ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ РУКОВОДИТЕЛЕМ?     

- Иван Иванович, 13 октября 1983 года вы были назначены начальником Иртышского речного пароходства. С тех пор прошло 29 лет и вы по-прежнему стоите у штурвала Иртышского пароходства – крупнейшей судоходной компании за Уралом. Напомним нашим читателям, что до этого вы в течение 11 лет были директором Омского судоремонтно-судостроительного завода, крупнейшего предприятия в системе Министерства речного флота. Выходит, сорок лет вы стоите у руля больших трудовых коллективов Омска, да и всей речной отрасли. Скажите нашим читателям, легко ли быть руководителем?
- Интересный вопрос. Однако ответ будет неоднозначный. Я, думаю, руководить любым коллективом непросто. А если учесть, что я был руководителем крупных транспортных предприятий не год и не два, а все сорок лет, то, конечно, пришлось пережить всякие времена – и взлеты, и падения. А сколько за эти годы было перестроек, реформ, кризисов – экономических, политических? И на каждом этапе приходилось решать сложнейшие вопросы. И не только производственные, экономические, а прежде всего – в социальной сфере. В семидесятые годы, когда я был директором Омского судоремонтно-судостроительного завода, списочный состав рабочих, служащих, инженеров доходил до пяти тысяч человек. И всех надо было обеспечить работой, достойной зарплатой, жильем, а их детей местами в детские сады, ясли, в пионерские оздоровительные лагеря. Кроме решения больших государственных задач на производстве, речники эффективно помогали селу, участвовали на крупных стройках города. Вот и судите сами: легко ли быть руководителем?
- Иван Иванович, давайте вернемся к октябрю 1983 года, к вашему назначению начальником Иртышского пароходства. Как это было?
- 29 лет назад я был в Москве. 13 октября на Коллегии МРФ меня выслушали, как обычно, задавали вопросы, я отвечал. А затем состоялось решение. Члены Коллегии единогласно проголосовали за назначение меня начальником Иртышского пароходства. В Омск прилетел уже в новой должности. Я хорошо представлял, с какими трудностями придется мне начинать работу в пароходстве, в бассейне. Иртышское пароходство тогда входило в состав Обь-Иртышского объединенного пароходства, которое было создано в Тюмени волевым решением партийных органов. Эту непростую ситуацию хорошо понимали в московском штабе речной отрасли. Поэтому буквально через три дня после моего назначения в Омск для представления меня в новой должности прилетела бригада москвичей во главе с министром МРФ Л.В. Багровым. Расширенное совещание с руководством Иртышского пароходства прошло в актовом зале в присутствии двух секретарей Омского обкома партии А.П. Макерова и В.А. Смирнова. Красной нитью через все выступления прошла озабоченность тем, что Иртышское пароходство потеряло самостоятельность. «Каким будет пароходство дальше?» - ответа не последовало. Я хорошо понимал, что ошибку, допущенную при создании на Туре объединенного пароходства, рано или поздно надо исправлять. В этом меня активно поддержали руководители Омской области. Почти четыре года ушло на то, чтобы восстановить прежнее положение дел. Не в одном кабинете высоких инстанций пришлось побывать, прежде чем доказать историческую значимость Омска, как крупного речного центра.
С 20 января 1987 года Иртышское пароходство вновь обрело самостоятельность. Я считаю этот успех придал мне и моим единомышленникам дополнительные силы.
- И они, естественно, пригодились вам при решении других, более значимых задач. И каких! В 90-е годы не стало Советского Союза, произошла смена общественной формации, вместо государственного Иртышского пароходства было создано открытое акционерное общество. И вы были активным участником этих исторических событий.
Какие события, какие годы были для вас и для пароходства переломными?
- После выхода из состава Обь-Иртышского пароходства важным событием для меня и всего коллектива, были годы акционирования Иртышского речного пароходства. Для всех нас дело это было новым и сложным. Ветераны труда, видимо, хорошо помнят, как проходило акционирование. Сколько прошло противоречивых собраний, жарких дискуссий. Все документы готовили по второму варианту. И только за сутки утвержденного срока было принято окончательное решение – акционироваться по первому варианту. Очень памятным событием в тот период было первое собрание акционеров Иртышского пароходства. Состоялось оно 17 марта 1994 года. На том собрании, когда в ДК «Юбилейный» не было ни одного свободного места, меня впервые избрали генеральным директором открытого акционерного общества «Иртышское речное пароходство».
Эти события, считаю, стали переломными для пароходства, потому что они круто изменили и предприятие, и судьбы его людей.
- Иван Иванович, в начале 90-х годов стоял вопрос ребром – быть пароходству или не быть? Через какие «рифы» пришлось пройти?
- В начале девяностых годов начали действовать новые условия хозяйствования. В 1992 году первые шаги делала приватизация. Эти перемены не могли не сказаться на речном транспорте. Резко упали темпы производства в экономике всей страны. Естественно, сократились объемы перевозок и грузов, и пассажиров. Пришлось часть судов выводить на холодный отстой. Действительно, в то время встал вопрос о выживании пароходства. Что делать? Я, как генеральный директор Акционерного общества, совместно с Советом директоров принял решение отправить часть судов «река-море» в загранплавание. Сначала на Балтику, затем на Средиземное и Черное моря. Конечно, это смелое решение было принято после переподготовки наших командиров флота. И омские речники оказались не из робкого десятка. Они и на морях показали себя с лучшей стороны. В итоге более двадцати судов с нашими экипажами ушли в морские широты. На счета пароходства стала поступать валюта от аренды этого флота. Деньги пошли на поддержание флота и на зарплату. В переходном периоде к рынку была проведена реорганизация промышленной базы. Пришлось пережить многомесячные долги по зарплате, бартер, взаимозачеты. Не обошлось и без сокращения кадров. Но главное – пароходство выжило, мы сохранили флот и кадры. И уже на рубеже двух веков Иртышское пароходство постепенно перешло от политики выживания к поэтапному развитию. И я, думаю, этот процесс стал необратимым.
