Курьер   

• Мыс Трехбугорный. Продолжается доставка сырой нефти с двух северных месторождений на морской транспорт. Здесь, по-прежнему, несут непростую вахту экипажу десяти большегрузных «Ленанефтей». 12 сентября к ним присоединился «Николай Животкевич»
• Гыда. Здесь ожидают продовольствие, которым грузится «Беломорский-28» в Лабытнангах.
• Ямбург. У ямбургских причалов газовым конденсатом грузятся НТ-72, ТН-739, ТН-740. Он будет доставлен в различные пункты Ямало-Ненецкого автономного округа.
• Р.Таз. В непростых условиях осеннего мелководья развозят нефтепродукты по пунктам этой северной реки экипажи танкеров ТН-715, ТН-733.
• Салехард. Очередную партию нефтегруза доставит в Заполярье «Ленанефть-2010».
• Сургут. Продолжаются перевозки топлива на Томск и Ташару. Здесь трудятся команды ТН-723, 706, 727, 712, ТН-1007, РТ-683.
• Омская область. Продолжается завоз угля в приречные районы области силами экипажей РТ-770, РТ-689, РТ-790.
• Омск. 20 сентября из последнего рейса в Салехард возвратился теплоход «Чернышевский». Другой пассажирский теплоход «Родина» возвратится к родным берегам позднее, 1 октября. А закроет пассажирскую навигацию в нашем бассейне экипаж теплохода «Механик Калашников», который подойдет к омским причалам 7 октября.
• Усть-Ишим. В Усть-Ишимском районе продолжается навигация на линии Паново-Кайсы-Паново. 30 сентября экипаж «Заря-295» уйдет в последний рейс навигации – 2009.

Его именем назовут теплоход   

   
Вот уже полгода прошло с тех пор, как нет среди нас Леонида Ивановича Соколова, известного иртышского капитана, лауреата Государственной премии СССР.
В 1967 году выпускника Рыбинского речного училища Леонида Соколова направили в Иртышское пароходство. 23 навигации он работал на буксирном флоте Омского ССРЗ. «Академик Шокальский», ОТА-911, ОТ-2025… Но самым главным теплоходом его жизни был буксировщик-двухтысячник ОТ-2024. Здесь он нес вахты девятнадцать навигаций, одиннадцать – в должности капитана-механика.
В 1983 году за вождение большегрузных составов и ударный труд капитан-механик Л.Соколов стал лауреатом Государственной премии СССР. Кроме этого, Леонид Соколов награжден орденом Трудового Красного Знамени, многими медалями, в том числе медалью «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири». С 1989 года Леонид Иванович работал в Управлении Иртышского пароходства, до осени 2008 года он руководил Службой безопасности судовождения.
В апреле 2009 года после тяжелой болезни Леонид Иванович скончался. Каждый, кому довелось работать с капитаном Соколовым, или просто общаться, вспоминает его с любовью и уважением. Совет директоров ОАО «Иртышское пароходство» принял решение присвоить имя капитана Соколова Л.И. его теплоходу ОТ-2024.
Торжественный митинг, посвященный этому событию, состоится 9 октября в затоне Омского ССРЗ.
 

