Курьер   

?Харасавэй. Очередную партию дизельного топлива доставят в самую дальнюю точку Заполярья «Ленанефти-2034 и 2010». РТ-715 доведет свой груз до острова Начальный, где впоследствии перевалит его на большегрузный танкер.
?Мыс Трехбугорный. Продолжаются перевозки сырой нефти из Андры и Нумг экипажами девяти «Ленанефтей».
?Ямбург. Составы РТ-736, РТ-789, РТ-788 вывозят щебень из Лабытнанг до острова Начальный. Там их груз передается теплоходам ОТА-964, ОТА-975, ОТА-962, которые доставляют его адресату.
?Се-Яха. Из Ямбурга с партией нефтегруза ушли «Николай Животкевич», ТН-733, ТН-736.
?Гыда. Продовольственные товары доставил сюда экипаж «Беломорского-28».
?Салехард. В первых числах сентября началась отгрузка авиакеросина с ОНПЗ потребителям Заполярья. С ТС-1 ушли РТ-705, РТ-682, РТ-689.
?Из Сургута назначением Сабетта-Яха - Мыс Каменный ушел ТН-1004, а на р. Таз – ТН-720.
?Омская область. В Белый Яр Тевризского района продолжается завоз ЖБИ и труб.
Каменный уголь для потребителей Большеречья и Тары доставляют РТ-675, БТ-307.
?Байдарацкая губа. Подходы к портопункту Харасавэй разрабатывает землесос «Олег Стрельченя».
?р. Надым. На тразитных работах заняты земснаряды «Иртышский-701», «Иртышский-703».
?Протока Само-Посл. Земснаряд «Иртышский-504» разрабатывает в этой протоке судовой ход.
?Малая Обь. В связи с обнаружением твердых и глинистых грунтов вместо земснаряда «Иртышский-727» сюда прибыл «Иртышский-205» Омского РВП.
?р. Казым. Земснаряд «Иртышский-727» приступил к разработке перекатов на этой реке.
?Ханты-Мансийск. Протоку Самаровскую разрабатывает землесос «Надым».
?р. Тобол. Транзитными работами занят земснаряд «Иртышский-710».
?р. Иртыш. Землесос «Иртышский-1030» разрабатывает перекаты ниже Омска.
?Омск. 6 сентября из Омска в Тевриз в последний пассажирский рейс ушел «Восход 44». 8 сентября скоростные суда завершили навигацию-2007.
17 сентября в последний пассажирский рейс из Омска на Салехард уходит теплоход «Родина».
?Усть-Ишим. Из этого северного района получено благодарственное письмо, в котором Комитет образования Усть-Ишимского района благодарит руководство Иртышского пароходства, а также коллектив Усть-Ишимской пристани за слаженную работу по доставке выпускников школ в районный центр. Цель была одна – выпускникам надо было сдать единый государственный экзамен. Речники с этой задачей справились успешно.
 

