4 декабря - единый день выборов   

Всего один месяц остался до единого дня выборов. Четвертого декабря 2011 года мы будем избирать депутатов Государственной Думы РФ и Законодательного Собрания Омской области. Избиратели получат на руки три бюллетеня для голосования. В первом бюллетене вы будете голосовать за партии, которые участвуют в выборах в Госдуму РФ. Это – «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия» и другие. Список всех партий с их символикой будет напечатан на одной стороне бюллетеня в порядке, определенном жребием. Каждую партию представляют две группы кандидатов. Первые фамилии – люди, которые возглавляют общефедеральный список. Как правило, это лидеры партии. Ниже, под названием Омской области, три фамилии, которые входят в региональный список кандидатов.
Ставя любой знак в квадрат справа от выбранной партии и списка кандидатов, вы отдаете свой голос за это политическое объединение.
Остается еще два бюллетеня. По ним вы избираете 44 депутата в Законодательное Собрание Омской области. В одном из этих бюллетеней – список кандидатов от вашего избирательного округа. Возле каждой фамилии краткие данные кандидата на депутатское место. При голосовании выставите любой знак в квадрате, расположенном справа от фамилии выбранного вами кандидата. Кто наберет большее число голосов, тот и станет депутатом Законодательного Собрания от вашего округа. Так избирается половина состава депутатского корпуса (22 человека). И, наконец, по третьему бюллетеню вы избираете вторую половину областного Законодательного Собрания. В этом бюллетене представлен список партий. Ниже каждой партии – региональный список ее представителей, в основном это лидеры и самые авторитетные участники регионального отделения партии в Омской области. Еще ниже – две фамилии членов партии, представляющих ваш округ. Вы ставите любой знак в квадрате справа от названия выбранной партии и списка кандидатов.
Итак, 4 декабря 2011 года вы получаете на вашем избирательном участке три бюллетеня и голосуете за будущее страны и Омской области.
 

Последние отправления   

Практически завершена навигация 2011 года.
26 октября в последний рейс по Омской области вышел экипаж теплохода РТ-790. Он привел состав с углем в Тару. Это была последняя партия печного топлива для жителей северного Прииртышья, доставленная по Иртышу нынешней осенью. Тем самым экипаж РТ-790 завершил транзитную навигацию флота Иртышского пароходства.

Октябрь завершили с плюсом   

По оперативным данным, месячный план по тоннам флотом пароходства выполнен на 135,3 процента, а по доходам – на 140,8 процента. По нефтеналиву показатели следующие: тонны – 131,8 процента, доходы – 140,4 процента.
По сухогрузным перевозкам задание октября по тоннам выполнено на 140,4 процента, а по доходам – на 141,7 процента.
Навигация 2011 года позади. Впереди – расстановка флота в плановые пункты зимовки.

