Дневник навигации   

По оперативным данным, на 16 октября при плановом расходе времени на 51,6 процента флотом пароходства месячный план по тоннам выполнен на 110,8 процента, а по доходам – на 128,7 процента. В том числе по нефтеналиву показатели следующие: тонны – 120,3 процента, доходы – 135,4 процента.
По сухогрузным перевозкам задание октября по тоннам выполнено на 96,4 процента, а по доходам – на 111,4 процента.

Курьер   

Мыс Каменный. Закончилась погрузка сырой нефти на морской танкер «Хатанга». 12-13 октября последние тонны ее доставил танкер «Ленанефть-2034».
Андры. Сюда по дополнительной заявке ОАО «РИТЭК» осуществил перевозку сырой нефти из наливного пункта Нумги танкер «Григорий Усиевич».
В Лабытнанги теплоход «Беломорский-28» доставил из Гыды порожние газовые баллоны.
Салехард. РТ-728 привел две баржи с железобетонными изделиями.
Томская область. Теплоход РТ-790 доставил технику и оборудование в город Стрежевой Тюменской области.
До Полновата из Омска доставили железобетонные изделия два состава РТ-689 и РТ-705. После перевалки конструкции в г. Белоярский перевозит уже СТ-314.
В Горноправдинске с изделиями жби выгрузился состав РТ-722.
Тевризский район. Детали железобетонных конструкций доставил в поселок Белый Яр теплоход РТ-780.
Тара. Перевозки нефтепродуктов на Тарскую нефтебазу выполняют танкеры ТН-72 и ТН-1007.
Омская область. Заканчиваются перевозки угля сельчанам. В соответствии с последними заявками состав РТ-675 выгрузился в Знаменском, а РТ-791 грузится на Тару.
Усть-Ишим. 14 октября завершил навигацию экипаж «Зари-295». В этом году он последним из всех пассажирских судов пароходства возвратился в Омск. Кстати, «Заря-295» первой среди пассажирского флота Иртышского пароходства открыла навигацию-2011 года на линии Малая Бича – Кайсы - Малая Бича.