Под смену груза   

Теплоход РТ-683 уже вторые сутки стоял у нефтезачистной станции. По нормам баржу после сырой нефти нужно промывать 48 часов. А последним рейсом теплоход привез в Омск как раз сырую нефть. Груз этот «подвернулся» как бы случайно. Когда уже разгрузились после третьего северного рейса в Салехарде, получили распоряжение: «Следовать на 101-й км Иртыша».
- Скорей всего нефтеналива для нас больше не будет, - делится капитан дальнейшими планами. – Баржу промоем и поставим на зимний отстой. Взамен примем две трехтысячницы и с ЖБИ отправимся в Тобольск. Впрочем, к смене груза нам не привыкать. И в прошлом году вначале возили уголь по области, а во второй половине навигации – нефтепродукты. Работали до середины октября. На такую же длительность навигации рассчитываем и нынче.
Капитан Сергей Ефстафьевич Гордиевских на этом теплоходе седьмой год. В 2001-м году с отстоя восстанавливал его вместе с механиком Алексеем Николаевичем Меньщиковым.
- 29 августа наш Николаевич ушел на повышение – принял РТ-792. За него мы, конечно, рады, но отпускать классного специалиста не хотелось, - рассказывает капитан. – На смену ему пришел другой Николаевич – Владимир Горенков. Его танкер поставили на разоружение, так что дорабатывать навигацию будет у нас.
На вопрос о дальнейших планах: «Вернется на ТН-706 или останется в этом экипаже?», Владимир Николаевич умолчал. Сказал только, что теплоходы типа РТ имеют ряд преимуществ: «Здесь и жилые помещения комфортнее и технические условия лучше, больше автоматики».
Эту тему подхватил и капитан: «Любое сравнение в пользу «РТ». Говорю это со знанием дела, поскольку на бачках отработал 16 лет». И эта констатация факта была явным приглашением Горенкову оставаться в новом экипаже. Еще бы, капитана понять можно. Хороший механик теплоходу необходим, Горенков с его 20-летним опытом – находка для судовых механизмов. Вообще-то любой капитан радеет за стабильность и минимальную сменяемость команды. Гордиевских – не исключение. С ним второй год трудятся II штурман – II поммеханика Радик Сатышев, III штурман – III поммеханика Артем Лабурец, поммеханика по электрооборудованию – радист Вячеслав Казанцев. Правда, когда записывали должность последнего, он поправил: «Сегодня получили спутниковый телефон, будут устанавливать систему мониторинга, поэтому должность радиста будет упразднена».
Экипажу осталось работать не так много. Навигация идет на убыль. Сейчас, осенью, самые длинные ночи, самые трудные ночные вахты. Но как заверил нас капитан: «К путейцам замечаний нет. С каждым годом они работают все лучше, огней зажигают больше. На Оби зажгли перевальные знаки. Буи стоят везде».

С новосельем, Александр Кувшинов!   

В последнее время на тему жилищных проблем, было посвящено много телевизионных передач, опубликовано статей в федеральных и региональных газетах, а также в многотиражках, в том числе и в «Речнике Иртыша».
Действительно, наш город с каждым днем хорошеет, воздвигаются храмы, спортивные и торговые комплексы и, конечно же, строятся жилые дома. Только вот времена, когда жилье выделялось бесплатно, ушли в далекое прошлое. А в нынешние рыночные времена, когда жилье можно купить, стоимостью за квадратный метр 30-35 тысяч рублей, далеко не каждый гражданин имеет такую возможность. И хотя Конституцией РФ предусмотрено, что каждый гражданин имеет право на жилье, никто не может быть произвольно лишен жилища, однако некоторые граждане не имеют его вообще или имеют такое помещение, которое никак нельзя назвать квартирой.
