4 марта - выборы!   

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Продолжается активная предвыборная борьба среди кандидатов в президенты. Если кандидат от «Единой России» Владимир Путин в основном ограничивается пока статьями по дальнейшему развитию России, то четыре оставшиеся кандидата включились в острые дискуссии между собой на центральном телевидении. Ежедневно звучат по радио и с экранов телевизоров агитационные призывы под лозунгом «Выбери меня!».

ДЕПУТАТОВ ГОРОДСКОГО СОВЕТА
4 марта пройдут выборы депутатов Омского городского Совета. Позади регистрация кандидатов. Сейчас активно ведется предвыборная борьба. Каждый кандидат обещает нам, избирателям, сладкую жизнь в будущем – высокие заработки, пенсии, быстрые перемены в жилищно-коммунальной сфере, твердые цены и т.д.
В городской Совет должны прийти новые, деятельные люди, способные работать одной сплоченной командой. Умеющие слушать омичей и принимать ответственные, взвешенные решения. Городу нужны перемены!
Голосуйте за тех, кто способен изменить наш город к лучшему.

 

ВОИНЫ - ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТЫ   

15 февраля по всей России прошел День памяти воинов-интернационалистов.
23 года назад в этот день из Афганистана ушел последний советский солдат. Почти десять лет шла необъявленная война на афганской земле. По официальным данным, в той войне погибли 15 тысяч советских солдат. В их числе есть речники, курсанты Омского командного речного училища им. капитана В.И. Евдокимова. Среди них – курсанты Омского РУ – Олег Бронский, Андрей Капсутин, Виктор Королев, Анатолий Максимов, Михаил Медведев, Владимир Верхотуров.
15 февраля в Омске и по всей области прошли мероприятия, посвященные памяти воинов-интернационалистов.
 

ДИЗЕЛЬНЫЙ - В ГРАФИКЕ   

Почти год прошел с последней встречи с начальником дизельного цеха Омского ССРЗ. Прошлой весной цех серьезно отставал от графика работ, и тому были объективные причины: отсутствие обменного фонда запчастей к двигателям, старое оборудование, задержка ввода в эксплуатацию обкаточных стендов для двигателей разных марок и, как следствие, - отсутствие сторонних заказов. В прошлом году А.Н. Белоглазов оптимистично заявил, что верит в разрешимость всех проблем. Вот с вопроса: «Что изменилось?» мы и начали сегодняшний разговор.
- Ситуация меняется, хотя и не так быстро и кардинально, как хотелось бы, - говорит Алексей Николаевич. – Если говорить конкретно по означенным в прошлом году проблемам, то на сегодня дело обстоит так: обменного фонда запчастей по-прежнему нет, шлифовальные станки те же, а вот в остальном сдвиги есть. Запущен обкаточный стенд для двигателей ЗД6, и мы на нем уже работаем, хотя по нагрузке еще не выходим на желаемый уровень. Сейчас усилиями всего завода собираем стенд для обкатки двигателей 6Ч 18/22. Здесь задействованы специалисты РЭУ, трубного участка, электрики. Здорово помогает в чертежах, в прочтении технической документации инженер-технолог заводского техотдела Альберт Борисович Кузнецов. В этом году планируем стенд ввести в эксплуатацию. Пока открытым остается вопрос с введением стендов для «ЯМЗ» и 26-й модели – 6НВД-26. Несомненным плюсом является то, что появились сторонние заказы.
- Каков объем работ на нынешний межнавигационный период?
- За зиму наш коллектив должен отремонтировать 17 двигателей, а также топливную аппаратуру с них. Помимо этого, еще 35 единиц топливных насосов. Причем, опыт показывает, что этим не ограничимся. Весной механики дополнительно понесут в цех топливную аппаратуру, которая требует ремонта.
- Как на сегодняшний день обстоят дела?
- На конец первой декады февраля пока в графике. Сегодня самая важная задача – это ремонт двух главных двигателей с танкера «Дмитрий Гусихин». Пока они находятся в разобранном состоянии, но в конце февраля планируем блоки цилиндров установить на фундаментные рамы двигателей. Сейчас заканчиваем установку навесного оборудования. Над подготовкой двигателей трудятся одновременно несколько наших специалистов: топливные насосы собирает линейный инженер-механик по флоту Анатолий Александрович Калачев, установкой распредвала занимается слесарь-судоремонтник Евгений Иванович Степанов, переборкой и ремонтом крышек цилиндров слесари-судоремонтники Николай Викторович Михайлов и Алексей Васильевич Кривосудов. У нас ремонтировались и вспомогательные двигатели с этого же танкера. Один двигатель 6Ч 18/22 уже доставлен на теплоход, правда там нет пока некоторого навесного оборудования: топливный насос сделан, а вот приводы водяного и топливных насосов еще в работе. Второй двигатель пока в цехе. Но до начала марта мы должны с ним закончить.
Еще один важный объект – это главный двигатель с РБТ-301, теплохода, который открывает дежурство в затоне, его сдачу в эксплуатацию задержать нельзя! На сборке двигателей 3Д6 с теплоходов РБТ-301 и СТ-44 трудится слесарь-судоремонтник Леонид Васильевич Винников, а расточкой верхних блоков картера занимается шлифовщик Сергей Степанович Свичкарь.
- Каждую зиму коллектив цеха пополняется за счет работников плавсостава…
- Да, и в этот судоремонт в цех пришли двое ребят с теплоходов. Это старший моторист с «Тимофея Белозерова»Виктор Щербина и моторист-рулевой Антон Щербаков с РТ-778. Так что мы во многом рассчитываем на молодежь, обучаем их. Кроме того, несколько флотских ремонтируют в цехе двигатели со своих теплоходов: двое из команды РБТ-301, двое с танкера ТН-723, четверо – с «Дмитрия Гусихина». Работа идет общими усилиями.
- А что с быстроходным флотом?
- Двигатель М-401 на «Восход-31» - готов, а на «Восход-44» в данный момент на сборке. Им занимаются быстроходчики – бригада Калачева: он сам вместе со слесарями-судоремонтниками Юрием Николаевичем Баютиным и Дмитрием Александровичем Крупиным. Кроме того, они же занимаются топливной аппаратурой. На очереди двигатель с «Зари-295» . Но в любом случае, к концу апреля мы должны подготовить двигатели с флота СПК.
- Итак, вы с оптимизмом ждете весну?
- Безусловно, работы еще много: кроме вышеперечисленного разобраны, продефектованы и находятся в работе двигатели с кранов КПЛ № 85, КПЛ-5, с танкера ТН-684, на очереди разборка вспомогательного двигателя ТН-722. Разбираем и дефектуем два сторонних двигателя 1Д-12. Обкатали двигатель с тарского теплохода… Одним словом, рабочее настроение есть, проблемы, правда, тоже. Но, к счастью, все они решаемы.
Н. ОЛЕНИЧЕНКО.

