Проект утвердили, вопросы остаются   

В конце прошлого года областной градостроительный совет утвердил проект строительства Красногорского гидроузла на Иртыше.
Однако информация об утверждении места будущей плотины на Иртыше стала полной неожиданностью для судовладельцев Омска, а также для служб, отвечающих за безопасность судоходства. Вопросы экологии также остались на втором плане.
В конце февраля состоялось расширенное заседание Общественного совета Обь-Иртышского бассейна под председательством руководителя ФГУ «Обь-Иртышводпуть» С.А. Овчинникова. Главной темой, обсуждаемой на Общественном совете, стали перспективы судоходства в верхнем течении Иртыша в связи с планируемым возведением гидроузла на 1813 километре реки. Обсуждение шло в режиме диалога судовладельцев с представителями Управления заказчика по строительству объектов Омского гидроузла.
Выслушав аргументы представителей заказчика, члены Совета пришли к единодушному мнению о том, что строительство водохранилища целесообразно вести выше Омска. Возведение гидроузла на 1813 километре реки Иртыш окажет негативное влияние на состояние водных путей, создаст угрозу безопасности судоходства в нижнем бьефе гидроузла, в районе Омского НПЗ. Кроме того, возведение данного гидросооружения ухудшит экологическую ситуацию в Омске и в области, в частности, в Чернолученской зоне отдыха, существенно снизит санитарно-эпидемиологическое состояние Иртыша.
Протокол заседания Общественного совета направлен заинтересованным строительным и проектным организациям.

Благодарность и премия   

   
Светлый весенний праздник – женский день 8 Марта уже позади. Однако для некоторых наших прекрасных дам праздник еще продолжается – они получают праздничную премию в сумме 500 рублей.
Приказом Генерального директора И.И. Яновского всем женщинам, работающим в ОАО «Иртышское пароходство», объявлена благодарность с выдачей денежной премии.

Впереди - ветераны завода   

В сложных условиях проходит нынешний судоремонт. Основная проблема – финансирование как объектов судоремонта пароходства, так и сторонних организаций. Кризис коснулся всех, в том числе и нас, транспортников. И все-таки работы в цехах, затоне Омского ССРЗ ведутся. На ремонте судовых корпусов нет равных звену двух ветеранов труда, судосборщиков Жайгутова Хаиргельды и Бопина Эрика. На ремонте флота они работают уже более тридцати лет. Во второй декаде марта судосборщики вели корпусные работы на теплоходе «Дунай» сторонней организации.
В новом дизельном цехе на ремонте дизелей трудится тоже ветеран труда, классный слесарь-седоремонтник Евгений Иванович Степанов. Выпускник профессионального училища № 15 несколько навигаций работал на флоте Иртышского пароходства, а потом успешно трудился в дизельном цехе на правом берегу. После очередной реорганизации переехал на левый берег. Для настоящих профессионалов всегда найдется работа, тем более для патриотов иртышского флота.

