Дорогие фронтовики и труженики тыла!   

От имени Совета директоров и себя лично сердечно поздравляю Вас с самым дорогим для нас праздником – Днем Победы!
65 лет минуло с тех пор, когда наш народ победил в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Сколько слез и жизней стоила нам эта победа – тяжело вспоминать и нельзя забыть.
Любовь к Родине, самоотверженность, мужество, упорный труд, дружба народов - вот то, что помогло вашему поколению выстоять и победить.
Сегодня мы с благодарностью вспоминаем тех, кто остался лежать на полях сражений, кто восстанавливал разрушенное войной народное хозяйство и, конечно, тех, кто до сих пор продолжает жить с нами!
От всей души желаю Вам, солдатам Победы и труженикам тыла, крепкого здоровья, активного долголетия, тепла и заботы ваших родных и близких!
С низким поклоном и глубоким уважением –
Иван ЯНОВСКИЙ,
генеральный директор ОАО «Иртышское пароходство».

Наш анонс   

? 6 мая в Управлении Иртышского пароходства состоится торжественное чествование участников Великой Отечественной войны, посвященное 65-летию Победы.
Начало в 12.00.
? 14 мая на причальной стенке, где Омка впадает в Иртыш, состоится торжественное открытие 164-й навигации на Иртыше.
Начало митинга в 11.00.

Солдат Победы   

На этом снимке вы видите участника Великой Отечественной войны, ветерана труда Иртышского пароходства Игоря Андреевича Киселева.
До войны Игорь Андреевич работал на пароходах, был масленщиком на пароходе «Боцман Лайне». В 1942 году речник Киселев уходит на фронт. После краткосрочных курсов в Ленинградском техническом училище зенитной артиллерии, в Горьковском учебном полку Игоря Андреевича направляют в войска Центрального фронта. Его зачислили во взвод разведки 384-го стрелкового полка 5-й ударной армии. Освобождал города и села России, Белоруссии… В 1944 году был тяжело ранен. Затем лечился в госпиталях Смоленска, Читы. А когда выздоровел, семь долгих лет служил в седьмом отдельном бронетанковом полку. За отвагу и мужество в боях по защите Отечества И.А. Киселев награжден орденом Отечественной войны I степени, медалью «За боевые заслуги»…
В мирное время Игорь Андреевич больше двадцати лет был механиком-наставником Иртышского пароходства по несамоходному флоту, кроме этого, он работал на пароходах, на теплоходе «Беломорский-18», шесть лет был механиком на рефрижераторе № 305. И на мирной вахте Игорь Андреевич отличился - награжден орденом «Знак Почета».

Уважаемые речники Иртыша!   

От имени президиума Иртышского баскомфлота, поздравляю Вас с 65-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне.
День Победы – особенный праздник, и чем дальше от нас уходят события Великой Отечественной войны, тем ярче становится подвиг защитников Родины.
Желаем Вам, дорогие фронтовики и труженики тыла, крепкого здоровья, счастья, мира, тепла и заботы родных людей.
Г. НЕЧАЕВ,
председатель Иртышского баскомфлота.

