Просыпайся, речка! 

По предварительному прогнозу Омского Гидрометцентра, ледоход на реках бассейна ожидается несколько раньше сроков, определенных средними многолетними наблюдениями. Это обусловлено ранней весной и теплой погодой, усиленным таянием льда и снега.
На Иртыше в районе Черлака ледоход ожидался 14 апреля, в районе Омска – 15 апреля. Однако ледоход здесь прошел на 3 суток раньше. На 14 апреля в Черлаке и Омске было чисто, в Таре – редкий ледоход.
Скорее всего, на один-два дня раньше средних многолетних сроков лед пройдет в районе Тобольска, Салехарда, на реке Таз, а также в Обской губе. В прогнозе эти даты обозначены соответственно 18 апреля, 25 мая, 12 и 22 июня.

Скоро навигация   

Экипаж ОТА-975, который первым заступает на апрельское дежурство, уже вышел на работу. Пока, правда, в усеченном составе. Механик и два его помощника 1 апреля приступили к подготовке своего толкача к вооружению. Начали с промывки винтов пожарными насосами. По примерным подсчетам на это уйдет около четырех дней. Параллельно с этим командиры займутся подготовкой систем жизнеобеспечения теплохода, а также будут готовить вспомогательные двигатели к пуску.
Остальные члены экипажа поднимутся на борт 10 апреля, и будут активно работать над сдачей теплохода в эксплуатационную готовность.

Началась подписка   

С 1 апреля началась подписка на второе полугодие 2008 года. Во всех почтовых отделениях г. Омска и Омской области вы можете подписаться на газету «Речник Иртыша».
На страницах флотской газеты вы найдете репортажи, статьи, интервью, информации и заметки о событиях, которыми будут жить ОАО «Иртышское пароходство», ФГУ «Обь-Иртышводпуть», другие флотские коллективы и учебные заведения. По-прежнему на страницах флотской газеты мы будем рассказывать о новостях из других бассейнов страны и о самых интересных событиях Западно-Сибирского региона, Омского Прииртышья.
Подписная цена на один месяц – 6 рублей, на шесть – 36 рублей. Услуги связи по доставке газеты оплачивает издатель – ОАО «Иртышское пароходство».
Индекс «Речника Иртыша» - 53090.
Оставайтесь с нами!

Экологическая конференция "Реки Сибири"   

В конце марта в Омске прошла IV международная экологическая конференция «Реки Сибири». Ее участники – представители органов государственной власти, местного самоуправления, научная общественность и водопользователи.
В Омске собрались представители таких организаций, как «Экологический комитет», «Общество охраны природы Сибири», действующее при поддержке Комиссии Общественной Палаты по экологической и охране окружающей среды России, а также представители Нижне-Обского управления Федерального агентства водных ресурсов.
Конференция проходила в Омском филиале Российского государственного торгово-экономического университета.
Подробности с этой конференции читайте в следующих номерах «РИ».

