Дневник навигации   

Завершился еще один месяц навигации. Как флот пароходства работал в августе?
По оперативным данным, месячный план по перевозкам грузов флотом пароходства выполнен по тоннам на 74 процента, а по доходам – на 101,3 процента. В том числе по нефтеналиву задание августа выполнено по тоннам на 72,9 процента, по доходам – на 100,1 процента.
По сухогрузным перевозкам результаты следующие: 82 процента (тонны), по доходам – 129,2 процента.
В хорошем ритме работали в августе пассажирские суда. По пассажирам выполнение месячного задания составило 95,8 процента, по доходам – 100,6 процента. Кстати, на 1 сентября экипажи пассажирских судов выполнили навигационный план по доходам.

1 сентября - День знаний   

РЕПОРТАЖ ИЗ ОМСКОГО ИНСТИТУТА ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
По доброй традиции каждый новый учебный год в Омском речном училище и в Омском институте водного транспорта начинается с торжественного митинга. Так было и в нынешнее первосентябрьское утро. Погода в этот день выдалась как по заказу: тепло, ясное небо. На площади у Омского командного речного училища имени капитана Евдокимова в строгом строю стоят курсанты, рядом студенты института водного транспорта, преподаватели, ветераны труда, здесь же духовой оркестр училища, родители первокурсников, почетные гости…
Под торжественные звуки оркестра выносится знамя речного училища. Начальник ОРСО И.А. Мозолев отдает рапорт директору Омского института водного транспорта Т.И. Зайко. Митинг, посвященный Дню знаний в Омском РУ и Омском институте водного транспорта, открыт. Звучит Гимн Российской Федерации.
Слово предоставляется директору института Т.И. Зайко:
- Дорогие курсанты, студенты, преподаватели, ветераны педагогического труда, поздравляю вас с Днем знаний! Сегодня я особо обращаюсь к первокурсникам. Вы поступили в уникальное учебное заведение. У нас две ступени подготовки специалистов водного транспорта – Омское командное речное училище и Омский институт водного транспорта. В этом году исполняется 90 лет Омскому РУ и 50 лет – институту. С праздником знаний! Удачи, успехов курсантам и студентам, всему педагогическому коллективу!
Затем слово для поздравлений и напутственных слов было предоставлено генеральному директору ОАО «Иртышское пароходство», выпускнику Омского РУ и Новосибирского института инженеров водного транспорта И.И. Яновскому:
- Уважаемые курсанты!
Много, много лет назад я тоже волновался так же, как и вы, особенно в тот день, когда меня зачислили курсантом Омского речного училища. Вы сегодня, естественно, думаете: а правильно ли сделали свой выбор? Я отвечу на этот вопрос своей биографией. После окончания речного училища три года работал на флоте штурманом, потом поступил в институт. Окончив его с отличием, я работал на Омском судоремонтном заводе мастером, начальником цеха, главным инженером, директором. А теперь я – генеральный директор Иртышского пароходства. Вы тоже можете пройти такой же путь. Но для этого надо упорно и много учиться, соблюдать строгий флотский порядок и дисциплину. Учитесь, дерзайте, открывайте новые горизонты науки. И, как говорят у нас на флоте, семь футов под килем!
У микрофона выпускник Омского РУ 1952 года, писатель Александр Токарев:
- Сегодня я обращаюсь к первокурсникам. Вы поступили в прекрасное учебное заведение. Поверьте, что пройдут годы, и вы будете вспоминать время учебы в речном училище как самое лучшее в жизни. Желаю вам настойчивости, упорства в достижении поставленной цели. В добрый путь!
Отзвучали торжественные мелодии еще одного праздника знаний. Митинг закрыт. Впереди трудная, будничная работа. Пусть радость познания сопутствует и курсантам, и студентам Омского института водного транспорта.
Г. ВСТАВСКИЙ.