Иртыш должен быть чистым   

Природоохранный флот ОАО «Иртышское пароходство» насчитывает шесть судов, оборудованных станциями для переработки отходов. Такого количества водоохранного флота нет ни у одного судовладельца в Обь-Иртышском бассейне.
Все шесть судов распределены по бассейну таким образом, чтобы собирать загрязнения и отходы жизнедеятельности экипажей для переработки и утилизации в основных районах дислокации нашего флота.
На николаевском рейде стоит «НСКПО-2» - несамоходное судно, оборудованное станцией очистки нефтесодержащих вод «Флора-10» (способной переработать до 10 тонн в сутки), станцией переработки хозяйственно-бытовых сточных вод «Сток-150» (очищает до 150 тонн воды в сутки), печью-инсиниратором «СП-10» (сжигает в час 10 кг сухого мусора и твердых пищевых отходов).
В порту Тара такую же вахту несет «НСКПО-1». На Ханты-Мансийском рейде работает ТН-684, который помимо бункеровки судов топливом и маслом, осуществляет также сбор хозяйственно-бытовых и сточных вод и перерабатывает их на установке «Сток-50».
В Заполярье экологическую безопасность обеспечивает теплоход «Дудинка». На станции переработки «ОСНВ-10/4», которая установлена на теплоходе, перерабатываются те же виды отходов, что и на «НСКПО-2».
Самая северная вахта у ТН-722. Он работает в Обской губе, имеет станцию «Сток-50» и печь «СП-10».
Рассказать о работе природоохранного флота из первых рук – проблематично. Все суда направляются на свои «посты» в начале навигации и возвращаются, когда флот уходит от чужих берегов.
А вот «ОС-2» все лето находится в Омске, потому что его задача – обслуживание судов в границах Омского рейда. Раньше «Оска» стояла в Рыбачьей протоке Зеленого острова и все суда, включая и пассажирские, обслуживались там. Сейчас природоохранный теплоход стоит в затоне завода. Он достаточно мобилен и обслуживает флот на Николаевском нефтерейде, у причалов Майера, у речного вокзала.
- С разных теплоходов мы принимаем разные виды отходов и неодинаковые объемы, - рассказывает механик-сменный капитан Виктор Иванович Демидик. – Так, на пассажирских водоизмещающих теплоходах имеются системы по переработке фекально-сточных вод. А нам они сдают только подсланевые воды. Как правило, это бывает в объеме 3-5 тонн после каждого рейса. А вот «Ленанефть» сдает и до 9 тонн подсланевых. Сухой мусор с «пассажира» иногда доходит до 200 кг, с большегрузного танкера от 20 до 50 кг, с танкера или толкача от 10 кг. При таких объемах мы обслуживаем несколько теплоходов кряду, ведь вместимость наших емкостей впечатляет: подсланевых вод можем взять 43 тонны, хозфекальных – 80 тонн, сухого мусора – до полутоны.
«ОС-2» несет свою природоохранную вахту всю навигацию: с конца апреля, когда вводятся дежурные теплоходы и до конца ноября, когда заканчивается расстановка флота в затоне. А самая горячая пора у экипажа, отвечающего за экологию, начинается в момент разоружения флота. После зачистки в спеццехе отходы с бортов принимаются в авральном режиме круглосуточно. Сейчас наступила именно такая пора, экипаж «ОС-2» трудится не покладая рук. Это прежде всего опытные командиры капитан- сменный механик Игорь Николаевич Агибалов и механик – сменный капитан Виктор Иванович Демидик. Они на страже экологической чистоты уже более полутора десятка лет, а на флоте – более тридцати. Первый год на природоохранном теплоходе трудятся сменный капитан – сменный механик Николай Николаевич Алтунин и мотористы-рулевые Андрей Долгов (уже имеет диплом механика – II штурмана), Максим Горин, Никита Кергесар. Двое последних – выпускники ПУ №15, решили нынешней осенью, после окончания навигации, дипломироваться на командиров. Повар Татьяна Няга в экипаже – третью навигацию.
Н. ОЛЕНИЧЕНКО.

Подписка -2012   

С 1 сентября во всех почтовых отделениях связи Омска и области началась подписка на первое полугодие 2012 года. Вы, уважаемые читатели, можете подписаться и на газету «Речник Иртыша».
На страницах флотской газеты вы найдете репортажи, статьи, информации и заметки о событиях, которыми будут жить ОАО «Иртышское пароходство», другие флотские коллективы и учебные заведения. В нашей газете вы прочитаете материалы об интересных событиях из Западно-Сибирского региона и Омского Прииртышья, а также из других бассейнов страны.
Подписная цена на один месяц – 8 рублей, на шесть – 48 рублей, плюс НДС 10 процентов. Итоговая цена 52 руб. 80 коп.
Индекс «Речника Иртыша» – 53090.

