Благодарность от "Ритэка"   

   
Генеральному директору ОАО
«Иртышское пароходство»
И.И. Яновскому

Уважаемый Иван Иванович!
Успешно завершена навигация 2008 года. ОАО «РИТЭК» при непосредственном участии Иртышского пароходства вывезло с Приобских месторождений 238 000 тонн нефти для последующей ее реализации Северным морским путем.
От имени ОАО «РИТЭК» сердечно благодарю всех речников, принимавших участие в перевозках нефти и, прежде всего, капитанов, экипажи танкеров: «Ленанефть-2002», «Ленанефть-2006», «Ленанефть-2023», «Ленанефть-2025», «Ленанефть-2026», «Ленанефть-2034», «Тимофей Белозеров» и ТН-719 за самоотверженный труд, высокий профессионализм, проявленные в ходе навигации.
Желаю вам здоровья, счастья, успехов в трудовой деятельности.
Выражаю уверенность, что и впредь мы будем плодотворно и взаимовыгодно сотрудничать с вашей судоходной компанией.
С уважением
генеральный директор В.И. Грайфер

Назначения   

Приказом генерального директора ОАО «Иртышское пароходство» И.И. Яновского с 21 октября 2008 года заместителем генерального директора по кадрам назначен Ведерников Павел Петрович.
х х х
С 15 октября 2008 года начальником службы безопасности судовождения назначен Тукиш Юрий Иванович.
 

Команде - спасибо   

Здравствуйте, дорогая редакция!
Навигация позади. А мы до сих пор под впечатлением от поездки на пассажирском теплоходе. Мы, четыре женщины – Абдрахманова Г.Х., Алабердиева М, Юмина Б.З., Яхина Р.Н. плыли до Салехарда в каюте 278 теплохода «Чернышевский», где проводницей была Петрик Валентина Никифоровна. От всей души благодарим эту замечательную женщину за доброту души, отзывчивость, за заботу во всех делах. И, конечно, огромное спасибо капитану Н.В. Ильину теплохода и его команде. Молодцы, ребята!
Попав в эту атмосферу, мне вспомнилось детство. Ведь какое-то время (4 года) мое детство прошло на пассажирском пароходе «Карл Либкнехт», где капитаном был А.Ф. Зубарев. До сих пор вижу его лучезарную улыбку, добрый взгляд, и как он угощал нас шоколадками. Дорожу и берегу его подарки: золотую и серебряную ложки. Пусть земля ему будет пухом!
Я, конечно, не поэт, но эти строки посвящаю команде теплохода «Чернышевский».
Спасибо вам, люди, идущие по волнам,
За душевную вашу теплоту,
За милые улыбки, за теплые взгляды,
Мы перед вами в огромном долгу.

Команда ваша – милые парни,
Счастья желаем от чистой души!
Живите вы долго, духовно богато,
И пусть вам удача сопутствует в пути.

С благодарностью –
Г. АБДРАХМАНОВА.

