ИЗБРАНЫ ПРЕЗИДЕНТ И ОМСКИЙ ГОРСОВЕТ   

   
4 марта состоялись выборы Президента Российской Федерации. Вопреки оппозиционеров Владимир Путин победил в первом туре. По стране явка избирателей составила 65,3 процента. Владимир Путин набрал 63,64 процента голосов избирателей, принявших в голосовании, на втором месте лидер КПРФ Геннадий Зюганов – 17,19 процента, на третьем бизнесмен Михаил Прохоров – 7,94 процента, у Владимира Жириновского - 6,22 процента, у Сергея Миронова – 3,85 процента. Пожалуй, многих политологов, да и избирателей удивило третье место М. Прохорова. Войдет ли он в новое правительство, которое, по всей вероятности, возглавит Дмитрий Медведев. Этот вопрос остается пока без ответа. А вот то, что Михаил Прохоров наверняка будет принимать участие в следующих президентских выборах, в этом сомневаться не приходится. А для таких старожилов, как Жириновский и Зюганов, нынешние выборы, думается, были последними. Нужны новые лидеры.
Теперь о выборах в Омский городской совет. В новом составе горсовета будут депутаты от четырех партий: «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия» и ЛДПР. На 40 мест претендовали 458 кандидатов. Крупно проиграли сторонники бывшего мэра г. Омска Шрейдера.
Среди бизнесменов депутатами Омского горсовета стали генеральный директор АСК Валерий Кокорин, директор компании «Чистый город» Виталий Путинцев, руководитель компании «Ваш дом» Сергей Дроздов, технический директор ООО «РусВентПром» Вячеслав Васильев.
В горсовет прошли генеральный директор нефтезавода Олег Белявский, руководитель Омскагрегата Игорь Погребняк, главный инженер НПО «Мостовик» Вячеслав Двораковский. Кроме них свои депутатские кресла сохранили три главврача омских больниц – Василий Мамонтов, Юрий Филатов и Владимир Спинов, в горсовет прошел главврач БСМП № 2 Александр Мураховский и сохранил свое место Алексей Сокин.
16 марта состоялось первое заседание нового состава Омского городского Совета. Председателем Горсовета большинством голосов избран Вячеслав Двораковский, главный инженер НПО «Мостовик», заместителем Алексей Сокин.

