Стипендиаты пароходства   

В ноябре 2001 года Совет директоров ОАО «Иртышское пароходство» принял решение об учреждении именных стипендий лучшим студентам Омского филиала Новосибирской академии водного транспорта. Цель учреждения таких стипендиатов – стимулирование научной и творческой активности студентов.
27 октября текущего года генеральный директор ОАО «Иртышское пароходство» И.И. Яновский вручил Дипломы новым стипендиатам Омского института водного транспорта. Среди тех, кому были вручены Дипломы и цветы, были: Перетятко Олеся, студентка 5 курса факультета экономики и управления, Соловьева Елена, студентка 3 курса факультета экономики и управления, Борисенко Алексей, студент 3 курса технического факультета и Сергеев Вячеслав, студент 3 курса технического факультета. В торжественной церемонии приняли участие заместитель директора Омского института водного транспорта по воспитательной работе Т.Ю. Башкирева, декан факультета экономики и управления Д.А. Токарев и декан технического факультета Я.М. Стрек. Дипломы счастливым стипендиатам вручены за высокие результаты в учебе, успешное прохождение производственной практики и общественную активность.
После вручения Дипломов студенты посетили Народный музей иртышских речников.

Последние караваны   

В конце октября в затон Омского судоремонтно-судостроительного завода зашли последние теплоходы Иртышского пароходства. 28 октября буксирный теплоход ОТА-964 привел плавбазу «Дудинка», которая в течение навигации занималась комплексным обслуживанием нашего флота на рейде Салехарда.
В последние дни месяца из Томска вернулся танкер ТН-723, а из Сургута – бункеровщик ТН-684.
1 ноября закрыл транзитную навигацию экипаж танкера ТН-1007.

Холода не страшны   

Прошлая аномально морозная зима еще раз убедила в справедливости народной мудрости: «Готовь сани летом». Все мы заранее утепляем свои жилища. На предприятиях – это многомесячный и коллективный труд.
На Омском судоремонтно-судостроительном заводе подготовка к зиме - на завершающем этапе. Чтобы успеть сделать все необходимое вовремя, еще с весны был определен фронт объем работ, составлен специальный график. В соответствии с ним подготовлен слип: проведена профилактика лебедок, стапельных и косяковых тележек. В цехах проверены приборы безопасности отопительной системы. Подремонтированы и утеплены ворота в механическом, корпусном, деревообрабатывающем цехах, на складе снабжения. Отремонтирована кровля на складе ценного инвентаря и помещении участка ТНП. Отрегулировано и проверено электрохозяйство. Один из трансформаторов сдан в ремонт, протянуты дополнительные кабели на кран слипа и в первый район затона.
В течение лета специалисты ДОЦа трудились над выпуском партии новых окон. Их полностью заменили на складе снабжения и частично там, где не успели в прошлом году, а именно - в механосборочном цехе и в ЭРНК.
Подготовка к зиме – это целый комплекс мероприятий, которые проводятся силами тех людей, в чьих цехах шел ремонт и переоборудование. Результаты этого коллективного труда не замедлят сказаться: на днях будет подписан паспорт готовности нашего предприятия к зиме.
В. БЕЛЬГАРД, главный инженер Омского ССРЗ.

Реорганизация со знаком плюс   

Речники Иртыша по-прежнему обслуживаются в ФГУ «Западно-Сибирский медицинский центр Федерального медико-биологического агентства». В последнее время в нашем медицинском Центре произошли существенные перемены. И самые кардинальные перемены коснулись лечения больных с использованием высокотехнологичных методов медицинской помощи. Эта помощь оказывается в рамках государственного задания, которое обеспечивается бюджетными средствами. Стало выделяться больше путевок на бесплатное санаторно-курортное лечение.
А с августа 2010 года в Западно-Сибирском медицинском центре открылось Урологическое отделение на 30 коек. Заведует отделением кандидат медицинских наук Макушин Дмитрий Геннадьевич. До этого урологические больные лечились в хирургическом отделении, где количество коек было в три раза меньше. Теперь возможности Центра по лечению речников, страдающих урологическими заболеваниями, значительно улучшились. Прием больных ведут два специалиста-уролога в поликлинике и заведующий урологическим отделением.
Согласно распоряжению Правительства РФ, к Западно-Сибирскому Центру ФМБА прикреплены работники завода «Полет», сотрудники следственного комитета, госслужащие МЧС, однако, как и раньше, речники находятся в первом списке.
Центр остается верен традициям Иртышской центральной клинической больницы водников.

