Дневник навигации   

Практически завершилась навигация 2010 года. Как работал флот пароходства в первой половине октября?
По оперативным данным на 12 октября, план октября по перевозкам грузов флотом пароходства выполнен по тоннам на 104,8 процента, а по доходам – на 100,8 процента. В том числе по нефтеналиву на 12-е число задание октября по тоннам выполнено на 97,9 процента, по доходам – на 98,8 процента.
По сухогрузным перевозкам на эту же дату результаты следующие: по тоннам – 140,8 процента, по доходам – 141,8 процента.

Последние рейсы   

В первой декаде октября пассажирские суда Иртышского пароходства завершили навигацию 2010 года.
7 октября в Омск из северных широт бассейна возвратился теплоход «Механик Калашников». А 8 октября был последний рейс «Зари-295» в Усть-Ишимском районе Омской области. 15 октября «Заря-295» вернулась в Омск.

Вахта продолжается   

Завершается навигация 2010 года. Многие суда уже возвратились в родные затоны. А для экипажа РТ-792 вахта продолжается. Теплоход дежурит в затоне Омского судоремонтно-судостроительного завода. С каждым годом список дежурных судов сокращается. Жизнь заставляет экономить по всем направлениям эксплуатационной деятельности. Теперь в период навигации дежурные суда привлекаются для погрузки барж. Экипаж РТ-792 в этом году привлекался для погрузки барж углем на причалах Майера.
В экипаже этого теплохода трудятся опытные командиры. Среди них – капитан Алексей Николаевич Меньшиков. На флоте он двадцать один год. Долгие годы нес вахту на РТ-683, с августа 2007 года – на РТ-792. I штурман – I поммеханика Александр Викторович Яковлев на флоте трудится одиннадцать лет. Да и другие члены команды под стать первым командирам. Вахта для экипажа РТ-792 продолжается.

Мал золотник, да дорог   

Без разъездного катера СБ-1 в затоне Омского судоремонтно-судостроительного завода, как без рук. Недаром говорят: «Мал золотник, да дорог».
С ранней весны до поздней осени его экипажу – капитану и рулевому-мотористу дел хватает. Следит за обстановкой при заходе в затон: ранней весной выставляет буи, осенью, когда последние теплоходы вернутся к родным берегам, – снимает их. И во время навигации хлопот хватает, особенно в опасный для судоходства маловодный период, с периодичностью раз в два-три дня делает на этом участке промеры. Делается это для того, чтобы суда, особенно крупнотоннажные, могли безопасно зайти в затон.
Кроме того, перевезти людей в Николаевку, «покараулить» груженую баржу на причалах Майера, доставить инспекторов Речного Регистра к требуемому судну – за всем этим обращаются к экипажу СБ-1. Ну, а если занят еще один разъездной катер БТ-111, не отказывают, чтобы перевезти электриков, механиков-наставников, других специалистов.
Удивительно, но и на таком маленьком катере работает семейная династия. Основал ее Сергей Михайлович Коноплянкин, пришедший сюда после СТ-31 в 1997 году первым - первым. В 2001 году он принял СБ-1. Два года назад рулевым-мотористом пришел сюда его сын Андрей, а нынче, после окончания ПУ № 15 - второй сын Денис.
Вторую навигацию за штурвалом СБ-1 – сменный капитан Сергей Иванович Орловский. Он, как никто другой, знает – большому флоту Иртыша не обойтись без таких маленьких помощников, как катер СБ-1.
Сергей Иванович на флоте отработал 36 лет, 20 из них – на РТ-771.
Н. БУБЕНЧИК.

Перепись началась   

14 октября началась одиннадцатая всеобщая перепись населения России.
Цель очередной переписи не только посчитать, сколько нас сегодня в России. Ее задачи шире: увидеть фактическое положение населения страны на определенный момент времени. А также проанализировать произошедшие изменения и на основе их составить дальнейшую стратегию социально-экономического развития страны.
И не нужно забывать, что перепись – это еще и летопись страны, ее история. Ее итоги будут адресованы не только нам, но и тем, кто будет жить после нас.
Перепись завершится 25 октября. Мы призываем всех речников, членов ваших семей принять активное участие в переписи населения.