Мой отец   

Николай Ильич Грушенко – ветеран труда Иртышского пароходства. С 1953 года он работал на судах Иртышского пароходства. Окончив Новосибирское речное училище, а позднее НИИВТ, он прошел все ступени от машиниста парохода до старшего механика пассажирского теплохода «Мусоргский».
С 1967 года Николай Ильич – групповой механик ЦТЭ завода, два года был начальником цеха текущего и навигационного ремонта, а с 1997 года Н.И. Грушенко – директор Тарской РЭБ, где работал до ухода на пенсию.
Его отец – Илья Меркурьевич Грушенко ушел на фронт в первый год Великой Отечественной войны. И 64 года поседевшие сыновья Николай и Петр не знали, где и как погиб их отец. С весны 1942 года красноармеец Илья Меркурьевич Грушенко считался без вести пропавшим. Куда только они не писали – в архивы, военкоматы, музеи и даже в программу «Жди меня». И отовсюду один ответ – «Ваш отец, Грушенко Илья Меркурьевич, пропал без вести 26 марта 1942 года». Но братья не отступали, продолжали бить во все колокола. И наконец-то радостное известие сообщила поисковая экспедиция «Долина», штаб которой находится в городе Старая Русса Новгородской области. Эту новость получил в 2006 году Тевризский военкомат, откуда И.М. Грушенко уходил на фронт. В сообщении говорилось, что в местах боевых действий у деревни Соколово Старорусского района найдены останки красноармейца и медальон. Именно этот медальон и открыл тайну братьев Грушенко. 8 мая 2006 года останки погибшего воина были перезахоронены на братском кладбище в д. Кобылкино Старорусского района.
Через год в районе боевых действий и у братской могилы побывали Николай Ильич Грушенко и его племянница Татьяна Петровна. (Об этом наша газета рассказывала 14 июня 2007 года).
А сегодня Николай Ильич вспоминает, как началась Великая Отечественная война. Тогда ему шел седьмой год.
- Мне отчетливо запомнилась весна 1941 года. Была большая вода. А мы жили в Ивановом мысу Тевризского района. Мы с отцом стояли в огороде на склоне горы, через лужайку, в трехстах метрах от нас протекал Иртыш. Огромные льдины, выйдя из поворота, шли прямо на наш берег, громоздясь друг на друга. Могучая река на своем пути сметала все. Плыли сараи, строения, лес. От реки тянуло холодом. После ледохода пришел пароход и привел баржу для погрузки зерном. Вода настолько поднялась, что состав подошел к самым складским помещениям. Пароход оказался в деревне. Радовались все, но особенно дети.
Безмятежное детство не успев начаться, резко оборвалось. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. В этот день все мужское население собралось в колхозной конторе, женщины собирались группами что-то говорили и плакали. Лица у всех посуровели. На другой день провожали первую партию мужчин на призывной пункт в Тевризский районный военкомат. Молодые парни боялись, что не успеют добраться до фронта, как закончится война. Ровно через два месяца были проводы старших возрастов, где был и наш отец.
В день отъезда за деревней собрались все жители. Проводы были тяжелые. Повсюду слышался плач, плакали матери, жены, дети. Стали прощаться. Мать на руки взяла Толю, сестренка Аня держалась за подол матери, а мы с Петром стояли около нее. Отец наказывал старшему брату беречь мать, слушаться и помогать ей присматривать за младшими, быть примером, хорошо учиться и писать ему письма обо всех домашних и колхозных делах. А матери сказал, чтобы она, если не будем слушаться, проводила воспитательную работу с прутом, далее попросил, чтобы о нем не беспокоились, нам за него краснеть не придется, а если убьют, чтобы знали, что у нас был отец и всегда любил свою семью. Потом всех обнял, поцеловал, меньших подержал на руках и тихо сказал: «Тоня, береги себя, тогда и детям будет хорошо». Простившись, мобилизованные сели на телегу и поехали на призывной пункт. Мы стояли на дороге и долго махали руками, пока повозка не скрылась из вида, а старший брат Петр бежал за ними столько, насколько хватило сил. Это расставание запомнилось на всю жизнь, так как отца больше мы не видели.
Потом стали ожидать пароход, который повезет мобилизованных в Омск. Связи не было, и никто не знал время его прохождения около Иванова мыса. Встретить и проводить, быть может, в последний раз, на пристани собралось много народа, со всех близлежащих деревень. Дети постарше поминутно прикладывали ухо к земле около реки и надеялись услышать стук колесных плиц об воду, который передается по воде на многие километры, но все было тихо. Дежурили ночами и прокараулили. Пароход рано утром, осветив прожектором берег, дал прощальные гудки и стал проходить пристань. Услышав шум, все бросились к реке, но он не остановился, лишь сбавил ход и прижался к берегу, насколько позволила глубина. Люди бежали по берегу вдоль реки, кричали, махали руками, плакали. Бежали до тех пор, пока не преградила путь речка, вытекающая из озера. Палуба правого борта парохода была полностью заполнена призывниками. Они смотрели на бегущих людей, узнавали своих, махали руками и кричали: «Берегите себя, мы победим и приедем». А потом послышались звуки гармошки и, как взрыв, раздалась песня, все остановились. Пели на уходящем пароходе. Из песни мне запомнилось несколько слов «Прощай, страна моя родная, быть может, насмерть еду я». Пароход скрылся за поворотом, а песня слышалась долго, заглушая стук колес парохода. Люди на берегу стояли в оцепенении до тех пор, пока были слышны звуки песни. Затем, словно проснувшись, начали плакать, заполняя прибрежную поляну стонами и громкими рыданиями. Немного успокоившись, вереница людей с котомками, туесами, корзинками двинулась в обратный путь к своим жилищам, унося скорбную печаль на своих лицах, оставаясь наедине со своим горем.

Фронтовики вспоминают   

Виктор Петрович Семененко на фронт был призван в январе 1943 года. Боевой десантник воевал в 8-й гвардейской воздушно-десантной бригаде. На его счету 57 боевых и тренировочных прыжков с парашютом. За мужество и отвагу сибиряк награжден орденом Отечественной войны, медалями: «За отвагу», «За взятие Вены», «За взятие Праги»…
- Мне пришлось воевать в Европе – в Венгрии, Австрии, Чехословакии. Долгожданный День Победы встретил в Братиславе. Праздновать долго не пришлось. Мы спешили на помощь Праге. Трое суток практически без сна и отдыха преодолевали альпийские горы. 12 мая 1945 года в окрестностях чехословацкого городка Таборы встретились с американцами. Встреча была исключительно теплой и запоминающей. Американцы с гордостью говорили о русском солдате и об успехах Красной Армии. После этого нас задержали в Венгрии, где вылавливал недобитых фрицев, власовцев и бандеровцев…
На реке Виктор Петрович с 1948 года. Прошел долгий путь от кочегара до капитана. На капитанском мостике В.П. Семененко стоял 30 навигаций. Водил большегрузные составы, доставлял трубы большого диаметра из Нового Порта в Надым и Уренгой. За трудовые успехи награжден медалью «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири». А еще отважный десантник, капитан Виктор Семененко – художник, автор многих картин об Иртыше, флоте и сибирской природе.
 