Подписка-2011   

Во всех почтовых отделениях Омска и Омской области продолжается подписка на первое полугодие 2011 года, в том числе и на флотскую газету «Речник Иртыша». В подписном каталоге «Почта России» индекс нашей газеты – 53090.
Как и раньше, на страницах «Речника Иртыша» вы найдете репортажи, статьи, интервью, зарисовки о людях, заметки о событиях, которыми будут жить ОАО «Иртышское пароходство», учебные заведения флота и другие коллективы речников. Редакция намерена рассказывать о событиях в нашем регионе, об интересных новостях в других бассейнах страны.
Подписная цена на первое полугодие 2011 года с НДС: на один месяц – 8 рублей 80 копеек, на шесть – 52 рубля 80 копеек.
Оставайтесь с нами!

Два капитана   

Мы пришли на «Ленанефть-2026» на следующее утро по прибытии танкера в Омск. Он стоял у берега в затоне в ожидании своей очереди на зачистку. Так случилось, что нынешнего капитана «двадцать шестой» на месте не оказалось. Как известно, дел и отчетов у первого лица команды хватает. Нам сообщили, что Александр Геннадьевич Саков скоро будет. А пока мы решили побеседовать с бывшим капитаном танкера Леонидом Александровичем Бузулиным.
Л.А. Бузулин – трудяга и скромняга, каких свет не видывал. При его должности и статусе люди ведут себя иначе. В силу своей природной скромности и интеллигентности, он не очень хотел давать интервью вместо действующего капитана и каждый раз свой рассказ сопровождал фразой: «Но это вы спросите у капитана, как он скажет». При этом сам собой возник вопрос:
- А что, Леонид Александрович, неужели вам, человеку стоявшему у руля «двадцать шестой» ровно 30 лет, и теперь, вынужденному занять вторую роль сменного капитана, неужели не обидно, не ревностно смотреть как другой, более молодой устанавливает свои порядки, по сути, в вашем «втором доме»?
- Да что вы, нет конечно, - смутился, казалось, от жесткости самого вопроса Леонид Александрович. – Я, действительно, очень долго проработал на этом танкере. Как правда и то, что речники особенно старой закалки и впрямь относятся к своему теплоходу, как ко второму дому. Но я ведь трезвомыслящий человек и понимаю, что рано или поздно дорогу нужно уступать молодым. Рад, что на мое место пришел именно Александр Геннадьевич. Он грамотный специалист, хороший судоводитель и руководитель. Что особенно нравится – он уверен в себе. А я эту черту так и не сумел в себе воспитать, - часто перестраховываюсь. Одним словом, нисколько не жалею, что именно А.Г. Сакову передал теплоход. Он – на своем месте!
Особенно импонирует Л.А. Бузулину то, что новый капитан бережно и с пониманием относится к экипажу.
- Капитан очень хорошего мнения о ребятах, - доволен сменный капитан. – И по-моему, на следующий год рад взять всех опять.
Правда, из прежнего бузулинского экипажа в команде Сакова осталось трое: сам Бузуин, механик Василий Геннадьевич Поротников, отдавший «Ленанефти-2026» двадцать два года жизни (именно здесь он прошел путь от сменного механика до механика) и III – III Дмитрий Владимирович Алсуфьев. Остальные – сборная «солянка», надерганы кто откуда. Но вот поди ж ты, так счастливо сложилось, что из случайных людей получился отличный экипаж. Что позднее нам подтвердил и А.Г. Саков.
- Все парни молодцы, но не могу не сказать об электромеханике-радисте Руслане Ромазанове, - расплывается в улыбке сменный капитан. – Это любимец экипажа. Добродушный, общительный, безотказный. Он и в машине работает, и швартоваться поможет. Причем помогает ребятам сам, не дожидаясь приглашения. До этого он трудился на «Тимофее Белозерове», представляю, как тот экипаж жалеет об его уходе…
В этом году «Ленанефть-2026» сдалась рано – 25 мая. И вскоре доставила светлые нефтепродукты в Горки под Салехард. А оттуда ушла в Нумги, где загрузившись сырой нефтью, стояла наряду с другими нашими «Ленами» в ожидании старта. Ожидание это затянулось, потому что «моряк» подошел только в конце первой декады июля.
