В ЭТОТ ДЕНЬ     

200 лет назад, 8 сентября 1812 года состоялось Бородинское сражение русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией. Эта битва во многом предопределила исход Отечественной войны 1812 года.
9 сентября 1913 года русский военный летчик Петр Нестеров впервые выполнил фигуру высшего пилотажа «мертвая петля».
10 сентября 1832 года на Дворцовой площади Петербурга в память побед над Наполеоном была установлена Александровская колонна высотой 47,5 м и весом 650 тонн. Через два года состоялось ее открытие.
14 сентября 1886 года Джордж Андерсон из Америки запатентовал ленту для пишущей машинки.
15 сентября 1974 года бульдозер снесли небольшую выставку картин художников-нонконформистов в Москве у метро «Беляево». В историю эта выставка вошла под названием «бульдозерной».
16 сентября 1812 года в Москве, занятой армией Наполеона, начался пожар.
17 сентября 1991 года прекращено дело против Александра Солженицына из-за отсутствия состава преступления, а сам писатель заявил о своем намерении вернуться в Россию.
21 сентября 1962 года впервые через полвека вынужденной эмиграции Советский Союз посетил с концертами один из самых выдающихся композиторов XX века Игорь Стравинский.
22 сентября 1789 года произошло сражение у Рымника (река в Румынии) между русско-австрийскими войсками под командованием А.В. Суворова и турецкой армией. Несмотря на четырехкратное превосходство турок, Суворов разбил один за другим три лагеря противника. За эту блистательную победу Суворов был удостоен графского титула.

ДНЕВНИК НАВИГАЦИИ     

Сентябрь, пожалуй, самый решающий месяц навигации 2012 года. Во-первых, задание по перевозкам на этот месяц в связи с отставанием в августе очень ответственное. А во-вторых, условия судовождения в нынешнем сентябре сложнейшие. Работе флота очень мешает мелководье, частые шторма в Обской губе, туманы. Однако, речникам Иртыша к таким условиям судовождения не привыкать. Такое случалось и раньше, а судовые экипажи всегда выходили из подобных ситуаций с честью. И на тот раз победа будет за ними. Главное сейчас не только выполнить план, но и завершить навигацию без аварий и происшествий.
По предварительным данным, на 17 сентября при плановом расходовании времени на 53,3 процента месячный план по перевозкам грузов флотом пароходства выполнен по тоннам на 46,2 процента, а по доходам – на 50,8 процента.
В том числе по нефтеналиву показатели следующие: по тоннам – 58,2 процента, по доходам – 52,7 процента. По сухогрузным перевозкам выполнение месячного плана составило 23,2 процента (тонны), 36,5 процента (доходы).
По пассажирам план сентября на 17 число выполнен на 40 процентов, а по доходам – на 62,8 процента.

КУРЬЕР     

Остров Начальный. Последние составы направляются сюда с различными грузами из Омска. Среди них состав РТ-685 с аэродромной плитой в адрес Сабетты с дальнейшей перегрузкой на суда прибрежно-морского плавания. Последнюю отгрузку дизельного зимнего топлива на Сабетту сделал и ОНПЗ. До острова Начальный нефтеналивные баржи поведут РТ-778, РТ-791, РТ-728.
Нумги, Андры. Продолжается перевозка сырой нефти силами шести экипажей крупнотоннажных судов в Обскую губу.
К мысу Трехбугорному направляется «Ленанефть-2023», она доставит зимнее дизельное, загруженное в Сургуте, на морской танкер, который повезет груз в восточные бассейны страны.
Остров Диксон. 12 сентября от мыса Трехбугорного, несмотря на штормовую погоду, отошел танкер «Ленанефть-2019», он взял курс на Дудинку.
В Сургут СТ-314 доставит ЖБИ из Омска.
Тобольск. РТ-780 выгрузил железобетонные изделия в Тобольске.
Усть-Ишим. Баржи с углем развозит по Усть-Ишимскому району экипаж РТ-675.
 