ИЗ ДИНАСТИИ РЕЧНИКОВ   

Курсанты, интересующиеся историей Омского командного речного училища, историей Российского флота, уже давно собирают материалы о династиях иртышских речников. Наше учебное заведение славится тем, что здесь обучаются представители многих семей водников. Из поколения в поколение передаются флотские традиции, любовь к реке.
Николай Владимирович Забияко окончил Горьковское речное училище имени И.П.Кулибина. Флот, и все, что с ним связано, полюбил с детства. Как и многие мальчишки, бредил морями, мечтал стать капитаном. С волжских берегов судьба занесла семью Забияко в Омск. Здесь Николай Владимирович работал на судах Иртышского пароходства, ходил на Север. Когда подросли сыновья, встал вопрос об их профессиональном определении. Папа был непреклонен: «Будете учиться в речном училище». Хорошо, что решение отца совпало с желаниями мальчиков. Старший Иван окончил речное училище в 2011 году, Владимир учится на втором курсе судоводительского отделения. Братья успешно осваивают речные профессии, в детские и юношеские годы ходили с отцом на судах речного флота. Когда пришла пора Ивану служить в Армии, он со свойственной всем мужчинам семьи Забияко заявил: «Пойду только на флот!». И добился своего, сегодня он несет службу на авианосном крейсере «Адмирал Кузнецов». После службы мечтает вернуться на флот Иртышского пароходства.
Наше учебное заведение всегда славилось тем, что обучало речным специальностям несколько поколений флотских семей. Не теряют связи с музеем училища имени капитана В.И. Евдокимова династии Карнаухов, Матковских, Ильиных, Пономаревых, Вернер, Печкуровых, Богочановых и другие.
По-разному складываются человеческие судьбы, эпоха перемен вносит свои коррективы и в деятельность речников. Но то, что юные представители флотских династий поступают в Омский институт водного транспорта, в речное училище, говорит о преданности делу отцов.
Елена БОНДАРЕНКО.

ПРИЯТНЫЕ ХЛОПОТЫ   

В канун Дня защитника Отечества участник Великой Отечественной войны, ветеран иртышского флота Семененко Виктор Петрович переехал в новую квартиру.
Сорок один год Виктор Петрович с супругой Таисией Васильевной прожил в однокомнатной квартире. Долго ждали два инвалида второй группы улучшения своих жилищных условий. Они надеялись получить положенный сертификат к 65-летию Победы в 2010 году. Однако, мэр г. Омска В.Ф. Шрейдер отказал. Тогда Виктор Петрович обратился к губернатору Омской области Л.К. Полежаеву, который незамедлительно принял положительное решение. 17 ноября 2011 года Министерство финансов Омской области выдало участнику Великой Отечественной войны сертификат в сумме 990 тысяч рублей. После этого ветераны продали свою старенькую квартиру, а 15 февраля переехали в трехкомнатную квартиру.
С новосельем, Виктор Петрович!
 

