ДИАЛОГ С ГУБЕРНАТОРОМ     

4 декабря на «ГТРК-Омск» состоялся очередной диалог с губернатором Омской области Виктором Назаровым.
На этот раз главной темой телевизионной передачи стала стратегия социально-экономического развития Омской области. В диалоге с губернатором принимали участие руководители и специалисты регионального министерства экономики, представители омского бизнеса, экономисты и журналисты местных СМИ.
В заключение диалога Виктор Назаров подчеркнул, что главная задача стратегии развития региона – улучшение жизни омичей.
 

ДОКОВАНИЕ ЗАВЕРШИЛОСЬ     

16 ноября состоялись последние в этом году подъемы в плавдоке-451 Омского ССРЗ. С учетом последних судов, установленных на стапель-палубе для проведения зимних ремонтных работ, цифра подъемов за нынешнюю навигацию достигла 126 судов.
В ОБРАТНОЙ ЗАВИСИМОСТИ
125 подъемов – это абсолютный максимум. До него рекорд был установлен в 120 судов в 2006 году. Среднестатистическим результатом считается все-таки цифра в 75-80 подъемов. Но это не показатель производительности дока. Количество подъемов напрямую зависит от объема ремонтных работ на поднимаемых судах. И эти величины находятся в обратной пропорциональной зависимости.
Последний раз о работе дока-451 наша газета писала четыре года назад. Весной. Тогда мы рассказывали о весенних заботах и чаяниях его команды, о том, как она готовит все системы и механизмы дока к навигации. Теперь ситуация обратная. Мы попали в док в последние дни его работы, и поэтому все мысли команды были уже о разоружении.
КОМАНДА МОЛОДОСТИ НАШЕЙ
В доке работает 19 человек: начальник, старший механик, старший электромеханик, по два их помощника, трое мотористов, трое стропальщиков, трое крановщиков и один матрос. Характер работы сменный, так что фактически ежедневно док обслуживает шесть человек. В последние годы экипаж дока почти не меняется. Его костяк составляют те командиры, что пришли давно. В следующем году исполняется 30 лет, как плавдок прибыл северным морским путем из Клайпеды в Омский судоремонтно-судостроительный завод. И ровно с того времени трудятся на нем начальник Геннадий Николаевич Линьков и старший механик Алексей Тимофеевич Никифоров. Чуть скромнее цифра у сменного помощника начальника Владимира Ивановича Головина – в этом году он отметил четвертьвековой стаж работы в доке. Такая же дата ожидает на следующий год механика Виктора Николаевича Кузнецова. Оба они начинали свой трудовой путь в команде с должности моториста-кочегара. Стропальщики Александр Петрович Патрахин, Виктор Васильевич Гололобов, старший электромеханик Андрей Владимирович Филонов, моторист Василий Иванович Сивенков пришли в док в середине 90-х годов. А в 1999 устроился стропальщиком Николай Борисович Стерженченко, сейчас он – помощник механика. Десятилетие работы в доке на следующий год отметят электромеханик Евгений Олегович Григорьев и крановщик Валерий Павлович Клочьев-Краев. А пятилетие – электромеханик Николай Владимирович Галайдин.
ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ – ДЕВИЗ ЭКИПАЖА
Мы попали в смену, возглавляет которую сменный помощник начальника дока Михаил Петрович Шулепов. За те четыре года, что мы не виделись, у него произошел неплохой карьерный рост: в прошлую нашу встречу он был крановщиком. Обязанности Шулепова, конечно, поменялись. Теперь он отвечает за организацию работы дока. А это – расстановка судов по схеме, установка трапов, подготовка стапель-палубы для проведения корпусных работ, установка площадок для разборки ДРК, контроль за пожарной безопасностью при проведении огневых работ. Но если есть необходимость, Михаил Петрович не чурается и прежней профессии – садится в кабину крана и вспоминает прежние времена.
Именно в этой смене ответственный за работу всех механизмов и систем дока старший механик Алексей Тимофеевич Никифоров. Его хозяйство – многочисленные моторы, котлы, насосы, компрессоры, дизели. И именно благодаря его неусыпному вниманию ко всей этой технике, она исправно работает. Помощником ему в его дежурство стал моторист машинно-котельного отделения Шавкат Чоршанбиевич Набиев, работающий в доке с 1996 года и имеющий вузовский диплом Новосибирской академии водного транспорта. К слову сказать, механики и мотористы дока обслуживают не только машинно-котельное отделение, пожарные и водоотливные насосы, но и два подъемных крана, работающих в доке. На обоих портальных кранах, грузоподъемностью 5 тонн трудится один крановщик в смену. В наш приезд это был Артем Владимирович Булавко, работающий здесь всего второй год, зато имеющий неплохой опыт работы на соседнем участке завода. До недавнего времени он был крановщиком слипа. В пару с ним поставили стропальщика Николая Федоровича Данилова.
НА ФИНИШНОЙ ПРЯМОЙ
Мы были в плавдоке, когда он готовился к погружению, предстояло осуществить последний в этом году сброс судна: баржу МП-1108. На зиму поднимут четыре теплохода: два наших – ТН-72, РТ-415 и два сторонних – ОС-1 и «Днестр». После последнего подъема команде предстояло три дня зачистки и восемь дней разоружения.
- Если бы позволяла погода, работали бы дольше, - говорит дежурный докмейстер М.П. Шулепов. – Сейчас уже начинается льдообразование на корпусе судна, его приходится долго отмывать винтами. И все равно лед заносится на стапель-палубу, после подъема счищаем его лопатами в понтоны. Затем производим зачистку грузоподъемных понтонов пожарными насосами. Весной предстоит их ручная зачистка. Ил, который скапливается в понтонах при погружении, вытаскиваем вручную, ведрами.
ПЕРЕДЫШКА ДО ВЕСНЫ
Зимой обеспечивать работу дока будут двое: начальник и старший механик. У каждого из них есть удостоверение крановщика, так что при необходимости они могут управлять краном. В их обязанности входит обслуживание дока в зимний период, сборка и разборка кильблоков под корпусами ремонтируемых судов, оказание помощи ремонтным бригадам завода в монтажных работах при сборке – разборке ДРК и установке гребных валов. Линьков и Никифоров, как крановщики должны обслуживать еще четыре бачковых танкера, вставших вокруг дока для проведения зимнего ремонта. Также на них лежит уборка снега и чистка трапов.
После последнего подъема все силы команды брошены на разоружение: последовательную поэтапную подготовку дока к межнавигационному периоду. Он зачищается, после установки береговых ППУ разоружается система пожарной безопасности, разоружаются дизели, паровая, санитарно-хозяйственная и фекальная системы, производится продувка воздухом всех труб, в последнюю очередь отключается отопление. Все системы замрут до весны. А весной – снова в работу!
Нина ОЛЕНИЧЕНКО.
На снимке:- дежурный докмейстер Михаил Петрович Шулепов.