На финише навигации   

Нынешней осенью будто вернулись в старые добрые времена – весь флот в работе. На рейде – из транзитников никого. Только рейдово-маневровые суда. Отправляемся на РТ-415.
- Вот и до нас очередь дошла, - встречает обаятельной улыбкой капитан-сменный механик Николай Григорьевич Школа.
Действительно, как-то повелось, что стараемся на страницах газеты писать о тех экипажах, что ходят в рейсы, да лучше – в дальние, что работают у чужих неласковых берегов, да лучше - в экстремальных условиях. А ведь те, кто не покидают пределы Омского рейда, тоже добросовестно делают свое дело. И без них, зачастую, просто не обойтись.
Когда-то и Н.Г. Школа работал на больших судах: ОТА-878, танкере ТН-1007 механиком. Ходил по всему Обь-Иртышскому бассейну, в том числе и в Заполярье. А с 2003 года принял 400-сильный РТ. Теплоход после крупного танкера непривычно мал, однако без него большой флот, как без рук.
- Основная наша задача – бункеровка флота на Омском рейде, - рассказывает о работе экипажа капитан. – Работаем в паре с бункеровщиком ТН-668, который стоит в затоне возле пятого поста. В зависимости от обстоятельств, подводим либо его к заправляющемуся судну, либо теплоход к нему. Толкаем его к ББ-53, что стоит на нефтерейде. Бункеруем теплоходы только на Николаевском рейде. Сухогрузам там удобнее – они идут с Майеровских причалов.
Кроме того, РТ-415 незаменимый помощник при погрузке барж на ООО «Омские причалы». Подвести несамоходное судно под погрузку, отвести уже груженое из-под причала – все это обязанности экипажа РТ-415. По принципу: «Кто, если не вы?», выполняются и рейдово-маневровые работы в затоне. Были в этом году и рейсы в Черлак. РТ-415 отвел туда баржу с углем и кран КПЛ-6, который выше Черлака помогал сельчанам: вытаскивал клинкеты из поливных установок. Правда, в прошлом году транзитных рейсов было шесть. И все с углем в Черлак. А еще раньше – лет 5-6 назад 400-сильный буксир-толкач со своей метровой осадкой был незаменим на таких малых реках, как Вах, Казым, Надым. На 25-32 км Надыма паузили «Ленанефти», а дальше по мелководью везли нефтепродукты в 250-тонных «энэсках» сами. В 2008 году ходили на Ташару в Новосибирскую область.
Николай Григорьевич вспоминает те навигации, когда уходили в транзит на все лето. Впрочем, так было и раньше. Поэтому и жена Светлана Евгеньевна все годы была рядом, как верная подруга и спутница. Она и сейчас рядом – работает поваром. А еще в экипаже трудится младший брат капитана Школа Иван Григорьевич. Он - старпом. Пришел на РТ-415 три года назад. А до этого был третьим-третьим на РТ-729. И сын Григорий – матрос. Он учится на втором курсе транспортной академии, и пока не ясно, какая из профессий возьмет верх. Впрочем, и старший сын Николая Григорьевича Евгений закончил СибГУФК, а вот поди ж ты, любовь к дальним путешествиям возобладала над его спортивными пристрастиями. Сейчас он отработал уже четыре контракта на морях.