НАШ РЕЙС – В ОБСКУЮ ГУБУ     

В этом году капитан В.Х. Шевчук сменил теплоход. Отработав последние десять лет на ТН-723, он, по распоряжению руководства, поставил его на холодный отстой. Как ни жаль было расставаться с родным танкером, но, как говорится, «пришла пора».
- С судами, на которых установлены двигатели 3Д6, прощаются. И это правильно, - говорит капитан. – Нет уже таких двигателей, нет запчастей на них. И вообще – это уже вчерашний день. Надо двигаться вперед.
До ТН-723 Василий Харитонович отработал капитаном 17 лет на ТН-667. Что значит попрощаться с танкером, на котором знаком каждый механизм, поворот руля и винтик, он знает не понаслышке. Но и глубокое чувство удовлетворения от передачи под его начало более нового современного теплохода ему тоже знакомо.
- На «эмовском» проекте (а ТН-738 проекта 866-М), стоят другие двигатели – 6ЧНСП. Они надежнее, мощнее. Таким танкером приятнее управлять: больше скорости, мощи, возможностей. Так, например, во время ветра, когда танкер порожний, большая парусность. Приходится делать поправку на ветер. На этом теплоходе мощность на 30 процентов больше, значит делать это гораздо проще. И электрооборудование здесь посовременнее.
На новый танкер капитан пришел со своим экипажем: механиком В.Е. Шимановичем, поваром А.Кравченко, старшим мотористом-рулевым И. Бархатовым. Надеялся, что и второй штурман С.Ю. Шафрик порадуется вместе с ними новым переменам.
- Однако нашего доморощенного специалиста «увели» кадры, - с явным сожалением рассказывает капитан. – Мы растили и воспитывали его для себя – три года он работал у нас мотористом, потом два года штурманом и вот его послали учиться на моряка, а потом уже не вернули. На его место прислали второго-второго Е.В. Суздаля, который пять лет отработал мотористом – рулевым в экипаже А.В. Рамиха.
О новеньких Василий Харитонович сильно не распространялся, видимо, не было поводов для крепкой похвалы или сильного недовольства. Сказал только, что ребята работают ровно, но и без замечаний не обходится. Среди первогодков на судне выделил только Сергея Беззубика, помощника механика по электрооборудованию.
- Помните, наверное, Эдуарда Павловича Беззубика из судоходной инспекции? Так это его внук. Радует преемственность поколений – дело деда продолжают внуки. Сергей – хороший, старательный, общительный парень. Никогда не обижается на замечания. Знаете, всякое бывает, иногда потребуешь исправления и в жесткой форме. А он только улыбнется: «Хорошо, согласен, мой косяк, исправлю». С такими легко работать.
Ну если уж, для новичка у капитана нашлись добрые слова, то своих, тех, кто с ним несет вахты несколько лет, В.Х. Шевчук хвалил с особым смаком.
- О механике Владимире Евгеньевиче Шимановиче могу говорить только в превосходной степени. Очень хороший, грамотный, высококлассный специалист. В прошлом сам капитан, лишившийся танкера, он не чурается нижних должностей и грязной работы в машине. Он – механик, каких на нашем флоте единицы. Каждую зиму работает на ремонте двигателей в дизельном цехе. Руки у него золотые, все умеет – и сварить, и сконструировать. И меня к этому делу привлекает. Получается прямо по Леониду Филатову из его знаменитой «Сказки про Федота – стрельца, удалого молодца»: «нам бы схему да чертеж, мы б затеяли вертеж». В его руках все спорится. Мотористы к нему тянутся, он всех обучает. И в человеческом плане он – душа-человек.
Особой похвалы заслуживает Настя Кравченко. Молодец девчонка, всегда улыбчива, обаятельна, с юмором, готовит прекрасно. Она без «пяти минут» жена Вани Бархатова, старшего моториста-рулевого. Осенью, после разоружения собираются подавать документы в ЗАГС. Чувства свои они проверили, вместе уже давно. Она прежде работала на «Римском-Корсакове», а он ремонтировал квартиры. Настя уговорила его сменить профессию и пойти с ней на флот. Помню, пришел ко мне Иван: «Возьмете нас двоих?». Не очень я люблю семейные пары на флоте, но Настя зашла, улыбнулась, и я не смог отказать. А сейчас нисколько не жалею – хорошие ребята. Иван на все руки мастер: где что-то отпилить, подкрасить, подремонтировать – он первый. Вот что значит опыт. Его отметил и капитан-наставник В.М. Богачев, который ходил с нами и в прошлом и в этом году. Вот теперь убеждаем Ивана в необходимости получения дальнейшего флотского образования. Я уже вижу его штурманом. А за рекомендациями дело не встанет.
Мы встречались с экипажем в первых числах сентября, когда их танкер стоял в ожидании очередной погрузки. Уже известно было, что и куда повезут – в Обскую губу, где в сентябре особенно неспокойно. Но экипаж это нисколько не тревожит. Напротив, хочется побывать везде, в разнообразных точках бассейна. Нынче это удалось. 17 мая ТН-738 сдался в эксплуатацию, и в первый рейс пошли на Белоярск, в Полновате пришлось поработать на распаузке «Ленанефти-2019» и «Николая Животкевича». Затем, загрузившись в Сургуте, повезли на Надым дизельное топливо. Там на 46-м километре Надыма паузили уже их танкер. ТНМ-31 снимал часть груза по очереди с трех танкеров – ТН-738, 739 и 720. После надымского рейса ТН-738 вернулся в Омск за топливом и опять взял курс в Заполярье, на этот раз в Салехард. И вот очередной рейс в Обскую губу…
- Возможно, он станет последним для нас, - размышляет вслух капитан, - хотя последние пять лет мы всегда работали до конца октября, заходили в затон в 20-х числах октября. Поэтому надеемся потрудиться оба осенних месяца. Тем более, что объемы есть, механизмы исправны, ребята притерлись друг к другу и готовы еще плавать.
Н. ОЛЕНИЧЕНКО.
На снимке: слева – направо: моторист – рулевой Анатолий Носик, механик – старший помощник капитана Владимир Евгеньевич Шиманович; старший моторист – рулевой Иван Бархатов.

