С праздником, защитники Отечества   

23 февраля – официальный государственный праздник. Прежде всего, это праздник настоящих мужчин, кто в разные годы служил в Советской, затем в Российской Армии, на Военно-Морском Флоте. И, конечно, солдат – ветеранов, кто с оружием в руках защищал свое Отечество в годы Великой Отечественной войны, как и всех участников боевых действий на Кавказе, в Афганистане.
В канун Дня защитника Отечества поздравляем ветеранов Великой Отечественной войны и всех мужчин, кто отдал свой священный долг в рядах Вооруженных сил Советской и Российской Армии, нес вахту на судах Военно-Морского Флота.
Здоровья Вам, счастья, успехов, дорогие защитники Родины! С праздником, речники!

Рядом с нами   

Мы любим читать о подвигах, о доблести, о славе. И, порой, так мало знаем о тех, кто живет и трудится рядом. Торопимся, вечно спешим, наспех встречаемся, легко расстаемся. А потому не знаем, что рядом с нами есть люди, которые когда-то совершили настоящие подвиги, рискуя жизнью. За что в мирное время они были награждены боевыми орденами и медалями.
Каждый из нас, проходя проходную Иртышского пароходства, не раз замечал приветливых, всегда одетых по форме работников ЧОПа «Зенит». Но, думаю, мало, кто знает, что среди них есть и такие «зенитовцы», кто, не участвуя в боях, получили высокие государственные награды.
Восьмой год работает в охране пароходства старший прапорщик Запевалов Леонид Иванович, исключительно ответственный сотрудник охраны подразделения, при этом не лишен чувства юмора, человеческой доброты.
Совсем недавно я случайно узнал, что Леонид Иванович награжден боевым орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу на пожаре». Долго я пытался «расколоть» старшего прапорщика, за какие же заслуги в мирное время он был награжден боевыми наградами. В конце концов, уговорил Леонида Ивановича.
- За работу, - коротко, по-солдатски четко, - пояснил он.
- За какую такую работу дают боевые награды? – допытывался я. Лишь после моих настойчивых, я бы сказал по-журналистки настырных вопросов он сдался.
- Помните, в июле 1989 года, - продолжил Леонид Иванович, - был сильный пожар на Омском нефтеперерабатывающем заводе, когда два огнеборца погибли (их, кстати, посмертно наградили орденами Красной Звезды). Тогда в тушении пожара принимали участие 32 пожарных отделения. Я работал в пожарной охране завода и по долгу своей службы тоже спасал людей, дорогостоящее имущество завода от огня. После этой страшной трагедии меня и других товарищей представили к государственным наградам. Я получил орден Красной Звезды.
Позднее, когда горела одна из установок нефтезавода, я также был непосредственным участником этого события, за что получил медаль «За отвагу на пожаре».
Вот так буднично, просто поведал мне Леонид Иванович о своей «работе». А эта работа была сопряжена с огромным риском для жизни. И не только его и товарищей пожарной части. А возможно всего завода и даже жителей городка Нефтяников.
Вот такие герои-огнеборцы охраняют нас и в будни, и в праздники, и днем, и ночью.
С праздником, наши доблестные защитники! Здоровья вам, успехов и удачи.

Поздравляем юбиляра   

В январе ветерану труда Омского судоремонтно-судостроительного завода Рогальскому Рудольфу Рудольфовичу исполнилось 70 лет.
Вся трудовая деятельность юбиляра прошла на Омском судоремонтно-судостроительном заводе. Сначала Рудольф Рудольфович работал в плавсоставе. Начинал с парохода «Кама», где трудился радистом-электриком. Затем помощником механика по электрооборудованию – радиооператором. Флотская судьба подарила радисту-электрику много судов. Среди них – теплоходы «Одесса», «Художник Поленов», «П. Нестеров», «Брусилов», «Пожарский», «Железногорск», «Беломорский-20».
В разные годы Рудольф Рогальский работал наладчиком в БПУ, мастером электроцеха, начальником этого цеха. А когда в годы перестройки объединили электроцех с деревообделочным, он и здесь стал первым руководителем.
Три года Рогальский отдал службе в Советской Армии. После демобилизации вернулся на свой родной завод. В 1971 году заочно окончил Омское речное училище. За сорок с лишним лет на Омском ССРЗ Рудольф Рудольфович не изменил выбранной в юности профессии. Он всегда с предельной честностью относился к выполнению своих обязанностей. Охотно делился опытом с молодыми специалистами.
Руководство Иртышского пароходства, коллектив Омского ССРЗ, друзья и товарищи сердечно поздравляют Рудольфа Рудольфовича с юбилеем, желают ему здоровья, успехов и долгих лет жизни.