Легких навигаций не бывает   

На календаре – осень. А значит, навигация-2010 выходит на финишную прямую.
Редакция обратилась к начальнику Службы организации перевозок и безопасности судовождения Ю.И. Тукишу с просьбой рассказать об особенностях нынешней навигации и о задачах на сентябрь.
- Юрий Иванович, как вы оцениваете разворот и ход текущей навигации?
- Прежде всего, следует напомнить, что в начале 2010 года произошло объединение двух служб – «перевозок» и «безопасности судовождения» в одну службу – Службу организации перевозок и безопасности судовождения. Кроме этого, вновь организованной службе были переданы функции топливного отдела – организация выдачи, контроль над выполнением норм и учет расхода топлива и смазки на судах. Подготовительный период навигации совпал с периодом становления новой структурной единицы пароходства, которой руководством ОАО «Иртышское пароходство» была поставлена задача повысить эффективность работы флота. Для начала были переработаны некоторые нормативные документы, направленные на совершенствование технического планирования, методики учета и оценки работы флота, рациональному топливоиспользованию. Совместно со вновь созданной Службой маркетинга были проанализированы возможные грузопотоки и определены основные направления перевозок. Как и в предыдущие навигации, приоритетными направлениями были на тот момент перевозки сырой нефти в Обской губе, перевозки нефтепродуктов на Ямал, причем с увеличением к прошлому году на 50 и 30 тыс. тонн соответственно, сравнительно новое направление перевозок нефтепродуктов от Сургута вверх по р. Обь до Томска, Ташары и Новосибирска. А также весенний развоз 11 тыс. тонн различных нефтепродуктов по населенным пунктам Ханты-Мансийского автономного округа. Правда, прогнозировалось падение сухогрузных перевозок. Стабильным на протяжении многих лет остается объем пассажирских перевозок.
Начало и разворот навигации проходили в штатном, рабочем режиме. Подготовленные экипажами суда вводились в эксплуатацию по утвержденному графику без значительных срывов. В начале второй декады мая первые суда с грузами пошли на Север, в том числе в Ямало-Ненецкий автономный округ в соответствии с заключенными договорами на поставку нефтепродуктов и других грузов. И вот в начале июня, как гром среди ясного неба, пришло известие о том, что новая администрация ЯНАО, не объясняя причин, практически расторгла заключенные с «Ямалгосснабом» договоры и отдала перевозку грузов по Ямалу другому перевозчику. В результате такой ситуации полностью подготовленный флот, а это более двух десятков буксировщиков, нефтеналивных барж и танкеров остались невостребованными, а средства на их подготовку к эксплуатации затрачены впустую. Эксплуатационному аппарату пароходства пришлось в экстренном порядке перестраивать работу флота, изыскивать новые грузопотоки. С целью сохранения квалифицированных кадров плавсостава и, надеясь на здравый смысл, руководством пароходства на целый месяц были продлены сроки подготовки этих судов. Но уже в июле, учитывая сложившуюся ситуацию на рынке перевозок, часть судов в основном из состава буксирного флота пришлось перевести на холодный отстой. И все же, несмотря на чрезвычайные сложности, вызванные действиями чиновников Ямала, благодаря принятию неординарных решений, а также изыскав новые направления перевозок, нам удалось стабилизировать положение. Запланированные цифры по основному рыночному показателю – доходам выполнены в июле и августе, ожидается напряженная работа в сентябре и октябре. К сожалению, оправдываются пессимистические прогнозы по перевозкам сухогрузов, пока самое реальное направление – перевозки угля по Омской области. На 1 сентября в Тару, Большеречье и Знаменку доставлено почти 50 тысяч тонн твердого топлива.
- Итоги июля и августа позволяют надеяться на успешную работу флота в сентябре. Какие задачи стоят перед флотом на этот месяц?
- В сентябре флоту Иртышского пароходства предстоит решать сложные задачи. Завоз в пункты Омской области около 30 тысяч тонн угля, более 10 тысяч тонн нефтепродуктов предстоит завезти из Сургута в Томск, Новосибирск и Ташару. Продолжится работа по доставке и перевалке нефти на морские танкера в Обской губе, будет осуществляться доставка топлива в Харасавэй, танкер «Николай Животкевич» в Сабетту-Яху, а экипаж «Беломорского-23» доставит продукты в Гыду.
Сентябрь – завершающий месяц полярной навигации, для этого периода в Обской и Тазовской губах характерны сильные сгонные ветра южного направления, а значит, возможно мелководье на барах р. Оби и малых северных рек, штормовые условия плавания. Поэтому сейчас, как никогда, требуется слаженная работа экипажей флота, координация их действий с эксплуатационными службами пароходства, четкое выполнение заданий и нормативов.
- Сегодня судовые экипажи Иртышского пароходства несут вахту от Черлака на юге до Харасавэя – на севере. Как, по вашему мнению, работают речники?
- География перевозок грузов флотом пароходства действительно впечатляет, наши теплоходы работают во всех широтах Обь-Иртышского бассейна. Условия их работы, конечно, неодинаковы, но однозначно нелегкие – на Севере, в Обской губе серьезными помехами работе флота являются непрекращающиеся шторма, зависимость глубин на барах и заходах в малые реки от направления, силы ветра и приливных явлений. На юге бассейна дополнительные трудности приносит наступивший меженный период, обмеление лимитирующих перекатов, туманы, непогода.
Легких навигаций не бывает. Поэтому хочу пожелать всем экипажам, закаленным временем и северными штормами, терпения, оставаться верными лучшим флотским традициям, применять по максимуму профессиональные навыки и знания в обеспечение безаварийной работы, доставить все заявленные грузы.
Речники Иртыша не раз показывали свое судоводительское мастерство и, думаю, этот опыт, а также богатые знания помогут нам и в нынешнем году успешно справиться с поставленными задачами.
Интервью записал
Г. ВСТАВСКИЙ.