Надо сказать, что перевозки сырой нефти в этом году отличались от прошлогодних. Четырех морских танкеров, что принимали нефть с наших «Ленанефтей», было явно недостаточно. Потому что один моряк брал 18,5 тысячи тонн нефти, а это груз восьми «Ленок». А на перевозке нефти работало десять танкеров. Поэтому были простои, причем значительные. Отсюда результат: нынче нефти перевезено меньше. В частности, и «Ленанефть-2026» в этом году сделала меньше рейсов, хотя сдалась в эксплуатацию раньше обычного.
Если не брать во внимание количество рейсов, то по общему мнению команды, отработали хорошо. В нынешних погодных условиях холодного лета и постоянных штормов часто приходилось менять место выгрузки в зависимости от состояния волнения и направления ветра. Выгрузку производили то у Мыса Каменного, когда нужно было спрятаться от западного ветра, то у мыса Круглого, - спасаясь от восточного, то у мыса Трехбугорного, когда одолевал северный ветер.
- При этом лишь раз была ситуация, когда мы выгрузились и убежали, не успев взять документы, - вспоминает Л.А. Бузулин. – Тогда порвали пять веревок окружностью 190 мм!
Пока сменный капитан делился с нами впечатлениями о прошедшей навигации, подоспел и сам капитан. Он начал с характеристики экипажа.
- Рядовым составом я доволен на все сто процентов. Молодцы, все без исключения. Выделить кого-то сложно. Хочу, чтобы все остались в команде, уверен, из каждого получится хороший командир флота. Повезло с боцманом, раньше он работал на «двадцать третьей», «двойке», а всего на «Ленанефтях» - пять лет. Доволен практикантами ПУ-15 Николаем Козловым и Евгением Зайцевым и с удовольствием возьму их на следующий год. Кстати сказать, я всегда с готовностью беру практикантов из пятнадцатого училища. Когда работал на «Н. Животкевиче» сменным капитаном, у меня сложились хорошие отношения с матером этого училища Федором Михайловичем Золотаревым. Единственное, что я прошу, - желательно, некурящих. И к ребятам, как правило, претензий нет. Не могу не похвалить Руслана Ромазанова, помимо того, что это хороший специалист, большой профессионал, грамотный инженер, он еще и человек полезный. В хорошем смысле. От него польза и помощь везде – на палубе, в машине, на камбузе. Он – артельщик, заведует продуктами. Я знаю его еще по совместной работе на «Ленанефти-2018» и очень рад был заполучить в команду такого человека.
Особо – о Л.А. Бузулине. Вот где упущение со стороны кадров и руководства! Это единственный капитан, который отработал на капитанском мостике большегрузного танкера, не меняя его, ровно 30 (!) лет. Вдумайтесь в эту цифру. При этом много лет подряд был единственным капитаном, кто не чурался грязной физической тяжелой работы привальщика. После трех десятилетий напряженного труда сдал капитан свой танкер, а никто этого даже «не заметил». Не приехали, не поблагодарили, не вознаградили, не отметили. Мы с экипажем, конечно, постарались как-то исправить эту неловкость: на День речника от имени экипажа поблагодарили за службу, за верность флоту, танкеру, подарили памятный подарок. Но, думаю, не такого масштаба и уровня должна быть благодарность этому всеми уважаемому капитану.
Леонид Александрович - добросовестный, мягкий человек. Моряки возле него, как цыплята вокруг наседки. Он никогда не кичился своей должностью, и сейчас с палубы не уйдет, пока погрузка не закончится. Он очень интеллигентный – я при нем даже заругаться не могу. И очень скромный, - представляю, как будет недоволен, что я о нем наговорил.
- Александр Геннадьевич, вы на доставке сырой нефти работали первый год. Какие впечатления?
- Я семь лет отработал сменным капитаном на танкере «Николай Животкевич». Его дислокация – крайние точки Заполярья. Тогда я думал: «На нефти – ничего сложного, ходи по одному маршруту – взад-вперед». На самом деле – здесь нелегко! Мелководье на барах, труднейший заход в Ныду, работа с моряками строго по графику… За всю навигацию у нас только две выгрузки были легкие, а так – все время шторма. И все-таки результаты радуют. Удалось сделать все, что было запланировано. Отработали отлично, без травматизма и повреждений судна. И за это большое спасибо экипажу!
Н. ОЛЕНИЧЕНКО.