Помимо близких, в команде четвертый год трудится механик- сменный капитан Александр Владимирович Шабанов, пришедший с танкера ТН-740. А в нынешнем составе команды двое новеньких – моторист – рулевой Николай Кулагин, флотский стаж его солидный – четверть века, и моторист-рулевой Яков Громов. Яков учится в ПУ №15 на сварщика, после окончания курсов пришел на флот. И, похоже, флотская профессия, романтика нравятся ему больше. Хотя ясно, что навыки сварщика во флотских буднях всегда пригодятся.
Нынешней осенью будто вернулись в старые, добрые времена – весь флот в работе. И пока есть отправления, и флот бункеруется, у экипажа РТ-415 есть уверенность, что будут востребованы до «белых мух».
Н. ОЛЕНИЧЕНКО.

Подписка-2012   

С 1 сентября во всех почтовых отделениях связи Омска и области началась подписка на первое полугодие 2012 года. Вы, уважаемые читатели, можете подписаться и на газету «Речник Иртыша».
На страницах флотской газеты вы найдете репортажи, статьи, информации и заметки о событиях, которыми будут жить ОАО «Иртышское пароходство», другие флотские коллективы и учебные заведения. В нашей газете вы прочитаете материалы об интересных событиях из Западно-Сибирского региона и Омского Прииртышья, а также из других бассейнов страны.
Подписная цена на один месяц – 8 рублей, на шесть – 48 рублей, плюс НДС 10 процентов. Итоговая цена 52 руб. 80 коп.
Индекс «Речника Иртыша» – 53090.

Вахту нес с И.А. Чудиновым   

Много воды утекло в Иртыше за полуторовековую историю Иртышского пароходства. За 60 лет работы в пароходстве немало людей пришлось повидать и поработать с некоторыми из них. Старые речники всегда отличались надежностью, основательностью, спокойствием, знанием своего дела.
Мне посчастливилось нести вахту с одним из них – Иваном Андреевичем Чудиновым. Более 40 лет прошло со дня ухода из жизни этого замечательного человека. Велики заслуги Ивана Андреевича перед нашим пароходством. Они отмечены по заслугам двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, многими медалями. Не уходит из памяти его обаятельная улыбка.
В 1953 году на теплоходе «Диксон», где я работал III штурманом после окончания речного училища, не было I штурмана и опытный капитан-наставник И.А. Чудинов был направлен к нам на помощь. Многоопытный судоводитель и «зеленый» штурман составили полноценную вахту. Все шло благополучно. И вдруг на ходу состава на буксире из нескольких барж остановился вспомогательный движок. Упало электрическое напряжение, теплоход потерял управление. Нужно было быстро перейти на ручное управление. Во время этого действия рука штурмана попала под тягу стопора ленточного тормоза ручного штурвала и были травмированы два пальца.
Теплоход и буксируемые баржи сгрудились на реке в беспорядочном состоянии. Только умелыми действиями опытного судоводителя И.А. Чудинова была предотвращена авария.
А на руке штурмана остался след на всю оставшуюся жизнь.
Б. БУТАКОВ.

