ИЗБРАН ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ГОРСОВЕТА
Впервые председателем городского Совета Омска избрана женщина. Руководить депутатским корпусом в ближайшие четыре с половиной года будет Галина Николаевна Горст.
Конкурировать, как и на прошлом заседании пришлось с коллегой по партии «Единая Россия» - Игорем Погребняком.
По итогам подсчета голосов Горст набрала 22 голоса, Погребняк получил 13. Исполняющий обязанности председателя, депутат Василий Мамонтов объявил об избрании спикера, и Галина Горст тут же приступила к исполнению своих обязанностей.
Поблагодарив коллег, она заявила:
– Я отлично понимаю, что кроме амбиций это кресло накладывает огромную ответственность на того, кто его занимает, прежде всего, перед нашими жителями. Я намерена также предпринять действия по сплочению наших позиций для решения общих задач, и как уже говорила ранее, сделать работу Горсовета более открытой для всех. Наконец-то вакантное место после выборов Вячеслава Двораковского мэром г. Омска перестало быть вакантным.
КАКОЙ ТРАНСПОРТ БЫЛ ПЕРВЫМ?
25 августа 1894 года Омск встречал первый поезд Западно-Сибирской железной дороги. Через три года в 1897 году уже было налажено регулярное движение поездов. Станция Омска оказалась на окраине города – 7 километров от центра. Надо было думать о транспортной связи с вокзалом и другими отдаленными районами города. Тогда единственным общественным транспортом были конные дилижансы, которые в народе прозвали «40 мучеников» из-за тесноты в салоне. Лишь спустя 20 лет, а точнее 28 октября 1924 года в Омске появились первые автобусы.
В середине тридцатых годов население Омска достигло 300.000 человек. Надо было кардинально менять схему перевозок горожан. 8 ноября 1937 года был пущен первый трамвайный вагон на линии Мясокомбинат – улица Лермонтова. Троллейбусы появились в Омске в 1955 году.
НАВИГАЦИЯ-2012 ЗАВЕРШЕНА
В конце октября зима напомнила о себе крепкими морозами. Но они для флота Иртышского пароходства уже не страшны. Последнюю точку в навигацию 2012 года поставил экипаж танкера «Ленанефть-2019» (капитан Ю.А. Кобзеев).
В этом году команда «Ленанефти-2019» перевозила светлые нефтепродукты. Корабль побывал во многих широтах Тюменского Севера, в том числе и в Дудинке, и в районе о. Диксон. Среди тех, кто закрывал нынешнюю навигацию был и экипаж ТН-739 (капитан М.А. Доценко).
Сегодня несут вахту дежурные суда – ОТА-970 (капитан В.С. Синчук) и ОТА-975 (капитан А.Н. Шевелев).
ПОДПИШИСЬ НА «РЕЧНИК ИРТЫША»!
«ПОЧТА РОССИИ» ПРОДОЛЖАЕТ ПОДПИСНУЮ КАМПАНИЮ НА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ 2013 ГОДА
Оформить подписку на газету «Речник Иртыша» на первое полугодие 2013 года можно в любом почтовом отделении г. Омска и Омской области.
Подписная цена на один месяц – 9 рублей, на полугодие – 54 рубля. Услуги по доставке газеты оплачивает ОАО «Иртышское пароходство».
Подписной индекс «РИ»: 53090.
Оставайтесь с нами!
СЕВЕРЯНЕ ЖДУТ СВОЙ ТЕПЛОХОД
ЗАВЕРШИЛАСЬ 56-Я НАВИГАЦИЯ «МЕХАНИКА КАЛАШНИКОВА»
31 декабря 1955 год «Механик Калашников» (строительный номер 13) сошел со стапелей ГДР. В следующем году Борис Яковлевич Токарев перегнал его на Иртыш. С тех пор «Механик Калашников» ходит по самой северной пассажирской трассе и, пожалуй, в самом сложном районе плавания.
Постоянными спутниками этого теплохода стали ветра, дожди и шторма. Но теплоход, несмотря на солидный возраст, с видимой легкостью преодолевает все северные «рифы» на его пути, точно по расписанию доставляет пассажиров в пункты назначения. Этот «белый лебедь», как прозвали северяне свой теплоход, преодолевает все северные трудности, потому что ничего лучше и надежнее для здешних трасс еще не построили. Было время, когда тюменцы хотели отказаться от услуг омских речников. Построили катамаран «Ямал», но он не прошел даже ходовые испытания. В полный штиль «Ямал» не смог развить скорость в 20 км/час. А что говорить о суровом «Мангазейском море», как прозвали бывалые речники и моряки Обскую губу. Похоже замены «Механику Калашникову» еще долго не будет.