ПОСЛЕДНИЕ РЕЙСЫ   

20 сентября из Салехарда возвращается пассажирский теплоход «Родина». После завершения очередного рейса теплоход встанет на разоружение.
17 сентября в свой последний рейс до Салехарда ушел пассажирский теплоход «Чернышевский». На севере бассейна продолжается навигация у экипажа пассажирского теплохода «Механик Калашников», который обслуживает пассажиров по маршруту Салехард – Антипаюта более полувека.
Северная навигация «Механика Калашникова» продлится до 29 сентября.
На снимке: пассажирский теплоход «Чернышевский».

КОМИССАР ИРТЫША, ПОЧЕТНЫЙ ГРАЖДАНИН ГОРОДА ОМСКА     

Александр Иванович Дианов – легенда иртышского флота, участник двух русских революций XX века, спасал суда на Иртыше и Оми после Гражданской войны, открывал первую советскую навигацию в 1920 году, на себе испытал репрессивное колесо тридцатых годов прошлого века.
1. НАЧАЛО
А.Н. Дианов родился на Урале в семье рабочего Верх-Исетского завода 12 сентября 1887 г. Семья едва-едва сводила концы с концами. Он окончил трехклассную заводскую школу. С 11 лет «сын и внук крепостных рабочих Верх-Исетского завода» (так называл себя А.Н. Дианов в письме к К.Е. Ворошилову) вынужден был зарабатывать на жизнь своим трудом. Разносил рабочим обеды, изучил секреты токарного дела. Уже подростком принимал участие в маевках, распространял листовки, прокламации…
Его юность совпала с началом первой русской революции. Вместе со вступлением в профсоюз Дианов пополнил ряды большевиков, участвует в забастовках, нелегальных собраниях, ходит на митинги. За революционную деятельность в 1906 году его арестовали. Каким-то образом, скорее всего с помощью старших товарищей сумел выйти на волю. И, видимо, по их совету Александр уезжает в Енисейскую губернию, где поступает на Абаканский завод. Но и здесь он не ушел от царской слежки. Вскоре Дианова увольняют как политически неблагонадежного. Он снова едет на Урал. Здесь его призвали на действительную службу. Девятый Тобольский полк, пыльные сибирские дороги, бесконечные марши, осторожные беседы со служивцами по казарме. В 1914 году, когда началась первая мировая война, Дианова снова призвали на службу и направили в Омск, в 26-й Сибирский полк. Александр Николаевич вел активную политическую деятельность. В полку создал партийную ячейку. Когда в 1917 году свершилась февральская буржуазно-демократическая революция, руководство партии большевиков направило Дианова в Омский гарнизонный комитет. Нужно было вести борьбу за солдатские массы, создавать Красную гвардию. И Дианову многое удавалось, он имел большой авторитет среди солдат. С его активной помощью в Омском гарнизоне была создана хорошо вооруженная Красная гвардия, а на полковом собрании Дианов был избран депутатом первого Омского Совета рабочих и солдатских депутатов.
- Моими главными университетами, - не раз подчеркивал позднее Александр Николаевич, - были действующие армии (царская, потом Красная) и революционная работа в Советах рабочих и солдатских депутатов.
2. СПАСЕНИЕ ФЛОТА
В период белочешского мятежа в Омске Дианов организовал эвакуацию вооружения и ценностей. Он был назначен комендантом парохода «Андрей Первозванный», на котором были военный штаб и деньги банка. А после завершения Гражданской войны Сибревком направляет А.Н. Дианова на восстановление водного транспорта в Омске. После бегства «омского правителя» речной флот был брошен по Иртышу и Оми. Начинал эту трудную и сложную работу член Коллегии, начальник Омского РУПвода Михаил Дьяков, а после того, как его отозвали на другую работу, продолжил спасение иртышских судов новый комиссар Иртыша и начальник РУПвода Александр Дианов. Сегодня нам трудно понять, что значит «спасение флота». Представьте себе, что сотни, тысячи полуодетых, полуголодных людей вручную должны были прорубить, пропилить разной ширины и глубины ледовые ворота, по которым перегнать пароходы, катера и баржи в безопасные от ледохода места. Дианов собрал старейших водников и стал держать с ними совет.