Вахта длиною в жизнь   

23 марта 2009 года капитану, лауреату Государственной премии СССР Николаю Еремеевичу Власюку исполнилось 80 лет.
1950 год. Позади учеба в Благовещенском речном училище. Третий штурман Николай Власюк получил направление в Иртышское речное пароходство. С тех пор в его трудовой книжке осталась только одна запись: «Принят на работу в Омский СРЗ». Здесь, на флоте завода, молодой штурман бросил якорь на долгие годы. Сколько речных и морских вахт было за эти годы. Пожалуй, и не сосчитать. Ведь за плечами капитана, лауреата Власюка 39 навигаций, из них 33 – на капитанском мостике.
В Омске первым пароходом в его флотской биографии был старенький винтовой пароход «Измаил». Назначению своему Николай был искренне рад. И прежде всего тому, что название парохода напоминало ему об Украине, о родине по паспорту. Пароход «Измаил» зимовал в то время в Тобольске, а в навигацию работал в суровых широтах Тюменского Заполярья. На всю жизнь остался в памяти первый рейс по Обской губе. Здесь он впервые ощутил дыхание Арктики, увидел морские просторы, познал шторма, нашел верных флотских друзей. Николай Еремеевич полюбил этот суровый, но и по своему красивый край, он по праву может называть себя полярным старожилом.
Так случилось, что здесь, в Заполярье, он нес вахты на многих иртышских судах. Особо памятен ему пароход «Сердоболь», на котором он прошел путь от второго штурмана до капитана. Пароход «Сердоболь», построенный в Финляндии, имел прекрасные мореходные качества. А еще памятен этот пароход тем, что здесь Власюк прошел хорошую профессиональную школу у известного иртышского капитана Вячеслава Ивановича Лашевича. Многому он научился у капитана Лашевича, ветерана северных вахт.
Николай Еремеевич работал на знаменитых судах северной группы – «Суворов» и «Кутузов». Пожалуй, нет такого населенного пункта в Тюменском Заполярье, где бы не побывал капитан Власюк. Ему хорошо известны причалы Надыма и Нового Порта, Гыды и Тазовского, Уренгоя и Тамбея. Ходил он и на Енисей, работал в Карском море.
В 1964 года капитан Власюк принял флагман иртышского флота того времени – ледокол «Обь». Хорошо он помнит и осень 1966 года, когда лютая зима застала врасплох десятки судов Иртышского пароходства. Караван судов с великими приключениями дошел лишь до Нового Порта и здесь зазимовал.
Холод, полярная ночь, неустроенный быт. Николая Еремеевича назначили старшим капитаном зимовки. Под мастерскую приспособили машинное отделение ледокола «Обь». Всю зиму он стоял «под парами», обогревал членов экипажей, занятых на ремонте судов. Несмотря на невероятные трудности, речники из полярного отряда Власюка выстояли и победили! Весь флот был готов к навигации 1967 года.
С 1967 года Николай Еремеевич командовал экипажем мощного сухогруза «Морской-5», на котором он трудился 22 навигации и все эти годы продолжал нести вахту в широтах Крайнего Севера. Власюку есть чем гордиться. Он своими глазами видел, как год от года преображался ранее необжитый Тюменский Север. Здесь строились города, порты, причалы, прокладывались нефте- и газопроводы. И во всех этих новостройках есть вклад капитана Власюка и его флотских друзей.
За многолетний труд Николай Еремеевич награжден орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», медалью «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири».
А в 1982 году за выдающиеся достижения в труде и личный вклад по освоению нефтегазового комплекса Западной Сибири Власюку Николаю Еремеевичу было присвоено звание лауреата Государственной премии СССР.
Николай Еремеевич с супругой Валентиной Антоновной вырастили двух прекрасных дочерей – Ольгу и Веру. Сейчас дедушка Коля и бабушка Валя радуются своим внукам, а их у них четверо. К сожалению, с возрастом прибавляются не только морщинки, но и разного рода «болячки». Ведь не зря в народе говорят: «Жизнь прожить – не поле перейти». Надеюсь, что сегодня Николай Еремеевич, как истинный капитан, будет на высоте!
С юбилеем, уважаемый Николай Еремеевич, желаем тебе здоровья и удачи!