Хождение за три моря   

В октябре прошлого года мы рассказали вам об экспедиции по перегону судов через Северный морской путь. Тогда из Германии Нижне-Иртышское пароходство получило по репарации 16 дизельных теплоходов. Эта экспедиция в системе перегонов была первой, а первым всегда трудней.
Всех участников арктического перехода, а среди них были речники с Иртыша, Енисея и Оби, поздравил И.В. Сталин. По Всесоюзному радио эту телеграмму зачитал Юрий Левитан. Этому историческому событию чуть более 60 лет. К сожалению, пока мы не можем разыскать всех иртышских речников, кто принимал участие в той героической экспедиции. В 2007 году в статье «Хождение за три моря» («РИ» № 19 за 10 октября) мы привели отрывки из дневника енисейского ветерана Виталия Козаченко, участника арктического перехода, рассказали о тех, кто работал на трофейных самоходках на Иртыше. Но информация была скупой. Затем пошли звонки в редакцию и постепенно появились новые имена.
Среди них – иртышский капитан Алексей Владимирович Бондарев. Его, к сожалению, уже нет в живых. В разные годы вместе с ним работали Н.И. Ланьков, Ф.И. Барановский и другие речники. Именно Феликс Иванович первым нам поведал о своем капитане, когда они вместе несли вахту на СТ-141.
А. Бондарев был капитаном, а Ф. Барановский – механиком. Со слов Феликса Барановского, Бондарев участвовал в перегоне трофейных судов из Германии. В 1946 году Алексей Владимирович довел свою самоходку СТ-2, а точнее СБ-2042 до Печоры. На этой реке он завершал навигацию, доставлял северянам картофель. Там и зазимовал его теплоход. Другие суда встали на зимовку в Лимендском затоне. Осенью в 1947 году все трофейные суда одним караваном прошли по Северному морскому пути на Иртыш, Обь и Енисей. Немецкие самоходки сопровождали тральщики.
В архиве Иртышского пароходства мы разыскали личное дело Бондарева Алексея Владимировича и факты участия его в арктической экспедиции подтвердились. В графе «Был ли за границей?» записано: «Находился в Германии и Польше с мая по июль 1946 года по перегону судов». В его личном деле есть интересная выписка из приказа министра речного флота СССР за 1947 год под номером 156/Н от 3 декабря. Вот эти строки: «За успешное обеспечение перегона речных судов Северным морским путем, проявленную при этом самоотверженность, настойчивость и выдержку, приказываю наградить командный руководящий и рядовой состав экспедиции: объявить благодарность с выдачей месячного оклада.
7. БОНДАРЕВУ Алексею Владимировичу – капитану СБ-2042.
П/п Министр речного флота Союза ССР З. ШАШКОВ.
Мы уже начали поиски этого приказа. Хотелось бы иметь его полный текст, тогда наверняка узнаем и другие имена.
А теперь несколько слов о капитане А.В. Бондареве. Он родом из Ростова-на-Дону. До войны окончил ФЗО речного флота, работал рулевым на пароходах «Рабочий», «Донец» Доно-Кубанского пароходства. В 1943-1944 годах он был штурманом на пароходе «Храбрый», но уже Нижне-Иртышского пароходства, затем нес вахту на пассажирском пароходе «Петр Шлеев», который работал в военные годы на линии Ханты-Мансийск – Березово. Позже Алексей Бондарев был капитаном на СТ-3, СТ-126, СТ-758, на теплоходе «Беломорский-26», на СТ-141 и на РФ-2-303. В 1950 году А. Бондарев окончил отделение стажистов Омского РУ.
В 1976 году, проработав на Иртыше 33 года, он ушел на пенсию.
В 1954 году Алексей Владимирович Бондарев был награжден медалью «За трудовую доблесть».
По словам Феликса Барановского и других речников, Алексей Бондарев очень хорошо знал лоцию рек Иртышского бассейна, был интересным рассказчиком и хорошим человеком.