С ДНЕМ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА!   

23 февраля – праздник настоящих мужчин, кто в разные годы служил в Советской, а позднее – в Российской Армии, на Военно-Морском Флоте. А также солдат – ветеранов, кто с оружием в руках защищал свое Отечество в годы Великой Отечественной войны, как и всех участников боевых действий на Кавказе, в Афганистане.
В канун Дня защитника Отечества поздравляем участников Великой Отечественной войны и всех мужчин, кто отдал свой священный долг в рядах Вооруженных сил Советской и Российской Армии, нес вахту на судах Военно-Морского флота.
Крепкого здоровья Вам, счастья, успехов, дорогие защитники Родины!

В ЗАТОНЕ КИПИТ РАБОТА   

Суровые афанасьевские морозы сменила достаточно мягкая февральская погода. И если по утрам термометр показывает минус 20, то к обеду солнце, пригревающее по-весеннему, делает жизнь веселей: температура повышается до минус 10. В такую погоду и работается с удовольствием. Морозы внесли свои коррективы в графики выполнения судоремонтных работ, поэтому теперь настало время наверстывать упущенное.
В затоне одновременно ведутся работы по нескольким направлениям. В 3-4 районах бригада привальщиков на бачковых танкерах устанавливает привальный брус. Там же на «Ленанефтях» речники зачищают трюма крупнотоннажных танкеров от остатков тяжелых фракций сырой нефти. Отозваны экипажи на проведение ремонта на ТН-740 и «Ленанефти-2023». Ведутся огневые работы на восьми теплоходах: там работают судокорпусники, трубники, ремонтируется ДРК.
С13 февраля дано разрешение на передвижение по ледовым дорогам затона тяжелой техники. Это значит, что трактор с санями может зараз подвезти в отдаленный район затона гораздо больше привального бруса.
Несмотря на достаточную толщину льда, его замеры продолжаются с определенной последовательностью: каждый понедельник и среду. Кроме того, если есть необходимость, по распоряжению ПДО лед замеряется и в шалманах.
Н. КНЯЗЕВ,
начальник пункта отстоя флота.
 

ЗАЩИТНИК ОТЕЧЕСТВА, МЕХАНИК ПО ПРИЗВАНИЮ   

11 февраля 2012 года ветерану труда Иртышского пароходства, бывшему главному механику Омского судоремонтно-судостроительного завода Владилену Михайловичу Бородулину исполнилось 75 лет.
Владилен Михайлович родился в городе Георгиевске Ставропольского края. Его отец – Михаил Иванович работал директором шиноремонтного завода. С малых лет Владилен имел возможность знакомиться с техникой, собирать и разбирать небольшие механизмы.
Когда началась война, отец добровольцем ушел на фронт, с ним на фронт ушла и мама. Владилен с сестрой остались под присмотром сослуживца отца, а по сути они жили одни до возвращения мамы.
В 1942 году отец погиб под Сталинградом и Владилен, хотя был еще мал, дал себе клятву стать защитником Родины и быть механиком, как его отец. Его мама работала экономистом в строительной организации. Приходилось часто кочевать с места на место. Владилен после окончания 8 классов в 1952 году поступил в Московский политехникум на механический факультет, который успешно окончил по специальности техник – механик. В 1956 году молодого специалиста направили в Куйбышевскую область, техником по оборудованию мельзавода.
В.М. Бородулин большое внимание уделял спорту и физическому развитию. Будучи студентом, прошел в ДОСААФе спортивную подготовку в качестве парашютиста. А когда в 1957 году его призвали в Армию, служил в отдельном парашютном полку воздушно-десантных войск. За три года армейской службы он прошел годичную полковую школу по подготовке сержантского состава и был оставлен в этой школе преподавателем. Здесь же получил звание старшего сержанта, а на третьем году службы был уже старшиной. Во время службы ему часто приходилось десантироваться в разных районах России от Прибалтики до Дальнего Востока. После службы В.М. Бородулин выбрал город Омск, куда и прибыл в 1960 году. Сразу же поступил на подготовительные курсы в Автодорожный институт, а работать пошел на Омский судоремонтный завод. На Омском ССРЗ Владилен Михайлович трудился 40 лет. За 40 лет трудовой вахты В.М. Бородулин работал слесарем, мастером, механиком, заместителем начальника, начальником ремонтного цеха, три года – заместителем начальника энергомеханического отдела, а затем в течение 28 лет был бессменным главным механиком завода. В.М. Бородулин - настоящий корифей своего дела. Он в совершенстве знал оборудование и механизмы цехов, энергохозяйство завода. Благодаря ему на Омском ССРЗ – одном из первых предприятий в отрасли был внедрен планово-предупредительный ремонт цехового оборудования. И этот график строго соблюдался, что в большой степени позволяло избегать аварийности и повышало надежность работы станочного парка и всего предприятия. При нем также была внедрена паспортизация установленного оборудования и многое другое.
Владилен Михайлович всегда был требовательным к себе и, конечно, к тем, кто с ним работал. Он любил четкость и исполнительность, порядочность, не терпел обмана, небрежности и необязательности. И до сих пор самыми ценными качествами в людях считает деловитость, доброту и справедливость. Он никогда не жил в разладе со своей совестью.
За многолетний и добросовестный труд Владилен Михайлович награжден медалями: «За доблестный труд», «300 лет Российскому флоту», «Ветеран труда», отраслевыми знаками «Отличник речного флота», «Почетный работник речного флота».
По жизни Владилен Михайлович очень увлекающийся человек. Когда-то был заядлым автомобилистом, затем сменил автомобиль на велосипед. А в последнее время ежедневно, в любую погоду проходит по 5-6 километров, а зимой, когда встает на лыжи, то проходит не менее пяти километров. К тому же он ни дня не может прожить без книг. Бородулины вырастили дочь, которая окончила Омский политехнический институт, стала, как и папа, инженером – механиком. Впоследствии она окончила художественно-графический факультет педагогического института и теперь преподает в этом заведении. В семье Бородулиных растут внук и внучка.
Владилен Михайлович, поздравляем вас с 75-летием, а также с Днем защитника Отечества! Желаем вам крепкого здоровья на многие лета, оптимизма, счастья и семейного благополучия!
Н. БОРИСОВА.

