Вахту несут дежурные суда   

Навигационные хлопоты. И лишь команды дежурных судов несут свою беспокойную вахту в затонах. На Омском ССРЗ к РТ-685, который все лето дежурил в заводской акватории, в начале октября присоединился ОТА-970, а в конце месяца – ОТА-964. У них в помощниках также РБТ-301 и РБТ-309. Экипажи этих судов не первый год занимаются осенней расстановкой флота и проводкой судов к доку и слипу, поэтому дело спорится.
К середине ноября в первом районе затона расстановка флота холодного отстоя завершена полностью. В остальных пяти районах флот расставлен согласно зимнему штатному расписанию, сформированы счалы, осталось дождаться морозов и сделать шалманы.
В Таре задачи дежурного теплохода выполняет БТ-307. Его команда также занимается расстановкой самоходных и несамоходных судов.

По Иртышу и Оби   

Я, ветеран труда, 28 лет своей жизни посвятил речному флоту. За эти годы прошел долгий путь от II штурмана – II поммеханика буксирного теплохода Омского ССРЗ до главного конструктора КБ Иртышского пароходства. Осенью я со своей семьей (жена, дочь и внучка) решили отдохнуть на теплоходе «Родина» и прошли по маршруту Омск – Салехард. Мы были очарованы красками золотой осени в нашем огромном водном бассейне. Хотелось бы отметить высокий профессионализм команды при обслуживании пассажиров. Мне, флотскому человеку, запомнились беседы с капитаном «Родины» А.И. Лоровым. Мы говорили о флоте, о людях и, конечно, о сегодняшних проблемах речного транспорта. Правда, капитан А.И. Лоров заверил, что иртышским речникам не в первый раз преодолевать трудности. Будут решены многие проблемы и в этот раз. Особую благодарность моя семья выражает Раисе Романовне Акуленко, проводнице первого класса за ее теплоту, сердечность и доброе отношение к пассажирам. Спасибо команде «Родины» за приятное плавание и чудесный отдых!
С уважением – Евгений Иващенко и моя семья.

До будущих рейсов   

14 ноября в Омском музыкальном театре прошел праздник речников, посвященный закрытию навигации на Иртыше.
Ровно полгода назад,14 мая, на стрелке у речного вокзала омичи торжественно провожали суда Иртышского пароходства в первые рейсы. И вот новая встреча, теперь уже в лучшем театре города. Сюда пришли капитаны, механики, штурманы, матросы, ветераны флота, курсанты Омского речного училища, студенты водной академии, руководители пароходства, других флотских коллективов, представители города, общественных организаций.
В фойе театра много членов семей судовых экипажей, гостей города. Играет духовой оркестр. Звучит музыка, исполняются песни о реке и море. На фасаде театра лозунг «С успешным завершением навигации, дорогие речники!». В 18.30 главное действо начинается в зрительном зале. Звучит знаменитый марш «Прощание славянки». Праздник открывает актер Музыкального театра, заслуженный артист России Владимир Миллер:
- Как быстро летит время. Кажется, совсем недавно мы торжественно открывали навигацию на Иртыше. А сегодня собрались здесь на закрытие 162-й навигации.
Владимир Миллер предоставляет слово генеральному директору ОАО «Иртышское пароходство» И.И. Яновскому:
- Уважаемые речники, дорогие гости! Мы в очередной раз встречаемся с вами, чтобы в торжественной обстановке закрыть 162-ю навигацию на Иртыше. Нынешняя навигация была очень сложной. В этом году резко подскочили цены на топливо, почти в два раза, а тарифы на перевозки не были сбалансированы. Только во второй половине навигации благодаря самоотверженному труду судовых экипажей, эксплуатационного аппарата нам удалось сократить отставание. Флот пароходства доставил заказчикам все заявленные грузы, в том числе и в Омскую область, объем которых за последние годы значительно увеличился. В текущую навигацию речники Иртыша доставляли грузы, кроме Тюменской области, в Новосибирскую и Томскую области. За навигацию перевезено на 100 тыс. тонн грузов больше, чем в прошлом году, получены хорошие экономические показатели. Средний уровень зарплаты в пароходстве вырос на 21,3 процента.
Выражаю огромную благодарность за добросовестный труд судовым экипажам, эксплуатационному аппарату, работникам экономических служб, промпредприятий. Желаю всем крепкого здоровья, успехов и благополучия в семьях.
Добавим к выше сказанному, что в этом году флотом Иртышского пароходства перевезено 1 млн. 374 тыс. тонн различных грузов. В том числе в Тюменское Заполярье – 483 тыс. тонн, пассажирские суда перевезли более сорока тысяч пассажиров.
На сцене снова ведущий, актер театра В. Миллер. Он желает речникам хорошего отдыха. Звучит почти флотская команда: «Маэстро, поехали!». Открывается занавес, и начинается театральное представление. Речники увидели замечательный русский водевиль «О бедном гусаре…». Музыка Андрея Петрова, режиссер-постановщик народный артист России Кирилл Стрежнев.
Со сцены прозвучали романсы и песни на стихи М. Цветаевой, П. Вяземского, М. Светлова, Т. Калининой.
До новых рейсов, дорогие речники!