Листая страницы истории   

1838 год
Тюменский купец 2-й гильдии Наум Тюфин построил первый пароход Сибири «Основа» с паровой машиной мощностью 30 л.с.
1839 год
18 декабря купцу 1-й гильдии, почетному гражданину Ростова Никите Федоровичу Мясникову было предоставлено «по именному высочайшему Указу» «исключительное в продолжение десяти лет право на учреждение и содержание пароходства по озеру Байкал и рекам: Оби, Тоболу, Иртышу, Енисею, Лене и другим, в них впадающим…»
1846 год
Создано первое в Обь-Иртышском бассейне пароходное предприятие «Пароходство А.Ф.Поклевского-Козелла и К°», куда вошли А. Поклевский с пароходом «Основа» и тюменский купец Н. Швецов пароходом «Взор». С этого года и началась история Иртышского речного пароходства.
1864 год
Сибирская торговая фирма тобольского купца-миллионера М.Д.Плотникова открыла пароходство Торгового дома «М.Плотников и сыновья».
1877 г.
Пароходовладелец И. Игнатов издал подробную карту с указанием расстояний по фарватеру всех судоходных рек Западной Сибири.
1880 г.
Пароход «Нептун» доставил из Гамбурга в устье Оби грузы для обских пароходовладельцев. Так было положено начало торговым плаваниям из Обь-Иртышского бассейна через Северный морской путь в Европу.
1889 г.
На реках Тура и Тобол устанавливаются первые плавучие бакены и вехи.
1893 г.
На тюменском заводе Пирсона и Гуллета по заказу барнаульской купчихи Е. И. Мельниковой построен первый одноэтажный пассажирский пароход «Кормилец» (200 л.с.).
1894 г.
На главных водных путях Обь-Иртышского бассейна введена сигнальная и судоходная обстановка.
1898 г.
Учреждено Товарищество Западно-Сибирского пароходства и торговли – крупнейшее сибирское пароходство.

 

 Объявлен конкурс   

ФБОУ ВПО «Новосибирская государственная академия водного транспорта» для работы в Омском институте водного транспорта (филиал) ФБОУ ВПО «НГАВТ» объявляет конкурс на замещение вакантных должностей по кафедрам:
- вычислительной математики и техники – 1 ставка старшего преподавателя.

Расскажите об истории якорей   

В одной из экскурсий в Народный музей иртышских речников первокурсник Омского РУ, будущий судоводитель, спросил: когда появились якоря на парадном крыльце Иртышского пароходства и кто их готовил?
Об этой истории нашему корреспонденту еще в прошлом веке рассказал кузнец Омского судоремонтно-судостроительного завода, стахановец 30-х годов, гвардеец тыла Николай Дмитриевич Летунов.
- Было это в 1935 году, когда строили здание Иртышского пароходства. Я работал тогда кузнецом на заводе. Меня вызвал к себе мастер цеха Гавриил Васильевич Песиков. Он показал чертеж, по которому надо было скомплектовать два якоря. Я пошел за цех, там за оврагом лежало много якорей со списанных барж. Выбрал одинаковые, привезли в цех. И я принялся за работу.
У якорей не было штоков. Пошел на склад, подобрал толстостенную трубу, по размеру подходящую к чертежу. Набил трубу сухим песком, разогрели и загнули концы. А к концам нужны были шары. Их пришлось отковать. Кто сейчас посмотрит на якоря, пусть знает, что шары не точеные и не литые, а попали они на якорь прямо из-под молота. Отковал я также шайбы, чеки, скобы, цепи. А когда все детали были готовы, надо было собрать якоря. Потребовался электросварщик. Им стал стахановец Иван Сергеевич Гуркин. С ним вдвоем и собрали якоря.
Семьдесят пять лет стоят они в центре города, олицетворяя крепость флотского братства, мощь иртышского флота.
P.S. В Народном музее речников практически каждый посетитель видел модель первого парохода на Иртыше – «Основа». Знайте, ее смастерил также знатный кузнец Николай Дмитриевич Летунов.

