Курьер   

Мыс Трехбугорный. Восемь «Ленанефтей» завершают доставку последних тонн сырой нефти с Андров и Нумг на морской танкер «Хатанга».
Салехард. «Ленанефть-2019», «Ленанефть-2010», «Николай Животкевич» доставили светлые нефтепродукты потребителям Ямало-Ненецкого автономного округа. А РТ-728 доставит в Салехард состав с железобетонными изделиями.
В Полноват с деталями жилых домов отправился РТ-705. Он же повел в Ханты-Мансийск второй построенный на Омском судоремонтно-судостроительном заводе пассажирский дебаркадер.
Бакшеево. Завоз щебня для строительства дороги Знаменка – Тевриз продолжает экипаж РТ-792.
В Тару нефтепродукты доставляет танкер ТН-72. Согласно октябрьскому плану в этот город предстоит завезти еще 6 тысяч тонн нефтепродуктов.
Омская область. До конца навигации иртышским речникам необходимо доставить сельчанам Знаменки, Тары, Большеречья более 10 тысяч тонн угля.

День добра и уважения   

   
С 1990 года по решению ООН 1 октября отмечается Международный День пожилых людей.
Среди речников Иртышского пароходства людей старшего поколения немало. Они живут в Омске, Черлаке, Большеречье, Таре, Муромцево, Усть-Ишиме.
В этот день был хороший повод еще раз высказать слова искренней благодарности ветеранам труда, по возможности помочь, поддержать их. Между прочим, всем нам надо помнить, что самым ценным и дорогим для людей старшего поколения в любое время года будут наши внимание и забота. Они не должны зависеть от даты на календаре.
В канун Дня пожилого человека в Иртышском пароходстве был издан приказ Генерального директора И.И. Яновского о материальной помощи неработающим пенсионерам. Все ветераны флота и берега, кто имеет трудовой стаж в пароходстве более 20 лет и на сегодняшний день не работают, получат материальную помощь в сумме 200 рублей.
Еще раз пожелаем нашим ветеранам крепкого здоровья, заботы и теплоты близких, внимания со стороны бывших коллег по флоту и пароходству.

Дневник навигации   

Завершился сентябрь. По оперативным данным уточненный план минувшего месяца флотом пароходства выполнен по тоннам на 102,7 процента, а по доходам – на 106,6 процента. В том числе по нефтеналиву сентябрьский план по тоннам выполнен на 101,7 процента, по доходам – на 102,7 процента.
По сухогрузным перевозкам результаты следующие: по тоннам – 104,8 процента, доходам – 118,6 процента.
По пассажирским перевозкам выполнение сентябрьского плана составило по пассажирам – 93,3 процента, а по доходам – 76,9 процента.
На 30 сентября объем перевезенных грузов в 2011 году по сравнению с прошлым годом перевыполнен на 99 тысяч тонн.

Завершается уборка   

Нынешний погожий сентябрь помог селянам Омского Прииртышья в кратчайшие сроки убрать урожай зерновых. К 1 октября практически весь урожай собран. На 27 сентября в целом по Омской области зерновые культуры были обмолочены на 1.685,2 тысячи гектаров, что составляло 86 процентов к уборочной площади. Намолочено 2 миллиона 826,5 тысячи тонн зерна.
Средняя урожайность составила 16,8 центнера с гектара.

У истоков Иртышского пароходства   

В прошлой публикации («РИ» № 16, 21 сентября 2011 г.) мы рассказали о первых пароходах «Основа» и «Взор», которые стали пионерами организованного судоходства на реках Западной Сибири.
О создании первого судоходного предприятия «Пароходство А.Ф. Поклевского-Козелла и К°» узнали и другие купцы. Загорелся желанием построить судно и Тарский купец Г.С. Беренс. Решил – и сделал в Таре пароход под громким названием «Ура». Причем строил он его с таким расчетом, чтобы ходить там, где никто еще не бывал: на верхних плесах Иртыша. Историки утверждают, что именно пароход «Ура» первым появился в Омской крепости. Он, видимо, изображен на панораме Омска 1863 года.
В 1843 году Поклевский-Козелло собирает еще один пароход – с железным корпусом, паровой машиной мощностью 80 л.с. Имя третий пароход Сибири получил «Иртыш». В 1853 году о себе заявила другая компания, в которую вошли четыре купца – Марьин, Кондинский, Хаминов и Тецков. Вскоре две компании объединились в новое пароходное общество «Польза», впоследствии переименованное в «Опыт». «Польза» заказывает в Бельгии 100-сильный пароход «Ермак», который вышел на реки Сибири в навигацию 1856 года.
Со второй половины XIX века пароходные компании в Западной Сибири росли как грибы: «Опыт», «Дружба», Обдорско-Тобольская компания… За пароходное дело взялись купцы и судовладельцы Тюмени, Тобольска, Тары, Омска, Кургана, Барнаула. В 1864 году начинает свою деятельность крупная пароходная компания «Торговый дом М.Д. Плотников и сыновья». Чуть позднее на сибирские реки выходят суда «Пароходства И. Курбатова – И. Игнатова», тобольского миллионера И. Корнилова.
К началу двадцатого века на Иртыше, Оби, их притоках работало уже около двухсот коммерческих пароходов и барж. В навигацию 1893 года на реки Западной Сибири впервые вышел пассажирский пароход «Кормилец», построенный барнаульской купчихой Е.И. Мельниковой.
А как шли дела у основателей пароходства в Сибири? В 1862 году компания «Опыт» открывает регулярное сообщение вверх по Иртышу. Весной пароход «Союз» под командованием Наума Тюфина вышел из Тюмени до Семипалатинска. В Семипалатинске это событие отмечали очень шумно: выстрелами из пушки, встречать пароход собралась большая толпа любопытных жителей.
В 1871 году пароходство «Опыт» лишается своего лучшего компаньона А. Поклевского-Козелла. Его назначили на большой государственный пост. И вот для того, чтобы не подорвать пароходство, которому отдал 29 лет жизни, он все свои паи передал Компании. Поклевский боялся, что с его уходом дела в пароходстве пошатнутся.
Так оно и вышло. 1871 год был тяжелым для речников Сибири. На реках раньше обычного наступило мелководье, подкосил дела пароходчиков не урожайный год и наконец, всех застал врасплох ранний ледостав. После этих стихийных бед дела у «Опыта» стали идти все хуже и хуже, и в 1875 году пароходство расформировывается. Но на этом новое дело не заглохло. Эстафету первых пароходчиков подхватили их последователи.
Г. ВСТАВСКИЙ.
 