Открылась выставка   

В Омске в выставочном центре «Континент-2» открылась выставка «Так добывалась победа».
Проект организован правительством Омской области к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. На выставке омичи смогут познакомиться с оборонной промышленностью, транспортом, сельским хозяйством, культурой, медициной Омской области в годы войны. Посмотреть на выставке есть на что. Во время войны в Омск эвакуировали несколько заводов, детских и медицинских учреждений.
Всего на выставке около 300 экспонатов, которые рассказывают о жизни Омской области в те непростые военные годы. Среди этих экспонатов есть стенд, где рассказывается, как жили и работали речники Нижне-Иртышского речного пароходства.

Выстояли и победили   

Осенью 1943 года Михаилу Емельянову было 17, когда его мобилизовали на фронт по досрочному призыву.
Несовершеннолетних мальчишек отправили в Челябинскую область в школу снайперов. Оттуда, уже в 1944-м он попал на 1-й Украинский фронт в 3-ю танковую армию.
Первый бой Михаил Иванович принял на Сандомирском плацдарме. И уже после нескольких сражений получил осколочное ранение в ногу и свою первую награду. Тот бой ветеран помнит в мельчайших подробностях. Он – командир отделения. В подчинении одиннадцать человек, по возрасту – годятся в отцы. Вечером немцев выбили из траншеи, а ночью те обошли наших с тыла и, коверкая русское «Ура!», пошли в наступление. Наши отстреливались яростно и, в конце концов, фрицев уничтожили, не дав им осуществить свой коварный план. За это Емельянов был представлен к медали «За отвагу».
После госпиталя, в котором молодого бойца выучили на санинструктора, Емельянов попал в минометный полк. Там он, получивший лишь азы медицинской профессии, после гибели фельдшера и тяжелого ранения врача, взял на себя ответственность и оказывал посильную медпомощь раненым бойцам.
Фронтовые дороги М.И. Емельянова тянулись около полутора лет. После первой боевой награды, он был представлен к медали «За взятие Берлина», «За Победу над Германией», «За освобождение Чехословакии». Позже к ним прибавилось еще несколько юбилейных.
Победный день старший сержант Емельянов встретил в Чехословакии. И когда сейчас он смотрит по телевизору документальные кадры о том, как радовались советским воинам – освободителям жители европейских стран, вспоминает именно тот день.
После войны Михаил Иванович выбрал мирную профессию строителя. Работал столяром в СМУ Иртышского пароходства

Газета в военной шинели   

Во время войны в Нижне-Иртышском пароходстве выходила газета «Речник Иртыша». Она правдиво освещала жизнь флотских коллективов, рассказывала о подвигах речников в тылу и на войне.
Например, в 1942 году газета «Речник Иртыша» в заметке «На танковую колонну – «Боевые подруги» писала: «Женщины, работающие на Омском судоремонтном заводе, продолжают сбор средств на постройку танковой колонны «Боевые подруги». На 3 февраля 1942 года сумма средств, собранных наличными деньгами, достигла 2000 рублей.
Женщины, работающие в управлении речных путей Иртышского бассейна, на общем собрании вынесли решение: отчислить в фонд постройки танковой колонны «Боевые подруги» однодневный заработок.
Совет женщин пристани Омск организовал сбор средств на строительство танковой колонны. Собрано 215 рублей…»
В 1943 году флотская газета писала: «…Работники управления пароходства организовали сбор подарков фронтовикам к 26-летию Октябрьской Революции: 150 пачек табаку, 10 флаконов одеколона, сливочное масло, пряники, конфеты…
Коллектив Омской пристани отправил фронтовикам кроме масла, колбасы, печенья, 100 кг огурцов со своего подсобного хозяйства. Сотрудники управления пути послали на фронт индивидуальные подарки. К каждому из них приложено письмо к воину Красной Армии. Кроме этого, отправлено 30 кг рыбы.
В коллективе бассейнового управления пути с большим успехом проходит сбор средств на подарки фронту. Путейцы посылают на фронт теплые вещи и постельное белье. Уже отправлено 97 шапок, 20 пар кожаных рукавиц, много постельного и нательного белья».
 

