Мэром Омска избран В. Шрейдер   

В прошлое воскресенье в Омске и в Омской области прошли выборы.
На должность мэра г. Омска претендовали четыре кандидата. По предварительным данным, большинство голосов омичи отдали за действующего мэра г. Омска Шрейдера Виктора Филипповича. За В. Шрейдера отдали голоса более 66 процентов от общего числа избирателей, принявших в голосовании. За кандидата В. Зугу проголосовало 20,9 процента, за Я. Зелинского – 7 процентов избирателей.
Явка на избирательных участках областного центра составила около 40 процентов, по области она была значительно выше – более 60 процентов.
Выборы состоялись по всем избирательным участкам как по г. Омску, так и в Омской области.
Окончательные итоги будут опубликованы позднее.

Эхо праздника   

Позади еще один праздник – женский день 8 Марта.
Правда, для некоторых наших прекрасных дам праздник еще продолжается – они получают праздничную премию в сумме 500 рублей. Приказом Генерального директора И.И. Яновского всем женщинам, работающим в ОАО «Иртышское пароходство», объявлена благодарность с выдачей денежной премии.

Рулевое должно быть надежным   

К сожалению, непростое кризисное время затянулось. И все-таки, несмотря на финансовый голод, подготовку судов к эксплуатации никто не отменял. А значит, судоремонт должен идти своим ходом. Ремонт движительно - рулевых комплексов был и остается одним из главных его приоритетов. Потому что исправный руль – это безаварийность, безопасность, стабильность и качество работы плавсостава. Ежегодно в межнавигационный период специалистами берегового производственного участка Омского судоремонтно-судостроительного завода перебирается и ремонтируется около трех десятков ДРК. Нынче эта цифра на том же уровне.
Организацией работ по ремонту ДРК уже много лет занимается начальник берегового производственного участка И.И. Горлов. Сразу же после окончания навигации, не теряя времени даром, слесари БПУ приступают к работе еще при осеннем слиповании. А потом вплоть до нового года разбирают ДРК и параллельно ведут подготовку валов, винтов, полумуфт, румпелей в механическом и саморемонтном цехах. Каждая деталь требует особого внимания: тщательной дефектации, умелой наплавки и проточки, точной притирки. Все детали нужно подготовить к тому, чтобы с января бригада слесарей уже приступила к сборке комплексов.
В начале марта первые результаты работы бригады слесарей под началом М.П. Предгера уже появились. Приняли свои привычные очертания подводной части кормы судов ТН-741, БТМ-481, БТМ-542, ТН-720, ТН-715, «Иртыш», СБ-1…
Пока, по словам И.И.Горлова, сборка ДРК идет с небольшим отставанием от графика. Четырехдневка, конечно, сказывается на темпах работ. Но о сокращенной рабочей недели знали заранее и учли это при дефектации ДРК, определении объема судоремонта, верстке плана.
- И все-таки отставание есть, - сетует Иван Иванович. Небольшое, на один теплоход, - это примерно на четыре рабочих дня, но все равно есть! На снижение производительности повлияла чрезвычайно холодная зима. Аномально морозные дни, конечно, сказались на темпах работ. И, тем не менее, за выполнение графика я спокоен, потому, что абсолютно уверен в своих людях. Состав бригады не менялся уже много лет. Слесари – монтажники Василий Васильевич Сержанов, Юрий Петрович Селиванов, Михаил Петрович Предгер, Петр Мельхиорович Янукович на нашем участке – больше 20 лет. А Януковича в сентябре будем поздравлять с 30-летием работы в БПУ. Между прочим, именно он, в силу опыта, ответственности, квалификации, ведет подготовку деталей ДРК в мехцехе.
Позади работы в доке, разобраны ДРК на «Ленанефтях», других танкерах, буксировочном флоте. Впереди только сборка. Мы застали бригаду слесарей на сборке движительно-рулевого комплекса РТ-770. По их словам, на буксировщиках и толкачах – это самый трудоемкий процесс, так как более сложен технологически.
Мы желаем удачи ремонтникам в их нелегком труде. Думается, с наступлением весны, и теплых солнечных дней оптимизма у них прибавится. Ведь самые страшные морозы мы пережили.
Н.ОЛЕНИЧЕНКО