Успеть до морозов   

Нынешний октябрь, словно по заказу, - сухой, теплый, солнечный. Природа, будто спохватилась и отдает людям долги за дождливый, холодный сентябрь. Зачистникам такие погодные щедроты только на руку. При плюсовых температурах моющий раствор не остывает и промывка судов менее затратна и более эффективна.
К середине октября обычно абсолютное большинство судов Иртышского пароходства уже промыто и занимает штатные места зимней стоянки. Для промывки остается лишь несколько теплоходов. Но это самые тяжелые для зачистки суда: танкеры из-под сырой нефти и вспомогательный флот: суда-сборщики и бункербазы. В этот раз первый танкер из-под нефти подошел к НЗС 23 октября. Им оказался «Тимофей Белозеров», в его танках - 26 тонн остатка.
- И это не самый тяжелый случай, - встречают нас механик нефтезачистного комплекса Андрей Викторович Поздняков и механик НЗС Владимир Юрьевич Карабанов. – Но судить по одному судну, - насколько много остатка нефтепродуктов придется выгребать – сложно. Все зависит от качества нефти: с какой скважины ее качали, с какой глубины, отстаивалась ли она в отстойниках или напрямую шла в танки, какие примеси в нефти – песок, парафин, шлак… В каждом танкере по-разному. И каждый год – тоже по-разному. Так, в позапрошлом году было 470 тонн остатка, в прошлом – 150 тонн. Но это конечно, при том, что в 2006 году нефть перевозили одиннадцать «Ленанефтей», а в 2007 году – девять.
Механиков понять можно – конец октября, когда приходят танкеры из-под нефти, они ожидают с особой тревогой. Ведь танки от тяжелых фракций, парафинистых масел, песка, приходится зачищать вручную. А работа эта тяжелая, грязная и изнурительная.
- Полтора суток промывки у НЗС – это только полдела, и даже гораздо меньше, если судить по усилиям, - включается в разговор старший машинист НЗС Антон Вячеславович Ефремов. – После первичной промывки, когда смываются легкие фракции нефтепродуктов в спецнакопитель, мы еще моем «Ленанефть» больше суток. А все, что не вымылось у НЗС, остается на зиму. Опыт показывает, что зачищать лучше всего именно зимой, когда уже выпало достаточно снега. С палубы снег закидываем в лючата, равномерно разбрасываем по всему танку. Только так можно эту липкую массу набирать в ведра и вытряхивать ее через борт в специальную емкость. Ведра тяжелые – до 30 кг, поэтому на «веревку» - операцию по выемке ведра из люка, ставят физически крепких парней. Обычно это моя обязанность, - не без гордости добавляет Антон.
Но до ручной зачистки, в которой зимой принимает участие практически весь коллектив цеха, включая чистильщиков, обслуживающий персонал НЗС, тракториста, шофера, еще далеко. Пока «Ленанефть» из трех промывок и трех ручных зачисток, которые ей предстоят, проходит первичную осеннюю промывку. За это ответственна вся смена НЗС. Помимо вышеперечисленных, в нее входят помощник механика счала Иван Алексеевич Новиков и зачистник Юрий Александрович Завьялов. Для последнего все пока в диковинку – в цехе, как и на реке, он новичок. А вот флотский стаж Ивана Алексеевича – 37 лет. Всегда работал механиком на танкерах, в том числе на «Ленанефтях»-2033 и 2050. Так что всю кухню по промывке этих судов знает изнутри. Теперь в его должностные обязанности входит обслуживание всех механизмов НЗС, включение и выключение разных насосов: охлаждения, паровых и мониторных и, конечно же, непосредственно сама промывка. Вообще все люди в смене взаимозаменяемые, что сказывается на организации труда и конечном итоге.
За те полтора суток, что «Ленанефть» промывается, смене зачистников работы хватает. Они постоянно переносят от люка к люку шланги с моющим раствором, следят за равномерным вращением мониторов. Это необходимо, чтобы вымывались все углы, набор, перегородки. Кроме того, чтобы эффект от промывки был оптимальным, нужно поддерживать температуру моющего раствора в пределах 50 градусов. Пока на улице тепло – это не так сложно. Сегодня главное – успеть до сильных морозов провести механическую промывку судов. По прикидкам это произойдет к середине ноября. А что там приготовит нам сибирская погода?

