С днем защитника Отечества!   

23 февраля – всенародный праздник, потому что защита Отечества для нашего народа всегда была, есть и будет священным долгом.
В этот день мы склоняем головы перед теми, кому выпала доля тяжелых испытаний в годы Великой Отечественной войны и позднее в локальных войнах на афганской земле и на Северном Кавказе. Мы также чествуем и тех, кто в разные годы служил в Армии и на флоте, кто сегодня несет нелегкую службу в рядах Российской Армии и на Военно-Морском флоте. Искренне желаем вам и вашим близким крепкого здоровья, счастья, удачи и мира!
С праздником, дорогие речники, мужественные защитники Отечества!

В боях за город Ленинград   

27 января 1944 года советские войска полностью сняли блокаду Ленинграда. В этот день город на Неве салютовал войскам Ленинградского и Волховского фронтов 24-мя артиллерийскими залпами из 324-х орудий. В составе этих фронтов были и речники Иртышского пароходства. Среди них преподаватель Омского речного училища, позднее капитан-наставник Иртышского пароходства Георгий Павлович Ровкин.
Эта встреча с ветераном Великой Отечественной войны проходила в прошлом веке. Георгий Павлович не любил рассказывать о войне. И вот в канун очередного юбилея Победы наш корреспондент разговорил фронтовика.
- Ну, что тебе рассказывать, воевал как все, - пояснил Ровкин. Он достает из шкафа книгу «Родная Ладога», открывает карту тех героических лет, на которой Ленинград в кольце черных стрел. В полной блокаде…
- А вот та «дорога жизни», где мне пришлось повоевать, - продолжил Георгий Павлович. – А было это так. Дивизию генерала Бондарева немцы прижали к морю, силы противника значительно превосходили наши. На крошечном пятачке наши солдаты мужественно отбивали яростные атаки противника. Помощь им пришла с моря. Моряки получили приказ вывезти дивизию на Большую землю. Среди морских спасателей был и Ровкин. Этот первый бой сибиряк запомнил на всю жизнь.
- Когда мы подошли к этому пятачку, - вспоминал ветеран, - там стоял сплошной дым и грохот, казалось, там ничто и никто не сможет уцелеть. Немцы, заметив нас, перенесли огонь на море. В наш корабль попал снаряд. Шесть бойцов погибло сразу. Потери были большими, но приказ моряки выполнили.
Через три месяца Ровкина назначили командиром минного тральщика. С первых дней войны немцы забросали бухты и фарватеры минами. Большой флот встал. Вся тяжесть легла на малые корабли. Минные тральщики обеспечивали путь транзитным судам.
- В 1942 году на Ладожском озере, - продолжал вспоминать Георгий Павлович, - наш корабль должен был охранять караван с рисом, идущий по «дороге жизни» в Ленинград. Атаки немецких самолетов не прекращались ни днем, ни ночью. Правда, на этот раз нам повезло: целые сутки лил дождь, и нам удалось прорваться в осажденный Ленинград. Три баржи с рисом получили жители блокадного города.
Закончил войну Георгий Павлович командиром отряда кораблей. После войны тралил Балтику, порты Германии. А в 1946 году вернулся в Омск. И снова преподавал в аудиториях Омского речного училища. Затем работал в Судоходной инспекции, был капитаном-наставником в Иртышском пароходстве. Несколько лет кряду он руководил Клубом юных речников. Защитник Ленинграда Г.П. Ровкин награжден орденом Отечественной войны и многими боевыми медалями.

Силами плавсостава   

Каждую зиму традиционно большой объем ремонтных работ выполняется силами плавсостава. В нынешний межнавигационный период число саморемонтников постоянно варьируется в зависимости от первоочередности задач. Так, до нового года общее число механиков, капитанов и их помощников, занятых на судоремонте, доходило до 47. В январе их осталось 14. С февральским графиком справляются уже 24 человека.
Самые большие объемы саморемонтных работ были обозначены на нескольких теплоходах: «Ленанефть-2024» - установка второго днища и капитальный ремонт главных двигателей, ОТА-970 – смена обшивы корпуса и капитальный ремонт двигателей, двигатели нужно возродить и на «Ленанефти-2026», а на «Ленанефти-2010» установить «Сток». Недавно начали собирать фермы на ТН-736 для сброса шлюпки. А всего в феврале нужно провести саморемотные работы на 39 теплоходах.
По мере приближения весны бригада, сформированная из командиров флота, вновь будет усилена. К апрелю численность ее составит до сорока человек.
Н. ОЛЕЙНИК, начальник ПДО.