«ОМСКИЕ УЛИЦЫ» - ГИМН ГОРОДА?..     

В департаменте культуры города Омска предлагают закончить длящиеся не первый год споры о гимне Омска, остановившись на песне Вячеслава Косача и Михаила Сильвановича «Омские улицы».
Написанная в 1963 году и впервые прозвучавшая в исполнении студентки Любови Ермолаевой, ныне художественного руководителя городского театра-студии ее имени, эта песня всем знакома, любима и прошла испытание временем. Ее называют душой и знаком города.


ПАМЯТНИК – 300-ЛЕТИЮ ОМСКА     

К 300-летию Омска в центре города появится памятник либо основателям города, либо основанию крепости на Иртыше. Директор городского департамента культуры Владимир Шалак заявил, что сейчас прорабатывается этот вопрос.
100 лет назад к 200-летию Омска по предложению юбилейной комиссии Атаманская и Дворцовая улицы были переименованы в проспект Петра Великого. Хотели напротив Ильинской церкви поставить и памятник императору, подписавшему указ о возведении Омской крепости, но помешали война и революция.
Памятник к 300-летию Омска, скорее всего, займет место символического шара на площади у Речного вокзала. Если к юбилею он будет создан, шар переедет на другое место.
Сегодня в департаменте культуры составляется свод всех памятных знаков Омска. Здесь считают, что пора прекратить самодеятельность в установке мемориальных досок. Недавний пример открытия такой доски с образом любимой омичами актрисы в виде дружеского шаржа – яркое подтверждение того, что все памятные знаки должны проходить обсуждения на топонимической комиссии и градостроительном совете.
В перспективе – установка на ул. Спартаковской бюста почетного гражданина Омска Сергея Манякина. А депутат горсовета Виталий Путинцев предложил увековечить память председателя горисполкома в 1949-1958 годах Николая Рождественского, инициатора превращения Омска в город-сад.


ПОДПИШИСЬ НА «РЕЧНИК ИРТЫША»!     

ПРОДОЛЖАЕТСЯ ПОДПИСКА НА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ 2013 ГОДА
Оформить подписку на газету «Речник Иртыша» на первое полугодие 2013 года можно в любом почтовом отделении г. Омска и Омской области.
Подписная цена на один месяц – 9 рублей, на полугодие – 54 рубля. Услуги по доставке газеты оплачивает ОАО «Иртышское пароходство».
Подписной индекс «РИ»: 53090.
Оставайтесь с нами!