Имя на мемориале   

Качалин Николай Лукьянович, гвардии старшина работал на Омском судоремонтном заводе с 23 апреля 1939 года по 8 сентября 1942 года. Был масленщиком на пароходе «Байдуков», слесарем судоремонтного цеха. Учился в Омском РУ. В Красную Армию призван в сентябре 1942 года. Участвовал в боях на Курской дуге, освобождал города и села Советского Союза. В бою под Гомелем был тяжело ранен. Умер от ран 10 января 1944 года. Похоронен в братской могиле в д. Носовичи Гомельской области (Белоруссия). Родился Николай в 1924 году, погиб в 1944 году, ему тогда не было еще и двадцати лет. В конце декабря 1943 года, за десять дней до того страшного и последнего боя старшина Николай Качалин писал маме в Омск: «Пишу письмо под свист пуль и взрывы мин. Мама, ничего – живы будем, за все отомстим немцам, а сейчас пока будем бить немца до последнего дыхания, не считая, что я уже три раза раненый…»
В 1969 году мама гвардейца Качалина Евгения Федоровна съездила в Белоруссию, побывала на месте захоронения сына. Помните слова из песни: «Жизнь, ты помнишь солдат, что погибли тебя защищая?». Никто не забыт и ничто не забыто. Помнят о них не только родные, помнят их в тех коллективах, где они когда-то трудились, любили, дружили и просто, как мы с вами сейчас, мирно жили.
Имя гвардейца Качалина выбито на мемориале, посвященном речникам, не вернувшимся с полей сражений.

Хроника   

♦ За годы Великой Отечественной войны Омская область послала на фронт 286.639 человек. 144 тысячи воинов не вернулись с полей сражений, погибли в боях, пропали без вести, умерли от ран в госпиталях.
♦ В боевых действиях принимали участие сформированные в Омске шесть стрелковых, две кавалерийские дивизии, отдельная добровольческая стрелковая бригада, отдельная морская стрелковая бригада, две отдельных лыжных стрелковых бригады, два отдельных минометных полка, отдельный линейный батальон связи и другие части. Неувядаемой славой покрыли свои знамена такие соединения, как 308-я (120-я гвардейская) стрелковая Рогачевская Краснознаменная орденов Суворова и Кутузова дивизия, 178-я Кулагинская Краснознаменная стрелковая дивизия, 362-я стрелковая Верхнеднепровская Краснознаменная орденов Суворова и Кутузова дивизия, 364-я стрелковая Тосненская Краснознаменная дивизия.
♦ Омская область стала кузницей военных кадров. За годы войны только пять военно-пехотных училищ подготовили свыше 20 тысяч командиров стрелковых, пулеметных и минометных взводов. А количество военно-учебных заведений за это время возросло с пяти до двенадцати. Кроме того, в Омске размещались военный факультет 2-го Московского медицинского института и различные курсы.
Родина высоко оценила доблестный ратный труд воинов-сибиряков. 135 Героев Советского Союза, 35 полных кавалеров ордена Славы взрастила омская земля. Десятки омичей стали участниками Парада Победы на Красной площади 24 июня 1945 года. В числе Героев Советского Союза – три женщины. Это Мария Ивановна Долина, Нина Максимовна Распопова и Мария Никитична Цуканова.
(Из «Книги Памяти»).
 