Ветераны дают фору!   

Ремонт судовых корпусов – одна из самых затратных трудоемких и ответственных задач подготовки флота к навигации. Оттого, сколь точны будут замеры, тщательно вырезаны заготовки, сколь качественно сделаны сварочные швы, зависит и безаварийная безостановочная работа каждого конкретного судна. На ремонте судовых корпусов нет равных звену двух ветеранов труда, судосборщиков Хайргельды Темирбековича Жайгутова и Эрика Сакеновича Бопина. На заводе они трудятся уже более тридцати лет и поэтому без преувеличения можно сказать, что весь флот Иртышского пароходства прошел через их руки. Судно любого проекта они легко возрождают к жизни. Так до нового года трудились на модернизации танкеров ТН-741, ТН-727, затем меняли обшиву, подвороты на барже МП-1094. Сейчас занимаются ремонтом насадок, рулей на ТН-706 и ОС-2. А впереди – новые объекты и непростые задачи.
Без малого пятнадцать лет электросварщик пятого разряда Евгений Алексеевич Феоктистов «лечит» флот Иртышского пароходства. Везде, где требуется: в доке, на берегу, на слипе вместе со своим напарником судокорпусником Сергеем Михайловичем Леонтьевым, стаж работы которого тоже вызывает уважение, он оказывает «скорую помощь» самым разным судам. Причем поспеть за ними сложно: совсем недавно усиливали корпус танкерам ТН-741 и ТН-727, меняли обшиву носовой части танкера ТН-706, когда готовился материал «латали» дно баржи Б-885, а на каком объекте будут, когда выйдет газета? Ну, а если серьезно, то труд судокорпусников-судосборщиков очень тяжел. В прямом смысле этого слова.
- Сейчас Леонтьев с Феоктистовым меняют 150 м² обшивы днища Б-885 с набором и подворотами, - рассказывает мастер корпусного цеха Валерий Борисович Ложкин. - Шестимиллиметровый металл очень тяжелый. Ведь каждый лист – 6 х 1,5 метра. Без техники здесь не обойтись. Но даже, применяя кран и лебедку, силами звена, состоящего из двух человек, вряд ли справишься. Поэтому приходится ребятам помогать. Как говорится, сочетаю «приятное с полезным»: и помогаю, и контролирую одновременно.
Тридцать девять лет трудится на Омском судоремонтно-судостроительном заводе электросварщик Валерий Дмитриевич Манихин. В начале работал на правом берегу, после реструктуризации предприятия, даже не сомневаясь, стал ездить на левый. Как любому хорошему специалисту, ему доверяют то, что у него лучше всего выходит, то, в чем ему нет равных. Так, уже тридцать три года подряд он занимается наплавкой гребных валов, балеров. Почему? Да потому что именно он имеет большой опыт работы, практику. Это – зимой. А летом Манихин – незаменимый сварщик и резчик.
В сентябре прошлого года коллеги поздравляли Петра Мельхиоровича Януковича с 30-летием работы в Иртышской РЭБ. И пусть такого предприятия уже не существует, многие из ветеранов, кто по 20, и 30, и 40 лет ходят через родную проходную, по-прежнему говорят о себе, как о рэбовцах. Из года в год слесарь-монтажник берегового производственного участка П.М. Янукович в силу опыта, ответственности, квалификации ведет подготовку деталей движительно-рулевого комплекса в механосборочном цехе. Он наплавляет, протачивает, притирает винты, балеры, полумуфты ДРК. И командиры флота спокойны за рулевое своих теплоходов, когда их ремонтируют такие многоопытные профессионалы.
Н. ОЛЕНИЧЕНКО.