Готовим суда к навигации   

Ремонт движительно-рулевых комплексов – одна из приоритетных статей судоремонта. Потому что исправное рулевое – это залог безостановочной и, главное, безаварийной работы. Ежегодно в межнавигационный период специалистами берегового производственного участка Омского судоремонтно-судостроительного завода возрождается к жизни и нормальной работе порядка трех десятков ДРК. В нынешнем году эта цифра достигла 31, что на 3 единицы больше прошлогодней статистики.
- Сделать нужно больше, а вот времени на это отведено меньше, - вздыхает начальник БПУ Иван Иванович Горлов. – Четырехдневная рабочая неделя здорово нас подводит, корректируя график не в нашу пользу.
Действительно, когда дефектовались ДРК, определялся объем работ, верстался график, о четырехдневке не было и речи. Теперь отставание от графика все больше нарастает.
- Правда, мы не теряем надежды, что бригаду укрепят дополнительной парой рук, - продолжает Горлов. – В начале февраля к нам уже пришел опытный работник, ветеран флота Рафаэль Шарапович Башаров. Он когда-то работал штурманом на «Ленанефти-2006», в последнее время - линейным механиком в Николаевке. Ну, а в связи с ликвидацией этого структурного подразделения, был направлен к нам. В бригаде есть еще одна вакансия, и мы надеемся, что коллектив ремонтников ДРК очень скоро укрепят.
В том, что это нужно делать незамедлительно, Иван Иванович не сомневается. График нужно нагонять. Ведь пока еще не все ДРК даже разобраны. И их разбор ориентировочно планируется на конец февраля. К сборке же ремонтники приступят в марте. Пока же одновременно ведется подготовка деталей ДРК к установке: в мехцехе наплавляются, протачиваются, притираются винты, балеры, полумуфты. Занимается этим по традиции слесарь-монтажник Петр Мельхиорович Янукович. Почему именно он? Ну, во-первых, из уважения к возрасту, молодые уступили ему право работать в теплом помещении. А во-вторых, работа эта ответственная, требующая опыта, точности, а кто более опытен в бригаде, как не Янукович? Если ему нужны помощники, то кто-то из бригады командируется в цех. Остальные – на судне: выбивают винты, снимают балеры. Состав бригады не меняется уже несколько лет к ряду: это слесари-монтажники Василий Васильевич Сержанов, Юрий Петрович Селиванов, бригадир Михаил Петрович Предгер и слесарь-тракторист Ринат Рушанович Сулейманов. Во время нашего визита бригада разбирала движительно-рулевой комплекс на РТ-684.
- Позади работы в доке, разобраны ДРК на Ленах, танкерах, оташниках, осталось лишь несколько РТ, - рассказывает начальник БПУ. – Но процесс разборки и сборки движительно-рулевых комплексов на буксировщиках и толкачах – самый трудоемкий, потому что более сложный технологически.
Зная Ивана Ивановича больше двух десятков лет, его природный оптимизм, не могу не задать провокационный вопрос:
- А вдруг не поспеете к началу навигации поставить все ДРК на место?
- Успеем. Будем устанавливать их на те суда, которые будут востребованы летом. И, в первую очередь, на теплоходы, что стоят на слипе – это РТ-770, РТ-789, ТН-716.