Свою судьбу я связал с речниками 65 лет назад. По жизни – на флоте, заводе, в пароходстве – мне всегда встречались замечательные люди. И я благодарен судьбе, что на разных этапах развития завода, пароходства они верили мне, оказывали помощь и поддержку.
- Иртышскому пароходству – 166 лет. За эти годы в коллективе речников сложились замечательные флотские традиции. Они на разных этапах помогали иртышским речникам быть в числе лидеров транспортных предприятий города и в целом страны. Назовите более яркие страницы славной истории Иртышского пароходства.
- Их немало. Обо всех не расскажешь. И все-таки о некоторых судьбоносных событиях напомню.
Двадцатые годы прошлого века. Страна в результате Гражданской войны в разрухе, не действует железнодорожный транспорт, голод… Именно тогда речники Иртыша вписали в историю пароходства немало ярких страниц. Это спасение флота, брошенного во льдах Иртыша и Оми, и, конечно, Карские хлебные экспедиции. Первая такая экспедиция состоялась в навигацию 1920 года. Речники Омска, Тары, Тобольска на деревянных баржах доставили хлеб, другие продукты в Обскую губу. А там в бухте Находка, на открытом всем ветрам рейде, вручную перегружали продовольствие на морские суда и отправляли бесценный груз в Архангельск, голодающему Поморью России. Карские экспедиции продолжались до середины 30-х годов.
А каким героизмом отмечен труд речников Омска в годы Великой Отечественной войны! На фронт ушли капитаны, механики, штурманы, матросы, слесари, токари… Их заменили женщины, подростки. Лозунг тех лет «Все – для фронта, все – для Победы!» был не просто словами, а смыслом жизни всего многотысячного коллектива пароходства. Наши предприятия, кроме основной деятельности, перешли на выпуск военной продукции. На Омском судоремонтном заводе речники делали огнеметы, авиабомбы, выпускали катера – охотники. Под свой кров завод принял судоремонтников из Ростова-на-Дону, блокадников Ленинграда.
В 1947 году наше пароходство было награждено орденом Трудового Красного Знамени. Эта награда и за большой вклад речников Иртыша в Победу.
Исторически сложилось так, что наш бассейн всегда был центром освоения Сибири. Так было во времена Ермака Тимофеевича, в 20-е годы XX века. В середине прошлого столетия началось освоение целинных земель Казахстана, юга Омского Прииртышья. И опять речники Иртыша первыми протянули руку помощи целинникам. По Иртышу пошли караваны судов в целинные районы Омской, Павлодарской, Семипалатинской и Восточно-Казахстанской областей. Около миллиона тонн целинного хлеба перевозили речники Иртыша за навигацию.
После хлебной целины в наш бассейн пришла нефтяная. Велика роль речного флота Иртышского пароходства в создание крупнейшего в стране Западно-Сибирского нефтегазового комплекса. Миллионы тонн различных грузов завезли судовые экипажи пароходства нефтяникам, геологам, строителям Тюменского севера, в районы Сургута, Нижневартовска, Надыма, Уренгоя. Да и самих этих городов не было бы на карте Сибири без речников. Это во многом благодаря усилиям речников были подняты этажи новых городов на больших и малых реках Обь-Иртышского бассейна.
В сложнейших условиях флот пароходства доставлял тюменскую нефть на Омский нефтеперерабатывающий завод, газовые трубы большого диаметра для строительства магистральных нефте- и газопроводов, суперблоки для строительства газоперерабатывающих заводов в тундре Ямала.
Все это нашей истории строки!
- Иван Иванович, все, чего добилось Иртышское пароходство, является результатом самоотверженного труда многих поколений иртышских речников. Люди – главная ценность нашей судоходной компании.
- Я с благодарностью называю имена наших славных ветеранов – А.Н. Дианова, И.А. Чудинова, В.И. Евдокимова, Героев Социалистического Труда Ф.Г. Кузнецова, В.В. Назарова, В.В. Кимбина, Лауреатов Государственной премии М.П. Листопадова, А.И. Соколова, Н.Е. Власюка… Традиции старшего поколения продолжают сегодняшние командиры флота – Ю.А. Печкуров, А.Г. Саков, Г.В. Белоусов, А.И. Лоров, А.В. Андреев, В.С. Синчук, Ф.А. Лисс и многие другие. Большое им спасибо за самоотверженный труд и понимание новых сложных задач, стоящих перед пароходством на сегодняшнем этапе.
- Иван Иванович, ваш труд в период руководства заводом и пароходством отмечен высокими государственными наградами: двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», золотой медалью «За особые заслуги перед Омской областью», вам присвоено высокое звание «Заслуженный работник транспорта России»… И вдруг в эти октябрьские дни вы принимаете решение: передать полномочия генерального директора новому руководителю.
- Да, это так. Мною принято решение оставить пост Генерального директора, передать свои полномочия более молодым. В ноябре должно произойти внеочередное собрание акционеров пароходства, на котором и будет избран новый генеральный директор. А в Совете директоров я остаюсь. Надеюсь, мой богатый опыт, мои знания еще послужат интересам Иртышского пароходства.
В свою очередь, я хочу от всего сердца поблагодарить всех речников Иртышского пароходства за доверие, помощь и поддержку в разные годы развития пароходства.
Я с оптимизмом смотрю в будущее Иртышского пароходства. Оно будет жить и развиваться. У нас большой опыт выживания в сложнейших условиях. Верю, трудные времена закончатся и в наши паруса подуют ветры добрых перемен. Желаю речникам Иртышского пароходства, ветеранам труда доброго здоровья. Дальнейших успехов на благо речников Иртыша, улучшения экономики Омской области и всей России.
- Спасибо за беседу.
Записал интервью Г. ВСТАВСКИЙ.