Первые пассажирские пароходы   

До конца девятнадцатого века на реках Западной Сибири не было чисто пассажирских судов. Пассажиров перевозили грузо-пассажирские пароходы. И вот в 1892 году барнаульская купчиха Е.И. Мельникова заказывает на тюменском заводе Пирса и Гуллета небольшой пароход для перевозки только пассажиров. А в навигацию 1893 года он уже вышел в плавание под названием «Кормилец». Это был первый пассажирский пароход Сибири. В первый рейс «Кормилец» вышел 20 июня 1893 года из Тюмени в Томск. Он имел по всей длине надстройку, в носовой части которой был салон, а в кормовой – общие места III класса. Скорость его была 20 верст в час.
В 1895 году открывает пароходство и начинает перевозки пассажиров томский купец В.Е. Ельдештейн. На заводе Пирса и Гуллета он построил пассажирский пароход «Любимец» в 58 номинальных сил. После «Кормильца» этот пароход стал вторым пассажирским пароходом в Сибири.
На пороге двадцатого века, в навигацию 1899 года, в плавание вышел пассажирский пароход «Евгений» - первый пароход в Сибири американского типа. Каюты I и II класса находились на втором этаже, в носовой части этого этажа имелся роскошно отделанный салон и столовая I класса, а в кормовой – столовая II класса.
Особенно значительных успехов в строительстве пассажирских судов добивается пароходство Е. Мельниковой, а из старых компаний – пароходство Торгового дома «М. Плотникова и сыновья». Так, только за два года (1907-1908) Мельникова выпускает семь пароходов американского типа. Позднее она переделывает первенцы сибирского пассажирского флота «Кормилец» и «Волшебник» на двухэтажные с улучшенной отделкой.
Активно занимаются строительством пассажирских пароходов, Верхне-Иртышское товарищество пароходства и торговли. В итоге к 1915 году пассажирский флот в Обь-Иртышском бассейне вырос до 52 единиц, в том числе 32 парохода были американского типа.
Шли годы, рос и менялся пассажирский флот Иртыша. Теперь уже все пассажирские пароходы освещались электричеством, классные помещения отапливались паром. На пароходах американского типа имелись ванные, библиотека, пианино… К 1917 году большая часть флота принадлежала «Товариществу Западно-Сибирского пароходства и торговли». Так, в навигацию 1917 года это «Товарищество» содержало «срочные» пассажирские линии: Тюмень-Омск, Омск-Семипалатинск, Тюмень-Томск, Тюмень-Тобольск и другие.
В 1918 году после национализации флота произошли коренные изменения и на реках Сибири. К примеру, в навигацию 1926 года Сибирское государственное пароходство эксплуатировало 31 пассажирский пароход. Среди них – «Карл Либкнехт», «Ленинград», «Карл Маркс», «III Интернационал», «Дмитрий Гусихин», «Григорий Усиевич», «Яков Свердлов», «Пятый Октябрь», «Жан Жорес», «Коммунист»…
В 1934 году в Омске на правом берегу Иртыша, ниже устья Оми, были построены одноэтажные здания. Они стали первым в Омске речным вокзалом. В одном из зданий находилось 55 спальных мест для пассажиров, комната матери и ребенка, помещения для багажа и касс. Во втором корпусе зданий был ресторан «Якорь» и зал ожидания. Швартовка пассажирских пароходов производилась к стоечной барже, которая заменяла дебаркадер. Многие старые пароходы ходили по Иртышу и Оби в 40-е – 50-е годы. Всему бассейну стали известны капитаны пассажирских судов: П.И. Копейкин (пароходы «Урал», «Григорий Усиевич»), А.Д. Сургутсков (пароход «Михаил Калинин»), Я.Н. Парыгин (пароход «Яков Свердлов»), А.Ф. Зубарев (пароход «Карл Либкнехт»)…
Естественно, каждый пароход оставил свой след в истории Иртышского пароходства, а также в судьбах многих командиров пассажирского флота. Возьмем, к примеру, пароход «Карл Либкнехт» - пассажиры ласково называли его «Карлуша». Тогда этот пароход был самым большим среди грузопассажирских судов Иртышского пароходства. Пароход работал на линии Омск-Салехард, оборот составлял 20 суток, пассажировместимость – 580 человек. На корабле при любой ситуации были строгий порядок и дисциплина. С 1937 года капитаном на этом пароходе был Александр Фаддеевич Зубарев. Здесь в 1947 году проходил практику П.И. Копейкин, позднее он работал на этом пароходе III и I штурманом. Школу «Карла Либкнехта» прошли А.С. Куликов, М.А. Щенников, Н.М. Втюрин, братья Сургутсковы – Андрей Дмитриевич и Петр Дмитриевич, А.С. Новоселов, О.К. Дмитриев, В.С. Лихачев, В.И. Зусик, Ю.Г. Андросов, П.В. Лац и многие другие, которые позднее стали известными капитанами, механиками и штурманами. Они внесли свой вклад в развитие пассажирских перевозок в Иртышском пароходстве.