Флот - моя судьба   

15 апреля в актовом зале Управления Иртышского пароходства прошла презентация книги Генерального директора ОАО «Иртышское пароходство» И.И. Яновского «Флот – моя судьба». В зале собрались работники Управления пароходства, ветераны труда и флота, дети героев книги, курсанты Омского речного училища, студенты Омского института водного транспорта.
Первое слово было представлено автору книги, профессору, заслуженному работнику транспорта Российской Федерации И.И. Яновскому.
- Почему я стал писать эту книгу? - С этого вопроса Иван Иванович начал свое выступление. – Во-первых, в апреле 2006 года прошли юбилейные торжества, посвященные 160-летию организованного судоходства по рекам Сибири, которые напомнили мне о многих ярких событиях из истории Иртышского пароходства. Вторым толчком к написанию этой книги стал тот факт, что 60 лет из этой знаменательной даты судьба связала меня с речным флотом. И, конечно, пройденный мною путь, а также судьба моего поколения не должны были остаться незамеченными. В далеком уже 1947 году, сдав все экзамены на «отлично», я стал курсантом Омского речного училища. День зачисления курсантом считаю самым счастливым днем в моей жизни.
Затем Иван Иванович вспомнил о преподавателях Омского РУ, о наставниках на флоте и, конечно, очень тепло говорил о коллективе Омского судоремонтно-судостроительного завода, где трудился четверть века, в том числе 11 лет – директором этого предприятия.
Книга «Флот – моя судьба», не раз подчеркивал И. Яновский, не столько обо мне, сколько об Иртыше, о пароходстве, его людях, о времени и о важнейших событиях в истории Иртышского пароходства, форпоста на сибирских реках. Автор книги поблагодарил всех, с кем судьба свела его по жизни, кто помогал в становлении его как личности, у кого учился быть руководителем, ученым и просто – человеком. В истории Иртышского пароходства было все: сложные годы становления, взлеты и падения, разъединения и объединения… Однако пароходство, несмотря на всевозможные «рифы», выстояло, живет и развивается.
Непростое время переживает пароходство и сегодня.
- Мы и этот кризис переживем, - твердо заверил в заключение И.И. Яновский, - верю, что эти трудные времена скоро закончатся, и в наши паруса подуют ветры добрых перемен.
Затем выступил литературный редактор книги Г. Вставский. Он отметил, что запечатлеть уходящее время, историю своего поколения, рассказать о людях, с кем посчастливилось работать в течение 60 лет – это нужное и благородное дело. На его взгляд, очерковая часть книги – важнейшая составная часть этого издания.
Книга хорошо иллюстрирована. На форзацах и мелованных вклейках интересные фотографии, многие из них теперь уже являются историческими, на некоторых – запечатлены такие события, которые уже никогда не произойдут и люди, которых, к великому сожалению, уже нет.
Книга издана в Омской областной типографии, где работают настоящие профессионалы печатного дела. По мнению выступающего, книга «Флот – моя судьба» нашла своего читателя. И прежде всего – среди молодых речников, курсантов и студентов Омского института водного транспорта, где полезно было бы провести читательские конференции.
После этого к микрофону выходили участники презентации. Запомнилось выступление дочери Героя Социалистического Труда В.В. Назарова – Валентины Васильевны.
- Я с большим интересом и удовольствием прочитала книгу. На ее страницах встретила многих заводчан, капитанов, с кем работал мой папа. Я знала капитана А.К. Уразаева, заместителя директора завода по флоту Н.И. Ланькова, мастера механосборочного цеха Е.С. Мешкорудного и других. Спасибо, Иван Иванович, за память о моем отце…
Ветеран труда А.И. Лепшин также дал высокую оценку книге И.И. Яновского. Александр Иванович вспомнил 80-е-90-е годы, когда работал в пароходстве и вместе с автором этой книги приходилось решать многие вопросы.
Отдал должное автору книги и другой ветеран флота и пароходства Н.И. Ланьков.
- Книга нужная, - подчеркнул Николай Иванович, - а потому она получила широкую известность. И не только в Иртышском пароходстве, но и в Тюмени.
Он зачитал отзыв потомственного речника, бывшего капитана пассажирского теплохода «Генерал Карбышев» В.П. Белоглазова. По словам ветерана труда из Тюмени, многие герои книги ему знакомы, особенно капитаны. Такие, как Владимир Александрович Вронский, Константин Витальевич Оносов. (Подробнее отзыв В.П. Белоглазова напечатаем позднее на страницах «РИ»).
Встречу читателей с автором книги ветеран труда, речник, омский писатель Александр Токарев назвал «праздником души». Он поблагодарил И.И. Яновского и всех, кто помогал ему за большой творческий труд.
- Теперь эта книга не ваш «товар», - отметил Александр Петрович, - ее необходимо больше пропагандировать среди речников, книга поможет расширить горизонт знаний, лучше и больше узнать историю Иртышского пароходства.
В заключение выступил автор – Иван Иванович Яновский. Он искренне поблагодарил собравшихся в зале за высокую оценку книги. Студенты Омского института водного транспорта подарили И. Яновскому роскошный букет цветов. А Иван Иванович еще долго дарил свой автограф на книгах, с которыми подходили к автору и ветераны труда, и юные речники.