ИМЕНЕМ МАНЯКИНА   

Комитет по социальным вопросам Омского городского Совета поддержал предложение городской топонимической комиссии, которая рекомендовала присвоить имя Почетного гражданина города Омска Сергея Иосифовича Манякина новой улице в микрорайоне «Полет» Октябрьского округа.
По данным окружной администрации, в активно растущем микрорайоне проживает более 15 тысяч жителей.
Сергей Иосифович Манякин родился 7 ноября 1923 года в Ставропольском крае. Был участником Великой Отечественной войны. После окончания Буденовского сельскохозяйственного института работал агрономом, председателем колхоза, председателем Ставропольского краевого исполкома.
С 1961 по 1987 годы – первый секретарь Омского обкома КПСС. С 1987 по 1989 годы возглавлял Комитет народного контроля СССР. Многие годы был членом ЦК КПСС, депутатом Верховного Совета СССР. С 1995 по 1999 годы избирался депутатом Госдумы в составе фракции «Народовластие», входил в состав Комитета по экономической политике. Награжден пятью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, имел боевые награды.
Звание Почетного гражданина города Омска присвоено С.И. Манякину в 1998 году. Скончался Сергей Иосифович в 2010 году.

КУЗНЕЦ АЛЕКСАНДР ЛОМАН   

11 февраля 2012 года ветерану труда Иртышского пароходства, знаменитому кузнецу Омского ССРЗ и просто лучезарному человеку Александру Егоровичу Ломану исполнилось 75 лет.
Его трудовая вахта на речном транспорте длилась 45 лет. А начиналось все так. А.Е. Ломан родился в Поволжье, в Саратовской области. В семье кроме родителей росли пятеро детей, Александр был единственным парнем.
В 1940 году семья переезжает в Омскую область, в Васисский (ныне Тарский) район. Когда Александру исполнилось 5 лет, умерла мама, и все заботы по воспитанию детей, ведению домашнего хозяйства легли на плечи старшей сестры Лидии. В военные годы они испытали все тяготы лихолетья. Приходилось жить в землянках, в брошенных домах. После окончания 7 класса Александр уезжает в Омск и поступает в ФЗО №15, где с большим старанием учится на кочегара. Практику проходил на предприятиях города. А в июне 1955 года, окончив ФЗО, Александр Ломан пришел на Омский СРЗ, работал кочегаром на пассажирском пароходе «Ленинград». На этом пароходе работал нес вахты три навигации, а в межнавигационный период трудился в кузнечном цехе завода и тоже кочегаром. Ему так понравилось работать здесь, что в 1958 году перешел на постоянную работу в кузнечный цех и стал молотобойцем. Попав в прекрасный коллектив, где начальником был И.И. Рыбаковский, а мастером и непосредственным учителем-наставником легендарный кузнец Николай Дмитриевич Летунов, Александр нашел себя. А.Е. Ломан проработал в этом коллективе 42 года. За эти годы не раз происходила реорганизация завода, кузнечный цех стал участком корпусного, а затем механосборочного цехов. Ему посчастливилось работать с такими начальниками, как А.П, Шитов, Н.Ф. Тюменцев, мастером Н.Д. Сафроновым. За эти годы А.Е. Ломан из молотобойца вырос до кузнеца – профессионалам высшего разряда с правом работы на молотах и прессах, а также вести свободную ковку деталей.
Видя в работе этого невысокого человека, можно было бесконечно любоваться и удивляться, как он запросто мог управляться с заготовками или поковками массой больше его самого. И делал это мастерски, легко, со стороны казалось, играючи. А.Е. Ломан относился к своей профессии с любовью и гордился ею. На заводе он считался лучшим рационализатором, в 1973 году стал участником ВДНХ СССР, а в 1979 году был удостоен медали «Лучший рационализатор речного флота». Александру Егоровичу было присвоено звание «Мастер – золотые руки» и выдано личное клеймо, дающее право сдавать продукцию без предъявления ОТК.