Нынешняя навигация мало чем отличалась от предыдущих. Хотя отличие есть и очень существенное. К штурвалу теплохода пришел новый капитан Вячеслав Анатольевич Утышев, известный командир в Иртышском пароходстве. В разные годы он работал на теплоходах «Беломорский-17», «Беломорский-23», был I штурманом на «Ленинском Комсомоле», а последние 14 лет – капитаном теплохода «ОМ-379». Вячеслав Анатольевич – выпускник СПТУ-15, позднее окончил Омское РУ, Новосибирский институт инженеров водного транспорта. На флоте он несет вахту более 30 лет.
Экипаж теплохода «Механик Калашников» начал нынешнюю навигацию в июне. Теплоход арендовала Тобольско-Тюменская епархия. Ходили по маршруту Тобольск – Ханты-Мансийск – Омск. С середины июля началась привычная для экипажа работа на заполярной линии Салехард – Антипаюта. В этом году экипаж «Механика Калашникова», как и раньше, сделал 15 рейсов. Но спокойных, по замечанию капитана команды Вячеслава Утышева, не было ни одного. Как всегда, они сопровождались сильными ветрами, а нередко и крепкими штормами. Но экипажу этого теплохода к таким «подаркам» природы не привыкать. Подводить пассажиров, спешащим по своим делам, нельзя. Теплоход при любых погодных условиях должен прибыть в пункты стоянок по расписанию. Когда налетал шторм, старались идти вдоль берега «галсами». К штормам, вечным спутникам «Механика Калашникова», команда давно привыкла. От постоянной качки больше страдают пассажиры, работники ресторана. Многие члены команды, в том числе и проводницы Елена Мельникова, Маржам Байтимирова, Евгения Бардашевская имеют большой опыт заполярных вахт.
-Что касается командиров нашего экипажа, - подчеркнул капитан Утышев, - то в их судоводительском мастерстве сомневаться не приходится. Многие прошли хорошую школу, причем на теплоходе «Механик Калашников». К примеру, старший помощник капитана Андрей Михайлович Спасёнов работает на «Механике Калашникове» с 1995 года начинал с должности боцмана. Затем прошел все ступени судоводительского мастерства. Старший помощник капитана Александр Леонидович Засухин также получил судоводительскую закалку на теплоходе «Механик Калашников». Когда-то на этом теплоходе проходил практику моторист Сергей Рукавишников. Позднее он стал III помощником механика, а когда отработал здесь десять заполярных навигаций, по праву занял должность главного специалиста по механической части. Сергей Владимирович без отрыва от производства окончил Новосибирскую академию водного транспорта.
7 октября экипаж теплохода «Механик Калашников» возвратился в Омск из последнего рейса. После разоружения два члена экипажа были заняты текущим ремонтом теплохода, который по-прежнему с нетерпением будут ждать северяне.
Г. ВСТАВСКИЙ.
На снимке: капитан В.А. Утышев.
ХОККЕЙНАЯ АКАДЕМИЯ
В конце октября с официальным визитом в Омске был председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер.
По данным пресс-службы ОАО «Газпромнефть ОНПЗ» глава компании принял участие в запуске комплекса гидроочистки дизельного топлива и бензинов каткрекинта Омского нефтезавода. Во время этого визита Алексей Миллер вместе с губернатором Омской области Виктором Назаровым заложили первый камень в фундамент «Хоккейной Академии Авангарда». «Академия» будет построена на левом берегу Иртыша напротив «Арены – Омск». Строительство планируется начать в 2013 году, а закончить в 2015. «Академия» в Омске будет межрегиональной с филиалами в других городах, где находятся предприятия «Газпрома».
ДОРОГАМИ ВОЙНЫ И ТРУДА
24 октября участнику Великой Отечественной войны боевой медицинской сестричке, ветерану труда Иртышского пароходства Полине Петровне Кулаевой исполнилось 90 лет.
Жизнь, что быстрая река, бежит и не останавливается. Давно ли кажется было 50, 60, 75.., а вот уж и за девятый десяток перевалило. Судьба П.П. Кулаевой, как и многих ее сверстниц, схожа с той судьбой, которую пережил наш многострадальный народ. Особенно в годы Великой Отечественной войны. Жила Полина Кулаева на Волге, в Астрахани. После школы поступила в Астраханский медицинский институт. И тут нагрянула война. В сорок втором году она, словно черной тучей, подступила к ее родному городу.