Курьер   

? Трехбугорный мыс. 13 октября завершилась погрузка морского танкера. Последнюю точку в навигации 2010 поставил экипаж танкера «Ленанефть-2006». Сейчас танкер возвращается на юг.
? Сургут. Здесь завершил навигацию танкер ТН-1007. 14 октября он ушел с топливом на Томск.
? Салехард. 16 октября два танкера ТН-741 и ТН-736 доставили в столицу Ямала последнюю партию топлива.
? 13 октября вспомогательные суда «Дудинка» и «Федор Доронин» взяли курс на юг. «Дудинку» ведет экипаж ОТА-964.

Подписка-2011   

С 1 сентября во всех почтовых отделениях Омска и Омской области открыта подписка на первое полугодие 2011 года, в том числе на флотскую газету «Речник Иртыша». В подписном каталоге «Почта России» индекс нашей газеты – 53090.
Как и раньше, на страницах «Речника Иртыша» вы найдете репортажи, статьи, интервью, зарисовки о людях, заметки о событиях, которыми будут жить ОАО «Иртышское пароходство», учебные заведения флота и другие коллективы речников. Редакция намерена рассказывать о событиях в нашем регионе, об интересных новостях в других бассейнах страны.
Подписная цена на первое полугодие 2011 года с НДС: на один месяц – 8 рублей 80 копеек, на шесть – 52 рубля 80 копеек.
Оставайтесь с нами!