Грузы разные важны   

Было время, когда плавучей крановой механизации в Иртышском пароходстве было много. Ну тогда и грузов перерабатывалось в разы больше. Сейчас плавкранов осталось три. Причем два из них приписаны Тарскому порту, один – Большереченскому. Их основная работа на линии. В Омске бывают редко. Поэтому большая удача, что мы застали экипаж КПЛ-6 Большереченского порта в затоне Омского ССРЗ.
А причина его прихода в Омск проста: ему необходим плановый средний ремонт с предъявлением Речному Регистру.
- Раз в пять лет мы предъявляем Регистру корпус и ежегодно крановое оборудование – стрелу, металлоконструкции, - поясняет на ходу встретивший нас старший механик Владимир Александрович Золин. – Нынче как раз нужно предъявить корпус. Поэтому сегодня нас подняли в ДОК, сейчас будем зачищать днище, замерять его толщину, смотреть, чтоб не было трещин, прогибов, одним словом, проводить плановую дефектацию корпуса.
А до этого КПЛ-6 успел почистить прибрежную полосу затона Омского ССРЗ, убрав крупногабаритный мусор. А еще чуть раньше экипаж крана помог сельчанам: на насосной станции одного из черлакских совхозов вытащили старые насосы и установили новые.
- Заниматься приходится разным, - рассказывает Владимир Александрович, - но основное, конечно же, погрузо-разгрузочные работы. В этом году работали в основном на выгрузке угля от Усть-Ишима до Черлака. Занимались погрузкой леса в Атаке.
Нынче экипаж КПЛ-6 пределов Омской области не покидал. А вот несколько лет назад он работал по всему бассейну: в Ханты-Мансийском автономном округе, в Салехарде паузили дрова с барж на теплоходы СТ. На 300 км ниже Салехарда в таких заполярных пунктах как Яр-Сале, Сюнай-Сале выгружали дрова, выполняя тем самым очень важную государственную задачу по северному завозу. У острова Начальный грузили дрова на «Беломорки», а те шли по Обской губе и дальше – в Карское море.
КПЛ-6 в Обскую губу, конечно же, не заходил, а вот на Хаманельской Оби работал. И что такое шторма его экипаж знает хорошо.
- Штормило, и не раз, - удивляется наивному вопросу помощник механика Сергей Михайлович Ерехинский. – Еще бы, там работают в основном 16-ти тонные салехардские краны, а наш – 5-ти тоник!
С.М. Ерехинский с явной гордостью говорит о своем кране. Да и можно ли иначе, он 31 год своей флотской жизни провел только на плавкранах, причем 10 из них на КПЛ-85, остальные на КПЛ-6. Чуть меньше – четверть века на крановой механизации трудится В.А. Золин и все время в тесном тандеме с С.М. Ерехинским. Также начинал на 85-м, потом принял «шестерку». Девять лет работает на КПЛ-6 повар Ольга Васильевна Якушева, а до этого почти полтора десятка лет кормила экипажи «Ракет» на пассажирском дебаркадере. Четвертую навигацию в экипаже трудится крановщик Александр Швецов. И это особенно радует командиров.
- Ни один крановщик больше трех лет у нас не отработал, - сетует В.А Золин. По договору с пароходством, после бесплатного обучения они обязаны отработать три года. Как только срок выходит, увольняются и уезжают на Север, где заработки не в пример нашим. Вот нынче пришел очередной новичок Данила Григорович. Надеемся, как минимум три года у нас пробудет.
Кстати, Данила – единственный тарчанин, остальные – большереченцы. Поэтому команда сильно не переживает, что нет дальних командировок, наоборот даже рада, что работает в пределах Омской области. Так, нет-нет, да и оказываются у родных берегов.
КПЛ-6 способен перерабатывать любые грузы: штучные, сыпучие, крупногабаритные, дрова. Для этого он оборудован гаком и различными грейферами: угольным, песочным, лесным, которые отличаются между собой объемом. То, что с грузом нужно обходиться на «вы», в команде знают хорошо. Если по вине крановщика или стропальщика (а дипломы стропальщиков есть у всех, за исключением повара), случится потеря или порча груза, команду накажут рублем. Согласно договору команда КПЛ зачищает и баржи, с которых перегружает сыпучий груз. Для этих целей на палубе крана имеется трактор «Беларусь», которым тоже может управлять каждый.
Только за август КПЛ-6 выгрузил 14 тыс. тонн угля в разных районах нашей области. И впереди – завоз угля.
- Знаем, что баржа уже встала под погрузку. Поведут ее в Большеречье, так что надеемся, долго держать нас здесь не будут и скоро окажемся дома, где не были больше месяца, - довольно улыбнулся на прощание Владимир Александрович.
Н. ОЛЕНИЧЕНКО.

