Дневник навигации   

В прошлом номере «РИ» мы пожелали судовым экипажам удержать хороший июльский темп и в августе. Так и получилось. В августе показатели как по перевозкам, так и по доходам даже выше июльских.
По оперативным данным на 24 августа, при плановом расходе времени 77,4 процента месячное задание флотом пароходства по перевозкам грузов выполнено на 81,4 процента, а по доходам – на 126,5 процента, то есть задание месяца по доходам перекрыто досрочно. А как работал флот на нефтеналиве? И здесь показатели высокие. Так, по тоннам за 24 дня августа выполнение составило 100 процентов, а по доходам – 136,9 процента.
По сухогрузным перевозкам итоги чуть скромнее. По тоннам месячное задание выполнено на 72,6 процента, по доходам – на 96,4 процента.
За последние два месяца навигации сделан хороший задел на успешное выполнение план-прогноза на всей навигации. Так держать, речники Иртыша!

На свидание к моржам   

«Ленанефть-2010» в конце лета как обычно работает на харасавэйской линии. Так что августовский приход в Омск – последний перед трудным морским переходом в северном море.
Нынешняя навигация началась с трагедии – в первом рейсе на Ташару в своей каюте умер капитан С.С. Лобарев. Члены команды, отрабовашие с ним много лет, испытали настоящий шок. Но жизнь продолжается, на танкер назначили нового капитана.
«Ленанефть-2010» - один из двух наших танкеров, класса МСП (морского смешанного плавания), имеющий разрешение на выход в открытое море. Поэтому и управлять им должен человек с соответствующим дипломом. В экипаже таких не нашлось. Пришлось приглашать того, кто имеет большую практику работы на морях. Керосин на Тазовское вторым рейсом экипаж доставлял уже под руководством А.Н. Городничева. Сейчас пока идет знакомство, притирка характеров. Но, как известно, по-настоящему люди проявляются в экстремальных условиях, а они не за горами.
Мы побывали на борту «десятки», как раз, когда та стояла на Николаевском рейде в ожидании погрузки арктическим топливом. Настроение у экипажа перед дальней дорогой было соответствующее, да тут еще мы со своими расспросами всколыхнули воспоминания. Впрочем, у каждого они были свои. Например, I штурман Александр Владимирович Евдалин говорил о том, что наболело: как морские танкера перекрывают подход к причалам и как там неудобно вставать под выгрузку. Повар Зеннат Темиржанова вспоминала, как они с радисткой Еленой Зинченко страдают от морской болезни и, конечно же, очень эмоционально, как любая женщина, рассказывала о почти ручной моржихе. Оказывается, на берегу недалеко от нефтепричалов периодически появляется одна и та же моржиха. Она нежится на солнышке и настолько привыкла к близкому соседству с людьми, что не реагирует на их приближение. А люди, поначалу с опаской, а потом с большей смелостью подходили к ней все ближе и ближе. И в конце концов дошло до того, что подносили угощенья, фотографировались с ней, гладили ее как добродушного лабрадора. Такой снимок есть и у Зеннат. И вообще, у экипажа от многочисленных харасавэйский рейсов появилось много фото и видеосъемок. Местные жители говорили, что моржиха больная, поэтому не пугливая и так близко подпускает к себе людей. Возможно она уже не способна выжить среди сородичей и, повинуясь своему животному инстинкту, ищет спасения среди людей. Но о плохом думать не хочется. Хочется верить, что у нашей моржихи просто любознательный и общительный характер. Как бы то ни было, кто-кто, а уж Зеннат и Елена больше всех из команды ждут встречи со знакомой моржихой.
Надо сказать, что основной костяк экипажа «десятки» стабилен. 12 лет трудится здесь старший механик Александр Николаевич Огурцов. Причем, трудится так, что за судовые механизмы и у капитана никогда голова не болела. К тому же Огурцов главный фотокор и оператор всех видеосъемок. Архив судовой летописи хранится у него в компьютере.
11 навигаций отработала на танкере Зеннат. Вначале была матроской, последние годы кошеварит. Первый штурман А. Евдалин в команде седьмой год, а радистка Е. Зинченко – третий.
Младший командный состав и рядовые – новенькие. Но что особенно радует в современной молодежи – все они стремятся к знаниям и почти все хотят иметь высшее образование, что, безусловно, похвально и заслуживает уважения. Судите сами. Рулевой-моторист Захар Захаров, окончив нынче ОРУ, сразу же поступил в НГАВТ, третий штурман Игорь Шереметов уже окончил первый курс академии, а второй штурман Александр Максимов одолел три курса. Они учатся на судомеханическом отделении. Его же в прошлом году окончил второй механик Роман Гоменюк. А в январе диплом академии водного транспорта получил электромеханик Айрат Габдрахманов.
Но дипломы – дипломами, а традиции – традициями. Тем паче – морские. Как говорится, не мы их придумывали, не нам их и отменять. Одна из них неизменна – посвящение в моряки тех, кто совершает первый морской переход. В этом году забортной водицы потребуется много – молодых, впервые вышедших в море, пол-экипажа. Думается и это событие войдет в летопись истории танкера и навсегда сохранит имена тех, кто в 2008 году был посвящен в моряки.
Н. ОЛЕНИЧЕНКО.