ДНЕВНИК НАВИГАЦИИ     

Завершается 166-я навигация на Иртыше. По оперативным данным, на 14 октября при плановом расходе времени на 45,2 процента месячный план флотом пароходства по тоннам выполнен на 137,5 процента, а по доходам – на 141, 1 процента. В том числе по нефтеналиву показатели следующие: по тоннам – 111,8, по доходам – 119,3 процента. По сухогрузным перевозками план октября выполнен по тоннам на 161,6 процента, по доходам – на 222,1 процента.


ПОСЛЕДНИЕ КАРАВАНЫ     

166-я навигация на Иртыше уходит в историю. Последние суда пароходства возвращаются в затон.
Из Сабетты в последнем караване были экипажи танкеров «Ленанефть-2019» и ТН-736. На перевозках сырой нефти из Нумг в Андры на завершающем этапе работали экипажи танкеров «Ленанефть-2002», ТН-720.
Продолжается перевозка щебня из Тобольска в Салы. Здесь работают экипажи РТ-792 и РТ-675.
Из пассажирских судов в середине октября закончила навигационную вахту команда теплохода «Заря-295». Кстати, этот экипаж первым в Иртышском пароходстве открывал пассажирскую навигацию на Иртыше и последним встал в затон Омского ССРЗ.