Встреча друзей   

Заметка Б. Бутакова «Не стареет флотская дружба» («РИ» № 19 от 6.11.08 г.) поведала о том, как в 1948 году пацаны-семиклассники, преодолев конкурс (16 человек на место), стали носить гордое имя курсантов штурманской группы Омского речного училища.
Автор добрым словом упомянул замечательных педагогов, рассказал о славных речных традициях: дружбе, товариществе, взаимопомощи. К сожалению, не назвал наших первых классных руководителей: Невского и Пода-Чекаленко, преподавателей Смирнова, Наклевкина, командира роты Семченко. Это были замечательные наставники и требовательные командиры.
На днях бывшие салажата, а теперь уже деды-прадеды собрались на традиционный «отчет о проделанной работе». И, как всегда, встреча высветлила в памяти какие-то новые факты, печальные, а иногда веселые истории. Четыре часа общения будто омолодили нас. Пятеро ветеранов (Цветков, Бутаков, Ефимов, Худорожко и автор этих строк) встретились радостно, попрощались с надеждой на новые встречи и верой, что все еще впереди. Украшением застолья были наши жены.
А. ТОКАРЕВ.

Сюрпризы от Заполярья   

Земля укрыта снегом. Вот-вот крепкий мороз намертво скует реку крепким панцирем льда. Все суда возвратились в родные затоны. Сейчас самое время для воспоминаний о навигации. Кто-то рассказывает близким о самом первом рейсе: как неторопливо шли вслед за льдом, ожидая чистую воду, а самим не терпелось вырваться на речные просторы и дать «полный вперед». Кто-то вспоминает трудные ночные вахты и красивейшие утренние зорьки, а кто-то нестерпимый северный гнус, кто-то – необозримые просторы Обской губы, а кто-то – труднопереносимые шторма в ней.
Для членов экипажа «Тимофей Белозеров» самым запоминающимся событием минувшего лета тоже стал шторм. И даже не столько он сам, к таким сюрпризам они привыкли, сколько его последствия… Случилось это в последнем рейсе – природа Заполярья словно спохватилась и решила в очередной раз показать бесстрашным омским речникам, спокойно бороздящим воды Обской губы, кто здесь настоящий хозяин.
8 октября, когда танкер шел груженный с последней партией сырой нефти к мысу Трехбугорному, поднимался ветер. Он быстро набирал силу и вскоре достиг скорости 20 метров в секунду. Волны били в борт и свободно перекатывались не только по палубе, но и заливали весь корабль, включая верхние леера, носовой прожектор, палубный мостик. А если учесть, что за бортом было минус 10 градусов, то вскоре теплоход стал похож на суда, описываемые в приключенческих романах – те, которые, несмотря на бурю и шторм, пробиваются сквозь торосы Северного ледовитого океана.
Когда утих шторм и спала волна, экипаж, предварительно хорошо утеплившись, вышел на палубу. Тут уж пошла в ход вся имеющаяся на борту фото и видеотехника. Снимали леера в кружевном убранстве, обледенелые и оттого ставшие в несколько раз толще ванты на носовой мачте, колокол громкой связи, похожий больше на круглый ледовый шар, рынду в стильной юбочке из сосулек, длина которых доходила до 35 см.
Для молодой части экипажа это зрелище было из числа фантасмагоричных: красиво, необычно, впечатляюще. А вот для капитана Юрия Александровича Леднева – из разряда если не привычных, то доставляющих лишнюю головную боль. Обледенение корабля было столь велико, что сильно влияло и на скорость передвижения, и на дифферент судна, а при неблагоприятном стечении обстоятельств – и на его безопасность. Слава Богу, все обошлось. Но к «моряку» пришлось вставать не правым бортом, как обычно, а из-за его большого обледенения – левым. Пофотографировались вволю и, запечатлев все проделки «Снежной королевы», экипаж, засучив рукава, принялся устранять последствия шторма. Работы хватило с лихвой. Лишь у самого Тобольска танкер полностью освободился от ледового панциря.
Впрочем, было еще одно запоминающееся событие, особенно для молодых членов экипажа. На мысе Круглом им показали настоящие останки мамонта, хорошо сохранившиеся в мерзлом грунте Крайнего Севера. Их фото теперь тоже осталось на память о навигации-2008. А кусочек пористой кости будет демонстрироваться друзьям!
В остальном минувшая навигация мало чем отличалась от нескольких последних. «Тимофей Белозеров» начал работу с того, что доставил в Салехард дизельное топливо, оттуда пошел под сырую нефть в Нумги. Больше месяца челночили на участке Ныда – Трехбугорный. В середине августа, когда открылась Андра, стали возить и оттуда. В общей сложности силами всех большегрузных танкеров в морские транспорты было перевезено 149 тыс.тонн нефти из Нумг и 89 тыс. тонн из Андров.
Для экипажа такая работа давно стала привычной. Сырую нефть «Тимофей Белозеров» возит уже несколько лет. И все эти годы команда почти не меняется.
- Нынче пришли только два моториста, практиканты из речного училища Костя Кудрявцев, потомственный речник и Павел Ядыкин, - говорит капитан. – Еще один моторист Егор Молчанов – у нас вторую навигацию. Все остальные со мной от пяти до одиннадцати лет. Дольше всех – механик Игорь Курбатов, старпом Александр Леднев, помощник механика по электрооборудованию Руслан Ромазанов, повар Оксана Батурина, первый помощник механика Александр Скачко.
Давно известно, когда есть коллектив единомышленников, тогда любые задачи по плечу: своевременная доставка груза, соблюдение графика, безаварийная работа, исключение непроизводственных простоев и т.д. Будем надеяться, что экипаж «Тимофея Белозерова» всегда будет одним из самых лучших и уважаемых на иртышском флоте.