Зима - пора учебы   

Русская пословица гласит: «Скупой платит дважды». Быть скупым невыгодно. Сэкономив однажды на чем-либо, потом платишь дороже. Руководители нашей судоходной компании прекрасно знают эту народную мудрость и понимают, что высокая квалификация, мастерство и профессионализм работников – залог успеха любого предприятия. Тем более того, что осуществляет перевозки по ВВП. От качества и обучения плавсостава и ответственных работников пароходства в соответствии с предъявляемыми требованиями сегодняшнего дня зависит безаварийность и безопасность плавания, а значит, сохранность грузов, и самое главное, - жизней людей.
Ежегодно в межнавигационный период в ОАО «Иртышское пароходство» традиционно активизируется подготовка кадров по разным направлениям. Одно из них – переобоучение и подготовка берегового состава в целях комплектования структурных подразделений Омского ССРЗ. В ООО «Прометей-Центр» идет постоянное обучение работников завода по программе «Промышленная безопасность» с выдачей соответствующих сертификатов. Планируется проведение обучения руководителей подразделений по программам пожарно-технического минимума: «Лица, ответственные за пожарную безопасность» - 9 человек и «Лица, выполняющие огневые работы» - 30 человек. Прошли переподготовку в институте «Омскгазтехнология» инженер техотдела Л.В. Самохина и мастер дизельного цеха С.Н. Бурдядь по направлению «Дефектация валов различными методами МК и ПВК». В учебный комбинат Омского порта на курсы «Машинист (крановщик) портальных и плавучих кранов» направлен один из работников судоремонтного завода с дальнейшим трудоустройством на подъемно-транспортном участке Омского ССРЗ.
В Управлении пароходства в феврале будет продолжаться учеба двух капитанов-наставников и трех механиков-наставников с последующей аттестацией по программе «Обеспечение безопасности судоходства». Учеба будет проходить в учебном центре Омского ИВТ.
И все-таки, основное направление подготовки кадров нашего акционерного общества связано с обучением и повышением квалификации плавсостава. В навигацию 2011 года ужесточаются требования к укомплектованию экипажей судов смешанного «река-море» плавания. В связи с этим, в Омском институте водного транспорта ведется обучение на краткосрочных курсах по специальностям: морское судовождение – 6 человек; эксплуатация судовых силовых установок судов «река-море» плавания – 1 человек.
В целях повышения и продления морских дипломов производится обучение по различным видам тренажерной подготовки в учебном центре Омского ИВТ и в тренажерном центре г. Новосибирска. Такое обучение пройдут 17 командиров судов «река-море» плавание. Итогом его станет командирование этих специалистов в дипломный отдел морского порта города Астрахань для оформления морских рабочих дипломов. В марте-апреле 2011 году будет проведена переподготовка 70 судоводителей по программе «Использование судовой РЛС на ВВП».
В связи с требованиями морской администрации порта Салехард, производится переукомплектование судов «река-море» плавания кадрами рядового состава, имеющими соответствующие квалификационные документы. Для этого производится обучение по программе «Вахтенный матрос» и дополнительное обучение в тренажерном центре г.Новосибирска 20 работников плавсостава. Итогом этого обучения будет получение морских квалификационных свидетельств в дипломном отделе морского порта Астрахани. Также будут переквалифицированы 10 поваров судов «река-море» плавания. После прохождения тренажерной подготовки в г. Новосибирске они в дипломном отделе порта Архангельск получат морские квалификационные свидетельства «Судовой повар».
В учебном комбинате ОАО «Иртышское пароходство» планируется обучить с последующим дипломированием 25 работников рядового состава по программе «Моторист-рулевой». Прием на обучение состоится на вольному найму и установлению профпригодности по заключению медицинской комиссии.
Дополнительно в нашем УКК будет проведена учеба курсантов ОРУ по программе «Матрос» для работы на пассажирских судах. В апреле при УКК будет проведена обязательная учеба всего комсостава по 14-ти часовой программе «Борьба с огнем, правила пожарной безопасности».
В целом на все виды обучения из средств ОАО «Иртышское пароходство» будет затрачено более 1 млн 400 тыс рублей, что почти на полмиллиона рублей больше прошлогодних расходов на подготовку кадров.
В. ЯНУС,
специалист по подготовке кадров.