Вся жизнь - с флотом   

9 ноября ветерану труда Иртышского пароходства, бывшему капитану, капитану-наставнику, профессору, академику Анатолию Васильевичу Шухову исполняется 80 лет.
Анатолий Шухов из потомственной флотской семьи, которая жила в Ивановом Мысу Тевризского района. В Иртышском пароходстве работали его отец и дед. В 14 лет он остался без родителей. А время тогда было суровое. Шел второй год Великой Отечественной войны. И таких сирот, как Толя Шухов, было в стране очень много. И, как всегда, на помощь сиротскому пареньку пришло флотское братство. В те годы на судах Нижне-Иртышского пароходства помощником капитана работал его старший брат Михаил. Он-то и похлопотал в отделе кадров пароходства за брата. Толю приняли на судоремонтный завод. Зимой работал в затоне, на санках подвозил в цех болванки снарядов. А летом постигал флотские азы на грузо-пассажирском пароходе «Ленинград», работал там учеником рулевого. Через год он – ученик штурвального. К молоденькому пареньку судьба была благосклонна. В 1944 году в Нижне-Иртышском пароходстве была открыта школа юнг, куда в первую очередь зачисляли бездомных флотских пацанов. Среди них оказался и Толя Шухов. Естественно, после окончания школы юнгам открывался прямой путь в Омское речное училище.
Так и получилось. В 1947 году Анатолия Шухова зачислили курсантом на судоводительское отделение. Годы учебы пролетели быстро. Началась самостоятельная флотская жизнь. Штурману Шухову и здесь повезло. Свои первые судоводительские уроки он получал на теплоходах: «Анастас Микоян», «Александр Суворов», «Механик Калашников», где капитанами были известные люди на Иртыше – В.И. Евдокимов, А.Г. Касьянов, В.И. Лашевич… Десять навигаций Анатолий Васильевич постигал мастерство судовождения. И в основном в северных широтах Обь-Иртышского бассейна. Он быстро шагал по профессиональной лестнице. Если в 1951 году А. Шухов был вторым штурманом на теплоходе «Анастас Микоян», то в 1957 году он уже первый штурман теплохода «Механик Калашников». А в навигацию 1962 года Анатолий Шухов уходит капитаном теплохода «Академик Шокальский». Через год Шухов – капитан пассажирского теплохода «Ленинский комсомол».
В пароходстве инициативного и требовательного капитана заметили и в 1965 году Шухова назначают капитаном-наставником Иртышского пароходства. В то время иртышский флот пополнялся скоростными пассажирскими судами на подводных крыльях, новейшим навигационным оборудованием. Конечно, требовался иной подход к подготовке судоводителей. На первом этапе в службе безопасности судовождения за капитаном-наставником Шуховым закрепили пассажирские суда. И он взялся за новое дело с присущим для Шухова энтузиазмом. Вместе с капитаном Н.И. Ланьковым Анатолий Васильевич проводил экспериментальный рейс на Иртыше теплохода «Метеор». Шухов был в составе Государственной комиссии по испытанию скоростных судов типа «Заря» и «Луч», которые проводились на Москве – реке. Он входил в комиссию по испытанию приборов ночного видения, которые проводились по линии «Морсвязьспутник» на трассе «Батуми – Сочи – Новороссийск» на судах «Комета».
А сколько раз капитану-наставнику Шухову приходилось выводить суда из ледового плена? В те годы капитаны-наставники, как правило, уходили из Омска в навигацию первыми сразу за льдом и возвращались в родной затон тоже позже всех – по шуге, а то и по первому льду. Будучи уже на пенсии, Анатолий Васильевич как-то вспоминал: «Когда у меня в Омске родился сын Колька, я в это время находился у Новой Земли, вместе с экипажем отстаивался от шторма». И таких ситуаций в его флотской жизни не сосчитать.
Напряженные навигации, северные штормы закалили характер Анатолия Шухова. Он стал высококлассным специалистом. В Иртышском пароходстве с каждым годом увеличивались грузовые и пассажирские перевозки. Пополнялся и флот. А для его эксплуатации требовались новые кадры. Судовые специалисты в основном приходили из Омского речного училища и Новосибирского института инженеров водного транспорта. Придавая исключительное значение подготовке кадров, в 1975 году начальником Омского речного училища был назначен опытный капитан-наставник Иртышского пароходства Анатолий Васильевич Шухов.
И здесь Шухов остался верен себе. Он целеустремленно заботился об укреплении материальной базы речного училища. При Шухове было построено курсантское общежитие, вступил в строй плавательный бассейн «Водник». Чего это стоило, может понять только тот, кто причастен к капитальному строительству.
С 1980 года в жизни Анатолия Васильевича начинается новый этап. Он руководит Омским заочным факультетом НИИВТа, а позднее, А. Шухов – директор Омского филиала НГАВТа. С завидной настойчивостью он и на этом посту продолжил «пробивать» и решать труднейшие вопросы по укреплению учебной базы Омского филиала. Огромная заслуга А.В. Шухова в том, что в Омске было построено современное здание, где разместилась учебная база Омского филиала НИИВТа. Благоадря чему в Омске – началось очное обучение механиков, экономистов и электромехаников.
Анатолий Шухов не только прекрасный судоводитель, отличный руководитель учебных заведений флота, он еще и ученый-практик. Он без отрыва от производства окончил НИИВТ, а позднее защитил диссертацию и опять же по флотской теме: «Радиолокационная проводка судов».
Еще в пору работы капитаном-наставником А.В. Шухов провел ряд натурных испытаний по применению НРЛС, им же разработаны практические рекомендации судоводителям. Некоторые из них легли в основу существующих Правил плавания. Анатолий Васильевич принимал участие в Государственных комиссиях по испытаниям новых судов и навигационной аппаратуры. Выступал с докладами на многих научно-практических конференциях. Он – автор 50 научных трудов и учебных пособий по организации работы флота и по подготовке инженерных кадров. И, видимо, не случайно он удостоен редкой медалью «За развитие науки России».
Большой и сложный жизненный путь прошагал юнга Шухов за 58 лет работы в Обь-Иртышском бассейне. Благодаря самоотверженному труду, упорству, высокой квалификации Анатолий Васильевич Шухов добился больших высот как на флоте, так и в науке, став профессором и академиком Российской академии естественных наук.
Коллективы Иртышского пароходства, Иртышского филиала водной академии, друзья и коллеги сердечно поздравляют Анатолия Васильевича с юбилеем. Они желают ему здоровья, побольше светлых, радостных дней, тепла и заботы любящих его людей!
Г. ВСТАВСКИЙ.
 