- Надо долбить, срочно прокладывать канал! – решили водники. В помощь речникам Сибревком выделил несколько тысяч пленных колчаковцев. За один месяц удалось проделать майну длиной более трех километров. К середине апреля все суда были уведены в безопасные места. Навигацию 1920 года начинали пароходы «Святой Николай», «Прокофий Плещеев», «Фелицитата Корнилова», «Иван Корнилов», «Арсений Плотников» - все с именами владельцев пароходных компаний. Как же так, суда национализированы, а имена остались прежние. Дианов со своими ближайшими помощниками начал давать другие имена советским пароходам. Пассажирским пароходам стали присваивать имена революционеров, видных борцов за власть Советов, буксирные называли по номерам. Весь флот работал тогда на дровах. Срочно создавались бригады по заготовке дров. Не было кадров и прежде всего рядового состава. Их по-прежнему вербовали в Вятской губернии. Будничные трудности приходилось решать ежедневно, ежечасно. Но главное было впереди. Речь идет о первых Карских хлебных экспедициях. Надо было срочно готовить флот для похода «на край света». И в этом была велика роль первого комиссара Иртыша Александра Николаевича Дианова.
Молодая Советская республика доверяла Дианову высокие, трудные посты. В 1923 году Александр Николаевич – председатель Правления государственного Западно-Сибирского речного пароходства, уполномоченный Наркомата водного транспорта.
3. ПРЕДАН ФЛОТУ И РЕЧНИКАМ
С 1925 по 1929 год А.Н. Дианов руководил Управлениеи внутренних водных путей Амурского бассейна, затем восемь лет был начальником Доно-Кубанского речного пароходства. Всегда и везде работал много, не стеснялся говорить правду, был твердо уверен в том, что партийная совесть дает ему на это право. Но репрессивное колесо нашей истории не обошло и Дианова. В 1937 году А.Н. Дианов был арестован по сфабрикованному обвинению, видимо, вспомнили его командировку в 1928 году на японскую судостроительную верфь. Долгих 18 лет по тюрьмам и ссылкам потребовалось для того, чтобы разобраться в его невиновности. В 1955 году с Александра Николаевича был снят ярлык «враг народа», его восстановили в партии. После этого А.Н. Дианов вернулся в Омск. Был депутатом городского Совета, председателем городского Клуба революционных традиций.
За большие заслуги перед страной Александр Николаевич награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, многими медалями. В 1966 году А.Н. Дианову, первому комиссару Иртыша, было присвоено звание «Почетный гражданин г. Омска». Его именем названы улица на Левобережье и мощный сухогруз «Морской-16». Вот строки из постановления Совета Министров РСФСР от 4 мая 1976 г.: «Теплоходу «Морской-16» присвоить звание «А. Дианов» в честь члена партии с 1905 года, первого начальника Иртышского речного пароходства, участника национализации флота, Почетного гражданина города Омска Александра Николаевич Дианова».
В жизни Александр Николаевич был очень скромным человеком, не терпел барства. Скромность у него была в крови. Как-то он узнал, что одна из организаций готовит дорогостоящий подарок к его дню рождения, так он пошел к директору с просьбой «не позорить седин». Он так и остался человеком крепкой нравственной породы.
Умер А.Н. Дианов в Омске на 88-м году жизни 2 июня 1975 года.
В заключение хочется сказать словами поэта Владимира Владимировича Маяковского: «Гвозди бы делать из этих людей. Не было бы в мире прочнее гвоздей!». Таким был речник, революционер, большевик А.Н. Дианов, таким он и остался в памяти ветеранов Иртышского пароходства и многих омичей.
Г. ВСТАВСКИЙ.
Фото 1968 г. из Народного музея иртышских речников.