Путейцы бассейна готовятся к юбилею   

70 лет назад, в апреле 1938 года приказом Наркомата путей сообщения в Омске было организовано Управление речных путей Иртышского бассейна. До этого подразделения пути находились в составе пароходства.
Первым, кто возглавил Иртышское бассейновое управление пути, был волжский путеец Алексей Максимович Мясников, а главным инженером был назначен Николай Тимофеевич Голышкин. Тогда в состав бассейнового управления вошли технические участки пути, которые базировались в Омске, Тюмени, Тобольске, в Павлодаре и Семипалатинске. Протяженность эксплуатируемых водных путей составляла 11283 км, судоходной обстановкой обслуживалось 7838 км. На балансе путейцев находилось 7 паровых земснарядов, 17 пароходов, 23 катера, 9 изыскательских партий.
СТАНОВЛЕНИЕ
Вся история Сибири тесно связана с реками. Вспомним хотя бы город Мангазею в низовьях реки Таз. В XVII веке дорогу в этот заполярный город проложили через Карское море, Обскую губу поморы. А знаменитый поход на Обь и Иртыш на дощаниках и стругах отважных казаков под водительством атамана Ермака. Однако, в те далекие времена освоение водных путей шло стихийно. Первым государственным документом, предписывающим генерал-губернаторам производить промеры судовых ходов и обставлять мели знаками, был Указ Екатерины II от 11 сентября 1784 г. Вскоре высочайшим Указом императора Павла I от 28 февраля 1798 г. был учрежден Департамент водных коммуникаций, на который возлагалась забота о водных путях всей России. Данный Указ и положил начало организации государственной системы управления внутренними водными путями России.
Уже в 1809 году в Сибири был создан специальный округ путей сообщения. Это ведомство выполняло конкретные меры по улучшению судоходных путей на Иртыше, Тоболе, Туре… Во второй половине XIX века судоходство на реках Сибири получило широкий размах. Росли, как грибы после дождя, судоходные кампании. Естественно, началось улучшение самих водных путей. В 1889 году фарватер на реке Тура стал обставляться специальными знаками. В этом же году были открыты три водомерных поста: в Тобольске, в Покровском и в Иевлево.
В 1892 году Министерство путей сообщения имело два небольших парохода – «Фортуна» и «Первенец-Сибирский», которые обслуживали строительство Обь-Енисейского канала. Затем технический флот пополнился пароходами «Тобол», «Николай», «Тюмень»…
В 1894 году появляется первая в Иртышском бассейне землечерпательная машина «Сибирская 1-я». В этом же году из Голландии была доставлена в наш бассейн вторая однотипная земмашина «Сибирская 2-я». Через год на Иртыш привели еще две земмашины «Сибирская 3-я» и «Сибирская 4-я». С приходом специальной техники началось усиленное исследование рек бассейна. Так, в 1900 году было закончено исследование Иртыша от Семипалатинска до Усть-Каменогорска. Через год начался промер Иртыша от Семипалатинска до Тобольска. Усиливаются землечерпательные работы на Томи. Год от года растут средства на обстановку, землечерпание и изыскания.
В 1910 году в Томске состоялось межведомственное совещание представителей городов и пароходных фирм, на котором были рассмотрены нужды водных путей. К 1917 году землечерпательный караван Томского округа водных путей насчитывал 11 земснарядов. Паровой самоходный флот тоже значительно пополнился и составлял к 1915 году 30 единиц, несамоходного вспомогательного флота было уже 77 единиц.
Однако, революционные вихри 1917 года, а затем Гражданская война привели к разрухе и запущению на реках Обь-Иртышского бассейна. Восстановительные работы на внутренних водных путях Сибири начались только в 1922 году. А в апреле 1923 года была проведена очередная реорганизация: из Западно-Сибирского государственного пароходства выделилось в самостоятельное Управление внутренних водных путей Западно-Сибирского бассейна. Но из-за недостатка ассигнований «Сибводпуть» вяло проводил восстановление водных путей. Путейцы начали прибегать к помощи государственных организаций и кооперативов, имеющих свой флот, сдавали в аренду путейские пароходы. За счет чего в 1925 году удалось выставить обстановку на Иртыше и Оби протяженностью 3 тыс. км пути. Впервые была выставлена освещаемая обстановка в низовьях Оби.
Однако, в 1929 году в бассейне проводится новая реорганизация: Управление внутренних водных путей объединилось с Западно-Сибирским госпароходством.
Менялись вывески названий, а задачи оставались прежними: для улучшения судоходства нужно было повышать эффективность путевых работ, пополнять дноуглубительный флот, менять форму организации труда. Но об этом в следующих публикациях.
 

В этот день   

?16 апреля 1934 года ЦИК СССР ввел звание Героя Советского Союза – высокую степень отличия за заслуги перед государством. Первым Героем Советского Союза стал летчик Анатолий Ляпидевский – за спасение терпящих бедствие членов экипажа и пассажиров парохода «Челюскин».
?17 апреля 1722 года Петр I ввел подать за ношение бороды в размере 50 рублей в год.
?17 апреля 1492 года испанский король Фердинанд и его супруга королева Изабелла подписали с Христофором Колумбом договор, в котором ему было обещана денежная поддержка для осуществления задуманной им экспедиции «в Индии».
?18 апреля 1789 года открыта первая типография в Сибири в г. Тобольске.
?19 апреля 1783 года манифестом императрицы Екатерины II к России присоединен Крым.