Не стареет флотская дружба   

Первого сентября 2008 года исполнилось 60 лет, как мы стали курсантами штурманского отделения Омского речного училища.
Разношерстная, в основном деревенская беднота (во взводе было только трое городских), пережившая труднейшие голодные военные и послевоенные годы, получила форменное обмундирование, регулярное питание и чистую постель в кубрике общежития на улице Профессиональная №1 (ныне улица Иосифа Броз Тито).
Учёба продолжалась четыре с половиной года. Эти годы были трудными, но очень интересными. До сих пор помню имена преподавателей, которые не только учили общеобразовательным и специальным дисциплинам, но и воспитывали нас.
Это - Евгения Семёновна Юша, Юлия Николаевна Колосова, Серафима Наумовна Рабинович, Олег Петрович Краузе, Александр Никонович Молчанов, Михаил Антонович Фиалко, Василий Степанович Береснев, Бронислав Франциевич Ленкевич, Борис Дмитриевич Квасников, Виктор Дмитриевич Пода-Чикаленко, капитан учебного парохода «Сталинабад» Ануфрий Николаевич Святов.
Флотскую военную дисциплину нам прививали офицеры военной кафедры: полковник Григорьев, подполковник Петренко, капитан III ранга Баскин, капитан-лейтенант Ровкин, лейтенант Голиков, мичман Кузьмин.
Большинство курсантов нашего взвода навсегда связали свою судьбу с флотом, с Иртышским пароходством. Правда, часть выпускников нашей группы была направлена в Западно-Сибирское и в Верхне-Иртышское пароходства.
Я горжусь тем, что мне довелось учиться, работать и дружить с известными в пароходстве капитанами. Среди них - Андрей Жгир, Мэльст Молодых, Леонид Крашенинин, Виталий Чернаков, Виктор Юдин, Леонард Триманов. Из тридцати двух выпускников штурманского отделения двенадцать человек стали капитанами.
Интересна судьба некоторых наших сокурсников. Михаил Михайлович Цветков стал кандидатом технических наук, членом-корреспондентом Академии наук, преподавателем Академии водного транспорта. Кандидат технических наук Леонард Триманов изобрёл, а затем испытал изгибаемый кильватерный состав барж, преподавал в институте, Александр Токарев, член Союза писателей, несколько лет был ответственным редактором газеты «Советский Иртыш», директором Омского книжного издательства, написал несколько книг о речниках. Его «Былицы» читаются с большим интересом и удовольствием.
Крепкими физическими данными и организаторскими способностями обладал Василий Громыко. Он был старшиной шлюпки, под его руководством мы были победителями областных соревнований. При прохождении стажировки на тральщике Тихоокеанского флота во Владивостоке мичман Громыко исполнял обязанности морского штурмана. А это для курсанта речного училища большая честь. Он стал чемпионом ЦС «Водник» по классической борьбе, Заслуженным мастером спорта СССР, Заслуженным тренером. Громыко был ректором Омского института физкультуры, затем был переведён в Москву и назначен заместителем председателя республиканского комитета физической культуры. И те, кто получил флотскую закалку в речном училище, но позднее перешли на береговую работу, тоже сохранили верность нашей дружбе. Среди них - Георгий Худорожко –начальник производства завода имени Попова и Сергей Ефимов – старший инженер-технолог Омского завода синтетического каучука. Однокурсники периодически встречаются в Омске. И нынче встреча, посвящённая 60-летию поступления в Омское речное училище, состоится после закрытия навигации.
Борис Бутаков, выпускник ОРУ 1952 года.
 