Заводу на Иртыше - 90 лет   

Весной 1920 года на месте старых кустарных мастерских Министерства путей сообщения начал строиться будущий судоремонтно-судостроительный завод.
За девять десятилетий Омский ССРЗ прошел большой путь становления и развития. У завода на Иртыше богатая на события история. За 90 лет он пережил революцию, национализацию, гражданскую войну. После Великой Отечественной войны началась реконструкция производственных мощностей, на смену паровому флоту пришел дизельный.
В 60е – 70е годы флот Иртышского пароходства внес огромный вклад в создание Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, в строительство городов и портов на Средней Оби, на Севере Обь-Иртышского бассейна. Труженики Омского судоремонтно-судостроительного завода на всех этапах развития Иртышского пароходства занимали ведущие позиции как среди речников бассейна, так и в целом по отрасли. И биография завода складывалась удачно. В 1936 году судоремонтные матсреские были переименованы в Омский судоремонтный завод. Наряду с ремонтом флота, начало развиваться судостроение. И, конечно, в памяти заводчан остались сороковые военные годы. Завод наряду с мирной продукцией в сжатые сроки перешел на выпуск – огнеметов, авиабомб, строительство бронекатеров. Работали без выходных, сутками, нередко ночевали в цехах. В цехах завода трудились фронтовые бригады. С войны не вернулись более 150 заводчан¬-токарей, слесарей, капитанов, механиков.
На 60-е – 80-е годы приходится пик расцвета завода. В эти годы он стал судоремонтно-судостроительным предприятием (с1973 года), орденоносным (в 1966 году, орден «Знак Почета»). В октябре 1977 года Омскому ССРЗ было присвоено имя 60-летия Октября. А еще раньше, в 1970 году к 50-летию завода был построен Дворец культуры «Юбилейный». В 1980 году на территории завода было завершено строительство заводской здравницы – профилактория-санатория «Водник» на 130 мест. В городке Водников для тружеников завода и флота строились жилые дома, детские учреждения, магазины. По инициативе Совета ветеранов в 1982 году в г.Водников был торжественно открыт памятник «Воинам-речникам, погибшим в 1941 – 1945 годах», на гранитных плитах которого высечено 187 фамилий бывших капитанов, штурманов, механиков, матросов, рулевых, токарей, слесарей… Заводу повезло на директоров. Среди них – Сергей Яковлевич Кудрявцев, Абрам Давыдович Герцман, Иван Иванович Яновский, Станислав Павлович Володарский, Николай Алексеевич Ильин.
Во все времена творцами истории завода были люди. Кто своими руками создавал историю завода, базового предприятия Министерства речного флота? Это – капитаны и механики, судоремонтники и судостроители, токари и судосборщики, слесари и электромонтажники. На заводе выросли три Героя Социалистического Труда: механик Федор Григорьевич Кузнецов, токарь Василий Васильевич Назаров, бригадир судосборщиков Владимир Владимирович Кимбин. На заводе и флоте несли вахту лауреаты Государственной премии СССР: В.И. Евдокимов, М.П.Листопадов, Н.Е.Власюк, Л.И.Соколов.
Добрый след в истории завода оставили ветераны труда: В.А. Вронский, И.А.Медведев, В.А.Еремин, И.А.Ширченко, Н.Д.Летунов, Е.Е.Рязанова, один из первых стахановцев С.П.Горелов, И.В.Ланьков, И.А.Чудинов, А.Ф.Зубарев и многие, многие другие.
Непростое время пережил завод-юбиляр в лихие девяностые годы. В годы перестройки и в период сложных рыночных реформ Омский судоремонтно-судостроительный завод продолжал свои богатейшие традиции. Правда, экономические трудности, вызванные, прежде всего с уменьшением объема грузоперевозок, заставили руководство пароходства сокращать промышленную базу. В результате совершенствования структуры Акционерного общества на базе Иртышской РЭБ была создана единая ремонтная база пароходства, куда к концу 2007 года была перебазирована основная производственная база Омского ССРЗ.
История старейшего судоремонтного завода Сибири продолжается теперь уже на левом берегу Иртыша.
 