Капитан Алексей Уразаев   

К началу войны у Алексея Уразаева за плечами было семь классов школы и страстное стремление стать капитаном. В том же 1941 году поступил в Тобольское ремесленное училище, где через год получил специальность – судоводитель на малых судах. Так началась биография Уразаева – речника.
В первые военные годы работал матросом, учеником штурвального, штурвальным, учеником штурмана. В сорок четвертом году, когда пришло страшное известие о гибели на фронте отца, капитан И.Д. Смертин, у которого Уразаев в то время работал, посоветовал: «Иди в речное училище, у тебя никого из родных нет, а там все-таки полное гособеспечение». Так окончательно определилась его судьба.
В училище настойчивого, жадного до знаний Уразаева назначили командиром взвода. И по отзывам его однокашников «лучшего комвзвода, пожалуй, было не найти». Веселый, общительный, он многое пытался постичь. Старался не только отлично учиться, но и осваивал шахматы, разучивал чечетку, занимался спортом в секции тяжелой атлетики, с небольшой стипендии умудрялся откладывать деньги на культпоходы в кино, театры. Своим дружеским расположением, миролюбивым характером снискал симпатию не только среди сверстников, но и среди преподавателей.
Он настойчиво шел к своей цели и уже на следующий год после получения штурманского диплома встал на капитанский мостик. Исполнилась его заветная мечта в 1949 году.
В 22 года (!) Уразаев стал капитаном. После «СТ-10», где он отработал одну навигацию, в его флотской судьбе было только два судна, причем оба пассажирские – пароход «Григорий Усиевич» и теплоход «Чернышевский». Первый возглавил будучи еще очень молодым капитаном. А раз такой факт мог иметь место – значит, действительно, личность Уразаева была неординарной. Ведь просить за него и устраивать ему протеже было некому – он учился, работал и добивался всего сам, без чьей бы то ни было поддержки. А добивался, очевидно, нестандартным мышлением и нестандартным подходом к исполнению своих обязанностей. Ведь не зря же те, кто его знал, говорят, что именно с Уразаева началась новая эпоха капитанов пассажирского флота, появились новые подходы к работе с экипажем, с пассажирами. Он понимал: в пассажирских перевозках на первом месте должны быть их безопасность, на втором – культура обслуживания. В этом заключался успех в завоевании «своего» пассажира, того, кто предпочтет теплоход Уразаева любым другим пассажирским судам. Культура обслуживания – понятие многогранное, и включало оно многое. Капитан Уразаев внес в него еще один маленький штрих – создание художественной самодеятельности из членов экипажа и проведение концертов на борту судна и в местах стоянок. Подобного не было нигде. Единомышленниками и помощниками капитана оказался штурманский состав и весь молодежный экипаж. Кроме выступлений перед пассажирами во время межрейсовых стоянок, команда Уразаева давала концерты в саду завода им. Сталина, а также во всех пунктах от Омска до самого Салехарда: Таре, Тобольске, Октябрьском, Ханты-Мансийске, Березово. Везде концерты флотского экипажа ждали с нетерпением.
Если продолжить разговор о культуре обслуживании пассажиров, то помимо прочего, Уразаев вкладывал в это понятие еще и возможность экипажа поддерживать беседу с гостями судна на разные темы. Прогулки по реке совершали такие известные личности, как историк М.Е. Бударин, художник К.П. Белов и другие. Чтобы восполнить некоторые пробелы образования и пополнить запас знаний об истории нашего края, его географии, А.К. Уразаев вместе с I штурманом Н.И. Ланьковым принимал активное участие в работе Омского отделения Всероссийского географического общества.
В почете на теплоходе «Чернышевский» был и спорт. Капитан сам увлекался многими видами спорта, старался приобщить к этому команду и пассажиров. Частенько устраивались состязания с их участием. Ну, а в День работников морского и речного флота проходил настоящий спортивный праздник со шлюпочными соревнованиями, перетягиванием каната, с подъемом штанги, гирь… М.М. Цветков, работавший тогда на «Чернышевском» вторым штурманом, как раз и был ответственным за спорт. Он даже был приглашен в Москву на Всесоюзное совещание, посвященное развитию спорта на флоте. Там омский экипаж отметили и наградили переходящим вымпелом.
Алексей Камалович всегда стремился постичь новое, внести в общепринятое что-то свое, быть в числе первопроходцев. Немудрено поэтому, что он оказался среди первых студентов Омского УКП Новосибирского института инженеров водного транспорта. В 1962 году состоялся первый выпуск, и ему предложили место заместителя начальника судоходной инспекции. А через четыре года он становится руководителем ГРСИ. Пожалуй, лучшего кандидата на эту должность было не найти: принципиальный, он был объективен и справедлив в отношении нерадивых судоводителей, другим же всегда оказывал помощь.
В период его работы Обь-Иртышская судоходная инспекция поднялась на другой уровень. Именно тогда впервые внедрено патрулирование на теплоходах и организовано вертолетное патрулирование на участке от Омска до Усть-Ишима. Проделана огромная работа по привлечению общественности к проблеме безопасности судовождения. Для этого был создан институт общественных инспекторов судоходства.
К сожалению, Алексей Камалович рано ушел из жизни. Но все, кто его знал, благодарят судьбу за то, что свела их с этой яркой, неординарной личностью.
Нина ОЛЕНИЧЕНКО.

