Дневник судоремонта   

По оперативным данным, на 13 марта 2008 года выполнены следующие судоремонтные работы: установлен привальный брус на 59 судах, завершены трубные работы на 48, корпусные – на 40, включая несамоходный флот. С Промкомплекса переведен на Омский ССРЗ участок по восстановлению гальванического покрытия вкладышей дизелей, восстановлены вкладыши на дизеля теплохода «Чернышевский». Создан участок по ремонту реверс-редукторов дизелей 3Д6 – разобраны и продефектованы пять редукторов и другие работы.
Но, чем ближе навигация, тем больше работ по выполнению текущей программы судоремонта. Так, на вторую половину марта необходимо сделать: во-первых, завершить работы по ремонту корпусов судов со льда. Во-вторых, продолжить работы по восстановлению деталей ДРК (гребных валов, баллеров, винтов). И, в-третьих, завершить ремонт двигателя М-401, продолжить работы по ремонту судовых спасательных шлюпок. Закончить работы по смене обшивки корпуса теплохода «Чернышевский».

Пассажиры будут довольны   

В середине дня работа в доке в самом разгаре. Нынче здесь ремонтируется пассажирский теплоход «Чернышевский». Он – настоящий труженик Иртыша и Оби. Сколько километров голубых дорог прошел он за свою более чем пятидесятилетнюю судовую жизнь. И сколько сотен тысяч пассажиров перевез за это время!
В этом году пришло время очередного освидетельствования. На пассажирском флоте за соблюдением срока и качества ремонта следят особенно тщательно. Ведь издавна так повелось: люди – груз бесценный. Поэтому от пункта к пункту нужно обеспечить не только безопасную и безупречную их доставку, но и сделать их проезд максимально удобным и комфортным.
О том, каким образом это достигается, нам рассказал сменный капитан, ответственный за проведение ремонта теплохода Александр Николаевич Федоткин:
- Подготовку к судоремонту команда начала еще с осени. Своими силами разбирали палубы, дизели, готовились к замене корпуса. Сейчас помимо заводских бригад, из команды трудятся пятеро. В том числе I штурман Дмитрий Владимирович Коновалов и I поммеханика Константин Александрович Кайзер следят за огневыми работами, а механик Андрей Федорович Муравский и III помощник механика Алексей Викторович Черноножкин готовят к эксплуатации дизели и машинное отделение.
Как и при любом освидетельствовании, работы много, причем самой разной – и глобальной, и мелкой. Если сосредоточиться на самом главном, то в числе прочего нужно заменить 100 квадратных метров обшивки корпуса, провести полную разборку и сборку главных и вспомогательных дизелей, сменить 120 квадратных метров деревянного настила шлюпочной палубы и столько же планшира, заменить трубы, рули (в прошлом году у нас провели ремонт валопроводов, так что теперь очередь только за рулями). Также нужно на место установить новый паровой котел и провести его трубную обвязку, успеть покрасить корпус, пока теплоход стоит на городках. А уж надстройку будем красить потом, когда спустят на воду.
Дел, действительно, много. В какой же стадии готовности теплоход? Ведь до спуска на воду остается не так уж много времени. Оказалось, что судоремонтники придерживаются графика. Так, корпусники бригады Сергея Молодцова буквально при нас ставили на место последние метры новой обшивки. Рули лежали у кормы и ждали только прихода специальной бригады, которая займется их установкой. Паровой котел уже стоял в машинном отделении. Поршни, цилиндры всех двигателей сданы в цех на проточку и, как только вернутся, механики приступят к сборке дизелей.
Во всю ведутся и плотницкие работы. Плотник Кисмат Гасадович Гасадов рассказал, что они с напарником Владимиром Александровичем Ануховым сменили уже стены и полы в каютах, поставили окладку, поклеили клеенку. Нужно настелить линолеум в коридорах, сделать палубы, потом приступят к столярным работам – к сборке мебели.
Так что к навигации теплоход «Чернышевский» предстанет в преображенном виде.

Праздничный приказ   

Накануне Международного женского дня 8-е Марта все работающие женщины ОАО «Иртышское пароходство» получили денежную премию в сумме 500 рублей.
В честь светлого женского праздника и за добросовестный труд в Иртышском пароходстве генеральный директор И.И. Яновский подписал праздничный приказ. В нем всем женщинам, работающим в Акционерном обществе, объявлена благодарность с выдачей денежной премии.