ВСТРЕЧА В НОВО-ОГРАРЁВО     

Месяц назад в Ново-Огарёво (Московская область) прошла встреча Президента РФ Владимира Путина с представителями Союза транспортников России ОАО «Российские железные дороги». Были обсуждены вопросы развития транспортной системы России.
Во встрече приняли участие министр транспорта Максим Соколов, руководитель администрации Президента Сергей Иванов, советник Президента Игорь Левитин, помощник Президента Эльвира Набиуллина и другие. От транспортной отрасли были приглашены 40 представителей предприятий и общественных организаций, входящих в Союз транспортников России. Сибирь и дальний Восток представлял генеральный директор Енисейского пароходства Александр Иванов.
На встрече были обсуждены вопросы работы транспортников в условиях членства России в ВТО, действия Единого экономического пространства, развития ГЛОНАСС и ряд других вопросов.
Президент отметил, что государство и впредь будет поддерживать речников, особенно в вопросах приобретения и строительства нового флота. Министерству транспорта было поручено проработать совместно с Минэкономразвития вопросы по программе строительства новых судов, которая должна включать финансовую поддержку и льготное кредитование. Было обращено внимание на необходимость создания условий, при которых было бы выгодно приобретать новые суда, и этот процесс не ложился бы тяжким бременем на судоходные компании.


ЗАТОН ВСТАЛ     

В самые последние ноябрьские дни разоружился плавдок-451 и дежурный теплоход ОТА-975. Замеры толщины льда показывали на начало декабря – 15 см. Это среднегодовые нормы и даже пеший ход по акватории затона при таких параметрах льда запрещен. Поэтому затон полностью встал. Однако, на берегу аварийная бригада по разводке флота будет трудиться до 15 декабря. До этого срока им необходимо установить 27 пожарных колодцев на всей береговой линии затона и трапы к ППУ.
В. ВЕРТАШОНОК, мастер пункта отстоя флота.


«ЗДЕСЬ МОЙ ПРИЧАЛ И ЗДЕСЬ МОИ ДРУЗЬЯ…»     

