4 марта - выборы!   

Меньше месяца осталось до выборов президента Российской Федерации.
Кандидатов в президенты зарегистрировано пять человек: действующий премьер Владимир Путин, руководители трех парламентских партий – Сергей Миронов («Справедливая Россия»), Владимир Жириновский (ЛДПР) и Геннадий Зюганов (КПРФ), а также известный бизнесмен Михаил Прохоров.
Кто победит, покажет первый, а возможно потребуется и второй тур голосования. Все зависит от нас, избирателей

К 100-летию Мурманска   

В рамках подготовки к 100-летнему юбилею Мурманска Правительство РФ выделило 4 миллиарда рублей на финансирование проекта «Арктическая гавань», предусматривающего реконструкцию объектов в морском порту Мурманск.
Это позволит создать качественно новый вид столицы Заполярья, решить проблему по приему больших круизных судов и обеспечить гостей и жителей города местом отдыха и проведения торжеств.

Классный специалист   

В январе линейный инженер-механик по флоту дизельного цеха Омского ССРЗ Анатолий Александрович Калачёв отметил свой 65-летний юбилей.
Он приехал на завод после окончания Рыбинского речного училища в 1967 году и 45 лет отдал служению реке, флоту, заводу. Тогда на завод с ним приехала целая группа молодых специалистов из Рыбинска. Среди них – Леонид Соколов, Александр Паклин, Николай Князев, Борис Назаров и другие. Еще во время учебы в училище Анатолий Калачёв поступил на заочное отделение в Горьковский институт инженеров водного транспорта, позднее перевелся в НИИВТ, который успешно окончил в 1974 году.
На флоте Омского ССРЗ А. Калачёв начинал с пассажирского теплохода «Ленинский комсомол», где капитаном работал Андрей Дмитриевич Сургутсков, а механиком – Юрий Иванович Русинов. В должности 2-го помощника механика он проработал три года, а затем по семейным обстоятельствам сошел на берег, да так и остался здесь. Работал в Береговом производственном участке ЦТЭ слесарем по ремонту холодильных установок флота.
В1975 году Анатолий Калачёв переходит в механосборочный цех, где работает мастером слесарного участка. Он очень любил, когда сам принимал непосредственное участие в ремонте двигателей. По этой причине перешел в дизельный цех на участок тихоходных двигателей, здесь трудился в бригаде, занимающейся проточкой и шлифовкой шеек коленчатых валов двигателей. Бригадой руководил классный профессионал Николай Иванович Мозжегоров.
В 1978 году А. Калачёва приглашают в БПУ на должность линейного инженера-механика по ремонту и обслуживанию судов на подводных крыльях (СПК), в дальнейшем – в той же должности по ремонту и обслуживанию двигателей для СПК, где и работал до реорганизации предприятия. В 2002 году бригаду под его руководством перевели в дизельный цех завода. Когда же был построен новый дизельный цех на левом берегу с хорошими условиями труда, где и тепло, и светло, все работники, в том числе и бригада А. Калачёва были переведены в этот цех. В нынешний судоремонт его бригада выполняет ремонт двигателей СПК с теплоходов «Восход-31», «Восход-44», «Заря-295». Кроме этого, бригада ведет ремонт топливной аппаратуры двигателей флота, в том числе и сторонним организациям.
За 45 лет работы на речном транспорте А.А. Калачёв стал профессионалом своего дела. Его отличают трудолюбие, принципиальность и честность. Он всегда занимал активную жизненную позицию. В свое время три созыва рабочие завода выдвигали его кандидатом в депутаты Городского Совета.
А. Калачёв – активный рационализатор, он постоянно внедряет передовые методы, направленные на повышение производительности труда, экономию материалов, улучшение условий труда. Раньше за разработку и изготовление переносного станка для притирки клапанов газораспределения двигателей М-400 и М-401 Калачёв был награжден серебряной медалью ВДНХ СССР.
Он носит высокое звание «Ветеран труда», а в нябре 2011 года был награжден медалью «Судостроение. Судоремонт. За высокий профессионализм».
С юбилеем, уважаемый Анатолий Александрович, желаем вам крепкого здоровья, благополучия в семье, новых успехов на благо флота иртышского!
Н. АВИЛОВА.

"Почетна и завидна наша роль..."   