Вахта продолжается   

22 сентября в Управлении Иртышского пароходства был большой праздник. Флотской газете «Речник Иртыша» исполнилось 80 лет.
Торжественное собрание, посвященное празднику газеты, прошло в актовом зале пароходства. Сюда пришли журналисты разных поколений, авторский актив, читатели, учредители, издатели… Собрание открыл Генеральный директор ОАО «Иртышское пароходство» И.И. Яновский:
- Газета речников Иртышского бассейна, - подчеркнул Иван Иванович, - прошла большой и сложный путь. Она не раз меняла свое название, но всегда оставалась самой читаемой газетой в нашем бассейне. История пароходства, иртышского флота, судьбы нескольких поколений речников нашли отражение на страницах нашей газеты. Сегодня на ее страницах – свежих или пожелтевших – вся история Иртышского пароходства, судоходства на реках нашего бассейна. На всех этапах исторического пути коллектив редакции сделал огромный вклад в улучшение организации работы флота, мобилизации речников на решение задач по безопасной и быстрейшей перевозке пассажиров и грузов во все широты Иртышского бассейна.
От имени Совета директоров, руководства пароходства сердечно поздравляю коллектив редакции, авторский актив с 80-летием выхода первого номера флотской газеты. Желаю сотрудникам редакции доброго здоровья и новых творческих успехов. Так держать!
Затем слово было предоставлено редактору газеты «Речник Иртыша» Г.К. Вставскому. Он рассказал собравшимся где и когда родилась флотская газета, показал копии первых номеров «Обь-Иртышского водника» (так называлась тогда газета). После переезда из Тобольска в Омск Управления Иртышского пароходства газета водников получила омскую прописку и сменила заголовок. С декабря 1934 года она стала называться «Советский Иртыш». За восемь десятилетий в Иртыше много воды утекло. Было немало политических и экономических перемен. Нет уже прежней страны – Советского Союза. А бассейновая газета, как и река Иртыш, осталась верна своим читателям. Во все периоды славной истории Иртышского пароходства газета была надежным помощником водникам Иртыша в решении как производственных, так и социальных задач. И сегодня нет ни одного номера, где бы на страницах газеты не говорилось о человеке труда. Во все времена героями наших публикаций были капитаны и механики, штурманы и матросы, судовые повара и радисты, путейцы и связисты, судоремонтники и портовики, курсанты речных училищ и медицинские работники. Флотские журналисты успевали везде: съездить в затон на судоремонт, подготовить репортаж с рейда, написать зарисовки или очерки о речниках, взять интервью, выдать аналитическую статью или корреспонденцию. Журналисты газеты побывали во всех широтах огромного Обь-Иртышского бассейна: в Сургуте и Нижневартовске, в Мегионе и Нефтеюганске, Ханты-Мансийске и Салехарде, в Надыме и Уренгое, в Тавде и Тазовском…
Отмечая юбилей газеты, прежде всего надо доброе слово сказать сотрудникам газеты, талантливым журналистам, которые делали газету, создавали авторитет (или как сегодня говорят имидж) своему изданию, Иртышскому пароходству. В тридцатые годы газету подписывали Н. Бабиков, А. Осипов. В 1934 году ответственным редактором был В. Шишкин, затем у штурвала газеты стоял Петр Лебедев. Его сменил Борис Янковский, который в 1942 году добровольцем ушел на фронт, после третьего ранения был назначен ответственным редактором дивизионной газеты. Гвардии капитан Янковский имел пять боевых наград. В 1946 году он снова пришел в газету речников. Редактором в те годы была А.