А у нас сегодня - газ   

Продолжается техническое перевооружение систем отопления Омского ССРЗ с переводом на природный газ.
4 марта состоялся пуск котельной в строящемся дизельном цехе на резервном топливе – дизельном, а 5 марта котельная запущена уже на природном газе. Сейчас идут пусконаладочные работы.
Новая котельная во многом отличается от предыдущих действующих газовых котельных. Во-первых, мощность ее значительно больше. В ней два котла водогрейных на 480 квт, рассчитанных на обогрев дизельного цеха и складов. Плюс к этому еще один котел на 70 квт, который будет задействован для обогрева бытовых помещений.
Во-вторых, обогрев цеха воздушный, то есть смонтированы специальные отопительные установки с калориферами, которые и нагревают воздух.
Все монтажные и пусконаладочные работы выполняют специалисты ООО «Научно- производственной фирмы «Теплотехнические системы» (директор В.Л. Гречухин). Как заявил заместитель директора Владимир Давыдович Альт, все монтажные работы котельной дизельного цеха выполнены в срок и с высоким качеством. Монтаж системы отопления сделала бригада Владимира Николаевича Петрова под руководством мастера Александра Николаевича Рябинина.
А вот монтаж автоматики и пусконаладочные работы выполняют опытные специалисты, асы своего дела Александр Николаевич Борисов, Константин Владимирович Фомин и Сергей Викторович Козельский.
Впервые на Омском ССРЗ в системе отопления внедрена погодозависимая схема регулирования температуры в производственных и служебных помещениях. А это значительно экономит топливо и создает комфортные условия.
И еще. Котельная, воздушные отопительные агрегаты, топливоподача, система безопасности работают автономно, без постоянно обслуживающего персонала.
Активное участие в проведении пусконаладочных работ принимают работники завода: начальник газовой службы В.В. Михайлов, сменный механик Ю.Ф. Шамгин, слесарь КИП и автоматики А.А. Денисов.
В. ГРИГОРЬЕВ.

И вопреки законам сна, пускай не кончится она   

И ВОПРЕКИ ЗАКОНАМ СНА,
ПУСКАЙ НЕ КОНЧИТСЯ ОНА
Выбор жизненного пути Валентиной был определен с детства. Решила стать как мама учительницей. Для этого поступила в Новосибирский пединститут. На четвертом курсе познакомилась с парнем, который учился в НИИВТе. Вспыхнувшее между ними чувство постепенно переросло в настоящую большую любовь. Когда любишь, даже недолгая разлука невыносима. А тут расстаться пришлось на все лето – Бориса направили на практику в Иртышское пароходство. Валя решила сделать сюрприз любимому и приехала в незнакомый город. Для молодых людей сложилось все на редкость удачно: туристическому теплоходу «Космонавт Гагарин», где Борис Ступаков стажировался в должности III штурмана, срочно потребовалась официантка. По просьбе Бориса взяли Валю.
Тот рейс оказался определяющим. И в дальнейшей судьбе Валентины, и в понимании того, насколько тяжело и физически и психологически работать на флоте.
На пятом курсе Ступаковы поженились, и выпускница физмата, получив свободное распределение, отправилась вслед за мужем в Омск. Здесь один за другим у них родились сыновья - погодки. Несмотря на общежитскую тесноту, были счастливы. Бытовые неудобства не замечались, потому что молодость, оптимизм и главное – любовь всегда их побеждали.
Те годы запомнились дружбой, совместными праздниками с другими молодыми флотскими семьями: Фокиными, Ведерниковыми, Зайцевыми.
Так случилось, что мечтам Валентины о педагогике, так и не суждено было сбыться. В младенчестве дети много болели, и Валя, как человек ответственный, побоялась, что в школе от учителя, который часто сидит на больничном, будет мало толка. Пока подрастут дети, решила пойти в вычислительный центр пароходства. Пришла техником, затем стала инженером статистики по пассажирским перевозкам, наконец, начальник Ю.Г. Колмогоров предложил ей должность главного бухгалтера. Сомнения, безусловно, были: не имея бухгалтерских знаний как можно согласиться? Однако, профессиональная помощь и дружеская поддержка В.И. Стоиловой, С.Ю. Романченко, Е.Г. Шуть помогли ей решиться. Без отрыва от производства она прошла бухгалтерские курсы, и математическое образование окончательно помогло ей освоиться в мире цифр. С 2000 года, когда информационно-вычислительный центр был расформирован, Валентина Владимировна стала заместителем начальника финансового отдела управления пароходства.
Тем временем сыновья выросли. Младший Александр, как и отец, окончил НГАВТ и сейчас вместе с родителями трудится в пароходстве механиком-наставником. Старший Владимир тоже внес свою лепту в семейную династию Ступаковых, отработав несколько лет на Омском ССРЗ.
Валентина Владимировна долгие годы, пока не появились невестки, оставалась единственной женщиной в семье. Поэтому все мужское внимание, забота, любовь мужа и сыновей доставались только ей. В желании угодить мамочке и жене ее мужчины умеют все – они одинаково хорошо справляются не только с чисто мужской работой, но не считают зазорным облегчить домашние хлопоты женщине. Это ли не настоящее счастье любящей матери и жены?