Гвардии рядовой   

Этим званием Рафаэль Александрович Мольков гордится всю жизнь. А еще тем, что воевал в пехоте. На себе испытал – рядовые пехоты всегда на передовой.
Из всей родни Мольковых воевал с фашистами только дядя, который, к слову сказать, дошел до Берлина и вернулся с Победой домой. Да еще тетя была начальником госпиталя, правда, в тылу. В декабре 42-го Рафаэль записался в добровольцы. 18 лет ему исполнилось уже на фронте.
Молодой мальчишка попал под Курск.
- 5 июля 1943 года на нашем участке немцы пошли в наступление, - вспоминает ветеран. – Бои были ожесточенные, с рассвета до темноты. Вначале оборонительные. А 12 июля наши перешли в наступление. Я воевал в составе 5-й гвардейской общевойсковой армии. Одновременно наступление вела 5-я танковая армия под командованием П.С. Рыбалко. В те дни смешалось все – техника, люди, грязь, пыль, запахи: трупный и пороховой. Было не разобрать, - где ночь, где день. Курская битва стала знаковым сражением Отечественной войны. После нее наступлений такого масштаба фрицы не предпринимали. Но тогда мы, конечно, не подозревали, что именно наши бои коренным образом изменят ход войны. Единственное, что мы тогда испытывали, глядя на сожженную дотла хваленую гитлеровскую технику: «фердинандов» и «тигров», - это гордость за свою армию, за советский народ.
Война для Молькова была короткой. 21 июля в разгар Курской битвы, когда в очередное наступление пехотинец ехал на броне танка, он получил тяжелое осколочное ранение в левую руку. После длительного лечения в госпитале 31 декабря 1943 года его комиссовали.
Девятнадцатилетнего фронтовика на родине в Горьковской области назначили инструктором райкома комсомола. А в победном 45-м Рафаэль поступил в ГИИВТ. После приезда в Омск волжанин работал вначале в порту старшим инженером-техником, начальником грузового участка, затем диспетчером Омского участка на Зеленом острове, с 1965 года, в течение 10 лет был начальником отдела кадров пароходства, а последние 11 лет – начальником Омского райуправления.
Боевая награда за Курскую битву нашла Р.А. Молькова спустя двадцать лет. Той медалью «За боевые заслуги» фронтовик особенно дорожит.
16 мая Рафаэлю Александровичу исполняется 85 лет! Все жизненные дороги он прошел рядом с верной спутницей Лилией Владимировной Дольновой, выпускницей ЛИИВТа, которая все годы проработала старшим инженером конструкторского бюро Омского порта. Они вместе уже 57 лет!
Мы от души поздравляем фронтовика и ветерана Иртышского пароходства с двойным праздником: Днем Победы и личным юбилеем. Здоровья вам, Рафаэль

За брата и отца   

Война уже три года собирала по городам и весям свою кровавую жатву. Не обошла она и дом Колесниковых. Еще в сорок первом ушел старший брат Николай на защиту Сталинграда, да там и сгинул. Затем призвали отца - Василия Михайловича. В 44-м пришла пора надеть шинель восемнадцатилетнему Аркадию. Мать с пятью младшими осталась одна горе мыкать.
Он попал в отдельный истребительный противотанковый дивизион 3-го Белорусского фронта. Военные действия к тому времени велись уже на территории противника, и первый бой Аркадий принял в Восточной Пруссии. Немец на своей земле дрался отчаянно, стоял насмерть, каждое продвижение вперед давалось нелегко и сопровождалось большими потерями. Состав артиллерийского расчета – пять человек, обслуживающих 76-миллиметровую пушку, менялся не один раз. Был ранен в руку и Аркадий. А после госпиталя – опять в строй. Особенно тяжелые бои, вспоминает Аркадий Васильевич, были за Кёнигсберг. Но именно тогда с особой радостью вели они подсчет горящим самоходкам, «тиграм», «пантерам».
Но Великая Отечественная война не закончилась для рядового Колесникова победным майским днем. Она продолжилась на Востоке с другим противником – японцами.
Уже в мирное время, когда Аркадий Васильевич работал вначале кочегаром на пароходах, затем механиком на дизельном флоте, его нашли боевые награды. Он награжден орденом Славы III степени, орденом Отечественной войны I степени, медалью «За взятие Кенигсберга», медалью Жукова… Всего фронтовик имеет тринадцать наград, в том числе и юбилейную «65 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Подписка   

С 1 апреля во всех почтовых отделениях связи Омска и области началась подписка на второе полугодие 2010 года. Вы, уважаемые читатели, можете подписаться и на газету «Речник Иртыша».
На страницах флотской газеты вы найдете репортажи, статьи, информации и заметки о событиях, которыми будут жить ОАО «Иртышское пароходство», другие флотские коллективы и учебные заведения. По-прежнему мы будем рассказывать о новостях из других бассейнов страны и о самых интересных событиях Западно-Сибирского региона и Омского Прииртышья.
Подписная цена на один месяц – 8 рублей, на шесть – 48 рублей. Услуги связи по доставке газеты оплачивает издатель - ОАО «Иртышское пароходство».
Индекс «Речника Иртыша» – 53090.