И юнги ходили в рейс   

В военные годы в Иртышском пароходстве работала школа юнг, в которой обучались дети речников, оставшиеся без родителей. Она располагалась на стрелке Оми и Иртыша, где сейчас находится речной вокзал. Начальником школы была Фаина Ильинична Мондрус, воспитатели Полина Яковлевна Чупина, Елизавета Ароновна Волкова. Нас в школе кормили, одевали во флотскую форменную одежду, водили строем на занятия в школу № 33 на улице Республики (теперь туда продлена ул. Ленина).
В летнее время мы проходили практику на судах. У школы был свой пароход «Омич» в составе Нижне-Иртышского пароходства. Численный состав школы был около сотни человек. Всем на «Омиче» мест не хватало, остальные юнги направлялись на другие суда – «Байдуков», «Ударник», «Слепнёв».
В 1946 году семь человек Костя Букреев, Виталий Кулишкин, Джон Креос, Борис Бутаков и другие были направлены на пароход «Ударник». Командовал тогда пароходом опытный капитан, отличный наставник Николай Васильевич Распутин.
Нас разместили в носовом кубрике на деревянных нарах без постельных принадлежностей. Мы находили крапивные мешки, набивали их соломой и в теплое время спали в кубрике или на копеже около парового котла, а нередко и за трубой парохода. Коллективного котлового питания на пароходах не было. Юнгам выдавали сухой паек, который мы довольно быстро поедали. После этого питались в основном картошкой, которую жарили на чугунной плите камбуза. Благо плита шуровалась углем круглые сутки.
В школе юнг учились братья Шуховы Анатолий и Николай, братья Хлоповы, братья Заки – Нолик и Фолик, Николай Ланьков, Владимир Дударев, Филимончик, Баженов, Староверов…
Запомнился один случай из практики на пароходе «Ударник». Как-то юнги собрались на обносе парохода перед каютой капитана Распутина. Обсуждали какие-то свои житейские проблемы и один из нас допустил нецензурное выражение с упоминанием матери. Николай Васильевич услышал, вышел из каюты, подошел к нам и в спокойном тоне провел с нами беседу о роли матери. Память о той беседе осталась у меня на всю жизнь.
Б. БУТАКОВ, ветеран труда.

Поздравляем юбиляров ноября!   

С 85-летием
Гришину Валентину Антоновну, ветерана труда Управления Иртышского пароходства.
Дрожжачих Михаила Поликарповича, ветерана труда Иртышкой РЭБ флота, участника Великой Отечественной войны.
Павловского Африкана Ивановича, ветерана труда Омского ССРЗ.
С 80-летием
Алексееву Анну Семеновну, ветерана труда Омского ССРЗ.
Шмакова Михаила Степановича, ветерана труда Управления Иртышского пароходства.
С 75-летием
Фролова Виталия Николаевича, ветерана труда Иртышкой РЭБ флота.
Чжу-де Бориса Ивановича, ветерана труда Омского ССРЗ.
Колчеву Раису Алексеевну, ветерана труда Омского ССРЗ.
С 70-летием
Гребенчука Анатолия Васильевича, ветерана труда Управления Иртышского пароходства.
С 65-летием
Дубовицкого Владимира Петровича, капитана-наставника Службы организации перевозок и безопасности судовождения.
Рыбченко Николая Ивановича, капитана – II поммеханика теплохода «Дмитрий Гусихин».
Фокина Николая Николаевича, ветерана труда Омского ССРЗ.
С 60-летием
Алексина Дмитрия Степановича, капитана-механика теплохода РТ-675 Большереченского порта.
Бову Владимира Васильевича, механика - сменного капитана теплохода БТ-111.
Шатову Наталью Ивановну, ветерана труда Омского ССРЗ.
Михееву Людмилу Васильевну, ветерана труда Управления Иртышского пароходства.
С 55-летием
Маеренко Галину Борисовну, инженера по комплектации оборудования ОМТС.
Соловьеву Татьяну Алексеевну, ветерана труда Омского ССРЗ.
Литвина Григория Григорьевича, капитана – II поммеханика танкера ТН-727.
Пактовского Владимира Борисовича, техника КБ по эксплуатации и ремонту оборудования.
С 50-летием
Коновалову Светлану Александровну, радиооператора танкера ТН-716.
Кайгородову Наталью Владимировну, ветерана труда Иртышской РЭБ флота.
Горячевских Станислава Георгиевича, капитана-механика теплохода «Восход-76».
Гололобова Виктора Васильевича, моториста – стропальщика «ДОК-451».
Перкова Сергея Геннадьевича, сменного капитана теплохода «Беломорский-23».
Макарова Александра Владимировича, сборщика корпусов корпусного цеха.
Поздравляем юбиляров ноября. Пусть холодное предзимье не омрачит ваших юбилейных торжеств!