Любовь похожая на сон, счастливым сделала ваш дом   

Сегодня мы поздравляем наших обворожительных юбилярш: заместитель начальника финансового отдела Валентина Владимировна Ступакова отметила свой юбилей 14 марта, а инженер грузовой и коммерческой службы Алла Петровна Бессонова будет отмечать круглую дату 29 марта.
Но рассказать о юбилярах, не коснувшись их семей, не получилось, потому что для них, как для любой настоящей женщины, главной и единственной ценностью в жизни остается семья.

ЛЮБОВЬ, ПОХОЖАЯ НА СОН,
СЧАСТЛИВОЙ СДЕЛАЛА ВАШ ДОМ
Кто из вас помнит свою первую любовь? Наверняка, все. И почти каждому помимо этого высокого, нежного чувства пришлось испытать горькое разочарование, потому что редко у кого первая любовь была взаимной и закончилась долгим и счастливым браком.
А вот Алле Петровне Бессоновой повезло: ее первая влюбленность переросла в большое, светлое чувство и увенчалась замужеством.
Со своим будущим мужем Алла сидела за одной партой в школе. И уже тогда молодые люди решили идти по жизни вместе. А раз так – то и институт выбрали один – НИИВТ. Саша, будущий муж Аллы, с детства бредил морем и всегда хотел выучиться на моряка. А вот его мама единственного сына так далеко отпускать не хотела и уговорила будущую невестку убедить Сашу поступать недалеко от дома. Так и определились в выборе НИИВТа. На факультетах учились разных: Алла на эксплуатационном, Саша – на судоводительском. Студенческая жизнь в общежитии была веселой и беззаботной. После второго курса у Бессоновых родилась дочь. На семейном совете решили: учебу молодая мама прерывать не будет, и малышку увезли к бабушкам и дедушкам в Искитим.
Годы учебы в институте пролетели быстро, и в 1980 году по распределению Бессоновы приезжают в Иртышское пароходство. Тогда они, наверняка, не думали о том, что Омск станет для них, их детей и будущих внуков, родным городом. Но уже через год у них родился сын. Получили квартиру как молодые специалисты. И вскоре Александра назначили заместителем начальника отдела кадров Управления пароходства. А в середине 80-х годов его пригласили работать в органы госбезопасности. И, конечно же, он согласился. С детскими грезами о далеких путешествиях пришлось расстаться окончательно. Но, видимо, ту же любовь к морской стихии успел воспитать в сыне, потому что сын Виктор на море все-таки поработал. Дети Бессоновых, как и их родители, закончили Новосибирскую академию водного транспорта, дочь Лена – экономический факультет, Виктор – судомеханический.
Алла Петровна счастлива в браке: у нее прекрасный любящий муж, замечательные дети и красавица внучка Даша. Сейчас дети повзрослели и живут отдельно. Однако, семейными ценностями, привитыми с детства, дорожат. Сын с отцом часто выезжают порыбачить, от них не отстает и Алла Петровна. Заядлой рыбачкой она слыла еще в детстве, когда с отцом таскала лещей на Обском водохранилище.
Среди других увлечений юбилярши – стихи. Она с удовольствием пишет стихотворные поздравления и посвящения коллегам по работе, друзьям, близким. А еще она очень любит готовить, печет вкусные торты, пирожные, а в сервировке праздничного стола ей нет равных.
Мы от души поздравляем Аллу Петровну с красивой датой и желаем ей еще долгие годы удивлять окружающих несоответствием паспортных и внешних данных.
 