Дирижеры реки   

Завершается 162-я навигация на Иртыше. На 1 ноября все суда Иртышского пароходства возвратились в плановые пункты зимовки. Идет зачистка и разоружение флота.
И в этом году судовые экипажи выполнили все заявки на перевозки грузов, в том числе и на Крайний Север бассейна. В общей трудовой победе велика роль диспетчерского аппарата.
Игорь Васильевич Будай с 1996 года работает в Службе перевозок и движения флота Иртышского пароходства. Он – главный диспетчер смены. А от четкого и оперативного руководства движением флота во многом зависит ритм навигации. Поэтому в диспетчерском аппарате работают грамотные и опытные специалисты. К примеру, Игорь Будай прежде, чем стать диспетчером, на себе испытал все прелести флотской жизни. В 1983 году, окончив Омское РУ, молодой специалист получил направление в Черлакскую РЭБ флота. Нес вахты на буксирном теплоходе РТ-624. После службы в Армии вернулся на флот, но теперь уже на суда, приписанные Омскому ССРЗ. Работал на сухогрузном флоте. На теплоходе «Галица» от второго штурмана дошел до капитана. В его флотской биографии были теплоходы «Пржевальск», ОТА-908… Без отрыва от производства Игорь окончил НИИВТ. Словом, прошел хорошую школу профессионального мастерства. Его знают многие командиры флота, среди которых диспетчер Будай пользуется заслуженным авторитетом.