Курс - на Харасавэй   

В этом году в связи с прошлыми Керченскими событиями ужесточились требования к работе судов в морских условиях, в том числе и на харасавэйском направлении. Руководством Иртышского пароходства была проведена большая работа по обеспечению безопасности перевозок на Харасавэй.
Нынче навигацию на этом сложном участке бассейна открыл экипаж танкера «Ленанефть-2019». Он доставил в Харасавэй первую партию топлива. Следом за первооткрывателями ушел в Харасавэй экипаж танкера «Ленанефть-2010». А девятнадцатая «Ленка», загрузившись топливом в Салехарде, отправилась во второй северный рейс.

На вахте - капитаны-наставники   

Сегодня навигация идет во всех широтах Обь-Иртышского бассейна. Вместе с флотом несут вахту капитаны-наставники пароходства. Хотя ряды их за последние годы сильно поредели, но они по-прежнему помогают судовым экипажам выполнять непростые навигационные задачи. И, как всегда, капитаны-наставники на переднем крае.
Михаил Алексеевич Леденев сходил на ТН-727 в Гыду, сейчас снова берет курс на север, но теперь уже на другом теплоходе. Владимир Михайлович Богачев нес вахту на Северной Сосьве, сейчас он уже на реке Таз, где вместе с экипажами флота завершает завоз груза.
На Ямбургской линии работает Валерий Семенович Кущенко.
Не совсем повезло Владимиру Петровичу Дубовицкому. Он второй год «загорает» в устье Ныды, где экипаж БТМ-541 в который уже раз пытается вызволить из тундрового плена баржу МП-1108, которую загнал сюда прошлогодний июльский шторм.

 