Поздравляем юбиляров ноября   

С 85-летием
Сафонову Екатерина Афанасьевну, ветерана труда Управления Иртышского пароходства.
С 80-летием
Зусика Владимира Ивановича, ветерана труда Омского ССРЗ.
Юдину Зинаиду Александровну, ветерана труда Управления Иртышского пароходства.
Малиновскую Ларису Андреевну, ветерана труда Омского ССРЗ.
Савельеву Нину Михайловну, ветерана труда Омского ССРЗ.
Кузнецова Алексея Петровича, ветерана труда Тарского порта.
С 75-летием
Поварницина Станислава Петровича, ветерана труда Иртышской РЭБ флота.
Кондрашову Нину Андреевну, ветерана труда Омского ССРЗ.
С 70-летием
Антошкину Галину Созонтовну, ветерана труда Тарского порта.
Ляпину Валентину Васильевну, ветерана труда Омского ССРЗ.
Шинкаренко Дмитрия Семеновича, ветерана труда Управления Иртышского пароходства.
Беляеву Валентину Константиновну, ветерана труда Омского ССРЗ.
С 60-летием
Бельгарда Владимира Райнольдовича, главного инженера Омского ССРЗ.
Милюшко Степаниду Степановну, ветерана труда Омского ССРЗ.
Федюнину Людмилу Васильевну, ветерана труда Омского ССРЗ.
Куца Юрия Александровича, старшего охранника пункта отстоя флота.
С 55-летием
Зубкову Людмилу Александровну, ветерана труда Омского ССРЗ.
Квасова Владимира Дмитриевича, I помощника механика – II помощника капитана теплохода «Ленанефть-2034».
Шабанова Николая Николаевича, сменного капитана – I помощника механика теплохода «Восход-76».
С 50-летием
Мороховец Ирину Леовну, заведующую архивом АХО Управления Иртышского пароходства.
Меркушева Владимира Ивановича, линейного инженера-электромеханика БПУ.
Лиморенко Олега Климентьевича, капитана теплохода «Беломорский-28».
Дутова Сергея Петровича, капитана – II помощника механика ТН-706.
Желаем юбилярам последнего осеннего месяца, чтобы их надежды и желания сбывались с такой же определенностью, как и неизбежный приход зимы в ноябре!

Радоваться каждому дню   

Наша юбилярша не скрывает своего возраста. «Сколько годков есть – все мои», - говорит Нина Васильевна Силантьева.
29 октября ей, ветерану труда Иртышского пароходства, исполнилось 95 лет!
76 лет назад, в 1934 году Нина Васильевна окончила Сибирский техникум водных путей сообщения. Тогда это был второй выпуск эксплуатационного отделения. И я, видимо, не ошибусь, если скажу, что сегодня Нина Силантьева единственный представитель того выпуска.
Она прошла большой путь эксплуатационника – от Омска до Якутска на востоке до Тазовского на севере. В 1934 году Нина Силантьева получила направление в Якутск, работала в центральной диспетчерской Ленского пароходства. Здесь вышла замуж за Андреева Петра Даниловича, здесь же родились сыновья Евгений и Владимир. Во время войны мужа перевели в Красноярск, в Енисейское пароходство. Нина Васильевна и на Енисее несла вахту в центральной диспетчерской пароходства. Была диспетчером по воинским перевозкам. Однако через год с двумя детьми на руках Нина Васильевна оказалась в Омске. И здесь она работает в диспетчерской Нижне-Иртышского пароходства. В годы войны всем было трудно. А Нине Васильевне особенно: по разным причинам семья распалась, на руках двое маленьких детей, своей квартиры нет… Заместитель начальника Нижне-Иртышского пароходства Александр Иванович Николаев посоветовал ей переехать в Тару, где, по его мнению, будет проще с квартирой. Подумала, подумала и решила сменить местожительство. В Таре Силантьева работала дежурным диспетчером пристани. Но и здесь Нина Васильевна не надолго задержалась. В 1950 году в далеком Тазовском открывается эксплуатационный участок Иртышского пароходства. И ей предложили новое место на севере бассейна, а Нина Васильевна не отказалась. Целых четыре года она жила здесь, практически была на Тазе и Пуре главным диспетчером, энергично руководила всеми северными перевозками. Север Нине Васильевне был по душе. Может быть, она здесь бы и подольше задержалась. Но подросли дети, Евгению пора уже было поступать в речное училище, поэтому надо было перебираться в Омск. К ее просьбе в Управлении пароходства прислушались. Найти место такому опытному диспетчеру особых трудов не составило. В навигацию 1958 года Нина Васильевна уже дежурный диспетчер Омского порта. Она очень радовалась тому, что вернулась на родину, и сын Евгений пошел по стопам мамы. Однако вскоре энергичного диспетчера переманил в Управление Иртышского пароходства Иван Иванович Тукиш, который тогда руководил фабрикой механизированного учета (ФМУ). И здесь Нина Васильевна пришлась ко двору. Грамотный и опытный эксплуатационник без особого труда освоила новую должность инженера – экономиста. Она часто выезжала на линию в командировки с проверками, где оказывала практическую помощь по учету работы флота.
В 1970 году Нина Васильевна ушла на пенсию, проработав на речном транспорте 36 лет. За многолетний и добросовестный труд она награждена орденом Трудового Красного Знамени и медалью «За доблестный труд в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг.». В Иртышском пароходстве работал и сын Нины Васильевны Андреев Евгений Петрович. Он – выпускник Омского речного училища, в разные годы был штурманом, капитаном.
Несмотря на преклонный возраст, Нина Васильевна радуется каждому дню, особенно когда приезжают к ней маленькие праправнуки – Тигран и Кристина.
В заключение спешу заверить наших читателей, что Нина Васильевна и по сей день не теряет связи с речниками, помнит многих ветеранов Иртышского пароходства и просила всем передать от нее наилучшие пожелания. Что я выполняю с большим удовольствием.
Уважаемая Нина Васильевна, искренне поздравляем Вас с днем рождения, желаем здоровья и чтобы в Вашей жизни были новые юбилеи!
Г. ВСТАВСКИЙ.