На книгу "Чукотский рейс"   

ОБРАЩЕНИЕ К РЕЧНИКАМ И МОРЯКАМ
Наши читатели хорошо знали капитана дальнего плавания Геннадия Манушкина и как человека, и как автора очерков, путевых заметок.
Геннадий Георгиевич приготовил к печати книгу «Чукотский рейс», над которой работал почти десять лет. В ней собраны флотские рассказы, были, очерки, написанные морским штурманом, капитаном, капитаном-наставником Г. Манушкиным в разные годы. К сожалению, издать свой труд он не успел… 22 августа 2011 года Геннадия Георгиевича не стало.
В память о капитане Манушкине речники и моряки решили издать книгу «Чукотский рейс». Подготовительная работа к изданию книги завершается. В декабре рукопись будет сдана в печать. Но как скоро эта книга увидит свет, многое будет зависеть и от вас, уважаемые читатели, от вашей финансовой поддержки.
Деньги на выпуск книги «Чукотский рейс» вы можете передать капитанам-наставникам Иртышского пароходства (комната № 305, телефон – 31-85-55) или в редакцию (комната № 204, телефон – 31-87-09). Оплата безналичным расчетом ведется по следующим реквизитам:
ГП «Омская областная типография»
Инн 5504004660
КПП 550401001
Р/счет 40602810200500010007
ОАО «Плюс Банк» г. Омск
Кор/счет 30101810900000000783
БИК 045209783
(на книгу «Чукотский рейс»).
Все, кто окажет посильную помощь, получат книгу в первую очередь.
Редакционная коллегия.

Указ   

ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
О НАГРАЖДЕНИИ НИЖНЕ-ИРТЫШСКОГО ПАРОХОДСТВА ОРДЕНОМ ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
За выдающиеся заслуги в развитии речного судоходства в восточных бассейнах Советского Союза, в связи со столетием со дня его организации, наградить Нижне-Иртышское речное пароходство орденом Трудового Красного Знамени.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР
Н. ШВЕРНИК.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
А. ГОРКИН.
Москва, Кремль 31 августа 1947 г.

Из истории судоходства   

1847 год. Известный исследователь Виггипс через Карское море достиг Обской губы, но не отважился войти в нее и возвратился в Европу.
1876 год. Московское общество для содействия Русскому торговому мореходству послало шкипера Доля для измерения южной части Обской губы. В следующем году общество снарядило пароход «Луиза» под управлением Доля. Он прошел из Лондона в Обскую губу, а оттуда – вверх по Оби, Иртышу – до Тобольска.
1878 – 1879 годы. Издан указ снарядить техническую экспедицию для исследования южной части Обской губы на казенный счет. В августе 1878 года совершен первый обмен европейских и сибирских товаров в Омской губе у мыса Лидинзита в присутствии сибирского генерал-губернатора Н.Г. Казнакова.