- Мы все тогда были горячими патриотами своей Родины, - вспоминает Полина Петровна, - я, как и мои однокурсники, добровольцем пошла на фронт. После краткосрочных курсов медицинских сестер начались долгие и трудные вахты во фронтовых и эвакуационных госпиталях. Сначала в Астрахани, где она видела, как немцы бомбили ее родной город, как горела Волга. Затем молоденькую медицинскую сестричку направили в самое пекло Великой Отечественной войны – под Сталинград. Как могла, чем могла помогала Полина Петровна раненым солдатам: лечила, кормила и даже пела им песни. За долгие годы войны многое видела Полина Петровна людского горя, страданий, смертей. Видела разрушенные города, дотла сожженные деревни, бесформенные груды кирпича и щебня на месте, где совсем недавно красовались жилые дома, стояли фабрики, заводы, цвели фруктовые сады. И, конечно, до сих пор перед ее глазами стоит горящий Сталинград. Этот город походил на громадный огненный вулкан, из кратера которого день и ночь выбрасывался густой едкий дым, раздавался нескончаемый грохот орудий. Несколько месяцев над городом не гасло огненное зарево страшной войны.
- Тогда кажется каждый наш боец, - уверенно говорит Полина Петровна, - отчетливо понимал, что именно здесь, на берегах Волги, решался исход не только Отечественной войны, но и всей Второй мировой…
Полина Петровна прошла по многим фронтовым дорогам Сталинградского, Южного и 4-го Украинского фронтов. На ее военных дорогах было все: тяжелые бои, ранения, контузии. После Сталинграда особо запомнились медицинской сестре П. Кулаевой бои под Таганрогом. Раненых было столько, что в госпитале не хватало мест, клали их прямо на пол. Врачи и медсестры работали день и ночь без отдыха. За эти сражения Полина Петровна награждена медалью «За боевые заслуги». В ее фронтовой биографии были Астрахань, Сталинград, Ростов-на-Дону, Таганрог, Крым, Харьков…
А победный день сорок пятого года застал Полину Петровну в госпитале на польской земле. С 8 на 9 мая она дежурила.
- Рано утром, - вспоминает старшина медицинской службы П.П. Кулаева, - слышу шум, выстрелы, подумала, напал на госпиталь недобитый немецкий отряд. Выбегаю во двор, а там палят в небо наши солдаты, кругом кричат: «Сестра, сестра, война кончилась!». Все радуются, обнимаются, целуются. Это надо было видеть и слышать. Такое великое событие осталось в памяти на всю жизнь.
Из армии Полина Петровна демобилизовалась в октябре 1945 года. Ее муж был военным, поэтому Кулаевым пришлось поездить по разным уголкам страны. Помнятся Полине Петровне прожитые годы в Закарпатье, в небольшом городке Хуст. Здесь Полина Петровна была депутатом городского Совета, работала секретарем горисполкома. В Сибирь Кулаевы приехали в 1965 году. Как-то случайно фронтовичка Полина Петровна оказалась в отделе кадров Иртышского пароходства. И с тех пор при поддержке фронтовиков Р.А. Молькова и Н.И. Животкевича она работала в отделе кадров Управления Иртышского пароходства. В пароходстве, а точнее в редакции газеты «Советский Иртыш» работала ее дочь Галина Сергеевна Кулаева. Сейчас в Омске живет ее внук Константин, правнук Александр, которые гордятся свой бабушкой и прабабушкой.
За ратные подвиги в Великой Отечественной войне Полина Петровна награждена орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», многими юбилейными медалями в честь Дня Победы. В мирное время старший инспектор отдела кадров П.П. Кулаева награждена медалью «300 лет Российскому флоту», отраслевым знаком «Отличник речного флота».
Прошло лишь несколько дней после того, как Полину Петровну искренне и тепло поздравили с 90-летием со дня рождения самые близкие – дети, внуки, боевые товарищи. Поздравило со знаменательным юбилеем Полину Петровну руководство Иртышского пароходства. 24 октября коллеги из пароходства вручили юбиляру цветы, Почетную грамоту ОАО «Иртышское пароходство» и денежную премию.
Уважаемая Полина Петровна, редакция газеты «Речник Иртыша» еще раз поздравляет Вас с 90-летием, желает Вам доброго здоровья, душевного тепла, заботы близких. По нашим данным, среди речников Иртыша нет долгожителей, перешагнувших 100-летний юбилей. Так что дорогая Полина Петровна, на Вас вся надежда!
С юбилеем!
Г. ВСТАВСКИЙ.
ПОЗДРАВЛЯЕМ!
29 октября ветерану труда Иртышского пароходства Нине Васильевне Силантьевой исполнилось 97 лет.
