Курьер   

?Харасавэй. Начали выгрузку дизельного зимнего топлива из Сургута «Ленанефти-2010, 2019, 2034».
?Салехард. В крайние точки Ямало-Ненецкого округа доставляют нефтегрузы ТН-738, 740, 739, 715, НТ-72, а танкеры ТН-733, 736, 727, 741 возвращаются домой.
?Мыс Трехбугорный. 19 сентября, отгрузив последнюю партию сырой нефти на морской танкер, покинула Обскую губу «Ленанефть-2033».
?Ямбург. Из порта Лабытнанги щебень по-прежнему доставляют ОТА-964, 962, 975, РТ-788, 789, 736.
?Гыда. А «Беломорский-23», загрузившись продуктами в Лабытнангах, доставил их населению Гыды. Это был его последний северный рейс в эту навигацию.
?101-й км Иртыша. Большегрузные танкеры, работавшие на доставке сырой нефти к мысу Трехбугорному, на обратной дороге домой попутно загрузятся сырой нефтью на Иртышском месторождении.
?Тобольск. Партию ЖБИ доставил сюда экипаж РТ-729.
?Ханты-Мансийск. РТ-419 ведет состав ЖБИ потребителям Ханты-Мансийского округа.
?Омск. Загрузившись летним дизельным топливом на причалах Омского НПЗ ушли на Ямбург ТН-723, 673. С авиационным керосином взял курс на Салехард ТН-1007.
?Омская область. Доставляя различным адресатам области уголь, ЖБИ, трубу, усиленно работают составы: РТ-791, 675, 684, 770, 685, 771, 713, 683.
?Малая Бича. В Усть-Ишимском районе продолжается вахта экипажа «Зари-295». С 10 мая услугами этого теплохода пользуются пассажиры на линии Малая Бича – Кайсы – Малая Бича.
?Антипаюта. В Заполярье на пассажирской линии Салехард – Антипаюта работает экипаж теплохода «Механик Калашников».
?Харасавэй. Подходной канал к портопункту разрабатывает землесос «Олег Стрельченя» Тобольского РВП.
?р. Надым. Углублением перекатов по-прежнему заняты земснаряды «Иртышский-701», «Иртышский-703».
?Протока Самопосл. Земснаряд «Иртышский-504» продолжает углублять судовой ход.
?Малая Обь. Подход к пассажирским причалам на этой реке разрабатывает земснаряд «Иртышский-205».
?р. Казым. Здесь заканчивает свою работу земснаряд «Иртышский-727» Омского РВП.
?протока Алешкинская. Землесос «Казым» Ханты-Мансийского ОУВП разрабатывает траншею под укладку дюкеров.
?протока Самаровская. Дноуглубительные работы выполняет землесос «Надым».
?р. Тобол. Здесь заканчивает разработку перекатов земснаряд «Иртышскийх710» Тобольского РВП.
?р. Иртыш. Землесос «Иртышский-1030» разрабатывает Баскаловский перекат ниже Омска. Танкеры «Залив» и ТН-61 развозят топливо по филиалам.

Мы -- коллектив!   

Три месяца ровно работал в транзите РТ-702. 12 июня вышел в первый рейс со среднего ремонта, а 13 сентября получил приказ о разоружении. Но с окончанием разоружения, теплоход не опустеет. До 1 октября командиры еще будут работать на его борту, чтобы по теплу сдать свой «РТ» в техготовность.
Капитан Юрий Константинович Зюськин в целом доволен нынешним годом. Зимой его теплоход основательно подремонтировали, хорошо подготовив к предстоящей летней работе. И за это большое спасибо через газету велено передать начальнику ССХ С.В. Вистунову, который очень помог в проведении среднего ремонта, оперативно решал вопросы с запчастями. У Зюськина, как у рачительного хозяина, принявшего этот теплоход 22 года назад со стапелей Тюмени, конечно, кое-что в загашнике было. В частности, не без гордости он похвастался тем, что нынче поставил последние немецкие «родные» запчасти на главные двигатели, которые сменил в 90-м году. И навигация сложилась успешно: два рейса сделали с дизтопливом из Омска в Салехард, затем привезли в Заполярье груз из Сургута, завершили работу, доставив на Омский НПЗ сырую нефть со 101-го км Иртыша.
- Какие еще приятные впечатления от нынешней навигации? – Капитан улыбается, - вот взял старпомом сына. Вначале боялся, что не справится. Но его управление теплоходом, когда мы попали в шторм на Оби, доказало, что мои опасения напрасны.
А шторм был сильный, и у капитана пальцы побелели от волнения, когда он, уцепившись за что-то в рубке, наблюдал за действиями сына, еле сдерживаясь, чтобы не вырвать у него штурвал.
А Евгений, в свою очередь, понимал, - вот шанс доказать отцу, что в профессии он способен быть на равных.
Из опытных речников в экипаже работает механик – II штурман Виктор Михайлович Праксин. Свой опыт он нарабатывал в Верхне-Иртышском пароходстве, затем у частников, теперь вот пришел в наше пароходство. Остальные в команде новички. Но и для них нашлись добрые слова.
- Рядовой Сафонов на следующий год просится к нам третьим-третьим. Зимой собирается дипломироваться. Вакансия есть, так что приветствую такое решение, - говорит капитан, - и в чем могу, - помогу. Скромный, молчаливый, но исполнительный и работящий практикант ОРУ, курсант электромеханического факультета Альберт Танин. Уже сегодня видно, из него получится хороший речник.
- Кстати, - улыбнулся с хитрым прищуром капитан, - два года назад вы были на судне и расхвалили в своем материале наших практикантов. Они, не долго думая, показали этот номер «Речника» преподавателю и получили «автомат». Вот она – великая сила печатного слова.
Мы посмеялись, посоветовали А. Танину воспользоваться таким ноу-хау в получении отметок, но по скромной его улыбке поняли, он будет действовать по стандарту.
Ну что ж, все равно было приятно узнать еще об одной функции нашей газеты.