БУХГАЛТЕРОМ – ХОРОШО, А ИНЖЕНЕРОМ – ЛУЧШЕ   

По данным Минобразования, по-прежнему у вчерашних школьников в приоритете экономика, юриспруденция, государственная служба и управление. Меньшей популярностью пользуются технические специальности.
Так ли это на самом деле? Прокомментировать итоги вступительных экзаменов и рассказать об особенностях нынешнего приема в Омское командное речное училище им. капитана Евдокимова мы попросили его методиста Елену Викторовну Жердеву.
- Елена Викторовна, в стране по - прежнему сказываются последствия «демографической ямы», связанной с низкой деторождаемостью 90-х годов. Поэтому все учебные заведения заинтересованы в каждом поступившем на бюджетное, а тем более на коммерческое место. Испытывало ли ОРУ в этом смысле дефицит абитуриентов?
- Набор в этом году, вопреки всем прогнозам, оказался лучше, чем ожидалось. Могу привести цифры поданных заявлений в наше учебное заведение за последние четыре года: 2009 г. – 436 заявлений, 2010 г. – 432, 2011 г. – 388, 2012 г. – 445. Если представить эти цифры в виде графика, то станет наглядно видно – кривая неуклонно сползающая вниз, вдруг резко пошла вверх в этом году. Интерес к нашему учебному заведению обусловлен несколькими позициями. Во-первых, конечно, то, что наше училище предоставляет своим курсантам больше социальной защищенности: мы их обеспечиваем обмундированием, трехразовым питанием, общежитием, и если у ребят хорошая успеваемость, они еще получают стипендию. Согласитесь, такой «соцпакет» в наше время редкость. То есть наши абитуриенты, как правило, уже заранее ориентированы на получение подобных льгот. И поэтому почти 40 процентов наших абитуриентов – ребята из неполных малоимущих семей и опекаемые сироты.
- А откуда приходят абитуриенты?
- Основной контингент – выпускники школ Омской области. Именно для них очень важно то обстоятельство, что мы абсолютно всем поступившим предоставляем общежитие. Второе место по рейтингу поступающих занимают выпускники омских школ. Но немало среди абитуриентов и иногородних – прежде всего из Казахстана, Новосибирской области.
- Чем же новосибирцы аргументируют свой выбор?
- Говорят, что здесь лучше трудоустроиться в дальнейшем. Ребята пользуются информацией от родственников, знакомых, друзей, - тех, кто когда-то учился в нашем училище.
- Ну, я не думаю, что всплеск нынешнего интереса к училищу основан только лишь на хорошо работающем «сарафанном радио»?
- Нет, конечно. Основным источником достоверной информации об училище, конечно же, являются СМИ, реклама, ярмарки учебных мест, наш сайт в Интернете. К тому же, большую пропагандистскую работу проводят наши преподаватели. За каждым из них закреплена конкретная общеобразовательная школа, где они, как минимум, дважды в год – осенью и весной, накануне дня открытых дверей, проводят профориентацию среди выпускников. Таким образом, мы охватываем почти 80 процентов омских школ.
- Елена Викторовна, так сколько же все-таки ребят поступило в этом году в Омское речное училище?
- В этом году мы зачислили 317 абитуриентов, против прошлогодних 292. Это связано прежде всего с тем, что на этот учебный год на гражданские специальности нам добавили бюджетные места. Так, например, на бюджетной основе мы будем готовить 28 юристов (против 18 – в прошлом году) и 7 экономистов (против 4 – в минувшем учебном году).
- А конкурс был, или абитуриентов, действительно не хватало?
- Вы правы, в этом году за абитуриентов «бились». К нам в приемную комиссию приходили из других училищ с просьбой направлять к ним тех, кто не прошел на наши бюджетные места и не хочет или не имеет возможности обучаться на коммерческой основе. Наше училище проблема недобора не коснулась. Наоборот, в этом году на все специальности без исключения был очень приличный конкурс. Так, на специальность «Право и организация социального обеспечения» (юрист) конкурс составил 1,7 человека на место (после 9 класса) и 2 человека (после 11 класса), на специальность «Экономика и бухгалтерский учет» - 3,25 человека (после 9 класса) и 4 человека (после 11 класса), на специальность «Эксплуатация судового электрооборудования» - 1,3 человека (после 9 класса) и 2,8 человека (после 11 класса), на специальность «Судовождение» - 1,5 человека (после 9 класса) и 2,8 человека (после 11 класса).
- Елена Викторовна, вы специалист, не один год проработавший в приемной комиссии, скажите, по-прежнему абитуриенты гоняются за престижными профессиями или все-таки идут на те специальности, которые будут востребованы на рынке труда через несколько лет?
- Сравнивая с предыдущими годами, можно с уверенностью сказать, что сегодняшняя молодежь начала активнее выбирать технические специальности. Но и здесь необходима работа с абитуриентами, ориентирование их в нужном направлении. Так, к нам абсолютное большинство ребят приходят с твердым намерением стать судоводителем. И это понятно. Эта профессия, кроме уважения со стороны окружающих, романтики, предполагает и дальнейший карьерный рост. Но многие ребята забывают при этом, что профессия эта сезонной занятости. Готовы ли они к этому? Поэтому мы, работающие в приемных комиссиях, берем, порой, на себя и роль психологов, советуем абитуриентам не гоняться за престижной специальностью, а присмотреться к другим. Тем более, что тенденции таковы, что к моменту получения ими диплома именно на эти специальности, может появиться стабильный спрос, подкрепленный достойной зарплатой и соцпакетом.
- Хотелось бы верить…
Беседу вела Нина ОЛЕНИЧЕНКО.
На снимке: в учебной аудитории группа ЭМ-21, занятие ведет Б.И. Полевко.