Флот - дело всей жизни   

26 марта у первого заместителя генерального директора ОАО «Иртышское пароходство» Николая Дмитриевича Захарьева юбилей. Ему исполнится 60 лет, из которых – 41 год связан с флотом, с замечательными трудовыми коллективами – Иртышского пароходства и Бассейнового управления пути, нынешнего ФГУ «Обь-Иртышводпуть».
Путевку в большую жизнь, на флот дало Омское речное училище. В 1964 году 15-летний паренек Коля из казахстанской глубинки приезжает в Омск. Успешно выдержав вступительные экзамены, он прошел конкурс и был зачислен на первый курс судоводительского отделения. Годы учебы в лучшем по тем временам речном училище Сибири, были важным этапом в жизни напористого и трудолюбивого подростка Николая Захарьева. Именно здесь проходило становление его характера, накопление жизненного опыта. Речное училище – и это признает нынешний юбиляр - дало необходимые знания и первые практические навыки будущему профессионалу.
– Нам, 15-летним пацанам, – вспоминает Николай Дмитриевич, - очень повезло. Омское речное училище отличалось образцовым порядком и высокой дисциплиной. А какие были у нас командиры рот, преподаватели! Нашей ротой, к примеру, командовал фронтовик, Герой Советского Союза Тимофей Карпович Щербанев, прекрасный человек и отличный командир. Запомнился мне начальник речного училища Александр Трофимович Малеев, удивительный человек, талантливый педагог, воспитатель и администратор.
Николай Дмитриевич с благодарностью вспоминает преподавателей училища. Среди них – Людмила Петровна Хмылева, Евгения Семеновна Юша и многие другие.
Запомнилась курсанту Захарьеву и первая практика. Проходил он ее на танкере ТН-675, где командовал экипажем Александр Иванович Хорев. Годы учебы пролетели незаметно, как один день. Пришло время – показать себя в деле. В 1968 году молодой специалист Захарьев – третий штурман – третий помощник механика начинает свою флотскую биографию в Омском техучастке на буксирном теплоходе «Волна». Через год – второй штурман, а в навигацию 1971 года он сначала первый штурман, а в июне – поднимается на капитанский мостик.
Работа, дело – для капитана Захарьева прежде всего. Десять лет для него «Волна» была и работой, и вторым домом. А когда руководство БУПа подбирало опытных специалистов для перегона новых судов с Волги на Иртыш, в этот экипаж вошел и Захарьев. В Астрахани иртышские путейцы приняли два буксира-толкача – «Краков» и «Братиславу». «Краков» ушел в Салехард, а «Братислава» стала новым теплоходом капитана Захарьева. Время было интересное. Путейцы Иртыша интенсивно осваивали северные реки – Надым, Казым, Вах, Аган, Пур…. Практически ежегодно пополнялся флот, в том числе мощными самоходными землесосами такими, как «Уренгой», морскими землесосами «Ямал» и «Явай», с помощью которых был разработан Надымский бар, бары устьевых северных рек – Се-Яха, Сабетта-Яха, протока Широкая. Николай Дмитриевич по праву гордится тем, что его экипаж внес немалый вклад в успехи Иртышского бассейнового управления пути, где работали тогда высокие профессионалы, замечательные люди – Олег Михайлович Стрельченя, Александр Алексеевич Зиненко и другие.
Скоро способного и успешного капитана Захарьева заметили в бассейновом управлении пути и последовало повышение его по служебной лестнице. Николая Дмитриевича переводят в штаб водных путей бассейна на должность главного диспетчера. Одиннадцать лет он руководил этим ответственным участком работы. Позднее возглавил службу лицензирования Иртышского бассейнового управления пути.
С января 1997 года в жизни профессионала – путейца Н.Д. Захарьева начинается новый этап. Он переходит в Иртышское пароходство. И сразу же Николай Дмитриевич возглавил одну из ведущих служб пароходства – Службу перевозок и движения флота. Вспомним, каким был этот год. Из-за резкого спада производства сократились объемы перевозок. Мы потеряли ожидаемые доходы по Томской области и Дудинке. Долги клиентуры за прошедшие годы, неплатежеспособность ее – все это лихорадило ритм перевозок. Надо было срочно искать новые грузопотоки, эффективней использовать флот, уменьшать затраты во всех сферах деятельности пароходства. Так что новому начальнику предстояло быстрее засучать рукава и активно работать.
Николаю Дмитриевичу к трудностям не привыкать. Они его не пугали. И руководители пароходства, Совета директоров поверили ему. Через год Н.Д. Захарьев – первый заместитель генерального директора ОАО «Иртышское пароходство». Последующие навигации стали настоящим экзаменом в работе первого эксплуатационника пароходства. После экономического кризиса в 1998 году Иртышское пароходство постепенно набирало темпы по грузовым перевозкам. В нашем бассейне увеличились объемы перевозок сырой нефти, сухогрузов, мазута. Сначала добились миллионного рубежа, но и один миллион тонн не стал пределом. В навигацию 2008 года флотом пароходства перевезено почти полтора миллиона тонн народнохозяйственных грузов. Ритмично работают суда на пассажирских перевозках. Конечно, во всех этих делах есть немалый труд всего эксплуатационного аппарата, которым руководит первый заместитель Н.Д. Захарьев.
Скоро новая навигация. И как прежде, она не будет легкой. К будущим рейсам готовится флот, в самом разгаре договорная кампания. По предварительным прогнозам, в прежних объемах останутся перевозки сырой нефти, а вот по сухогрузам из-за резкого спада темпов производства ожидается уменьшение заявок. Значит надо искать новые грузопотоки. Словом, снова предстоит напряженная работа всех эксплуатационников, их первого руководителя. Буквально через день-два после своего юбилея Николай Дмитриевич улетает в командировку – отстаивать интересы пароходства.
Сорок с лишним лет отдал Николай Дмитриевич речному транспорту. Почетный работник речного флота награжден медалями «За доблестный труд», «300 лет Российскому флоту», в навигации 1977 и 1982 годов ему было присвоено звание «Лучший капитан».
Но не только одной работой живет наш юбиляр. В редкие дни отдыха Николай Дмитриевич любит посидеть с удочкой на берегу реки или озера. Рыбалка – его хобби. А еще он – опытный автолюбитель, заядлый шахматист.
Вместе с супругой Ларисой Михайловной они вырастили, вывели, как говорят в народе, в люди сыновей – Андрея и Юрия. Подрастают внук Кирилл и внучка Аня.
В заключение остается еще раз искренне поздравить Николая Дмитриевича с юбилеем и от имени всех иртышских речников пожелать ему крепкого здоровья, новых успехов и всех земных благ!