В субботу, 8 декабря 2012 года, редактору газеты «Речник Иртыша» Григорию Константиновичу Вставскому, исполнилось 75 лет. Спустя два дня юбиляра чествовали у генерального директора ОАО «Иртышское пароходство» И.И. Яновского.
Поздравить юбиляра пришли руководители служб и отделов пароходства, выражая тем самым уважение не только редактору, но и своей флотской газете, которую он возглавляет без малого двадцать лет.
Иван Иванович отметил большие заслуги Г.К. Вставского в становлении и развитии корпоративной прессы.
- Григорий Константинович, - подчеркнул И.И. Яновский, - творческая личность. Начав свой трудовой путь 56 лет назад, 43 года он отдал журналистике и 41 из них пишет о речниках. Путь в журналистику прокладывался непросто: после армейской службы в ПВО Забайкальского военного округа в 1960 году он пошел работать на стройки города слесарем – монтажником. В этом же году поступил в Уральский государственный университет им. Горького на заочное отделение. Через шесть лет защитил диплом с отличием и продолжал трудиться на стройках г. Омска, но уже в должности бригадира.
В 1969 году Григорий Константинович уходит в журналистику: корреспондент газеты «Сельский строитель» треста «Омскцелинстрой». В апреле 1971 после небольшого перерыва вновь открылась газета «Советский Иртыш» и его переводят во флотскую газету.Через четыре года перспективного журналиста направляют в центральную газету «Водный транспорт» собственным корреспондентом по Обь-Иртышскому бассейну (Омская, Тюменская, Томская, Новосибирская, Павлодарская, Восточно-Казахстанская, Семипалатинская области и Алтайский край).
С августа 1993 года Г.К. Вставский - главный редактор газеты «Речник Иртыша». Наша газета под руководством Григория Константиновича не раз выходила победителем в городских конкурсах многотиражных газет.
Среди писателей и журналистов бытует поговорка: «Журналист, почти писатель». Эти слова очень подходят нашему юбиляру. Григорий Константинович - автор и соавтор нескольких книг, среди которых «Иртышское пароходство: годы и люди» (2001 г.), «Трудовой экзамен речников Сибири» (1987 г.), «Заполярные рейсы речников» (1989 г.), «Иртыш – река рабочая» (1983 г.), «Росные тропы» (2007 г.), 2-е дополненное издание книги «Росные тропы. В лес – по грибы и ягоды» вышло из печати совсем недавно, в ноябре 2012 года. Он – составитель и редактор книги «Речники Иртыша – на фронте и в тылу» (2005 г.), ответственный за выпуск и редактор книги Г. Манушкина «Чукотский рейс» (2012 г.)…
После теплых, искренних поздравлений генеральный директор вручил юбиляру Почетную грамоту ОАО «Иртышское пароходство», цветы и денежную премию. Затем слова признательности редактору корпоративной газеты высказали коллеги по пароходству, журналисты.
Они искренне поздравили Григория Константиновича с 75-летием, вручили подарки, цветы и пожелали ему доброго здоровья, благополучия и дальнейших успехов в творчестве.
В ответном слове юбиляр поблагодарил всех за теплые слова и поздравления.
- Я люблю речников, работе в коллективе Иртышского пароходства, в Обь-Иртышском бассейне было отдано более сорока лет моей жизни. 75 лет – это еще не итог, впереди будут и газеты, и книги…
Родился Григорий Константинович в д. Нагаево Тарского района и через всю жизнь пронес любовь к своей малой родине, землякам. Не раз потом в своем творчестве он воспевал красные от поспевшей клюквы и брусники тарские рямы, грибные березовые колки. С детства сохранил страсть к «тихой охоте». Более азартного грибника вряд ли можно встретить. Все в Управлении пароходства знают об этом, и свои походы в лес сверяют по Вставскому: если он набрал первые грибочки, - значит, пора доставать лукошко.
8 декабря Григорий Константинович отметил еще один юбилей. Ровно пятьдесят лет назад он объединил свою судьбу со скромной, застенчивой девушкой из Смоленска. У нее красивое имя – Надежда. С тех пор по жизни они всегда идут рука об руку. Дожив до золотой свадьбы, они счастливо отметили ее в кругу самых близких людей: братьев, сестры Нины, двух дочерей – Елены и Татьяны, врачей по образованию, двоих зятьев Дмитрия и Андрея и троих внуков – Даши, Яны и Данилки. Конечно, в этот день в квартире Вставских было многолюдно: звучали тосты, поздравления, пожелания…
Мы от души присоединяемся ко всему сказанному и со своей стороны золотым «новобрачным» и персонально юбиляру хотим сказать:
Неумолимые года
Остановить не в нашей власти.
Так пусть же будет навсегда –
Чем больше лет, тем больше счастья!
Юбиляр награжден медалями «За трудовое отличие», «300 лет Российскому флоту», а также памятной медалью СЭВ «За строительство магистрального газопровода «Союз» и отраслевыми знаками: «Отличник речного флота», «Почетный работник речного флота».
С юбилеем!
Н. ИВАНОВА.


ПОРТ САБЕТТА – ГЛАВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПЕРЕВОЗОК     