Сообщение   

О ПРОВЕДЕНИИ ГОДОВОГО ОБЩЕГО СОБРАНИЯ
ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «ИРТЫШСКОЕ ПАРОХОДСТВО»

Открытое акционерное общество «Иртышское пароходство» сообщает своим акционерам о том, что годовое общее собрание акционеров состоится 21 мая 2010 года в 14.00 по месту нахождения общества: г. Омск, пр. К. Маркса, дом 3 (Актовый зал).
Собрание проводится путем совместного присутствия акционеров для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, с предварительным направлением (вручением) бюллетеней для голосования до проведения годового общего собрания акционеров.
Время начала регистрации участников собрания: 21 мая 2010 года с 13.00.
Список лиц, имеющих право на участие в годовом общем собрании акционеров, составлен по данным реестра владельцев именных ценных бумаг общества по состоянию на 6 апреля 2010 года.
Повестка дня
1. Утверждение годового отчета общества за 2009 год.
2. Утверждение годовой бухгалтерской отчетности, в том числе отчетов о прибылях и убытках общества; утверждение распределения прибыли по результатам финансового года, в том числе выплата (объявление) дивидендов; утверждение размера вознаграждения членам совета директоров, членам ревизионной комиссии.
3. Избрание членов совета директоров общества.
4. Избрание единоличного исполнительного органа (генерального директора) общества.
5. Избрание членов ревизионной комиссии общества.
6. Утверждение аудитора общества.
Участнику годового общего собрания акционеров необходимо иметь при себе бюллетень для голосования, а также паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, а для представителя акционера — также доверенность на право участия в годовом общем собрании акционеров и (или) документы, подтверждающие его право действовать от имени акционера без доверенности.
Акционеры могут направить (сдать) бюллетень для голосования в общество или проголосовать на собрании.
Заполненные бюллетени для голосования, полученные обществом за два дня до даты проведения годового общего собрания акционеров, учитываются при определении кворума и подведении итогов голосования. Акционеры, бюллетени которых будут получены обществом в указанный срок, считаются принявшими участие в собрании.
Почтовый адрес, по которому направляются заполненные бюллетени для голосования: 644043, г. Омск, ул. Кемеровская, дом 10, каб.202, тел.: 25-05-50 (регистратор реестра акционеров ОАО «Иртышское пароходство» ЗАО «Регистраторское общество «СТАТУС»).
С информацией (материалами), подлежащей предоставлению акционерам при подготовке к проведению годового общего собрания акционеров, можно ознакомиться, начиная с 28 апреля 2010 года до даты проведения и во время проведения собрания по адресу: 644024, г.Омск, пр. К. Маркса, дом 3, каб.327 (тел.: 31-85-77).
Совет директоров общества

Мы, друзья - однополчане?   

До победного 45-го Николай Афанасьевич Гой не догадывался, что день его рождения станет особенным и знаменательным. Он родился в ничем не примечательный майский день девятого числа 1919 года.
Родился в Херсоне, учился в Одесском техникуме, накануне войны электротехнику Херсонского судоремонтно-судостроительного завода исполнилось 22.
В августе 1941 года началась спешная эвакуация завода на Волгу. Туда, казалось, немцы не дойдут никогда. Эвакуация проходила под бомбежками. Их эшелон бомбили и с воздуха, но обошлось… В Ульяновске, куда прибыл завод, Николай работал мастером, затем его направили в один из районов Сталинградской области заниматься сельским хозяйством вместо департированных в казахские степи немцев Поволжья.
На фронт Николая призвали 30 декабря 1941 года. А через неделю он был уже курсантом танкового училища. Из молодого пополнения быстро сформировали часть и направили ее вместе с танками на южное направление - защищать Сталинградские рубежи. Три долгих и тяжелых месяца оборонительных боев под Сталинградом закончились для Николая в одночасье, - когда в его танк попал снаряд, стрелок – радист был убит, а он тяжело контужен. До контрнаступления советских войск оставались считанные дни, но ликование по этому поводу он испытывал уже далеко от Сталинграда.
После выздоровления Гоя направили на Челябинский танковый завод, а затем в Казахстан, получать новые танки. В Берчогуре, где расположилось эвакуированное с Волги Камышинское танковое училище его как специалиста – электротехника оставили строить систему подзарядки танковых аккумуляторов. Затем в 1943 году это училище было переведено в Омск, где Николай Афанасьевич работал преподавателем электротехники, тогда же сдал экзамены экстерном и получил, наконец-то, звание лейтенанта.
В 1964 году майор Н.А. Гой ушел в отставку. А чуть ранее в Германии, где он служил при штабе 3-й Ударной армии, познакомился с С.Я. Кудрявцевым, бывшим директором Омского судоремонтно-судостроительного завода. После того, как Сергей Яковлевич ушел с завода, он четыре года работал в ГДР, был представителем МРФ по приемке судов. В 1965 году Кудрявцева назначают директором строящейся Иртышской РЭБ флота. Тогда же он приглашает к строительству нового предприятия в качестве наставника по связи и радионавигации Н.А. Гоя.
Николаю Афанасьевичу новое дело и новый коллектив речников пришлись по душе настолько, что он проработал в РЭБ 18 лет. Все эти годы возглавлял ремонтную радиомастерскую и одновременно ремонтную радиолокационную станцию.
У бывшего кадрового офицера хранится множество наград за ратный труд и служение Отечеству. Но особенно дорожит он теми, что получил во время войны: орденом Отечественной войны III степени и медалью «За боевые заслуги».
Поздравляем ветерана войны и труда с Днем Победы и 91-летием. Желаем здоровья и активного долголетия.
Н. ОЛЕНИЧЕНКО.