Переизбран президент Ассоциации   

13 января на общем собрании членов Ассоциации судоходных компаний (АСК) президентом Ассоциации избран Алексей Юрьевич Клявин.
Николай Смирнов, занимавший должность президента АСК с 2004 года, по собственному желанию переведен на должность вице-президента АСК.
Ассоциация судоходных компаний была создана 25 февраля 2004 года и объединяет большинство судоходных компаний России, в том числе ОАО «Иртышское пароходство». В АСК входят также научные и проектные организации, а также образовательные учреждения отрасли.
АСК сотрудничает с Госдумой и Советом Федерации, подписаны соглашения о сотрудничестве с Министерством транспорта РФ и Федеральным агентством морского и речного транспорта.

Наш Маресьев. О токаре В.В. Назарове   

Василий Васильевич прожил короткую, но богатую на события жизнь. Он подобен яркой звезде, которая промелькнула по ночному небосклону и тут же угасла.
Василий Назаров родился в селе Алтай Восточно – Казахстанской области 20 октября 1924 года. Еще до войны, в 1939 году, семья Назаровых переехала в совхоз «Новоуральский» Омской области. Здесь Василий, сначала работал учеником столяра, а потом, освоив профессию токаря, работал в центральной ремонтной мастерской совхоза.
В августе 1942 года токаря Назарова призвали в Красную Армию. Воевал в роте автоматчиков. А как воевал, рассказывают фронтовые зарисовки, оставленные в газетах и в народном музее иртышских речников.
Шел военный сорок третий год. Бои за город Спас – Деменск. Гитлеровцы сопротивляются отчаянно, стараясь, во что бы ни стало удержать свои позиции. В который раз идут в атаку бойцы полковой роты автоматчиков. Среди атакующих – командир отделения гвардии сержант Василий Назаров. Он рвется в самое пекло, увлекая за собой красноармейцев. Не выдержав натиска сибиряков, немцы отступили. С ликованием встречали местные жители освободителей. Но не было среди них Василия Назарова. Вражеский осколок угодил ему в грудь. Память об этом ранении до сих пор жива. В музее речников хранится комсомольский билет Назарова за № 768489, залитый кровью. Дата вступления в комсомол – июнь 1942 года. После этого боя пришлось больше месяца провести в госпитале. Подлечившись, сержант Назаров снова на передовой. В боях под Витебском он получил второе ранение. И снова госпиталь. Василий Назаров был молод, раны заживали быстро. После лечения в г. Калуге он вновь направляется на фронт, на передний край.
По многим военным дорогам прошагал с боями гвардеец Назаров. Освобождал города и села Смоленщины, Белоруссии, Украины. Воевал сибиряк отважно. Но и его война не щадила. В сражениях за город Могилев он получил третье, очень тяжелое ранение в ногу. То был последний бой Назарова. Затем пошли тревожные и тягостные дни в госпиталях. Особо запомнился Назарову день 22 июня 1944 года. В этот черный день начала Великой Отечественной войны сержанту Назарову ампутировали ногу. Отважный командир автоматчиков стал инвалидом.
В 20 лет инвалид! Как жгло это слово сердце Назарова. Сколько бессонных ночей провел он в раздумье о том, что делать дальше. Немало самых разных мыслей лезло в голову. Но одна из них – научиться ходить на протезе – не покидала его ни на час. И началась борьба человека за полноценную жизнь. Борьба сложная, беспощадная. За первой операцией, вторая, третья. А после операций длительные и упорные тренировки. Работал Назаров много, с ожесточением. И добился своего! Вскоре сержанта Назарова комиссовали домой, в Сибирь. Вернулся он в свой родной, Новоуральский совхоз. И, как раньше, встал к своему станку. Теперь он не ощущал себя одиноким, беспомощным, как там, в далеком госпитале. С этого дня Назаров не расставался с любимым делом до последнего дня своей жизни. Порой, трудно было целую смену стоять у станка. Но Василий Васильевич не любил отступать. Он решился еще на одну операцию, которая вполне удалась. Протез подошел как надо.