За 45 лет своей трудовой деятельности он не только сам рос профессионально, но и учил других. Среди его учеников были: В. Фокин, Р. Рамалданов, В. Демидов и другие. Александр Егорович всегда занимал активную жизненную позицию. Он неоднократно избирался членом заводского комитета профсоюзов, председателем товарищеского суда, депутатом Городского Совета.
Подтверждением высокого профессионализма, преданности предприятию служат его награды: орден «Знак Почета», медали «Ветеран труда», «300 лет Российскому флоту»», «Лучший рационализатор речного флота», «За доблестный труд», отраслевой знак «Почетный работник речного флота».
В повседневной жизни он – прекрасный семьянин. С женой Марией Егоровной прожили 45 лет, воспитали сына и дочь. Сын Юрий – военный, работает в Министерстве обороны. Дочь – Надежда врач-рентгенолог, живет в Омске. К сожалению, несколько лет назад Мария Егоровна ушла из жизни. Но жизнь продолжается. У Александра Егоровича два внука и две внучки, подрастают уже и два правнука.
Вот такой наш юбиляр – обаятельный, скромный, преданный заводу человек. Мир его увлечений – природа, любит собирать грибы. А все свободное время посвящает правнуку Андрею, который очень любит своего прадедушку.
Поздравляем вас, Александр Егорович, сюбилейным днем рождения, выражаем вам глубокую признательность и уважение за многолетний труд и безграничную преданность предприятию, а также людям, с которыми посчастливилось пройти по жизни. Здоровья вам и наилучшего благополучия на долгие годы.
Наталья АВИЛОВА.

ПОЗДРАВЛЯЕМ!   

23 февраля ветерану труда Иртышского пароходства Ольге Михайловне Третьяковой исполняется 85 лет.
В Иртышском пароходстве Ольга Михайловна трудилась более 30 лет. И в основном все эти годы она посвятила самой мирной и важной профессии – строителя. С первого дня организации Иртышской РЭБ Ольга Михайловна работала здесь старшим инженером по строительству. Она принимала активное участие в разработке генплана Иртышской РЭБ, осуществляла контроль за строительством цехов, промзданий. В те годы Иртышское пароходство бурно развивалось: строились производственные объекты, жилье, расширялся больничный комплекс. В связи с этим в КБ Иртышского пароходства была создана строительная группа, которой 17 лет руководила Ольга Михайловна. Под ее руководством была разработана документация на строительство в Черлакской РЭБ котельной, лесопильного цеха, жилых домиков, в Тарской РЭБ была разработана документация на строительство жилья, общежития, здания портуправления. Есть немалая заслуга ее в сдаче строительных объектов Ханты-Мансийского, Салехардского портов, Тазовского эксплуатационного участка. Будучи руководителем строительной группы КБ пароходства, Ольга Михайловна внесла большой вклад в проектирование кислородной станции для Омского ССРЗ, многих объектов Иртышской больницы водников.
Ольга Михайловна была классным специалистом, отличным наставником для молодых конструкторов.
В канун славного 85-летия мы, ее бывшие коллеги, говорим Ольге Михайловне большое спасибо за вклад, который она внесла в развитие промышленной базы Иртышского пароходства в строительство объектов социальной сферы.
С днем рождения, уважаемая Ольга Михайловна, желаем вам доброго здоровья, семейного благополучия, активного долголетия!
А. ШИПИТЬКО.
 