"Летучий" Шульман   

Летучими прозвали те парусники и другие плавучие объекты, в том числе людей, которым не по душе близость берега, они постоянно находятся в бесконечном странствовании, нисколько не боясь морской стихии. Их ничто не берет – ни штормы, ни рифы и… ни время.
Вот к таким постоянно ищущим и стремящимся в рейсы с полным правом можно отнести Юрия Иосифовича Шульмана, выпускника Омского речного училища 1958 года, капитана дальнего плавания, опытного ледокольщика.
Если бы в реестре Гинесса была такая строка – действующий капитан не по должности и званию, а по времени, проведенному на реках и морях, то, несомненно первенство было бы отдано Юрию Иосифовичу. Его судоводительский стаж уже перевалил за пятьдесят!
Вспоминаю Диксон, август 1991 года. Рейд этой прекрасной северной гавани, уставленный речными коробками, ожидающими благоприятной погоды для плавания на восток. Среди них ниш омский караван с ледоколом «Капитан Чудинов». К нам с деловым визитом прибывает капитан енисейского ледокола, который ведет две баржи перегоном на Лену. Чувствуется, что человек с немалым капитанским стажем новичок не только в Арктике, но и в навыках по изготовлению буксирной надежной линии. Енисеец уже наслышан о большом опыте Шульмана по буксировочным операциям в морях Северного Ледовитого океана. И его надежды оправдались: Юрий Иосифович подробно дал необходимые консультации, свои слова подтвердил им же начерченной схемой.
В ноябре нынешнего года капитану Шульману исполняется семьдесят. Человек, достигнув такой планки, начинает более внимательно обозревать пройденный по жизни путь, как моряк всматривается в оставленный судном кильватерный след.
Шульман приехал в Омск из алтайского городка Камень-на-Оби в 1955 году с робкой надеждой – поступить в Омское речное училище. Он вырос без отца, мать все время была занята работой. Юрия влекла в училище давняя мечта – стать судоводителем. Благополучно он проходит испытательные шлюзы и его одного из пяти земляков зачисляют на желанное судоводительское отделение. Уже первая практика в должности штатного рулевого проходит в Обской губе на буксирных судах.
Просторы уникального по расположению и разнообразию природных богатств залива Карского моря очаровали алтайского паренька, и он в дальнейшем связывает с Заполярьем всю свою жизнь.
Закончив обучение в «ракушке» и отмахав положенные четыре месяца стажировки на Тихоокеанском крейсере, Юрий Иосифович начинает штурманить на мощных полуморских буксировщиках: «Россия», «Александр Суворов», «Академик Шокальский». В 1966 году уже капитаном переносит зимовку в бухте Новый Порт. Его учителями на капитанском мостике были такие корифеи иртышского флота – И.М. Баньков, А.Г. Касьянов, А.В. Шухов. Первое капитанство на «России» было недолгим: легендарный теплоход вскоре отправляют на холодный отстой. Молодому капитану доверяют командование единственным в огромном Обь-Иртышском бассейне ледоколом «Обь».
Мое первое знакомство с капитаном ледокола и его экипажем произошло осенью в 1971 году. Ураган выбросил на берег в Обской губе два судна с ценным грузом, и мы до самого ледостава вели спасательные работы. Я встретил в лице капитана доброго советчика, который хорошо знал местные условия и возможности своего судна. Операция закончилась успешно – весь груз был спасен и доставлен получателю.
Годы, проведенные на «Оби», создали Юрию Иосифовичу заслуженный имидж. Еще бы! Первым экипаж «Оби» покидал затон, затем освобождение Иртыша и Оби от ледового плена, а возвращалась «Обь» в родной затон обычно в конце ноября. Причем большую половину навигации ледокольщики проводили в морских условиях. Люди терпели с верой в своего кормщика, а он их никогда не подводил, заботился о качественном питании, умел вовремя шуткой разрядить напряженную обстановку. Проводка транспортных судов во льдах, спасательные работы, обеспечение морских перегонов… И так из года в год.
В 1972 году труд капитана Шульмана был отмечен высокой правительственной наградой – орденом Трудового Красного Знамени. Чуть позже он получил звание «Специалист высшего класса», медаль «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса в Западной Сибири», стал лауреатом ВДНХ СССР. А в 1995 году капитан дальнего плавания Ю.И. Шульман был удостоен высокого звания «Заслуженный работник транспорта Российской Федерации».
Незаметно подошел срок списания старенькой «Оби», которая прослужила верой и правдой иртышскому флоту 20 лет, а Юрий Иосифович принимает мощный ледокол «Капитан Чудинов» финской постройки. Четверть века капитан Шульман несет вахты на этом ледоколе, который сейчас волею судьбы оказался в водах Каспийского моря, где омичи под командованием Юрия Иосифовича обеспечивают безопасную эксплуатацию буровых нефтяных установок.
Экипаж ледокола и его капитан немало сделали по доставке объектов стратегического значения – крупногабаритных суперблоков в Ямбург, за что Юрий Иосифович становится лауреатом премии Совета Министров СССР.
Скромность и умеренность в привычках, постоянное совершенствование в своей специальности, завидное трудолюбие, а главное – неослабевающая любовь к выбранной профессии – все это присуще ветерану иртышского флота.
Мы, капитаны и товарищи Юрия Иосифовича по совместной работе, от всей души поздравляем его с днем рождения и традиционно желаем ему семь футов под килем и, конечно, крепкого здоровья.
Геннадий МАНУШКИН, капитан дальнего плавания.

Слет юных карбышевцев   

2 ноября в Омске собрались юные карбышевцы. На свой 21-й слет приехало 30 делегаций из всех уголков России и стран СНГ.
Юные карбышевцы побывают в гостях у омских кадетов, в танковом училище, в школах Омска и, конечно, в сквере Героя Советского Союза, генерала и большого ученого Дмитрия Михайловича Карбышева. К памятнику бесстрашного генерала юные карбышевцы возложат цветы. В Омске его именем названы улица, железнодорожная станция, а совсем недавно по Иртышу и Оби ходил пассажирский теплоход «Генерал Карбышев», капитанами которого в разные годы были А.С. Куликов и В.П. Белоглазов.