ЗАДАЧА – ДО АПРЕЛЯ УЙТИ СО ЛЬДА   

   
Нынче календарный весенний месяц не подводит – и впрямь в Сибирь пришла долгожданная настоящая весна: с ярким слепящим солнцем, с дневными плюсовыми температурами, с сосульками на крышах, с проталинами и первыми лужицами на тротуарах.
Такое резкое потепление вызывает легкую озабоченность у судоремонтников. Конечно, первым ласковым весенним лучам и оттепели они радуются. Но понимают, – если так пойдет и дальше – угроза плана неминуема. Сибирская погода нестабильна и непредсказуема. Днем солнце топит снег, превращая его в лужи, на льду появляются трещины, он становится рыхлым и опасным для выезда тяжелой техники. Пока первая декада марта прошла спокойно. Ограничений на работу со льда не было. А там, кто знает – какие погодные сюрпризы ожидают нас. Ведь все мы помним, как года два назад, уже в конце марта, завернули морозы до минус 30 градусов.
Пока бригада по установке привального бруса работает спокойно: они в графике, и трудится в затоне им осталось недолго – до 1 апреля. Потом переберутся в док. Будут менять брус на самом доке, а также на стоящих там судах: РТ-683 и РБТ-301. На слипе в этом году трудятся другие: бригада судовых плотников деревообрабатывающего участка.
- Анухову Владимиру Александровичу, Гасадову Кисматулле Гасадовичу и Королеву Анатолию Ивановичу нужно сменить нынче 245 погонных метров бруса, - поясняет начальник участка Юрий Германович Зуев. – Они уже заменили брус на ТН-739, ТН-722, 100 метров на «Дмитрии Гусихине». В марте должны закончить работы на ТН-1007 и РТ-778. Под вопросом пока остается «Ленанефть-2037». Но если замена бруса там потребуется, делать это будут тоже плотники.
У бригады привальщиков другие задачи. Им нужно было заменить брус на всех судах, стоящих в затоне, - а это без малого 2000 погонных метров. Если смотреть по группам судов, то картина выглядит следующим образом: на «Ленанефтях» замены требовали 605 погонных метров, на бачковых танкерах «Дудинке» и ББ-53 – 560, на РТ–120, на ОТА–95, на вспомогательном флоте – 75, на нефтеналивных баржах НБ–330, плюс на СКПО, плавкране и доке – еще чуть больше 100 метров.
Бригада привальщиков была сформирована и приступила к работе сразу же после январских каникул. Начали с «Ленанефтей». Не потому, что это самые тяжелые объекты. Самыми сложными являются нефтеналивные баржи, так как там самый тяжелый брус. Начали с большегрузных танкеров, поскольку именно такой брус на тот момент был в наличии. В январе сделали все «Ленанефти», в феврале – танкера, «Дудинку» и ББ-53, перед мартовским праздником заменили брус на половине барж и начали установку на буксирном флоте – РТ и ОТА. Так что до конца марта намеченное выполним.
Год от года численность бригады по установке привального бруса уменьшается. В нынешнюю зиму в ней трудится уже пять человек. К тому же поменялся и качественный состав бригады. Ушел бригадир И.В. Касьянов, много лет возглавлявший этот коллектив. Не пришли нынче и остальные члены бригады. Из прежнего состава лишь двое вернулись к привычным зимним обязанностям. Это механик – II штурман ТН-724 Сергей Владимирович Белоусов. Он возглавил нынче бригаду. И старший помощник капитана – I помощник механика «Ленанефти-2026» Александр Александрович Скачко, привычно взявший в руки сварочный аппарат. Остальные: II помощник капитана – II помощник механика «Ленанефти-2006» Владимир Иванович Бадакин, старший помощник капитана – I помощник механика ТН-72 Роман Витальевич Зубов, II помощник капитана – II помощник механика РТ-790 Александр Андреевич Матвеев на привальнике работают впервые.
- Безусловно, отсутствие опыта темпа в работе не прибавляет, но ребята с производственным заданием справляются, - комментирует Ю.Г. Зуев. Помогает этому правильное, рациональное распределение обязанностей: бензорезом и сваркой работают Скачко и Матвеев, Бадакин и Зубов снимают старый брус и ставят новый, Белоусов – на распиле. Работа в новоиспеченной бригаде спорится, так что задача – до апреля уйти со льда вполне выполнима.
Н. ОЛЕНИЧЕНКО.

В БЕРЛИНЕ О СИБИРИ   

   
Завершила работу Международная туристическая выставка «Берлин-2012».
В Берлине Омский регион был представлен проектами «Тайна пяти озер. Окуневский ковчег», «Белое солнце Крутинки», «Тара на великом чайном пути», «По следам царской семьи» и другие. Особый интерес у гостей выставки вызвал проект «Круизы по Иртышу».
На Берлинской выставке, кроме Омской области, участвовали Красноярский край, Новосибирская область, республики Хакасия и Бурятия. Омский регион, кроме названных выше, представляли экскурсионные проекты: «Казачий рубеж», «Омская Германия», «Чокан Валиханов. Омские страницы жизни», «От крепости до столицы белой России», «Круизы по Иртышу».
Во время презентации участники выставки показали видеофильмы о туристических возможностях нашего региона, а также провели интерактивную игру «Узнай Сибирь». Участники этой игры получили памятные сувениры от мастеров историко-культурного комплекса «Старина Сибирская». Некоторые из них, а также гости Берлина наверняка захотят побывать в Сибири, в том числе пройти на судах по Иртышу и Оби.
 