НА ГЛАВНОМ НАПРАВЛЕНИИ   

Нынешняя навигация началась для экипажа РТ-728, очень рано. 23 апреля, задолго до официального открытия навигации в первый рейс из Омска в Павлодар вышли два состава: РТ-780 и РТ-728. В прошлом году эти же два теплохода уже ходили в Казахстан за щебнем. Так что опыт прохождения сложного участка Иртыша у экипажей БЫЛ.
Рейс в Павлодар был сложным: суда вышли в рейс, когда река еще не была обставлена. Ориентировались по береговой обстановке и по карте. В такой ситуации решающая роль отводилась опыту прошлых лет. Тем более, что на верхнем участке Иртыша очень много сложных зигзагообразных поворотов, а состав тяжелый – из двух 3-тысячетонных барж. Их нужно было вытягивать, чтобы вписаться в поворот. Осложняло буксировку и сильное течение в верховьях Иртыша.
Опыт прошлых лет в экипаже имелся. Здесь давно уже трудятся ветераны флота – Владимир Николаевич Жидиков и Юрий Григорьевич Зибарев. Первый до нынешней навигации стоял на капитанском мостике, а второй работает механиком. Удивительна судьба этого тандема. Когда-то они вместе учились в Омском речном училище. Правда, не в одной группе, но выпускались в один год. У каждого по 42 года флотского стажа, и каждый по 36 лет отработал на первых судовых должностях: В.Н. Жидиков – капитаном, а Ю.Г. Зибарев – механиком. И что самое впечатляющее – эти специалисты не расстаются уже 25(!) лет. Они вместе отработали по полтора десятка лет на ОТ-837 и потом перешли на РТ-728.
В этом году 9 сентября экипаж поздравлял сменного капитана Жидикова с 60-летием. А чуть раньше, весной, он уступил свой капитанский мостик молодому и перспективному Константину Николаевичу Амельченко. Решение далось не просто: уходить на вторые роли после 36 лет капитанства сложно. Однако и Амельченко – не «засланный казачок». Впервые он появился в экипаже 12 лет назад, когда пришел устраиваться мотористом-рулевым после ПТУ №15. Тогда команда Жидикова как раз принимала теплоход РТ-728 с холодного отстоя. Что это такое, объяснять не надо. Чтобы ввести в рабочее ядро выведенный когда-то теплоход, трудиться надо много и всем. В том числе и рядовым. И уже тогда Костя понравился бывалым речникам – своим трудолюбием, исполнительностью и дисциплиной. Поэтому, когда через два года после службы в армии он вернулся в экипаж, все были только рады. К тому же Амельченко занял уже командную должность, и к его имени добавилось уважительное «Николаевич». А вскоре Константин стал для капитана еще ближе: из обычного члена экипажа превратился в члена семьи – в зятя.
На сегодняшний день Константин Николаевич Амельченко – самый молодой капитан в Иртышском пароходстве. Ему всего 30 лет. Когда-то нормой считалось раннее назначение на капитанские должности. Есть прецеденты, когда капитанами становились даже в 22 года. Но тогда и время было другое – поступал новый флот, и управлять им нужно было молодым, высокообразованным, технически грамотным специалистам. Сейчас в условиях сокращения объема перевозок и транспортного флота случается, что порой и опытные капитаны уже остаются «безлошадными». И все-таки ситуация назначения молодого, взращенного экипажем командира на капитанскую должность, не может не радовать.
Мы задали вполне резонный вопрос новоиспеченному капитану: «Ощущает ли он поддержку со стороны старших командиров и прежде всего В.Н. Жидикова?».
- Безусловно. Надо сказать, я и так им благодарен за тот бесценный опыт, которым они делились со мной все долгие годы, что я с ними работаю. А Владимир Николаевич, конечно же, продолжает опекать меня, а в сложных случаях подсказывает, помогает.
- Согласитесь, не всем молодым капитанам так везет – заполучить под свое командование готовый экипаж. Коллектив, объединенный одной задачей, сплоченный на долгие годы общей работой и единым судовым пространством, испытанный штормами Заполярья и длительными простоями последних лет… А вам повезло – вам ни кадровую, ни воспитательную работу вести не надо. К тому же, в ваших главных помощниках – два взрослых и очень квалифицированных, ответственных и опытных командира.
- Согласен, мне действительно повезло. И я очень благодарен судьбе, что когда-то попал именно в экипаж Владимира Николаевича Жидикова. Я хочу, чтобы вы понимали, на РТ-728 давно работаем не только мы втроем. Третий помощник электромеханика Кирилл Анатольевич Волчков в экипаже 8 лет. Кстати, в этом году на него отдел кадров «покушался». Хотели перевести его на ОТА-975, когда мы пришли на остров Начальный. Но мы его «отбили». Такого специалиста еще поискать! Потому мы за своего и боролись. Три навигации с нами работает третий-третий Дмитрий Владимирович Кузнецов. То есть все командиры в экипаже трудятся несколько лет. Два года в команде и судовой повар Ирина Николаевна Бадмаева.
- Константин Николаевич, вы на флоте и в этом конкретном экипаже двенадцать лет. За эти годы были самые разные рейсы и доставлялись самые разные грузы. У новоиспеченного капитана какие впечатления от нынешней навигации?
- Эмоции, конечно, другие, поскольку другая ответственность! За всех и все отвечает капитан. И прежде всего именно об этом нужно помнить, а не о том, как почетно стоять на капитанском мостике. А общее впечатление от навигации хорошее. Еще бы поменьше стоянок… А то после Казахстана мы почти целый месяц простояли, ждали плиту. Тогда еще вода была… А в предпоследний рейс пошли и на обмелевших перекатах нервы потрепали с осадкой в 2,10 м…
Возвращаясь к навигации, надо сказать, что она вполне удалась, за исключением одного длительного простоя, о котором сказал капитан. РТ-728 был востребован и трижды ходил в Заполярье. Возили разные грузы: аэродромную плиту, оборудование и нефтеналив, - но все они были в один адрес – на Сабетту.
Безусловно, в конечный пункт адресата РТ-728 дойти не может, потому состав доводился только до острова Начальный и у Наречинской протоки передавался «с рук в руки» экипажам судов прибрежно-морского плавания ОТА-964 и ОТА-975.
В последний заполярный рейс РТ-728 вышел в середине сентября. Экипаж понимал, что столь дальних маршрутов этой осенью уже не будет. Хотя в прошлом году их теплоход вернулся домой в начале ноября. Тогда пробивались во льдах, и к ним на помощь поспешили ОТА-964 и СТ-314. В Богдановке на зимовку пришлось оставить порожние баржи.
- Если понадобится наша помощь в перевозке угля, после возвращения с Севера, мы готовы, - подытожил наш разговор Константин Николаевич.
Нина ОЛЕНИЧЕНКО.
На снимке Владимир Николаевич Жидиков, сменный капитан – I поммеханика.