Делать людям добро   

С таким принципом живет и работает заведующая архивом АХО Иртышского пароходства Ирина Леовна Мороховец. 5 ноября она отметит своей пятидесятый день рождения.
Для любого человека такая дата – важный рубеж в жизни. Как она сложилась для Ирины Леовны? Прежде всего надо отметить, что почти вся ее трудовая биография состоялась в Иртышском пароходстве. Родом Ирина Мороховец из Павлоградского района Омской области. Молоденькой девушкой она приехала в Омск. После окончания школы решила поступать в педагогический институт. По разным причинам не стала студенткой этого вуза. Зато она поступила в Омский областной библиотечный техникум и в 1980 году успешно его окончила. Руководство техникума молодому специалисту предложило место лаборанта. Работа в техникуме нравилась, но Ирине хотелось большего. И в 1984 году она уже в управлении Иртышского пароходства. Ирину приняли в Административно-хозяйственный отдел. Здесь на протяжении восьми лет она заведовала библиотекой АХО. В этом коллективе, в кругу единомышленников, Ирина нашла первых друзей. Старательную и трудолюбивую девушку приметили, поддержали. В эти годы она без отрыва от производства окончила Алтайский государственный институт культуры. И когда в Управлении пароходства потребовался грамотный работник архива, то выбор пал на Ирину Леовну. С февраля 1999 года она – заведующая архивом пароходства. Это, оказывается, непростое, а очень беспокойное хозяйство. В нашем архиве более тридцати тысяч дел. За разными справками, разъяснениями в архив речников обращаются люди из всех республик бывшего Советского Союза, а также из стран Ближнего Зарубежья. В архив пароходства поступают запросы с Сахалина и Мурманска, из Казахстана и Прибалтики, из Украины и Германии… И все с нетерпением ждут разъяснений, ответов от работников архива – Ирины Леовны Мороховец и Валентины Михайловны Брикун. По мнению коллег и тех, кто обращается в архив, здесь работают внимательные и беспокойные архивариусы. Большое желание помочь человеку, выручить его в трудную минуту – все это присуще нашему юбиляру.
А еще Ирина – добрая многодетная мама и уже бабушка. Она воспитала дочь и двоих сыновей, правда, второй сын Андрей еще учится в школе, активно занимается спортом – гандболом. Большую помощь оказывает она и маленькому внуку Лео.
Ирина – очень увлеченный человек. Она любит заниматься садоводством, кулинарией. В садоводческом товариществе «Иртышские зори» активно помогают Ирине и ее мужу Александру их дети. По душе нашей юбилярше поездки в лес – по грибы и ягоды. В ноябре Ирине Леовне исполняется 26 лет, как она работает в Иртышском пароходстве, из них – 11 лет руководит архивом. За многолетний и добросовестный труд в коллективе речников Ирина Леовна Мороховец награждена медалью «300 лет Российскому флоту».
Речники Иртыша, ее коллеги поздравляют Ирину Леовну с золотым юбилеем и желают ей крепкого здоровья на долгие годы, удачи и счастья по жизни.
Г. НАГАЕВ.