К новым горизонтам   

Нынче Андрею Александровичу Лыбенко не позавидуешь: душа давно истосковалась по речным просторам, все, кому нашлась работа, ушли в рейсы, а его танкер простоял в затоне аж до середины августа. С другой стороны, стоял он не просто так, - активно возрождался к новой жизни. К тому, что после модернизации и переклассификации из класса «О» в класс «М-ПР» предстоит танкеру не просто ходить в привычных заполярных маршрутах, но и осваивать новые. Так, сразу же после сдачи в эксплуатацию и предъявления Регистру, взял курс ТН-733 на Сургут с тем, чтобы загрузившись там дизельным топливом, доставить нефтегруз к далеким Ямбургским берегам. Следующий рейс – в Гыданскуюгубу. Так что на сентябрь экипаж ТН-733 будет перевозками обеспечен. Команда довольна – лучше поздно, чем никогда.
Капитану Лыбенко не привыкать управлять теплоходом наперекор стихии северных широт. Он двенадцать лет жил в Заполярье и столько же работал капитаном РТ в поселке Тазовское. Много лет подряд, во всяком случае, столько, сколько работает Андрей Александрович на ТН-733, (а это ни много, ни мало 19 лет, 16 из них – капитаном) танкер в первую половину навигации доставлял нефтегруз в пункты Ханты-Мансийского автономного округа, а с конца июня уходил в Салехард. И уже от его причалов развозил топливо по приречным поселкам Заполярья.
В этом году в первый рейс ТН-733 вышел 15 августа. А накануне в затоне Омского ССРЗ прошли испытания нового мотобота, - спасательного средства, который входит в перечень оборудования необходимого для переклассификации судна. На испытании присутствовали главный инженер Иртышского пароходства А.М. Журовский, руководители Омского ССРЗ, принимал работу директор Обь-Иртышского филиала ФГУ «Российский Речной Регистр» С.И. Сергеев. Первым отважился испытать шлюпку механик – II помощник капитана и его полный тезка Андрей Александрович Семенченко. Удар о воду, конечно же, был приличный, однако все меры личной безопасности в мотоботе предусмотрены: сиденья, как в самолете, с подголовниками, ремни безопасности, люди располагаются спиной к носу шлюпки…
Конечно, новое спасательное средство выглядит несколько громоздко на корме бачкового танкера. Зато оно – гарантия безопасности экипажа на случай форс-мажорных обстоятельств, и его вместимость рассчитана на 12 человек.
Красивой, яркой, огненно-оранжевой шлюпке и танкер должен соответствовать. И действительно, от клотика до киля и от носа до кормы он свежевыкрашен. Не танкер – игрушка!
Те члены команды, что давно трудятся на его борту, не нарадуются. А это: сам капитан, старший помощник капитана Равиль Ибрагимович Назиров – на танкере он 6 лет, повар Наталья Александровна Баклашова – 5 лет, помощник механика по электрооборудованию Рустам Рашитович Ахтичанов – 3 года. Да что говорить, и тем, кто впервые оказался на борту ТН-733, нравится и его внешний вид, и его надежность. А более надежным он стал благодаря немалым усилиям и затратам, вложенным в его модернизацию.
Не будем говорить о капремонте главных двигателей, усилении корпуса и прочности судна, повышении его пожаробезопасности и т.д. По словам заместителя начальника Службы связи и радионавигации С.У. Середкина: «Такое количество нового современного оборудования ни на один теплоход мы еще не ставили. По требованию Регистра здесь заменено почти все радиооборудование: РЛС, радиостанции УКВ морские и речные, эхолот, курсоуказатель, носимые морские радиостанции, щиты радиооборудования, проложены новые питающие кабели… Работа проделана колоссальная. И затраты только в этой части понесены немалые. Так, приобретение самого современного локатора обошлось более, чем в 700 тыс. рублей.
Однако, несмотря на дорогостоящий проект обновления, переклассификация танкера, несомненно, стоит того, если мы хотим расширить горизонты нового сотрудничества».
P.S.: По данным диспетчерской службы 1 сентября танкер ТН-733 находился в Ямбурге. Что ж, пожелаем экипажу легкого рейса и счастливой дороги на пути к новым горизонтам.
Н. ОЛЕНИЧЕНКО.