В 1934 году Нина Васильевна окончила Сибирский техникум водных путей сообщения. Она прошла большой путь эксплуатационника – от Омска до Якутска на востоке, до Тазовского – на севере. В военные годы Нина Васильевна работала в диспетчерской Енисейского, а затем Нижне-Иртышского речного пароходства. После войны она переехала в Тару, где была дежурным диспетчером пристани. А в 1950 году Нина Васильевна уезжает на север бассейна. Четыре года она была здесь, на Тазе и Пуре, по сути дела главным диспетчером, руководила всеми северными перевозками в Иртышском пароходстве. А когда дети подросли, Нина Васильевна вернулась в Омск. Сначала работала дежурным диспетчером в Омском порту, а после этого инженером-экономистом в фабрике механизированного учета (ФМУ). Грамотный и опытный эксплуатационник без труда освоила новую должность.
На речном транспорте Нина Васильевна трудилась почти сорок лет. За многолетний труд она награждена орденом Трудового Красного Знамени, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Уважаемая Нина Васильевна, от всей души поздравляем вас с днем рождения, желаем вам доброго здоровья и удачи во всем!
«УТРЕННЯЯ ЗВЕЗДА» В ТАРЕ
В Тару приехал Юрий Николаев и провел здесь конкурс участников популярной на телевидении программы «Утренняя звезда».
В столицу северного Прииртышья съехались более 150 юных талантов, чтобы блеснуть своими способностями – вокальными и хореографическими. Вел концерт первого зонального отборочного тура народный артист Юрий Николаев. В творческую зону «Север» было включено 8 районов Омской области: Большереченский, Большеуковский, Знаменский, Седельниковский, Тарский, Тевризский, Колосовский и Усть-Ишимский. Предварительно во всех этих районах прошли отборочные туры.
Зрители, собравшиеся в районном Доме культуры, и жюри сумели оценить мастерство юных конкурсантов. Они выступали в разных жанрах. В программе были эстрадный вокал, танцы, народное пение. Имена победителей конкурса мы узнаем только после окончания всех зональных прослушиваний.
Победители областного конкурса «Утренняя звезда Омска» представят Омскую область в 2013 году в Каннах на XVI Фестивале российского искусства. Молодые «звездочки» выйдут на сцену с известными коллективами нашего региона, такими как Государственный русский народный хор и Омский государственный детский ансамбль.
В ЭТОТ ДЕНЬ
20 октября 1696 года Боярская Дума по настоянию Петра I приняла решение о создании регулярного военно-морского флота России: «Морским судам быть!». Этот день принято считать днем основания Российского военно-морского флота.
25 октября 1653 года при царе Алексее Михайловиче издан Таможенный устав, вводивший единую рублевую пошлину на территории России. С 1995 года в этот день отмечается День таможенников РФ.
27 октября 1893 года по инициативе министра финансов статс-секретаря С. Витте создан Отдельный корпус пограничной стражи Министерства финансов, призванный защищать интересы государства от тайного провоза товаров и от незаконного проезда и перехода различных лиц через границу Российской империи.
28 октября 1886 года под грохот пушечной канонады состоялось открытие статуи Свободы, подаренной Америке Францией в столетнюю годовщину провозглашения независимости.
30 октября 1905 года в Петербурге опубликован манифест императора Николая II, провозгласивший неприкосновенность личности, свободу слова, собраний, объединений и объявивший о созыве Государственной думы.
31 октября 1830 года Александр Сергеевич Пушкин сжег девятую главу романа «Евгений Онегин».
31 октября 1985 года в Омске сдан в эксплуатацию спортивно-концертный комплекс «Иртыш».
1 ноября 1851 года открылось движение по железной дороге Петербург – Москва. 192 пассажира путешествовали 21 час 45 минут.
С 1 НОЯБРЯ – НА 4-Х ДНЕВКУ
С 1 ноября вступает в силу приказ генерального директора «О вводе режима неполной рабочей недели в ОАО «Иртышское пароходство».
В нем говорится: в связи с продолжающимся финансовым кризисом ввести для работников ОАО «Иртышское пароходство» с 1 ноября 2012 года на срок до шести месяцев 4-х дневную рабочую неделю (понедельник, вторник, среда, четверг) с продолжительностью рабочего дня 8 часов.
Вместе с тем для тех, у кого сменный режим работы, сохраняется 5-дневная рабочая неделя.