Имя на мемориале   

Редакция продолжает рассказывать о солдатах Победы, о воинах-речниках, которые не вернулись с полей сражений Великой Отечественной войны. Среди них – братья Песиковы – Анатолий и Алексей.
Оба работали на Омском судоремонтном заводе: Алексей токарем в мехцехе, Анатолий – учеником токаря. Братья Песиковы ушли на фронт в июле 1942 года. Их фронтовая судьба сложилась по-разному. Анатолия призвали в Красную Армию 30 июля 1942 года, в 1943 году он окончил Омское военно-пехотное училище. Гвардии старший лейтенант, командир стрелковой роты Анатолий Песиков воевал храбро. С боями он освобождал города и села России, Белоруссии, Украины. За смелость и отвагу Анатолий награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, Александра Невского и Красного Знамени. Пал сибиряк 4 января 1945 года в бою на территории Польши, похоронен в братской могиле.
Было ему тогда всего 20 лет!
Его брат Алексей Гаврилович, краснофлотовец воевал в Орловской области. В июле 1943 года в тяжелых боях за город Орел пропал без вести. По многим адресам обращались родные Алексея Песикова, но из архивов и военкоматов получали скупые ответы: «Пропал без вести», «В списках не значится». Не трудно представить, сколько бумаг написано за эти годы, сколько слез пролито над каждым ответом. Но надежда жила. Много лет сестра Алексея Песикова Анна Гавриловна старалась узнать о судьбе своих братьев. Установила, где похоронен младший брат Анатолий. Но не успокоилась, продолжала писать во все уголки матушки России и надеялась, что в конце концов бог ей поможет отыскать фронтовиков, однополчан брата Алексея. В начале 80х годов прошлого века Анна Гавриловна прочитала заметку в «Комсомольской правде», где было написано несколько строк о поиске моряков Тихоокеанского флота, которые сражались на Орловщине. А вел этот поиск орловский клуб «Дорогой отцов».Анна Гавриловна написала письмо в г. Орел. И вот наконец-то удача. Активисты клуба сообщили в Омск такую желанную и очень долгожданную новость. Оказалось, Алексей не пропал без вести, а скончался после ранения в бою за г.Болхов и захоронен в селе М. Голубочки Тульской области. По рассказам сестры, лишь одно письмо пришло с фронта. Второе было написано рукой товарища, который сообщил, что Алеша был ранен в бою и отправлен в госпиталь. Позднее Анна Гавриловна съездила в Орловскую и Тульскую области. Побывала там, где проходили бои и на месте захоронения брата. А в Омск привезла землю с братской могилы. В Орле есть музей боевой славы моряков ТОФа, где рассказывается о токаре судоремонтного завода, смелом краснофлотце Алексее Песикове.
Имена братьев Песиковых высечены на мемориале «Воинам-речникам, не вернувшимся с Великой Отечественной войны».
Г.ВСТАВСКИЙ

