Первые караваны   

Не успели отшуметь торжества по поводу открытия 163-й навигации, как первые груженые суда побежали по реке.
♦ Тара. Экипажем ТН-720 сюда доставлен первый нефтегруз этой навигации.
♦ р. Тара. По половодью везут уголь БТМ-541 и БТМ-542.
♦ р. Конда. В Кондинское с нефтепродуктами ушел ТН-724.
♦ Ханты-Мансийский автономный округ. С развозом по приречным пунктам округа отправился ТН-706.
♦ Тобольск. Из Черлака везут песок составы РТ-682, РТ-705, РТ-675, РТ-780.
♦ Черлак. А в самый южный район области экипаж РТ-770 доставит уголь.

Счастливого плавания, речники!   

Жители нашего города давно знают: пошли суда по реке – значит пришла настоящая весна. А коль теплоходы выстроились на стрелке у речного вокзала под флагами расцвечивания – жди главного праздника речников – открытия навигации. Нынче это событие состоялось 12 мая.
На рейде в праздничном параде – лучшие суда пароходства – теплоходы «Николай Животкевич», «Беломорский-28», «Родина», «ОТА-964», «Иртыш».
Все, кто ежегодно приходит на открытие навигации давно привыкли к тому, что праздник начинается задолго до означенного часа – играет духовой оркестр, звучат песни о речниках и моряках, курсанты Омского речного училища выстраиваются по периметру импровизированной концертной площадки, где установлен столб с корабельной рындой. Спешащих на праздник людей встречает группа «Ночной визит» и ансамбль танца «Смальта».
И вот звучат торжественные фанфары, церемония открытия 163-й навигации на Иртыше начинается. Ее ведущий, артист Омского государственного музыкального театра Владимир Миллер объявляет:
- Речники Иртышского флота сердечно приветствуют на своем традиционном празднике всех, кто пришел сегодня принять участие в этом знаменательном событии.
А открыть очередную навигацию пришли кроме непосредственно речников, руководителей ОАО «Иртышское пароходство», ветеранов флота, курсантов Омского речного училища еще и почетные гости: представители областной и городской администраций, митрополит Омский и Тарский Феодосий, руководители крупных промышленных предприятий и организаций.
А сколько было гостей, которые не несли на себе статус «почетных», но от этого были не менее долгожданны и обласканы теплотой широкой флотской души! Приятно было отметить, что много было родителей с маленькими детками, молодежь, вначале бесцельно гуляющая по набережной, с удовольствием присоединилась к празднику и под песни группы «Ночной визит» подтанцовывала с большим настроением.
Сразу хочется отметить и поблагодарить артистов Омского музыкального театра на которых, безусловно, лежит основная нагрузка по написанию сценария праздника, за то, что они при ежегодной подготовке умудряются разнообразить сценарий, привлекать новые творческие коллективы, включать интересные номера. Надо сказать, что гости очень благодарны всем, кто устраивает им красивую феерию: с одинаковым трепетом и большим нетерпением ждут своих любимых маленьких артистов из детского танцевального ансамбля «Солнышко» и прославленный Омский русский народный хор
С напутственным словом к речникам обратились исторические герои – полковник Бухгольц и Любовь Федоровна Гастфорт:
- Чтобы могли всегда гордиться делами омских речников.
За вас готовы помолиться, за доблестных сибиряков!
Чтоб навигация удачной и прибыльной для вас была!
И большего не надо счастья, чтоб область Омская жила!
Затем диктор предоставил слово генеральному директору ОАО «Иртышское пароходство» И.И. Яновскому:
- По установившейся традиции речники Иртышского пароходства при любых обстоятельствах открывают свою навигацию в торжественной обстановке. Для нас всегда главной остается одна задача - доставлять все заявленные грузы в срок и с высоким качеством. Так было и в прошлую навигацию. Только для жителей Омской области мы завезли около 400 тысяч тонн различных грузов. С каждым годом возрастает количество перевозок в самые отдаленные уголки Западно-Сибирского региона – на Крайний Север и Арктическое побережье Ямала. Мы постоянно перевозим грузы в Ханты-Мансийский автономный округ, а в прошлом году, спустя несколько лет, возобновили доставку светлых нефтепродуктов на линии Томск – Новосибирск. Регулярно работают наши суда на пассажирских и туристических линиях. Благодаря напряженному труду всего коллектива удается поддерживать экономическую стабильность пароходства. Прежде всего это касается плавсостава, судоремонтников.
Сегодня мы открываем новую трудовую страницу. Период не самый благополучный: мировой экономический кризис не обошел и нас, транспортников. По предварительным прогнозам объемы грузоперевозок снизятся в этом году на 30-35 процентов. В основном за счет сухогрузов. Спад в строительной отрасли, для которой мы перевозили материалы, бумерангом ударил и по флоту. Но по нефтегрузам рассчитываем, что объемы останутся на уровне прошлого года.
Надо сказать, что у речников Иртыша нет никакой растерянности, - мы пережили кризис 90-х годов, уверен, что переживем и этот. Более того, и нынче мы сохраняем 50-процентную навигационную надбавку к окладу плавсостава и увеличиваем им в два раза оплату рациона бесплатного питания. Будем решать и другие социальные задачи и для ветеранов, и для акционеров нашего акционерного общества. От имени Совета директоров и руководства пароходства поздравляю вас с открытием 163-й навигации на Иртыше!
От имени капитанов судов, уходящих в новую навигацию, высказался капитан теплохода «Ленанефть-2025» Г.В. Белоусов. Он заверил, что, несмотря на сложную экономическую и паводковую ситуацию, иртышский флот не подведет и справится с поставленными перед ним задачами. Для этого каждый экипаж применит максимум профессионального мастерства и опыта.
Затем по сложившейся доброй традиции талисман на удачу для всех капитанов – символический штурвал Г.В. Белоусову вручил почетный ветеран флота, участник Великой Отечественной войны В.П. Семененко.
К омским речникам, своим наставникам, от имени преемников славных традиций иртышского флота обратился курсант Омского РУ Максим Меткобог. Он прочитал проникновенные стихи о суровых флотских буднях, пожелал речникам легкой воды и семь футов под килем.
Добрые слова напутствия услышали присутствующие и от заместителя министра промышленной политики, транспорта и связи М.А. Дубровина:
- От имени губернатора и Правительства Омской области я поздравляю всех омских речников с началом навигации. Это событие – праздник не только для вас, но и для нас. Весом вклад речников в экономику Омского Прииртышья и в решение социальных задач. Приятно видеть сегодня ветеранов – тех, чьим опытом и усилиями создавался потенциал отрасли, и молодое поколение, - тех, кому предстоит продолжать славные дела. С праздником всех вас!
По издавна сложившейся христианской традиции со словами напутствия и благословения к речникам обратился Митрополит Омский и Тарский Владыка Феодосий. Он дал свое благословение на открытие навигации и пожелал водникам трудиться на благо Отечества, всего народа и своих близких.
- Господь благословляет вас, духовно пребываем с вами, - заверил Владыка.
Генеральный директор И.И. Яновский командует:
- Капитану Геннадию Васильевичу Белоусову и курсанту Максиму Меткобогу – флаг навигации поднять! Экипажам судов по местам стоять, с якоря сниматься!
Звучат гудки судов и марш «Прощание славянки». Это означают одно – старт 163-й навигации дан!
Первые суда уже доставили грузы в Тару и Тобольск, Черлак и Большеречье.
Счастливого плавания, речники!

Где же вы теперь, друзья-однополчанне?   