Старые фотографии   

Совсем недавно под руки нашего корреспондента попала редкая фотография прошлого века. На ней запечатлены знаменитые капитаны и механики Иртышского пароходства. В центре стоит заместитель начальника Иртышского пароходства Василий Павлович Тарасов. Слева от него капитан К.В. Оносов, механик А.И. Максимов, справа – капитан Н.Е. Власюк, механик Никифоров. Во втором ряду стоят капитаны А.В. Тращенко, М.П. Листопадов, механик С.Н. Темников.

История одной фотографии   

На одной из встреч ветеранов Омского речного училища Геннадий Георгиевич Манушкин подарил мне книгу «На флоте больше смешного». Книга читается легко, с глубоким интересом. Когда эта книга попала в руки членов моей семьи, то рассказ «В тисках у Анны Ивановны» ошеломил всех нас. Эта легендарная женщина была первым капитаном дальнего плавания, в годы Великой Отечественной войны она водила транспорты с оружием из портов США к нашим дальневосточным берегам, а после войны она возглавляла во Владивостоке самый многочисленный судоводительский факультет в мореходном училище и продолжала успешно совмещать работу капитана дальнего плавания с педагогической деятельностью. Анна Ивановна не раз водила наши корабли на ремонт в Англию в порт Ливерпуль.
Именно этот сюжет книги Геннадия Георгиевича взволновал мою семью и особенно моего мужа Кирова Федоровича Мариневич. Ведь в нашей семье всегда благоговейно произносилось имя Анны Ивановны Щетининой и в семейном альбоме хранится фотография Анны Ивановны и Федора Максимовича Мариневич, снятых вместе в кубрике корабля «Волга», который Анна Ивановна привела в Ливерпуль в 50-е годы.
Дело в том, что мой муж Киров Федорович Мариневич родился и жил в городе Ливерпуле, его отец, мой свекор Федор Максимович Мариневич ремонтировал корабли, приходившие в морской порт.
Ему всегда хотелось встретиться с русскими людьми, поговорить о России, которую он по воле случая не видел с детских лет, но никогда не забывал ее и все годы мечтал вернуться на Родину. С Анной Ивановной – капитаном корабля, Федор Максимович и его жена Матильда Августовна быстро подружились, так как они сотрудничали с Комитетом Англо-советской дружбы, получали в советском посольстве фильмы из России, газеты, журналы и показывали их морякам. Не раз они устраивали встречи в кают-компании корабля «Волга», где Анна Ивановна рассказывала о жизни на Родине.
Когда мечта Федора Максимовича осуществилась, их семья приехала в Россию, так случилось, что местом их жительства определили г. Калачинск. Шли годы, я закончила пединститут и получила назначение на работу в школу г. Калачинска, где и произошла встреча с моим будущим мужем сыном Федора Максимовича – Кировым.
Родители Кирова показывали фотографии, открытки. Все это было интересно, так как это была совершенно другая страна и другая жизнь. Но самой ценной была фотография, где снят мой свекор Федор Максимович Мариневич и Анна Ивановна Щетинина. Родители много рассказывали о ней, восхищались и удивлялись, что женщина командует коллективом огромного корабля, водит его по морям и океанам. Их рассказ о ней был для меня, пожалуй, первым и самым незабываемым на всю жизнь с того дня, как я попала в эту семью. А это был далекий 1961-й год… Именно в это время, о котором рассказывали родители, Геннадий Георгиевич Манушкин сдает госэкзамены Анне Ивановне Щетининой, и не подозревает что пройдут десятилетия, и он через свой рассказ об Анне Ивановне обретет друга – моего мужа Кирова Федоровича Мариневич.
Что-то непонятное, необъяснимое тянуло их друг к другу, хотя знакомы близко не были. Геннадий Георгиевич часто говорил мне, что очень хочет увидеть этого англичанина и ближе познакомиться с ним. Но жизнь преподносила все новые и новые испытания, особенно моему мужу. И встреча откладывалась. Но все изменилось, когда он прочел рассказ Геннадия Георгиевича о капитане А.И. Щетининой. Он тут же достал из альбома старую фотографию своего отца и Анны Ивановны Щетининой. И начались воспоминания.
- Надо срочно сообщить Геннадию Георгиевичу,- сказал мой муж, - об этой фотографии и подарить ему копию.
Наконец, случай представился. На встрече ветеранов Омского речного училища все поздравляли автора с выходом книги «На флоте больше смешного». А я принесла фотографию Анны Ивановны и Федора Максимовича. Показала Геннадию Георгиевичу и попросила узнать: кто эта женщина?
- Лицо знакомое, - ответил Геннадий Манушкин, - но назвать имя не могу.
- Вам так хотелось встретиться с англичанином из Ливерпуля, - пояснила я, - так вот он уже 50 лет хранит фотографию вашего преподавателя из мореходки. На снимке – Анна Ивановна Щетинина, которую вы очень уважали, а может быть, она вдохновила вас стать капитаном дальнего плавания.
Надо было видеть, как загорелись глаза Геннадия Георгиевича, сколько в них было радости, восторга, удивления. У него всплыли воспоминания далекой юности. Он был потрясен событием, что мой муж и он – один в Ливерпуле – другой во Владивостоке, как бы тянулись друг к другу, им было что сказать при встрече. Встреча произошла у нас дома. Как только Геннадий Георгиевич и Киров взглянули друг на друга, пожали руки, мне показалось, что они были знакомы всю жизнь. То была встреча двух очень интересных, умных, красивых людей, юность которых проходила в одно время. Было много разговоров, воспоминаний. Геннадий Георгиевич сказал, что ничего подобного он даже и представить себе не мог. Мы подарили Геннадию Георгиевичу копию фотографии Анны Ивановны и Федора Максимовича. Геннадий Георгиевич пообещал рассказать об этой истории в своей следующей книге. Не успел…
Г. МАРИНЕВИЧ,
ветеран труда Омского командного речного училища им. капитана В.И. Евдокимова.