Надежные, как весь гражданский флот   

Нынешняя навигация для экипажа РТ-685, как обычно, началась очень рано. Еще река была подо льдом, а теплоход вовсю вооружался и 18 апреля приступил к своим обязанностям дежурного по затону. Хлопотного дежурства хватило на полтора месяца, и уже в начале июня толкач взял курс на Крайний Север – в протоку Наречинскую. Туда, чуть не доходя до острова Начальный, РТ-685 привел две баржи с лесом, которым загрузили состав в Усть-Шише. Вместе с ним привел свою баржу леса и РТ-790. В этой протоке РТ-685 простоял полтора месяца, пока другие суда: «Беломорский-23», «Беломорский-28», СТ-314 разгружали состав и развозили лес по пунктам Заполярья – в Новый Порт, Панаевск, Салемал…
Затем, поменявшись составом с РТ-790, который пошел в Кутоп-Юган, РТ-685 лег на обратный курс.
У родных берегов экипаж опять ждала ставшая привычной в последние годы работа – доставка угля в приречные районы Омской области. Задача стратегическая, ибо сроки завоза котельно-печного топлива сельчанам определяют уровень их готовности к зиме.
В прошлом году экипаж РТ-685 дежурство в затоне совмещал с формированием составов с углем. А нынче вот составы доставляет непосредственно адресатам.
Судя по плану-прогнозу, и количеству тонн, необходимых доставить в районные центры, завоз угля продлится до конца навигации. Первое время на этом участке трудились два экипажа: РТ-685 и РТ-770, затем к ним присоединилась команда РТ-689.
Анатолия Ивановича Гучева, человека с большим капитанским стажем и с огромным жизненным опытом всегда больше всего заботит так называемый «человеческий фактор». О командирах душа не болит, слава богу, они у него «надежные, как весь гражданский флот», то есть, работают с ним давно и доверяют друг другу полностью. Уверены и в высоких профессиональных качествах друг друга, и наперед могут предсказать какие поступки от кого можно ожидать в той или иной ситуации. Без лишнего пафоса и красивых слов можно с уверенностью сказать, что люди, отработавшие вместе много лет, поневоле становятся в чем-то единомышленниками.
Командиры РТ-685 – как раз такой случай. Анатолий Иванович Гучев принял этот толкач двадцать (!) лет назад. Механик – II штурман Андрей Владиславович Рачкаускас работает здесь шестнадцать (!) навигаций и капитан все эти годы спокоен и за машину, и за штурвал. Впрочем, как и тогда, когда вахту принимает другой его помощник – I штурман – II поммеханика Дмитрий Александрович Рыбин. Их совместная работа исчисляется уже девятью годами. Когда-то Дмитрий пришел сюда рядовым, учился азам судоводительского и судомеханического мастерства у Гучева и Рачкаускаса, рос профессионально, и теперь капитан и механик довольны – воспитали хорошего специалиста.
А вот за рядовой состав душа болит. Не держится молодежь на флоте – это и тревожит.
- Работал у меня хороший парень целых три навигации – для рядового это почти рекорд, - делится наболевшим Анатолий Иванович. – Но и он прошлым рейсом ушел. А как удержать?
Посреди навигации экипаж РТ-685 пополнился двумя новичками – мотористами, которые пришли с судов, выведенных из эксплуатации: с РТ-728 и ТН-705. Пока говорить что-то определенное о них рано. А вот третьего рулевого-моториста, работающего в команде с весны – Евгения Панова капитан похвалил: «Хороший, работящий, добросовестный парень».
А.И. Гучев - капитан с более чем тридцатилетним стажем. Флотскую карьеру начинал еще в далеком 1972 году. Тогда флот переживал период расцвета, у штурвалов стояли всеми уважаемые, авторитетные асы – судоводители, кадровый резерв готовился долго, тщательно, основываясь не только на безукоризненный авторитет «стариков» - капитанов, но и на флотские традиции. Сейчас, к сожалению, некоторые из них забываются, не соблюдаются. Но Гучев старается их поддерживать. Так одной из добрых традиций является посвящение в моряки. Но РТ-685 – теплоход, не имеющий права выхода в море, поэтому здесь годами отработана другая форма посвящения. При заходе в Обь, всех новичков обливают из ведер забортной водой, несмотря на погоду и время суток. Делается это так, чтобы посвящаемые не догадались о предстоящем действии.
В этом году, к сожалению, такого обряда не было – оказалось, все члены экипажа на Оби уже бывали.
Прошедшей зимой в экипаже произошло радостное событие: старпом Дмитрий Рыбин и повар Ольга Щукина поженились. Ольга пришла на РТ-685 прошлой весной, и молодым хватило полугода, чтобы понять – это любовь. Капитан смеется: «И зачем выходила замуж? Все равно фамилия осталась «рыбья»». На свадьбе гуляли всем экипажем, желали счастья, вечной любви, кучу детей, и теперь гадают – когда же Рыбины осчастливят первенцем?

Нужен ли вам "карманный" профсоюз?   