Г. Моторина. В начале 50-х годов она ушла в «Омскую правду». Редактором стал Николай Николаевич Вихнов. После Вихнова шесть лет у штурвала речной газеты стоял нынешний член Союза писателей России Александр Петрович Токарев. Почти тридцать лет в «Советском Иртыше» работал Василий Кириллович Бровко, из них 22 года он был редактором. Четверть века флотской газете отдала очень способная журналистка Светлана Кузьминична Стрикун. К сожалению, она рано ушла из жизни.
Первые поэтические шаги в «Советском Иртыше» делали омские поэты Николай Разумов и Геннадий Морозов. Более полвека активно сотрудничал с газетой Иртышского пароходства известный омский писатель, капитан теплохода СТ-5 Виктор Петрович Рожков, автор таких книг, как «Срочный рейс», «Черный туман», «За морем – Мангазея», «Наследники Киприана».
Школу «Речника Иртыша» прошли Илья Гаврилов, Евгений Шелемин, Георгий Кузема, Владимир Быстрицкий, Инна Помялова (Шпаковская), Галина Седельникова, Валерий Долгов, Виктор Цеханович, Валерий Мельников, Галина Макашенец, Клавдия Муренец… И, конечно, газетчики «Речника Иртыша» всегда получали большую помощь от нештатных корреспондентов. Среди них – А.Т. Антипин, П.И. Копейкин, В.А. Ефремов, П.В. Лац, П.Н. Михеев, Г.В. Кулманакова, Н.И. Авилова, В.И. Шумков, А.Д. Шипитько и другие. Мы с благодарностью вспоминаем нашего бессменного куратора Ивана Семеновича Баскакова. Он всегда помогал нам, защищал нас, а когда надо было и критиковал.
И несколько слов о тех, кто продолжает историю газеты сегодня. Это – трое членов Союза журналистов России – Рамазан Пирович Рамалданов. В газете он с 1965 года, то есть 45 лет! Нина Ивановна Олениченко и Людмила Тимофеевна Ханецкая работают в газете с 1984 года – по 27 лет каждая. И, наконец, редактор, ваш покорный слуга, пришел в газету «Советский Иртыш» в апреле 1971 года.
И в заключение пару слов о полиграфической базе газеты. Когда-то в пароходстве была своя типография. Здесь печаталась газета, выпускались брошюры. Почти полвека газета издавалась в Омском доме печати. С ним мы прошли все этапы печати – от громоздких линотипов до компьютера. Сегодня набор газеты, верстка и корректура выполняются на компьютере. Газета печатается офсетным способом, на добротной офсетной бумаге.
С декабря 2005 года «Речник Иртыша» верстается и печатается в Омской областной типографии.
В Иртышском пароходстве во все времена сохранялось и сейчас сохраняется особое, уважительное отношение к Газете. За это огромное спасибо руководству пароходства, Совету директоров. И, конечно, нашим читателям.
После этого с теплыми поздравлениями и пожеланиями выступили писатель А.П. Токарев, нештатный корреспондент Н.И. Авилова, читатель газеты с 1946 года, ветеран труда Б.М. Бутаков.
- Газета нужная, в ней всегда много интересной информации, - подчеркнул в своем выступлении Борис Матвеевич Бутаков, - она во все времена была движущей силой.
Он поблагодарил редакционный коллектив за большую работу и пожелал труженикам пера, авторскому активу счастливого плавания.
Затем заместитель генерального директора П.П. Ведерников зачитал приказ о награждении работников редакции и авторского актива Почетными грамотами пароходства и денежными премиями. Среди награжденных фотокорреспондент Р. Рамалданов, корреспондент Н. Олениченко, оператор компьютерного набора Л. Ханецкая, нештатные корреспонденты – Наталья Авилова и Елена Бондаренко.
Г. ВСТАВСКИЙ.