Повышаем квалификацию   

Ежегодно, в межнавигационный период ОАО «Иртышское пароходство» ведет переподготовку своих кадров по разным видам обучения. Сегодня на вопросы нашего корреспондента отвечает специалист по подготовке кадров ОК пароходства В.М.Янус.
- Вера Митрофановна, мы знаем, что обучение своих работников Иртышское пароходство всегда проводило на должном уровне. Что изменилось во время финансового кризиса?
- Изменилась, пожалуй, цифра затрат. В благополучные в финансовом отношении годы акционерное общество тратило на эти цели до четырех миллионов рублей. Сейчас эта цифра намного скромнее. Но, по-прежнему, обучение, аттестация, смена дипломов и квалификационных свидетельств как для плавающего, так и берегового состава проводится бесплатно. Все расходы несет судовладелец в лице Иртышского пароходства.
- Расскажите поподробнее о подготовке кадров этой зимой.
- Подготовка, как всегда, обширна, она включает в себя обучение командного, рядового состава, работников берега…
- Давайте начнем с командиров флота.
- Согласно постановлению Правительства РФ №349 «Об утверждении Положения о дипломирования членов экипажей судов внутреннего плавания» в Иртышском пароходстве третий год подряд производится обмен дипломов старого образца на новый. Нынешней весной эта работа завершается. Обмену дипломов предшествовала обязательная двухнедельная учеба командиров флота в Омской институте водного транспорта с последующей аттестацией каждого из 35 командиров и их дипломированием в Обь-Иртышском ГБУВПиС. Кроме, того, смешанные дипломы обмениваются на два отдельных: судоводителя и судомеханика. Рядовому составу квалификационные свидетельства были заменены еще в прошлом году.
Следующий вид обучения связан с укомплектованием кадрами судов «река-море» плавания. В предстоящем 2010 году планируется эксплуатация серии теплоходов в повышенных морских условиях: три «Ленанефти», два «Беломорских» и два танкера проекта 866-М. В соответствии с положением о дипломировании членов экипажей морских судов (Постановление Правительства РФ №900 и правилами дипломирования моряков) комсоставу необходимо иметь морские дипломы ПДМНВ 78/95. Для этого они проходят тренажерную подготовку по следующим видам: морское судовождение и эксплуатация судовых энергетических установок судов «река-море» плавания. Командиров, которым необходимы морские дипломы, немного – 8 человек. Еще два командира флота после соответствующего обучения получат дипломы операторов ГМССБ ограниченного района и РЛНиП с использованием средств САРП.
Все обучаемые работники комсостава по морским видам подготовки будут направлены в апреле в г.Новосибирск для обучения в тренажерном центре НГАВТа. Там они пройдут программы морской безопасности в соответствии с конвенцией ПДМНВ 78/95. Итогом обучения станет выдача морских рабочих дипломов для работы в морских и прибрежно-морских районах плавания.
Что касается командиров, работающих исключительно на реке. Организованы курсы обучения помощников механика для судоводителей, не имеющих данной квалификации. На них обучается 20 работников пароходства. В апреле будет проведена переподготовка судоводителей по программе использования РЛС на внутренних водных путях. Планируется обучить 25 человек, у которых истекает срок действия свидетельства. Всего к началу навигации будет обучено и подготовлено по различным видам квалификации 130 человек.
- В это число входит и рядовой состав?
- Безусловно. В навигацию 2010 года по заявке Иртышского пароходства учебные заведения флота направляют на производственную практику около 185 курсантов и студентов. Но этого количества практикантов недостаточно для того, чтобы сформировать экипажи судов. В целях полного укомплектования кадров рядового состава пароходством организовано и производится с 10 февраля обучение 30 мотористов – рулевых.
- А планируется ли обучение или переаттестация работников береговых подразделений?
- Одним из наиболее обязательных и важных видов подготовки является обучение всех работников тяжелых и вредных профессий методам оказания первой медицинской помощи. Программа называется: «Первая помощь по подержанию жизни пострадавших при экстремальных и чрезвычайных ситуациях». Обучение будет проведено в марте специалистами Омского территориального центра медицинских катастроф. Прослушают курсы 240 работников судоремонтно-судостроительного завода.
При проведении на Омском ССРЗ процедуры сокращения и изменения его структуры два токаря механосборочного цеха в декабре переобучились на шлифовщика в учебном комбинате ПО «Полет».
Дальнейшие потребности в обучении берегового состава будут возникать по мере изменения структуры завода и появлении новых объемов, заказов и видов работ.
- Я так понимаю, - обучение не коснется только управленцев?
- В управлении пароходства недавно создана служба маркетинга. В целях организации маркетинговой деятельности два работника новой службы К.В.Гарбуз и В.А.Хилько направлены на переобучение по специальности «маркетинг» в Омский институт дополнительного образования «Экономика и право». После окончания курсов они получат соответствующие дипломы.
- Итак, вы озвучите цифру общих затрат на переобучение, повышение квалификационных разрядов, переаттестацию работников пароходства?
- В целом на все виды обучения из средств ОАО «Иртышское пароходство» затрачено более 800 тысяч рублей. Деньги немалые, особенно в период кризиса. Но, надеемся затраты окупятся сторицей. Ведь, профессионально грамотные, умелые, знающие специалисты – это всегда залог успеха.
Беседу вела Нина Олениченко.

"Та заводская проходная..."   