НЕЗАУРЯДНАЯ ЛИЧНОСТЬ, КЛАССНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ   

   
26 марта Петру Петровичу Селиванову исполняется 80 лет.
Его знают многие речники от Черлака – на юге, до Тазовского – на севере. На иртышском флоте, как и во всем Обь-Иртышском бассейне, а также в аудиториях Омского водного института Петра Петровича Селиванова по праву считают специалистом высочайшего класса в области судового электротехнического оборудования. В этом деле он, действительно, специалист от бога.
А начиналось все с Омского речного училища. В 1948 году сельский мальчишка из Исилькульского района Петя Селиванов был зачислен на первый курс судомеханического отделения Омского РУ. После окончания училища молодого специалиста направляют на флот Иртышского речного пароходства. На судах он работает в должности электрика, электромеханика. А самым первым теплоходом, где Петр Селиванов делал первые шаги, был «Академик Вильямс». Это был 1953-й год. В 1955-м году он несет вахты на теплоходе «И. Муромец». Через год Селиванов работал уже электромехаником на пассажирском теплоходе «Чернышевский», затем на теплоходах «Сергеев Ценский», «Тюмень»…
В 1960 году он перегонял с Волги дизель-электроход «Композитор Мусоргский».
В Управлении пароходства вовремя заметили трудолюбивого и высококвалифицированного специалиста. Петра Петровича пригласили в Службу судового хозяйства на должность механика-наставника по судовому электрооборудованию. В 1961 году П.П. Селиванов, не отрываясь от производства, окончил Ленинградский институт водного транспорта. В его личном деле хранятся более двух десятков выписок из приказов министра речного флота и начальника пароходства о премировании за достигнутые успехи механика-наставника Селиванова. Вот выдержки из некоторых приказов: «Премировать Петра Петровича за успешное выполнение задания по сборке и восстановлению нефтеперекачивающей станции «601-Б», прибывшей из пароходства «Волготанкер»; «Премировать П.П. Селиванова за успешное выполнение задания по восстановлению нефтеперекачивающей станции «Малютка», что позволило значительно сократить простои флота с сырой нефтью». Этот Приказ подписан Н.И. Животкевичем 26 июня 1970 года. А сколько было других примеров, где зачастую только его высокое мастерство выручало судовые экипажи. Друзья Селиванова вспомнили эпизод с ледоколом «Капитан Плахин». Будучи еще на гарантийном ремонте, ледокол неожиданно встал. Никто не мог найти нужный блок с неисправностью в электрооборудовании. Заявку сделали специалистам в Финляндию, где был построен ледокол. Петр Селиванов в это время был в Салехарде. Когда вернулся в Омск, его пригласили на ледокол. Петр Петрович разложил чертежи, нашел неисправный блок и быстро устранил неисправность. Через три дня приехал специалист из Финляндии.
- Где ледокол? – спросил финский гость.
- В работе, - ответили ему в ССХ.
- А кто устранил неисправность?
- Наш доморощенный электромеханик Петр Селиванов.
- Я хотел бы видеть его и поблагодарить за высокое мастерство.
Говорят, этот специалист от имени руководства фирмы предлагал Селиванову высокую должность в Финляндии, квартиру. Но Петр Петрович остался верен иртышскому флоту. Более сорок лет он отдал Иртышскому пароходству. В 1992 году Петр Петрович ушел на пенсию, но до сих пор не теряет связи с речниками, читает лекции студентам Омского института водного транспорта. Кстати, по просьбе Министерства речного флота Петр Селиванов совместно с Евгением Мешковым написал Пособие по ремонту и монтажу судового оборудования, по которому учатся курсанты и речных училищ, да и студенты водных академий.
Петр Петрович гордиться, что его старший сын Олег несет вахту в морских широтах, там же работают два внука – Егор и Дмитрий, которые окончили академию водного транспорта в Омске.
Как-то в беседе с нашим юбиляром я спросил:
- Петр Петрович, вы не жалеете, что выбрали профессию речника?
- Нет, Иртыш с его флотом и такими прекрасными тружениками – моя судьба!
Сказал ветеран, как отрезал. И я рад такому ответу.
С юбилеем, Петр Петрович! Желаем вам доброго здоровья и новых жизненных сил!
Г. ВСТАВСКИЙ.