С флотом по жизни   

23 октября ветеран труда Иртышского пароходства и судоремонтно-судостроительного завода Дмитрий Тимофеевич Пичугин отметит 80-летний юбилей со дня рождения.
Его жизненный путь был труден и тернист. В молодости Дмитрий не мог даже представить, что вся его жизнь будет связана с рекой и флотом, которому он посвятил без малого 40 лет.
Дмитрий Тимофеевич родился в Томской области, в деревне Карнаухово, расположенной на одном из притоков реки Обь в многодетной крестьянской семье, где подрастали восемь братишек и сестер. И всех надо было одеть, обуть и прокормить. Родителям было очень трудно. Но как ни старались они уберечь всех в те трудные тридцатые годы, – им этого не удалось. К началу страшной войны детей в семье Пичугиных осталось только пятеро. Самому же Дмитрию запомнились детство и военные годы тем, что всегда хотелось есть. Отец Дмитрия Тимофеевича был активным крестьянином, членом партии, пользовался авторитетом. К сожалению, в тридцатые годы приветствовались наговоры и доносы. По этой причине его отец был исключен из рядов партии. Когда же началась война, он ушел на фронт. А в 1943 году, перенеся ранения и контузию, попал в плен. Но вскоре Тимофею Николаевичу повезло, он освободился из плена и до конца войны служил в Красной Армии. В сорок пятом с победой вернулся домой. Мать Дмитрия – Александра Ильинична была всегда при доме и детях, старалась делать любую работу лишь бы стало жить полегче. Она прекрасно шила, успевала обшить и своих, и детей из других семей, но все равно особого достатка в доме не было, особенно это ощущалось в военные годы.
Дмитрий очень рано овладел ружьем и часто, уходя на охоту, приносил домой добычу. Это было большим подспорьем для семьи. Школьные годы его прошли в деревне Карнаухово, где он получил начальное образование. На этом, правда, образовательный «университет» закончился. Потом дети были предоставлены сами себе, так как дальше учиться было негде. Дмитрий решил поехать в пос. Самуськи, к дяде, который работал на флоте. В 1946 году он поступает в ремесленное училище речного флота. Два года учится на моториста газохода и параллельно осваивает профессию слесаря. После учебы в РУ Дмитрий получает профессию моториста и слесаря 5-го разряда. Теперь уже сам зарабатывает на жизнь – летом ремонтирует тракторы, зимой – газоходы.
Учителями, конечно же, были практики, которых комиссовали из рядов Красной Армии по ранению. Они для этих мальчишек были и отцами, и учителями. Особенно Дмитрию Тимофеевичу запомнились мастера: Николай Акимович Красотник, механик-наставник, Александр Николаевич Белявский, а более всех – директор этого училища, впоследствии главный инженер Западно-Сибирского пароходства Анатолий Ефимович Пучков, который впервые среди других училищ добился того, чтобы курсанты, изучая основную профессию, параллельно получали специальности инструментальщика, клепальщика, моториста и могли в каникулы на подшефном предприятии теорию применять на практике. Соответственно, ребята зарабатывали деньги, часть из которых выдавалась им, а другая - шла в фонд училища.
После окончания училища в 1948 году Дмитрий Тимофеевич более десяти лет работал в Западно-Сибирском пароходстве, на Самуськинском судоремонтном заводе помощником моториста, мотористом. Одновременно он учился в вечерней школе рабочей молодежи. Когда же пришло время службы в Армии (1951 г.) Дмитрий Тимофеевич был направлен в авиационные мастерские под г. Смоленск, где отслужил 4,5 года. В 1955 году Пичугин вернулся в пос. Самуськи. Здесь он поступил в учебный комбинат для получения новой профессии – штурмана. После учебного комбината решил продолжить учебу в Новосибирском речном училище. В навигацию Дмитрий работал на теплоходе «РБТ», а осенью отправился в Новосибирск. Сдав все вступительные экзамены на отлично, Дмитрий Пичугин был зачислен в речное училище. В те годы в Новосибирске не было судомеханического отделения. И он переводится в Омское речное училище. Зимой курсант Пичугин и постигал теорию, а летом работал на судах Самуськинского СРЗ в должности поммеханика.