СУДОМЕХАНИК ПО ПРИЗВАНИЮ
Этой весной не стало замечательного человека, в прошлом грамотного специалиста, знающего судомеханика, преданного флоту речника Леонида Петровича Лукашова. Он не дожил до своего 75-летнего юбилея совсем чуть-чуть. Собирались его поздравлять 28 октября. Но не успели…
К сожалению, мы часто не успеваем делать то, что задумываем. Мешает текучка, откладывание на потом. Позже каемся, ругаем себя за нерасторопность. Сегодня попытаемся исправить оплошность и вспомним добрым словом хорошего человека.
Леонид Петрович поступил в Омское речное училище в 17 лет. После его окончания был направлен в Черлакскую РЭБ флота вторым помощником механика парохода «Тимирязев», где вскоре занял должность механика. Толкового судомеханика заметили и назначили вначале групповым механиком, а затем заместителем начальника по эксплуатации. Однако двух лет хватило, чтобы Леонид Петрович понял: работа на берегу – не для него и в 1968 году он вновь возвращается на флот механиком – II штурманом «СТ-153». Именно эта самоходка становится для него вторым домом, да и как иначе воспринимать теплоход, на котором он проработал долгие 22 года.
Все, кто знал Леонида Петровича, утверждают, что он был грамотным специалистом, знающим и любившим свое дело. Леонид Лукашов воспитал не одно поколение толковых механиков, привив им чувство ответственности и долга. Безусловно, с подчиненных спрашивал строго, был требовательным, любил во всем порядок. Работая на самоходке, (а какие напряженные навигации были в период расцвета пароходства все помнят), он умудрялся десять лет обслуживать судовые механизмы так, что они не нуждались в капитальном ремонте. Вместе с мотористами занимался ремонтом машины в период навигации, выкраивая для этого такие редкие в те годы часы стоянок. Экономя средства, Л.П. Лукашов в течение многих лет ремонтировал свой теплоход популярным тогда методом горячей профилактики.
За достигнутые успехи и самоотверженный труд Леонид Петрович награжден орденами «Знак Почета» и «Трудовой Славы III степени», медалями «За доблестный труд», «Ветеран труда». Он имел почетные отраслевые знаки. В его трудовой книжке есть записи о сорока поощрениях пароходства.
Нынешнему поколению речников есть с кого брать пример.
Н. ИВАНОВА.
ЭТОТ ПАРОХОД ОСТАЛСЯ В МОЕЙ ПАМЯТИ
Прочитав статью А. Токарева под названием «Пароход «Ваули Пиеттомин» («РИ» № 15), я был до глубины души расстроен. Не верилось этому. Нам, школьникам Ямала, рассказывали, что Ваули Пиеттомин был революционером, борцом за свободу, за справедливую жизнь на севере и погиб от рук бандитов. Его именем назвали пароход. Я читал статью несколько раз, вдумывался в каждое слово, в каждое предложение. Статья написана с аргументами на ссылку Березовского окружного суда того времени, конечно, и на личные признания Пиеттоминым и Войтиным в содеянном. Приведенные факты, что Пиеттомин был разбойником того времени, главарем шайки, которая занималась грабежом коренных народов севера, меня сильно взволновали.
С 1949 года, когда я впервые вступил на палубу парохода «Ваули Пиеттомин», прошло 63 года. Этот пароход был близким и почти родным для меня судном. Он работал в Салехардском техническом участке пути, базировался в Салехарде, обслуживал путейских работников, бакенщиков, обстановочных старшин (мастеров пути): привозил керосин для освещения судоходной обстановки, выдавал заработную плату, обеспечивал работников пути мукой, сахаром, крупой, конфетами, одеждой, в том числе и форменным обмундированием. Участок работы у этого парохода был от Салехарда вверх до пристани Устрем, затем по протоке Нюрик в Большую Обь до Салехарда. Оттуда он уходил вниз до Нового Порта. Иногда приходил к нам с баржой, на которой размещались бакены, мигалки, баллоны, они ставились на перевальных и створных знаках (столбах) для освещения судоходной обстановки. В школьные годы три навигации я работал гребцом. Наш обстановочный участок был от пристани Азовы до пристани Устрем, протяженностью 100 км. Против течения поднимались в основном на пассажирских судах, привязывали свою лодку к корме парохода. Часто буксировал нашу лодку и пароход «Ваули Пиеттомин». В районе пристани Устрем мы отцеплялись от буксирного судна и следовали вниз по течению на гребях, выдавали бакенщикам керосин, краску для бакенов и столбов. Капитаном «Ваули Пиеттомин» был Александр Шалгин. Это был известный капитан на севере, интеллигентный, опрятный и строгий человек. У него была большая седая борода. Он всегда носил форменную одежду. С ним плавали его жена тетя Шура и внучка Клава. Когда его назначили начальником района обстановки (прорабом путевых работ), капитаном на пароходе «Ваули Пиеттомин» стал Ронжин, тоже известный капитан. Александра Шалгина проводили на пенсию, а начальником района обстановки назначили Черноногова Петра Степановича. Его жена Вера Сергеевна была кассиром, выдавала зарплату путевым рабочим. Она и по сей день проживает в Тюмени на Мысу. Ей сейчас 89 лет. П.С. Черноногов последние годы работал в Салехардском речном поту начальником пристани Лабытнанги, там он и похоронен. В память о Шалгине его именем назвали теплоход.