Капитан-наставник Иртышского пароходства Владимир Петрович Дубовицкий всю минувшую навигацию провел на севере Обь-Иртышского бассейна. Он побывал на многих судах, которые в труднейших судоходных условиях доставляли грузы в строящийся морской порт Сабетта.
Сегодня Владимир Петрович рассказывает, как проходила навигация, делится своими впечатлениями о новой стройке в заполярных широтах нашего бассейна.
В навигацию 2012 года в заполярные районы Обской губы судами Иртышского пароходства было доставлено 270 тысяч тонн различных грузов. К предстоящим рейсам в пароходстве была проделана большая работа на судах и баржах: подкрепляли набор, изготовляли носовые и кормовые клюзы, заращивали огоны на буксирных тросах. С командным составом теплоходов ОТА-964, ОТА-975, «Беломорский-23», «Беломорский-28», «Ленанефть-2010», «Ленанефть-2019» проведена учеба по МППСС-72.
У каждого теплохода были свои специфические рейсы. Теплоход «Беломорский-28» с успехом работал на геофизических исследованиях в Обской губе от мыса Наливной до мыса Дровяной. Теплоход «Беломорский-23» с баржой загрузился в Омске буровым оборудованием и в конце июня взял курс на строящийся морской порт Сабетта. До о. Начальный баржу вели под бортом, а с выходом в Обскую губу взяли на пропиленовый буксир окружностью 240 мм. Этот рейс завершился с успехом.
Определяющим фактором по безопасности плавания было прием прогнозов и выбор мест убежищ при неблагоприятных условиях. Судовые радиостанции, установленные на теплоходах, работали неудовлетворительно, поэтому прогнозы брали по мобильному телефону у диспетчера Салехарда. Направление ветра в основном было восточное, скорость которого в отдельных районах достигала 30 м/сек. Экипажи теплоходов ОТА-964, ОТА-975 имеют большой опыт буксировочных операций. До этого они много лет работали на линии Лабытнанги – Ямбург. При заходе на рейд в порту Сабетта у ОТА-975 с баржой на буксире отказал радиолокатор, как раз в это время начался отлив, на помощь ему пришел капитан ОТА-964 Ф.А. Лисс. Он вышел на рейд, в плотном тумане нашел теплоход, забрал баржу и провел их через бар, затем поставил суда к причалу под обработку. На рейде в это время стояло 23 теплохода моряков и речников!
В акватории порта по просьбе Реском-Тюмень приходилось производить рейдо-маневровые работы. Диспетчер порта дал высокую оценку судоводителям Иртышского пароходства. Как пример тому слаженная работа экипажа «Ленанефть-2010» под управлением капитана А.А. Городничева. Этот экипаж ночью с максимальной осадкой при ветре 20-22 м/сек прошел бар р. Сабетта-Яха и стал под выгрузку. И таких примеров было немало. В августе на теплоходе ОТА-975 в Обской губе отказала левая насадка, старший механик А. Сусланов оперативно нашел поломку и с помощью сварки быстро восстановил насадку.
Конечно, не все было гладко в нашем плавании. Некоторым командирам приходилось делать серьезные замечания по безопасности судовождения, и они сделали правильные выводы.
На реку Сабетта-Яха я ходил на «Беломорском-17» в семидесятые годы. Завозили тогда лес, пиломатериал для обустройства буровых установок. Сейчас, где находятся причалы, когда-то был крутой поворот реки. Позже, недалеко от устья построили поселок геологов. На протяжении нескольких десятков лет флот Иртышского пароходства доставлял сюда лес, оборудование для буровых установок, трубы, цемент, борит, сборные дома, технику, продовольствие, горюче-смазочные материалы, а из Сабетты на танкерах вывозили газоконденсат.
Строительство нового морского порта Сабетта началось несколько месяцев назад. Кроме самого порта, здесь будет построен завод по сжижению природного газа. Предполагается также провести дноуглубительные работы, создать судоходный канал, систему управления движения судов. Сегодня мощный землесос водоизмещением 35 тыс. тонн разрабатывает подходной канал к порту длиной 18 км и глубиной у причалов 16 метров. Засыпаются щебнем участки берега для подъезда техники, завозится оборудование. Здесь же начнет действовать аэропорт с посадкой любых самолетов. Со временем к этому порту подведут и железнодорожную ветку. Словом, правильно северяне говорят: «Порт Сабетта – вторая Мангазея ямальской земли».
Нашему пароходству необходимо вплотную подключиться к этой грандиозной арктической стройке. Иначе мы потеряем флот и самое ценное – кадры. По оперативным данным, в навигацию 2013 года в порт Сабетта планируется завести 5 млн.тонн различных грузов. Для того, чтобы взять от этого пирога хороший кусочек, надо сейчас, в межсезонье, готовить флот для работы в этом сложном районе. А пока мы теряем свое присутствие на заполярных перевозках. У нас нет грузового флота соответствующего разряда плавания. В прошедшую навигацию в порту Сабетта мы встречали речников и моряков с Волги, из Северо-Западного пароходства, Тюмени, Тобольска… Командиры с мостиков бывших наших судов ОТ-2015, ОТ-2017, ОТА-962 удивляются, что мы еще живы. Правда, «наши» суда ходят теперь под другими именами: «Нарьян-Мар», «Ермак»…
Для экипажа любого судна работа на севере бассейна – это, прежде всего, проверка на прочность. В заполярных рейсах ощущаешь себя первооткрывателем новых территорий, чувствуешь свою сопричастность к масштабным российским программам по освоению Арктики. Надеюсь, что в будущую навигацию речники Иртыша продолжат доставку грузов в Сабетту. И, конечно, в больших объемах.
Иван Иванович Яновский назвал прошедшую навигацию определяющей, а будущую навигацию я назову решающей.
В. ДУБОВИЦКИЙ,
капитан-наставник службы перевозок и безопасности судовождения, капитан дальнего плавания.
Омск – Сабетта – Омск.
На снимке: так порт Сабетта выглядит сегодня.