В 1959 году, окончив Омское речное училище, молодой специалист Пичугин приходит на Омский ССРЗ, на флоте которого он нес вахту более тридцати лет. За эти годы ему посчастливилось работать на буксирах-толкачах пр. 10: «Пожарский», «Брусилов», на сухогрузных теплоходах – «СТ-161», «Артемовск», на буксировщике северной группы флота – теплоходе «Шокальский», который эксплуатировался в районах Заполярья, на скоростном пассажирском флоте – «Ракета-8».
В эти годы Дмитрий Тимофеевич был и 1-м помощником механика, и механиком – 3-м штурманом, и механиком – 2-м штурманом, более 15 лет нес вахту на ходовом мостике, будучи капитаном-механиком. Его команда всегда работала слаженно, с большой ответственностью выполняла навигационные планы и социалистические обязательства.
Сойдя на берег, Пичугин был приглашен в аппарат ЦТЭ завода групповым механиком. Он отвечал за организацию технической эксплуатации судов повышенной грузоподъемности пр. 21-88. В те годы ЦТЭ представлял собой штаб передовой технической мысли на флоте, и далеко не каждый мог быть приглашен в его состав.
Где бы ни работал Дмитрий Тимофеевич Пичугин, он всегда был требователен к себе и подчиненным, обладал завидным трудолюбием, скромностью и любовью к выбранной профессии. А еще его отличала исключительная дотошность и максимальное стремление разобраться до конца, до последнего миллиметра в любом деле и начинании. К молодежи всегда относился по-отечески.
Дмитрий Тимофеевич и сегодня с благодарностью называет своих учителей: Владимира Павловича Мартыненко – механика теплохода «Пожарский», Василия Федоровича Лябзина – механика-наставника, Михаила Дмитриевича Шевелева – капитана-наставника, Мэльста Ивановича Молодых – капитана-механика теплохода «Молодечно» и своих друзей – Александра Тихоновича Левченко, бывшего начальника ЦТЭ, Александра Ивановича Яркова, бывшего группового механика ЦТЭ. За многолетний и добросовестный труд Дмитрий Тимофеевич награжден медалью «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири». Он также награжден медалями «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «300 лет Российскому флоту», «Ветеран труда» и бронзовой медалью ВДНХ. Ветеран флота награжден почетным знаком «Отличник речного флота». Ему присвоено звание «Лучший капитан-механик МРФ».
Теплоход «Артемовск», где Д.Т. Пичугин был капитаном-механиком, доставлял в северные широты бассейна – Нефтеюганск, Сургут, Нижневартовск, на реку Вах оборудование строительной техники, трубы большого диаметра, цемент, ЖБИ и другие грузы.
Дмитрий Тимофеевич всегда считал, что главное в жизни – это семья. Встретив в 1959 году свою будущую жену Тамару Павловну, они вместе прошли всю жизнь, вырастили сына и дочь, а сейчас у них уже трое внучат и одна правнучка. Сам же Дмитрий Тимофеевич очень скромный, честный и коммуникабельный человек, с хорошим чувством юмора. Очень любит природу и с удовольствием работает на даче, пристрастен к рыбалке, охоте. А еще он очень любит книги. А чтобы у книг была вторая жизнь, Дмитрий Тимофеевич освоил переплетное дело, которое превратилось в его хобби. Ну, а самое главное хобби – это написание басен и эпиграмм. У него прекрасная память, помнит написанное им 20-30 лет назад, может с ходу сочинить новые.
Вот такой наш юбиляр – обаятельный, скромный, преданный заводу и флоту человек. Дмитрий Тимофеевич считает себя счастливым человеком, ведь ему на жизненном пути встречались только хорошие люди.
Поздравляем вас, Дмитрий Тимофеевич, с юбилейным днем рождения, выражаем глубокую признательность и уважение за труд, безграничную любовь и преданность реке и флоту, а также людям, с которыми посчастливилось пройти по жизни. Желаем вам здоровья, благополучия, чтобы верные друзья всегда были с вами!
Н. АВИЛОВА.

