека.
Юрий Дмитриевич обладал прекрасными человеческими качествами, пользовался большим авторитетом среди портовиков и работников плавсостава.
Выражаем родным и близким Ю.Д. Зинченко искреннее соболезнование. Юрий Дмитриевич навсегда останется в нашей памяти.
Руководство ОАО «Омский речной порт»,
Совет ветеранов.

"Я из лесу вышел..."   

Под таким заголовком вышла из печати очередная книга омского писателя, речника Александра Токарева.
Новая книга Александра Токарева, автора повестей «Шуга», «Пристань», трех «Былиц» отличается от тематики ранее изданных произведений. Это – документально-художественное повествование об истории сибирского села, его людях. А точнее – книга «Я из лесу вышел…» о малой родине автора Александра Петровича Токарева, что находится в Тевризском районе на берегу Иртыша, на землях кузнецовского выселка.
Книга по содержанию емкая, в ней 360 страниц, имеются вклейки с фотографиями из семейного альбома. Само посвящение «Светлой памяти матери Анны Сергеевны и отца Петра Сидоровича Токаревых» о многом говорит.
Главными героями новой книги Александра Токарева являются люди, события, жизнь. А за плечами автора три четверти века с хвостиком. Так что вспомнить было о чем. Но память, как правило, высвечивает только дорогие душе моменты. О них и речь в книге Александра Токарева «Я из лесу вышел…». Она адресована в первую очередь родным, близким, тем, кто и сегодня живет в селе Кузнецово, а также всем, кому не безразлична судьба малой родины, ее настоящее и будущее.
 

Август завершает лето   

Как-то незаметно пробежали летние месяцы – июнь, июль. На исходе и август, венец лета. В народе называют август – хлебосол, жнивень, серпень, зарев. А еще последний месяц лета называют густарем: за его обильные дары природы.
Чего только нет в августе? Созревают яблоки, овощи, ягоды костяники, шиповника, боярышника, рябины, калины, брусники. На хлебных нивах начинается уборка ржи, пшеницы, ячменя.
Нынешний август подарил нам по-настоящему летние дни. В середине месяца солнышко пекло до 30-34 градусов. Только 16 августа приближающаяся осень напомнила о себе прохладой. С каждым днем август потихоньку сдает свою вахту золотоволосой осени. Отцветают поляны, блекнут опушки. По утрам падают холодные росы. Смолкли птичьи голоса. Пернатые собираются в стаи для отлета. По утрам по водной глади скользят низкие полосатые туманчики. Конечно, жаль расставаться с летом. Но у природы свои законы. Копнами душистого сена, а нынче травы уродились на славу, скирдами обмолоченной соломы, лесными дарами – грибов и ягод, помечает август свое неторопливое шествие. Сергей Есенин так образно говорил о последнем месяце уходящего лета – «Тихий август прилег у плетня…». И пока август «прилег», замедлил свой ход, надо успеть порадоваться удивительными его красотами, неповторимыми дарами в лесу, саду, в поле и огороде.
Г. НАГАЕВ.

Разделы сайта