Со всех широт бассейна   

?Андра, Нумги. Продолжаются перевозки сырой нефти в Обскую губу до мыса Трехбугорного. На этих направлениях работают судовые экипажи танкеров: «Тимофей Белозеров», «Ленанефть-2002», «Ленанефть-2006», «Ленанефть-2026», «Ленанефть-2025» и «Ленанефть-2023».
?Ямбург. На перевозках щебня из Лабытнангов в Ямбург закреплены теплоходы: ОТА-970, 975, 962, 964, РТ-790.
?Тобольск. Из Тобольского порта щебень доставляют в различные пункты Тюменской области экипажи теплоходов: РТ-792, 780, 770, 771, 713, 705.
?Харасавэй. Последнее отправление топлива из Омска для заказчиков Харасавэя выполнил экипаж танкера «Ленанефть-2033». Его маршрут: Омск – Салехард.
?Омск. На омском рейде на добыче и перевозках песка хорошо трудятся экипажи теплоходов РТ-428, РТ-419 и команды плавучих кранов КПЛ-5 и КПЛ-6 из порта Большеречье.
?Белый Яр. В Тевризский район Омской области доставляют железобетонные изделия экипажи РТ-675, РТ-788, СТ-314 с приставкой.
?Салехард. Развозом нефтепродуктов по приречным районам Ямало-Ненецкого автономного округа занимаются команды танкеров: НТ-72, ТН-720, 736, 715, 740 и другие.
?Гыда. Завершают перевозки на север бассейна теплоходы: «Ленанефть-2034», ТН-733, ТН-741.
?Антипаюта. На самой северной пассажирской линии в нашем бассейне Салехард – Антипаюта несет вахту экипаж теплохода «Механик Калашников».
?Омск. Два раза в неделю – во вторник и пятницу из Омска до Тевриза и Малой Бичи отправляются скоростные пассажирские суда Иртышского пароходства. В Омск «Восходы» с пассажирами прибывают в четверг и воскресенье.
?5 сентября в Омск из туристического рейса по маршруту Омск – Салехард возвратится «Римский-Корсаков» с туристами из Германии. По всей вероятности, свой последний рейс этот теплоход сделает в сентябре по маршруту Омск – Большеречье – Омск.

Обращение министра И.Е. Левитина   

Совет Ассоциации судоходных компаний принял решение поддержать обращение Министра транспорта Российской Федерации И.Е.Левитина по вопросам обеспечения безопасности мореплавания и судоходства и довести текст обращения до экипажей судов и береговых служб.
Уважаемые руководители, члены общественных организаций морского и речного транспорта, работники судоходных компаний, члены экипажей российских морских и речных судов!
В последние годы отмечен рост экономики страны, увеличился объем производства и внешней торговли. Растет объем перевозок грузов, повысилась интенсивность движения судов на основных морских и внутренних водных путях.
Вместе с тем сохраняются и негативные тенденции. Остается на высоком уровне аварийность и травматизм на морском и внутреннем водном транспорте, при этом в большинстве случаев сказывается человеческий фактор. Имело место беспрецедентное аварийное происшествие в Керченском проливе, в результате которого погибли люди. Причинен серьезный вред окружающей среде.
Правительство Российской Федерации уделяет особое внимание вопросам обеспечения безопасности мореплавания и судоходства. Утверждена Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010 – 2015 годы)», в которой предусмотрены существенные бюджетные средства, в том числе и на обеспечение безопасности морского и внутреннего водного транспорта.
Забота о сохранении жизни и здоровья участников транспортного процесса, обеспечение безопасности судоходства и экологической безопасности является одним из приоритетов государственной политики в области транспорта. Поэтому повышение комплексной безопасности и устойчивости работы морского и внутреннего водного транспорта становится первоочередной задачей.
В целях снижения до минимума отрицательного влияния человеческого фактора и повышения безопасности на морском и внутреннем водном транспорте Федеральной службе по надзору в сфере транспорта и ее территориальным органам, Федеральному агентству морского и речного транспорта и подведомственным ему учреждениям и организациям даны поручения: неукоснительно исполнять требования, установленные Международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации в области обеспечения безопасности мореплавания и судоходства, подготовки, дипломирования и несения вахты членами экипажей морских и речных судов; усилить контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий, обратив особое внимание на полноту и регулярность аттестаций ответственных за безопасность мореплавания и судоходства в судоходных компаниях, техническое состояние судов, повысить требования к дополнительной профессиональной подготовке членов экипажей морских судов и судов внутреннего водного плавания.
Вместе с тем, первоочередную роль в повышении уровня обеспечения безопасности судоходства должны сыграть общественные организации, объединяющие судоходные компании, и члены экипажей морских и речных судов.
Поставленная задача должна стать абсолютным приоритетом перед такими важнейшими задачами, как рост объемов перевозок грузов и пассажиров, наращивание объемов перевалки грузов в портах, извлечение сиюминутной выгоды.
Я обращаюсь к экипажам российских морских и речных судов, руководителям судоходных компаний, руководителям и членам общественных организаций с призывом акцентировать внимание на обеспечение безопасной практики эксплуатации судов, повысить качество выполнения своих профессиональных обязанностей.
Предлагаю руководителям ассоциаций и общественных организаций активизировать внедрение добровольной сертификации системы качество судоходных компаний в части обеспечения безопасности мореплавания и судоходства, защиты окружающей среды от загрязнения, а руководителям судоходных компаний организовать регулярное проведение проверок профессиональных знаний членов экипажей, несение вахтенной службы и техники безопасности.
Уверен, что только совместные усилия позволят радикально улучшить состояние безопасности нашего флота и обеспечить выполнение поставленных перед морским и речным транспортом задач.
Игорь ЛЕВИТИН,
министр транспорта РФ.
 