Поздравляем   

16 октября ветеран труда Иртышского пароходства Шкарпет Ростислав Андреевич отметил свой 75-летний юбилей со дня рождения.
Ростислав Андреевич – выпускник Ленинградского института водного транспорта. В далеком уже 1958 году молодого специалиста направили в Тобольскую РЭБ Иртышского пароходства. Здесь Шкарпета сразу назначили начальником слипа, через год он уже – старший инженер отдела труда и заработной платы.
С 1962 года он - главный специалист по технической эксплуатации флота.
В 1964 году Р.А. Шкарпета переводят в Омск. В Управлении Иртышского пароходства сначала он работает заместителем начальника ССХ, через год почти десять лет руководил этим отделом.
С 1973 по 1983 год Ростислав Андреевич работает заместителем начальника Иртышского пароходства по экономическим вопросам. В 1983 году опытного специалиста переводят в Министерство речного флота.
За трудовые успехи и личный вклад в развитие Иртышского пароходства в день рождения юбиляру были вручены цветы, Почетная грамота ОАО «Иртышское пароходство» и денежная премия.
Еще раз поздравляем Ростислава Андреевича с 75-летием, желаем ему здоровья, активного долголетия и благополучия!

Озеро Телецкое - русская Швейцария   

«Вот и лето прошло, словно и не бывало», - поется в известной песне. Но эти строчки соответствуют действительности лишь для того, кто не сумел сменить привычную обстановку однообразных буден на яркие впечатления летнего отпуска. А кому это удалось, – до сих пор полны воспоминаний.
Сегодня своими впечатлениями о летнем отдыхе поделятся с нами заместитель директора учебно-оздоровительного центра Галина Андреевна Хижина и старший администратор центра Надежда Андреевна Хижина:
- Мы решили на рынке туристических развлечений выбрать то, что сочетает в себе «два в одном» - и дешево, и интересно. Так прошлым летом мы впервые попали на Алтай, купив автобусный тур на озеро Ая. Нам нахвалили этот тур по двум причинам: первая – озеро находится, можно сказать, на въезде в Горный Алтай и добраться до него можно легко и быстро. Вторая – в Горном Алтае не так много водоемов с теплой водой, а в Ае вода может прогреваться до 25 градусов, что особенно привлекательно для отдыхающих. Прошлогодний отдых нам очень понравился и запомнился. Мы повидали то, чего раньше не видели: жили на берегу Катуни, умывались в ее водах, в открытые окна слышали шум ее волн. Побывали в мараловодческом хозяйстве, где узнали, как содержатся маралы, и как происходит обработка пантов. Видели там яка, верблюда. Посетили природную аптеку Сибири – уникальный в Сибирском регионе дендрарий. Узнали, что Томская фармацевтическая фабрика изготавливает свои лекарственные препараты на основе сырья, выращенного в этом экологически чистом районе. Познакомились с удивительной коллекцией экзотических цветущих растений, лиственных и хвойных кустарников. Побывали на конной прогулке, во время которой посетили пасеку, пили чай со знаменитым алтайским медом, узнали и воочию увидели многое из жизни пчел. Проехали по всему горному хребту Алтая и с его высоты видели множество средневековых захоронений и особую достопримечательность Алтайского края – место слияния Катуни и Бии.
В прошлом году мы получили столько новых впечатлений и в то же время поняли, что практически ничего не узнали об Алтае. Поэтому уже тогда решили вернуться в Горный Алтай еще раз.
Нынешним летом вопрос: «Куда поехать отдыхать?» не стоял. Только на Алтай! Мы вдруг на себе ощутили то, о чем нас предупреждали: «Алтай от себя не отпускает. Тот, кто хоть раз побывал в этом сказочном краю, будет возвращаться сюда вновь и вновь». И мы поняли, что попали в зависимость. В хорошем смысле этого слова. Ощутили и физическую, и духовную потребность в том, чтобы еще раз увидеть удивительные красоты, насладиться уникальностью нетронутых уголков природы, чистейшим горным воздухом и окунуться в первозданный неизведанный мир…
Этим летом мы поехали на уникальное Телецкое озеро – самое большое озеро Алтая, которое традиционно считается одной из главный достопримечательностей Алтая. Его название происходит от алтайского племени телеутов, а по-алтайски называется Алтын-Кол, что означает «золотое озеро». По старой легенде, в давние времена на Алтае был голод. Один алтаец имел большой золотой слиток, но, обойдя весь Алтай, так и не смог на него ничего купить. Раздосадованный и голодный, «богатый» бедняк бросил свой слиток в озеро и сам погиб в его волнах. С тех пор на языке алтайцев озеро называется Алтын-Кол – «золотое озеро».