В ЭТОТ ДЕНЬ   

   
18 марта 1958 года в Москве открылся первый Международный конкурс имени П.И. Чайковского.
18 марта 1960 года вышел в эфир «Телевизионный клуб кинопутешествий», позднее он стал называться «Клуб путешественников». С 1973 года передачу вел Юрий Сенкевич, его имя занесено в книгу рекордов Гиннеса.
19 марта 1899 года в России открылась первая станция «Скорой помощи».
21 марта 1910 года летчик Михаил Ефимов совершил первый полет в России на самолете, привезенном из-за границы.
22 марта 1710 года во время Северной войны (1700 – 1721 гг.) русскими войсками под командованием Петра I взята крепость Выборг.
22 марта 1935 года Персия стала официально называться Ираном.
23 марта 1876 года русский изобретатель П. Яблочков получил на Парижской выставке в Лондоне патент на изобретение электрической лампочки.
25 марта 1973 года в Омске началась промышленная застройка на левом берегу Иртыша.

«И ВСЕ-ТАКИ МОРЕ…»   

Нельзя сказать, что на морской флот Валерий Михайлович Барчевский попал совершенно случайно. Любовь к морской романтике зрела и укреплялась в нем постепенно: читал книги о море и моряках, смотрел фильмы.
В Тихоокеанское высшее военно-морское училище им. адмирала Макарова Барчевский поступил на штурманский факультет. Науки изучал с большим усердием и старанием. Запомнились преподаватели, которые ни на секунду не забывали, что обучают будущих командиров флота и на всех занятиях учили мыслить пространственно, ориентироваться по шумам, направлениям и т.д. В Тихоокеанском военно-морском училище впервые встретились Валерий Михайлович Барчевский и выпускник Омского речного училища, ныне вице-адмирал военно-морского флота Валерий Федорович Дорогин. Их дружба продолжается и по сей день.
После окончания учебного заведения В.М.Барчевский был назначен командиром БЧ-1 на дизельной подводной лодке С-141 (проект 613). В 1986 году Валерий Михайлович окончил Военно-морскую академию в Ленинграде. С 1986 по 1992 год был начальником штаба бригады п/л, командовал соединением подводных лодок. В 1992, когда военный флот прочно встал на прикол, капитан 1 ранга Барчевский закончил службу. Но с морем не расстался. Работал на судах поисково-спасательной службы Тихоокеанского флота. А в конце девяностых годов Валерий Михайлович переехал в родной Омск. С 2002 года он преподает специальные морские дисциплины в Омском командном речном училище им. капитана В.И.Евдокимова. Курсанты знают, что преподаватель Барчевский строг и справедлив. Пропускать его занятия не отваживается никто.
Флот научил колоссальному чувству ответственности, воспитал железную волю. Из красивого домашнего мальчика он превратился в настоящего мужчину, умеющего принимать решения, отвечающего за судьбы свято веривших в своего командира матросов. Будучи специалистом высочайшего класса Валерий Михайлович и к делу обучения молодого поколения относится максимально ответственно, пытается воспитать в курсантах те качества, которыми обладает сам. Ему бывает сложно среди «сухопутных». Не всем по нраву его принципиальность, бескомпромиссность, кристальная честность.
Валерий Михайлович рассказал о том, как когда-то помог молодому матросу справиться с морской болезнью: «Парню на вахту, а его полощет. «Не могу, - говорит, - и все». Я ему говорю:
– Ты стой за штурвалом и пой вместе со мной песни.
Так вот стояли и орали. Постепенно привык к качке. Демобилизовался он уже настоящим морским волком, командиром отделения рулевых сигнальщиков. А когда уходил на берег, подошел ко мне и сказал:
- Товарищ командир, помните, мы с вами песни пели? Спасибо, научили держаться. Благодаря вам я полюбил море.
Выдержке, стойкости, умению отвечать за свои поступки, учит молодых ребят капитан 1 ранга Валерий Михайлович Барчевский, моряк – подводник, заведующий лабораторией морского судовождения Омского командного речного училища.
Елена БОНДАРЕНКО.