Механиком на пароходе «Ваули Пиеттомин» был Караульных Иван Дементьевич. Он до самого списания судна работал на этом пароходе. Его жена Караульных Александра Васильевна на этом пароходе была очень искусным судовым поваром. Работники техучастка хорошо знали об этом и часто просились в эту команду. Похоронили Александру Васильевну в Тюмени. Она жила у дочери Зинаиды Ивановны, которой сейчас 81 год. Она тоже живет в Тюмени на Мысу. Когда я напомнил ей про статью в газете, то она сказала: «Этот пароход был для меня вторым родным домом. После учебы в школе я каждый год летом плавала на пароходе со своими родителями». Она очень просила меня прочитать ей всю статью. Что я с удовольствием сделал.
Рулевым на этом пароходе работал Сергей Обливин. Он был известным спортсменом на севере, мастером спорта по лыжам. Занимал призовые места на областных соревнованиях. Помню, его лыжи всегда хранились на пароходе, подвешенные к потолку в пролете. В то время речников не называли рулевыми, а звали штурвальными. Когда в начале пятидесятых годов на Тюменском судостроительном заводе стали строить колесные пароходы 732 прокта, то головное судно назвали «Штурвальный». Почему-то тентовая палуба у него была сделана деревянной и покрыта равентухом (парусиной). Это был единственный пароход этого проекта с деревянной тентовой палубой.
Незабываемым для меня на пароходе «Ваули Пиеттомин» был 1-й штурман Паша Никуров. Я его звал дядя Паша. Когда мы ехали по своему участку пути, то я на его вахте приходил в рулевую рубку, и он мне давал порулить. Мне очень нравилось управлять пароходом, и я гордился таким доверием. Дядя Паша был очень добрым человеком, многое мне подсказывал, как рулить пароходом. Штурвальное колесо было большое, и когда я начинал гонять пароход то влево, то вправо, дядя Паша мне говорил: «Иди, Володя, отдохни, посиди в рубке». Я всегда с гордостью говорил, что впервые прикоснулся к штурвальному колесу на пароходе «Ваули Пиеттомин».
До сих пор хорошо помню, что находилось в рулевой рубке на этом судне. В рубке стояла рулевая паровая машина, покрашенная в темно-зеленый цвет. От этой машины всегда шло тепло. Особенно это радовало в осеннее холодное время. Кроме этого, там находились два высоких лоцманских стула. Один предназначался для штурвального, а второй – для вахтенного судоводителя. С правой стороны находилась переговорная труба для связи с машинным отделением. Капитанские мостики (ходовые мостики) с обоих бортов были также оборудованы переговорными трубами и тоже сделанные из меди. Тут же стояли медные рупоры для передачи команд при швартовых работах или постановке судна на якорь. Медные трубы и рупоры каждый день чистили песком. Эту работу выполняли матросы. В рубке стоял небольшой столик, на котором находился бачок с кипяченой водой под белым чехлом с алюминиевой кружкой на цепочке.
В то далекое время я знал всю пароходскую команду, в том числе и кочегаров, которые шуровали топку дровами, обычно таловыми. Потому что сосновые и березовые дрова предназначались только пассажирскому флоту.
Как бы не огорчало меня название судна, этот пароход навсегда останется в моей памяти. У парохода «Ваули Пиеттомин» даже гудок был особенный, и мы, путейцы, не видя его за поворотом, услышав гудок, могли безошибочно назвать: идет пароход «Ваули Пиеттомин».
Мне непонятно одно, как не могли разобраться с историей этого человека, когда присваивали пароходу имя и ставили в Салехарде ему памятник. Ведь чтобы дать название судну или улице в память о человеке, нужно было пройти много ступенек. Так после смерти известного, знаменитого капитана, участника Великой Отечественной войны, кавалера ордена Ленина и других наград, Куликова Александра Степановича, я написал рапорт начальнику пароходства о переименовании пассажирского теплохода «Тобол» на «Капитан Куликов». Резолюция была положительная. Но дальше дело почему-то не пошло.