После этих испытаний Назаров решил пойти на большой завод. Крутой поворот в его жизни пришелся на июнь 1953 года. Проходная Омского судоремонтного завода. Когда в отделе кадров увидели документы Назарова и справку об инвалидности, то стали его отговаривать.
-Токарем на завод? По восемь часов стоять у станка? – удивлялись заводчане.
- Да у нас и здоровые мужики к концу смены очень устают.
С сожалением смотрели тогда на Василия Назарова многие. Предлагали работу полегче, в том числе и в заводоуправлении. Только сам Назаров отвергал все подобные предложения. Он продолжал упрямо стоять на своем. Только к станку, только по специальности! Подолгу беседовал с Назаровым начальник отдела кадров завода Михаил Сергеевич Иванов. Понравился ему фронтовик своей прямотой, настойчивостью. А когда все доводы были исчерпаны, Василий Назаров сослался на Героя Советского Союза А.П. Маресьева.
- Вы, видно, про Маресьева не знаете. У него обеих ног не было, а он летал и врага громил.
- Маресьев, говоришь, - оживился Иванов, - ну, что ж, давай попробуем. На легкую работу мы тебя всегда успеем перевести. Пусть и у нас на заводе будет свой Маресьев.
Вот так появилось это крылатое выражение на заводе. Наш омский земной Маресьев – Назаров по трудовой доблести не уступал небесному Герою Советского Союза. Назаров обрадовался такому решению бесконечно. Для него токарный станок не просто умная машина, а нечто больше – живое, близкое, родное. Он радовался тому, что снова у станка, снова на равных с мастерами. И не просто у станка, а дает нужные изделия заводу, флоту.
В связи с этим помнится Коллегия Министерства речного флота, где я, делая доклад о ходе выполнения обязательств в Республиканском соревновании, попросил у министра речного флота С.А. Кучкина выделить заводу высокоточный токарный станок для фронтовика В.В. Назарова. Тогда уже в Министерстве хорошо знали о трудовых и фронтовых подвигах Василия Назарова. Мою идею министр поддержал. Через несколько месяцев такой станок был установлен в механосборочном цехе, на котором Василий Васильевич работал до последних дней своей жизни.
Василий Назаров не подвел начальника отдела кадров М.С.Иванова. Трудился беззаветно, с упоением. Вскоре ему присваивают звание ударника коммунистического труда. По тем временам добиться такого звания было не так-то просто. За первым успехом – другой. Токарь Назаров уже «Мастер – золотые руки». У него самый высокий, шестой разряд. Ему поручали сложнейшие заказы. Работая на самом большом токарном станке ДИП-750, Василий Назаров осуществлял ремонт коленчатых валов главных двигателей теплоходов. С благодарностью он вспоминал ветерана труда Георгия Александровича Лепешкина, передававшего ему опыт ремонта больших коленчатых валов. Многому научился Василий Васильевич у другого универсала Геннадия Густавовича Мозолевского. Хорошую помощь ему оказывали инженеры, техники завода – А.С. Тимочкина, И.М. Козлов, Б.А. Баторгин, механики судов – П.П. Наугольных, Н.Ф. Храмцов, А.К. Нейланд. Это были люди большой души, преданные речному флоту, ничего не жалеющие для развития и совершенствования производства на своем заводе. И Василий Назаров отдавал все силы на выполнение общих задач цеха, завода.