ИЗ ИСТОРИИ ИРТЫШСКОГО ФЛОТА   

   
Пароход «Волга» участвовал в походе «на край света» в составе первой Карской экспедиции. В бухте Находка Обская губа встретила речников не гостеприимно. Не успели они поставить суда на якоря, как налетел жестокий шторм. Целые сутки, не зная покоя, речники спасали суда и грузы. Отвагу и героизм проявил тогда, спасая людей и баржу, которую сорвало с якоря, капитан парохода «Волга» Иван Андреевич Чудинов. Английские моряки отказали в помощи речникам, и тогда И.А. Чудинов на пароходе «Волга» пошел спасать груз и людей. И он сумел спасти баржу.
Это ему поэт Леонид Мартынов посвятил свое стихотворение «Душа капитана»:
Если есть у реки душа,
То таится она не в зарослях камыша,
Не в тине затонов, под сенью туманов,
А обитает эта душа
В груди вот таких капитанов.
Позднее именем капитана Чудинова была назван ледокол финской постройки.

ШЕФСКИЕ СВЯЗИ   

   
Правительство Омской области с 2001 года шефствует над атомным подводным ракетным крейсером «Омск» Тихоокеанского флота. На этом крейсере служат 30 моряков – омичей. Наш регион оказывает материальную поддержку в улучшении жизни и быта экипажа. Дети подводников ежегодно проходят санаторно-курортное лечение.
Офицерам и мичманам, уволенным в запас, предоставляется помощь в трудоустройстве.
В канун Дня моряка-подводника губернатор Омской области Леонид Полежаев встретился с командиром атомного подводного крейсера «Омск» капитаном 1 ранга Валерием Савоном.

СТРОИТЕЛЬСТВО ИДЕТ КРУГЛОСУТОЧНО   

   
Красногорский гидроузел – это один из самых важных объектов, которые должны быть построены к 300-летию Омска наряду с метрополитеном и новым международным аэропортом Омск – Федоровка. Задача гидроузла – спасти Иртыш от обмеления, а наш мегаполис – от дефицита питьевой воды. Напомним: план подготовки города к юбилею разработан Леонидом Полежаевым и утвержден Владимиром Путиным еще в 2007 году. За тем, как выполняются все его пункты, они, как известно, следят лично.
- Проблема Иртыша – это не проблема Омской области, это проблема всей России, - считает Леонид Полежаев. – Это понимают и в федеральном центре. Поэтому-то объект включен в план подготовки Омска к 300-летнему юбилею, утвержденному на самом высоком уровне.
Почему такое внимание уделяется гидроузлу на общегосударственном уровне, понять несложно. За иртышскую воду идет, по сути, настоящая необъявленная война. Китайцы каждый год увеличивают отбор воды в верховьях реки – так называемом «Черном Иртыше». В Синцзян-Уйгурский автономный район власти КНР намерены в ближайшие годы переселить десятки миллионов людей из своих внутренних провинций, поэтому потребление воды увеличивается там уже завтра во много раз.
В Казахстане снова практически на полную мощность работают построенные в советское время системы орошения и электростанции, которым тоже нужна вода из Иртыша. А Россия, по сути, довольствуется лишь остатками. И если Казахстан еще идет навстречу в вопросах совместного водоиспользования, то Китай с восточной вежливостью все предложения о переговорах на этот счет игнорирует.
Понятно, что среди российских регионов в первую очередь от нехватки воды в Иртыше страдает Омская область, и прежде всего Омск. Кому из омичей не знакома страшная картина обмелевшей реки, которую мы видим каждый раз в жаркое лето? Еще пару лет, и вода упала бы ниже уровня водозаборов для городского водопровода, а это мгновенно вызвало бы самый настоящий дефицит питьевой воды! А еще через несколько лет страдать начала бы другая великая река – Обь: Иртыш с Обью связаны почти как сообщающиеся сосуды… По сути, вся российская Западная Сибирь попала бы под водяной удар.
Чтобы избежать этой страшной, но вполне реальной ситуации, Владимир Путин согласился с предложением Леонида Полежаева построить в границах Омска гидроузел. Он должен накапливать воду в весеннее половодье и держать ее круглый год на стабильно высоком уровне – примерно на два с половиной метра выше, чем сейчас. Проект масштабный и дорогой (он обойдется в сумму более 10 миллиардов рублей), но большую часть расходов (около двух третей) возьмет на себя федеральный бюджет.
Профессионалы признаются: гидроузел надо было начинать строить, как говорится, еще вчера. Поэтому все работы на объекте выполняются в очень высоком темпе. Пока не было сильных морозов, строители трудились круглосуточно.
Сейчас основной фронт работ связан с устройством системы водопонижения котлована, которая включает в себя два технически сложных колодца глубиной 15,5 метра. Завершив их погружение, специалисты приступят к бурению горизонтальных скважин для откачки воды из котлована. Параллельно укрепляют сваями стенки котлована.
На строительстве стратегически важного для Прииртышья объекта задействована современная техника. Каждый день здесь работают не менее 100 единиц – мощные самосвалы, тракторы, экскаваторы, земснаряды.
Предполагаемая длина водохранилища по Иртышу составит 65 километров. Объем – 123 миллиона кубических метров. Длина плотины – полтора километра. Для пропуска судов предусмотрен судоходный шлюз. Красногорский гидроузел спроектирован таким образом, чтобы оказать наименьшее влияние на русло реки, обеспечить нормальный режим работы питьевых водозаборов, создать благоприятные условия для развития рекреационных зон.
Строительство гидроузла не помешает дачникам, чьи участки расположены вблизи Иртыша. Проект разработан так, чтобы не допустить подтопления. В начале 2012 года специалисты приступили к возведению левобережной водосливной плотины и судопропускного канала.
 