Художник за штурвалом   

Так называется книга о художнике – речнике Петре Дмитриевиче Сургутскове, презентация которой состоялась 11 октября в Омском речном училище. Книга вышла в свет благодаря инициативе его флотских друзей при спонсорской поддержке речников Иртышского пароходства и ФГУП «Земля».
А начиналось все три года назад. Скажу сразу, когда бывший наш речник, а ныне моряк «Палмали» А.П. Иванов обратился ко мне по рекомендации омского писателя А.П. Токарева с просьбой написать текст для альбома репродукций, я опешила.
Для меня все было внове. Во-первых, я никогда не писала о художниках. Для того, чтобы анализировать работы мастера необходимо, если не полное погружение в его творчество, то хотя бы частичное знание материала. Я же Петра Дмитриевича не знала и картин его не видела. Поэтому долго отказывалась, боясь, что не справлюсь, но все-таки решилась. В основном из-за того, что мне импонировало желание Александра Иванова отдать дань уважение и оставить память об этом самобытном художнике.
Я была поставлена в жесткие условия: мне приходилось анализировать картины, опираясь только на видеосъемку, которую А.П. Иванов производил дома у Петра Дмитриевича с его разрешения, поскольку сами картины были вывезены в Иркутск родственниками П.Д. Сургутскова сразу же после его смерти. Помногу раз, просматривая видеокассету, я старалась среди прочего уловить взгляд, улыбку, настроение хозяина квартиры Петра Дмитриевича, чтобы понять, каким же все-таки человеком он был. Ведь из характера человека, его мироощущения и формируется творческий почерк художника.
Работа над текстом, скажу честно, шла трудно. Но я от нее не отказалась, о чем сейчас держа в руках такое роскошное издание, не жалею. Жалею лишь об одном, что не знала Петра Дмитриевича при жизни. Так бывает – не свел его величество случай с хорошим человеком, что-то важное, поучительное, интересное прошло мимо тебя.
Не знаю, испытали ли подобное чувство курсанты училища, присутствующие на презентации. Надеюсь, что да. Во всяком случае, организаторы презентации, помимо знакомства ребят с творчеством самобытного художника, думаю, имели цель разбудить в них интерес к любым творческим, ярким, ищущим натурам.
Недаром ветеран училища Г.И.Мариневич, которая вела презентацию, представляя очередного гостя, не уставала напутствовать молодежь:
- Посмотрите на них, ведь это все выпускники нашего училища. Задумайтесь, какие высокие задачи они ставили перед собой и как сумели их достичь! Учитесь и вы с первых шагов видеть прекрасное, соприкасаться с ним, запоминать и аккумулировать встречи с интересными людьми.
А таких людей в зале было много. О своем сверстнике, с которым училась в одно время в стенах училища, рассказала Г.Г. Муравьева, писатель А.П. Токарев вспоминал, как работал с П.Д. Сургутстковым на пассажирском пароходе «Карл Либкнехт» и рассказал о главных темах его творчества. Речники – художники П.А. Тышкевич, В.П. Семененко, Г.В. Мищенко поведали о том, как вместе учились художественному ремеслу и выезжали на пленэры. Выступали и гости – люди, далекие от речных специальностей, художники: бывший летчик – истребитель М.И. Парубкин и бывший директор колледжа транспортного строительства Е.К. Голдобин.
Все выступающие подчеркивали главную черту характера Петра Дмитриевича – его скромность. А я сидела и думала: «Как бы он отнесся к такому помпезному мероприятию?». И решила, что положительно. Ведь в зале не было посторонних. Здесь собрались его друзья, единомышленники, коллеги по работе, те, кто хорошо знал его и творил вместе с ним, те, кто искренне рад теперь за увековечение его памяти.
Презентация была организована очень интересно: воспоминания о Петре Дмитриевиче чередовались со стихами курсантов и песнями самодеятельного коллектива ветеранов училища под руководством концертмейстера В.С Назаренко. В зале демонстрировались слайды с полотен П.Д. Сургутскова.
В заключение заместитель директора Иртышского филиала НГАВТа по среднему профессиональному образованию Б.И. Полевко поблагодарил авторский коллектив книги за достойную работу, всех ветеранов – речников и ветеранов – художников, персонально В.П. Семененко за подаренную училищу картину, всех гостей, пожелавших принять участие в мероприятии. А также выразил надежду, что сегодняшние курсанты, возможно, когда-нибудь придут в зал училища, на подобные встречи, как состоявшиеся творческие личности.
После презентации ко мне подошла М.Н. Шашкова из отдела искусств библиотеки им. А. Пушкина:
- Разрешите высказать вам восхищение. Подобные книги у нас, к сожалению, почти не издаются. И тем ценнее она для культурного наследия и Омска, и Западной Сибири в целом. Я смутилась, сказав, что виновника события, к сожалению, сейчас нет в Омске. Александра Петровича Иванова, автора идеи, разработчика проекта издания, так долго ожидавшего презентации, вызвали в рейс.
Пользуясь случаем, хочется выразить особую признательность А.П. Иванову за то, что он задумал и воплотил в жизнь издание этого альбома. Я помню, когда мы впервые встретились, он еще и сам толком не понимал, в каком виде это будет. Но то, что будет – знал твердо. За целеустремленность, за меценатство (а часть средств, потраченных на издание, личные Иванова), за память, наконец, большое человеческое спасибо.
P.S. Незадолго до презентации заведующая музеем ОРУ Елена. Бондаренко познакомила курсантов с альбомом П.Д. Сургутскова. Творчество этого художника вдохновило некоторых их них. Свои стихи они прочли на презентации. И это лишнее подтверждение того, что присутствие художника на земле не заканчивается со смертью, оно продолжается не только в его работах, но и в откликах на них.
Сегодня мы публикуем стихи, написанные курсантом группы СМ-23 Иваном Семиклетовым:
Художник за штурвалом…
Штурман за мольбертом…
И целой жизни мало,
Чтоб рассказать об этом.
Два брата Сургутсковы –
Легенда и реальность.
Быть как они готовы,
И смело смотрим в даль мы.
Хотим увидеть дали,
Что видели они.
О чем они мечтали,
Тех маяков огни…
Художником быть сложно, -
Не каждому дано.
А речником – возможно,
Нам это суждено.
На братьев Сургутсковых
Равняется курсант.
Картин не будет новых…
Но в старых жив талант!
Весь флот на их полотнах,
Природа вековая…
Как в реках многоводных
Течет, все отражая.
Два брата – живописцы,
Богатыри речные!
Училище гордится,
Что есть у нас такие!