Письмо из войны   

Архив семьи. За много лет
Накапливался он невольно,
Весь перебрав, нашел портрет,
А с ним солдатский треугольник.

То было дедовским письмом,
Его портрет и лист бумаги
С чуть-чуть надорванным углом –
Кусок линованной тетради.

Он мне о многом говорит,
Лист пожелтевший за полвека,
Ничто не значащий на вид…
За ним я вижу человека.

Про Родину дед не писал,
Про малую или большую,
Он, видно, в сердце их держал,
Не поминая даже всуе.

Да, видно, добрым был мой дед,
Война его не очерствила,
Он в первых строчках слал привет
Любови, что его любила.

Потом бесчисленной родне
И сыну с дочкой – всем отдельно!
В письме ни слова о войне,
И лаконично все предельно.

Там, под заснеженной Москвой,
Дрались сибирские бригады,
Мой дед, рванувшись в этот бой,
Остался, не ища награды…

Я вижу дедовский портрет,
В письмо вникаю, как в посланье
Из той войны. Мне шлет привет
Мой дед. С любовью. С пониманьем.
Юрий ПОЛЕВ.
 

И в тылу ковалась победа   

От того, насколько крепок был тыл во многом зависели фронтовые успехи. И поэтому везде – на военных заводах, на колхозных полях и фермах, в тайге и степях трудились люди не покладая рук.
На флоте в годы войны, как повсюду, пришлось привлекать подростков. В двенадцатилетнем возрасте Николаю Ланькову пришлось идти в навигацию не в качестве пассажира с отцом (как было доселе), а в качестве ученика рулевого парохода «Волга».
Первая рабочая навигация была не из легких. Пароход работал на дровах и угле. Но какие силы у двенадцатилетних мальчишек? А поди ж ты, старались таскать наравне со взрослыми, чтоб не показаться слабаками. А потом буквально падали от усталости. Да и могло ли быть иначе? Ведь на борт брали 700 кубометров дров (это столько, что на палубе проходили боком), а бункер вмещал 90 тонн угля.
Особенно запомнилась вторая практика. И потому, что впервые проходила она на пассажирском пароходе, и потому, что было это летом победного 45-го года.
С тех пор прошло 65 лет. Но той суровой, а порой и жестокой школе жизни Николай Иванович Ланьков благодарен. Среди его многочисленных наград почетное место занимает медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

К построению готовы   

   Для участия в торжественном построении, посвященном 65-й годовщине Победы, определены три теплохода Иртышского пароходства. Суда будут установлены на левой кромке судового хода участка Омского рейда в кильватер в следующей последовательности: «Николай Животкевич», «Беломорский-23», ОТА-964.
На кормовых флагштоках судов будут подняты Государственные флаги РФ, на фок-мачте – вымпел пароходства, а также флаги расцвечивания.

 В столовой заводской   

   14 апреля на левом берегу Иртыша состоялось торжественное открытие заводской столовой Омского ССРЗ. Заводчан поздравили с этим событием заместитель генерального директора ОАО «Иртышское пароходство» П.П. Ведерников и директор завода Е.Б. Ходулев.
Рабочая столовая на этом предприятии и раньше была. Но посетителей было мало, да и не пользовалась она уважением среди судоремонтников. Арендатор не стремился поднять здесь культуру обслуживания, да и качество блюд не отвечало современным требованиям. Совет директоров Иртышского пароходства решил расторгнуть договор и сделать заводскую столовую по-настоящему рабочей. Силами пароходства был выполнен ремонт обеденного зала, других помещений столовой. Обновили оборудование, набрали новый штат. Теперь столовая стала закрытого типа, а кадры ее входят в штат завода.
- Решение было принято, - пояснила директор столовой Ольга Соловьева, - и мы с помощью речников провели здесь большую работу. Сегодня средняя цена обеда – 40-45 рублей. В стоимость блюд, - продолжила Ольга Сергеевна, - сейчас не входят затраты на аренду, электроэнергию и наша зарплата.
Конечно, экономически столовая не выгодна. Но пароходство даже в это нестабильное время пошло на такие перемены. Забота о своем коллективе важнее прибыли и доходов. Руководство пароходства сознательно пошло на дополнительные затраты. Кроме значительного удешевления стоимости блюд, заметно изменилось к лучшему качество предлагаемых услуг, улучшилась культура обслуживания. И люди пошли в свою столовую. А это – главный показатель заводского пункта питания.
Сегодня ежедневно здесь обедают 80-100 человек. А в период массовой сдачи флота в эксплуатацию желающих получить здесь горячее питание будет еще больше.

Разделы сайта