БЛИЖЕ К ВЕКУ БЕЖИТ ЖИЗНЬ     

ЧЕСТВОВАНИЕ ЮБИЛЯРА С.П. ВОЛОДАРСКОГО
8 октября почетному работнику транспорта России, бывшему главному инженеру Иртышского пароходства Станиславу Павловичу Володарскому исполнилось 75 лет.
В этот же день чествование юбиляра, классного профессионала, патриота речного флота и просто доброго человека прошло у генерального директора ОАО «Иртышское пароходство» И.И. Яновского. Иван Иванович отметил большие заслуги С.П. Володарского в становлении и развитии Омского судоремонтно-судостроительного завода, Иртышского пароходства.
- Станислав Павлович, - подчеркнул И. Яновский, - очень творческая личность. Он внес огромный вклад в оснащение завода новой техникой. С его именем связаны многие производственные достижения в дизельном и литейном цехах, внедрение передовых технологий сварки и литья. В модернизацию и обновление иртышского флота Станислав Павлович также вложил немало сил и знаний.
За большой вклад в развитие речного транспорта С.П. Володарский награжден орденом «Знак Почета», многими медалями. В 2006 году за особые заслуги в развитии Иртышского пароходства Станислав Павлович одним из первых речников Иртыша награжден Юбилейным знаком «160 лет Иртышскому пароходству».
После теплых, искренних поздравлений генеральный директор вручил юбиляру Почетную грамоту ОАО «Иртышское пароходство», цветы и денежную премию. Затем поздравляли юбиляра его коллеги. Первыми взяли слово ветераны Омского ССРЗ – Н.А. Ильин, В.И. Шумков и Н.И. Авилова. Они искренне поздравили Станислава Павловича с 75-летием, вручили ему подарки, цветы и пожелали юбиляру здоровья, благополучия.
Затем поздравили Станислава Павловича руководители нынешнего судоремнтно-судостроительного завода – Е. Ходулев, В. Бельгард, А. Кожинов.
От имени ветеранов завода, пароходства с сердечными поздравлениями и пожеланиями выступил А.В. Тращенко.
- Мы высоко ценим ваш труд, - сказал Алексей Владимирович, - ваш профессионализм, целеустремленность и преданность делу. Вы – настоящий патриот речного транспорта. Желаю крепкого здоровья, бодрости духа и новых успехов в претворении всех задуманных дел.
В заключение ответное слово было предоставлено юбиляру. Он поблагодарил коллег за очень теплые поздравления и подарки.
- Я люблю коллектив речников, - сказал Станислав Павлович, - и горжусь, что почти полвека своей жизни отдал заводу, пароходству. Я наслаждаюсь каждой минутой, проведенной в окружении таких добрых и честных людей.
Спасибо всем!