Курьер   

? Гыда. В первых числах сентября танкер ТН-733 взял курс на Гыданскую губу.
? Харасавэй. Очередную партию нефтепродуктов к западным берегам Ямала перевезет экипаж большегрузного танкера «Ленанефть-2019».
? Сабетта-Яха принимает дизельное топливо от омских перевозчиков. В последние дни августа там выгрузился ТН-733, доставив нефтегруз из Сургута. Следующая партия прибудет в танках «Николая Животкевича».
? У мыса Трехбугорного морской транспорт по-прежнему принимает сырую нефть с десяти наших «Ленанефтей». Они доставляют ее с месторождений Нумги и Андры.
? Из Сургута в пункты Западной Сибири – Ташару, Красный Яр, Томск доставляют нефтепродукты восемь танкеров.
? Омская область. Продолжается завоз угля в северные районы региона: Тару, Тевриз, в различные пункты Усть-Ишимского района. Доставляют топливо сельчанам экипажи РТ-780 и РТ-675.
? Омск. Завершилась навигация для скоростных пассажирских судов, закрепленных на линии Омск – Тевриз – Малая Бича. С 1 сентября «Восходы» встали на разоружение.
Встал на разоружение и туристический теплоход «Римский-Корсаков», экипаж которого за три месяца навигации получил хорошие доходы.
? 5 сентября в Омск приходит пассажирский теплоход «Родина». 6 сентября он уйдет в Салехард, в свой завершающий рейс навигации.
? Паново. Экипаж «Зари-295» продолжает нести вахту в Усть-Ишимском районе.

Начало положено   

Реалии сегодняшнего дня таковы, что некоторые суда из-за сокращения объема грузоперевозок приходится выводить из эксплуатации досрочно. А вот для таких танкеров, как ТН-736 и ТН-733 навигация началась лишь к концу лета. Танкер ТН-736 был сдан в эксплуатацию 27 июля, а экипаж ТН-733 ушел в первый рейс только 15 августа. Почему для этих судов навигация началась так поздно? На этот вопрос отвечает начальник Службы судового хозяйства и промышленной деятельности пароходства С.В. Вистунов:
- На этих теплоходах в нынешний судоремонт велись сложные модернизационные работы. Перед судоремонтниками была поставлена задача: перевести танкеры ТН-733 и ТН-736 из класса «О» в класс «М-ПР». Переклассификация судна и обновление его – это очень затратное и хлопотное дело. Требования, предъявляемые к судам, работающим в Обской губе, на Крайнем Севере бассейна ужесточаются, и мы, судовладельцы, должны с этим считаться, чтобы иметь разрешение для работы в заполярных широтах. И начали модернизацию с тех судов, которые ходили в Гыду. Это – ТН-733, ТН-736, ТН-727 и ТН-741. Первые два уже переклассифицировали. На очереди – ТН-727 и ТН-741. Планируем перевести их из класса «О» в класс «М-ПР» до января 2011 года.
- Сергей Викторович, поясните читателям, что же сделано на танкерах?
- Во-первых, проведен капитальный ремонт главных двигателей ТН-733, установлена новая система вентиляции смежных с грузовыми танками отсеках, произведено подкрепление корпусов – увеличена прочность судна в районе грузовых танков, установлено современное радиооборудование для эксплуатации танкеров в районе плавания, соответствующему классу «М-ПР», увеличена высота носового фальшборта,
На ТН-733 установлено новое спасательное оборудование – самосбрасывающаяся, огнезащитная шлюпка (мотобот), она может работать как в режиме свободного сбрасывания, так и при помощи рампы с электрогидравлическим приводом. Первый спасательный мотобот прошел испытание, и танкер ТН-733 ушел с новой шлюпкой в рейс. Вторая спасательная шлюпка такого класса заказана и скоро будет доставлена из Турции.
- А что у нас не делают подобные мотоботы?
- Конечно, есть и у нас, в России, мастера подобного спасательного оборудования. Предложений было несколько. Мы остановились на турецком варианте – дешевле по цене, оптимальнее по вместимости, быстрее по срокам изготовления и доставки.
- Вы сказали дешевле, а точнее – в какую сумму обошлась пароходству такая спасательная шлюпка?
- В очень большие деньги – четыре миллиона рублей.
- А в целом, в какую сумму обошлась модернизация одного танкера?
- Затраты лишь по одному танкеру составили 9,5 миллиона рублей. Как видите, модернизация судов требует немалых средств. Но, будем надеяться, что наши затраты в ближайшей перспективе окупятся.
- Сергей Викторович, в модернизации иртышского флота, в том числе танкеров ТН-733 и ТН-736 принимает участие весь коллектив Омского ССРЗ. И все-таки назовите, кто из заводчан вносит особый вклад в модернизационную программу нашего флота?
- Прежде всего, я бы отметил коллективы корпусного, механосборочного и электро-деревообрабатывающего цехов. Но не только. Очень большая работа была проведена специалистами конструкторского бюро Иртышского пароходства и техотдела завода. В сжатые сроки они подготовили проекты на модернизационные работы. А как известно, любая работа, в том числе и программа обновления флота, начинается с проекта.
Беседу записала Н. ОЛЕНИЧЕНКО.