Помнится, где-то в 60-х годах во время навигации нужно было срочно сменить валопроводы гребных винтов на пассажирском теплоходе «Ленинский комсомол». Экипаж теплохода во главе с Алексеем Камаловичем Уразаевым досрочно привел судно в Омск. Несмотря на выходные дни, токарь Назаров с помощью капитана и механика теплохода оперативно провел ремонт, и «Ленинский комсомол» пришел на речной вокзал по расписанию. И это был не единственный случай.
Ощущение власти над металлом – одна из больших радостей токаря-универсала Назарова. Она делает человека творцом. Однако высочайшее мастерство мозолями и потом добывается. Мало увидеть деталь в стальном бруске поковки. Надо уметь извлечь ее, извлечь с предельной точностью. А для этого нужна не только светлая голова, но и мастеровые руки нужны, такие, которые самый умный станок не заменит. А у Назарова руки были золотые. В двигателях и механизмах иртышских судов есть детали, выточенные его золотыми руками. А сколько новичков он приобщил к рабочему делу. Только токарей-профессионалов он подготовил более сорока. Если бы среди рабочих присваивались ученые звания, то Назаров непременно был бы академиком.
Василий Васильевич всегда поступал так, как подсказывала ему совесть, всего себя отдавая любимому делу. И еще одна характерная черта его характера. Он во всем был скромен. Зная его фронтовую биографию, некоторые спрашивали Назарова: почему из боевых наград у него лишь одна медаль «За победу над Германией»?
В таких случаях он отшучивался:
- Трудно было наградам угнаться за мной. Передовая, госпиталь, потом снова передовая и опять госпиталь. Тут уж не до наград.
Действительно, орден Отечественной войны II степени Василий Васильевич получил только в канун 20-летия Победы. Совсем скоро к боевой награде прибавился орден Трудового Красного Знамени. А в мае 1971 года за выдающиеся успехи в труде токарю завода Василию Назарову было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Очень нравились Назарову слова Валерия Чкалова: «Если быть, то быть первым». Видимо, крепко запали они в его душу. Потому что везде – и в бою, и в труде – старался быть впереди.
20 сентября 1975 года В.В. Назарова не стало, не выдержало сердце, точнее осколок с войны, который он носил на два сантиметра выше сердца, остановил его жизнь. До обидного мало прожил «наш Маресьев». Но след на земле оставил. И память о нем будет жить долго. В октябре 1978 года на здании механосборочного цеха Омского ССРЗ была установлена мемориальная доска. Здесь Назаров проработал 22 года!
29 апреля 1980 года. Эта дата памятна многим ветеранам завода, Иртышского пароходства. Именно в этот день на территории Омского ССРЗ собрались люди на торжественный митинг, посвященный присвоению теплоходу «Морской-4» имени токаря завода, фронтовика «Василий Назаров». Много навигаций работал теплоход «Василий Назаров» на реках Обь-Иртышского бассейна. Потом этот сухогруз сдали в аренду, и ушел он на моря. Экипаж этого теплохода нигде не уронил своей чести. Иначе нельзя! Надо высоко нести имя Героя, которым гордятся все речники Иртыша, все омичи. Первым капитаном морского сухогруза «Василий Назаров» был Сергей Николаевич Шаповалов.
Василий Назаров был делегатом XV съезда профсоюзов СССР. 4 апреля 1975 года венгерский народ отмечал 30-летие освобождения страны от фашизма. На этом празднике в составе омской делегации был Василий Васильевич Назаров. Пример его жизни еще раз подтверждает, что каждый человек на своем месте, занимаясь любимым делом, может стать и Героем, и просто человеком с большой буквы. Надо только быть упорным, настойчивым, любить труд, как любил его токарь В.В. Назаров.