Не смейте забывать учителей!   

Ведь лучшее все в нас от их усилий,
Учителями славится Россия!
Ежегодно 5 октября в более 100 странах мира отмечается День учителя, который был учрежден в 1994 году как Всемирный день учителя. Это профессиональный праздник всех учителей, преподавателей и работников сферы образования — день, в который отмечаются роль и заслуги учителей в процессе качественного образования на всех уровнях, а также их неоценимый вклад в развитие общества.
Преподаватель – это больше, чем профессия, преподаватель – это призвание. Своей работой преподаватель закладывает основы мировоззрения многим поколениям, являясь образцом мудрости и справедливости.
Профессионализм и компетентность, мастерство и умение ладить со студентами – это главные качества хорошего педагога и они, без сомнения, присущи преподавателям Омского института водного транспорта (филиал) ФБОУ ВПО «НГАВТ». И сегодня в День учителя, нам хотелось бы рассказать о педагогах, стоящих у истоков создания нашего вуза.
Более 40 лет Яновский Иван Иванович совмещает производственную деятельность с преподавательской. Он читает лекции студентам, консультирует дипломников, а также занимается научно-исследовательской работой. Как генеральный директор ОАО «Иртышского пароходство» Иван Иванович всегда оказывал и оказывает помощь в укреплении материально-технической и учебной базы Омского института водного транспорта. Имея солидный педагогический стаж, он каждый раз тщательно готовится к своим лекциям, к каждой встрече со студентами. Иван Иванович считает, что главное в любом учебном заведении –преподавательский состав, который должен соответствовать самым высоким стандартам. И знает он это не понаслышке, ведь путевку в жизнь, как считает Иван Иванович, ему дало Омское речное училище. Именно в годы учебы сформировался характер, накопился первый жизненный опыт, произошло становление специалиста-профессионала. И в этом ему помогли педагоги, о которых он всегда вспоминает с теплотой и благодарностью. В настоящий момент Иван Иванович возглавляет кафедру «Экономики» и преподает дисциплину «Внешнеэкономическая деятельность».
На преподавательскую работу в Омский филиал «НГАВТа» Цветков Михаил Михайлович пришел 30 лет назад. За его плечами была работа и штурманом, и капитаном пассажирского дизель-электрохода «Молдавия» и должность заместителя начальника судоходной инспекции Обь-Иртышского бассейна. Михаила Михайловича приглашали многие вузы, но он остался верен водному транспорту. Определяющим фактором в работе преподавателя Михаил Михайлович считает высокий профессионализм, глубочайшее знание своего предмета, постоянное повышение своего квалификационного уровня. Внимательный, принципиальный, аккуратный – он является наглядным примером для подражания. Обладает завидным трудолюбием, скромностью и продолжает стремиться совершенствовать свой профессиональный уровень. «Главное, - говорит Михаил Михайлович, - если не любовь, то уважение к своей профессии. И понимать, что ты преподаешь не просто так, а на пользу людям». За свою работу он награжден многочисленными Почетными грамотами и знаками отличия. В настоящее время М. Цветков преподает дисциплины «Начертательная геометрия», «Инженерная графика».
В 1969 году молодого механика-наставника Гавловского Леонида Сергеевича попросили временно, поработать в институте – почитать заочникам «Теоретическую механику». Однако нет ничего более постоянного, чем временное. И вот уже 42 года Леонид Сергеевич является преподавателем ОИВТ. Не важно - на долгий срок или на короткий – за что бы ни брался Леонид Сергеевич, свою работу он всегда выполнял добросовестно, добиваясь высоких результатов, вкладывая в нее все свои силы и знания. Он мастер своего дела и очень любит свой предмет. На вопрос: «Что вы любите читать?» неизменно отвечает: «Теоретическую механику». Как преподаватель Л. С. Гавловский строгий, но объективный – недаром его называют самым принципиальным преподавателем, чьи убеждения невозможно поколебать случайным мнением. А в жизни - это добрейшей души человек с хорошим чувством юмора, который всегда поможет и студентам, и коллегам.
Преподавательская деятельность Карагусова Ивана Харитоновича началась в 1977 году, когда он был назначен заведующим кафедрой Омский технологический институт бытового обслуживания для создания кафедры общеинженерных дисциплин. С 2000 года Иван Харитонович работает в Омском институте водного транспорта на кафедре Специальных технических дисциплин. Он читает лекции по дисциплинам «Материаловедение и технология конструкционных материалов», «Трение и износ», «История развития техники». Наряду с преподавательской деятельностью Иван Харитонович ведет научные исследования, при его научном руководстве было проведено 12 научно-исследовательских работ, большинство которых были внедрены в производство. Коллеги считают его неутомимым исследователем, отмечают такие качества как любознательность и упорство в достижении целей.
Мы рады, что есть день, когда можно поздравить наших дорогих преподавателей, посвятивших свою жизнь воспитанию и обучению подрастающего поколения. Хочется, чтобы на жизненном пути людей этой профессии было больше понимания и тепла, чтобы их работа приносила только радость, и чтобы всегда звучали слова благодарности и признания.
Сердечно поздравляем весь педагогический коллектив Омского института водного транспорта.
С праздником, дорогие преподаватели!

Ирина СКОРОБОГАТОВА,
заведующая библиотекой ОИВТ.

Как важно вовремя успеть...   

Быстро летит время. Кажется, совсем недавно мы похоронили капитана дальнего плавания Манушкина Геннадия Георгиевича. А уже позади «сороковины». И хочется еще раз сказать самые добрые слова нашему другу, прекрасному преподавателю Г.Г. Манушкину.
3 июня 2011 года он подарил мне книгу «На флоте больше смешного» с трогательным сердечным автографом: «Галине Георгиевне от автора. С глубочайшим уважением».
Приняла подарок с благодарностью и пообещала автору: после прочтения книги написать отзыв в газету «Речник Иртыша». Книга прочитана за один вечер с интересом, с улыбкой, с житейским пониманием описанных ситуаций. Жизнь, особенно речника-моряка, многолика во всех ее направлениях, непредсказуема, чаще – трудна, но тем и интересная. Мне так и не довелось выполнить обещание, данное Геннадию Георгиевичу при его жизни…
Ветеранское сообщество преподавателей Омского речного училища имени капитана Евдокимова В.И. тяжело переживает преждевременный уход из жизни замечательного человека, друга, талантливого преподавателя с богатым жизненным опытом судоводителя-морехода. Мы благодарны Геннадию Георгиевичу за наших выпускников, получивших глубокие знания по курсу морского судовождения с полезными комментариями, жизненно необходимыми советами специалиста-практика. И сегодня мы через газету говорим: светлая память и, если оно есть царство небесное, желаем его нашему другу Геннадию Георгиевичу Манушкину. Память о нем будет жива, пока мы есть. Читателям газеты, коллегам Геннадия Георгиевича по службе, передавшим его пронзительное предчувствие – раздумье в стихах «На покой», хочется ответить словами очень уважаемого поэта Андрея Дементьева:
Как важно вовремя успеть
Сказать кому-то слово
доброе.
Чтоб от волненья сердце
дрогнуло.
Ведь все порушить может смерть.
Но забываем мы подчас
Исполнить чью-то просьбу
вовремя.