«АВТОМАТ И ГИТАРА: ПУСТЬ ПАМЯТЬ ГОВОРИТ…»   

«Автомат и гитара: пусть память говорит…» – такое название носила встреча-презентация, прошедшая 12 октября 2010 года в стенах Омского института водного транспорта. Её главные действующие лица – курсанты Омского РУ, будущие судоводители. Группа СВ - 21 (классный руководитель Ирина Васильевна Дударева) на встречу прибыла практически в полном составе. Заранее узнав о том, что в библиотеку приглашены ветераны Великой Отечественной войны, локальных войн в Афганистане, Чечне, военнослужащие-десантники, курсанты сами попросили о том, чтобы именно их группа приняла участие в этом необычном мероприятии. Да и повод собраться был уникальный: нечасто библиотека учебного заведения получает подарки из столицы…
Так уж вышло, что два последних года ознаменованы юбилейными памятными датами окончания двух самых тяжелых войн новейшей истории: Великой Отечественной и Афганской… Конечно, совершенно по-особому воспринимают эти даты люди в погонах, те, кто не понаслышке знает о тяготах ратного труда. Их чувства и помыслы, их дела, облеченные в стихотворные строфы и песенные куплеты, сконцентрированы в двух сборниках, недавно увидевших свет.
«Мы выходим на рассвете» – собрание авторских песен участников боевых действий. Автор, составитель и музыкальный редактор – полковник, ветеран Афганистана, кавалер ордена Красной Звезды Александр Минаев. Он и после выхода в запас неоднократно побывал в «горячих точках» с концертами. А ещё – подготовил и издал несколько книг, составленных из произведений своих боевых соратников: тексты, аккорды, ноты. Сборник «Мы выходим на рассвете», выпущенный с помощью других единомышленников, – самый полный и солидный из их числа…
Книга «Шрамы на сердце» – сборник поэтический. Его тематика – служение в самом широком смысле этого слова. Среди авторов сборника – воины разных поколений, профессиональные литераторы и юные патриоты. Критерии отбора произведений четко сформулированы в предисловии к сборнику Председателем правления Союза писателей России Валерием Ганичевым: «Именно выражение эмоций, переживаний, чувств тех, кто соприкоснулся с войной, защитой Отечества, является главным нервом и сутью этой книги. Ведь что может быть важнее, чем судьба человека, стоящего на передовой, его переживания и чувства его близких?».
Обе книги неслучайно оказались в Омске. Здесь базируется крупнейший сайт, посвященный творчеству людей в погонах: «Автомат и гитара». И полковник Александр Минаев, и издательский дом «Красная звезда», воплотивший в жизнь проект «Шрамы на сердце», с готовностью откликнулись на предложение автора сайта Натальи Плотниковой передать книги в дар Омскому командному речному училищу.
Наше учебное заведение с 90-летней историей богато традициями патриотического воспитания. Курсанты училища – постоянные участники городских смотров строя и песни, других торжественных событий, связанных с военной историей страны. Среди его выпускников – Герой Советского Союза Н.Я. Клыпин, видные военачальники, адмиралы… Здесь трудятся неравнодушные люди, искренне поддерживающие курсантов в их тяге к культурным ценностям, которые едины и в армии, и на флоте.
Такое событие было бы невозможно без поддержки и деятельного участия сотрудников библиотеки: Веры Анатольевны Филатовой, Салтанат Жапаровны Шингишевой, и особенно Юлии Юрьевны Патылицыной и методиста УМО Елены Юрьевны Филимоновой, взявших на себя основную нагрузку по подготовке и проведению этого мероприятия.
«Эти поэтические произведения – живая память!», – отметила, открывая встречу, заместитель директора по воспитательной работе Татьяна Юрьевна Башкирёва. И зазвучали в зале песни, стихи, воспоминания ветеранов… Ребята, затаив дыхание, слушали гостей: участницу афганской войны, старшину запаса ВДВ Эльвиру Дёмину; ветерана Великой Отечественной Виктора Петровича Семененко – в годы войны он был бойцом воздушно-десантного корпуса, а после много лет трудился на судах Иртышского пароходства, пройдя путь от кочегара до капитана; Степана Рыжакова – поэта, офицера омского СОБРа, за плечами которого семь командировок в Чечню, а на груди сияют боевые награды, среди которых орден Мужества и три медали «За отвагу». Степан читал свои произведения – и вспоминал о том, что среди его сослуживцев было немало речников. Так первым его наставником в органах правопорядка стал Д.Е. Браун – выпускник Омского речного училища, а Антон Радциг и Андрей Удинцев после окончания службы в рядах МВД вновь вернулись на флот… Очень тронул ребят и музыкальный подарок от имени авторов сборника «Мы выходим на рассвете». В клипе на песню ветерана-афганца Владимира Макарова «Капитаны», специально смонтированном к презентации из материалов училищного фото- и видеоархивов, многие смогли увидеть себя и своих товарищей…
Проникновенно читали стихи военных поэтов курсанты Николай Гуселетов, Дмитрий Ерёмин, Александр Санников, ведь среди авторов немало их ровесников, таких, например, как Александр Карпенко, в свои двадцать лет получивший тяжелейшее ранение в Афганистане, горевший в БТРе, но благодаря огромной воле и силе духа вернулся к жизни и творчеству. Его произведения вошли в оба представленных сборника.
Александр Санников и Андрей Торопов (группа ЭМ-22) под гитару исполнили «афганскую» песню «Пришел приказ».
Автор-исполнитель, младший сержант контрактной службы, десантник Антон Петрик в речном училище выступал впервые. Своими песнями о России, об Омске, нелегких военных буднях, он сразу же завоевал любовь мальчишек. После завершения презентации курсанты поспешили сфотографироваться с ним и получить заветные автографы.
Всего час длилась эта памятная встреча. Одним её участникам она дала возможность прикоснуться к живой истории, другим – непосредственным героям событий – позволила вернуться в юность, вновь окунуться в атмосферу той чистоты отношений и понятий, которые царили там, на переднем крае. Но самое главное - книги, в которые вложена душа ветеранов нескольких поколений, обрели теперь благодарную читательскую аудиторию на омской земле…
Наталья ПЛОТНИКОВА,
автор Интернет-проекта «Автомат и гитара».