Иван Алексеевич Моисеенко, ветеран труда Омского ССРЗ, за многолетний и добросовестный труд награжден знаком «Отличник речного флота», медалью «300 лет Российскому флоту», имеет звание «Почетный работник речного транспорта»:
- На Омском судоремонтно-судостроительном заводе я отработал 51 год. Впервые перешагнул его проходную в 1955 году, когда после Омского речного училища получил диплом техника по судостроению и судоремонту. Моя заводская жизнь началась с мастера ДОЦа. Через пять лет возглавил цех. Я сменил В.К.Пукениса. Это был добрый, внимательный, отзывчивый человек. Его все уважали. И в дальнейшем я всегда старался придерживаться его стиля руководства и строить свои взаимоотношения с людьми так же, как это делал он.
По мере увеличения объема перевозок росли и объемы производства нашего цеха. В то время было много деревянных барж, летом в доке им меняли обшивку, конопатили. На пассажирских судах тех лет: «Михаиле Калинине», «Карле Либкнехте», «Григории Усиевиче», «Якове Свердлове», «Владимире Ленине» и других были деревянные надстройки, ремонт которых тоже не обходился без столярных, плотничных, малярных работ. После пятнадцати лет в дерево-обрабатывающем цехе я перешел в ремонтно-строительное управление пароходства прорабом. Вскоре директор завода И.И. Яновский пригласил меня организовать и возглавить заводской ремонтно-строительный участок. Организационный период: подбор штата, приобретение техники был сложным. Наш участок занимался ремонтом цехов, бытовок, детских дошкольных учреждений, пионерского лагеря. Мы строили новый корпус транспортного цеха, заканчивали строительство профилактория.
За полвека, что прошли за заводской проходной, мне приходилось еще несколько раз менять должности: был главным диспетчером завода, начальником АХО. Я пришел на завод при С.Я.Кудрявцеве, работал с А.Д.Герцманом, И.И. Яновским, С.П.Володарским, Н.А.Ильиным, А.И.Зайцевым. По прошествии лет хочу прямо заявить: с директорами заводскому коллективу везло. И у меня со всеми было полное взаимопонимание. Завод для меня – это вся жизнь! Помните песню из кинофильма «Весна на Заречной улице» про заводскую проходную – она и про меня тоже. Здесь я встретил свою единственную любовь – Галина Николаевна приехала работать к нам в ДОЦ после Горьковского института инженеров водного транспорта. Завод выделил нам квартиру. Здесь все стало родным и близким.
Когда два года назад умерла моя жена, сколько заводчан пришли проститься с ней и поддержать меня! И это дорогого стоит. И сегодня, живя в городке Водников, я часто вижусь с бывшими коллегами, ветеранами завода. Мы общаемся и искренне надеемся, что те, кто продолжают нести трудовую вахту сегодня, не подведут нас ветеранов и сделают все для того, чтобы Омский судоремонтно-судостроительный завод жил и процветал еще многие десятилетия!