Путь к олимпу   

4 марта в Омской областной библиотеке им. А.С.Пушкина курсанты-судоводители и лучшие спортсмены Омского командного речного училища встретились с чемпионом Европы, чемпионом мира, двукратным олимпийским чемпионом, заслуженным мастером спорта, депутатом Законодательного Собрания Алексеем Тищенко. Встреча была посвящена 15-летию Омского Законодательного Собрания. Работники библиотеки провели интереснейшую экскурсию, рассказали ребятам об истории законотворчества на Руси с петровских времен.
Алексей Тищенко поведал курсантам о себе, о спортивной, личной и общественной жизни. Молодой депутат занимается вопросами спорта, курирует ряд социальных программ. Мальчишки равняются на таких, как Алексей. Его успех – доказательство того, что и ребята из провинции трудом и упорством могут достигнуть многого. Главное качество, которое необходимо для будущего мужчины, Тищенко считает целеустремленность. Ставить перед собой цели и достигать их, преодолевая преграды – вот слагаемые успеха спортсмена и депутата.
Такие встречи как воздух необходимы курсантам, особенно ребятам, приехавшим учиться из сельской местности. Они помогают им адаптироваться в большом городе, выстоять и победить в любых условиях. И яркий пример тому прославленный боксер Алексей Тищенко. Он показал нашим курсантам, что в жизни нельзя быть пассивным и равнодушным. Нужно занимать активную жизненную позицию, получать знания от своих преподавателей и воспитателей, настойчиво стремиться к своему Олимпу.

В памяти - флот и пароходство   

Живет в Муромцево матрос с газохода «Турист» Фирстова Миладора Степановна. Совсем недавно она отметила свое 85-летие со дня рождения. По словам речников из Муромцева, она и сейчас энергична, хорошо помнит флот и в курсе многих событий в пароходстве.
В 1941 году она пришла матросом на газоход. Работала в Омске. А когда в военном 1943 году в Муромцево была создана своя база флота, Миладора Степановна вместе с газоходом «Турист» уехала на родину – в Муромцево. До самой пенсии трудилась она в Иртышском пароходстве.
Уже давно нет Муромцевского районного управления, а ветеран труда Миладора Степановна помнит свои первые вахты на газоходах и многих речников, кто работал с ней на иртышском флоте.
Желаем ветерану М.С. Фирстовой крепкого здоровья и долгих лет жизни.

Регион под защитой   

10 марта 2009 года исполнилось три года со дня образования в России Национального антитеррористического комитета – органа, который объединяет и координирует работу всех уровней власти и заинтересованных ведомств по противодействию терроризму. О проблеме терроризма и вопросах борьбы с ним в беседе с корреспондентом «Омской правды» говорил руководитель Оперативного штаба в Омской области – начальник Управления ФСБ России по Омской области генерал-майор Расим ГИРФАНОВ.