МЕХАНИК ДОРОШЕНКО   

Так уж выходит, что когда мы пишем о рейсах, сделанных пассажирским теплоходом или о завершении им навигации, то в первую очередь рассказываем о капитане и штурманском составе. И это отчасти справедливо: кто, как не они отвечают за безопасность и безаварийность движения на реке, а значит, за здоровье и жизнь людей. Капитан и штурманы всегда на виду у пассажиров. Но не все на судне зависит только от них. Комфорт, удобство, безаварийное и безостановочное (без всяких на то оснований) движение теплохода – это прерогатива механиков. Они, часто оставаясь в тени, делают порой незаметное для пассажиров, но очень большое дело. На них лежит задача по обеспечению работоспособности судна, а значит, - беспроблемному времяпрепровождению пассажиров. Расскажем об одном из них – механике теплохода «Родина» Николае Андреевиче Дорошенко.
В Службе судового хозяйства и промышленной деятельности ОАО «Иртышское пароходство» его охарактеризовали, как одного из самых толковых, грамотных специалистов.
- К нему никогда нет претензий: вовремя проводит техобслуживание всех судовых механизмов, заранее готовится к предстоящему ремонту, заготавливая все необходимое, беспокоится о замене оборудования на более современное. Он инициативен, постоянно приходит с предложениями по улучшению технического состояния своего теплохода. Именно по его примеру другие механики стали менять на своих судах систему отопления и санитарную систему.
А началось все четыре года назад. Тогда на нескольких судах Иртышского пароходства производились работы по демонтажу старого металлического трубопровода и сборке нового – из современного материала – металлопластика. В число счастливчиков попало несколько судов, в том числе и «Родина». Справедливости ради надо сказать, что некоторые из механиков постарались избежать лишней, грязной работы. А вот на «Родине», напротив, очень обрадовались возможности заменить старое на современное. Н.А. Дорошенко понимал: работы предстоит много, но зато новые трубы надежней, качественней, долговечней, эстетичней и экономней. Причем экономия начинается уже с момента установки металлопластика, поскольку монтируется он силами экипажа. Ну и совсем немаловажным аргументом в пользу его установки явилось то, что значительно улучшилось качество воды, что было абсолютным плюсом для пассажиров.
Понятно, что человек, радеющий за свой теплоход и заботящийся о благе пассажиров, - ищущий и неравнодушный. А раз так, вероятно, что его забота распространяется и на своих коллег, на тех, с кем работает бок о бок, делит все тяготы флотской жизни.
Н. ИВАНОВА.
 

КОЛЛЕГА, ЗА ВАШИ УМЕНЬЕ И ТРУД У НАС В КОЛЛЕКТИВЕ ВАС «МАСТЕР» ЗОВУТ!   