ОБРАЩЕНИЕ ИРТЫШСКОГО БАСКОМФЛОТА К ПУТЕЙЦАМ БАССЕЙНА
Иртышский баскомфлот обращается к путейцам бассейна. Вопреки всем нормоустанавливающим и уставным документам, прикрываясь благими намерениями, идет активная работа по созданию обособленной профсоюзной организации речников – путейцев. Мы знаем – рядовые путейцы против этой надуманной акции. Речники бассейна вместе с Иртышским баскомфлотом обращаются к вам – сейчас еще можно изменить ситуацию, - объединяйтесь против профанации самой идеи профсоюзного движения.
Руководство ФГУ «Обь-Иртышводпуть» в феврале 2009 года обратилось к председателю ЦК ПРВТ РФ В.В. Кеппу с просьбой рассмотреть вопрос о создании бассейновой профсоюзной организации речников – путейцев. Цель создания отдельного от других речников профсоюза была обозначена просто: «Это должно повысить роль и эффективность профсоюзных комитетов в филиалах учреждения». Однако, возникает резонный вопрос: «Что мешает работать над этим вместе с Иртышским баскомфлотом, существующим уже более 90 лет и имеющим в своем активе много славных дел, в том числе по защите прав трудящихся?».
На просьбу рассмотреть вопрос о создании Бассейновой профсоюзной организации речников – путейцев В.В. Кепп еще в марте этого года дал ответ, что «учредительными документами ПРВТ не предусмотрено функционирование на территории одного субъекта РФ двух территориальных бассейновых организаций ПРВТ».
По этому же вопросу в Федерацию омских профсоюзов обращался заместитель руководителя ФГУ «Обь-Иртышводпуть» М.И. Дмитрачков, где получил тот же ответ и рекомендацию создать объединенный профсоюзный комитет с вхождением в Иртышский баскомфлот, как им и было первоначально предложено председателем Иртышского баскомфлота.
Однако, 17 августа, не имея на то полномочий, и в нарушение Устава, сообщается о созыве 19 августа учредительной профсоюзной конференции, основным вопросом которой является «создание бассейновой профсоюзной организации ФГУ «Обь-Иртышводпуть». При этом М.И. Дмитрачков позвонил председателю Иртышского баскомфлота и порекомендовал, чтобы ни он, ни другие работники баскомфлота не приезжали на конференцию, иначе они очень обидят руководителя ФГУ, добавив, что охрана предупреждена. При этом умышленно солгал, что на конференцию едет представитель ЦК ПРВТ, председатель Обского баскомфлота Н.Н. Асанов. Однако, как выяснилось позже, тот и не собирался там присутствовать, а находился в это время в отпуске.
Обращаем внимание, что в соответствии с п.6.2.1. Устава ПРВТ РФ «Право созыва очередного собрания (конференции) принадлежит профсоюзному комитету, председателю профорганизации, а внеочередное собрание (конференция) может созываться по инициативе выборного органа территориальной организации, либо по требованию не менее одной трети членов профсоюза, состоящих на учете не менее, чем в одной трети цеховых, судовых и других структурных подразделениях первичной профорганизации. А в соответствии с п.6.2.3. «О созыве и повестке дня собрания (конференции) объявляется не менее, чем за 15 дней до начала работы».