В учебных заведениях флота   

У курсантов Омского речного училища позади зимняя сессия. Надеемся, что у большинства курсантов Омского РУ она оставила хорошие воспоминания. Но впереди новые учебные планы и не менее сложные задачи по обучению будущих судоводителей.
На этом снимке вы видите навигационный тренажер «Транзас», где проводит ознакомительные занятия с курсантами судоводительского отделения заместитель начальника тренажерного центра Валерий Анатольевич Жердев. В марте на этом тренажере начнутся занятия по навигационной подготовке с судоводителями 3-4 курсов.

Их судьбы - история речного училища   

Так называлось мероприятие, которое прошло в читальном зале Омского института водного транспорта. Оно было посвящено дню рождения музея Омского речного училища и хорошо известной речникам династии Муравьевых. Под руководством Галины Георгиевны Муравьевой курсанты приготовили новый альбом, в котором собраны уникальные фотографии по истории речного училища, об участниках Великой Отечественной войны, награды и документы семьи Муравьевых – Семченко.
Брат Галины Георгиевны Михаил Семченко – фронтовик. В сентябре 1944 года после тяжелого ранения он пришел в Омское речное училище. Был одним из лучших командиров роты. К сожалению, Михаил Георгиевич рано ушел из жизни, но память об этом замечательном человеке ожила на страницах альбома.
Ведущие рассказали только об основных вехах биографии Муравьевых, все остальное курсанты услышали от самой Галины Георгиевны и тех, кто хорошо знает ее. Преподаватель она от Бога. К тому же Галина Георгиевна – удивительный человек. Она в свои 82 года зажигает аудиторию кипучей энергией, ее рассказ был эмоциональным, содержательным и очень познавательным. Было бы интересно провести социологическое исследование: к кому из преподавателей приходят ученики, окончившие учебное заведение 20, 30, 40 лет назад. Думаю, таких немного. К Галине Георгиевне по первому звонку приехали на мероприятие ее воспитанники – вице-адмирал В.Ф. Дорогин, заместитель начальника отдела безопасности судоходства ИРПа В.В. Витютнев, доктор технических наук, профессор ОмГТУ А.П. Моргунов, капитан-механик теплохода «Одесса» М.Г. Казанцев, капитан теплоходов «Могилев» и «Онежский-12» В.Л. Руденко, юрист И.В. Шубин, заместитель директора ОИВТ Ю.А. Госпаревич.
Рядом были и те, кто много лет бок о бок преподавал в ОРУ – Е.Т. Мешков, А.П. Присягина, В.А. Савельев… Писатель, бывший редактор газеты «Советский Иртыш» А.П. Токарев тоже поздравил Г.Г. Муравьеву. Сколько теплых слов было сказано в адрес Галины Георгиевны. Человек такой широкой и доброй души, открытый и расположенный к общению с людьми разных поколений, может по праву гордиться своей судьбой и своими учениками. Не случайно одна из страниц альбома, где приводится подробный рассказ о жизненном пути выпускницы 1949 г., преподавателя речного училища, называется так: «Жизнь моя удалась!». Трудовой стаж – 52 года, семейной жизни – 60 лет, два сына, два внука, два правнука… За долгие годы всякое было в жизни, но то, что Муравьевым удалось сохранить теплоту отношений, жизненную энергию, оптимизм – это многого стоит.
Курсант группы «ЭМ-11» Михаил Савченко прочитал для Галины Георгиевны стихотворение В.Л. Колтунова, сочиненное к их юбилею. В нем есть такие строки:
«Одна надежда – на друзей,
Повязанных морским узлом.
Мы вместе во сто крат сильней
И никогда не подведем!».
Эти слова говорят о многом. Не только о крепкой флотской дружбе людей, вся жизнь которых связана с училищем и пароходством. Это слова о человечности, доброте, высокопорядочности. Галина Георгиевна и Борис Иванович Муравьевы действительно могут всегда рассчитывать на помощь и поддержку своих друзей и учеников в любой жизненной ситуации. А такую любовь и преданность они снискали благодаря своим замечательным человеческим качествам.
История училища, которому в декабре 2010 года исполнилось 90 лет, слагалась из судеб наших ветеранов. И дай Бог, чтобы они жили долго, чтобы появлялись в музее новые альбомы и чтобы молодое поколение никогда не забывало своих ветеранов.
Е. БОНДАРЕНКО.