…Роль капитанов, находящихся в рубке белоснежных красавцев- кораблей, бесстрашно пролагающих путь сквозь шторма и ураганы северных широт. Примерно так все мы представляем работу бывалых «морских волков». А вот о том, что есть обратная сторона парадной сверкающей медали говорим как-то вскользь.
Для того, чтобы теплоход стал действительно белоснежным красавцем и работал без авралов, сбоев и непредвиденных выводов из эксплуатации, надо ой как много потрудиться! И в первую очередь, все тому же капитану. Особенно, если дело идет о серьезном ремонте его теплохода – в объеме среднего, либо о модернизации. Тут уж без непосредственного участия капитана не обойтись. О парадном кителе тогда и не вспоминается. Капитан переодевается в валенки, ватник, вооружается скребком, лопатой, таскает «на пупу» все железяки, в холоде, как и остальные, примораживает себе пальцы при разборке или сборке судовых механизмов, отмывает от мазуты детали, чистит снег с палубы судна, - короче, делает всю черновую работу только для того, чтобы теплоход вышел-таки в навигацию и потому, что делать это больше некому.
Сколько знаю Н.И. Рыбченко, а это уже ни много, ни мало три десятка лет, он всегда был оптимистом. И на трудности, а их за это время у него, как и у всех работников плавсостава,было предостаточно, никогда не жаловался. Наоборот, при встрече всегда произносил сакраментальное: «Ивановна, все нормально!».
Однако, у каждого человека есть свой предел. В этот раз Николай Иванович встретил нас без обычного радушия и видно было, что к откровенному разговору с корреспондентом не расположен. Причина вскоре выяснилась. Большегрузный танкер «Дмитрий Гусихин», который Н.И. Рыбченко принял в 2002 году после своей «Ленанефти-2036», был востребован недолго. В2007 году его вывели из эксплуатации. После двух лет холодного отстоя, осенью 2009 года подняли на слип, для проведения модернизационных работ. Это необходимо было сделать в связи с ужесточением контроля со стороны Речного Регистра и других федеральных органов, требованием партнеров- заказчиков. На «Дмитрии Гусихине», как и еще на нескольких «Ленанефтях» нужно было установить второе дно, переоборудовать судовые и грузовые системы, капитально отремонтировать двигатели, механизмы, движительно-рулевой комплекс, поднять высоту леерного ограждения, - одним словом, выполнить в полном объеме все работы, связанные с модернизацией танкера. Никто не ожидал, что все будет сделано быстро. Но и не предполагал, что затянется так надолго.
Капитана предупредили сразу: ремонт будет производиться по мере финансирования. И Николай Иванович понимает – ни последствия экономического кризиса, ни последствия снижения объема нефтеперевозок флотом пароходства никто не отменял. Но вот откровенная халатность, безалаберность, а порой и нежелание думать о людях и беречь их – поражает. Примеров в нашем разговоре бывалый капитан приводил много, что называется, накипело. И, думается, претензии небезосновательны. Руководителям разных рангов стоило бы к ним прислушаться. Тем более, что «Дмитрий Гусихин» - не первый и не последний теплоход, на котором проводятся модернизационные работы. Есть над чем поработать и что исправить. Приведу лишь один пример из нашего разговора.
- Осенью 2010 года демонтировали наши коленчатые валы, нам привезли другие – с заржавевшими щеками. Их пришлось долго шлифовать наждачкой, которой, к слову, тоже нет. Наши валы повезли в Астрахань на проточку. Повезли без упаковки. Судя по всему, за шейки цепляли тросами, как результат: фланцы и шейки отбились. Надо было при получении на железной дороге создать комиссию и отказаться от таких услуг. Так нет. Привезли на завод сбросили на асфальт. Масляные каналы коленвалов забились песком. В итоге все равно пришлось укладывать те валы, что шлифовали от ржавчины. Зачем были потрачены деньги на Астрахань и на перевозку по железной дороге?
До прошлой весны капитан работал на своем теплоходе вдвоем с механиком А.Н. Москаленко. В мае Алексея Николаевича перевели на РТ-791, а в августе с «Федора Доронина» сюда перевели механика Михаила Петровича Кубрина. Уже с ним они разбирали насосы, электродвигатели, вспомогачи. У командиров душа болит: до начала навигации не так далеко, а на танкере – полный раздрай.
- Это уже третья по счету «Ленанефть», на которой ведется модернизация, но почему наши технические службы ничему не учатся! – в сердцах восклицает Николай Иванович. – Ведь понятно же, что вопрос с запчастями нужно решать заранее. Те же прокладки под головки, распылители, резиновые изделия – ведь можно все это приобрести загодя. И те же валы можно было укладывать по теплу, а не когда пальцы к железу примерзают.
В конце января на «Дмитрии Гусихине» основные работы по установке второго дна подходили к концу. Два сварщика из бригады Сергея Молодцова заканчивали сварочные работы. Потом рабочие из спеццеха зачистят танки от электродов и шлаков, а маляры приступят к покраске. Продолжаются котельные работы: на главной палубе монтажом грузовой магистрали занимались специалисты механосборочного цеха. Отремонтированы все насосы ВКС, все электродвигатели, генераторы и силами экипажа установлены на штатные места. Дело за их центровкой. Что касается главных двигателей, то там только уложены коленчатые валы. Остальным занимается дизельный цех. Установлен один «хабаровец», но не собран, так как нет топливного насоса, водяных, маслопрокачивающих насосов, регулятора оборотов… Электрики помыли главный распределительный щит ГРЩ, нужно комплектовать, но нет выключателей, пускателей.
Что еще нужно сделать? Основное, за что болит душа у капитана – сердце корабля: установка и сборка главных двигателей, установка еще одного вспомогательного 6ЧСП. Необходимо произвести большой объем трубных работ в машинном отделении, в насосном (а там работы еще не начинались). Впереди сборка ДРК, установка леерного ограждения, привального бруса.
- А дело – к весне идет! Потом начнется аврал, будем хвататься за голову, - предвосхищая события, рассуждает Н.И. Рыбченко.
Чтобы минимизировать эти настроения, капитану и механику в помощники дали еще двоих командиров Е. Кученкова и Д. Шевелева. Хотя, чтобы дело спорилось надо не меньше шести человек.
Н. ОЛЕНИЧЕНКО.