На флоте больше смешного...   

Продолжаем публикацию коротеньких рассказов из неопубликованной книжки «На флоте больше смешного…». Сегодня автор, бывалый моряк и речник, Геннадий Манушкин, знакомит наших читателей с новыми рассказами.

ПРОПАЖА
Выполняя задание начальника пароходства, Ратмир Андреевич с превеликим трудом добрался до самой дальней вотчины – Тазовского порта. Здесь недавно разыгрался шторм, который нагнал из губы столько воды, что затопило остров, выросший на акватории порта, и на нем оказались сорванные с якорей порожние баржи. И остров, и обсохшие теперь площадки, гость из Омска воочию наблюдал через смотровое окно «АН-2», который приземлился на крошечном аэродроме.
На другой день Ратмир Андреевич отправился в сопровождении местных специалистов на катере к месту происшествия. Начальник порта сказал, что едет по вызову в райком, и вместо себя отправил заместителя. Тот предупредительно захватил для гостя резиновые сапоги, и когда «Ярославец» достиг заболоченного берега, предложил гостю переобуться. Пришлось соглашаться, и теперь Ратмир Андреевич бережно нес свои туфли, сработанные из высококачественной кожи и недавно привезенные им из зарубежной поездки.
На одной из барж вовсю шли сварочные работы. Первым на просторную палубу поврежденной посудины взобрался бравый капитан катера, а за ним и остальные – главный инженер, заместитель начальника порта, групповой механик, инспектор Регистра. Первым делом гость из Омска нашел сухое место для дорогих туфель, а затем приступил к беседе со сварщиком. Вдруг кто-то испуганно вскрикнул: «Полундра! Огонь!». Все обернулись и застыли в позе, которую можно увидеть лишь в гоголевском «Ревизоре». По тонкому шлангу, задетому резаком, к баллону с кислородом словно белка бежал язык пламени. И снова первым пришел в себя бравый капитан, который со всего маху плюхнулся в тундровую жижу. Его примеру последовали высокий гость и остальная свита. Все мчались к катеру, перескакивая через кочки и обдавая друг друга увесистыми порциями грязи. Достигнув судна, беглецы остановились перевести дух. Ждали взрыва. С баржи их стал звать сварщик, который перекрыл вентиль на баллоне. Смеясь друг над другом, участники забега поспешили назад, но Ратмир Андреевич так и не нашел своей обуви. Даже самые тщательные поиски не дали результатов. В магазине подходящей замены не оказалось, и пришлось ему покидать заполярную пристань в «болотниках».