ПРОЛЕТЕЛА ЛЕТНЯЯ ВОЛЬНИЦА   

Закончились каникулы, ребятишки сели за парты. От того, с каким настроением они пришли в школу, зависят их будущие успехи. И как показывает жизнь – общая успеваемость школьников находится в прямой зависимости от их психоэмоционального состояния.
Те дети, кто набрались впечатлений, пополнили круг друзей, оздоровились в зонах отдыха, приступили к школьным занятиям с новыми силами. В этом году ребятишки работников ОАО «Иртышское пароходство» вновь отдыхали в загородном оздоровительном лагере «Спутник». На первый и третий сезон в Чернолучье съездили по четыре человека, на самый популярный второй – пятнадцать.
Парадоксально, но желающих оздоровить своих детей в местных санаториях по совершенно бесплатным путевкам так и не нашлось. Хотя городская оздоровительная комиссия предлагает к реализации путевки в зарекомендовавшие себя только с лучшей стороны санатории – профилактории: «Коммунальник», «Орленок», бывший «Меркурий»…
Лето закончилось, но оздоровление детей идет круглый год. Поэтому желающие и нуждающиеся в оздоровлении своих детей могут обращаться в Иртышский баскомфлот.
Н. БУБЕНЧИК.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ГОРОДА ОМСКА   

6 сентября в гостиничном комплексе «Иртыш» прошла презентация уникального издания – «Энциклопедии города Омска», посвященной 300-летию города. Совсем недавно из печати вышел третий том «Омск в лицах» в двух книгах.
В связи с подготовкой к знаменательной дате у омичей возникает закономерный интерес к истории Омска, к судьбам людей, которые жили в нашем городе, строили его, самоотверженно трудились, кто оставил о себе добрую славу. Третий том «Энциклопедии города Омска» представляет собой справочное издание в двух объемных книгах и посвящен людям, которые оставили добрый след в истории нашего города. Ранее вышли два тома. В первый том «Омск: от прошлого к настоящему (с 1716-го по 2008 год)» включены очерки, в которых рассказывается о развитии всех отраслей городского хозяйства, промышленности. Во втором томе «Хронограф Омска. 1716 – 2008 годы», в хронологическом порядке приведены все важные события истории города.
Но вернемся к третьему тому «Омск в лицах», где даны краткие биографические данные о людях, чьи судьбы связаны с нашим городом и кто оставил заметный след в истории Омска с 1716 по 2011 год. А это – государственные, политические, военные, общественные, религиозные деятели, ученые, путешественники, предприниматели, архитекторы, художники, писатели, актеры, музыканты, спортсмены, журналисты и другие. Как видите, эти люди из самых разных сфер общественной жизни: производства, науки, культуры, строительства, управления. В третьем томе рассказано обо всех почетных гражданах Омска, Героях Советского Союза, Российской Федерации, Героях Социалистического Труда. Не забыты лауреаты Государственных премий, заслуженные работники различных сфер производства, а также популярные ведущие радио – и телевизионных программ, краеведы, многие другие известные горожане.
В третий том «Энциклопедии города Омска» вошло более четырех тысяч биографических информаций, статей, которые расположены по алфавиту. В первой книге от «А до К», во второй – от «Л до Я». Почти все статьи иллюстрированы портретами, кроме того на цветных вклейках даны исторические и современные снимки: панорамы Омска, портреты омичей, жанровые фотографии. Книги объемные, в каждой более 600 страниц. На презентации было высказано немало предложений. В том числе по изданию краткого учебного пособия по истории Омска для школ.
В третьем томе «Лица Омска» есть и люди Иртышского пароходства. Им посвящено около сорока статей, заметок. Среди них капитаны, механики, руководители пароходства. В первой книге вы, уважаемые читатели, прочтете информации, статьи о капитанах А.В. Андрееве, Н.Е. Власюке, В.И. Евдокимове, Героях Социалистического Труда Ф.Г. Кузнецове, В.В. Кимбине, а также о В.С. Бесчетных, И.С. Баскакове, А.Н. Дианове, Н.А. Долгиреве, Н.И. Животкевиче и других.
Во второй книге даны статьи о Герое Советского Союза Т.К. Щербаневе, капитанах В.И. Лашевиче, М.П. Листопадове, Н.А. Оторове, Л.И. Соколове, Ю.И. Шульмане, механике А.А. Реброве, здесь же вы прочитаете статьи о Н.И. Маркичеве, Н.И. Ланькове, В.В. Назарове, А.И. Мельничуке, И.И. Яновском и о других речниках.
До нового года книги получат в мэрии Омска речники, о которых рассказано в третьем томе «Лица Омска». Остальные, кто пожелает иметь у себя энциклопедию города Омска, могут приобрести по подписке, которая будет объявлена до конца года.
На презентации выступил главный редактор этого фундаментального издания Геннадий Павлов. Он от имени редакционной коллегии поблагодарил всех авторов, редакторов и других участников создания трехтомного издания энциклопедии. В заключение он сказал: «Мы будем рады вашим замечаниям и предложениям. Пусть наши преемники дополнят энциклопедические статьи, а также впишут новые имена!».
Работа по подготовке к 300-летию Омска продолжается. До юбилея будет издано еще немало книг, в том числе об истории города на Иртыше и его удивительных людях.
Г. ВСТАВСКИЙ.