Мы желаем счастья вам   

10 февраля ветерану Иртышского пароходства Владимиру Федоровичу Топчему исполнилось 60 лет.
В многодетной семье Топчих всегда в почете были труд и учеба. Труд, - потому что выросли в совхозе и знали настоящую цену и хлебному колосу, и собственноручно выращенному кабанчику. Учеба, - наверное, по той же причине: знали, насколько тяжела жизнь на селе, потому и старались выучиться и «выйти в люди». Поэтому все восемь братьев и сестер окончили десятилетку.
Владимир в семье был вторым. Его отец Федор Иванович, фронтовик, награжденный боевыми медалями, хотел определить сына в Суворовское училище. Уже и экзамены были сданы, да медики там оказались больно уж строги. Пришлось Владимиру выбирать другую жизненную тропку.
В многонациональном совхозе Чернорецком Павлодарской области кого только не было: русские, украинцы, а во время Великой Отечественной туда ссылали чеченцев, ингушей и поволжских немцев. Позднее трое из четырех сестер Владимира Федоровича вышли замуж за немцев и теперь «гарны украински дивчины» живут в Германии. Ближайшими соседями украинцев Топчих были русские Юрковы. В их семье воспитывалось 11 ребятишек. Глава семейства работал бакенщиком, и почти все дети, подрастая, становились водниками. Вот с одним из их сыновей – с Анатолием, Владимир Топчий и поехал в Омск поступать в речное училище. И не потому, что он хотел бороздить речные просторы, а потому что его всегда привлекала техника. Его любовь ко всяким железкам проявилась с раннего детства. Это заметил отец и как-то отдал ему старый, неисправный мотоцикл со словами: «Держи, отремонтируешь, будешь ездить». Надо ли сомневаться, что совсем скоро Володя на зависть всей деревенской детворе рассекал по пыльным дорогам на собственном мотоцикле.
Учеба давалась легко. И в 1969 году Владимир окончил судомеханическое отделение с красным дипломом. Отличникам предоставлялся свободный выбор будущего места работы. Владимир давно определился – он хочет работать в управлении пароходства. В ССХ было две вакансии на должность инженера теплопартии. Взяли Владимира Топчего и Владимира Сычева. Работа оказалась по душе: с целью экономии топлива проводили испытания главных двигателей, замеры мощности, расхода топлива, их регулировку. Порой, чтобы привести топливную аппаратуру в нормальное состояние приходилось ее и ремонтировать. А это был любимый конек. Работал тогда с Н.А. Шаховым, А.Б. Черкасовым, Н.М. Гирисом.
Вскоре молодого специалиста призвали в армию. Служил недалеко – под Новосибирском в ракетных войсках стратегического назначения. Но по Омску скучал сильно – там остались молодая жена и первенец.
После демобилизации вернулся в тот же коллектив. Толкового парня заметили, и постепенно он перерос в старшего инженера ССХ по модернизации флота. В те годы флот улучшали, оптимизировали процессы, разными способами повышали эффективность и производительность. Вскоре в пароходстве была организована лаборатория теплотехническая и по охране окружающей среды. Начальником назначили М.П. Максименко, а Топчего –заместителем. Через короткое время он возглавил лабораторию, а затем стал заместителем главного инженера по технике безопасности.
С 1996 года В.Ф. Топчий возглавляет отдел охраны труда, окружающей среды и пожарной безопасности. Отдел небольшой, в помощниках − один В.В. Витютнев. Работы хватает с лихвой, особенно, что касается природоохраны.
В последние годы состоянию окружающей среды государством уделяется огромное внимание. И документы по части экологии сыпятся как из рога изобилия. Причем требования все более ужесточаются. Чтобы вести правильную техническую политику природоохраны и обеспечивать необходимое количество водоохранного флота. Эти вопросы требуют постоянного внимания.
Многолетний опыт эксплуатации природоохранного флота убедил в наиболее оптимальной его расстановке: в местах основной дислокации флота – на главных речных магистралях и в крупных портах. А для этого потребовалось введение дополнительных судов, оборудованных современными станциями для переработки отходов. И в том, что для этих целей были модернизированы ТН-722 и ТН-684, конечно же, большая заслуга Топчего и Витютнева.
Теперь ОАО «Иртышское пароходство» − самый оснащенный водоохранным флотом судовладелец во всем Обь-Иртышском бассейне. А это позволяет ему зарабатывать дополнительные деньги на обслуживание флота других судовладельческих компаний.
Владимир Федорович работает в пароходстве 40 лет. И за эти годы он зарекомендовал себя еще и как активный общественник. Вспомните многочисленные избирательные кампании за последние 15 лет, в которых он работал на общественных началах председателем комиссии. Согласитесь, тандем председателя В.Ф. Топчего и секретаря Е.П. Гуселетовой кажется вечен и незаменим!
Владимир Федорович за многолетний, добросовестный труд награжден медалью «300 лет Российскому флоту», он − «Отличник речного флота». И это безусловный повод для гордости его близких: сыновей – Анатолия, Игоря и внучек – Светланы и Сашеньки.
Владимир Федорович, примите наши искренние поздравления по случаю юбилейной даты. Здоровья вам, благополучия, долгих лет жизни. Пусть жизненные невзгоды обходят вас стороной.
Н. ОЛЕНИЧЕНКО.
P. S. 10 февраля Владимира Федоровича торжественно поздравили с 60-летием руководители пароходства, коллеги по работе.
Владимир Федорович, желаем тебе здоровья, удачи, успехов!