Вот и лето прошло   

Завершился детский оздоровительный сезон. В августе из Чернолучинской зоны отдыха (детский оздоровительный лагерь «Спутник») возвратилась третья группа детей речников.
- В этом году, - пояснил председатель Иртышского баскомфлота Г.А. Нечаев, - в детском лагере «Спутник» отдохнули 29 детей из Омского ССРЗ, учебно-оздоровительного центра и Управления пароходства. В первом заезде за городом отдохнули 11 детей, во втором – 12 и в третьем – 5 ребят. Кроме этого, 8 детей поправили свое здоровье в санаториях-профилакториях круглогодичного действия – в «Коммунальнике» и «Автомобилисте», где оплата путевок производилась из областного бюджета.
Как известно, нынче Фонд социального страхования не предусмотрел денежные средства на детское оздоровление. И все расходы взяли на свои плечи субъекты Российской Федерации. Стоимость путевки не превышала 7 тысяч 500 рублей. По-прежнему 10 процентов от этой стоимости платили родители, 40 процентов – областной бюджет, а остальные 50 процентов от стоимости путевки оплачивал работодатель.
В этом году две детские путевки получили в Анапу дети речников Омского ССРЗ. Правда, всю стоимость такой путевки оплачивали родители.
По словам работников Иртышского баскомфлота, нынешний сезон прошел хорошо. Нареканий от родителей не было, все заявки были удовлетворены. Правда, как всегда, свои коррективы в летний оздоровительный отдых вносила погода. Но на нее у нас пока управы нет.