Исходя из вышеизложенного, очевидно, – наблюдаются сплошные противоправные действия со стороны руководства ФГУ «Обь-Иртышводпуть». Во-первых, из 44 присутствующих на конференции в полном составе были все члены профсоюзной организации управления ФГУ (28 человек), остальные (кроме 8 работников Омского РВПиС), - начальники путейских филиалов и руководители ФГУ. Во-вторых, профком филиала «Омский район водных путей и судоходства» является юридическим лицом, самостоятельной организацией и ему не должны приказывать ни руководство ФГУ, ни профком управления ФГУ, который является другим юридическим лицом. В-третьих, проводить конференцию в разгар навигации, когда 247 из 255 членов профсоюза филиала «Омский РВПиС» не могут на ней присутствовать, – по меньшей мере, странно. Если не сказать – подозрительно. Ведь известно, что рядовые работники, члены профсоюза, изначально были против этой затеи руководства ФГУ, а некоторые даже, в знак протеста, заявили о своем выходе из профсоюза.
А запрет руководства ФГУ председателю баскомфлота присутствовать на конференции своей членской профсоюзной организации, тем более является абсолютно противоправным. Поскольку в соответствии с генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, Правительство и объединения работодателей гарантируют невмешательство в деятельность профсоюзов, соблюдение прав профсоюзов в соответствии с ФЗ «О профессиональных союзах их правах и гарантиях деятельности» и ТК РФ.
И, в заключение, хотелось бы отметить, что организация, которую в приказном порядке пытается создать руководство ФГУ «Обь-Иртышводпуть» надуманная, сиюминутная, она создается исключительно из личных амбиций и, на самом деле, далека от профсоюза по своим целям и задачам. Скорее всего, это делается для полной собственной бесконтрольности, незащищенности прав трудящихся и уничтожения бассейновой профсоюзной организации. Ввести людей в заблуждение, маскируя свои действия благородными целями, а непокорных - запугать, чтобы развалить Иртышский баскомфлот, можно легко. Но кто понесет за это ответственность? И не последует ли подобная ситуация в других бассейнах? К какому результату все это приведет? И на кого будет уповать рядовой работник в случае конфликтной ситуации с работодателем, где искать подтверждения своих социальных гарантий? Вот вопросы, которые требуют незамедлительных ответов.
Г. НЕЧАЕВ, председатель Иртышского баскомфлота.
P.S. Пока Иртышский баскомфлот пытается действовать в рамках закона и в соответствии с учредительными документами и просит вмешаться в ситуацию Президиум ЦК ПВРТ РФ, исполком ФНПР, Министерство транспорта РФ и Федерацию омских профсоюзов.
Тем временем руководство ФГУ «Обь-Иртышводпуть» продолжает с упорством, достойным лучшего применения, идти на путь создания своего незаконного профсоюза, игнорируя как все протесты «снизу», так и рекомендации «сверху». Спустя неделю после неправомочной конференции, в Иртышский баскомфлот пришло официальное письмо следующего содержания: «Первичная профсоюзная организация Обь-Иртышского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства извещает о своем выходе из состава баскомфлота и прекращает перечисления членских взносов на ваш счет»…
 