Так, жильцы дома № 73 в городке Водников, многие из которых бывшие или работающие на наших предприятиях, еще с 2002 года тешили себя надеждой (согласно программе «Переселения граждан РФ из ветхого и аварийного жилищного фонда») получить благоустроенные квартиры. Их дом верой и правдой отслужил более 70 лет (1930 год постройки) и был внесен в категорию ветхого жилья. За пять прошедших лет жильцами сделано множество обращений, пройден путь от чиновников районной, городской администраций до администрации Президента РФ. В чем дело? Почему выполнение «Программы переселения граждан» растянулось на года? Камнем преткновения невыполнения мероприятий по расселению жильцов из ветхого дома оказался новый Жилищный кодекс РФ, вступивший в силу с 1 марта 2005 года. Он, по нашему мнению, несовершенен и издан с ущемлением прав граждан.
Когда я впервые попала в дом № 73 (после обращения в профком завода за помощью нашего работника А. С. Кувшинова), мне до слез было обидно за всех тех людей, которые отработали всю свою жизнь на одном предприятии, уже имеют детей и внуков, а проживают в таких условиях. Особенно стыдно было перед ветераном труда, работником тыла, инвалидом II группы Александром Винидиктовичем Басканчиным, который проживал в одной комнате площадью 11м ² с дочерью-пенсионеркой. Дочь вынуждена была купать ветерана-инвалида в детской ванночке, размещаемой в так называемой туалетной комнате, оборудованной одним унитазом на тринадцать человек и водопроводом с одной раковиной, постоянно востребованной жильцами.
К сожалению, а, точнее, к нашему стыду, 95-летнему ветерану, прошедшему все тяготы военных лет, чиновники в администрациях города давали один ответ: «Согласно Жилищному кодексу жилая площадь предоставляется гражданам, состоящим на очереди для улучшения жилищных условий в округе». А так как А.В. Басканчин очередником округа не являлся, поэтому вопрос о выделении ему благоустроенного жилья и не рассматривался. Надо признать, что и на заводе, когда еще осуществлялось строительство жилья (1990-1995 гг.), ни руководство цеха, ни Совет ветеранов не побеспокоились о пожилом человеке. Сам же ветеран не мог бороться за себя, так и остался один на один со своими бедами.
Но, к счастью, не все жильцы молчали и ждали, когда им выделят… опять коммуналку. Так, работник нашего предприятия Александр Семенович Кувшинов, инвалид III группы, в свое время получивший травму на производстве, обратился за помощью в профком. После этого стали собирать соответствующие документы для обращения в вышестоящие инстанции. Совместно с администрацией предприятия было подготовлено прошение в администрацию города о выделении нового благоустроенного жилья нашему работнику, проводилась юридическая консультация через ФНПР, приглашались корреспонденты газет, составлялось исковое заявление в суд, готовился полный пакет документов. И самое главное – надо было убедить жильцов дома обратиться в суд – единственный орган, в соответствии с Конституцией РФ обладающий правом осуществлять правосудие.
Кто-то сомневался, кто-то не решался вступать в неравную борьбу с чиновниками города. Наш же работник, А.С. Кувшинов, не опустил руки, поверил в правосудие и боролся за свои права до конца.
Сегодня мы с радостью сообщаем, что дело наконец-то выиграно, А.С. Кувшинову выделена отдельная благоустроенная квартира, а не коммуналка, как первоначально предлагалось. Он занят сейчас приятными проблемами переезда в новую квартиру и считает себя самым счастливым человеком.
Басканчину А.В. с его дочерью в день его 95-летия со дня рождения (06.12.2006 г.) была также выделена однокомнатная квартира с небольшой доплатой. Теперь он живет и радуется нормальным условиям, со страхом вспоминает ту оцинкованную ванночку, в которой ему более 20 лет пришлось принимать водные процедуры. Пожелаем Александру Винидиктовичу подольше пожить в нормальных человеческих условиях. Остальные жильцы ждут своей очереди по расселению из аварийного дома.
Выражаем огромную благодарность всем, кто проявил свое участие в переселении жильцов – водников дома № 73 в благоустроенное жилье.
Н. АВИЛОВА,
председатель профкома
Промышленного комплекса.