ПОДЖИГАТЕЛЬ
«Находка» - самоходное судно, превращенное в теплоход из финского лихтера волей и разумом людей, которые всю жизнь занимались судоремонтом. Им удалось на ограниченном по объему юте вместить машины, механизмы, соорудить надстройку, навесить на баллеры рули, воткнуть парочку гребных валов. В народе эти суда прозвали «русским чудом». Такое «чудо», закончив длинный переход из Омска, встало под выгрузку комбикорма в северном поселке Горки. Капитан-наставник М., совершавший рейс с молодым капитаном, кое-как отобедал и поплелся в пенал, отведенный ему для проживания. Чувствовал он себя отвратительно: ломило от боли виски, колотил озноб, поднялась температура… Ох, как тяжко температурить в душную и жаркую погоду в разгар северного лета!
Добравшись до каюты, расположенной по левому борту рядом с выходом на палубу, больной принял микстуру, включил установленный на столике в прихожей вентилятор и улегся на кровать, отделенную от мини-прихожей занавеской. В ожидании дремоты он принялся разглядывать убранство узкого помещения, многократно покрытые лаком фанерные переборки, грубо сбитый рундук… Сон не приходил, но зато органы обоняния, несмотря на насморк, уловили запах гари. Из-за занавески поползли клубы дыма. Забыв о хвори, наставник вскочил с постели, отдернул полог, и… увидел раскаленный кипятильник, который он брал с собой в командировку, охваченные пламенем газеты и папки с документами. На глазах стала тлеть скатерть.
Головная боль мигом улетучилась. Он быстро решал одну из задач по борьбе за живучесть каюты и судна. Если плеснуть из графина, заполненного под завязку водой, то искры и куски горящего материала полетят на стены «пенала». Если открыть дверь и объявить тревогу, то сразу хлынет масса воздуха из коридора. И тогда гость скоро собирает весь очаг в скатерть, и выбирается с ним на палубу.
На люке, закрытом брезентом, сидели несколько парней, отдыхая после обеда. Бросив им под ноги густо дымивший узел, наставник приказал:
- Тушите!..
Практиканты быстро вскочили и в считанные секунды затоптали костер.
Закончилась навигация. Подошло время отчета за проделанную работу у руководства пароходства. Отчет капитана-наставника М. был одобрен, но тут неожиданно последовал вопрос:
- А теперь расскажите, как вы пытались поджечь «Находку»?
Как не крутился капитан-наставник вокруг случая с пожаром, ему пришлось-таки рассказать ту не совсем приятную историю.
Начальники служб и отделов, которые при сем присутствовали, дружно рассмеялись. Хорошо, когда все так хорошо кончается.
Вскоре вся серия «русского чуда» была списана, а на смену бывшим лихтерам пришли современные, комфортные теплоходы.

Август - венец лета   

Завершается август, а с ним заканчивается и лето. Пролетело оно, как один день. Хотя запомнится омичам лето 2008 года июльской жарой. Только к концу июля пошли долгожданные дождики, да и то не везде. Правда, кое-где прошумели ливни, грозы, к сожалению, и град не миновал нас. Все было, и радуга – тоже. Долго ждали любители «тихой охоты» грибного сезона. Не только ждали, но и метались из одного леса в другой. Но только щедрый август подарил нам настоящее грибное ассорти: белые, подберезовики, грузди, сырые, сухие, сыроежки, валуйки, а после 20 числа и любимые многими грибниками – коровники…
Август – удивительный месяц, неповторимое время года. Когда теплое лето с грустной нежностью встречается с золотоволосой осенней порой. Это то время года, когда ровно греет солнышко, не так страшны и тучки. Грозовые дождики пронесутся и стихнут. И вновь теплынь, сушь да благо. Однако с каждым уходящим августовским днем подкрадывается осень. Нередко в ранние утренние зори уже тянет холодом, в зеленых кронах деревьев засветились первые багряные островки, рябины нарядились в красные накидки.
В августе отцветают поляны, блекнут опушки. Смолкают птичьи голоса. Птицы табунятся – собираются в стаи для отлета. Копнами, скирдами обмолоченной соломы отмечает август свое неторопливое шествие в осень. То тут, то там на березках и осинках замелькали желтые фонарики. Утром по текучим водам скользят полосатые низкие туманчики. А над болотами, низинами, старицами, озерами туманы висят кудрявыми шапками. Кое-где упал первый иней. Но это только едва слышный шепот об осени. Все прелести ее еще впереди.
«Тихий август прилег у плетня» - эти строки Сергея Есенина можно поставить эпиграфом к августу – последнему месяцу уходящего лета.
Г. НАГАЕВ.

Разделы сайта