Романтик флота   

Иртыш всегда славился своими капитанами, исключительно преданными реке и флоту.
Особой благодарности и уважения заслуживают те капитаны, которые сегодня несут вахты на больших и малых реках Обь-Иртышского бассейна, в морских широтах. Не забываем мы и тех командиров флота, кто находится на заслуженном отдыхе, как и тех, кого уже нет среди нас. Имена заслуженных иртышских капитанов носят ледоколы – «Капитан Плахин», «Капитан Евдокимов», «Капитан Чудинов». К сожалению, не всем удается «воплотиться в пароходы, в строчки и другие добрые дела». Среди таких и капитан К.В. Оносов. Он прожил недолгую жизнь, всего-то 51 год от роду, но след о себе оставил на заводе и флоте добрый. Это был исключительно трудолюбивый, честный и очень порядочный человек.
Родился Костя Оносов на нашей реке, в Тобольске. В шесть лет остался без родителей. До войны его воспитанием занималась бабушка, а с 1941 года он жил у дяди, известного на Иртыше речника, капитана Анатолия Михайловича Копылова. С его помощью семнадцатилетний Костя и оказался на Омском судоремонтном заводе, точнее на пассажирских судах, приписанных нашему заводу. Три навигации кряду он работает рулевым, сначала на пароходе «Дмитрий Гусихин», затем – на пароходах «Владимир Ленин», «Михаил Калинин». Летом Костя Оносов уходил в навигацию, а зимой – учился. Уже в 1951 году он поступил на отделение стажистов при Омском речном училище. Через пять лет Константин Витальевич с отличием закончил учебу стажистов, получил право на занятие командных должностей в системе МРФ. Позднее он окончил Омское РУ. И тоже с отличием!
Костя Оносов добивался отличных успехов не только в учебе, но и быстро шагал по служебной лестнице. Поработав две навигации третьим штурманом на пароходе «Михаил Калинин», его сразу назначают I штурманом на том же пассажирском пароходе «Михаил Калинин», а через год он уже - I штурман на пароходе «Карл Либкнехт». По тем временам рост стремительный. Это была справедливая оценка молодому и перспективному командиру.
С 1963 по 1983 год Константин Витальевич Оносов был капитаном теплохода «Чернышевский», лучшего тогда пассажирского теплохода во всем бассейне. Его ценили не только руководители пароходства, завода, но и среди плавсостава капитан Оносов пользовался большим авторитетом. У него учились и перенимали опыт работы экипажа «Чернышевский» другие флотские коллективы.
Я неоднократно видел капитана Оносова в плавании, хорошо знал, каким великолепным караванным капитаном он был. На мой взгляд, Константин Витальевич был лучшим караванным капитаном того времени. Николай Иванович Ланьков, будучи заместителем директора Омского ССРЗ, говорил так о капитане Оносове: «Константин Витальевич зимой и летом весь отдан работе, не жалел сил и энергии для дела, порой не щадя себя». Этими словами сказано все.
А теперь, предлагаю вам воспоминание его коллеги, бывшего замечательного капитана пассажирского теплохода «Генерал Карбышев» и его друга – Владимира Петровича Белоглазова:
- Константин Витальевич Оносов был лучшим штурманом в бассейне и лучшим капитаном в 70-80-е прошлого века.
В последние годы работы парохода «Карл Либкнехт» на Иртыше капитаном здесь был А.Г. Касьянов, а первым штурманом – К.В. Оносов. Константин Витальевич очень любил это судно, о чем он мне сам признавался, и содержал его в образцовом порядке. Я вспоминаю случай, как однажды мы на пристани Мужи стояли вместе. Константин Витальевич пригласил меня на борт парохода «Карл Либкнехт» и повел по этому кораблю. Он с восхищением рассказывал, какую провели работу в прошедший судоремонт. Глаза у него горели и я видел, как он был доволен проделанной работой. Это был действительно образцовый пароход на то время. Судно было окрашено от киля до клотика, сверкало белизной. Корпус, надстройка чистые, все палубы блестели. Я осматривал с пристрастием, заглядывал в закутки, даже заглянул в отсеки, но везде был образцовый флотский порядок. В этом, прежде всего, была заслуга старпома парохода Оносова К.В. Он любил пассажирский флот и содержал его всегда в идеальном порядке.
А вот другая встреча с Костей Оносовым. Во время учебы я неоднократно посещал теплоход «Михаил Калинин», где в то время капитаном был А.Д. Сургутсков, а III штурманом – Костя Оносов. Как-то весной прихожу на это судно, стучу в каюту III штурмана. Мне дверь открывает незнакомый человек. Спрашиваю, а где Оносов? А он находится в каюте первого штурмана. Я был крайне удивлен такому быстрому росту по должности Оносова. Минуя должность II штурмана, он сразу был назначен I штурманом. Подобного случая в нашей практике я не припомню. В то время были очень сильные кадры на пассажирских судах, продвигаться по должности было сложно, но здесь произошло исключение. Штурман, заметив мой удивленный вид, сказал, что Константин Витальевич способен хоть сейчас занять должность капитана.
Так и получилось. Позднее К.В. Оносов был назначен I штурманом на пароход «Карл Либкнехт», а затем I штурманом на теплоход «Ленинский комсомол». Начальником пароходства в то время был И.Д. Денисов, он вскоре и предложил I штурману должность капитана теплохода «Чернышевский». Это судно для него стало вторым родным домом. Он навел на нем идеальный флотский порядок. Я неоднократно посещал этот корабль и всегда восхищался его содержанием. Константин Витальевич один из первых капитанов стал применять лакокрасочные материалы для покрытия на судне твердых пород дерева. Я не буду подробно описывать его мастерство, одно могу сказать: все мы знали, что теплоход «Чернышевский» под командованием капитана Оносова всегда сиял и блестел. Он любил форменную одежду и всегда был в ней, приучал к этому свой экипаж.
Константин Витальевич был в тоже время хлебосольным человеком, у него каждый раз было много гостей, его окружали друзья и товарищи, он любил людей, и они его ценили, уважали. Я даже сказал бы больше, что они даже гордились, что имеют такого друга.