С пленума баскомфлота   

25 января в Омске прошел II пленум Иртышского баскомфлота.
Участники Пленума рассмотрели три вопроса. И первым, пожалуй, самым важным был вопрос «О состоянии охраны труда в подразделениях ОАО «Иртышское пароходство». С докладом по этому вопросу выступил заместитель главного инженера Иртышского пароходства В.Ф. Топчий. Владимир Федорович подробно остановился на состоянии дел по охране труда на предприятиях и флоте Иртышского пароходства. В 2011 году допущены три несчастных случая (для сравнения в 2010 – 4 случая). Все случаи расследованы специальной комиссией, виновные понесли наказание.
В 2011 году на мероприятия по охране труда Иртышское пароходство затратило 3261,9 тыс. рублей. Эти средства пошли на оборудование бытовых помещений, приобретение спецодежды, на аттестацию рабочих мест.
После обсуждения доклада пленум принял постановление. Председателям профсоюзных организаций рекомендовано в полном объеме выполнять статьи Коллективного договора, где говорится об охране труда. Регулярно проводить совместно с уполномоченными по охране труда проверки по соблюдению работодателями требований нормативных документов, осуществлять контроль за проведением аттестации рабочих мест, соблюдением условий труда на производстве,
В работе пленума приняли участие В.Ф. Собылинский, главный технический инспектор по охране труда Федерации омских профсоюзов, Б.А. Марцинкевич, государственный инспектор по охране труда.

В этот день   

1 февраля 1842 года по Указу императора Николая I начато строительство железной дороги между Петербургом и Москвой. Ее длина – 644 км.
2 февраля 1943 года советские войска завершили разгром немецких войск в Сталинградской битве.
5 февраля 1924 года в СССР введена твердая валюта – золотой червонец.
5 февраля 1904 года в Омске был введен в эксплуатацию первый телефонный коммутатор на 200 номеров.
6 февраля 1904 года началась Русско-Японская война.
8 февраля 1837 года великий русский поэт Александр Пушкин стрелялся на дуэли с французом Жоржем Дантесом и был смертельно ранен.
8 февраля 1919 года декретом Совета народных комиссаров в СССР введено поясное время.
9 февраля 1818 года в свет впервые вышли 8 томов «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. Книга имела огромный успех и была переиздана в этом же месяце.
11 февраля 1809 года американский изобретатель Роберт Фултон запатентовал пароход.

Поздравляем юбиляров февраля!   