Гидроузлу на Иртыше быть   

В феврале прошло расширенное заседание Омского градостроительного совета. Участники его обсудили проект о строительстве гидроузла на Иртыше.
Несмотря на то, что технико-экономическое обоснование (ТЭО) плотины уже разрабатывается, но по месту ее размещения вновь разгорелись споры. В итоге на совете был выбран вариант строительства гидроузла в Красной Горке ниже Омска. Он позволит поднять уровень воды в районе города на 130-150 сантиметров. Генеральный директор ОАО «Омскгазводпроект» Александр Пфафенрот предложил проект зарегулирования срока Иртыша в два этапа. Первый – строительство переливной плотины в створе Красногорский со шлюзом для пропуска судов. Второй этап – строительство гидроузла с водохранилищем в створе Пристанской южнее Омска. Однако, основной докладчик подвергся жесткой критике со стороны губернатора Омской области Леонида Полежаева.
- Нам нужно прекратить эти метания по Иртышу, - в итоге сказал Леонид Полежаев, - нужно, что называется, рубануть шашкой – вот здесь и все. Сейчас главное – завершить все работы, связанные с экспертизой ТЭО, и объявить конкурс на рабочее проектирование гидроузла, потому что лимит времени у нас ограничен.
В работе градостроительного Совета активное участие принял генеральный директор ОАО «Иртышское пароходство» И.И. Яновский, другие специалисты Обь-Иртышского бассейна.
ЛЁД ТРОНУЛСЯ!
(Из выступления И.И. Яновского)
Наконец-то от теоретических обсуждений мы перешли к рассмотрению конкретной реализации важнейшей проблемы для жителей Омска и Омской области, для дальнейшего экономического развития всего Западно-Сибирского региона и Казахстана.
Наверное, многие помнят возникшие проблемы в 80-х годах прошлого века, когда из-за низкой водности Иртыша водоприемники оголились, а из водопроводных кранов в жилых домах вместо воды шипел воздух, поэтому речникам пришлось ставить землесосы и закачивать воду в городской водопровод. А какие потери несли речники по использованию флота? Глубины не позволяли грузить суда даже на 50 процентов их грузоподъемности.
Роль судоходства в Обь-Иртышском бассейне трудно переоценить. Сотни миллионов тонн различных грузов было доставлено судами Иртышского пароходства для освоения и развития Западно-Сибирского нефтегазового комплекса. Более того, миллионы тонн различных грузов мы возили вверх по Иртышу в Казахстан и обратно. Осуществлялись регулярные пассажирские перевозки скоростным флотом в Павлодар. Это было! И все это, и многое другое найдет свое решение после строительства гидроузла на территории Омской области. Грузопоток на речном транспорте многократно возрастет, да и привлекательность к нашему транспорту, как наиболее дешевому виду перевозок грузов, несомненно увеличится.
Теперь, что касается, конкретного предлагаемого проекта гидроузла. Мне трудно сегодня высказывать замечания, поскольку нас, речников, с этим проектом не знакомили. Хотя такие технические решения, как пропускная возможность судов, их габариты, которые может принять данный шлюз, швартовка и обеспечение безопасности для судов при шлюзовании, эти и другие вопросы, имеют большое значение и должны быть согласованы с речниками.
Могу твердо сказать, что вариант строительства гидроузла выше Омска для речного транспорта более предпочтительный. Потому что основные грузопотоки начинаются в Омске, а шлюзование ниже Омска усложнит проход судов через шлюзы, что принесет большие потери во времени и, естественно, повысит себестоимость перевозок грузов.
В заключение хочу сказать, что сегодняшнее рассмотрение конкретного проекта гидроузла на территории Омской области будет иметь историческое значение.

Быть или не быть музею речников?   