ПРЕДАН ФЛОТУ И ЗАВОДУ     

13 декабря исполняется 75 лет ветерану труда Иртышского пароходства Александру Михайловичу Семёнову.
Я знаю его целую вечность и, мне кажется, он совсем не изменился, скромный, молчаливый и простой. Правда, виски чуть побелели, да улыбка стала более сдержанной.
Александр Михайлович родился в Кемеровской области, в селе Шишино. Отец, Михаил Николаевич, работал главным бухгалтером в организации «Заготзерно», а мама Мария Михайловна здесь же трудилась в должности лаборанта по качеству зерна. С малых лет родители прививали детям любовь к труду. Саша помогал им косить сено, в летние каникулы нанимался на работу в «Заготзерно». Отец часто переезжал в разные районы области, поэтому Александру приходилось менять школы. В первый класс он пошел в селе Шишино, со 2-го по 9-й классы обучался в Тяжине, а 10-й класс заканчивал на станции Яя Кемеровской области.
В выборе профессии главную роль сыграли друзья. Они знали, что в Омске есть речное училище. И, особо не раздумывая, решили поступать в это учебное заведение.
В 1955 году Александр Семенов поступил в Омское РУ на судомеханическое отделение. В училище были хорошие наставники. Он с удовольствием изучал предметы, радовался красивой речной форме. Свою плавательскую практику А. Семенов проходил на пассажирском теплоходе «Ленинский комсомол». Механиком на этом теплоходе был тогда Павел Иванович Клочьев-Краев. Молодой практикант Александр старательно внедрял полученную теорию в практику, и это у него получалось хорошо.
Три года учебы пролетели незаметно. В 1958 году А. Семенов с отличием окончил училище и по распределению прибыл на Омский СРЗ. Молодой специалист решил учиться дальше и подает документы в НИИВТ на вечерне-заочное отделение судомеханического факультета. Александра приняли без экзаменов.
Свой трудовой путь он начал на флоте, где проработал девять лет. Весной 1959 года А. Семенов – III помощник механика теплохода «Ленинский комсомол». Там он снова встретился с механиком П.И. Клочьевым-Краевым. Павел Иванович был хорошим наставником. А Семенов счастлив, что в своей жизни встретил такого доброго человека и прекрасного учителя.
Он с большим старанием доходил до всего, нередко самостоятельно принимал неординарные решения в эксплуатации судовых механизмов, что способствовало быстрому профессиональному и карьерному росту. Уже через две навигации он – II помощник механика, а еще через три года Александр Михайлович вместе с капитаном В.А. Ефремовым принимает в Новосибирске пассажирский дизель-электроход «Композитор Алябьев». На этом теплоходе А.М. Семенов работал три года в должности механика.
В 1965 году Александр Михайлович окончил НИИВТ, а через два года уходит на берег. С тех пор в течение 30 лет Александр Михайлович работал в цехе технической эксплуатации флота (ЦТЭ). Из этого коллектива вышло много хороших руководителей, классных специалистов завода и пароходства. А.М. Семенов хотел трудиться групповым инженером-механиком. Однако на то время таких вакансий не оказалось, и ему предложили должность линейного инженера-механика цеха по запасным частям ДВС и механизмов. Так Александр Михайлович на долгие годы стал самым главным специалистом на флоте завода по запчастям. Он кропотливо и грамотно составлял перспективные и ежегодные планы капитальных ремонтов, замены ДВС на судах, планы-заявки на обеспечение флота запчастями и сменными агрегатами. Все это делалось на основе анализа отработанных двигателями моторесурсов и установленных нормативов МРФ. Эти заявки обязательно утверждались в пароходстве. За период работы на заводе А.М. Семенов стал высококлассным специалистом, знал каждую деталь, а их было великое множество. Он вел строжайший учет запчастей, их не так-то просто было получить на судно. В свое время один из сослуживцев ЦТЭ сочинил на А.М. Семенова такую эпиграмму:
«Всегда спокоен эрудит,
И никогда не ерундит,
Не злоупотребляет властью,
Хотя имеет штамп «запчасти».
А.М. Семенов был душой коллектива ЦТЭ. В любых ситуациях он оставался скромным, уравновешенным человеком. С ним всегда было легко работать и общаться. Он всем помогал и никого не подвел. Александр Михайлович доволен тем, что выбрал профессию речника и 39 лет отдал флоту, предприятию, где встретил хороших людей, настоящих патриотов речного флота. Среди них – Дрягин Николай Григорьевич, Велькин Юрий Павлович, Шумков Виктор Константинович, Сорокин Виктор Тихонович, Левченко Александр Тихонович и многие другие.
За многолетний и добросовестный труда А.М. Семенов награжден медалями: «300 лет Российскому флоту». «Ветеран труда», почетными отраслевыми знаками.
Наш юбиляр жил не только работой. Его большим увлечением всегда был автомобиль. Он – заядлый грибник и рыболов. И после ухода не пенсию Александр Михайлович ведет активный образ жизни, любит работать на даче, читает книги. У Александра Михайловича двое детей, в вузах Омска учатся внук и внучка.
От чистого сердца поздравляем Вас, Александр Михайлович, с юбилеем! Пусть невзгоды обойдут Вас стороной. Желаем Вам здоровья и удачи на многие годы!
Наталья АВИЛОВА.
 