Корабль знаний- снова в плавании   

Первого сентября город – особенный. В солнечное утро он еще больше светится. Белые рубашки и воротнички тут и там. Бабульки на удачу выставили последние из своих запасов, еще не проданные цветы.
За квартал от Омского речного училища видны группки курсантов, девчонок – студенток, которых с годами в «ракушке» все прибавляется. Вон спешат, убыстряя шаги, а эти сомкнулись в тесный кружок, о чем-то болтают…
Оля Назарова, Настя Сидорова и Алена Грузд – студентки эколого-экономического отделения – считают, что учиться в речном престижно. Первое сентября праздником они не называют, но встречам с однокашниками рады.
Третьекурсники – судоводители Андрей Коробков и Костя Панкратов держатся уверенно. В ответ на тот же вопрос отшучиваются: идем, мол, в бой за оценки, надеемся на победу.
Первокурсники сразу видны. Из общего строя они выделяются прежде всего отсутствием формы, да и оживления здесь поменьше. Андрей Балбенко откровенно волнуется. Поступить на электромеханика ему посоветовали друзья. Знакомые студенты НГАВТа хвалили учебу и, особенно, практику.
Первокурсник судоводительского отделения Сергей Радионов тоже своих чувств не скрывает. Счастлив, что попал в речное, что выполнил обещание, данное деду – подводнику, фронтовику Великой Отечественной.
Замечаю: присела на скамеечку женщина, так волнуется, лица на ней нет! Знакомимся – Татьяна Николаевна Щиголева рассказывает, что 1 сентября не в первый раз сюда, к училищу, приходит. И – душа замирает, слезы на глазах. Переживает за племянника – третьекурсника судоводительского отделения Николая Позднякова¸у которого нет родителей. Благодарна преподавателям и особенно – классному руководителю Ирине Васильевне Дударевой. За участие, внимание и заботу.
Для педагогов 1 сентября тоже день, полный эмоций. Дударева разглядывает знакомые лица, как будто ими любуется. Ирина Васильевна двадцать пять лет преподает в училище химию и биологию. Вспоминает свою предшественницу Г.И. Шаповалову, старается поддерживать лучшие традиции, которыми славятся речники. Она всегда волнуется и радуется успехам своих ребят.
Встречаю хорошо курсантам знакомую, замечательную Галину Георгиевну Муравьеву. Ветеран педагогики каблучками стучит – улыбается! Торопится на свидание с молодостью… Заместитель директора Иртышского филиала по среднему профессиональному образованию Борис Иванович Полевко, как всегда, подтянут и приветлив. Про 1 сентября говорит – не просто праздник, ответственный день: очередная отправная точка. А еще – повод сравнить, разглядеть лица, порадоваться результатам многолетнего преподавательского труда.
Ритуалы праздника сохранены. Вынос знамени, курсантский строй, гимн, исполняемый духовым оркестром, - все осталось прежним. Но на этот раз бывшее ОКРУ имени капитана В.И. Евдокимова приступило к занятиям в новом статусе – как филиал академии, ступень законченного высшего образования. Курсанты обратили свое приветствие к директору филиала НГАВТа Татьяне Ивановне Зайко, именно она открыла праздничный сентябрьский митинг, полный напутственных слов и добрых пожеланий. Они звучали в выступлениях генерального директора ПАО "Иртышское пароходство" И.И. Яновского, руководителя ФГУ «Обь-Иртышводпуть» С.А. Овчинникова, директора по персоналу ОАО «Омский речной порт» А.Б. Никонова, педагога – ветерана Г.И. Мариневич. От имени всех учащихся, в ответ на «твердо и честно носите свое имя» выступил курсант Дмитрий Титарев. Завершилась линейка минутой молчания в память о жертвах многострадального Беслана.
* * *
Первого сентября курсанты привыкли видеть в числе гостей И.И. Яновского, руководителя и для многих – работодателя, а еще бывшего курсанта школы командиров флота. Кажется, за последние годы Иван Иванович ни одной линейки не пропустил. Показалось, что теперь выступал он подробнее и эмоциональнее, чем всегда. Говорил о сегодняшних возможностях, радовался за молодую смену, вспоминал Шестьдесят лет минуло с тех пор, как Иван Яновский после нелегких экзаменационных испытаний был зачислен на первый курс Омского речного. Никогда об этом не пожалел. Сделал прекрасную карьеру. Сегодня он не отделяет себя от курсантского строя, давних друзей и не устает об этом говорить. Флотская тельняшка с надписью «Курсант Яновский», врученная в память о первом сентября 1947 года, ему к лицу.
Г. МАКАШЕНЕЦ.

Мой первый капитан   

В 1979 году я, получив командирский диплом, пришел третьим-третьим на ОТА-934. Капитан Виктор Владимирович Горбунов встретил меня радушно. Был он высокий, крепкий – этакий здоровяк. И как все крупные люди характер имел открытый, добродушный. Человеком был улыбчивым, но когда касалось дела, спрашивал строго.
В 1983 году ему предложили: «Подготовишь себе замену, примешь «Ленанефть». И осенью того же года он передал свой «оташник» мне. Так, за четыре навигации он вырастил из младшего помощника капитана человека, который в ответе абсолютно за все, что происходит на теплоходе. На вопрос: «Не боитесь, что не справлюсь?». Только дружески похлопал по плечу: «В тебе уверен, как в себе».
Однако не все складывалось гладко в капитанской судьбе В.В. Горбунова. В те годы хватало абсурда. Штурвал большегрузного танкера тогда доверяли исключительно коммунистам. Как будто наличие партбилета добавляло профессионализма или ответственности. Помню, доходило до смешного, когда некоторые наши уважаемые высококлассные судоводители, перешагнув пятидесятилетний рубеж, уже накануне пенсии вступали в партию лишь затем, чтобы им доверили водить крупные теплоходы.
Виктор Владимирович коммунистом не был. По этой причине встал не к штурвалу «Ленанефти», а спустился в ее машину. Четыре года проработал механиком, и лишь когда получил партбилет, принял «Ленанефть-2028».
К сожалению, умер Виктор Владимирович очень рано в 39 лет. Умер оттого, что не берег себя. Работал и за себя, и за штурманов. Смерть подстерегла его прямо на теплоходе. Врачи констатировали кровоизлияние в мозг.
В. СЫСОЕВ,
капитан РТ-791.