Майскими короткими ночами 1945 года отгремели бои Великой Отечественной войны. С тех пор минуло 64 года. Но долгожданная дата – 9 мая 1945 года всегда будет для нашего народа священной.
Мы хорошо знаем цену Победы. Помним о миллионах погибших и искалеченных. Мы помним также о разрушенных городах и сожженных селах. И пока чтим память наших ветеранов, мы сохраняем частицу той силы, которая сделала наш народ победителем.
Подтверждением тому стала встреча руководства Иртышского пароходства с речниками-фронтовиками, которая состоялась 7 мая 2009 года. По традиции открыл эту встречу генеральный директор ОАО «Иртышское пароходство» И.И. Яновский. Он тепло поздравил участников Великой Отечественной войны с Днем Победы, пожелал им здоровья и долгих лет жизни. К сожалению, с каждым годом тех, кто добыл в ожесточенных сражениях для нас Победу, все меньше и меньше. Стареют наши ветераны, уходят из жизни. Нет, не уходят! Они возвращаются в свои роты, полки, батальоны… Их подвиг бессмертен.
Во вступительном слове И.И. Яновский рассказал о делах в пароходстве. Мировой кризис, - подчеркнул Иван Иванович, - не обошел и нас, транспортников, на треть к уровню прошлого года мы потеряли перевозки сухогрузов. Нефтеперевозки остались на уровне 2008 года, по-прежнему наш флот будет заниматься перевозками пассажиров как в Омской, так и Тюменской областях. В этих условиях мы ставим две главных задачи: сохранить кадры и ужесточить расходы!
Несмотря на финансовые трудности, мы оставляем 50-процентную навигационную надбавку плавсоставу, в два раза увеличиваем бесплатный рацион питания. Иван Иванович рассказал о строительстве на Иртыше плотины, о создании на базе водной академии и речного училища Омского транспортного института.
Затем Иван Иванович от имени Совета директоров, руководства пароходства поздравил всех собравшихся в столовой пароходства с Днем Победы и первую чарку призвал поднять за солдат Победы. После этого участникам войны были вручены подарочные конверты с денежной материальной помощью и цветы.
И снова звучит тост за Победу. Фронтовики вспоминали своих боевых друзей, подруг. Произносили тост за однополчан, за пароходство, где многие мирные годы работали ветераны, за женщин-фронтовичек, за тружеников тыла.
Для участников Великой Отечественной войны фронтовые песни исполняла известная омская солистка Светлана Бородина. Песни «Темная ночь», «Огонек», «Синий платочек», «Венский вальс», «Прощай, любимый город», «Катюша» очень пришлись нашим ветеранам. Многие душевно, от всего сердца подпевали Светлане Бородиной. Фронтовик Рафаэль Александрович Мольков поздравил всех речников Иртышского пароходства с открытием 163-й навигации на Иртыше. Он от имени всех участников войны выразил огромную благодарность руководству пароходства за внимание к ветеранам войны и пожелал пароходству дальнейших успехов.
Сорок лет трудилась после войны в Иртышском пароходстве Августа Ивановна Медведева.
- Пароходство – мой второй родной дом, - призналась Августа Ивановна, - здесь я работала с 1947 года до пенсии.
Она призвала всех участников войны дожить до 65-летнего юбилея Победы и в таком же составе собраться за таким же праздничным столом.
Фронтовик В.П. Семененко призвал участников войны забыть про «болячки», быть оптимистом по жизни. Он вспомнил почти забытые стихи про солдатскую оловянную ложку.
7 мая – День радио и связи. Иван Иванович поздравил всех военных связистов с профессиональным праздником. А среди собравшихся были фронтовики, которые долгие годы трудились в Иртышском пароходстве. Это – Людмила Александровна Усс и Борис Иванович Муравьев.
Нынешний день 7 мая теперь еще станет – днем возрождения Народного музея иртышских речников. Три зала этого музея были открыты для посетителей. И первыми гостями Народного музея по праву стали наши дорогие солдаты Победы. Такое тоже не забудется в истории Иртышского пароходства. Как и еще одно событие – 90-летие со дня рождения нашей самой энергичной фронтовички Тамары Степановны Павловой. В мае сорок второго Тамара Павлова ушла на фронт. С боями прошла от Сталинграда до Молдавии, где и встретила первый День Победы. После войны вернулась в Омск и пришла на флот Иртышского пароходства. И хотя ее день рождения был 26 апреля, поздравляли Тамару Степановну с юбилеем на фронтовой встрече 7 мая 2009 года. Она и на этот раз не усидела за столом, когда зазвучала музыка венского вальса. Несмотря на преклонный возраст, Тамара Степановна была первой на кругу, в центре внимания всего зала.
Я всегда, когда смотрю на наших ветеранов, каждый раз удивляюсь их душевному настрою, оптимизму. Ни годы, ни болезни – ничто не сломило их боевой дух.
Закончилась встреча фронтовиков, а они не хотели уходить, расставаться на целый год. Пароходство все делает для того, чтобы им было чуточку полегче. И в этот день каждый ветеран войны не остался без внимания речников. Транспортом пароходства они были доставлены домой, к своим близким и родным.
Участникам Великой Отечественной войны, труженикам тыла еще раз пожелаем здоровья и долгих лет жизни.
С Днем Победы!
Г. ВСТАВСКИЙ.