БОЙ У ОСТРОВА ДИКСОН КАК ЭТО БЫЛО?     

3 октября в газете «Речник Иртыша» (№17) мы рассказали о бое у о. Диксон экипажа парохода «А. Сибиряков» с немецким линкором «Адмирал Шеер», который произошел 70 лет назад в Карском море. В этой статье автор Борис Зотов пишет, что все «сибиряковцы» погибли в неравном бою у острова Белуха. Наши читатели, в частности ветеран иртышского флота Юрий Павлович Велькин, не согласен с автором опубликованной статьи. Погибли не все члены экипажа парохода «Сибиряков» утверждает Юрий Велькин. Более того, один из участников этого боя после войны оказывается работал на пароходе «Красноармеец» помощником механика. К сожалению, фамилию поммеханика он не вспомнил. По его же словам, несколько членов экипажа спаслись на единственно уцелевшей шлюпке. Но после боя они, обессиленные, раненые, с тяжелыми ожогами попали в плен. Начались допросы, издевательства, трудные годы в концлагерях. Некоторые «сибиряковцы» не вынесли фашистского плена, умерли или были расстреляны.
После звонков наших читателей редакция собрала дополнительные сведения о немецкой операции «Вундерланд» («Страна чудес»). Вот что нам удалось выяснить.
После поражения немецких войск под Москвой в декабре 1941 года стало ясно, что война принимает затяжной характер. Немецкое командование решило сорвать снабжение Советского Союза странами-союзниками по Северному морскому пути. Им стало известно, что во второй половине июля 1942 года из Владивостока в Кольский залив вышел караван судов особого назначения (ЭОН-18) в составе лидера «Баку» и двух эсминцев. По пути к ним присоединились еще несколько судов и ледокол. Немцы решили перехватить этот караван, уничтожить его, а по пути высадить десант автоматчиков на о. Диксон, где находился советский штаб морских операций. Для этих целей в Карское море были направлены тяжелый крейсер «Адмирал Шеер» и 5 подводных лодок обеспечения. 16 августа 1942 года из оккупированного норвежского порта Нарвик вышел «Адмирал Шеер». За четверо суток крейсеру удалось скрытно пересечь воды Балтики и выйти в Карское море. 21 августа немецкий самолет-разведчик обнаружил караван судов в составе трех ледоколов, восьми транспортов и танкера. Из-за тяжелой ледовой обстановки «Адмирал Шеер» не смог сблизиться с караваном судов, который ушел к проливу Вилькицкова. Больше суток немецкий крейсер, петляя, пробивался сквозь ледяные поля к архипелагу Норденшельда. Здесь он снова уперся в непроходимый лед. Капитану крейсера срочно нужны были сведения о ледовой обстановке. 25 августа при посадке разбился самолет-разведчик крейсера. Командир «Адмирала Шеер» решил захватить первое встречное русское судно и получить нужную информацию. Совсем скоро на их пути оказался пароход Беломорской военной флотилии «Александр Сибиряков», который шел от о. Диксон с продовольствием, топливом, оборудованием для радиостанций и полярниками. Он планирован доставить оборудование, продовольствие для полярников на мыс Оловянный и сменить зимовщиков на о. Домашний. Но экипажу парохода и его пассажирам пришлось вступить в бой. Сначала немцы попытались выдать себя за союзников. Над крейсером подняли американский флаг, а на запрос с «Сибирякова» ответили, что это американский крейсер «Тускалуза» и запросили информацию о ледовой обстановке в проливе Вилькицкого. Капитан «Сибирякова» ст. лейтенант Анатолий Качарава немедленно передал сообщение на о. Дискон о появлении в Карском море неизвестного рейдера. Немцы засекли работу рации и тут же сменили флаг на фашистский. Они потребовали от экипажа «Сибирякова» спустить флаг и сдаться. Перед носом парохода вырос водяной фонтан предупредительного выстрела. Капитан Качарава, направив пароход к ближайшему острову, приказал открыть ответный огонь. Всего 20 минут смог противостоять старый тихоходный пароход против хорошо вооруженной и бронированной немецкой махины. Второй залп «Шеера» достиг цели. На корме «Сибирякова» взорвались бочки с бензином. Пароход охватило пламя, но экипаж продолжал сопротивляться, стреляя из всех орудий. Героически сражались все члены экипажа парохода «А. Сибиряков». Когда упавшая фок-мачта порвала антенну, главный старшина Михаил Сараев взобрался на мачту, соединил части антенны, тем самым ввел в строй основной передатчик. Командир орудийного расчета старшина Василий Дунаев посылал в сторону врага снаряд за снарядом до тех пор, пока не потерял сознание. До последней минуты находился на посту старший механик Николай Бочурко. Самоотверженно помогала раненым молодой врач Валя Черноус. Все члены экипажа, военные моряки, и полярники, находившиеся на борту парохода, проявили мужество в смертельной схватке с врагом. Однако силы тихоходного парохода и мощного, хорошо бронированного крейсера, были неравны. Гибель «Александра Сибирякова» надвигалась с каждой минутой, и вскоре пароход исчез в морской пучине. В бою героически погибли 79 моряков и полярников. Артиллеристы парохода «Сибиряков» во главе с младшим лейтенантом С.Ф. Никифоренко до конца вели огонь. Был тяжело ранен капитан А.А. Качарава. Но на острове Диксон уже знали о приближении фашистского крейсера. Совсем недалеко, в проливе Вилькицкого стали на якорь корабли из экспедиции ЭОН-18. Ценой своей гибели «Сибиряков» спас десятки судов и сотни людей от неминуемой гибели.
Однако на «Сибирякове» не все погибли. 18 человек успели высадиться на единственную уцелевшую шлюпку. К сожалению, они попали в плен к фашистам. Позднее 13 пленных «сибиряковцев» разными путями вернулись на Родину. Среди них был и наш речник, поммеханика парохода «Красноармеец».
Еще одному члену команды парохода «Сибиряков», кочегару Павлу Вавилову удалось на разбитом боте добраться до скалистого острова Белуха, откуда 29 сентября (на 36 сутки!) снял его советский гидросамолет, которым командовал Герой Советского Союза Иван Иванович Черевичный. Немецкий крейсер «Адмирал Шеер» не смог сорвать арктическую навигацию. Караваны советских судов, наших союзников продолжали путь по северным морям. Свое возмездие немецкий линкор «Адмирал Шеер» получил позже. В апреле 1945 года он был потоплен в Балтийском море.
В 1965 году координаты гибели ледокольного парохода «Александр Сибиряков» объявлены местом боевой славы.
Просим наших читателей и прежде всего ветеранов иртышского флота дополнить героические страницы гибели парохода «А. Сибиряков». Возможно, кто-то знает фамилию помощника механика парохода «Красноармеец». Ждем ваших звонков и писем.
Г. ВСТАВСКИЙ.