ПОМНЮ И ГОРЖУСЬ   

Сегодня я продолжаю разговор о ветеранах флота. В конце прошлого года в газете «Речник Иртыша» с большим интересом прочитал статью о славном иртышском капитане, кавалере двух орденов и многих медалей, об Африкане Ивановиче Павловском. Лично с ним я не был знаком, но наслышан о нем много раз. Нас объединяли шахматы. В то далекое время в Иртышском пароходстве каждый год организовывались радиотурниры по шахматам. Команда нашего пассажирского теплохода «Генерал Карбышев» сражалась с экипажем теплохода «Клин», где капитаном был А.И. Павловский. И не одну навигацию.
Сейчас уже не могу вспомнить, кто из нас был победителем. И это не главное. Важно то, что радиотурнир проходил очень интересно и увлекательно. Пошлем радиограмму со сделанным ходом и мучаемся, переживаем, какой ход придет с «Клина». Мы знали, что на «Клине» были сильные шахматисты, хотя мы тоже были не слабаки, но порой они нас очень здорово прижимали, ставили в трудное положение. Сегодня надо откровенно признаться, что в таких случаях мы обращались к нашим пассажирам. Объявляли по судовой трансляции: «Кто хорошо играет в шахматы, просим зайти в музыкальный салон», где и разбирались наши партии. С их помощью мы частенько выходили из цейтнота. Даже и такой случай был.
Однажды с нами из Омска до Ханты-Мансийска ехал хороший шахматист и включился в нашу игру. А когда мы шли обратным рейсом, он пришел на речной вокзал и первым делом поинтересовался радиотурниром, так был увлечен этой игрой. Он тоже подтверждал, что соперники наши очень сильны.
Африкан Иванович недавно приезжал в Тюмень. Побывал в порту. Загнянул в управление Обь-Иртышского пароходства, где повстречался со своим бывшим вторым штурманом теплохода «Клин» Владимиром Федоровичем Петелиным. Вспоминали, как вместе работали на теплоходе «Клин». Африкан Иванович вспомнил о бурлаковском движении на флоте. В начале пятидесятых годов на флоте внедрялось передовое бурлаковское движение. Говорят, что за это доплачивали команде. В1958 году после окончания речного училища, когда я стал работать на судах пароходства, об этом движении разговора уже не было. Но поговорка на устах плавсостава осталась: «Летом бурлачим, а в зиму ишачим».
Со знанием дела написана статья в газете «Речник Иртыша» об Иване Александровиче Извекове. Это был штучный плотовод, профессор своего дела. Я думаю, он научился водить плотоматки у прославленного плотовода Плеханова Бориса Яковлевича, который ранее работал капитаном-наставником Иртышского пароходства, а еще раньше капитаном теплохода «Художник Поленов». Прочитав статью об Иване Александровиче, я как бы встретился с ним и поговорил по душам.
С удовольствием прочитал в газете о том, что наш преподаватель в Омском речном училище Евгений Тимофеевич Мешков издал книжку стихов под названием «Память души». Я сразу вспомнил училище, тогда учебный корпус находился на улице Рабфаковская №1. В то далекое время, нам, курсантам, каждую субботу и воскресенье показывали кинофильмы в большом зале на втором этаже. Киномехаником была молодая симпатичная девушка. В этой работе помогал ей Евгений Тимофеевич. Нас, курсантов, обязывали ходить за кинобанками. Иногда участвовал вместе с нами и Мешков. Так я впервые познакомился с Евгением Тимофеевичем, который в 1955 году окончил Омское речное училище и остался работать преподавателем.
Весной 1955 года мы сдавали экзамены, в том числе и по физике. Преподавателем по физике был очень строгий, принципиальный пожилой человек по фамилии Спурман. Ассистентом на экзамене был Е.Т. Мешков. Я взял билет и стал готовиться, но никак не мог разобраться с задачкой. Евгений Тимофеевич подошел ко мне и спросил: «Что не понятно тебе?». Я ответил, что не могу найти правильное решение. Евгений Тимофеевич быстро подсказал мне, и задача была решена. Спурман хмурым взглядом посмотрел в нашу сторону, но ничего не сказал. Затем Евгений Тимофеевич скомандовал: «Отвечай на вопросы по билету». Я что знал, рассказал ему. А он подвел итог: «Экзамен сдан, можешь ехать на плавательскую практику».
У причала речного вокзала нас, практикантов, ждал теплоход «Анастас Микоян». Я был очень благодарен Евгению Тимофеевичу за оказанную помощь, и этот случай остался в моей памяти на всю жизнь. Он, конечно, не помнит меня. У него таких случаев было много. Я, как сейчас, помню, этот экзамен проходил на первом этаже в левом крыле в военно-морском кабинете. Когда я работал на теплоходе «Генерал Карбышев» на линии Омск – Салехард, мне хотелось встретиться с ним, но как-то все не получалось. Пользуясь случаем, я посылаю ему большой привет и выражаю слова благодарности, желаю ему крепкого здоровья, долгих лет жизни, богатых урожаев на даче.
Он для меня стал еще ближе после того, когда я прочитал книгу «Школа командиров флота» об Омском речном училище. Оказывается, Евгений Тимофеевич до поступления в Омское речное училище работал на Верхнем Иртыше в техучастке гребцом. Ставили бакены, перевальные и створные столбы, делали промеры реки, развозили керосин и краску для бакенщиков, которые зажигали судоходную обстановку. Я тоже до поступления в Омское речное училище работал в Салехардском техучастке гребцом две навигации –1951 и 1952 год. Выполняли точно такую же работу на стокилометровом участке реки Малая Обь. Нашу гребную лодку (баркас) вверх по реке поднимали пассажирские пароходы, а вниз по течению шли с помощью весел.
В заключение хочу обратиться к редакции газеты с просьбой: побольше пишите о наших замечательных ветеранах, которые всю свою жизнь отдали флоту.
В. БЕЛОГЛАЗОВ,
ветеран флота, Почетный работник транспорта России.
г. Тюмень.