– После трех лет функционирования в России единой антитеррористической системы как можно охарактеризовать ситуацию в борьбе с этим явлением?
– Действительно, проблема терроризма стоит остро. Не только Россия, но и многие страны мира ищут пути ее решения. Поэтому ни в Национальном антитеррористическом комитете, ни в его структурах на месте нет настроения рассматривать эту проблему через «розовые очки» и убаюкивать кого-то имеющимися успехами. Ситуацию в этой сфере назвать удовлетворительной в полной мере мы, конечно, не можем. Особенно ее осложняет положение в Северо-Кавказском регионе. Обстановка там продолжает оставаться сложной, сохраняются постоянные угрозы террористических проявлений, активизации деятельности экстремистских сил. Но то, что в целом ситуация в сфере противодействия терроризму в России имеет устойчивую динамику в сторону улучшения, это неоспоримый факт. Главное состоит в существенном сокращении террористической опасности на российской территории по сравнению с девяностыми годами или началом XXI века. Число терактов в стране каждый год неуклонно снижается, несмотря на старания лидеров бандформирований «взорвать» обстановку.
– Можете конкретизировать сказанное.
– Могу назвать некоторые цифры, которые на итоговом совещании Комитета озвучил его председатель и директор ФСБ России Александр Бортников: в 2008 году в ходе контртеррористических операций нейтрализована преступная деятельность более 170 членов и главарей банд, задержаны свыше 350 активных членов бандформирований, их пособников. Из незаконного оборота изъято более тонны взрывчатых веществ, 344 самодельных устройства. За преступления террористического и экстремистского характера осуждено 198 человек. Всего в 1998 году в России предотвращено 97 терактов, 50 из них планировались совершить в местах массового пребывания людей.
– А какая работа проделана в Омской области?
– Структурами НАК в Омской области – Антитеррористической комиссией и Оперативным штабом выполнена главная задача – не допущено совершения диверсионно-террористических актов. Проделана большая работа в области профилактики терроризма. В прошлом году проведены два крупных тактико-специальных учения, в ходе которых отрабатывались действия различных структур по пресечению теракта на военном объекте и на химически опасном предприятии. Проведены четыре командно-штабных учения на железнодорожном и авиационном транспорте, на объектах с массовым пребыванием людей, в приграничном районе. Думаю, что в результате принятых мер нам удалось убедить руководителей различных структур, ведомств и организаций более серьезно относиться к этим вопросам.
– Какие задачи будете решать в текущем году?
– Что касается планов на 2009 год, то основное внимание также будет уделяться вопросам совершенствования системы антитеррористической профилактики на территории Омской области, обеспечению антитеррористической защищенности важных и потенциально опасных объектов промышленности, энергетики.
– Ощущается ли влияние религиозного и национального экстремизма в нашем регионе?
– Вот некоторые примеры. В ноябре прошлого года двое студентов Омской медакадемии судом признаны виновными по 117-й статье Уголовного Кодекса – это истязание, совершенное группой лиц по мотивам национальной или религиозной ненависти. Они занимались избиением сокурсников, унижением их человеческого и национального достоинства. Наказание – одному 3,5 года, другому – 3 года лишения свободы. В настоящее время идет судебный процесс по уголовному делу в отношении лидера одной из религиозных организаций за неисполнение решения суда, состоявшегося еще в 2004 году и запретившего ее деятельность как экстремистскую. Задержаны с поличным лица, распространявшие видеопродукцию экстремистского характера. Проводится проверка, и по ее результатам будет решаться вопрос, попадают ли их действия под признаки преступлений, предусмотренных уголовным законодательством. Также распространяется уголовное дело в отношении жителя Омска, материалы которого дают основания подозревать его в вербовке молодежи в ряды незаконных вооруженных формирований. Реализация этих материалов – результат совместных действий всего правоохранительного блока.
(Интервью публикуется в сокращении.
Полный текст читайте в «Омской правде»
№ 26 от 11 марта 2009 г.)