В музее речников - праздник   

20 февраля народному музею иртышских речников исполнилось 45 лет.
В связи с этим событием 25 февраля в новом здании музея прошло собрание ветеранов труда – активистов музея и представителей трудовых коллективов Иртышского пароходства, флотских учебных заведений.
Открыл праздничное торжество заместитель генерального директора ОАО «Иртышское пароходство» П.П.Ведерников. Павел Петрович поздравил собравшихся с днем рождения музея. Затем он остановился на основных вехах народного музея иртышских речников. У истоков музея стояла группа энтузиастов во главе с фронтовиком, продолжателем династии водников В.Н. Булашевым. Сорок пять лет назад по его инициативе в общежитии Омского судоремонтного завода была открыта комната Славы речников. Экспонаты пополнялись и вскоре одной комнаты стало мало. И через семь лет в 1972 году комната Славы речников справила новоселье во Дворце культуры «Юбилейный». Ветераны труда завода, пароходства, Омского порта по крупицам собирали материалы, документы, старые фотографии. Кто-то работал в архивах, кто-то организовывал поиск экспонатов, документов, а кто-то рисовал, фотографировал. И вскоре комната Славы речников получила статус музея. Сегодня в экспозициях и запасниках музея более двадцати тысяч экспонатов. Все, что хранится в музее, - это история завода, флота, пароходства, да и в целом города Омска.
В 1983 году Министерством культуры РСФСР музею речников было присвоено звание «Народный музей». В этом прежде всего признание заслуг создателей и хранителей музея, многочисленных активистов. Среди них Л.М.Волкова, Е.Е.Рязанова, Н.А.Петранюк, П.П.Наугольных, Г.П.Леонтьев, З.Ф.Белобородова, А.П.Симбирцев, В.П.Семененко, А.Д.Сургутсков и многие другие.
В становлении и дальнейшей истории музея велика роль директоров Омского ССРЗ – А.Д.Герцмана, И.И.Яновского, Н.А.Ильина. И, конечно, надо отметить настоящих ценителей музейного дела, патриотов иртышского флота и пароходства В.Н.Булашева, П.В.Лаца, В.И.Шумкова.
На праздничной встрече выступили активисты музея и те, кто внес в историю народного музея свою лепту. Среди них – В.И.Шумков, А.Д.Шипитько.
Очень непростой период в истории нашего музея пришелся на 90-е годы. Музей речников, несмотря на всевозможные трудности, выстоял и сохранил свои богатейшие фонды. И в начале XXI века музею иртышских речников пришлось бороться за свое право на жизнь. Руководство «Пятого театра» при поддержке Министерства культуры Омской области выселило единственный в городе народный музей. А фонды нашего музея предлагалось передать по другим музеям города. Речники, как могли, боролись за свой музей. Но голос речников, ветеранов флота и пароходства не был услышал. Тогда руководство Иртышского пароходства приняло решение о передислокации музея в здание Управления Иртышского пароходства. Предстояла исключительно сложная и ответственная работа по переезду по новому адресу. И с этими хлопотами отлично справились хранители музея В.И.Шумков и А.Д.Шипитько. В мае 2009 года народный музей речников принял первых посетителей, которыми стали речники – участники Великой Отечественной войны.
Во время переселения музея в здание Иртышского пароходства большую помощь хранителям музейных фондов В.И.Шумкову и А.Д.Шипитько оказали курсанты Омского РУ, учащиеся ПУ – 15, работники АХО Иртышского пароходства.
Любят речники свой музей, гордятся им. Об этом на праздничном торжестве, посвященном 45-летию музея, говорили ветераны труда В.И.Шумков, который девять лет был директором музея, нынешний заведующий народным музеем А.Д.Шипитько.
- Я знал всех хранителей нашего музея, - подчеркнул омский писатель, ветеран труда Иртышского пароходства А.П.Токарев, - с их помощью всегда получал в музее необходимую информацию. И сегодня наш музей для меня – незаменимая кладезь истории иртышского флота, пароходства, г.Омска и всего Западно-Сибирского региона. Для дальнейшей успешной работы народного музея иртышских речников предлагаю создать общественный Совет музея.
Со словами искренней благодарности к руководителям Иртышского пароходства, хранителям музея обратились фронтовик В.П.Семененко, заведующая музеем Омского РУ Е.А.Бондаренко, научный сотрудник областного историко-краеведческого музея А.А.Кильдюшева, заместитель председателя Омского регионального отделения Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество», профессор Ф.И.Новиков.
Сегодня, в канун 65-летия Победы, надо особо подчеркнуть, что инициатива об установлении памятника воинам-речникам, которые не вернулись с полей сражений, родилась здесь, в музее. Сразу после этого начался сбор информации о фронтовиках, которые не вернулись на флот, в цеха судоремонтного завода, в речное училище. Несколько лет велся поиск имен. Все найденное заносилось в два тома «Книги памяти», которая хранится в нашем музее. В ней вы увидите портреты водников, которые навеки остались под Москвой и Ленинградом, под Смоленском и Курском, под Ржевом и Вязьмой, на земле Украины, Белоруссии, Польши, Венгрии, Германии… Здесь хранятся пожелтевшие от времени и материнских слез похоронки, последние фронтовые письма. Сегодня на гранитных плитах мемориала речникам 187 имен воинов – водников, которые погибли в боях Великой Отечественной войны, умерли от ран в госпиталях. Даже за эту великую память работники музея, его активисты заслужили огромную благодарность. Сегодня хорошо бы издать красочный буклет о нашем музее. Пусть знают о нем, о его богатейших фондах не только речники, студенты флотских учреждений, но и жители г.Омска, Омской области. Музей речников возродился, живет и работает.
Г. ВСТАВСКИЙ

Разделы сайта