ПО ТРАВЕ И ПО РОСЕ     

Из печати вышла очередная книга члена Союза журналистов России, редактора газеты «Речник Иртыша» Григория Вставского «Росные тропы. В лес – по грибы и по ягоды».
Это второе, дополненное издание «Росных троп».
Автор – большой знаток и любитель природы. Новая книга – сборник занимательных зарисовок, новелл о грибных и ягодных походах. Здесь много фотографий, записок из дневника, который автор ведет какой уже год.
В книге любопытные читатели найдут практические советы, как готовить дары леса впрок, и другую интересную информацию.
(Кто пожелает прочитать книгу, звоните автору по тел. 31-87-09).


ПОЗДРАВЛЯЕМ ЮБИЛЯРОВ ДЕКАБРЯ!     

С 75-летием
Вставского Григория Константиновича, главного редактора газеты «Речник Иртыша».
Касьяненко Николая Яковлевича, ветерана труда Омского ССРЗ.
Рыжикова Владислава Евгеньевича, ветерана труда Омского ССРЗ.
Коровацкого Анатолия Михайловича, ветерана труда Управления Иртышского пароходства.
Семенова Александра Михайловича, ветерана труда Омского ССРЗ.
Чаплышкина Ивана Петровича, ветерана труда Омского ССРЗ.
С 70-летием
Савицкого Михаила Федоровича, ветерана труда Управления Иртышского пароходства.
С 65-летием
Черных Николая Никитовича, сторожа пункта отстоя.
Козлова Владимира Ивановича, старшего механика – капитана плавкрана «СПГ-43/83».
С 60-летием
Закамалдина Николая Петровича, главного диспетчера смены службы организации перевозок и безопасности судовождения.
Тестова Сергея Павловича, заместителя директора Омского института водного транспорта.
Мирко Ивана Алексеевича, электросварщика механосборочного цеха.
Графа Виктора Александровича, аккумуляторщика электромонтажного участка.
С 55-летием
Чернявскую Антонину Николаевну, ветерана труда Омского ССРЗ.
С 50-летием
Зазуленко Василия Ивановича, ветерана труда Омского ССРЗ.
Поздравляем юбиляров последнего месяца года. Пусть света и солнца в эти самые короткие дни хватит вам с лихвой.

Разделы сайта