Медали Андрея Телешко  

9-13 октября в г. Архангельске проходило Первенство Мира и Европы по гиревому спорту среди мастеров-ветеранов. Проводил эти соревнования Международный союз гиревого спорта.
В соревнованиях приняли участие более 300 ветеранов гиревого спорта из многих стран мира. От Омской области в Первенстве Мира и Европы выступали шесть спортсменов, в том числе два речника – механик плавбазы «Закамск» Иртышского пароходства Андрей Телешко и начальник котельной Омского района водных путей Борис Петров.
За флаг России и честь державы отлично выступили оба речника. Андрей Телешко привез из Архангельска девять медалей – семь золотых и две серебряных. Спортсмены поднимали по две 16-килограмовых гири. Их подъем был ограничен по времени. Нужно было выполнить несколько упражнений – рывок, толчок и толчок в длинном цикле. Во всех этих упражнениях, а также в двоеборье присуждались медали различного достоинства. У Андрея Телешко семь первых мест, например, в двоеборье (рывок и толчок) в Первенстве Мира и Европы он занял I место с результатом 114 подъемов. И в других видах гиревого первенства он далеко обошел своих соперников. В ряду богатырей и Борис Петров. У него также несколько медалей разного достоинства в своей весовой категории.
Андрей Антонович Телешко давно уже занимается гиревым спортом. Он один из первых среди омичей завоевал высокое звание «Мастер спорта СССР» по гиревому спорту.
Выпускник Омского речного училища Андрей Телешко 43 года отдал иртышскому флоту: 28 навигаций он работал на скоростном пассажирском флоте и уже 6 навигаций – на плавбазе «Закамск».

Разделы сайта