А ГОДЫ ЛЕТЯТ…   

Речной флот славится семейными династиями. Одна из них Сусловы. 28 октября исполнилось 70 лет Виктору Николаевичу Суслову, а месяцем раньше отметила юбилей и его супруга - Светлана Павловна.
Всю свою жизнь они посвятили иртышскому флоту. Виктор Николаевич первоначальное речное образование получил в Ростовском речном училище, а уже профессиональную школу жизни осваивал в Иртышском пароходстве, на реках Западной Сибири. С дипломом капитана-механика всех групп судов и штурмана малого плавания прошел трудовой путь от третьего штурмана до капитана-механика на буксирном, крупнотоннажном грузовом и пассажирском скоростном флоте. В общей сложности на судах он отработал тридцать лет. Одно время был заместителем директора Омского ССРЗ по быту.
С 1991 года В.Н. Суслов переходит работать в Судоходную инспекцию по Обь-Иртышскому бассейну. Вскоре его назначают заместителем начальника инспекции Обь-Иртышского бассейна. Будучи начальником Омского линейного отдела, Виктор Николаевич умело сотрудничал с новыми многочисленными судовладельцами, с районной администрацией, добивался понимания и выполнения ими положений, требуемых для обеспечения безопасности судоходства. Светлана Павловна, как верная спутница жизни была рядом – работала госинспектором в Омском линейном отделе.
Искренне поздравляем юбиляров – ветеранов речного флота и желаем им здоровья, удачи, семейного благополучия!