Из почты читателей   

Нашу газету читают не только в Омске, Черлаке или в Таре. Доходит она и до Тюмени, Тобольска, Салехарда. А некоторые номера еще дальше – даже до Якутска.
На этот раз приводим отрывок из письма, которое пришло в музей Иртышского пароходства из Новокузнецка.
ПРИВЕТ ИЗ КУЗБАССА!
Здравствуйте, Анатолий Дмитриевич!
Получил ваше письмо, за которое огромное спасибо. Особенно за газету «Речник Иртыша»! Это был для меня настоящий праздник! Показалось, что исчез новокузнецкий смрад и повеяло чистым приятным воздухом с незабываемым «запахом тайги». Я до сих пор частенько достаю письмо и газету – читаю, вспоминаю прошлое, успехи и неудачи…
М. ЛИСТОПАДОВ,
ветеран иртышского флота.

С любовью к природе   

Вышла из печати книга омского журналиста, главного редактора флотской газеты «Речник Иртыша» Вставского Григория Константиновича.
Автор, большой любитель природы, особенно «тихой» охоты. Сборник занимательных зарисовок о грибных и ягодных походах готовился не один год. В книге «Росные тропы» любопытный читатель найдет практические советы о том, как готовить дары леса впрок и другую полезную информацию.
Сейчас на календаре осень и самое время взять из книги зарисовку на осенние мотивы. Итак, читайте.

ПОД ШЕЛЕСТ ЛИСТОПАДА
Каждая пора года хороша по-своему. Хороша и осень, когда она солнечная и теплая. Но даже, когда без устали сыплет надоедливый дождик, осенний лес также красив и ароматен. В нем, как в сказке, – красиво и легко. А если ты любишь лес, а еще и грибы, то дома не усидишь в любую погоду. Вот и я в субботний день второго октября, вскинув рюкзак за плечи и, взяв свое лукошко, отправился в знакомые грибные места. По обе стороны дороги неописуемая красота. В яркие цветные «сарафаны» оделись деревья: в золотистые – березы, в бордовые – осины, рубиновыми гроздьями горят рябины. Палитра всех красок! Шелестит бронзовая метель листопада. И под ногами разноцветный ковер листвы, шумит пожухлая трава. В раздетых колках ни ягод, ни цветов. Не видно и грибов. Но зоркий глаз грибника не пройдет мимо бугорочка, плотно укрытого багряной листвой. В первом же лесочке я приметил такие бугорки. Раздеваю их и передо мной белые сухие грузди. Поставил корзину: нож в руки – и давай снимать им шляпы. Ножки крепкие, чистые, отдающие голубизной. Проверил и другие березовые колки, кое-где вперемешку с осинками, где каждый год собираю сухие грузди. И чудо: везде мне повезло – отменный урожай на грузди. Вот уже и корзина полнехонькая, а грибы все просятся и просятся в лукошко. Пришлось вытаскивать запасники.
Но что это? Слышу печальные «курлы, курлы». Вышел на опушку и высоко в небе вижу клин журавлей. Ровным строем птицы летят на юг, прощаясь с лесом, лугами, полями. Видно, очень трудно прощаться с родиной даже птицам, не говоря уже о человеке. Долго смотрел им вслед, пока журавлиный клин совсем не потерялся за горизонтом.
Унылой порой назвал А.С. Пушкин осень, и прежде всего, думаю, по прощальному крику улетающих на юг журавлей. Кто из нас не поднимет голову, услышав эти печальные звуки! Провожая их, мы желаем птицам вновь вернуться в родные края.
Улетели журавли, а я опять увлекся «тихой» охотой. Но вдруг налетел ветер, закружилась метель из листьев. Они падали на голову, на плечи, в корзину, на почерневшие от частых дождей копны, на буйно отросшую отаву, на остывающую землю…
Известно, что на березе лист держится дольше. Дольше и грибы растут в березняке. Здесь, словно радуясь осенним холодам, нередко встречаются крепкие серые подберезовики. Толстоногие, приземистые, почерневшие от первых заморозков. Даже ножки и те черные, но зато ни одной червоточины. Найдешь такой гриб и – порадуешься, как когда-то радовался первому белому грибочку. Правда, на этот раз черные подберезовики не попались мне.
Зато мокрая, скользкая тропинка вывела меня в сосновые посадки. Здесь я набрел на гнездо рыжиков. Но они успели уже состариться. Долго кружил среди сосенок, елок, пока не нашел десятка два молоденьких рыжиков. Как раз для жаренки их и не хватало. Попадались в лесу волнушки, белянки, срезал несколько лисичек, сыроежек. Но самым богатым урожаем порадовали сухие грузди.
По дороге к электричке встретился с ежиком. Видно, он сильно спешил по своим делам, что не сразу заметил меня. И только после моего голоса весь, как говорится, съежился, превратившись в комок колючек. Поди, возьми его! Сколько я ни старался «разговорить» его, ничуть не вышло. Он так и не открылся.
Домой добрался поздно вечером. Затем, разбирая корзину и рюкзак с дарами леса, еще долго любовался ими, благодарил осень за радость открытий. Так, впрочем, и в жизни – все значительное всегда в малом проявляется.
 