В межнавигационный период в течение многих лет К.В. Оносова назначали караванным капитаном в затоне Омского судоремонтно-судостроительного завода. В караване всегда был образцовый порядок. Суда стояли во льду, выстроенные как по линейке, расстояние между судами выдержано строго по существующим требованиям, вахта на постах была в нарукавных повязках, пожарные колодцы пронумерованы и оборудованы, хорошее освещение, пожарные спуски и все дороги убраны от снега. Судов в караване стояло очень много, но везде был порядок.
Мне приходилось бывать на многих судоремонтных заводах и базах флота, но лучшего отстойного пункта как в Омске, пожалуй, нигде не было.
Капитана Оносова буквально во всем отличали завидное трудолюбие, кипучая энергия, целый каскад полезных инициатив. Он не мог жить и работать в спокойном ритме, без новаторства. Помню, как в межсезонье он организовывал бригаду отделочников-полировщиков для восстановления лаковых покрытий. И, прежде всего, на пассажирских судах. Тогда эта ювелирная работа была большой новинкой для судоремонтников. Освоив сам это сложное производство, Константин Витальевич старался научить других.
Не могу умолчать еще об одном интересном факте из биографии капитана Оносова. Начальник пароходства Н.И. Животкевич пригласил меня, как главного инженера завода, и предложил взять на контроль переоборудование бывшего пассажирского теплохода «Лермонтов» под служебный теплоход «Иртыш». По тем временам это задание было очень ответственным и не менее сложным. Причем не столько в техническом плане, сколько в качестве выполненных работ, особенно отделочных. Ведь надо было выдержать соответствующий уровень. Я пригласил Константина Витальевича и попросил его вложить в новое дело и душу, и высокое мастерство.
И ему это удалось. Теплоход «Иртыш» в течение двух десятков лет проработал в бассейне без дополнительного переоборудования. Вот таким, я бы сказал, кудесником был наш капитан Костя Оносов.
За добросовестный труд на флоте и на заводе капитан К.В. Оносов был награжден орденом «Знак Почета», ленинской юбилейной медалью «За доблестный труд», «За спасение утопающих», а также серебряной медалью ВДНХ.
Тяжелая болезнь заставила капитана Оносова покинуть борт теплохода «Чернышевский», который в течение двадцати лет был его вторым домом. Он знал о своей болезни, как мог, боролся за жизнь. Обладая сильным характером, крепкими волевыми качествами, он и после лечения вернулся на флот, став капитаном «Рефрижератора-607».
3 марта 1985 года тяжелая болезнь остановила сердце капитана К.В. Оносова. Им по праву гордятся его сыновья - Михаил и Андрей.
P.S. Когда состоялась презентация книги «Флот – моя судьба», из Тюмени пришло письмо от ветерана иртышского флота, бывшего капитана теплохода «Генерал Карбышев» Владимира Петровича Белоглазова.
Письмо капитана Белоглазова большое, поэтому редакция познакомит наших читателей лишь с выдержками из него.
- Книгу «Флот – моя судьба» я читал взахлеб и притом два раза. Практически все названные в этой книге люди мне знакомы, со многими близко общался по работе и в жизни. Книга написана простым, доступным языком, легко читается. Как будто я побывал в Омске, со всеми встретился и поговорил от души.
Несколько слов скажу о капитане К.В. Оносове. Когда я стал читать воспоминания о Константине Витальевиче, у меня защемило сердце, и я стал вспоминать все, что было связано с этим великим капитаном и замечательным человеком. Перед мною промелькнула вся моя жизнь, начиная с юности. Прежде всего я вспомнил 1953 год, когда я, закончив семилетку, решил поступать в Омское речное училище. Мой папа хорошо знал капитана Вронского Владимира Александровича, посадил меня на пароход «Михаил Калинин», и я поехал в Омск. Первым штурманом на этом пароходе был Сазонов Федор Петрович, а рулевым, который стоял вахту с первым штурманом, был Костя Оносов. Мне разрешили в светлое время суток находиться в рулевой рубке. Так я познакомился с Костей Оносовым, которому в ту пору было 19 лет.
Через какое-то время пароход «Михаил Калинин» пристал в Ханты-Мансийске под выгрузку груза из Салехарда. Легкий груз был выгружен быстро. Когда дошли до тяжеловесов, грузчики отказались выгружать. Стали говорить, что этот груз им не под силу. Доложили об этом капитану Вронскому В.А. Подойдя к грузчикам, капитан стал их уговаривать, но они настаивали на своем. Тогда Владимир Александрович своим громким голосом скомандовал: «А где Костя?». «Он отдыхает после вахты», - ответили ему.
- Поднять Костю, - приказал капитан.
Через пару минут подошел Костя, протирая уставшие глаза.
- Костя, покажи этим грузчикам, как надо носить груз.
Костя быстро переоделся, надел горбушу на плечи, и вместе с матросами опустился в грузовой трюм. Через несколько минут Костя уже поднимался по грузовой лестнице, неся на горбуше огромный агрегат. Его подстраховывали два матроса. Он шел медленно, но уверенно. Когда они поднялись на палубу, Костя сказал матросам:
- А теперь не мешайте мне.
Капитан высказал ему слова благодарности и, повернувшись к грузчикам, отчеканил:
- Вот как надо работать, вот как надо носить груз, а не устраивать базар!
Грузчики с опущенными головами спустились в трюм.
Костя в молодости обладал большой физической силой. Он прошел огромную флотскую школу у опытных капитанов Иртышского пароходства и был способен выполнить любое задание.
В книге «Флот – моя судьба» есть замечательные слова: «В Иртышском пароходстве сохранилась хорошая традиция – присваивать судам имена лучших иртышских капитанов, механиков». Константин Витальевич заслужил этого. Его прах покоится на омской земле, а имя должно красоваться на борту судна. Он любил реку, а река любила его, он этим жил, он этим гордился.