Так закаляли сталь   

О начальнике Иртышского пароходства Н.И. Животкевиче много уже было рассказано. Мне посчастливилось с ним работать. Николай Иосифович очень много времени уделял эксплуатационникам. Хорошо знал каждого диспетчера Управления пароходства, был знаком с диспетчерами линии от Черлака до заполярных портов, очень уважительно относился к их нелегкому труду. Прием и увольнение даже рядовых диспетчеров осуществлял лично сам. Когда меня пригласили на работу в Службу перевозок и движения флота, со мной, практически мальчишкой, он лично провел собеседование. Среди других прозвучал вопрос:
- Как здоровье?
Я недоумевал: что я плохо выгляжу? Он пояснил:
- Некоторые судоводители по состоянию здоровья хотят перейти в диспетчерский аппарат. Я должен предупредить, что работа диспетчера в пароходстве требует намного больше сил, здоровья и напряжения.
И он оказался прав. Работа в Службе перевозок в тот период – в 1972 и последующих годах, при бурном росте объема перевозок, резком увеличении флота была каторжной. Но и интересной одновременно. С 1972 по 1978 год я успел поработать инженером-диспетчером по грузовым теплоходам, старшим диспетчером смены по тяге, главным диспетчером по местным перевозкам, главным диспетчером по тяге. К слову сказать, за этот период трижды улучшал жилищные условия и проживал в новом доме в двухкомнатной квартире в г. Водников. И это тоже благодаря начальнику пароходства.
В 1978 году произошел случай, который запомнился мне на всю жизнь. В Обской и Тазовской губах разразился затяжной шторм. Севернее Салехарда прекратили движение буксирные составы и отстаивались в течение четырех суток в бухтах – убежищах. В то же время из южных портов в столицу Заполярья прибывали и прибывали другие речные буксировщики с гружеными баржами назначением в Надым, Уренгой и другие пункты Крайнего Севера. Образовалось огромное скопление флота в Салехарде, которое с каждым днем только увеличивалось. Чудом прорвавшиеся составы из Заполярья в Салехард нуждались в серьезном ремонте. А один из экипажей просто устроил групповую пьянку, и судоходная инспекция изъяла контрольные талоны у всех командиров. Срочно требовалась полная смена экипажа.
Позвонил Николай Иосифович и спросил:
- Что у вас случилось в Салехарде?
Я начал бойко докладывать о стихии и ее последствиях:
- Готов доложить о проблемах каждого судна прямо сейчас.
В ответ услышал:
- Доложите на диспетчерском совещании.
Я сразу понял, что он хочет публично провести со мной «воспитательную работу».
Сложившаяся ситуация в Салехарде с первых дней вызвала тревогу, я побывал в соответствующих службах с просьбой о немедленном вмешательстве, но из-за ограниченных возможностей ремонтной базы Салехарда сроки ремонта меня никак не могли устроить. Тогда я обратился к главному инженеру А.В. Люфту и по кадровым вопросам к И.С. Баскакову. Но и они подтвердили, что изменить сроки, названные службами, реально не смогут.
На диспетчерском совещании у начальника пароходства я бойко доложил о проблемах по каждому судну, включая перечень ремонтных работ и кадровый вопрос.
Николай Иосифович спросил:
- Вы были по этому вопросу у начальников Службы промпредприятий и отдела кадров?
Я ответил утвердительно и пояснил, что сроки, названные мне, не дают возможности решить проблему оперативно.
- А у А.В. Люфта и И.С. Баскакова вы были?
Я сказал, что был, но изменить названные службами сроки не удалось.
- Вы член КПСС?
- Я - комсомолец.
- А вы пригласили на бюро ВЛКСМ Люфта и Баскакова с отчетом по этому вопросу?
- Нет.
- Вот видите, - обратился он к членам совещания, - ему ничего не нужно, вот флот и стоит!
За неудовлетворительный контроль за работой флота в Заполярье мне был объявлен выговор. К слову сказать, первый и последний в моей жизни. Тогда встал начальник Службы перевозок Н.И. Маркичев, мой начальник, человек, который имел огромнейший авторитет в пароходстве и заявил:
- Это не справедливо, Гуляев сделал даже больше, чем требуют его должностные обязанности.
На что Николай Иосифович парировал:
- Если вы недовольны, напишите заявление об увольнении, подпишу!
Безусловно, Николай Иосифович все прекрасно понимал, но молодые специалисты, по его мнению, не должны были воспитываться в тепличных условиях. Так закаляли характер.
В течение последующих четырех суток все составы были отправлены по назначению. Времени помнить о незаслуженных обидах не оставалось. Проблемы были куда серьезнее: стране нужны были грузы для обустройства новых месторождений нефти и газа…
А. ГУЛЯЕВ,
Почетный работник речного флота.

"Авангард" лидирует   

Все ближе плей-офф среди хоккейных команд КХЛ. 23 февраля начинаются игры на вылет в Западной конференции, а 24 февраля – в Восточной.
Перед последним февральским перерывом омские «ястребы» были лидерами как в Восточной конференции, так и в сводной таблице. У «Авангарда» было – 109 очков и безоговорочное первенство. До плей-оффа оставалось три игры и вряд ли что изменится. «Авангард» шел впереди уфимского «Салавата Юлаева» на пять очков. Конечно, когда выйдет этот номер «Речника Иртыша», итоговая таблица в какой-то мере изменится. Но в любом случае омский «Авангард» останется в лидерах.
Пожелаем омским «ястребам» взлететь как можно выше и завоевать медали.

Разделы сайта