Телецкое озеро часто называют младшим братом Байкала. Также как и Байкал, озеро имеет гораздо большую длину, чем ширину, в него впадает около 80 рек. Какой красоты это озеро – словами не передать! Мы жили в селе Артыбаш в северной части озера, где и находятся все туристические комплексы.
В этом году познавательная и экскурсионная программа была другой. Мы съездили на красивейшую реку с поэтическим названием Лебедь. Побывали в этнографическом музее под открытым небом, где коренная жительница Алтая показала нам остров влюбленных, познакомила с ритуальным свадебным разжиганием костра. Будущее молодых определяется по тому, как быстро жених сможет разжечь «огонь любви», как разгорится костер и как долго будет гореть.
Подойдя к тропе шамана, хозяйка аила рассказала легенду: «Шаман долгое время лечил людей и помогал им избавиться от всяких несчастий и бед. И в один момент он подошел к горе и обратился к ней с просьбой: «Гора, я прошу тебя, впусти внутрь себя меня, устал я от людского раздражения, гнева, злобы». Гора откликнулась на его просьбу, раскрылась, шаман вошел внутрь, и гора вновь сомкнулась». Затем хозяйка аила обратилась к нам: «Посмотрите внимательно на гору, что вы видите?». На горе проявлялся лик шамана, четко видны были глаза, брови, нос, рот, борода, шляпа на голове, а чуть ниже к основанию горы у корня березы – второй лик шамана в меньшем объеме. Затем она сказала: «Прежде чем пройти по тропе шамана, загадайте желание и оно обязательно сбудется».
Неизгладимые впечатления оставила прогулка на теплоходе по самому Телецкому озеру. Мы выехали рано утром. Стоял туман, моросил дождь, тучи, казалось, напрочь скрыли от глаз не только небо, горные хребты, но и само озеро. Мы думали, что прогулка безнадежно испорчена. Однако, удивительное свойство алтайской природы – она совершенно непредсказуема! (Поэтому, говорят, и синоптикам там работать очень сложно). Так вот, через час с небольшим тучи рассеялись, выглянуло солнце, да так припекло, что лица наши обгорели. Но пока мы делали остановку, чтобы увидеть знаменитый водопад Корбу, погода еще раз удивила – на обратном пути очень прилично заштормило. Вот и планируй поездки – в течение дня три перемены погоды!
Поездка на теплоходе показала все преимущества перед автоэкскурсией. Неспешное движение судна позволяет горам раскрываться перед тобой подобно книге – постепенно сменяя друг друга, горные хребты, словно переворачиваемые страницы книги, увлекают тебя все больше и больше. После этой прогулки среди величественных гор, безграничного неба и бездонной воды особенно остро ощущаешь могущество природы и понимаешь, что перед таким величием человеку нужно вести себя скромнее. Не может он быть ее хозяином.
Особенные эмоции нас захлестнули, когда мы сплавлялись на рафте по Катуни. По горной реке прошли 35 км, преодолев семь порогов. Когда только уселись в рафт, лодку слегка закружило по воде, и в этот момент, взглянув вверх, увидели панораму величия Природы: огромные горы и вековые сосны, пихты, кедры будто склонились над маленьким ребенком. Природа словно обратила на нас внимание с проявлением материнской заботы, внимания и расположения. На порогах ощутили всю мощь и силу горных потоков, брызги воды рассыпались по сторонам и в свете солнца казались бриллиантами. Экстремальный вид отдыха наполняет энергетикой и впечатлений хватает надолго!
Мы много в свое время путешествовали. Объездили все европейские страны соцлагеря, отдыхали на Черноморском побережье, бывали в местных зонах отдыха. Но Алтай, не сравним ни с чем. Недаром в переводе с тюркских языков Алтай означает «золотой».
Мы поняли, что влюбились в него окончательно. И на следующий год вновь планируем поездку именно туда.
Время здесь теряет свою линейность: совсем рядом с жизнью третьего тысячелетия, течет совсем другая жизнь, которая мало в чем изменилась за последние тысячи лет. Путешествуя по Алтаю вы сможете сами убедиться в этом!
Записала Н. ОЛЕНИЧЕНКО.

Домой - с медалями   

В городе Луховицы Московской области прошло первенство России, Европы среди мастеров гиревого спорта.
Из Омской области в этих соревнованиях приняли участие пять богатырей, в том числе от водников двое – Андрей Телешко, механик плавбазы «Закамск» Иртышского пароходства и Борис Петров из ФГУ «Обь-Иртышводпуть». Среди своей возрастной группы Андрей Телешко завоевал шесть медалей – 3 золотые и 3 серебряные. Сибиряк с Иртыша награжден золотыми медалями за первое место в чемпионате России, в чемпионате Европы и за первое место в международном турнире в честь М.В. Ломоносова.

Разделы сайта