Мы, участники Великой Отечественной войны, ветераны труда иртышского флота и пароходства, с болью в сердце узнали из газет («Речник Иртыша», «Коммерческие вести») о том, что над нашим Народным музеем, который находится в здании бывшего речного ДК «Юбилейный», нависла угроза выселения и растаскивания богатейшего фонда. В музее, которому в 1983 году было присвоено Министерством культуры РСФСР звание «Народный», хранится почти тринадцать тысяч экспонатов. И каких! Об истории Омска, иртышского флота, пароходства, судоремонтно-судостроительного завода… Здесь собраны исторические материалы, документы о том, как речники Иртыша с оружием в руках защищали Родину, как труженики тыла – капитаны и механики, штурмана и матросы, токари и слесари, кузнецы и сварщики по-стахановски трудились в тылу, приближая День Победы. В нашем музее вы можете прочитать документы живой истории тех военных лет – фронтовые письма воинов-речников домой – родным и близким, товарищам по флоту. Эти письма написаны в окопах и блиндажах под разрывы пуль и снарядов. Здесь же хранятся солдатские треугольнички, похоронки, пожелтевшие от времени и слез, книги «человеческих утрат», написанные активистами музея о тех, кто не вернулся с полей сражений в годы Великой Отечественной войны.
В музее есть раздел как омичи, речники Иртыша помогали осваивать целину в степях Казахстана и Омского Прииртышья.
А кто доставил первую тюменскую нефть к причалам Омского нефтеперерабатывающего завода? Это были мы – речники Иртышского пароходства! Тогда не было еще ни нефтепроводов, ни газопроводов. Все на свои плечи взвалил речной флот пароходства. Более четырех миллионов тонн сырой нефти доставили в Омск судовые экипажи в первые годы освоения сибирских кладовых нефти и газа. Это благодаря речному флоту поднялись новые города на Средней Оби – Нижневартовск, Сургут, Нефтеюганск, а позднее в Заполярье – Надым, Уренгой, Ямбург… И эта история живет во многих экспонатах нашего народного музея. А сколько труда, таланта вложили в оформление стендов музея наши самодеятельные художники – братья Сургутсковы – Андрей Дмитриевич, который в годы войны дошел до Берлина и Петр Дмитриевич, народный художник России Кондратий Белов, который несколько своих картин подарил музею.
Мы не можем забыть, предать и тех, кто стоял у истоков народного музея, кто годами, десятилетиями по крупицам собирал экспонаты, документы, письма, фотографии, книги, модели судов, флотский инвентарь разных лет. Среди таких энтузиастов музейного дела Почетный гражданин г. Омска, первый начальник Западно-Сибирского пароходства А.Н. Дианов, основатель и первый хранитель музея, кавалер восьми боевых орденов, потомственный водник В.Н. Булашев, фронтовик Ф.А. Двинских, ветераны труда А.П. Кузнецов, Д.И. Кандалинцев, Е.Е. Рязанова, Г.П. Леонтьев, П.П. Наугольных, А.П. Симбирцев, Н.Д. Летунов и многие другие. Мы, продолжатели их дела, обязаны не только сохранить историческое и культурное наследие музея, но и умножить его.
Нам казалось, что время, когда рушились все устои, когда низвергались вчерашние, привычные народу лидеры, когда бездумно взрывали храмы, сносили памятники, закрывали церкви, музеи, прошло. Однако рецидивы прошлого, к великому сожалению, еще живы. Но человек, лишенный всех привычных ему ориентиров, бросается в крайности, он уже никому и ничему не верит: ни левым, ни правым, ни демократам, ни коммунистам – никому! А это крайне опасно.
Если мы действительно хотим стать народом культурным, достойным собственной силы, мы должны прежде всего быть осмотрительны и бережны со своей историей. Ведь без прошлого не бывает будущего. Нам предлагают историческое, культурное наследие города, речного пароходства, которое собрано и хранится в народном музее, растащить по другим музеям или разместить экспонаты в каких-то «доках», не понимая даже своей сути этого слова (об этом говорится в письме артистов Пятого театра «Коммерческие вести» №5, 6 февраля 2008 г.). Док – это плавучее судоподъемное сооружение, предназначенное для ремонта судов, а не для хранения музейного фонда.
За свою историю мы здорово преуспели в разрушении культурного наследия. И не только культурного. Мы еще помним, как после семнадцатого революционного года сносили памятники, рушили храмы, закрывали музеи, отнимали имена у городов, улиц. Такое вершили по всем городам и весям России, не думая о том, что в этих именах, названиях, храмах, памятниках, музеях – наша история, память народа о себе самом, своих корнях.
Так стоит ли нам, современникам ХХI века, уподобляться предыдущим Иванам не помнящим родства? На недавней встрече в Москве с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла Д.А. Медведев говорил, что надо развивать дух патриотизма у молодежи, организовывать их встречи с ветеранами войны и труда, рассказывать им о героическом прошлом нашей Родины, оказывать помощь музеям, создавать новые… А вот в нашем родном городе в канун его 300-летия, наоборот, хотят выселить Народный музей, кстати, единственный в нашем городе с таким высоким званием.
Насколько нам известно, во всем мире, когда заходит речь о чем-то из культурного наследия, в том числе об истории народной, собирают квалифицированную комиссию из специалистов, и они решают, что делать. Ни мэр, ни министр, а тем более директор театра не имеют права: оставить или выселить Народный музей. Это решают специалисты!
К сожалению, мы никак не можем мудро, спокойно относиться к своей истории. Все стараемся наспех выполнить очередную директиву: разрушить, снести, выселить, закрыть… Все суетимся, все мельтешим. А потом локти кусаем. Начинаем возрождать, строить, восстанавливать…
20 февраля нашему музею исполнилось 43 года. За это время музей посетили 165 тысяч омичей и гостей нашего города. В книге отзывов и предложений (а их в музее уже 3) сказано много добрых слов в адрес актива музея, его хранителей, руководителей Иртышского пароходства. Среди них есть отзывы министров речного флота, первых секретарей обкомов, глав администраций Омска. Здесь мы приведем лишь последнюю запись ветеранов Советского административного округа, которые посетили музей 11 февраля текущего года.
«Мы, члены Всесоюзной организации «Союз пенсионеров России» САО, первичной организации «Орбита», посетив Народный музей речников, восхищены богатством, собранным ветеранами Иртышского пароходства.
Мы считаем, что эти бесценные материалы о нашем сибирском крае и о людях, творивших историю города, пароходства, завода надо обязательно сохранить!..».
Тихонова, Русакова, Бочкарева, Кочергина и другие.
Город Омск начинался с реки, а народный музей иртышских водников с истории города.
Мы, ветераны Великой Отечественной войны и труда, живем в основном в городке Водников. Рядом – музей, памятник воинам-речникам, два речных училища, водная академия. Мы надеемся на здравый смысл руководителей города, области, пароходства и верим, что наш народный музей будет жить и останется в городке Водников.
Участники Великой Отечественной войны – В.П. СЕМЕНЕНКО, П.А. ТЫШКЕВИЧ, ветераны труда Иртышского пароходства – П.Ф. ШЕВЧЕНКО, Н.И. ЛАНЬКОВ, Е.Т. АХУНЗЯНОВА, В.Д. ЛОЖНИКОВ, Ю.А. МОРОЗОВ, А.П. ТОКАРЕВ, В.И. ШУМКОВ, А.Д. ШИПИТЬКО.
(«Коммерческие вести» №8 от 27 февраля 2008 г.).