ПУТЕЙЦЫ – ХОЗЯЕВА РЕКИ   

Отделение эксплуатации внутренних водных путей в Омском институте водного транспорта было открыто сорок лет тому назад в 1972 году. И во многом благодаря инициативе, настойчивости, целеустремленности начальника Иртышского бассейнового управления пути Олега Михайловича Стрельчени. Умный и дальновидный руководитель, он четко осознавал необходимость подготовки квалифицированных кадров для проектно-изыскательских работ на реке. А освоение нефтегазовых месторождений ставило перед водниками новые задачи по расширению внутренних водных путей Обь-Иртышского бассейна, по организации изыскательских работ на малых реках.
Первопроходцам всегда нелегко. Объем работ был велик, начинать по сути приходилось с чистого листа. Нужно было составить карты рек, произвести работы по расширению и углублению судового хода, обеспечить безопасные габариты хода, намыв песка на будущие причалы и грузовые площадки, реконструировать знаки береговой обстановки. Без этих работ трудно было представить развитие нефтегазодобывающего комплекса Западной Сибири. Под руководством первого начальника отделения ЭВВП П.С.Пономарева сформировался замечательный коллектив преподавателей-энтузиастов своего дела — Б.Д. Квасников, Т.А. Колтунова, А.Д. Лазарев, В.К. Гребенев, Б.Д. Баклашов, Н.И.Мотовичева. Они стояли у истоков отделения, это они обучили и воспитали целое поколение отличных путейцев. Много лет возглавлял отделение Ю.В. Пластун. Использование компьютерных технологий, инновационные образовательные стандарты позволили новой структуре динамично развиваться. А умело организованная технологическая практика, которой долгие годы бессменно руководит С.А. Калугина, дает возможность выпускникам работать в изыскательских партиях, путевыми мастерами и механиками на дноуглубительном флоте, на строительстве Омского гидроузла.
В новом учебном году отделение эксплуатации внутренних водных путей возглавил молодой преподаватель, выпускник речного училища 2007 года А.А. Кошман. Классный руководитель О.Г. Желнорович, вспоминая годы его учебы, охарактеризовала своего ученика как очень ответственного, общительного и целеустремленного. Окончив в 2011 году Омский институт водного транспорта, Андрей Александрович начинал трудовую деятельность на нефтеналивном флоте, танкерах: «Ленанефть-2026», ТНМ-31, «Дмитрий Гусихин». Работа на флоте нравилась, но случайная встреча с начальником отделения судоводителей В.В. Гринимеером оказалась судьбоносной. Учился Андрей хорошо, помогал отстающим товарищам, ему нравилась научная деятельность, выступления перед большой аудиторией. Поэтому когда Владимир Валерьевич пригласил преподавать в училище такие дисциплины как «Судоремонт» и «Судовые вспомогательные механизмы», он не отказался. «В родном доме и стены помогают» - молодого педагога тепло приняли в коллективе и уже после первого года работы предложили должность начальника отделения ЭВВП. О результатах говорить пока рано, но с уверенностью можно отметить доброжелательную рабочую обстановку в отделении, уважительное отношение курсантов к своему молодому руководителю и его серьезные намерения по сохранению престижа и статуса путейского отделения.
Речное училище, институт водного транспорта всегда славились тем, что лучшие выпускники возвращаются в родные пенаты. Преподаватели-ветераны Г.Г. Муравьева и Е.Т. Мешков в 1949 и 1952 гг. окончили ОРУ. В отделении эксплуатации внутренних водных путей работает целая плеяда выпускников: Г.В. Борисенко, Е.И. Сербай, Е.И. Сивко, С.А. Калугина. Заместитель директора по СПО Я.М. Стрек начинал свою карьеру с речного училища. Список пополнился новым именем, и мы надеемся, что планы А.А. Кошмана поступить в аспирантуру и получить ученую степень, станут решающими на пути к профессионализму.
Елена БОНДАРЕНКО.
На снимке: занятие в группе ВП-31 ведет А.А.Кошман.
Фото Р. РАМАЛДАНОВА.


НЕ СТАРЕЮТ ДУШОЙ…     

Этот день мы всегда ожидаем с нетерпением и тревогой: сколько ветеранов смогут посетить родное учебное заведение на этот раз? Несмотря на все трудности високосного года, мы были приятно удивлены: 25 ветеранов речного училища, института водного транспорта были у нас в гостях. Вернее, они пришли в свой дом, где столько лет было отдано педагогическому труду, где даже стены такие родные и желанные.
О ветеранах говорится много, все понимают необходимость их всесторонней поддержки. А для них главное — забота и внимание. Когда вот на таких праздниках мы видим их просветленные лица, на которых даже морщинок становится меньше, понимаем, как же мало времени им уделяем! Особенно радуются они общению с молодым поколением, студентами и курсантами.
В нынешнем учебном году 1 октября пришли наши «молодые» ветераны: Г.А. Трофимова, А.М. Нодель, В.С. Назаренко, Б.Д. Кожухов, А.П. Присягина. Они совсем недавно ушли на заслуженный отдых, им, как никому другому, была приятна встреча с коллегами и курсантами.
Концерт, подготовленный педагогами Ю.В. Кирюшиной и В.А. Барановой, был целенаправленно посвящен людям старшего поколения, было сказано много теплых слов в их адрес, зажигательные танцы никого не оставили равнодушным. Безмерно благодарны они заместителю директора по воспитательной работе Д.Б. Перминову, забота которого о ветеранах выше всяких похвал.
Отрадно, что в новом учебном году на праздник были приглашены работающие ветераны. Их педагогический опыт бесценен, их советы помогают сформироваться молодым преподавателям. Вот что говорит об этом старейший работник библиотеки Галина Ивановна Заславская: «Встреча была очень душевной, вечером не хотелось расходиться, ведь многие не виделись целый год. Хорошо бы организовать в институте цикл встреч ветеранов-преподавателей со студентами и курсантами. Это нужно и тем, и другим. Мы ведь много интересного можем рассказать. А вы заметили, какие мы все были нарядные?»
Наши ветераны — это олицетворение стойкости, мудрости, силы духа. Многим тяжело было дойти до родного учебного заведения, мы увидели в руках тросточки у тех, кто всегда ходил энергично и бодро. И все-таки они молоды, полны сил как и прежде, и мы вновь говорим им: «Живите долго, наши дорогие, посещайте нас чаще!»
Е. АЛЕКСАНДРОВА.
На снимке: ветераны Омского РУ Г.Г. Муравьева, Г.В. Пестряков. Рядом представитель молодого поколения речников Б.И. Полевко.
 

ПОДПИШИСЬ НА «РЕЧНИК ИРТЫША»!     

«ПОЧТА РОССИИ» ПРОДОЛЖАЕТ ПОДПИСНУЮ КАМПАНИЮ НА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ 2013 ГОДА
Оформить подписку на газету «Речник Иртыша» на первое полугодие 2013 года можно в любом почтовом отделении г. Омска и Омской области.
Подписная цена на один месяц – 9 рублей, на полугодие – 54 рубля. Услуги по доставке газеты оплачивает ОАО «Иртышское пароходство».
Подписной индекс «РИ»: 53090.
Оставайтесь с нами!


ПОРТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ДЕЙСТВУЕТ     

С целью безопасности судоходства на внутренних водных путях Минтранс РФ создал институт государственного портового контроля на ВВП России.
Все кандидаты на должности капитанов бассейнов ВВП прошли Аттестационную комиссию, в состав которой вошли представители Минтранса России и Росморречфлота заместителем руководителя ФБУ – «Обь-Иртышводпуть» - капитаном Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей назначен Валерий Викторович Сидло. Пока у него семь инспекторов. На данный момент Служба портового контроля на стадии становления. С 30 августа инспекцией ГПК проведено 143 проверки судов различных типов, выявлено 136 нарушений, 17 судов задержаны до устранения выявленных нарушений обязательных требований. Наиболее частым нарушением является отсутствие или просрочка документов РРР.
 

НА «РОДИНЕ» ОТ ТОБОЛЬСКА ДО САЛЕХАРДА     

Закончилось наше короткое северное лето, которое мы с нетерпением ждём всю зиму, чтобы отправиться в тёплые края. Но в этом году оно выдалось особенным, до сих пор, уже в холодное время года греет душу. Пожалуй, позавидовать нам могли бы южане, ощутив на себе прошедшее заполярное лето – тёплое, солнечное, ягодное и грибное. В жаркие деньки особенно тянуло ближе к воде – прокатиться по реке, вдохнуть её прохладу, полюбоваться бескрайней ширью, солнцем, которое совсем не заходит за горизонт, насладиться тишиной, забыв хоть на время суету и повседневные заботы.
В этом году мне посчастливилось пройти на теплоходе Иртышского пароходства «Родина» из Тобольска до Салехарда. Этот маршрут пользуется очень большим спросом не только у местного населения, но и у бывалых путешественников. Уже в Омске раскупаются все билеты, и жителям отдалённых поселков трудно бывает попасть на теплоход. Поэтому с 2003 года по просьбе руководства Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов теплоход «Родина» работает также на линии Тобольск – Салехард – Тобольск. Но даже и по этому маршруту купить билет мне удалось с большим трудом.
Теплоход ждал нас у причала, сверкая на солнце белоснежной кормой, а потом знакомым с детства протяжным гудком пригласил на палубу. Взойдя на борт, честно говоря, даже не поверила, что судно давно уже разменяло шестой десяток. Верхнюю палубу отдраили до блеска: ни соринки, ни пылинки. В каютах чистота и порядок. Члены экипажа в красивой речной форме.
Теплоход «Родина» построен в ГДР в 1956 году. Прямо со стапелей он был направлен в Архангельск, а в 1957 году – в Омск, и с тех пор ходит работяга по сибирским рекам. Есть у него и два старших брата – теплоходы «Механик Калашников» и «Чернышевский». Все три теплохода давным-давно кто-то метко назвал лебедями не только за их внешний облик, красоту и стройность, но и за техническое совершенство, выносливость и к буйным северным штормам, и к толпам пассажиров, атакующим в летний сезон на каждой остановке. Протяжённость пути от Омска до Салехарда – 2714 километров. За короткую северную навигацию с июня по сентябрь, теплоход перевозит около шести тысяч пассажиров. Самое напряженное время, конечно же, начало лета, когда северяне, желающие погреться на солнышке, устремляются в путь, и конец августа, когда отпускники с детьми возвращаются домой к началу учебного года. Раньше по данному маршруту ходило восемь теплоходов, и каждый их приход был настоящим праздником для северян. Особенно значимым событием для всех был приход в Салехардский порт первого теплохода. Я очень хорошо помню, как в детстве мы через день бегали на пристань встречать и провожать теплоходы, те светлые мгновения, наверное, в сердце каждого из северян-старожилов, ведь это воочию была связь с «землёй», с шумной и многоголосой жизнью, такой манящей, но пока ещё недоступной нам, детям отдалённых районов Ямала.
Возникали и тревожные моменты в истории проторенных сотнями лет северных водных путей, особенно в конце двадцатого века, после развала Советского Союза. И тогда гладь великой труженицы-Оби, которую обычно бороздили с уходом последней льдины весной и до самого ледостава сотни мощных самоходок и барж, судов, катеров. Особенно это было заметно в период освоения нефтегазового региона. Когда-то и эту линию пассажирских перевозок хотели закрыть. Но это же Крайний Север! До сих пор здесь есть посёлки, в которые добраться можно только водным путём: ни автомобильных дорог, ни постоянного воздушного сообщения. А если и есть авиарейсы, то очень дорогие. А сколько самых необходимых грузов пассажиры везут из отпуска, ведь на юге всё дешевле: и бытовая техника, и мебель. Особенно впечатляет завершение навигации! В её последний рейс вниз по реке везут много картофеля, овощей, фруктов.