ВСЮ ЖИЗНЬ С ФЛОТОМ   

24 февраля капитану иртышского флота, преподавателю Омского речного училища Геннадию Васильевичу Провоторову исполнится 80 лет.
Я знаю многих флотских людей. И каждый раз не перестаю удивляться тому, как порою интересно складываются человеческие судьбы. Один из них – Провоторов. Родился он в степях Казахстана, детство прошло в Исилькуле, где и близко нет никакой реки. И в семье, по словам самого юбиляра, флотских никогда не было. А он подрос и махнул в Омское речное. Видимо, с детства мечтал о флоте, походах по морям и океанам. И не только мечтал, а настойчиво добивался своей цели. В 1948 году он уехал в Омск, подал заявление в речное училище. Не повезло: не прошел по конкурсу. Однако руки не опустил. Через год он снова подает заявление в Омское речное училище. На этот раз Геннадий Провоторов успешно сдал экзамены и был зачислен на судоводительское отделение.
Практику проходил на Иртыше. И уже тогда понял, что с выбором профессии не ошибся. После окончания училища молодой специалист был направлен на флот Омского ССРЗ. Его флотская биография началась с III штурмана на теплоходе «Академик Вильямс». Завидное трудолюбие, преданность делу – все это помогало ему быстро шагать по служебной лестнице. Через одну навигацию он уже второй штурман, а через две – первый. В его флотской биографии были «СТ-13», дизель-электроход «Композитор Мусоргский», «Чернышевский». На Иртыше и Оби Геннадий Васильевич повышал свое судоводительское мастерство и без отрыва от производства пополнял теоретические знания. Капитан Провоторов один из первых командиров иртышского флота поступил на заочное отделение Новосибирского института инженеров водного транспорта и в 1962 году в числе первых выпускников этого вуза получил диплом инженера-судоводителя. Он также среди первых командиров иртышского флота осваивал скоростные пассажирские суда. В 1963 году Геннадий Васильевич был капитаном-дублером на «Ракете-8», экипаж которой первым начинал скоростные пассажирские перевозки на Иртыше. В 60-70-е годы Геннадий Провоторов работал капитаном-механиком на «Ракете-55».
На флоте Иртышского пароходства Геннадий Васильевич проработал более двадцати навигаций. Он и сегодня с теплотой и благодарностью вспоминает своих учителей, наставников, которые помогали ему оттачивать судоводительское мастерство, осваивать грузовые и пассажирские линии.
В семидесятые годы, когда потребовались опытные судоводители для подготовки молодых командиров флота, по предложению парткома речников капитан Провоторов был переведен в Омское речное училище. Почти два десятка лет он отдал родному училищу, передавая свои знания, богатый судоводительский опыт молодым речникам.
В нашем бассейне Геннадий Васильевич известен не только как опытный командир флота. Он еще – прекрасный музыкант, отлично играет на баяне. Товарищи, коллеги Г.В. Провоторова рассказывают еще об одной страстной любви к искусству – танцам. В речном училище он был, пожалуй, самым лучшим танцором, одно время даже руководил танцевальным кружком. На речном флоте немало заядлых рыбаков. Геннадий Васильевич – один из таких.
Капитан Провоторов давно уже на пенсии. Но он по-прежнему активен, не теряет связи с речниками. Хватает ему хлопот и дома. Он любит внуков Костю, Диму, внучку Настю, а теперь подрастают и две правнучки – Лиза и Арина. Словом, жизнь продолжается, а неугомонный оптимист Геннадий Васильевич умеет радоваться каждому дню.
В канун 80-летия хотелось бы пожелать юбиляру доброго здоровья, семейного благополучия и активного долголетия!
В. ВСТАВСКИЙ.

ДЕЛОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО   

Новосибирская государственная академия водного транспорта удостоена премии правительства Новосибирской области за качество.
- Добиться этого было непросто, - рассказывает проректор академии по учебной работе Виталий Седых. – Ведь критерии отбора очень жесткие. Помогло то, что в вузе еще несколько лет назад начали выстраивать собственную систему управления качеством. В академии для внедрения системы менеджмента качества была создана отдельная структура, занимающаяся вопросами качества и связями с производством.
Выпускники НГАВТа очень востребованы. И сегодня многие из них успешно трудятся в сфере морского и речного транспорта, а также на предприятиях, занимающихся судостроением. Причем география очень широка – от западных до восточных границ России. К примеру, около тридцати выпускников работают на Невской судоверфи, другие трудятся на предприятиях Мурманска, Выборга, Владивостока. В 2011 году 24 выпускника академии поехали работать на Сахалин. Наиболее востребованы специалисты, которые непосредственно несут вахту на судах, - судоводители, электрики, механики. Но и другие выпускники не остаются без работы. В академии ведется мониторинг потребностей вакансий по отрасли. Руководство Академии четко знает, каких именно специалистов и в каком количестве нужно готовить.
В Новосибирской академии водного транспорта, в ее филиалах выстроена система многоступенчатой подготовки специалистов. Иными словами, выпускники речных училищ, которые являются структурными подразделениями академии и ее филиалов, после окончания учебы могут продолжить свое образование в вузе.
Сегодня в НГАВТе разрабатываются учебно-методические комплексы стандартов третьего поколения, активно ведется профориентационная работа среди будущих абитуриентов.

ВСЁ О НАКОПИТЕЛЬНОЙ ПЕНСИИ   

Основа трудовой пенсии по старости – это страховые взносы работодателей. Трудовая пенсия по старости состоит из двух частей: страховой и накопительной. Накопительная часть формируется у работающих граждан 1967 года рождения и моложе, а также у участников Программы государственного софинансирования и у тех граждан, кто направил средства материнского капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии.
И страховая, и накопительная части пенсии зависят от размера страховых взносов. Однако, накопительная часть пенсии позволяет сформировать дополнительный источник ее финансирования. И размер этого дополнительного источника зависит от самого человека.
Как формируется этот дополнительный источник? Пенсионным законодательством определены три способа:
Первый – оставить свои пенсионные накопления в Пенсионном фонде РФ и выбрать для их инвестирования управляющую компанию. Такая компания может предложить несколько вариантов инвестирования, а человек выбирает наиболее подходящий ему инвестиционный портфель. Инвестиционный портфель – это набор финансовых активов (ценные бумаги, деньги на счетах в банке и др., разрешенные законодательством активы), в которые могут быть размещены пенсионные накопления.
Второй – оставить свои пенсионные накопления в Пенсионном фонде РФ, но инвестировать их через государственную управляющую компанию. На сегодняшний день – это «Внешэкономбанк». Он имеет два инвестиционных портфеля – «расширенный» и «государственных ценных бумаг». Если гражданин не выбирает способ инвестирования своих пенсионных накоплений, то они автоматически направляются в Гос. управляющую компанию, инвестиционный портфель «расширенный».
Третий – перевести свои пенсионные накопления в негосударственный пенсионный фонд (НПФ). Если на момент обращения за назначением накопительной части пенсии средства будут находиться в НПФ, то выплачивать накопительную часть пенсии будет НПФ.
Какой способ ему больше подходит, каждый выбирает сам.
Право выбора может быть осуществлено не чаще одного раза в год.
Списки управляющих компаний и НПФ можно посмотреть на сайте Пенсионного фонда РФ (www. pfrf. ru), а также в любом территориальном управлении отделения ПФР по Омской области.
Если человек принимает решение перевести свои накопления в выбранный НПФ, то с ним заключается договор об обязательном пенсионном страховании. Подать заявление можно не только через территориальное управление отделения ПФР по Омской области, но и через организацию – трансферагента.
С 2004 года в качестве трансферагентов имеют право выступать НПФ, которые имеют право заключать договоры об обязательном пенсионном страховании, принимать заявления от граждан, а также вести разъяснительную работу по правам граждан при формировании будущей пенсии.
В 2012 году намерения заключить соглашения о взаимном удостоверении подписей с Пенсионным фондом РФ и уведомлять об этом отделение ПФР по Омской области выразили следующие негосударственные пенсионные фонды: «Образование», «Промагрофонд», «Лукойл – Гарант», «РГС», «Ренессанс: жизнь и пенсии», «Кит финанс», а также НПФ электроэнергетики.
(Продолжение следует).
И. ДМИТРИЕВА,
начальник отдела организации и
учета процесса инвестирования.
Отдел организации и учета процесса инвестирования отделения ПФР по Омской области
(конт. тел.24-74-85).
Негосударственный пенсионный фонд «Образование»
(конт. тел. 27-28-29, 8-960-998-6124).

Разделы сайта