Ленинградка душой и родом,   

8 сентября 2011 года исполнилось 70 лет блокадному лихолетью города Ленинграда. В связи с этой годиной в парке Победы, у памятного камня блокадникам была проведена церемония, посвященная светлой памяти умерших и уважению тех, которые, к великому счастью, еще живы – детям блокадного Ленинграда.
Перед собравшимися выступил председатель Омского общества блокадников Ю.К. Тарелко. К памятному камню были возложены цветы. После церемонии блокадники были приглашены в кафе, где могли пообщаться, вспомнить те далекие и трагические дни, когда, будучи детьми, были эвакуированы в сибирские районы страны. Среди них прибыла в г. Омск и Кузьмина Валентина Артемьевна, которая 16-летней девочкой свой жизненный и трудовой путь связала с речным транспортом.
На ее судьбу выпало много таких испытаний, что даже невозможно себе представить. Так, за 5 дней до начала войны она потеряла сестру, 18-летний брат ушел на фронт и погиб под Ленинградом, мародерами в осажденном городе была убита ее мама. Пережила она и карточную систему, когда ей, как иждивенцу, было положено всего 125 граммов хлеба в сутки. Эти крохи надо было не жевать, а рассасывать, чтобы получить кажущееся чувство сытости. Повседневные голод, холод и эпидемии – вот все, что выпало на долю подростка, почти ребенка.
Только в 1943 году Валентина с больным отцом смогли выехать из Ленинграда в Барнаул. Но, не доехав до места назначения, в Тюменской области она схоронила отца и приехала в Омск, где поступила работать на судоремонтный завод. Работе на этом предприятии она посвятила всю свою жизнь. В военные годы трудилась на флоте, была кочегаром, матросом. После окончания войны работала на берегу, училась, прошла путь от ошкрябщицы корпусов судов до старшего бухгалтера. Среди омичей – водников Валентина Артемьевна является единственной дочерью блокадного Ленинграда.
Где бы ни работала Валентина Артемьевна, она всегда была примером для подражания: в труде и порядочности, скромности и человечности, оптимизме и любви к жизни и прекрасному.
Прошло 70 лет со дня великой трагедии жителей города на Неве и всего российского народа, с тех пор родилось и выросло не одно поколение. И у самой Валентины Артемьевны выросли дети, внуки, есть и правнуки. Многое уже стерлось из памяти, только страшные дни блокадного Ленинграда не исчезают ни во сне, ни наяву.
Низкий вам поклон, Валентина Артемьевна, за самоотверженный труд, за то, что вы смогли преодолеть все испытания на жизненном пути. 1 октября все мы отмечали День пожилого человека. А значит – это и ваш праздник. От всей души желаем вам здоровья на многие лета, оптимизма, благополучия в вашей уже большой семье. И знайте, что все заводчане, с кем вы работали, с уважением и любовью вспоминают вас.
Наталья АВИЛОВА.

Обращение к речникам и морякам   

В последний день сентября исполнилось сорок дней, как ушел из жизни капитан дальнего плавания Геннадий Георгиевич Манушкин. Неожиданная кончина опытного моряка, исключительно скромного и порядочного человека шокировала многих речников. Читатели нашей газеты знали Геннадия Манушкина еще и как автора очерков, путевых записок.
Геннадий Георгиевич приготовил к печати книгу «Чукотский рейс», над которой работал почти десять лет. В ней собраны флотские рассказы, были, очерки, написанные морским штурманом, капитаном, капитаном-наставником Г. Манушкиным в разные годы. К сожалению, издать свой труд он не успел.
На проводах Геннадия Георгиевича в последний путь было много речников и моряков. Они поддержали идею: в память о капитане Г.Г. Манушкине издать книгу «Чукотский рейс». Подготовительная работа к этому с помощью работников Службы организации перевозок и безопасности судовождения, редакции «Речник Иртыша» проведена. Однако для того, чтобы книга вышла из печати требуется ваша финансовая поддержка.
Уважаемые речники и моряки, руководители флотских предприятий, учебных заведений, просим вас оказать финансовую поддержку. Деньги на выпуск книги «Чукотский рейс» вы можете передать капитанам-наставникам Иртышского пароходства (комната № 305, телефон – 31-85-55), в редакцию (комната № 204, телефон – 31-87-09) или оплатить безналичным расчетом по следующим реквизитам:
ГП «Омская областная типография»
Инн 5504004660
КПП 550401001
Р/счет 40602810200500010007
ОАО «Плюс Банк» г. Омск
Кор/счет 30101810900000000783
БИК 045209783
(на книгу «Чукотский рейс»).
Все, кто окажет посильную помощь, получат книгу в первую очередь.
Звоните, заходите.
 

"Октябрь уж наступил..."   