Февральские встречи   

Традиционно в феврале к Дню защитника Отечества в Омском институте водного транспорта и его структурном подразделении – командном речном училище проводится цикл встреч с ветеранами флота, подводниками, героями Великой Отечественной и Афганской войн.
2 февраля, в день разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве курсанты встретились с участником этого славного сражения Николаем Васильевичем Кукель-Краевским. Старшина II статьи Тихоокеанского флота в годы войны служил дизелистом на подводной лодке «Малютка», был старшиной рейдового катера. Николай Владимирович с особой теплотой относится к ребятам в форме, как две капли воды похожей на его военную форму. И советы он дает молодым речникам не только как человек, многое повидавший на своем веку, но и как флотский наставник.
Тронул сердца курсантов рассказ ветерана о его «втором рождении». Чуть было не похоронили раненого солдата в братской могиле. Кто-то из его друзей решил достать его комсомольский билет, торчавший из нагрудного кармана и вдруг обнаружил: сердце бьется!
Курсант группы «ЭМ-12» Мунайзаров Мирам с восторгом говорил об этой встрече: «Он заслужил это чудо! Ветераны – святые люди. У меня дед – участник ВОВ. Я восхищаюсь их мужеством, отвагой!».
Февраль – месяц для учебного заведения флота насыщенный интересными встречами. Курсанты и студенты воочию увидят тех, кто не жалея жизни, служил Отечеству верой и правдой. Хочется, чтобы больше знали ребята об истории флота, о славных подвигах их старших товарищей. И чтобы никогда не обрывалась связь поколений.
Е. БОНДАРЕНКО.

Посетили музей   

Сегодня народный музей славы речников Иртыша, истории и развития судоходства в Обь-Иртышском бассейне в стадии реконструкции и обновления. И, конечно, сейчас хранителям музея А.Д. Шипитько и В.И. Шумкову не до посетителей. Однако в январе наш музей посетила делегация почетных гостей из Российского Речного Регистра.

Праздник севера   

С 26 февраля по 2 марта в Тюкалинске пройдут старты тридцать девятого областного спортивно-культурного «Праздника Севера-2009».
Всего в программе спортивного праздника девять видов спорта. В финальной части зимней спартакиады примут участие около тысячи сильнейших сельских спортсменов из всех районов Омской области.
Кроме спортивных соревнований, вниманию участников и гостей будет представлена большая культурная программа.
х х х
20 и 22 февраля, в канун Дня защитника Отечества в Омском РИ и в плавбассейне «Иртыш» пройдет зимняя спартакиада работников водного транспорта.
Репортаж с зимних стартов речников читайте в следующем номере.

Поздравляем юбиляров февраля С 75-летием

Иванову Веру Васильевну, уборщицу АХО.
Царенко Петра Михайловича, ветерана труда Омского ССРЗ.
С 60-летием
Топчева Владимира Федоровича, начальника отдела охраны труда, окружающей среды и пожарной безопасности.
Станчина Александра Акимовича, механика-наставника ССХ.
Дроздова Виктора Васильевича, сменного механика РЭУ Омского ССРЗ.
Тараника Геннадий Михайловича, заместителя начальника участка радиосвязи.
Раздымаху Владимира Ивановича, линейного инженера – электромеханика по флоту.
С 50-летием
Горницкую Ольгу Леонидовну, повара 6 разряда теплохода «Родина».
Олениченко Нину Ивановну, корреспондента газеты «Речник Иртыша».
Яничкина Владимира Григорьевича, капитана- 1 пом.механика теплохода РТ-790.
Кривосудова Алексея Васильевича, механика – 1 штурмана теплохода СТ-314.
Подрезова Николая Александровича, моториста-рулевого танкера ТН-712.
Черепа Евгения Алексеевича, механика – II штурмана танкера ТН-706.
Петрова Юрия Вячеславовича, капитана – 1 пом.механика танкера ТН-1004.
Ярового Анатолия Федоровича, 1 пом.механика по электрооборудованию-радиооператора теплохода ОТА-962.
Кушкову Ирину Николаевну, уборщицу АХО.
Елохина Анатолия Аркадьевича, дворника управления ИРПа.
Сердечно поздравляем юбиляров, желаем вам здоровья, счастья, успехов и удачи!