25 марта исполняется 70 лет ветерану речного флота, старейшему работнику Иртышского пароходства Ивану Ивановичу Горлову. На сегодняшний день он – один из немногих остается в строю из того золотого фонда, которым славна была Иртышская РЭБ, кому была обязана своим строительством, подъемом и расцветом.
Иван Иванович родился в тяжелом военном 42-м году. До него в семье было трое братьев. Отец не успел насмотреться на четвертого сына – ровно через три дня после его рождения главу семейства призвали на фронт. А еще через три месяца мать получила похоронку.
Не так давно Иван Иванович разыскал-таки могилу своего отца: он похоронен в братской могиле села Веденское Одинцовского района под Москвой. На обелиске в числе 98 павших на подступах столицы – два офицера, остальные рядовые. Одним из рядовых был Иван Николаевич Горлов. Свой сыновний долг Иван Иванович выполнил: склонил голову на могиле отца перед его бессмертным подвигом.
…В послевоенном 1946-м, в семье Горловых появился пятый братишка. Наверное, потому, что детство и юность братьев Горловых пришлись на трудные голодные годы, каждый из них старался найти свое место в жизни и крепко встать на ноги. В 1960 году Иван поступил в Омское речное училище на судомеханическое отделение. Его трудовая биография началась с кочегара теплохода «Тюмень» на первой плавательской практики. Еще через две навигации в 1965 году его перевели на вновь образованное предприятие – Иртышскую РЭБ флота. Там в течение десяти лет он вырос до механика – I штурмана танкерного флота. За это время успел отслужить в армии, обзавестись семьей.
В 1977 году был переведен групповым механиком цеха технической эксплуатации, а спустя два года назначен начальником берегового производственного участка. Квалифицированный, грамотный специалист, прошедший хорошую школу плавсостава, детально разбирающийся в судовых механизмах, знающий все их болевые точки, обладающий специальными знаниями и умеющий применить их в работе. Это всё – И.И. Горлов. Он, как никто лучше, понимал, что устойчивая, хорошая работа экипажей судов во многом зависит от слаженной, целенаправленной, эффективной работы коллективов производственных цехов, участков и отделов предприятия. Поэтому сделал все, чтобы возглавляемый им БПУ был одним из лучших береговых подразделений предприятия.
А еще Горлов обладает хорошими организаторскими способностями, в коллективе пользуется авторитетом и уважением. Он и сам уважительно относится к людям – к их опыту, знаниям, профессионализму. Не случайно поэтому в его подразделении мало новичков, Иван Иванович дорожит теми, с кем рядом прошагал в непростые годы становления предприятия, подъема производства, а затем – упадка, кризиса, потери объемов судостроения и судоремонта, с кем пережил череду реструктуризаций и очередное оживление экономики.
Более полувека Иван Иванович Горлов верой и правдой служит речному флоту Иртыша. За эти годы менялось не только название предприятия, которому посвящена вся жизнь, менялось его руководство, и, безусловно, – коллектив. На смену тем, кто стоял у истоков предприятия приходили их дети, а позднее – и внуки. Дети и внуки Ивана Ивановича не стали речниками. Однако, среди славных речных династий фамилия Горловых на почетном месте. Вслед за основателем семейной династии И.И. Горловым на речной флот пришли его племянники, их жены, а затем – внучатые племянники. Когда-то их династия насчитывала до десяти человек. Сейчас в ОАО «Иртышское пароходство» трудится трое Горловых. Еще столько же – в Омском техучастке.
В трудовой книжке юбиляра девять страниц отдано под сведения о поощрениях. Это – благодарности, Почетные грамоты, денежные премии… В 1996 году Иван Иванович удостоен медали «300 лет Российскому флоту», в 2001– знака «Отличник речного флота», а в 2010 году за многолетний, добросовестный труд, особый вклад в развитие Иртышского пароходства награжден медалью «Судостроение. Судоремонт. За высокий профессионализм».
Мы от души поздравляем юбиляра с замечательной датой – датой зрелости, жизненного опыта и мудрости. Желаем на долгие годы сохранить оптимизм и жизнелюбие.
Н. ОЛЕНИЧЕНКО.