С 85-летием
Третьякову Ольгу Михайловну, ветерана труда Управления Иртышского пароходства.
С 80-летием
Пинчука Михаила Ивановича, ветеран труда Черлакского отстойного пункта.
Душкину Анну Петровну, ветерана труда Омского ССРЗ.
Связину Валентину Христофоровну, ветерана труда Омского ССРЗ.
Клыкова Владимира Константиновича, ветерана труда Тарского порта.
С 75-летием
Андрееву Валентину Васильевну, ветерана труда Омского ССРЗ.
Бородулина Владилена Михайловича, ветерана труда Омского ССРЗ.
Ломана Александра Егоровича, ветерана труда Омского ССРЗ.
Сенаторову Антонину Николаевну, ветерана труда Управления Иртышского пароходства.
Плюхину Надежду Васильевну, ветерана труда Омского ССРЗ.
Казанцева Семена Ивановича, ветерана труда Омского ССРЗ.
Бакулину Любовь Иннокентьевну, ветерана труда Управления Иртышского пароходства.
Мищенко Геннадия Владимировича, ветерана труда Управления Иртышского пароходства.
С 70-летием
Рыжих Нину Николаевну, ветерана труда Иртышской РЭБ флота.
С 65-летием
Седунову Нину Евментьевну, ветерана труда Управления Иртышского пароходства.
Бакина Владимира Ивановича, ветерана труда Омского ССРЗ.
Турчановских Надежду Александровну, ветерана труда Управления Иртышского пароходства.
Мосталярчук Лидию Андреевну, ветерана труда Омского ССРЗ.
С 60-летием
Радионову Валентину Степановну, начальника Службы планово-аналитической работы и статистической отчетности.
Богачева Владимира Михайловича, капитана-наставника Службы организации перевозок и безопасности судовождения.
Малахова Леонида Викторовича, электросварщика корпусного цеха.
Руденко Галину Емельяновну, ветерана труда Иртышской РЭБ флота.
Сергееву Валентину Егоровну, ветерана труда Омского ССРЗ.
С 55-летием
Романченко Светлану Юрьевну, главного бухгалтера централизованной бухгалтерии.
Кучеренкову Нину Васильевну, бухгалтера производственной бухгалтерии.
Санникова Анатолия Ивановича, механика теплохода «Беломорский-28».
С 50-летием
Краморова Андрея Владимировича, сменного капитана – I помощника механика теплохода «Восход-44».
Бабкина Сергея Дмитриевича, моториста – матроса теплохода «Восход-31».
Ханина Василия Михайловича, механика – II помощника капитана теплохода РТ-780.
Поздравляем юбиляров февраля. Пусть вьюги последнего зимнего месяца не станут препятствием вашим юбилейным настроениям и торжествам.
 

День воинской славы   

2 февраля 1943 года войска Красной Армии завершили разгром немецко-фашистских войск в Сталинградской битве.
За ходом боев на Волге, затаив дыхание следил весь мир. Четыре месяца с 17 июля 1942 года по 18 ноября продолжалась героическая оборона Сталинграда. С беспримерным мужеством город на Волге обороняли воины 62-й и 64-й армий под командованием генералов В.И. Чуйкова и М.С. Шумилова. Немцам удалось захватить лишь один из районов Сталинграда, а город так и остался неприступной крепостью.
18 ноября 1942 года советские войска начали контрнаступление, которое завершилось 2 февраля 1943 года полным разгромом гитлеровских войск. В ходе битвы у стен этого города немцы потеряли 700 тысяч убитыми и ранеными.
Медалью «За оборону Сталинграда» награждено свыше 700 тысяч человек, в том числе речники Иртышского пароходства. Среди них – Н.Я. Касьянов, А. К. Новиков, С.М. Кононов, П.П. Кулаева.