Сто лет без Льва Толстого   

28 октября 1910 года на мало кому известной тогда железнодорожной станции Астапово умирал великий писатель. В 12 часов ночи он произнес свои последние великие слова: «Много на свете миллионов страдающих, а вы заботитесь только об одном Льве Толстом…»
Книги Толстого известны каждому культурному человеку. «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», «Казаки», «Смерть Ивана Ильича», «Хаджи-Мурат» - эти произведения делают честь не только русской литературе, но и всей мировой культуре. Мощь Толстого поражает не только читателей, но и писателей с мировым именем. Флобер, Чехов, Мопассан, Горький, Цвейг, Роллан, Брехт, Шоу, Хемингуэй – все они признавали особое значение этого гиганта. «Мы, писатели нынешней эпохи, - писал Анатоль Франс, - можем быть сравнимы с ним, как микроскоп с телескопом».
Лев Николаевич Толстой не был революционером. Однако именно его В. Ленин назвал «зеркалом русской революции». Потому что в творчестве гениального художника отразились те события и противоречия жизни русского общества, которые вызывали великий революционный переворот. Граф Толстой пошел против своего класса: против государства и казенной церкви.
«Люди, как реки» - знаменитый афоризм из романа «Воскресение». Работая над последним своим романом, в дневнике Толстой записал: «одно из величайших заблуждений при суждениях о человеке в том, что мы называем, определяем человека умным, глупым, добрым, злым, сильным, слабым, а человек есть все: все возможности, есть текучее вещество». Уловить и воплотить «текучее вещество» душевной жизни, само формирование человека – в этом главная художественная задача Толстого.
В старинной усадьбе Толстого в Ясной Поляне в Тульской области писатель прожил более полувека, где написал многие свои бессмертные произведения. Здесь 100 лет назад, в ноябре 1910 года писателя и похоронили.
В русской литературе конца XIX - начала XX века, несомненно, Толстому принадлежит первое место. Его авторитет – не только как писателя, но и как выдающейся личности – был громадным. Гениальный художник, великий социальный критик, Лев Толстой сохраняет свое значение для всей мировой действительности нашего времени.
Сквозь даль годов он кажется даже еще более великим и грандиозным. Поистине – «большое видится на расстоянии».

ПАМЯТИ КАПИТАНА С.Я. ТЮТЮННИКА   

В конце сентября ушел из жизни ветеран речного флота, опытный капитан, заслуженный работник транспорта Российской Федерации Сергей Яковлевич Тютюнник.
Все, кто знал Сергея Яковлевича говорят о нем просто и уважительно, кто работал с ним, называют по старой привычке «батя». Батя, потому что относился ко всем по-отечески – с участием и заботой, потому что интересовался не только тем, что происходило с его людьми на судне, но и за его пределами – обстановкой дома и семейными проблемами. Батя, - потому что за много лет совместной работы (а в его экипаже люди держались подолгу), ребята привыкали к нему, как к человеку близкому и родному.
Сергей Яковлевич был «чистый беломорщик». А это значит, что за 41 год работы на водном транспорте никогда не изменял своей единственной любви – теплоходу проекта Фин. «1000/800». Еще в 1967 году он впервые попал на «Беломорский-17», и так на нем приработался, что лишь в 1975 году поменял «семнадцатую» на «Беломорский-24», правда, теперь уже в должности капитана. Молодой и энергичный Сергей Яковлевич один из первых капитанов северной группы судов стал работать по прямому совмещению – капитаном-механиком.
Те годы были особенно напряженными для речников. Навигации для плавсостава длились с апреля по ноябрь и, как правило, все это время дома речников не видели. Навигационные планы нужно было выполнять, а «Беломорка» - теплоход северной группы. Приходилось работать в самых отдаленных пунктах Заполярья. Для полярников, геологов и местного населения доставлялись продукты, уголь, дрова… В Гыде, Сабетта-Яхе, Се-Яхе, Нурмо-Яхе, в факториях Дровянном, Яптик-Сале, Тамбее хорошо знали «Беломорку-24», и ее капитана.
Была у Сергея Яковлевича одна страсть, которой он был увлечен с детства – очень любил канареек. Клетками с этой удивительной певчей птицей была уставлена значительная часть судового пространства. И эта деталь тоже многое добавляет в характеристику человека.
Уже минуло 40 дней, как не стало с нами хорошего человека, надежного товарища, в прошлом – отличного и преданного реке судоводителя.
Память о нем навсегда останется в сердцах всех, кто его знал.

ПАМЯТИ МЕХАНИКА В.Н. ЭРЬКИНА   

В середине сентября прямо на рабочем месте – на судне загранплавания умер Василий Николаевич Эрькин. Ему было всего 55 лет.
Уроженец Сахалина, после Невельской мореходки он полностью посвятил себя водной стихии. Работал вначале механиком на базе тралового флота, после переезда в Сибирь – на Омском судоремонтно-судостроительном заводе занимал должности механика на пассажирских судах и судах северной группы.
В девяностые годы после перегона своего теплохода в загранку, остался работать на морях. При этом никогда не забывал коллектив Иртышского пароходства, ставший ему по-настоящему родным. И часто, откликаясь на просьбы омских речников, приходил на помощь при ремонте или восстановлении судов.
Василий Николаевич был истинным трудягой, отзывчивым и порядочным человеком. Именно таким он останется в нашей памяти.

Разделы сайта