Подписка-2009   

С 1 апреля во всех почтовых отделениях связи Омска и области продолжается подписка на второе полугодие 2009 года. Вы, уважаемые читатели, можете подписаться и на газету «Речник Иртыша».
На страницах флотской газеты вы найдете репортажи, статьи, интервью, информации и заметки о событиях, которыми будут жить ОАО «Иртышское пароходство», ФГУ «Обь-Иртышводпуть», другие флотские коллективы и учебные заведения. По-прежнему мы будем рассказывать о новостях из других бассейнов страны и о самых интересных событиях Западно-Сибирского региона и Омского Прииртышья.
Подписная цена на один месяц – 7 рублей, на шесть – 42 рубля.

Не числом, а умением   

Как уже сообщалось, 29 апреля на Омском судоремонтно-судостроительном заводе прошла традиционная встреча плавсостава с руководством Иртышского пароходства и ведущими специалистами нашего Акционерного общества.
Открыл встречу генеральный директор ОАО «Иртышское пароходство» И.И. Яновский. Он призвал собравшихся к откровенному разговору. Мировой финансовый кризис дошел и до нас, транспортников, он негативно сказался прежде всего на объемах прогнозируемых перевозок. Как выходить из этой сложной ситуации, и пойдет наш разговор. Затем начальник пароходства предоставил слово первому заместителю генерального директора Н.Д. Захарьеву. Он кратко остановился на итогах прошлой навигации, которая была успешной. За навигацию было перевезено 1.374 тысячи тонн различных грузов, рост составил 80 тысяч тонн к предыдущему году. Такой результат был достигнут в основном за счет увеличения сухогрузных перевозок. От работы флота было получено 668,9 млн. рублей доходов, что на 122 млн. рублей больше запланированных цифр.
К сожалению, неудержимый, почти ежедекадный рост цен на топливо съел наши заработанные доходы. В навигацию 2008 года были упущения и в эксплуатации флота. Некоторые командиры судов допускали нарушения в оформлении транспортных документов, что отрицательно сказывалось на качестве доставки грузов. К навигации 2009 года в транспортные документы внесены необходимые коррективы. Новые памятки через службу грузовой и коммерческой работы будут вручены всем судовым экипажам. По-прежнему некоторые командиры судов небрежно заполняют вахтовые журналы.
Что ожидает нас в навигацию текущего года? Продолжающийся кризис в российской экономике не обошел и наше пароходство. Резко сократились объемы строительства, дорожные работы, что, естественно, отрицательно сказалось на перевозках сухогрузов. К уровню прошлого года по этому направлению перевозок мы не добираем 640 тысяч тонн. Поэтому пришлось выводить на холодный отстой некоторые суда, которые раньше были заняты на этих перевозках.
Из чего складываются прогнозируемые перевозки в навигацию-2009? По сырой нефти прогнозируется небольшое увеличение, причем будем возить из Нумг и Андры. Наш флот пойдет на Томск и Ташару. Пароходство выиграло тендер на перевозки нефтепродуктов в Тюменскую область. За нами остались перевозки угля в Омскую область в объеме 123 тыс. тонн. Уже в мае планируем перевозки угля в Муромцево, Тару, Черлак. С «Ямалгосснабом» заключен договор на доставку дров в приречные пункты Обской губы. Запланированы перевозки песка. Главная проблема навигации-2009 – это резкое сокращение объема сухогрузных перевозок, минус более шестисот тысяч тонн. Перекрыть этот минус, конечно, не удастся. Но мы будем искать новые объемы, новые грузопотоки. Договорная компания еще продолжается. В последние дни апреля нам удалось на 100 тыс. тонн увеличить перевозки щебня из Тобольска, ведутся переговоры по загрузке составов на линии Лабытнанги- Ямбург. Теплоходы типа «ОТА» нам очень нужны. К тому же, мы понесли немалые затраты на ремонт этих судов и барж.
Что касается пассажирских перевозок, то и по этому направлению не обошлось без нежелательных корректив. Из-за сокращения дотации на пассажирские перевозки мы вынуждены были вывести на холодный отстой «Восход-10». Пока под вопросом эксплуатация и туристического теплохода «Римский-Корсаков».
Учитывая сложившуюся ситуацию на прогнозируемых перевозках, мы призываем работников плавсостава, эксплуатационных служб к строжайшей экономии финансовых ресурсов, топлива и всего прочего, что приводит к дополнительным затратам. Планируемые объемы перевозок выполнять меньшим числом судов, рачительно использовать топливо, судоводителям – соблюдать техническую скорость, кадровикам – оперативно решать все вопросы, возникающие по ходу навигации, которая, кстати, по всей вероятности, будет маловодной. Вопросов плавсостав задавал немного, но по существу.
- Почему контролирующие организации ужесточают свои требования буквально во всем, в том числе и по мелочам?
- Плавмагазин не будет работать, кто его заменит?
- Спутниковая связь хорошо, но иногда проще позвонить по сотовому телефону, может быть, дать командирам некоторых судов доплату на эти расходы?
Почти на все вопросы командиры судов получили соответствующие разъяснения.
В заключение выступил И.И. Яновский. Он еще раз подтвердил, что все, что касается жизнеобеспечения судовых экипажей, будем приобретать, несмотря на финансовые трудности. Плавмагазин в этом году работать не будет, он приносит немалые убытки. Однако два теплохода в северных широтах будут обслуживать экипажи. Видимо, решим вопрос и по сотовым телефонам. Главное сейчас не драматизировать обстановку. Действительно, положение с перевозками грузов в навигацию 2009 года сложное, но не критическое. Мы принимаем меры по сокращению расходов. Наконец-то нам удалось решить вопрос по двум общежитиям, сократили штат в Черлаке и по другим структурным подразделениям. Несмотря на трудности, мы обязаны в первую очередь сохранить кадры. Я всегда говорил: «Командир – штучный товар», и мы будем вас защищать. Поэтому будем искать работу судовым экипажам, ради этого идем даже на снижение тарифов, а командирам оставляем их должностные оклады при утверждении их на сменные должности…
Наше пароходство пережило не один кризис и этот преодолеем. Сегодня одна из важных задач – доставить потребителям все заявленные грузы качественно и своевременно. Строго соблюдать технику безопасности, охрану труда, чтобы все члены экипажа вернулись осенью домой живыми и здоровыми.
У меня и моих коллег есть полная уверенность в том, что и эта навигация будет для флота Иртышского пароходства успешной. Никакой растерянности не должно быть. Важно всему коллективу Акционерного общества максимально сокращать расходы.
Г. ВСТАВСКИЙ.