Пятидесятый январь   

В последний день января главному энергетику – механику Иртышского пароходства Камынину Сергею Андреевичу исполнилось 50 лет со дня рождения.
С этим знаменательным событием 31 января юбиляра чествовали у главного инженера пароходства А.М. Журовского. Отметив большие заслуги Сергея Камынина перед Омским ССРЗ и пароходством, Анатолий Михайлович вручил ему Почетную грамоту и денежную премию. После этого юбиляра поздравили руководители служб и отделов пароходства. Они пожелали юбиляру доброго здоровья и новых успехов на благо иртышского флота и пароходства.
Сергей Андреевич родился в Восточном Казахстане, в г. Лениногорске. Здесь он окончил школу. Естественно, сразу же встал вопрос, как жить дальше? И решение было принято: продолжить учебу в Новосибирском институте инженеров водного транспорта. Еще в школе Сережа Камынин проявлял интерес к техническим специальностям. Поэтому, видимо, он выбрал электротехнический факультет. В 1984 году, успешно окончив НИИВТ, молодой специалист получил направление на Омский судоремонтно-судостроительный завод. На заводе свою трудовую биографию начинал с инженера-технолога в ОТК, затем около года работа в техотделе. Молодой специалист со своими обязанностями успешно справлялся. Но он хотел большего, пойти на производство, быть ближе к трудовым коллективам. И вскоре ему представилась такая возможность. В 1987 году Сергея Андреевича переводят мастером в электромонтажный участок, затем – в ремонтный цех, где года два был руководителем этого цеха.
Работа на заводе пришлась инженеру Камынину по душе. Он бы покривил душой, если бы сказал, что на его пути все было гладко. Нет, в любой работе всякое бывает, но он всегда находил разумные, порой компромиссные решения, и общее дело не страдало. Вся трудовая деятельность С.А. Камынина говорит о верности однажды выбранной профессии.
Шли годы. За 20 лет, что Камынин отдал заводу, много воды утекло в Иртыше. Сегодня даже того завода, где начинал свой путь Сергей Андреевич, уже нет. А он остался верен коллективу речников, Иртышскому пароходству. Его трудолюбие, профессионализм заметили в Управлении пароходства. В декабре 2003 года Сергей Андреевич был переведен в Управление Иртышского пароходства. Работал в Промкомплексе, в ССХ пароходства…
Но не только одной работой живет наш юбиляр. Сергей Андреевич любит спорт – волейбол, футбол. Он – опытный автомобилист, заботливый семьянин.
С 2009 года Сергей Андреевич работает в энергомеханической группе Иртышского пароходства. А должность у него, как и раньше, очень ответственная. Он – главный энергетик – механик пароходства. И сегодня, как и в прежние годы, у него забот и хлопот – непочатый край.
Еще раз хочется пожелать этому молодому юбиляру крепкого здоровья и новых успехов.
С юбилеем, Сергей Андреевич!
В. ГРИГОРЬЕВ.