И запоздалая вина
Потом терзает наши души.
Всего-то надо научиться
слушать
Того, чья жизнь обнажена.
Как важно вовремя успеть
Похлопотать или поздравить.
Плечо надежное подставить
И знать что будет так и впредь.
Г. МУРАВЬЕВА,
ветеран труда.

Обращение к речникам и морякам   

В последний день сентября исполнилось сорок дней, как ушел из жизни капитан дальнего плавания Геннадий Георгиевич Манушкин. Неожиданная кончина опытного моряка, исключительно скромного и порядочного человека шокировала многих речников. Читатели нашей газеты знали Геннадия Манушкина еще и как автора очерков, путевых записок.
Геннадий Георгиевич приготовил к печати книгу «Чукотский рейс», над которой работал почти десять лет. В ней собраны флотские рассказы, были, очерки, написанные морским штурманом, капитаном, капитаном-наставником Г. Манушкиным в разные годы. К сожалению, издать свой труд он не успел.
На проводах Геннадия Георгиевича в последний путь было много речников и моряков. Они поддержали идею: в память о капитане Г.Г. Манушкине издать книгу «Чукотский рейс». Подготовительная работа к этому с помощью работников Службы организации перевозок и безопасности судовождения, редакции «Речник Иртыша» проведена. Однако для того, чтобы книга вышла из печати требуется ваша финансовая поддержка.
Уважаемые речники и моряки, руководители флотских предприятий, учебных заведений, просим вас оказать финансовую поддержку. Деньги на выпуск книги «Чукотский рейс» вы можете передать капитанам-наставникам Иртышского пароходства (комната № 305, телефон – 31-85-55), в редакцию (комната № 204, телефон – 31-87-09) или оплатить безналичным расчетом по следующим реквизитам:
ГП «Омская областная типография»
Инн 5504004660
КПП 550401001
Р/счет 40602810200500010007
ОАО «Плюс Банк» г. Омск
Кор/счет 30101810900000000783
БИК 045209783
(на книгу «Чукотский рейс»).
Все, кто окажет посильную помощь, получат книгу в первую очередь.
Звоните, заходите.
 

Полумиллионный рубеж взят!   

По состоянию на 26 сентября, флотом ОАО «Иртышское пароходство» перевезено свыше полумиллиона тонн различных грузов. В том числе нефтеналивных – 250 тысяч тонн и более 260 тысяч тонн сухогрузов. Таким образом, превышены показатели прошлого года на 25 тысяч тонн.
Таков результат достигнут благодаря четкой и слаженной работе судовых экипажей, а также маркетинговой и эксплуатационной служб пароходства. На завершающем этапе юбилейной 165-й навигации весь флот Иртышского пароходства находится в работе.
Так держать!

Подписка-2012   

 С 1 сентября во всех почтовых отделениях связи Омска и области началась подписка на первое полугодие 2012 года. Вы, уважаемые читатели, можете подписаться и на газету «Речник Иртыша».
На страницах флотской газеты вы найдете репортажи, статьи, информации и заметки о событиях, которыми будут жить ОАО «Иртышское пароходство», другие флотские коллективы и учебные заведения. В нашей газете вы прочитаете материалы об интересных событиях из Западно-Сибирского региона и Омского Прииртышья, а также из других бассейнов страны.
Подписная цена на один месяц – 8 рублей, на шесть – 48 рублей, плюс НДС 10 процентов. Итоговая цена 52 руб. 80 коп.
Индекс «Речника Иртыша» – 53090.
Оставайтесь с нами!

Строится гидроузел   

На Иртыше в районе Красной Горки продолжается строительство гидроузла. Сегодня работы ведутся одновременно на нескольких участках этого объекта: на сооружении левобережной водосливной плотины, подъездных дорог. Идет подготовка к строительству судоходного шлюза.
По мнению специалистов, уровень воды в черте Омска поднимется на 1,5 метра, то есть круглый год река будет выглядеть, как в период весеннего половодья. При этом подтопление ближайшим поселкам, дачам не грозит, а вот флора и фауна оживет.