Поздравляем юбиляров сентября!   

С 85-летием
Семененко Виктора Петровича, ветерана труда Омского ССРЗ.
С 75-летием
Гулую Нину Петровну, ветерана труда Управления Иртышского пароходства.
Шухова Геннадия Николаевича, ветерана труда Омского ССРЗ.
С 70-летием
Мокина Юрия Васильевича, ветерана труда Управления Иртышского пароходства.
Кривощекова Александра Деомидовича, ветерана труда Омского ССРЗ.
Михейкина Владимира Прокопьевича, ветерана труда Иртышской РЭБ флота.
Котову Людмилу Александровну, ветерана труда Омского ССРЗ.
Пономарева Виктора Сергеевича, ветерана труда Омского ССРЗ.
С 65-летием
Кущенко Валерия Семеновича, капитана-наставника службы организации перевозок и безопасности судовождения.
Краева Николая Григорьевича, ветерана труда Омского ССРЗ.
Грош Ефросинию Максимовну, ветерана труда Иртышской РЭБ флота.
С 60-летием
Пимонова Юрия Павловича, ветерана труда Омского ССРЗ.
Дистергофт Розу Александровну, заведующую хозяйством АХО.
Петрову Надежду Петровну, ветерана труда Омского ССРЗ.
С 55-летием
Желонину Нину Алексеевну, повара теплохода «Римский-Корсаков».
Лихачева Анатолия Васильевича, капитана – II поммеханика теплохода ТН-72.
Орлова Виктора Владимировича, капитана – I поммеханика теплохода РТ-780.
Каштанову Людмилу Васильевну, проводницу теплохода «Родина».
Тарасову Екатерину Степановну, повара пункта питания АХО.
С 50-летием
Попову Ларису Николаевну, заместителя главного бухгалтера централизованной бухгалтерии.
Соловьева Вячеслава Васильевича, капитана – II поммеханика теплохода РТ-713.
Поздравляем юбиляров сентября. Желаем, чтобы осень жизни еще долго не приходила на смену роскошному бабьему лету!
 

"И на Тихом океане..."   

Вот как вспоминал войну на Дальнем Востоке капитан 2-го ранга, ветеран труда Иртышской РЭБ Константин Сергеевич Шнянин.
- Победа! Она пришла майским днем сорок пятого, а для тех, кто нес службу на Дальнем Востоке, этот радостный день был отодвинут еще на четыре месяца. В ночь с 8 на 9 августа наши войска начали наступление против японской армии. Более 700 км по рекам Амур и Сунгари до Харбина, где базировался их главный штаб, пришлось пройти с боями. По Сунгари, - продолжал Константин Сергеевич, - шли с большими трудностями. Японцы яростно сопротивлялись. Чтобы задержать наш флот, пустили по реке сплавной лес. В узких местах затопили баржи, груженные камнем. Тот год был полноводным, и наша разведка находила обходные пути.
В городе Сансин нам на катер перешел военный совет во главе с командующим контр-адмиралом Антоновым. Перед нашим экипажем была поставлена боевая задача: доставить членов военного совета в Харбин как можно быстрее. Позднее на моем бронекатере состоялось пленение генерал-лейтенанта, командующего японской армией. Во время капитуляции в Харбине японскую флотилию взяли на буксир и перевели в Хабаровск. В плен попало полмиллиона японцев. Так бесславно закончилась для них эта война.
Вместе с капитуляцией Японии 2 августа 1945 года завершилась и Вторая мировая война.

Разделы сайта