Наша Галина   

2 ноября свой юбилейный день рождения отметила ветеран труда Иртышского пароходства Галина Николаевна Хайлова.
В этот день юбиляра поздравили самые близкие: родные, друзья, коллеги. Более пятидесяти лет Хайлова живет в Омске, из них 47 лет верой и правдой служила Омскому судоремонтно-судостроительному заводу. В юности Галина Николаевна и не думала, что свою жизнь свяжет с рекой, флотом. Но судьба распорядилась по-своему.
Ее малая родина – Северный Казахстан, рабочий поселок Мамлютка. Здесь она родилась, училась, выросла и, будучи уже взрослой, часто сюда приезжала, чтобы поклониться малой родине. Галина Николаевна выросла в многодетной семье. Отец Николай Андреевич был водителем и с первых дней войны ушел защищать Родину, домой вернулся только в 1946 году, а мама Анна Алексеевна работала в тылу, воспитывала детей. В те лихие военные годы пришлось перенести все: и голод, и холод, но, несмотря ни на что, они вынесли все тяготы военных лет. И, конечно, так хотелось выжить, узнать другую, светлую жизнь. Когда закончилась война, стали думать о будущем, куда пойти учиться, работать.
Галина была настойчивой и старательной девушкой. Окончив среднюю школу с медалью, она поехала к старшей сестре в Омск. Было огромное желание поступить в сельскохозяйственный институт на факультет молочной промышленности. Однако, этой мечте не суждено было сбыться. Не добрав один балл, она должна была вернуться домой. Но Галина осталась у сестры, которая училась в пединституте, была замужем, имела двух детей, с ней жила свекровь. И все вшестером проживали в комнатке площадью 14 квадратных метров. Сейчас даже представить такое невозможно, а в те времена это было нормой, жили дружно, помогая друг другу.
Не поступив в институт, Галина стала более серьезно относиться к выбору профессии, а чтобы узнать ближе производство, устроилась на судоремонтный завод в механосборочный цех. Она работала здесь учетчицей-нарядчицей. Через год ее назначили нормировщиком инструментального участка. Тогда же она решила твердо: с производства не уходить, а учебу продолжать на вечернем отделении института. Галина поступила в политехнический институт на факультет «Машиностроение». Успешно совмещая учебу с работой, она набиралась опыта, профессионализма. И у нее все это получалось. После окончания института работала мастером участка, инженером бассейнового технолого-нормировочного бюро, заместителем начальника отдела труда, одновременно возглавляя лабораторию по научной организации труда. В результате чего на заводе было внедрено много передовых новшеств.
В 1980 году Галину Николаевну назначают начальником отдела труда и заработной платы. В этой должности она трудилась 23 года! В истории завода не было случая, чтобы столько лет не менялся руководитель такого ответственного отдела. Ведь во все времена считалось, что там, где определяют оплату труда – всегда недовольны две стороны – администратор и работник. Надо было объяснить, учесть пожелания каждой стороны, найти компромисс. В то время на заводе широко было организовано социалистическое соревнование, внедрялся бригадный подряд, активно распространялся передовой опыт. И всем этим занимался отдел труда и зарплаты. В 80-х годах впервые в МРФ было разработано «Положение об аттестации рабочих мест». Дело новое, за внедрение которого опять взялся отдел, которым руководила Г. Хайлова. А сколько сил и времени уходило на составление коллективных договоров, которые принимались тогда ежегодно. Надо было успеть колдоговор разработать в срок, все учесть и проследить, чтобы намеченное было выполнено.