Архивная справка   

по установлению начала организованного пароходства в Обь-Иртышском бассейне

В ряде печатных изданий имеются упоминания об образовании первого совместного предприятия «Пароходство Поклевского-Козелла». Так газета «Тобольские Губернские Ведомости» № 11 за 1857 г. пишет: «Коммерции советник Никита Мясников уступил свое право по рекам Западной Сибири надворному советнику Поклевскому-Козеллу, который и учредил два парохода –один в 60 сил, выписанный из Швеции, а другой в 40 сил, сделанный на Нижнетагильском заводе гг. Демидовых – первый из этих пароходов был спущен на реке Туре, в Тюмени в 1845 г.».
В «Хронологическом перечне важнейших данных из истории Сибири 1832 -1882 гг.» автора И.В. Щеглова, издания 1884 г., на стр. 538-540 читаем: «Вскоре же за тем (после получения Привилегии) Мясников передал «Основу» Поклевскому-Козеллу, к которому присоединился в компанию в 1846 году купец Швецов со своим 30-сильным пароходом «Взор». Компания эта действовала до 1853 г.
В 1853 году образовалась новая компания из четырех купцов (Марьина, Кондинского, Хаминова и Тецкова)».
Таким образом, есть полное основание утверждать, что первое пароходное предприятие в Обь-Иртышском бассейне было организовано Поклевским-Козеллом в 1846 году.

Директор Тюменского областного
краеведческого музея Исламова Г.М.
Зам. директора по научной работе Ситников П.С.

Мы - флотский коллектив   

Это снимок на танкере ТН-1007 наш фотокорреспондент Роман Рамалданов сделал в середине навигации. В центре – капитан Ю.А. Печкуров. Слева и справа тоже Печкуровы – судовой повар Вера Владимировна и матрос-моторист Светлана Николаевна.
Во втором ряду вы видите ветерана иртышского флота, старшего помощника капитана – I поммеханика Р.Г. Степанова, помощника капитана – III поммеханика С.Ю. Лексикова, механика – II помощника капитана Д.А. Печкурова и его сына, моториста-рулевого Владимира Печкурова. Каждую навигацию экипаж ТН-1007 добивается хороших успехов в труде. И по праву капитан этого судового экипажа Юрий Александрович Печкуров награжден медалью «За заслуги перед флотом».

Поздравляем юбиляров октября!   

С 85-летием
Саенко Валентину Степановну, ветерана труда Омского ССРЗ.
С 80-летием
Лебедева Виктора Николаевича, ветерана труда Управления Иртышского пароходства.
Проскурякова Владимира Васильевича, ветеран труда.
С 75-летием
Смирнова Германа Дмитриевича, ветерана труда Омского ССРЗ.
С 70-летием
Фомину Клавдию Филипповну, ветерана труда Иртышской РЭБ флота.
Лукина Валерия Ивановича, ветерана труда Омского ССРЗ.
С 65-летием
Турутину Нину Михайловну, ветерана труда Иртышской РЭБ флота.
Бондаренко Маргариту Андреевну, ветерана труда Иртышской РЭБ флота.
Груздинскую Веру Васильевну, ветерана труда Управления Иртышского пароходства.
Винник Инну Николаевну, ветерана труда Управления Иртышского пароходства.
Грекову Людмилу Анатольевну, ветерана труда Омского ССРЗ.
Алексееву Любовь Петровну, ветерана труда Омского ССРЗ.
Миронова Валерия Яковлевича, водителя транспортного участка.
С 60-летием
Корнееву Валентину Ильиничну, ветерана труда Омского ССРЗ.
Мохова Александра Викторовича, токаря механосборочного цеха.
Меньшикову Лидию Александровну, вулканизаторщика механосборочного цеха.
Пудэновича Льва Анатольевича, сторожа пункта отстоя.
Ботникова Валентина Ивановича, теплотехника АХО.
С 50-летием
Печкурова Юрия Александровича, капитана – III поммеханика танкера ТН-1007.
Лугового Виктора Ильича, моториста-рулевого теплохода РТ-778.
Степанова Андрея Алексеевича, сменного капитана теплохода БТ-43.
Яновскую Светлану Владимировну, заместителя главного бухгалтера централизованной бухгалтерии.
Ряжечкину Марину Петровну, инженера-конструктора техотдела.
Артамонову Веру Николаевну, уборщицу БПУ.
Поздравляем юбиляров октября. Желаем точно также противостоять жизненным неурядицам, как в эти дни осенняя природа сопротивляется приходу ненастья и слякоти.

 