ГРИБНОЕ ПИРШЕСТВО   

Нынче все лето грибники ждали того дня, когда можно было бы вволю порадоваться дарами леса. Однако июльская жара иссушила земельку. Остановились в росте хлеба, травы. Не повезло и нам, любителям тихой охоты. Куда только не выезжал наш брат в поисках боровиков, подберезовиков, маслят, лисичек, коровников, но практически везде нам не удавалось наполнить лукошко. Так один, два, три грибка. Правда, мне, порой, удавалось отыскать поболе грибочков. Но все равно даров леса хватало лишь на жаренку или на супчик. И только.
К концу августа жара умерила свой пыл. Прошли долгожданные дождики. В воскресенье, 2 сентября я сел в электричку Омск – Татарская. Решил проверить свои давно знакомые грибные места. Позади остались станции Сыропятская, Кормиловка… А вот и мой полустанок, где знаком не только каждый лесок, колок, но хорошо знаю, где растут белые, подберезовики, грузди… Первый же колок порадовал меня. На опушке рядом с осинками срезал красивый и крепкий подосиновик, здесь же нашел с десяток подберезовиков, попались переросшие коровники, срезал несколько волнушек, белянок. Появился здоровый азарт грибника. А впереди манили другие березняки, осинники. Первым делом решил проверить небольшой березнячок, где в прежние годы резал сухие грузди. Сентябрь – самое время для них. И этот колок не подвел меня. Едва зашел в березовый лес и сразу же увидел приятные каждому грибнику бугорки: впереди, слева и справа. Корзину, рюкзак ставлю на траву, достаю нож и давай снимать шляпы. За полчаса, не более, я наполнил корзинку и начал складывать грибы под березку. Переросших груздей не было, все самый раз – небольшие и не маленькие. Словом, я попал сюда на грибное пиршество точно в нужный срок. Наконец-то мой радостный день настал, полюбовался лесными дарами от души. У березы с ворохом грибов пообедал и начал укладывать дары природы. Упаковал все запасники, выручил, как всегда, мой дружок-рюкзачок. На обратном пути к станции проверил полянку между двумя колками, к моему удивлению, отыскал здесь в траве полтора десятка молоденьких подберезовиков. Как в народе говорят «деньги к деньгам», а у меня на этот счет другая присказка «грибы к грибам». Спасибо, лес!
Позже по этому маршруту я прошелся еще дважды. И каждый раз мне везло. В основном на сухие грузди. Кроме того, попадались подберезовики, подосиновики, коровники и даже боровики. Грибной сезон еще не закончился. И я верю: грибы будут расти, пока не скуют земельку крепкие морозы. До встречи в лесу! Ау, грибники!
Г. НАГАЕВ.
Фото автора.

НА УТРЕННЕЙ ЗОРЬКЕ   

С 25 августа по 1 ноября в Омской области открыта охота на водоплавающую птицу.
Среди речников Иртышского пароходства немало охотников – любителей. И мы каждый год с нетерпением ждем открытия осенней охоты. Для нас это – большой праздник. Уже за месяц до открытия охоты начинаются сборы, проверяется снаряжение, идут разговоры, кто, куда и с кем поедет. А за сутки до открытия охоты на дорогах в районы области заметно увеличивается число автомобилей, охотники стремятся прибыть на свои охотничьи угодья вовремя, чтобы успеть на утреннюю зорьку.
Без чувства радостных встреч, без сопричастности со сказочной природой нет ни охоты и ни охотника. Под этими словами могли бы подписаться тысячи наших собратьев по очень древнему и удивительному увлечению. Весело манит далекая синева неба, приятно греют солнечные лучи и с особым волнением мы слышим звонкие птичьи трели. В это время года забываются житейские трудности, проблемы на производстве. Хочется полной грудью вдохнуть свежий, пьянящий аромат зеленого леса и озерной воды. И тогда уходят прочь уныние и тоска, впереди – одна из уникальнейших и красивейших охот – охота на водоплавающую птицу.
В. СМИРНОВ, охотник со стажем, председатель клуба любителей- охотников речников Иртышского пароходства.
P.S. Валерий Алексеевич принес в редакцию веселые стихи «Опустели и фляжки, и кружки…». Фото с первыми трофеями также организовал наш давнишний читатель, любитель – охотник, ветеран труда Иртышского пароходства В.А. Смирнов (на снимке – он стоит слева).