Построенный несколько десятков лет назад теплоход «Родина» на «пенсию» отправлять не собираются, но этот пассажирский лайнер, естественно, требует постоянного ремонта, который чаще всего из-за плотного рабочего графика приходится делать прямо на ходу или в затоне по месту приписки. Стоянка в Омске сутки и за это время надо многое успеть. Ну, а в ответе за всё, конечно же, капитан. И за воспитание подрастающей смены тоже. Каждый сезон на теплоходе проходят практику курсанты Омского речного училища. Поучиться молодёжи есть и у кого, и есть чему. Вот, к примеру, сменный капитан Вячеслав Валерьевич Бодунов, 18-летним пареньком после окончания Омского речного училища пришёл сюда рулевым. И он такой не один на «Родине».
Мне посчастливилось познакомиться с капитаном теплохода «Родина» Александром Ивановичем Лоровым. Это – удивительный человек, профессионал высокого класса. Он тридцать три года – бессменный капитан этого судна.
Александр Иванович из семьи потомственных водников. Родители проработали в Иртышском пароходстве в общей сложности 87 лет (отец – 45 лет, мама – 42). Уважаемые люди, ветераны труда, прекрасные специалисты. Любовь к этой профессии, к реке была привита сыну Александру с детства. С 16 лет он начал ходить на теплоходах: сначала на Тихоокеанском флоте, потом вернулся в родные края, устроился работать матросом на теплоход «Космонавт Гагарин», окончил Омское речное училище, Новосибирский институт инженеров водного транспорта. С уважением вспоминает он своих учителей: капитанов – В.И. Евдокимова и К.В. Оносова. А занять должность капитана теплохода «Родина» предложил ему директор Омского судоремонтно-судостроительного завода И.И. Яновский.
О человеке как о профессионале во многом говорит оценка его труда. За многолетний труд на речном транспорте Александр Иванович награждён отраслевыми знаками «Отличник речного флота», «Почётный работник речного флота», медалями «300 лет Российскому флоту», «Ветеран труда». За особые заслуги, безупречную многолетнюю службу на речном транспорте в 2006 году капитану А.И. Лорову присвоено высокое звание «Заслуженный работник транспорта Омской области». Но и это ещё не всё. Помимо многих наград в 2011 году А.И. Лоров в Москве из рук министра транспорта РФ получил знак «За безаварийную работу на речном транспорте» пятой, высшей степени. Знак такой степени даётся за 25 лет безаварийной работы на флоте.
«Родина» для капитана – второй дом, о котором он может рассказывать часами. Хотя порой складывается впечатление, что здесь у него и первый дом… Особенно когда на верхней прогулочной палубе, присмотревшись, увидишь любовно нарисованную Александром Ивановичем и не лишенную художественных достоинств эмблему теплохода-лебедя на фоне голубого абриса земного шара… Да и каким ему быть в восприятии капитана-речника одну половину года бороздящего голубые просторы, а другую – живущего в предвкушении этого. Теплоход борется со штормами, обходит мели и заводи, идёт себе в любую погоду, а пассажирам внутри тепло и уютно. Из ресторана разносятся аппетитные запахи – не усидишь в каюте. Вот и официантка Таня Краснобаева, одна из гостеприимных работников ресторана, восьмой год ходит на «Родине» и лучшей доли себе не желает.
За долгие годы плавания у капитана Лорова появилось на Севере много друзей, как он говорит сам, это прекрасные, интеллигентные люди. Ни один рейс не обходится без встречи с ними. По-прежнему, как и более чем полвека назад, теплоход медленно отчаливает от причала, звучит марш «Славянки», и провожающие машут платочками, смахивая слезу.
На мой вопрос, изменились ли за это время люди, Александр Иванович отвечает: «Что говорить… с каждым годом жизнь становится более интенсивней, сложней, люди тоже изменились, конечно же, не всегда в лучшую сторону, стали нетерпимее друг к другу, к окружающим… Приходится и это учитывать, создавая и поддерживая благоприятный психологический климат на корабле».
Более двухсот тысяч пассажиров перевезла «Родина» под командованием капитана Лорова. Кого только не приходилось обслуживать капитану и его команде за все эти годы. Неоднократно выполняли важные спецрейсы. Ходили с участниками 27-го Международного конгресса геологов, на борту судна были делегаты девяти стран мира. По заданию Правительства выполняли рейс со специалистами Института экономики и организации развития производства в регионах Севера и Сибири. Ходили с представителями Омской и Тюменско-Тобольской епархий.
На вопрос, скучаете ли зимой по работе, по Северу, Александр Иванович, улыбнувшись, тоже ответил вопросом: «А вы как думаете?..». Нужен ли другой ответ. Поэтому и капитану, и всему экипажу «Родины», на прощанье я пожелала новых встреч и навигаций, добавив традиционное на флоте:
Счастливого плавания!
Альфия КАЛАБИНА.
г. Салехард.

Разделы сайта