Задачи ставит тренажер   

В Омском институте водного транспорта Новосибирской академии всегда уделялось большое внимание подготовке командиров речного и морского плавания. Сейчас иртышские речники успешно осваивают смешанное (река-море) плавание. Но чтобы стать дипломированным штурманом или капитаном дальнего плавания судоводителям, а также курсантам необходимо получить комплекс новейших знаний. Для этих целей в институте действует тренажерный центр, где ведется обучение в соответствии с международными требованиями мореплавания. Сегодня здесь идет переподготовка судоводителей на новом тренажере «Транзас». Занятия ведут начальник тренажерного центра Евгений Андреевич Кузнецов, инструктор Валерий Анатольевич Жердев и другие. С курсантами 3-4 курсов занимается инструктор тренажерного центра Эдуард Павлович Беззубик.

Это было, было   

С тех исторических лет, когда вся страна жила романтикой освоения целины и залежных земель, прошло 55 лет. Правда, для нас, участников тех незабываемых событий, кажется все это было недавно. В пятидесятые годы я работал в отделе грузовой и коммерческой работы Иртышского речного пароходства. Был секретарем комсомольской организации. В составе комсомольского отряда, сформированного из комсомольцев управления пароходства, трижды (1954, 1955, 1956 гг.) выезжал на уборку целинного урожая.
Хорошо помню 1956 год. На целине вырос тогда богатый урожай. Для спасения его наш комсомольский отряд направили в совхоз Иртышский (пристань Романтеево). Меня избрали старшим отряда, в котором были Анатолий Шипитько (КБ), Валя Прокофьева ( финансовый отдел), Вика Данилевич (бухгалтерия), Анатолий Железчиков (КБ), Евгений Саврилов (отдел портов), Иван Кудяков (ОКС), Альберт Оводов (теплопартия), Лилия Чижова (бухгалтерия), Тоня Лаврищева (бухгалтерия), Георгий Скосырский (редакция).
У всех на руках были комсомольские путевки, выданные по призыву ЦК ВЛКСМ. В них говорилось о том, что мы добровольцами изъявили желание участвовать в уборке урожая на целинных землях. Работали на току, куда поступало зерно целинного урожая. Мы занимались сушкой и сортировкой зерна. Главные орудия труда – плицы и лопаты. Работали много, в две, а в самый пик страды – в три смены. Жили в вагончике рядом с током. Каждого из нас наградили значком ЦК ВЛКСМ «За освоение новых земель». В октябре 1956 года Указом Президиума Верховного Совета СССР я был награжден медалью «За освоение целинных земель».
Мы были тогда молодыми и с большим удовольствием выезжали на село. Жили и работали дружно, весело. С некоторыми комсомольцами тех лет поддерживаем связь до сих пор. Те далекие, уже исторические события, остались и в нашей биографии, и в нашем сердце.
П. ЖИГАЛИН, ветеран труда
Иртышского пароходства