Костины: вековая династия   

   
Многие помнят: лучшее, что выпускалось в Советском Союзе на заводах и фабриках отмечалось специальной эмблемой – «знаком качества». Это был образец, достойный подражания, по-теперешнему – фирма. Думаю, что применительно к Омским СРМ в своем деле такой фирмой был токарь Николай Александрович Костин, обладавший филигранным, математической точности мастерством и, безусловно, недюжинным рабочим талантом.
Костин ушел на пенсию в 2003 году, а отсчет своей работы начал в сорок шестом – сразу после войны. Ребятишек в его семье было пятеро. Николай как самый старший приносил в дом 600-граммовый рабочий паек – хорошую прибавку к семейному столу. До ручек своего станка он поначалу не доставал, росту добавляли сложенные друг на друга металлические решетки…
Николай Костин – из потомственных рабочих. Его отец – Александр Георгиевич Костин работал в мастерских кузнецом, на пенсии обучал своему делу курсантов Омского речного училища. Общий стаж отца с сыном – вековой, никак не меньше!
Вот об этом человеке я собиралась написать, направляясь в пятиэтажку на 3-й Островской. В ходе беседы сразу поняла и теперь исправляюсь: применительно к путейскому юбилею надо обязательно сказать об обоих Костиных. Анна Яковлевна, неторопливая, уютная и домашняя, своего быстро вспыхивающего, азартного Николая Александровича великолепно уравновешивает и дополняет. Они вместе пятьдесят один год, а познакомились в заводской инструменталке. Получил Коля свой рабочий инструмент, глянул Анечке в глаза и – пропал. Свадьбу гуляли три дня. Жили в общей комнате за ширмой, пока не построили во дворе родительского дома маленькую избушку. Отдельной квартирой они обзавелись в 1973 году, вырастили и выучили дочь Татьяну, дождались внука и правнука. Анна Яковлевна после инструменталки работала секретарем в приемной у директоров СРМ П.П. Павличенко и И.М. Михайлова. Много лет в бухгалтерии она отвечала за выписку всех материалов для судоремонта и судостроения, в конце восьмидесятых исполняла обязанности главного бухгалтера предприятия. Баланс сводила – на каждую копеечку… А еще жила жизнью своего коллектива, все беды – радости делила с коллегами и эти добрые времена, общую картошечку с селедкой на обед, конечно, не забывает.
О производственных шагах и успехах Николая Александровича Костина можно много рассказывать. Пожалуй, все, какие есть в слесарно-механическом участке станки – устанавливались с его участием. Многие навыки он опробовал и усовершенствовал – не только в своем цехе.
Бывали случаи, когда костинское мастерство и смекалка выручали в трудный момент, работая при этом на карман предприятия. Можно вспомнить историю с наплавкой валов, когда их перестали отправлять на другие судоремонтные предприятия и сумели организовать работу на месте. Или, к примеру, трудоемкое дело намечалось в ходе ремонта одного из земснарядов: предстояло вырезать палубу, чтобы извлечь и отправить на ремонт один из объемных механизмов. Но «гора не пошла к Магомеду», потому что Костин переправил к месту ремонта нужное цеховое оборудование и управился со всеми проблемами, удивив тем самым умудренных опытом судовых механиков…
У Николая Александровича хранится весомая стопа дипломов за использованные рацпредложения. За комплексное их внедрение в 1972 году он получил свидетельство главной выставки страны – ВДНХ СССР. Нечего удивляться, что Костин заработал звание «Лучшего рационализатора речного флота», стал ударником многих пятилеток, Почетным работником речного флота, был награжден пятью трудовыми медалями. Профессионал из профессионалов, тут и говорить нечего. Сдельщик: свои кровные он зарабатывал в поте лица. А сейчас получает три с гаком тысячи пенсионных рублей…