Галина Николаевна, имея сильный характер и хорошую профессиональную подготовку, все успевала и требовала от других того же. Кадры она подбирала сама и главными условиями для новичков были работоспособность, взаимозаменяемость, знание дела, стремление изучать новое.
Но кроме основной работы, Галина Николаевна активно занималась общественной работой, начиная от самодеятельности, женсовета и, кончая более ответственной – много лет она была заместителем секретаря парткома завода.
Есть люди, без которых трудно представить тот или иной трудовой коллектив. Галина Николаевна из таких. Она постоянно помогала молодым специалистам, учила их, передавала им свои знания. Хороших людей в ее жизни было много. Но особенным человеком, наставником, другом для нее была Клавдия Александровна Мешкорудная. Хотя по возрасту она была старше, но на многие годы они стали лучшими подругами, дружили семьями и вместе прошли долгий путь на заводе: вместе работали в цехе, а позднее в ОТЗ.
За сорок семь заводских лет наша Галина никогда не пожалела о выбранном пути. Она застала времена, когда судоремонтный завод набирал силу и мощь, оснащался новым технологическим оборудованием, современным флотом. Завод строил суда, собирал краны, в водил в эксплуатацию жилье, объекты социально-культурного назначения.
Во всех делах Галина Николаевна работала так, как будто боялась не успеть. За многолетний и добросовестный труд она награждена медалями: «Ветеран труда», «300 лет Российскому флоту», отраслевыми знаками – «Отличник речного флота», «Почетный работник речного флота», «Почетный работник транспорта России».
На заводе Галина Хайлова жила не только работой. Она любила искусство, книги, активно занималась физкультурой: зимой ходила на лыжах, обливалась ледяной водой, бегала босиком по снегу. А потому она всегда в форме.
И в личной жизни у нее полный порядок. Однажды на заводской комсомольской конференции она познакомилась с молодым статным парнем, который впоследствии стал ее мужем. С Василием Сергеевичем вместе вот уже 46 лет. Дочь Лена, получив высшее образование в Омском классическом университете, решила стать юристом и теперь работает начальником отдела регистрации судов Обь-Иртышского бассейнового управления государственного надзора на внутреннем водном транспорте.
Галина Николаевна счастливая бабушка, у нее две внучки: Женя пошла по стопам мамы, учится в университете на юриста, Юля тоже в университете, но на историческом факультете. Сама Галина Николаевна бодра и энергична. И хоть говорят, что в какой-то период у женщины наступает осень, но это, думаю, не про нее. У таких женщин, как наша Галина, осени не бывает.
Галина Николаевна, поздравляем вас с юбилеем! Примите слова благодарности от всех, кто с вами трудился, кого вы учили, кого отпустили в свободное плавание. Желаем вам вечной молодости, здоровья и благополучия!
Н. АВИЛОВА.