Минувший сентябрь порадовал нас сухой и теплой погодой. Первые две декады стояли почти летние денечки. Лишь после двадцатого сентября нахмурилось небо, подул холодный ветер, начались моросящие дождики.
Осень. С грустью и тревогой идешь по опавшей листве, пожухлой траве. Но стоит углубиться в лес, и карнавал красок закружит вас, развеселит. Ни у одного другого месяца нет такой богатой красками палитры. У каждого из деревьев свой цвет. С восходом солнца все вокруг играет насыщенными красками. Его лучи зажгли оранжевые осины и желтовато-красные клены, торжественные в своем последнем праздничном великолепии. Какое очарование кругом! Есть ли в году время, подобное октябрю. Нет, «пышное природы увядание» неповторимо, и октябрь среди осенних месяцев самый нарядный, самый живописный.
Октябрь – порог предзимья. Коротки дни золотой осени. Все чаще налетают ветры- сиверы, идут моросящие дожди. В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет. Таков он – октябрь-грязник.
«Роняет лес багряный свой убор, сребрит мороз увянувшее поле, проглянет день, как будто поневоле, и скроется за край окружных гор». В этих поэтических строках осенняя печаль, грусть прощания с отцветающей природой. В них ожидание долгих зимних вечеров, снега и морозов. Слов нет, унылая пора. Но она же – «очей очарованье»…
А сколько перемен у животного мира, птиц? В осеннем небе уже пронеслись клином журавли, подались в теплые края гуси, скворцы… Теперь очередь за утками. Поближе к жилью устроились вороны, сороки, синицы.
Октябрь – месяц нагула зверей. Медведи жируют в кедровниках и на ягодниках. Бобры у своих «квартир» приготовили ивовые и осиновые ветки. Белки и бурундуки заранее натаскали в свои кладовые сушеные грибы, семена растений. А вот грибники все еще продолжают свой сезон. В этом году он выдался урожайным, особенно на подберезовики, подосиновики, опята и боровики… В октябре под шелест листопада любители «тихой охоты» прощаются с лесом, собирают последние грибочки. И конечно, скучают о лете.
Октябрьский день значительно сократился, уступив место ночи. В народе говорят: «Отстал от ночи день – запнулся валенком за пень…».
Октябрь – зиме родной брат. В эту пору наши предки судили-рядили о предстоящей зиме. Особенно много примет падало на 14-е число – Покров день. Какой Покров, говорили в старину, такова и зима. Ветер с севера – к холодной зиме, с юга – к теплой. С Покрова дня на Руси играли свадьбы. Посему октябрь у славян назывался еще и месяцем - свадебником.
А у нас, речников, свои приметы. В октябре они, как и птицы, потянули свои караваны на юг. Время навигации сокращается с каждым октябрьским днем, а судов в затонах становится больше.
Г. НАГАЕВ.
На этом снимке вы видите филина, самую красивую птицу из всех сов. Автор этих строк сделал этот снимок в субботу, 24 сентября 2011 г. в Любинском районе. Филину явно понравился грибник, он долго позировал ему, который успел заснять более десяти кадров.
 