Вся жизнь - с пароходством и флотом   

Писать о Муравьевых отдельно не получается. У них все едино. С отличием окончили Омское речное училище. Оба начинали свой трудовой путь в Иртышском пароходстве, точнее в Узле связи пароходства. Галина Георгиевна работала на передающей радиостанции, а Борис Иванович – на приемной. И родились они тоже в одном месяце – в сентябре. 20 сентября Галине Георгиевне исполнилось 80 лет, а Борису Ивановичу будет 85 лет 28 сентября.
Борис Иванович родился в Крутинке Омской области. В 1940 году, окончив семь классов, он поступает в Омский речной техникум на радиотехническое отделение. Первый курс окончил в Омске. Затем после начала Великой Отечественной войны все круто поменялось и в стране, и в судьбах людей. Осенью 1941 года здание речного техникума на ул. Рабфаковская, 1 заняла картографическая фабрика, эвакуированная из Ленинграда. Коллектив учащихся, преподавателей и часть оборудования, погрузив на баржи, отправили в Тобольск. Тобольский период, по словам самого юбиляра, был холодным и голодным. Хлеб получали по карточкам, «дрова» добывали сами курсанты, в основном, на пристани. В марте 1942 года курсанта Муравьева направили на практику на пароход «Валерий Чкалов». А в июле того же года Борис Иванович подает заявление в военкомат о добровольном зачислении в Красную Армию. Заявление приняли, и добровольца Муравьева отправили в Омск, в Черемушки, где тогда формировалась добровольческая Сталинская бригада. Медкомиссия «зарубила» Муравьева по зрению. Вместо фронта Бориса зачислили в учебный полк младших командиров. Готовил младших командиров в действующую Армию. В победном, 1945 году, полк расформировали, а старшего сержанта Муравьева эшелоном направили в Германию. Его зачислили в 110-й отдельный ремонтно-восстановительный батальон старшим электромехаником. Там, под Берлином, он восстанавливал завод для выпуска мирной продукции.
В Омск вернулся лишь в 1947 году. И снова учеба в речном училище на третьем курсе радиотехнического отделения. Почти на десять лет растянулась учеба сначала в речном техникуме, затем – в речном училище. В 1949 году, окончив училище с отличием, он прошел стажировку в Амурской Краснознаменной флотилии.
В Нижне-Иртышском речном пароходстве Б. Муравьев начал работать в 1950 году. Его направили в Узел связи и сразу начальником приемной радиостанции. Почти сорок лет он верой и правдой служил пароходству. И все эти годы не выходил из пароходского эфира. Борис Иванович много сил и знаний отдал производству, чтобы связь в нашем бассейне была на высоте. Приемная радиостанция его детище. Будучи заместителем начальника Узла связи Иртышского пароходства, Муравьев отвечал за телефонию и капитальное строительство. Установка АТС в Нижневартовске, Сургуте, строительство радиорелейной линии «Тобольск – Салехард». Память ветерана хорошо хранит события прошлых лет. Но особенно он благодарен людям, которые помогали ему словом и делом. Среди них – заместитель начальника речного училища Александр Сергеевич Раев и начальник Узла связи пароходства Игорь Константинович Чернышов.
Стаж Галины Георгиевны в Иртышском пароходстве гораздо меньше, чем у Бориса Ивановича. В пятидесятые годы она очень мечтала стать педагогом. И мечту свою настойчивая Галина Георгиевна осуществила. Она окончила педагогический институт, получив диплом учителя физики. В 1955 году Галина Георгиевна уволилась из пароходства. В ее жизни был период, когда она преподавала в строительном техникуме. Но она всегда помнила родное Омское речное училище, скучала о нем. А когда представился случай, не раздумывая, вернулась к речникам. Около 20 лет она преподавала в Омском речном училище. Помнит многих своих выпускников и всегда рада встрече с ними. Много лет она руководила методическим кабинетом. Галина Георгиевна и сегодня не теряет связи с Омским речным училищем. Она – активный член Совета ветеранов, оказывает методическую помощь молодым преподавателям.
О Муравьевых можно писать много. Они - живая история и пароходства, и речного училища. Юбиляры по праву гордятся своими сыновьями, двумя внучками и внуком. А сегодня подрастают уже и правнуки –Дима и Роман. За многолетний труд ветераны труда награждены медалями, в том числе медалью «300 лет Российскому флоту». Эта награда по заслугам, ведь вся жизнь как Бориса Ивановича, так и Галины Георгиевны отдана речному флоту, подготовке специалистов для пароходства и флота.
От всей души поздравляем наших уважаемых юбиляров с днем рождения. Желаем вам, Галина Георгиевна и Борис Иванович, доброго здоровья, душевного тепла, долгих лет жизни, бодрости и оптимизма!
В. ГРИГОРЬЕВ.