КОНТР-АДМИРАЛ ЛАВРОВ   

   
Наш город сухопутный. Но с его историей связаны имена многих моряков. Любопытный посетитель Старо-Северного воинского кладбища может обратить внимание на малозаметное погребение и прочитает на памятнике: «Контр-адмирал Лавров Алексей Модестович».
В 1941 году Лавров в составе Гидрографического управления ВМФ был эвакуирован в Омск. Он являлся главным редактором по выпуску военно-морских карт, руководил коллективом известных ученых – картографов. Лавровым к выпуску карт была привлечена и Омская картографическая фабрика, которая работала в сложнейших условиях. Шесть сотрудников фабрики во главе с Н. Николенко, ее главным редактором, были удостоены Сталинской премии.
В войну адмиралы погибали на мостиках боевых кораблей. Лавров умер в своем кабинете, склоненный над разработкой новой карты… За годы Великой Отечественной войны по вине омских картографов не было сорвано ни одной боевой операции. Карты выходили самого высокого качества.
В Таре в годы войны размещалась вывезенная из блокадного Ленинграда вторая военно-морская спецшкола. Ее закончил, в частности, наш земляк контр-адмирал Д. Эрдман, участник группового подводного путешествия советских атомных лодок. Уроженец села Таврическое капитан первого ранга В. Сукач тоже окончил эту школу. Фамилии можно приводить и дальше. Подчеркну лишь одно: 26 выпускников Тарской спецшколы, действовавшей во время войны, стали адмиралами и генералами.
Стало быть, далекий от морей и океанов Омск в годы войны сыграл существенную роль в укреплении боеспособности нашего флота.
И в вооружении флота новейшими системами. Мало кому известно, что с января 1942 года ни одна подводная лодка нашего ВМФ не выходила в море, не имея на борту изделий омских предприятий. В сентябре 1941 года под строжайшей охраной и с соблюдением абсолютной секретности в Омск прибыл научно-исследовательский институт гидроакустических средств. С этим институтом прибыли доктор технических наук В. Тюлин, возглавивший всю научную работу, а также известные ученые, уже в то время лауреаты Сталинской премии. Сюда же прибыл завод № 207 из Ленинграда.
Что же создавали институт вместе с заводом? Гидроакустические и гидролокационные станции, эхолоты, различное маячное оборудование. Оснащение этими приборами наших кораблей и подводных лодок позволило морякам выходить в атаку на корабли противника и вести бесперископную стрельбу. Приборы, изготовленные в Омске, стояли на подлодках Лунина, Маринеско, Старикова и других известных морских героев.

КУБОК ГАГАРИНА: ПРЕТЕНДЕНТОВ ВОСЕМЬ   

   
С13 по 26 марта пройдут поединки финала розыгрыша Кубка Гагарина среди лучших хоккейных команд России.
Среди них в западной группе играют: СКА – «Атлант», «Торпедо» – «Динамо» (Москва); на востоке – «Трактор» – «АК Барс», «Авангард» – «Металлург» (Магнитогорск). Игры четвертьфинала начались 13 марта. Омский «Авангард» две первые игры провел у себя дома – на Арене Омск. После этого омские «ястребы» улетели в Магнитогорск», где проведут два поединка. Кто первый добьется четырех побед, тот сыграет в полуфинале.
На 19 марта лидирует «Авангард» со счетом 2:1.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА   

   
Готовится к печати II том Энциклопедии речного транспорта. Он охватит шесть букв – «К, Л, М, Н,О,П». О ком и о чем расскажет очередной том Энциклопедии? Прежде всего о людях – Героях Социалистического Труда, Героях Советского Союза и Российской Федерации, о лауреатах Государственной премии, заслуженных работниках речного транспорта РФ и других передовиках, новаторах, выдающихся деятелях производства, науки и техники.
Нам, речникам Обь-Иртышского бассейна, хотелось бы увидеть в этом томе побольше знаменитых иртышских речников. Просим вас, уважаемые читатели, принять участие в подготовке нового тома речной Энциклопедии. Звоните, пишите, заходите в редакцию.

Разделы сайта