От Евгащино до Богдановки   

Официальное название теплохода БТ-43 – транспортный толкач – буксир нефтеналивных и сухогрузных барж. И действительно, с виду это маленькое и где-то даже неказистое суденышко (особенно, если рассматривать его на фоне большегрузных танкеров), делает большое и нужное дело. Главной его задачей является обслуживание пассажирских дебаркадеров. К восьми приречным пристаням от Евгащино до Богдановки экипаж БТ-43 расставляет весной понтоны. А это расстояние в 160 км в границах двух районов – Большереченского и Горьковского. Понтоны, к которым всю навигацию причаливают скоростные «Восходы» и куда высаживают пассажиров, должны быть вычищены, вымыты, выкрашены, надежно закреплены к берегу в пунктах: Евгащино, Танатово, Сеткуловка, Большеречье, Малиновка, Боровянка, Новопокровка, Богдановка. Но не только весенней подготовкой понтонов, их расстановкой занимается экипаж БТ. Он обслуживает их в течение всей навигации: при падении уровня воды в Иртыше – оттаскивает их от берега, при большой воде – наоборот подтаскивает. В некоторых пунктах, таких, как Боровянка и Сеткуловка, «мертвяки» очень часто вымываются, их приходится вновь закреплять. Кроме того, экипаж БТ ответственен за безопасный выход пассажиров на берег. Чтобы пассажирам было удобно и комфортно подниматься на крутой берег, в яру копают ступеньки, по которым не страшно подниматься и во время проливного дождя.
В сентябре, с завершением работы скоростной линии, понтоны уведены на штатные места в затон Большереченского порта. Однако, один дебаркадер еще ждал своего часа. В начале октября к нему причалил водоизмещающий теплоход «Механик Калашников», который возвращался из Заполярья. И вот 6 октября, последний из восьми понтонов встал на зимовку.
Вторая задача, которую выполняет экипаж БТ-43, – это рейдовые работы в родном затоне: принять баржи, вывезти плавучий кран из затона под причал, после выгрузки вновь завезти его на место. В течение лета команда БТ-43 следит за порядком в затоне порта. А после того, как КПЛ-6 возвратится в родной порт, БТ-43 приступит к расстановке флота, согласно утвержденной схеме. Это тоже очень ответственная работа, доверить которую можно только опытным командирам.
Вот чего, чего, а опыта и мастерства командирам, работающим на БТ-43, не занимать. Так, капитан-механик Алексей Семенович Чугунчиков работает на своем БТ 26 (!) лет, причем капитанит здесь 20 навигаций. Сменный капитан – сменный механик Андрей Алексеевич Степанов имеет еще более солидный флотский стаж – 32 года. Два года назад его родной БТ-11 вывели на холодный отстой, пришлось идти в «подмастерья» к Чугунчикову. Оба командира родом из Муромцева. А когда их суда сменили место приписки, они стали автоматически называться большереченскими экипажами. Хотя из пяти человек команды БТ-43 большереченцев только двое: моторист-рулевой Александр Каменский и повар Кристина Юрьева.
На БТ-43 в начале сентября прошел средний плановый ремонт с докованием, с дефектацией корпуса, электрооборудования, движительно-рулевого комплекса. После предъявления Речному Регистру его экипаж приступил к привычным обязанностям рейдового теплохода.
Н. ОЛЕНИЧЕНКО.

Памяти Л.Л. Засухина   

9 октября 2011 года на 54-м году жизни скоропостижно скончался капитан теплохода «Механик Калашников» Засухин Леонид Леонидович.
В первых числах октября экипаж теплохода «Механик Калашников» вернулся из заполярной навигации. И надо же было такой беде случиться: прямо в затоне родного завода остановилось сердце капитана. Леонид Леонидович был в расцвете сил, никому из его друзей и близких даже в самом страшном сне такое не могло присниться. К великому сожалению, приходится смириться с этой трагедией. Ушел от нас еще один капитан. Леонид Леонидович всю свою короткую жизнь отдал речному флоту, Иртышскому пароходству.
Родился Л.Л. Засухин 15 августа 1958 года в селе Оброчное Русско-Полянского района Омской области. В 1974 году после окончания восьмилетней школы поступил в ГПТУ-15 на специальность «Рулевой-моторист». После окончания профессионального училища работал рулевым-мотористом на дизель-электроходе «Композитор Алябьев». Затем служба в Советской Армии. После демобилизации десантник Л. Засухин вернулся на флот Иртышского пароходства. Работал боцманом на теплоходе «Чернышевский». В 1979 году он – III штурман теплохода «Чернышевский». Через два года – II штурман теплохода «Родина». Здесь он нес вахту четыре навигации, вырос до первого штурмана.
В феврале 1985 года Леонида Засухина назначают I штурманом теплохода «Механик Калашников». С того памятного года и до самых последних дней жизни Леонид Леонидович оставался верен своему экипажу и теплоходу.
Леонид Леонидович прошел путь от рулевого-моториста до капитана крупнейшего пассажирского теплохода пароходства «Механик Калашников», который несет вахту на самой северной пассажирской трассе. Он постоянно повышал свою квалификацию. Без отрыва от производства в 1982 году окончил Омское речное училище, а в 1994 году успешно завершил курсы по морскому судовождению.
Не стало классного капитана, замечательного человека, надежного товарища, но светлая память о нем навсегда останется в сердцах коллег и друзей.
Руководство Иртышского пароходства, администрация Омского ССРЗ выражают соболезнования родным и близким покойного.

Разделы сайта