Такими капитанами гордится речфлот   

Я с великим удовольствием прочитал, причем не один раз очень правдивую статью о прекрасном человеке, прославленном капитане Иртышского пароходства Алексее Уразаеве («РИ» № 19, 2 ноября 2011 г.), и, конечно, вспомнил свое детство, юность и капитанскую службу. Мне захотелось откликнуться на эту статью и выразить свое мнение.
На пароходе «Григорий Усиевич» долгое время работал капитан Владимир Александрович Вронский. Его назначили на большой и более мощный теплоход «Михаил Калинин» (кстати, когда этот теплоход был у купца, то он назывался «Святой Николай». После национализации флота этот пассажирский корабль назвали «Коммунист», а позднее переименовали в «Михаил Калинин»). После В.А. Вронского на пароход «Григорий Усиевич» назначили совсем молодого, но перспективного капитана Алексея Камаловича Уразаева, до этого он никогда не работал на пассажирском флоте. Но руководство Иртышского пароходства не ошиблось. Как сказано в опубликованной статье, Алексей Камалович был действительно неординарной личностью, причем с нестандартным мышлением. Обладая этими качествами, он очень быстро освоился с работой и обслуживанием пассажиров. Более того, стал внедрять передовые методы работы как с экипажем, так и с пассажирами. Он умело подбирал кадры на пароход, лично беседуя с каждым желающим работать на этом судне, выяснял на что он способен, кроме непосредственной работы. Так, например, кочегары могли не только бросать хорошо уголь в топку парохода, а матросы хорошо швабрить палубу, но и могли участвовать в судовой художественной самодеятельности, в спортивных играх. Пассажирам это нравилось, и они стремились проехаться именно на этом судне. Ранее не на одном пассажирском корабле подобного не было («Карл Либкнехт», «Михаил Калинин», «Владимир Ленин», «Орджоникидзе», «Ленинград», «Москва», «Гусихин», «Пятый Октябрь», «Жан Жорес», «Яков Свердлов», «Валерий Чкалов», «Урал», «Баррикадист», «Ненец» и др.).
Пароход «Усиевич» стал «греметь» в нашем бассейне. Руководство пароходства заслуженно хвалило капитана А.К. Уразаева и ставило его в пример другим командирам. Честно говоря, не всем это нравилось. Алексей Камалович знал об этом, но не обращал на это внимания. В его молодом и задорном организме бушевала неудержимая энергия. Он продолжал находить все новые и новые формы обслуживания пассажиров. Он был капитаном нового поколения, новых веяний. Я коснусь одного примера.
Мое детство прошло в деревне на берегу Оби в пятидесятых годах. Все пассажирские пароходы приставали у нас, и вся деревенская детвора бегала на пристань, чтобы поглазеть на пароход. И вот однажды идет «Григорий Усиевич». На балконе по всему периметру прогулочной палубы стоят елки, пихты, привязанные к леерному ограждению. Это было необыкновенно, изумительно красиво. Мы были удивлены. Позднее я узнал, что на этом судне отмечался День Военно-Морского флота. Выступала судовая художественная самодеятельность и были организованы спортивные соревнования по перетягиванию каната, поднятию гирь и т.п. Такое украшение пароход мог придумать только Алексей Камалович. В то далекое время не было Дня работников морского и речного флота. Мы, речники, считали день военных моряков своим праздником
Алексей Камалович был добрым, рассудительным, щедрым в общении человеком. В то же время он был требовательным, порой строгим к нарушителям установленных порядков на судах и в бассейне. Особенно я хочу отметить его душевную доброту и сердечное отношение к людям. Когда я учился в Омском речном училище, мы были на судовой практике. Осенью возвращались в Омск. Нас, курсантов, скопилось на пристани Тары более 10 человек. Мы ждали теплоход «Чернышевский». Глубокой ночью теплоход подошел к пристани. Мы зашли на судно, спальных мест не было. Пассажиров на борту было очень много. И мы, холодные, голодные, не спавшие приютились в коридоре на главной палубе. Теплоход отошел, взяв курс на Омск. Не выдержав такой обстановки, я и мой друг Гена Меркушин пошли в рулевую рубку, где нес вахту Уразаев. Обратившись к нему, мы рассказали обо всем. Выслушав нас, он незамедлительно дал команду III штурману расселить нас всех по каютам и добавил: «Ночью накормить вас не можем, а завтра решим этот вопрос». Действительно, всех нас расселили по разным спальным местам. А утром подняли, пригласили в кают-компанию и накормили. Но к нашему удивлению, было то, что капитан А.К. Уразаев после ночной вахты первым делом зашел в кают-компанию, поздоровался с нами, пожелал приятного аппетита. А затем спросил как поспали и добавил: «Обедать и ужинать будете здесь, но только после того, как поест судовая команда». Мы крайне были удивлены такому внимательному и душевному отношению к нам со стороны капитана. В речном училище, конечно, мы все это рассказали преподавателям, один из которых сказал нам, что Алексей Камалович окончил наше училище и не мог поступить по-другому.
Когда я работал капитаном на теплоходе «Генерал Карбышев», Алексей Камалович, находясь в должности начальника судоходной инспекции Иртышского бассейна, ехал с нами от Тобольска до Ханты-Мансийска. Он всю ночь находился в рулевой рубке, нес со мной службу. Это было первое наше официальное знакомство. Ночь прошла быстро. Мы вели разговор на разные темы. Пользуясь случаем, я ему рассказал про пароход «Усиевич», который приставал в нашей деревне и был украшен елками и пихтами. Вспомнил о том, как мы, курсанты, ехали на теплоходе «Чернышевский» от Тары до Омска и, конечно, поблагодарил его за такое теплое отношение к нам. В то далекое время, нам курсантам, не хватило ума поблагодарить вас. Алексей Камалович улыбнулся и сказал: «Лучше поздно, чем никогда». После этой запомнившейся на всю жизнь встречи я сделал для себя вывод: Уразаев Алексей Камалович – это не только великий Капитан, это – уникальная личность нашего бассейна.
Работая в должности капитана, я являлся постоянным общественным инспектором судоходства. Кроме выданного мне удостоверения под номером 120, подписанным А.К. Уразаевым, мне был выдан вкладыш, где было написано следущее: «Товарищу Белоглазову В.П. предоставлено право составления актов для применения штрафных санкций флоту, неподведомственному МРФ и дальнейшей дисквалификации за нахождение на вахте в нетрезвом состоянии, а также проведение расследований по аварийным происшествиям». Удостоверение и вкладыш до сих пор хранятся в моем домашнем архиве. Когда ушел из жизни Алексей Камалович, я организовал в Тюмени делегацию из числа капитанов. Мы приехали в Омск, чтобы проводить его в последний путь, отдать дань памяти. Проводы в последний путь проходили в Доме культуры «Юбилейный».
В. БЕЛОГЛАЗОВ,
ветеран флота, Почетный работник транспорта России.
Г. Тюмень.
 