Иртыш - река целинная   

   
В марте текущего года исполнилось 55лет с начала освоения целины.
В 1954 году Омская область стала одним из крупнейших регионов освоения целинных и залежных земель. В нашей области было поднято более одного миллиона трехсот тысяч гектаров целинных земель. В степной зоне Омского Прииртышья было создано одиннадцать крупных зерновых совхозов. Уже в марте 1954 года в область прибыли первые добровольцы-целинники. Отряд из Москвы состоял из 640 человек, из Кирова приехало 400, из Ульяновской области – 256 человек. Вслед за первоцелинниками прибыли посланцы Ленинграда, Горького, Рязани, Ярославля, Перми. В те годы основная речная магистраль река Иртыш стала главной целинной рекой. По Иртышу нескончаемым потоком шли караваны судов в степные районы Омской области и Казахстана. Как работали тогда речники Иртышского пароходства, вспоминает бывший начальник пароходства Илья Денисович Денисов.
В годы освоения целинных земель я работал в Иртышском бассейне. Тогда бассейн обслуживали речники Нижне-Иртышского пароходства с центром в Омске и Верхне-Иртышского пароходства с центром в Семипалатинске. В 1954 году эти пароходства были объединены и создано единое Иртышское речное пароходство. Широкая программа освоения целины потребовала от нас принятия срочных мер и по увеличению объема перевозок, и по организации всего перевозочного процесса. Все это заставило нас внести существенные изменения в схему организации движения флота. Появились новые грузовые линии Омск – Павлодар по завозу нефтепродуктов для северных районов Казахстана и для южных районов Омской области – в Черлак, Дробышево, Романтеево и другие. Действующие до 1954 года лесные грузовые линии Аксеново – Омск, Кузнецово – Омск, Малая Бича – Омск, Вагай – Омск пришлось продлить до Павлодара, а некоторые и до Семипалатинска с пробегом в одну сторону до 2000-2500 и более километров.
Годы освоения целины совпали с периодом внедрения прогрессивного метода толкания. Переоборудованные 400-сильные колесные буксирные пароходы «Тимирязев», «Скоромохов», «Туркменистан» и другие повели первые караваны, груженные лесом, методом толкания вверх по Иртышу из Омска в Павлодар и выше. А на участках ниже Омска успешно водили составы толканием 600-сильные буксирные теплоходы проекта 10. Среди тех, кто успешно справлялся с доставкой древесины в целинные районы, были экипажи теплоходов «Художник Греков», «Академик Вильямс», «Иван Сусанин», «Академик Крылов». Флот Иртышского пароходства пополнялся как судами с нового судостроения (Омск, Тюмень, Тавда), так и за счет перегона речных судов из центральных бассейнов страны. В перегоне судов основная роль ложилась на мощный буксирный теплоход «Россия» под командованием В.И. Евдокимова. Экипаж этого буксировщика в те годы можно было встретить с караваном судов, буксируемых вверх по Иртышу с лесом для целинников, в Обской и Тазовской губах или в Гыданском заливе с грузами для населения Крайнего Севера и с первыми судами, которые доставляли груз для разведчиков нефти и газа, или в Архангельске, на Новой Земле, в Енисейском заливе с караваном судов, перегоняемых Северным морским путем.
А сколько мер пришлось принимать и срочно решать по механизации погрузо-разгрузочных работ, по организации разгрузки леса и других грузов в целинных районах, где порой приходилось выгружать суда на необжитые берега.
Через Кировские причалы Омского порта на целину шли уголь, цемент, кирпич, удобрение, семенное зерно, продовольственные товары. В реконструкцию омских причалов много труда вложил инициативный и энергичный начальник Кировского грузового участка Василий Павлович Максаков. В этот напряженный период целинной эпопеи особое внимание было обращено и на путевые условия Иртыша. Много хлопот и забот было у путейцев Иртышского БУПа. Они выполнили огромный объем по дноуглублению, подчистке подходов к пунктам выгрузки и особенно – погрузки зерна. Такие работы были проведены на подходах к причалам хлебоприемных пунктов Черлак, Татарка, Соляное, Романтеево, Кайманачиха, Клин. В протоках проложены судоходные каналы к Дробышевскому, Саргатскому и Сибирскому хлебоприемным пунктам. Заслуга в этом прежде всего высококвалифицированных специалистов – путейцев Алексея Ивановича Седых и Максима Владимировича Мясникова.
Судоремонтные предприятия пароходства также вложили немалый вклад в освоение целинных и залежных земель. Они выполняли заказы по изготовлению сельскохозяйственных деталей, узлов и машин. Так, Омский судоремонтный завод изготовлял элеваторы и другие детали для Омского комбайносборочного завода.
Все зерно с приречных целинных районов Павлодарской и Омской областей шло по воде на Омский элеватор. Разгрузка здесь осуществлялась на двух причалах. В сентябре-октябре пошел массовый поток целинного хлеба, и эти причалы не справлялись с возросшим объемом зерна. В авральном порядке пришлось организовывать временные причалы разгрузки. Был организован причал по разгрузке зерна по прямому варианту «судно – автомобиль» в Захламино. Для этого использовали деревянный пирс строящегося нефтекомбината, где до этого осуществлялась погрузка кирпича и жби. Механизирован он был передвижными ленточными транспортерами. Организатором таких причалов был опытный специалист по портам, заместитель начальника пароходства Александр Андреевич Налетов.
В Омске все складские помещения, даже заасфальтированные площадки и строящиеся на заводах цеха под крышами, были забиты зерном с целины. Вот какой богатый урожай дала сибирская и казахстанская целина.
В память о тех героико-романтичных годах остались ордена и медали «За освоение целинных земель». Есть такие награды и у речников Иртышского пароходства. Среди них – капитаны А. Павловский, Б. Голодаев, П. Савельев, А. Пискунов и другие.
(Воспоминания печатаются в сокращении).

Разделы сайта