Ленинград выстоял и победил   

65 лет назад 27 января 1944 года была полностью снята блокада Ленинграда.
В ознаменование одержанной победы и в честь полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады 27 января 1944 года город на Неве салютовал доблестным войскам Ленинградского фронта 24-ю артиллерийскими залпами из 324-х орудий.
А вот первый прорыв укрепленной полосы противника глубиной в 14 километров наши войска сделали 18 января 1943 года. Тогда войска Красной Армии, форсировав Неву, в течение семи дней напряженных боев заняли г. Шлиссельбург, рабочие поселки, станцию Синявино и станцию Подгорная. В результате семидневных боев войска Волховского и Ленинградского фронтов соединились, прорвав блокаду Ленинграда. Ленинградцы своим героическим трудом и стальной выдержкой, преодолевая все невзгоды и мучения блокады, выстояли и победили. Немецкие газеты пестрели заголовками «Мы возьмем Петербург, как мы взяли Париж». Они не взяли Париж. Они вошли в Париж. Но Ленинград не Париж. Ленинград – гордость России. И здесь, под Ленинградом, сражались все народы России.
Кого только не посылал Гитлер на Ленинград! Здесь побывали и горные егеря, и «Голубая дивизия» испанцев, и дивизии СС, и полицейские батальоны, и финны, и телохранители фюрера. Немцы терзали город бомбами и снарядами. Но ленинградцы и под огнем продолжали работать, они делали танки, самолеты, мины, патроны, снаряды, гранаты. Противник хотел взять город измором. Не было света, не было воды, не было хлеба, не было дров. Но город жил, работал, с каждым часом приближая день Победы. Мы никогда не забудем про муки Ленинграда, героизм его жителей.
На помощь Ленинграду пришла Красная Армия, вся Россия. По льду Ладоги грузовики доставляли хлеб Ленинграду. Летом моряки завозили для города все необходимые грузы. Летчики над вражескими орудиями прорывались к городу на Неве, доставляя муку, лекарства, письма.
Обе операции (прорыв блокады в январе 1943 года и снятие блокады в январе 1944 года), обеспечившие разгром врага под Ленинградом, решались войсками Ленинградского и Волховского фронтов во взаимодействии с Балтийским флотом. Им активно помогали партизаны.
В приказе Верховного Главнокомандующего от 23 февраля 1944 года дана высокая оценка победе под Ленинградом:
«Великая победа одержана советскими войсками под Ленинградом. Наши войска взломали мощную систему долговременных, глубоко эшелонированных укреплений противника, разгромили сильную группировку немецких войск, полностью освободили Ленинград от вражеской блокады и варварских артиллерийских обстрелов».
Совместно с Советской Армией победу над врагом ковали жители Ленинграда. За период обороны города в Ленинграде было сформировано 10 дивизий народного ополчения. Отремонтированы и построены две тысячи танков, 1,5 тысячи самолетов, 12 тысяч минометов, 225 тысяч автоматов, около 10 миллионов снарядов, мин…
22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». Ею было награждено 1,5 миллиона воинов и трудящихся. Свыше 350 тысяч солдат, офицеров и генералов – участников обороны Ленинграда – награждены орденами и медалями, 226 из них присвоено звание Героя Советского Союза.
В ознаменование 20-летия Победы в Великой Отечественной войне 8 мая 1965 года город-герой Ленинград награжден медалью «Золотая Звезда».
Героическая защита Ленинграда вошла в историю нашей Родины как пример величайшей стойкости, мужества и патриотизма. В обороне Ленинграда принимали участие омичи, в том числе и речники Иртышского пароходства.
Медалью «За оборону Ленинграда» награждены ветераны иртышского флота – Павел Яковлевич Замиралов, Феоктист Андреевич Двинских, ветеран Омского порта, командир отделения пулеметчиков Василий Иванович Чиянов. В блокадном Ленинграде воевали выпускники Омского речного училища – адмирал А.Е. Орел, Н.С. Пантелеев, командир тральщика, капитан-наставник Иртышского пароходства Г.П. Ровкин. Мария Михайловна Лазарчук, которая долгие годы работала кассиром на местном пассажирском флоте Омского порта, награждена знаком «Житель блокадного Ленинграда».
А сколько ленинградцев-блокадников принял, приютил и трудоустроил г.Омск. В честь героического Ленинграда в нашем городе назван один из мостов через Иртыш.

Официальная хроника   

В целях совершенствования структуры ОАО «Иртышское пароходство» и более рациональной организации труда
с 15 февраля 2009 года приказом Генерального директора ОАО «Иртышское пароходство» ликвидирован Омский участок по обработке и комплексному обслуживанию флота Службы перевозок и движения флота.
В Службе перевозок и движения флота создать подразделение – диспетчерский пункт «Николаевка» в составе трех инженеров-диспетчеров по движению флота. В составе Службы грузовой и коммерческой работы ввести старшего приемосдатчика груза и багажа – таксировщика – 3 навигационные единицы.

Разделы сайта