Моряк и учитель   

Все, кто получал образование в речных или мореходных учебных заведениях, знают, что там особое внимание уделяется английскому языку, так как это – международный морской язык. В 90-е годы прошлого века омские речники получили возможность выйти в море на судах смешанного плавания «река-море»и работать в иностранных компаниях. Стало ясно, что изучение английского языка в учебных заведениях флота – это острая необходимость. Знание английского языка позволяет шире реализовывать свои профессиональные навыки, а также больше зарабатывать.
В это время Геннадий Манушкин, капитан дальнего плавания, моряк с большим практическим стажем, решил помочь курсантам в изучении английского языка. В 1999 году он написал «Практическое пособие для технических специалистов водного транспорта (деловой английский)».
В 2002 году – «Practical English for Young Navigators» (практический английский для молодых судоводителей). В течение десяти лет эти пособия используются при обучении специальному английскому языку в Омском институте водного транспорта – в структурном подразделении «Омское командное речное училище».
Геннадий Манушкин был опытным педагогом, доброжелательным человеком и охотно делился своими знаниями с молодежью. По сей день большим спросом пользуется его справочник «Морские правовые и коммерческие термины» (2000 г.). Все вышеназванные книги и пособия востребованы в библиотеке Омского РУ. Здесь также можно прочитать его книгу «На флоте больше смешного» (2010 г.), в которой Г.Г. Манушкин рассказал о жизни моряков и речников, о встречах в иностранных портах, а закончил книгу кратким словарем морских и речных терминов. Мы с большим уважением относимся к памяти Геннадия Георгиевича Манушкина и с нетерпением ждем его новую книгу «Чукотский рейс», которая готовится к печати.
А. ПРИСЯГИНА,
бывший преподаватель английского языка в Омском РУ.

Памяти В.И. Хлопова   

26 января 2012 года на 81-м году жизни скончался ветеран труда Иртышского пароходства Владимир Иванович Хлопов.
В.И. Хлопов родился 19 апреля 1931 года в семье водников. Свой трудовой путь Владимир Иванович начал в 1944 году юнгой на пароходе «Сталинская Конституция». В1947 году он поступил в Омское речное училище. В1951 году В.И. Хлопов окончил Омского РУ и получил направление на флот Иртышского речного пароходства. И с тех пор 35 лет Владимир Иванович непрерывно работал в командных должностях, пройдя все ступени роста от III штурмана парохода «Сталинобад» до капитана-механика «Ракеты-255» и «Метеора-17». На пассажирском флоте В.И. Хлопов нес вахту 32 навигации…
В жизни Владимир Иванович был классным специалистом, добросовестным работником, надежным другом и хорошим семьянином.
Руководство Иртышского пароходства, Совет ветеранов выражают соболезнование родным и близким покойного.
Память о Владимире Ивановиче Хлопове навсегда сохранится в наших сердцах.