Полярные конвои   

2-4 сентября в Санкт-Петербурге прошли мероприятия, посвященные 70-летию прихода в Россию первого северного конвоя «Дервиш». Он прибыл в Архангельск 31 августа 1941 года.
В сравнении с последующими этот конвой был относительно небольшой: 7 транспортов, 2 крейсера, 6 эсминцев и авианосец «Викториос». Дошел без потерь и доставил 10 тысяч тонн каучука, 3800 глубинных бомб и магнитных мин, 64 истребителя «Харрикейн», продовольствие, медикаменты, обувь, олово, а также 534 военнослужащих, летчиков и наземный персонал британских ВВС. Именно с конвоя «Дервиш» началась реальная помощь союзников нашей стране.
С августа 1941 года по май 1945-го в Советское Заполярье были отправлены 811 судов, 720 дошли до цели, 33 судна вернулись по различным причинам, 58 (7,2 процента) потоплены фашистами. Из Северной России в составе конвоев вышли 717 судов, из них потоплены 29 (4 процента). Более трех тысяч моряков погибли от взрывов, пожаров и утонули или замерзли в спасательных шлюпках на морозе. Всего за годы войны через Арктику в СССР было отправлено более 4 миллионов тонн грузов. Примерно 300 тысяч тонн погибло в пути. В числе военной техники доставлены 5000 танков и более 7000 самолетов.
На празднование знаменательной даты прибыли ветераны из США, Канады, Великобритании. Событие для них радостное, но вместе с тем совсем не простое – самому младшему уже исполнилось 85 лет, немалое число гостей – на костылях и в инвалидных колясках.
- Те, кого удавалось спасти с потопленных кораблей и судов, - пояснил президент РОО «Полярный конвой» капитан 1-го ранга Ю.Е. Александров, - как правило, были обморожены, а обмороженные ноги приходилось ампутировать. Поэтому приезд из-за рубежа ветеранов полярных конвоев – это большой подарок для нас.
Зарубежные гости традиционно начинают свое пребывание в Санкт-Петербурге с возложения венков на Пискаревском кладбище, и в этом году, невзирая на преклонный возраст, весь путь от ворот кладбища до Вечного огня они преодолели самостоятельно.
После возложения венков произвели полуденный выстрел в Петропавловской крепости и поехали в Военно-морской музей, где открылась выставка «Полярные конвои».
После торжественного открытия выставки состоялся круглый стол, в ходе которого официальные лица и ветераны охотно делились своими воспоминаниями.
- Мой крестный отец Джеффри Хэдден служил на фрегате «НМS Goodall», - рассказал генеральный консул Великобритании в Санкт-Петербурге Гарет Ворд. – 29 апреля 1945 года конвой, состоявший из 26 британских и советских судов, обогнул мыс Нордкап и приблизился к советскому порту Мурманск. 14 немецких подлодок ожидали в засаде… Мой крестный был одним из немногих выживших моряков, так как его сразу же подобрал советский корабль и доставил в больницу в Мурманске, где он провел несколько недель…
- Нас подвергали чудовищным атакам, - вспоминал ветеран полярных конвоев Дэвид Котрелл (Великобритания). – На моих глазах гибли сотни людей. Нас сжигали бомбами и торпедами. Конвои совсем не походили на прогулки… Но мы были в то время вместе с русскими, наши корабли шли рядом, у нас была одинаковая судьба.
- И общий враг – фашизм, - продолжил мысль ветеран конвоев Василий Гостев. – И мы воевали одинаково. У нас много общего, только язык разный.
4 сентября в сквере напротив Морского колледжа академии им. Макарова состоялось открытие закладного камня на месте будущего монумента памяти участников полярных конвоев.
Со словами приветствия и воспоминаниями выступили председатель Комитета по внешним связям правительства Санкт-Петербурга А.В. Прохоренко, ветераны А.Л. Лифшиц, В.В. Дремлюг, начальник ГМА им. Макарова В.Л. Михеев, президент РОО «Полярный конвой» Ю.Е. Александров. Юрий Ефимович, в частности, сказал:
- Дорогие друзья! Мечта о том, что у нас в городе будет памятник героям полярных конвоев, много лет зрела в наших сердцах и умах. Этот памятник очень уместен для воспитания моряков, которые сегодня учатся в городе на Неве. Он также воодушевляет наших ветеранов и ветеранов Великобритании, США и Канады – подвиг их не забыт.
Эти сильные и мужественные люди все победили: штормы и обледенения, бомбежки и торпедные атаки, заполярный холод и неизвестность, будешь ли жив через несколько минут. Лишь с ходом времени они бессильны совладать – с каждым годом их приезжает все меньше и меньше…
А. ТИРАНИН.
«Волго-Невский проспектЪ».

Это и наш праздник   

Уважаемый Иван Иванович!
Уважаемые сотрудники газеты «Речник Иртыша»!
От имени всех тюменских речников группа ветеранов флота поздравляет вас с юбилеем газеты «Речник Иртыша» - с 80-летием со дня выхода первого номера газеты водников Иртышского бассейна! Ваша газета давно стала любимым изданием всех, кто полюбил на всю жизнь реку, флот, кто много лет работал в плавсоставе или на берегу в системе пароходства.
Пусть и далее ваше творческое издание живет, приносит радость речникам. Желаем всем здоровья, благополучия, дальнейшего исповедания на страницах газеты славных флотских традиций, высоконравственных устоев, добрых дел для успешного выполнения задач, предстоящих перед работниками водного транспорта Западной Сибири.

Ветераны: С.С. Шустер, Б.М. Смоляков, А.П. Назаров, М.А. Пономаренко, Н.П. Лунин, В.П. Белоглазов, А.М. Чистяков, В.И. Березкин, А.А. Юрков, В.Ф. Петелин, В.И. Путкова (Тукиш).

Разделы сайта