Николай Александрович Костин – хороший рассказчик. Всех нюансов, интонаций, ему присущих словечек на бумаге не «нарисуешь». Интересная была история, как Костин ездил толкачом в Подмосковье – получать станки для своего предприятия. Готовенькие они его, конечно, не ждали: каждый надо было выбрать и выбить, соблюдая при этом собственную выгоду. За командировку Николай Александрович побывал на одиннадцати заводах. Восемь станков, по его словам, «снял». Они разошлись по техучасткам, были отправлены в Салехард и Ханты-Мансийск, куда-то еще. Два станка с московского завода «Борец» остались в Омске, служат до сих пор. Из этой же партии – любимый констинский станок – токарно-винторезный. На нем он отработал тридцать лет, после передал приемнику Николаю Горбунову. Станок этот был у Костина полноправным напарником и кормильцем долгие годы. Николай Александрович с ним каждый день здоровался и прощался, а уж следил за исправностью, содержал, лелеял – от сердца и души!
У этого самого станка токарь-универсал Н.А. Костин сфотографирован в своей неизменной кепочке. Таким его знают многие путейцы (фото справа).
Г. МАКАШЕНЕЦ.

Эстафета поколений   

В Омском командном речном училище имени капитана Евдокимова (Иртышского филиала НГАВТа) прошел цикл встреч курсантов с моряками-подводниками, ветеранами флота, посвященный Дню моряка-подводника. Группа ЭМ-21 встретилась в читальном зале с бывшим шифровальщиком АПЛ «Комсомолец», ныне омичом Эдуардом Дмитриевичем Кононовым.
В музее воинской славы омичей состоялась встреча, посвященная 40-летию со дня гибели подводной лодки К-129. В составе ее команды в должности электромеханика проходил службу омич Александр Ожима. На встрече присутствовали две его сестры. Со слезами на глазах они рассказывали о гибели брата, о том, как их мать искала сведения о его последних днях, но ничего не добилась, обивая пороги многих учреждений. Вскоре она умерла – не выдержало сердце. Александру было тогда столько же лет, сколько сейчас курсантам. Один из стендов музея посвящен А. Ожиме.
На встрече выступил ветеран подводного флота, капитан III ранга, заместитель директора Морской школы ДОСААФ Валерий Васильевич Тубальцев. Интересным был рассказ еще одного бывшего подводника, старшины I статьи Ивана Павловича Ситайло. Курсанты долго не выходили из зала после окончания встречи, окружив Ивана Павловича, слушая его рассказ о службе на Тихоокеанском флоте. Ребята посмотрели фильм о подводных лодках России, они узнали об операциях, проводимых нашими моряками, об условиях жизни на АПЛ, досуге подводников, об учениях и маневрах, о боевых возможностях АПЛ и АПРК, их вооружении, боезапасе, технических данных. Ребят особенно интересовали характеристики АПЛ – водоизмещение, глубина погружения, скорость подводного хода, а также быт и психологическая совместимость экипажа, его численность.
Старшина запаса В.А. Елкин рассказал о годах своей службы на севере. Во время встречи Валерия Александровича наградили памятной медалью «Участнику холодной войны на море». Эта награда учреждена в Санкт-Петербурге международной ассоциацией моряков-подводников.
Неподдельный интерес вызвал рассказ ветеранов о том, к чему приводят нарушения требований живучести, о случаях, приведших к затоплению лодок, и гибели людей. Неприятности, случавшиеся с АПЛ различных проектов в разные годы, не пугают ребят. Они верят в возрождение флота, у них есть желание служить, быть полезными Родине, решать сложные боевые задачи в сегодняшних нелегких условиях. Так курсант группы СВ-41 Кирилл Певень готовит документы для поступления в этом году в военно-морской институт в Санкт-Петербурге. Курсант группы ЭМ-42 Евгений Шиховцов тоже мечтает о профессии подводника и службе на морях.
Е. БОНДАРЕНКО.