Судоходному надзору - 200 лет   

В 1811 году Высочайшим манифестом императора Александра I в Обь-Иртышском бассейне или, как он тогда именовался, «Десятом округе водяных и сухопутных сообщений», на пристанях в Тобольске и Тюмени официально вводится судоходный надзор.
4 сентября 1811 года главный директор путей сообщения утвердил на должности смотрителей этих пристаней чиновника 1-го класса отставного подполковника Почекунина и чиновника 2-го класса коллежского регистратора Саурова. Этим же предписанием было утверждено и наставление смотрителям Десятого округа. Согласно наставлению смотритель «ведет ведомости всем судам, баркам, лодкам, плотам и повозкам, словом, всему, что только проходит или проплывает пристань, с подробными объяснениями какого рода судно, с какой кладью, где грузилось, сколько оной по цене, мерою или весом… Ведет счет сколько при пристани каких именно товаров водою и гужем и на сколько по цене с китайской границы и с линейных таможен или меновых дворов в Россию, а также из России разных товаров и продуктов для мены с китайскими и другими залинейными народами проведено будет». Кроме того, смотрителям поручалось «испытывать местоположение самих рек, чтобы узнавать, нет ли естественных препятствий судоходству: отмелей, подводных камней, порогов и проч. в окружности пристаней на 100 верст. Какие средства можно употребить к отвращению неудобств, ходу судов препятствующих».
Таким образом, 4 сентября 1811 года – дату утверждения пристаней Тобольской и Тюменской и определении на них смотрителей – можно считать датой начала установления судоходного надзора в Обь-Иртышском бассейне.
В настоящее время Обь-Иртышский УГМРН Ространснадзора осуществляет надзор за безопасностью судоходства и мореплавания в следующих границах: Обский (от поселка Соснино до устья с Обско-Тазовской губой) и Иртышский бассейн водных путей, внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации, включая акваторию портов, морских грузовых терминалов от юго-западных границ проливов Карские Ворота и Югорский Шар (на западе) до меридиана восточной оконечности острова Олений (на востоке).
В состав управления входят 8 линейных отделов: Омский, Тюменский, Тобольский, Ханты-Мансийский, Сургутский, Нижневартовский, Салехардский, Уренгойский. За каждым линейным отделом закреплены патрульные суда. Штатная численность Управления составляет 72 государственных гражданских служащих. Именно силами этих людей осуществляется:
- контроль и надзор за юридическими, физическими лицами, осуществляющими деятельность, связанную с судоходством и обеспечением его безопасности на море и внутренних водных путях;
- надзор за содержанием судовых ходов;
- лицензирование деятельности на море и внутренних водных путях;
- контроль деятельности капитанов портов;
- государственная регистрация судов внутреннего плавания;
- расследование транспортных происшествий на море и внутренних водных путях.
Основной состав Управления – это работники существовавшей до 2005 года Государственной речной судоходной инспекции по Обь-Иртышскому бассейну. Мы понимаем, что работы у сотрудников Управления стало больше, задачи стали жестче. От них сегодня требуется еще больше таких качеств, как профессионализм, владение ситуацией, принципиальность, объективность и справедливость. Совершенно ясно, что в коллективе, работники которого постоянно не просто успевали за ростом задач, но шли в ногу со временем, такие качества есть.
Материал подготовила
Нина ОЛЕНИЧЕНКО.
 

Февраль - весну строит....   

На календаре – февраль. Нынешний год – високосный, а потому февраль в нем на один день длиннее.
В Древней Руси февраль замыкал год, поэтому и назывался он «сеченем». А за большие снега его называли «снежнем», за частые метели – «вьюговеем». Нередко в последнем месяце зимы лютовали крепкие морозы, за что наши предки называли этот месяц «лютый».
Но из всех имен для меня ближе и теплее такое название февраля, как «бокогрей». В феврале время суток увеличится на два часа. Солнце все больше и больше посылает тепла. Пока приметы весны еще слабы. Но они уже заметны. Взгляните вокруг: стекленеют южные склоны сугробов, вытягиваются длинные хрустальные сосульки, начинают оживать деревья. А сколько перемен в поведении птиц. На солнечной стороне заватажились воробьи. Все чаще раздаются песни большой синицы, а галки начинают присматриваться к гнездовьям. И у зверей февраль – пора важных перемен. Начинаются свадебные игры у волков, зайцев, лис, бобров…
«Февраль весну строит», - именно так говаривали в старину. И уже в первый день месяца, в Макарьев день, мужики судили – рядили: коли начало февраля погожее – так и весну жди пригожую, ясную и раннюю. А вот 15 февраля – Сретенье, зима с весной встретились. О весне судили так: если на Сретенье установится оттепель – весна ранняя и теплая, а коли холода завернут – весна холодная. А снег, выпавший в этот день, - к затяжной и дождливой весне. Конечно, феврали бывают разные. Но у всех одна общая примета – стремительное прибавление солнечного света.
Все будет в феврале: и морозы, и оттепели, и вьюги, и метели. Но нам ясно одно: февраль – последний месяц зимы, впереди – долгожданная весна!
Г. НАГАЕВ.

Разделы сайта