Ноябрь - ворота зимы   

Ноябрь – конец осени, задумчивый, тихий и грустный месяц. Ушедший октябрь подарил нам немало по-осеннему теплых, солнечных дней. Но коротки дни золотой осени. Низкими тучами хмурится небо. Все чаще налетают холодные ветры, и мы все отчетливее ощущаем дыхание зимы.
В старину ноябрь называли «воротами зимы». Эти два слова во многом определяли характер последнего месяца осени. В одни ворота улетают последние стаи водоплавающих птиц, срываются последние листочки с продрогнувших деревьев, а в другие – стучится зима с морозами и снегопадами. Если в первой декаде ноября осень еще напоминает нам об ушедшем лете короткими оттепелями, то затем все чаще проявляется норов последнего месяца осени – морозцем пугает, пушистым снежком землю белит. Но настоящий снежный покров обычно приходит в третьей декаде ноября.
Все реже падают на землю лучи солнца. День к концу месяца сокращается и составит менее трети суток. Не зря в народе этот месяц называют еще сумерками года.
В природе все примолкло, притаилось, замерло. Жители леса уже приготовились к снегам и морозам. Надел белую шубку заяц. Она хорошо видна в обнаженном лесу. Вот и приходится бедняжке прятаться по колкам, оврагам, среди бурелома, в зарослях тальника. В конце октября в глухом осиннике неожиданно я повстречался с зайцем-беляком. Ох и дал он стрекача…
Переход от осени к зиме у русского народа относили к 4 ноября, на «Казанскую». Примет на это число сложено много и чаще всего о приходе скорой зимы. Считалось, что этот день «морозцам дорогу кажет». А за морозцами жди санного пути. На Руси в эту пору играли свадьбы.
По календарю ноябрь еще осень, а по характеру этот месяц ближе к зиме, особенно у нас в Сибири. Поэтому фенологи начало ноября называют «предзимьем». Ноябрь – сентябрю внук, октябрев сын, зиме – родной батюшка. И поэтому в старину ноябрь называли «воротами зимы». Но осень тоже упряма, никак не хочет сдавать свое хозяйство зиме. Нет-нет да и вырвется на волю осеннее тепло, радуя и человека, и птицу, и зверя. Но не надолго. Помнить народную примету надо, что, выезжая на колесах, полоз в телегу клади.
Ноябрь – «полузимник» постепенно сдает осеннюю вахту зиме, которую, конечно, все мы ждем, особенно дети. И очень надеемся, что зимушка-зима подарит нам много снегу, а дедушка-мороз не станет лютовать.
Г. НАГАЕВ.
 

Память души   

Так назвал свою книжку стихов бывший преподаватель Омского речного училища Евгений Тимофеевич Мешков.
Преподавать в Омском РУ Евгений Тимофеевич начал в 1955 году, сразу же после выпуска из этого учебного заведения. Полвека своей жизни он отдал старейшему речному училищу Сибири. И все эти годы Евгений Тимофеевич писал стихи с благословения курсанта Омского РУ, известного российского поэта Тимофея Белозерова. Лучшие стихи вошли в книгу, которая недавно вышла из печати.
В своем предисловии автор, объясняя заголовок, пояснил, что свои стихи он создавал для памяти друзей. А их у Евгения Тимофеевича немало.
В 2005 году Е.Т. Мешков ушел на пенсию и решил издать сборник стихов. Кроме стихов, в разные годы Евгений Тимофеевич написал три учебника по электрическим специальностям. Здесь и монтаж, и ремонт судового электрооборудования, и курсовое проектирование… А еще Евгений Тимофеевич очень любит копаться в своем саду. «Жить, - говорит Е.Т. Мешков, - надо хорошо и занятно, в этом и есть мое счастье»…
 

Памяти Л.И. Середкиной   

Речники Черлака в последний путь проводили ветерана труда Черлакской РЭБ флота Лию Ивановну Серёдкину.
Лия Ивановна тридцать лет своей жизни отдала одному предприятию Ирышского пароходства – Черлакской РЭБ флота. В 1958 году она окончила Омский политехнический институт по специальности инженер-технолог. А в 1959 году направили ее в Черлакскую РЭБ в планово-производственный отдел. Три десятилетия она руководила этим отделом.
В 1990 году Лия Ивановна ушла на пенсию. Она очень любила свою работу. Коллеги запомнили ее доброй, светлой, отзывчивой. Среди речников Черлака Лия Ивановна пользовалась заслуженным авторитетом. Они скорбят вместе с родными и близкими Л.И. Серёдкиной.
Не стало доброго и хорошего человека, но память о ней останется в сердцах всех, кто знал Лию Ивановну.

Разделы сайта