Я выражаю особую благодарность Александру Петровичу Токареву, который изучил архивные материалы, касающиеся Пиеттомина, и открыл нам глаза на историю, связанную с именем этого парохода.
В. БЕЛОГЛАЗОВ,
ветеран труда, почетный работник транспорта России.
г. Тюмень.
БЕЖИТ РЕКА ЖИЗНИ
25 октября Анатолию Михайловичу Кочеткову исполнилось 75 лет.
В 1966 году он окончил Омское речное училище и по направлению пришел в Иртышскую РЭБ на танкер НТ-52. Это – первые отечественные танкера, построенные на Лене. Второй штурман Кочетков быстро шагал по карьерной лестнице. Через две навигации он уже исполняет обязанности I штурмана – I поммеханика на теплоходе «Быстрый», который водил плоты на Конде. Затем А. Кочетков капитан на БТ-157. И этот теплоход также был закреплен на плотоперевозках.
В 1961 году во флотской биографии Кочеткова начинается новый этап. Он окончил в Ленинграде курсы морских штурманов и получил направление на танкер НТ-54, который работал в северных широтах бассейна – в Обской и Тазовской губах. Танкер был закреплен на линии Салехард – Тазовское.
В 1964 году Анатолий Михайлович делает крутой поворот в своей флотской жизни. Он уходит на берег. Его избирают завотделом Иртышского баскомфлота, затем А. Кочеткова избирают секретарем баскомфлота, где работал четыре созыва. 16 лет он был секретарем Иртышского баскомфлота. За успешную работу в профсоюзе Анатолий Михайлович награжден знаком «Почетный работник ВЦСПС».
Анатолий Михайлович и сегодня, будучи на пенсии, не теряет связи с речниками, работниками Иртышского баскомфлота.
С юбилеем, Анатолий Михайлович! Доброго здоровья вам, благополучия и удачи!
В ТОБОЛЬСК НА ЯХТЕ «СИБИРЬ»
Яхтсмены-новички, да и просто непосвященные люди иногда считают, что управлять парусным судном несложное занятие. И, только получив первые уроки в борьбе со стихией, понимают всю глубину своего невежества. На спокойной воде управление небольшим судном не представляет особых трудностей. А вот в неблагоприятных условиях умение приходит лишь с опытом и практикой. Зато когда оно приобретено, появляется ни с чем несравнимое чувство уверенности в себе, наслаждение победой над стихией.
Курсанты Омского командного речного училища им. капитана Евдокимова В.И. уже в течение нескольких лет пополняют экипаж яхты «Сибирь», получая первый опыт хождения по реке. Капитан Сергей Борисович Щербаков и старпом Сергей Борисович Кикоть по достоинству оценивают способности юных речников, пришедших в Губернаторский яхт-клуб не только за романтикой, но и готовых к любой работе по подготовке яхты к походам.
Летом 2012 года омские яхтсмены были приглашены в Тобольск на юбилейные торжества, посвященные 425-летию старинного города. Курсанты Роман Хромов (ВП-21) и Сергей Быстров (СВ-23) с первыми весенними погожими деньками приняли участие в подготовке яхты к плаванию. 22 июня яхта «Сибирь» прибыла в Тобольск. Омичей встретили радушно, на пирсе собрались школьники, студенты, жители г. Тобольска. Наши ребята в составе экипажа яхты присутствовали на открытии мемориальной доски первому губернатору Сибири Матвею Петровичу Гагарину, посетили экспозицию художественных работ известного путешественника Федора Конюхова. Город впечатлил обилием храмов, доброжелательным отношением местных жителей.
Экспедиция в г. Тобольск носила не только познавательный, но и научный характер. На борту яхты находились председатель Омского регионального отделения Российского географического общества Игорь Алексеевич Вяткин и заместитель директора музея изобразительных искусств имени М. Врубеля Алексей Викторович Матвеев. Известно, что Омское региональное отделение Российского географического общества занимается проблемами рационального природопользования, охраны природы, исторических и культурных ценностей.
– От Тобольска до Усть-Ишима гористая местность, холмы и сопки, - рассказывает Сережа Быстров, - мы часто швартовались у отлогих берегов, археологи делали замеры, изучали местность. Мы тоже проявляли интерес к их работе, помогали им. По вечерам сидели у костров, жарили шашлыки, пели песни под гитару.
Все на яхте с большим уважением относились к флотским ребятам, только им капитан С.Б. Щербаков доверял управление яхтой, такелажную работу, вязание морских узлов.