Речники во всем первые   

В Омской многонациональной области каждый год проходит немало фестивалей, но фестиваль культуры «Душа России» самый, самый. В конце февраля текущего года в Омске состоялся заключительный концерт этого фестиваля. Я видел этот концерт по двенадцатому каналу и от души порадовался высокому мастерству самодеятельных артистов, особенно из сельских районов Прииртышья. Фестиваль «Душа России» действительно стал душой простых людей, которые живут в Таре и Москаленках, в Черлаке и в Крутинке, в Больших Уках и Большеречье… Особенно порадовали солисты, народные хоры, ансамбли и оркестры народных инструментов. Среди них – постоянный участник фестиваля «Душа России», лауреат Всесоюзного соревнования коллективов народного творчества, Дипломант зональных и республиканских конкурсов оркестр русских народных инструментов из г. Тары. На будущий год этому прославленному коллективу самодеятельных артистов исполнится 40 лет. И почти столько же лет участником этого оркестра является речник, работник Тарского порта Гуменников Валерий Степанович.
Начинал он играть на домре-альт, а сейчас играет на домре-бас. Пригласил Валерия Гуменникова в оркестр создатель и первый руководитель оркестра русских народных инструментов Владимир Васильевич Ольшанский. В оркестре в основном играли преподаватели и учащиеся Тарской музыкальной школы, директором которой и был в те годы В.В. Ольшанский.
Естественно, я поинтересовался у нашего портовика Валерия Степановича, где же он получил музыкальное образование?
- В доме пионеров, - пояснил Гуменников, - там я играл на мандолине. Так постепенно и освоил народные инструменты. Среди тех, кого привела любовь к музыке в оркестр, были учителя, врачи, работники культуры и, конечно, рабочие. Со временем у нас объявились свои поэты, композиторы. Приезжали к нам солисты из Омска и с удовольствием исполняли наш репертуар – «Тарские колокола», «Тарское танго» и другие. Нередко мы, будучи в Омске на фестивале, выступали в трудовых коллективах города.
Наш оркестр народных инструментов – постоянный участник на всех праздниках в Таре, выезжаем также с творческим отчетом в ближайшие поселки, деревни. И везде принимают нас радушно, с какой-то душевной любовью.
И, наверное, надо очень любить народную музыку, песню, чтобы вот уже почти сорок лет быть преданным своему творческому коллективу.
В Тарском порту Гуменников несет вахту с 1969 года. Был он на пристани начальником речного вокзала. А когда пришли лихие девяностые годы, пришлось с вокзалом распрощаться – расформировали его. Но Валерий Степанович не ушел из коллектива речников. Он работал начальником причала, шкипером рейда, караванным капитаном. Сегодня Гуменников В.С. – приемосдатчик. Здесь же тридцать лет отдала речному транспорту его супруга Александра Федоровна.
Все годы, сколько трудится Валерий Степанович на пристани, а позже в порту, он – бессменный профсоюзный активист. Более десяти лет был заместителем председателя профкома, а сегодня Гуменников В.С. руководит первичной профсоюзной организацией Тарского порта. И в художественной самодеятельности, как говорится, он был первым заводилой. Ему есть теперь, что вспомнить. Во всех конкурсах между предприятиями Тары речники всегда были первыми.
Я частенько вспоминаю слова Валерия Чкалова, - подчеркнул в беседе солист Валерий Гуменников, - он любил повторять: «Если быть, то быть первыми!».
Вот и мы, речники из Тарской глубинки, стараемся хоть в чем-то походить на знаменитого летчика-испытателя.
В. ГРИГОРЬЕВ.

Снова в море, не дома...   

Во все времена профессия моряка отличалась не столько романтикой, сколько тяжелым и опасным трудом. Но в свободное время от вахт моряки вспоминают дом, родных, близких, пишут стихи…

СТАМБУЛ
Красив Босфор в ночное время
Огней сиянье, песен звук.
Дорога серпантином вьется,
Светясь за облака, уходит вдруг.

Вот форт громадой нависает
Над темно-синею водой,
Босфор на части разделяет
Стамбул на старый и другой.

Старик Стамбул почти Европа
Но здесь восточный колорит,
И транспорт движется потоком
С поправкой на стамбульский шик.

Здесь зданий исторических немало,
Музеев тоже всех не перечесть.
На перепутье Азии, Европы
Стоит Стамбул, уже который век.

Истории следы былой эпохи
В фасадах зданий, улочках кривых
И кажется он хаотичным очень
Для тех, кто заглянул сюда на миг.

И сам я убедился, но не сразу
Что правдою являются слова,
В одном советском фильме прозвучавших,
Стамбул – контраст, Стамбул в стране – страна.
Черное море, 2006 г.

КАИР
Каир, Каир, какие звуки!
И не мечтал сюда попасть.
Поехали в Каир мы не от скуки,
Чтоб новое увидеть и познать.

Огромный и красивый город,
Ленивый Нил проносит воды сквозь него.
И нас, конечно, это поражает
Кругом пески, а тут оазис – как в кино.

Как в роликах из Animal Cinema
Ленивые верблюды и упрямые ослы.
И мы бредем к подножью пирамиды,
Испытывая «прелести» египетской жары.

Пыль вековая, камни древней кладки
Легендами пропитаны насквозь.
Скульптура Сфинкса смотрит без оглядки,
Взор устремив свой точно на Восток.

Торговый люд приветлив, многословен,
Хитер, умеет завлекать
Лишь только рот по-русски ты разинешь,
И вот уже One dollar должен дать.
Омск, 2006 г.

Разделы сайта