На "Ленанефти" - 11 навигаций   

По общему мнению речников на теплоходе после капитана второй человек по значимости – судовой повар. От того, как она умеет готовить, разнообразить блюда, от ее поварского мастерства, выдумки, желания угодить разнообразным вкусам всех членов команды, зависит настроение и, в конечном счете, работоспособность экипажа.
За долгую корреспондентскую практику от судовых экипажей наслушалась всякого: кто-то хвалит своего кока, кто-то сдержанно удовлетворен готовкой, случается и такое, что команда не может дождаться окончания навигации, чтобы навсегда расстаться с неумехой.
Лучшим и объективным показателем того, что команда довольна кухней и дорожит своим коком, является, пожалуй, срок ее «службы» в экипаже. Поэтому, когда Зеннат Темиржанова сказала, что трудится на «Ленанефти-2010» уже 11 навигаций, все дальнейшие вопросы к команде отпали сами собой.
На сегодняшний день именно у Зеннат самый большой стаж работы на этом танкере. И по праву судового «долгожителя» и радушной хозяйки, она опекает молодежь и по-матерински старается повкуснее и посытнее ее накормить.

Поздравляем   

14 ноября исполнилось 60 лет Владимиру Владимировичу Витютневу, заместителю начальника отдела охраны труда, окружающей среды и пожарной безопасности.
40 лет юбиляр работает в Иртышском пароходстве. После окончания Омского речного училища он был назначен третьим штурманом пассажирского теплохода «Тобол». С тех пор вся дальнейшая трудовая деятельность Владимира Владимировича была связана с пассажирским флотом. В 1973 году он был назначен третьим штурманом д/э «Казахстан», а через шесть лет – капитаном д/э «Римский-Корсаков».
В 1989 году он с отличием окончил Новосибирскую академию водного транспорта. В. Витютнев – грамотный специалист, требовательный и принципиальный руководитель. Владимир Владимирович носит звание «Специалист высшего класса» награжден юбилейной медалью «300 лет Российскому флоту».
18 ноября ведущий инженер службы перевозок и движения флота Малахова Татьяна Васильевна отметила свое 55-летие.
В Иртышское пароходство она приехала в 1976 году, после окончания Ленинградского института водного транспорта, работала в различных должностях отдела технического планирования и оперативного учета работы флота, в службе перевозок и движения флота. За эти годы Татьяна Васильевна зарекомендовала себя ответственным и грамотным специалистом. Она пользуется заслуженным уважением среди коллег и работников плавсостава.
21 ноября исполняется 55 лет инженеру службы судового хозяйства Елене Петровне Гуселетовой.
Три десятилетия трудится Елена Петровна в Иртышском пароходстве. В течение длительного времени она является ведущим специалистом по контролю за использованием топлива флотом. За многолетний и добросовестный труд награждена нагрудным знаком «Отличник речного флота».
От души поздравляем юбиляров с днем рождения, желаем им успехов и крепкого здоровья на радость всем нам, родным и близким!

Благодарность   

Выражаю благодарность редакции газеты «Речник Иртыша» за публикацию статьи «Не забывайте ветеранов» за понимание и чуткое отношение к людям.
Л. Иванова.

Разделы сайта