Течет река жизни   

20 сентября был юбилейный день рождения у ветерана труда Иртышского пароходства и Омского судоремонтно-судостроительного завода Виктории Леонидовны Комлевой. В этот день юбиляра поздравили самые близкие: дети, внуки, родные, друзья, коллеги.
Свою трудовую деятельность с Омским ССРЗ Виктория Леонидовна связала в далекие уже 60-е годы. Более 30 лет она трудилась на заводе, который стал ее вторым домом. Виктория Леонидовна приобрела здесь бесценный профессиональный опыт и заслуженный авторитет.
А начиналось это так. Судьба как будто проверяла ее на прочность. Она родилась в Омске, в многодетной семье. Во время войны семья потеряла отца, мама воспитывала троих детей одна. А когда Виктории исполнилось 15 лет – она стала сиротой и, конечно, тут уж было не до розовой мечты. Училась в вечерней школе. А в 1957 году ее тетя, работающая на Омском шинном заводе, устроила Викторию на это предприятие. Так начинался ее трудовой путь, а вот связать свою жизнь с речным транспортом помог случай. Молодая девушка на одной из молодежных встреч приглянулась курсанту Омского речного училища Комлеву Леониду. В 1959 году они сыграли свадьбу, а в 1961 году Виктория, закончив поварские курсы, уже с мужем Леонидом Комлевым и пятимесячным сыном работала на теплоходе «Диксон». Она – поваром, а муж – III помощником механика.
Виктория Леонидовна 12 лет своей трудовой деятельности посвятила флоту. Работала на «Диксоне», «ОТА-907», «Черногорске».
Виктория Комлева натура целеустремленная, ищущая, и уже, будучи матерью двоих детей, решила сменить профессию. Она закончила курсы по повышению квалификации и с 1971 года на теплоходе «Черногорск» стала нести вахту в должности радиста-радиооператора. Виктория Леонидовна и в общественной работе была на первых ролях. Так, в 1975 году коллектив ЦТЭ избрал ее председателем цехового профсоюзного комитета. И она с честью оправдала это доверие. Без отрыва от производства Виктория Леонидовна, закончив Высшую школу профсоюзного движения, получила профессию экономиста по охране труда. В восьмидесятые годы ее назначают инженером по технике безопасности в ЦТЭ, а с 1985 по 1994 год она - бессменный инженер по охране окружающей среды на заводе. Работы хватало. Надо было выполнять на предприятии все жесткие требования, вести правильную техническую политику. Было трудно, ведь на производстве не бывает все гладко, но она, будучи очень настойчивой и требовательной, добивалась, чтобы все инструкции выполнялись, а если были нарушения, то незамедлительно исправлялись. У нее были хорошие наставники и учителя, которых она всегда с уважением и благодарностью вспоминает. Это - Елизавета Федоровна Палеева, с которой она до сих пор дружит, Николай Иванович Ланьков, Сергей Яковлевич Кудрявцев и другие.
Работая в управлении завода, она и в коллективе центральной заводской лаборатории нашла уважение и взаимопонимание среди прекрасных людей, с которыми до сих пор вместе и в горе, и в радости.
Пройдя на заводе трудовой путь длиною в 33 года, Виктория Леонидовна никогда не пожалела о выбранном пути. Она стала профессионалом в своем деле, обрела немало верных друзей. Ее всегда отличали скромность, честность, порядочность.
За многолетний и добросовестный труд Виктория Леонидовна награждена медалями: «300 лет Российскому флоту», «Ветеран труда».
Она – счастливая мама, бабушка и прабабушка. Ее сын и дочь, хотя и провели детство на флоте, но в жизни каждый выбрал свой путь. Сын Виталий стал арбитражным управляющим, дочь Елена после окончания классического университета обучает подрастающее поколение работе на компьютерах. А сама Виктория Леонидовна, как и прежде, бодра и энергична, с лучиками солнца в глазах.
Горячо поздравляем вас, Виктория Леонидовна, с юбилеем! Желаем на многие лета здоровья, благополучия и вам, и вашим близким, верных и преданных друзей.
Наталья АВИЛОВА

Не стареют душой ветераны  

Совсем недавно на торжественном празднике, посвященном Дню знаний, на заслуженный отдых проводили Виктора Михайловича Гранатюка, отличного командира роты, замечательного человека. Тридцать семь лет он отдал Омскому речному училищу имени капитана Евдокимова. Рядом с ним стоит другой ветеран, кадровый военный Геннадий Васильевич Пестряков. В Омское речное училище полковник Пестряков пришел в 2002 году. Сейчас он обучает курсантов основам безопасности жизнедеятельности и начальной военной подготовке. Геннадий Васильевич окончил Омское высшее общевойсковое училище и Московскую военно-политическую академию. Он является классным руководителем двух групп судоводителей. Во время службы в Армии полковник Пестряков был начальником политотдела дивизии, участвовал в боевых действиях в Афганистане. Сегодня военный пенсионер учит курсантов быть дисциплинированными, честными и мужественными людьми.

В театре "Арлекин" - фестиваль   

14 сентября в Омске открылся I Международный фестиваль театров кукол.
К омичам приехали 15 театральных коллективов со всего мира. Спектакли для детей и взрослых покажут кукольники России и Беларуси, Ирана, Китая, Швеции, Эстонии, Мексики, Словении…
Открыл фестиваль спектакль «Иллюзион» в постановке кукольного театра из Екатеринбурга. Всего же зрители увидят 20 спектаклей. Омский фестиваль театров кукол – конкурсный. По его итогам будут названы победители в одиннадцати номинациях.
Участники фестиваля на площади у «Арлекина» заложила аллею Дружбы – посадили у театра молодые липы.

Разделы сайта