К исторической роли города Тары сегодня проявляют интерес ученые и студенты из Томска, Перми, Челябинска, Якутска, активисты немецкого социального центра «Исток». Специалистам предстоит подтвердить догадку о том, что на берегу Иртыша и впадающей в него Аркарки люди жили
и до 1594 года, когда был основан град Тарский. Археологи включили Тару в список городов, предназначенных для сохранения древних архитектурных ансамблей, создания музейных комплексов, а также для целевого финансирования раскопок. Курсанты Омского РУ Сергей Быстров и Роман Хромов участвовали в этой исторической миссии. На их глазах студенты из Томска отыскали ржавый старинный нож, шахматные фигурки, серебряное кольцо…
Капитан яхты «Сибирь» Сергей Щербаков в своих интервью и публикациях делает акцент на том, что экипаж пропагандирует не только занятия парусным спортом, но и здоровый образ жизни, любовь к родному краю, чувство дружбы к сибирякам и другим жителям планеты Земля. Путешествие в Тобольск внесло бесценный вклад в развитие духовности и культуры, сохранение национального наследия народов Сибири.
Своим опытом, знаниями, яхтсмены щедро делятся с курсантами Омского командного речного училища. Слова заместителя директора музея изобразительных искусств имени М.Врубеля А.В. Матвеева: «Спасибо, вам за таких ребят!» говорят о многом. И прав капитан С.Б. Щербаков, когда говорит, что яхта «Сибирь» как учебное парусное судно воспитает еще не одну сотню мальчишек и девчонок, настоящих любителей флота российского. Именно из них вырастают будущие капитаны дальнего плавания, командиры речных судов, а может быть, и олимпийские чемпионы.
Елена БОНДАРЕНКО.
На снимке: курсанты на яхте «Сибирь»
КАПИТАНСКИЕ ВАХТЫ
Андрей Александрович Лыбенко из семьи водников. Всему бассейну известен его отец – Александр Петрович Лыбенко, который работал и на флоте, и на берегу – в Тазовском, Черлаке. А теперь уже более 30 лет несет вахту на судах Иртышского пароходства его сын - Андрей Александрович. Только на ТН-733 за его плечами 20 навигаций. Пришел на этот теплоход в марте 1991 года в должности механика – I штурмана. Через три года Лыбенко уже капитан.
Андрей Александрович доволен, как прошла нынешняя навигация. В мае экипаж ушел в первый рейс, а в середине октября возвратился в родной затон. За навигацию его теплоход успел поработать на Иртыше, Оби, в Обской губе. Экипаж ТН-733 под руководством А. Лыбенко доставлял нефтепродукты в Саранпауль, Болчары, Салехард, Сабетту и другие широты Ямало-Ненецкого автономного округа. За проявленный профессионализм в навигацию-2012 года экипаж танкера ТН-733 приказом генерального директора премирован в размере должностного оклада.
В 2011 году капитан А. Лыбенко награжден знаком отличия «За безаварийную работу на речном транспорте I степени».
Андрей Александрович Лыбенко – заядлый рыбак.
Два года назад он стал дедушкой. Растет внук Елисей, возможно, когда-то и он продолжит дело деда.
СЛОВО ПРОЩАНИЯ
23 октября 2012 года на 78-м году жизни скончался ветеран труда Иртышского пароходства Николай Васильевич Соловей.
Почти сорок лет своей жизни Николай Васильевич отдал иртышскому флоту. Он прошел большой путь на флоте от моториста до высококвалифицированного механика. В 1953 году Николай Соловей окончил РУ-7, а в 1959 году – курсы стажистов в Красноярском речном училище. После этого Николай Васильевич успешно работал судовым механиком на многих судах Иртышского пароходства. В его флотской биографии были ОТ-801, «Брусилов», «Гороховец», в разные годы нес вахты на скоростном флоте, а также на судах судоходной инспекции Обь-Иртышского бассейна – «Патрульном-7», «Заре»…
Ушел из жизни классный специалист, хороший семьянин и просто добрый человек, надежный товарищ и друг.
Выражаем соболезнования родным и близким Николая Васильевича. Скорбим вместе с вами.
Совет ветеранов Иртышского пароходства.
х х х
30 сентября 2012 года на 53-м году жизни скоропостижно скончался радиомеханик по ремонту радиоэлектронного оборудования Омского ССРЗ Герман Олег Владимирович.
За годы работы на заводе и в пароходстве О.В. Герман показал себя высоким профессионалом своего дела, патриотом речного флота, хорошим человеком. Речники потеряли классного специалиста, а семья – любящего сына, отца, мужа.
Все, кто знал Олега Владимировича Германа, глубоко скорбят по поводу безвременной кончины ветерана завода, просто замечательного человека и выражают соболезнование родным и близким покойного.
Память об Олеге Владимировиче Германе навсегда