ОПУСТЕЛИ И ФЛЯЖКИ, И КРУЖКИ…
Среди леса, на светлой опушке,
Собрались мужички в ветхой избушке,
Бросив дома семью, дела.
На охоту по разбитым дорогам
Позвала их тайга.
Застревали, толкались, валялись,
Промочили насквозь сапоги…
Угольки ярко в печке пылают,
Там похлебка пыхтит в котелке.
Мужики винишко свое разливают,
А ружья стоят в уголке.
С лиц усталых улыбка не сходит,
Разговоры струятся рекой,
Один песню тихо заводит,
Слов не зная, мурлычит другой.
Опустели и фляжки, и кружки,
Котелок закопченый пустой.
Храп уже слышится в старой избушке,
На сегодня – охоте отбой!

НАВОДНЕНИЯ НА ИРТЫШЕ     

Ветераны речного флота в основном помнят страшное наводнение в Омске в мае 1928 года. Однако на Иртыше было немало и других наводнений и в девятнадцатом, и двадцатом веках. Крупное наводнение случилось в Омске 28 апреля 1877 года. Тогда были затоплены Луговской и часть Мокринского форштадтов, а также вся Любинская роща, где ныне улица Ленина. За почти три столетия это было далеко не единственное наводнение в Омске. В «Исторической хронике Омска» известный сибирский историк И.Я. Словцов писал: «В 1818 году многие городские постройки были повреждены. Вода Иртыша в этом году разливом своим 24 апреля потопила на Ильинском форштадте 50 домов. А на Оми – на Воскресенском и Мокринском форштадтах затопила 220 домов… Пострадавшие получили от Кабинета Его Величества пособие».
В мае 1840 и 1845 года затопило Ильинский и Подгорный форштадты.
11 апреля 1881 года затоплено 102 дома.
1892 год – самое крупное наводнение XIX века. Уровень воды поднялся до 652 сантиметров. По прибрежным улицам можно было передвигаться только на лодках. Полностью затоплен Любинский проспект.
Однако все рекорды по уровню воды побило наводнение, случившееся в начале мая 1928 года. Тогда вода поднялась до рекордной отметки – 778 сантиметров. Из-за жары в горах произошло буйное таяние снегов, притоки Иртыша вскрылись раньше срока, и вода устремилась наверх льда. Под напором воды метровой толщины лед был взломан, образовались заторы, и вода в районе Семипалатинска поднялась на 6 метров. На треть была затоплена линия Туркестано-Сибирской железной дороги.
Первая подвижка льда в районе Омска началась утром 3 мая, а 4 мая начался ледоход. Вода поднялась до 575 сантиметров. У д. Захламино образовался ледяной затор. В Омске первой стало затоплять Тверскую улицу (ныне Березовского). За трое суток – 4, 5, 6 мая были затоплены улицы Мокринского и Луговского форштадтов, ул. Ленина (Любинский проспект), большая часть Новоомска (ныне Кировский округ) и Ленинск-Омского (ныне Ленинский округ). К 10 часам 5 мая ул. Ленина превратилась в водный канал, из подвалов магазинов на волю выбежали полчища крыс, выплывали ящики с сахаром и прочие коробки. Не удалось отстоять деревянный мост на Оми, он был полностью разрушен. Сверху Иртыша принесло два парома, один ударился о ферму железнодорожного моста и разбился. Люди, что были на нем, погибли. Заторы на Иртыше удалось убрать с помощью мощных взрывов. После того, как сошла вода, стали считать убытки. Они превысили 800 тыс. рублей, в переводе на наши цены – это сотни миллионов рублей.

Я ПОМНЮ ПАРОХОД «ВАУЛИ ПИЕТТОМИН»     

В «Речнике Иртыша» от 5 сентября 2012 г. была опубликована статья нашего флотского писателя Александра Токарева. С большим интересом прочитал публикацию. А я был на этом пароходе. И вот при каких обстоятельствах.
В пятидесятых годах я работал на верхних плесах Иртыша. Наш пароход «Гоголь» был в Павлодаре. И здесь в затоне Павлодарского судоремонтного завода стоял пароход «Ваули Пиеттомин». Это был старенький колесный буксирный пароход. Я прошел по этому пароходу – обстановка, обшивка, трубы, все блестело. Правда, рубки уже не было. Жаль, что это был последний его рейс. В Павлодаре, видимо, планировали разрезать его на металлолом. Такая встреча с «Ваули Пиеттомин» произошла в навигацию 1953 года. Больше я этот пароход не видел. Скорее всего, с ним произошло то же самое, что было уготовано другим пароходам – разрезали, как говорят у нас на флоте, на гвозди.
В. СЕМЕНЕНКО, ветеран труда Иртышского пароходства.

Разделы сайта