Первая зимняя спартакиада   

Возрождая традиции в рамках подготовки празднования 70-летия ФГУ «Обь-Иртышводпуть», путейцы провели I зимнюю спартакиаду. Помимо хозяев, в соревнованиях приняли участие команды ОАО «Омский речной порт», ФГУ «Российский речной регистр», Обь-Иртышского управления Госморречнадзора федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Лыжная база стадиона «Авангард» вместила всех желающих – и спортсменов, и гостей спортивного праздника. Здесь можно было покататься на лошадях, принять участие в забавном споре, кто сильнее в метании валенок, а еще попить чайку, угоститься пирогами и пельменями…
Команды соревновались в стрельбе, лыжных гонках, мини-футболе, настольном теннисе, гиревом спорте, метании легости, перетягивании каната. Путейцы были первыми в лыжной эстафете, перетягивании каната, оказались самыми меткими в стрельбе, не подкачали в других видах. Они и стали победителями в общем зачете спартакиады.

Чемпионы города   

   
В феврале на базе ГОУ НПО №22 прошла 60-я спартакиада начального профессионального образования по гиревому спорту среди десяти училищ г.Омска.
Команда гиревиков ПУ №15 заняла первое общекомандное место. На помосте отличились курсанты училища: Мартыневич Илья, Токарев Роман, Абрамов Сергей. Они заняли первые места. На третьем месте – Дитюк Евгений. Кстати, Мартыневич Илья в декабре прошлого года получил президентскую премию в сумме 30 тысяч рублей в номинации «Лучший спортсмен года» среди учреждений начального профессионального образования. Илья учится на судоводителя – помощника механика (гр. 203).
 

Все начинается с любви   

7 марта в актовом зале Управления Иртышского пароходства прошло красивое торжество, посвященное Международному женскому дню 8-е Марта. Этот праздник в России отмечается 95 лет, с 1913 года.
Наших красивых, милых женщин с праздником весны поздравил генеральный директор ОАО «Иртышское пароходство» И.И. Яновский. От имени всех мужчин пароходства Иван Иванович тепло поздравил дорогих женщин и пожелал им здоровья, любви и счастья.
После этого артисты Омской филармонии подарили женщинам и всем собравшимся в зале небольшой, но очень теплый праздничный концерт. В исполнении Всероссийских дипломантов Татьяны Семерьяновой и Павла Комарова прозвучали песни о любви: «Полевые цветы», «Горная лаванда», «Эти глаза напротив», «Ягода-малина»… А вот песня «Милая моя» в исполнении Павла Комарова была посвящена имениннице Татьяне Мишурновой. 7 марта у нее был красивый юбилей на две пятерки.
Ирине Залозной, у которой день рождения прошел 8 марта, также со сцены прозвучали и поздравления, и задушевная песня.
Речникам очень понравилась симпатичная ведущая Татьяна Юрьева, которая подарила нашим женщинам целый венок крылатых поэтических слов о женщине, верности и любви. И действительно, все в нашей жизни начинается с любви и прежде всего – к нашим очаровательным женщинам. Мудрый поэт когда-то сказал: «Жизнь есть любовь, а любовь есть жизнь!». Лучше этих слов и не скажешь.

Разделы сайта