Возрождение музея   

Народному музею иртышских речников 44 года.
В его истории было много памятных событий. Это – создание в заводском общежитии комнаты Славы речников, новоселье в ДК «Юбилейный», присвоение нашему музею звания «Народный»…
7 мая 2009 года также станет памятной датой в истории речного музея. Именно в этот день в возрожденном музее для первых посетителей открылись три зала. И первыми посетителями Народного музея иртышских речников стали речники-фронтовики, собравшиеся на очередную встречу, посвященную 64-й годовщине Великой Победы.
Сегодня наш музей переехал в здание Управления Иртышского пароходства. И переехал не по своей воле. Весь предыдущий год Народный музей иртышских речников, единственный в г. Омске, боролся за свое право на жизнь. И не только потому, что не сложились отношения с руководством государственного драматического «Пятого театра». Театру активно помогало Министерство культуры Омской области, другие областные структуры. Словом, делалось все для того, чтобы выселить музей из бывшего речного ДК «Юбилейный», а музейные комнаты передать «Пятому театру». При этом богатейший фонд нашего музея предлагалось растащить по другим музеям города. Руководство Иртышского пароходства, Совет директоров проделали большую работу по сохранению Народного музея. К сожалению, голос речников, ветеранов флота и пароходства не был услышан.
После долгой переписки с различными структурами области и города, нескольких публикаций в средствах массовой информации руководство Иртышского пароходства, Совет директоров приняли решение о передислокации Народного музея в здание Управления Иртышского пароходства.
В октябре прошлого года хранители музея В.И. Шумков и А.Д. Шипитько приступили к передислокации музейных фондов. Более месяца они занимались этой очень сложной и важной работой. Сначала пришлось систематизировать экспонаты, затем занимались упаковкой музейных фондов. После чего все это перевозили по новому адресу. На этом этапе
хранителям музея здорово помогли рабочие АХО Иртышского пароходства и учащиеся ПУ-15. 20 ноября 2008 года была сделана последняя ходка в бывший ДК «Юбилейный».
Очень сложно было и на новом месте. Кропотливо велась реконструкция витрин, стеллажей, щитов. По сути дела все экспонаты пришлось подгонять по-новому. А времени на раскачку не оставалось. Перед ветеранами пароходства В.И. Шумковым и А.Д. Шипитько была поставлена конкретная задача: к 64-й годовщине Победы и открытию навигации на Иртыше Народный музей должен был принять первых посетителей. И хранители музея свое слово сдержали! Первые посетители увидели свой родной возрожденный музей.
Сейчас идет второй этап по реконструкции музея. Продолжаются работы по оформлению других комнат. До конца мая и эти залы примут своих посетителей.
Музей обновляется, работает, живет!
В. ГРИГОРЬЕВ.
Телефон музея – 39-82-81.

Поздравляем юбиляров мая

С 90-летием
Гоя Николая Афанасьевича, ветерана труда Иртышской РЭБ флота, участника Великой Отечественной войны.
С 80-летием
Шувалову Зою Васильевну, ветерана труда Иртышской РЭБ флота.
С 70-летием
Кимбина Владимира Владимировича, Героя Социалистического Труда, ветерана Омского ССРЗ.
Добрынина Николая Ивановича, ветерана труда Омского ССРЗ.
Туполеву Валентину Ивановну, ветерана труда Управления пароходства.
Воробьева Владимира Артемьевича, термиста механосборочного цеха Омского ССРЗ.
С 60-летием
Михайлова Виктора Яковлевича, такелажника Омского ССРЗ.
Дощанова Олжабай Газизовича, фрезеровщика механосборочного цеха.
Муратова Рамиля Камайловича, работника плавсостава.
С 55-летием
Храпаля Анатолия Николаевича, капитана-механика теплохода «Восход-31».
Крупина Дмитрия Александровича, слесаря – монтажника дизельного цеха.
Молоток Юрия Владимировича, слесаря – ремонтника РЭУ.
С 50-летием
Габдрахманова Наиля Анасовича, сменного капитана – сменного механика теплохода «ОС-2».
Федорова Вячеслава Владимировича, механика – II штурмана теплохода «БТМ-542».
Поздравляем юбиляров, желаем крепкого здоровья, удачи в делах.

Уходят верные друзья   

Исполнилось 40 дней, как нет среди нас капитана, лауреата Государственной премии СССР, моего друга Леонида Ивановича Соколова. Ему посвящаются эти стихи.
Уходят верные друзья –
Сподвижники всех начинаний.
И сделать ничего нельзя…
Уходит время вместе с нами.
И скорбь, и жалость, и тоска,
И череда воспоминаний.
Грустим по прошлому слегка…
Грустит и время вместе с нами.
Седеем, изредка брюзжим
На мир, который не познали,
Но все равно еще бежим,
Бежит и время вместе с нами.
Его нельзя остановить,
Как метроном людских страданий.
Оно пожизненно стучит,
Скорбит и плачет вместе с нами.
Уходят верные друзья…
В тот мир, где нет воспоминаний,
Где ничего сменить нельзя,
Где наше время встанет с нами.
Юрий ПОЛЕВ,
бывший капитан-наставник.

Разделы сайта