С открытия "Арены - Омск"   

31 августа 2007 года в Омске произошло еще одно историческое событие: в торжественной обстановке открылись двери спортивного комплекса «Арена – Омск».
Это спортсооружение уникально не только в масштабах Сибири, но и всей страны. Напомним нашим читателям, что первая свая этого грандиозного объекта была забита губернатором Омской области Леонидом Полежаевым 11 марта 2004 года. И вот за короткий срок чудо-дворец построен. «Арена – Омск» имеет трибуны на 10 тысяч мест.
Торжества, посвященные открытию омского спорткомплекса, начались в 15.00 на площади перед дворцом. Свои лучшие художественные номера показали творческие коллективы Омска, в том числе духовой оркестр Омского РУ. Кроме этого были организованы мини-площадки по разным видам спорта. В игровой форме состоялись презентации хоккея, велоспорта, футбола, бокса, пулевой стрельбы, художественной гимнастики, волейбола. Мастер – классы провели звезды омского спорта – олимпийские чемпионы Алексей Тищенко, Владимир Барнашов, чемпионы мира Галина Шугурова, Александр Пушница, Владимир Сморчков, Владимир Соколов и другие.
В 17.00 началось официальное открытие ледового дворца спорта, в котором приняли участие председатель Государственной Думы России Борис Грызлов, глава Росспорта Вячеслав Фетисов, президент федерации хоккея России Владислав Третьяк, многократная чемпионка Олимпийских игр, мира и Европы Ирина Роднина, губернатор Омской области Леонид Полежаев. Символический ключ от «Арены – Омск» Леонид Полежаев передал капитану «Авангарда» Алексею Калюжному.
На открытие омского Дворца спорта были приглашены известные артисты, творческие коллективы. Среди них – заслуженный артист России Сергей Захаров, Омский русский народный хор и другие. Вела ледовое шоу известная телеведущая Оксана Пушкина.
В 19.00 началась игра сборных молодежных хоккейных команд России и Канады.
Торжества, посвященные открытию нового Дворца спорта, завершились красочным фейерверком.

В добрый путь, "Лоцман"   

Вышли в свет первые два номера новой речной газеты «Лоцман».
В пилотном номере в обращении к читателям руководитель ГБУ «Обь-Иртышводпуть» С.А. Овчинников пожелал пока еще маленькому «Лоцманенку» доброго пути, а путейцам Иртыша достойно встретить 70-летний юбилей.
Задача «Лоцмана» - стать трибуной обь-иртышских путейцев, больше рассказывать о людях труда, которые «славили и славят эпоху».

Разделы сайта