"Ракета" отмечает 50-летие   

Полвека назад первый скоростной пассажирский теплоход «ракета» отправился в рейс. С тех пор было построено порядка трехсот судов этого проекта. Лишь небольшая часть всего парка сейчас курсирует по рекам России и Зарубежья.
Первый рейс «Ракеты» состоялся в 1957 году на Волге. Теплоход сразу оправдал свое космическое название: 400 километров он преодолел за семь часов – рекордная для того времени скорость. Выпускали крылатые суда судостроительные предприятия «Красное Сормово» (Нижний Новгород, Россия) и «Море» (Феодосия, Украина).
Сейчас крылатый флот переживает не лучшие времена. За последние годы в России не построили ни одной новой «Ракеты». Интерес к данному типу судов проявляют только иностранцы. Все чаще звучат предположения, что со временем прокатиться на скоростных теплоходах можно будет только за границей. В Волжском пароходстве из почти двух сотен «Ракет» остались лишь четыре. И всем уже за тридцать.

Диплом Иртышскому пароходству   

Мы все, наверное, хотим, чтобы город Омск был чистым, красивым, зеленым. А от кого это зависит? Конечно же, от нас самих. Если бы каждый омич посадил хотя бы один цветочек, одно дерево или не бросал мусор мимо урны, как прекрасен был бы наш город!
Газета «Жизнь» провела конкурс на лучшее оформление фасада по Проспекту Карла Маркса – центральной улице нашего города. В конкурсе приняли участие ПАО "Иртышское пароходство", ОАО «Омскводоканал», ООО «Агентство недвижимости «Авеста – РИЭЛТ», магазин детской спортивной одежды «Олимп» и другие. Итоги подводили читатели «Жизни» sмs-голосованием.
Лидером среди конкурсантов было названо ПАО "Иртышское пароходство". Речники награждены Дипломом «За лучшее оформление фасада». На втором месте – ОАО «Омскводоканал», на третьем – магазин детской спортивной одежды «Олимп».
Конечно, в этой награде велика роль СМУ «Партнер – Сервис – плюс», коллектив которого занимался отделкой фасада и крыльца нашего здания, а также их специалистов, которые занимаются ландшафтным дизайном.!

Скорбное место   

В августе состоялась организованная профкомом Управления Иртышского пароходства поездка в Ачаирский монастырь. Субботнее утро. Работники управления ИРПа, учебно-оздоровительного центра, Николаевского участка по обработке нефтефлота автобусом отправились на экскурсию.
Сквозь тучи пробивалось солнышко. Доехали быстро. Экскурсанты – в большинстве своем женщины, покрыли, по обычаю, головы платками и шарфами, после чего вся группа ступила на территорию монастыря. Над «Святыми вратами» - надвратный храм Анастасии Узорешительницы и надвратная колокольня обители. При входе на территорию можно купить именные иконы, бездрожжевой монастырский хлеб. Далее перед глазами предстает панорама монастыря.
Среди березовых колков и разнотравья плиткой выложены главные дороги, протоптаны тропинки, ведущие к церквям, часовне, колокольне, жилым корпусам, где находятся кельи, к трапезной рядом с колодцем, к источнику с целебной водой…
Храм во имя св. Дмитрия Солунского, главный Свято-Успенский собор, сибирская Голгофа, 56-метровая колокольня, памятник почитаемому на Руси и на флоте, покровителю путешественников святому Николаю Чудотворцу, деревянная венчальная церковь во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, Патриаршии покои, озеро, храм Иоанна-Крестителя – на-водах у купели, принимающей истекающую воду Святого источника. Мы ходили и с интересом все осматривали.
В Успенском соборе покупаю проспекты об Ачаирском монастыре. Экскурсовода у нас нет, а хочется узнать побольше об истории монастыря. Все мы, омичи, слышали об Ачаирском монастыре, а много ли о нем знаем? Да, в проспектах с цветными фотографиями много информации, которая до этого мне не была известна. Его история потрясает.
Началась история монастыря в 1905 году. 8 сентября 1905 года пребывавший в Омске св. праведный Иоанн Кронштадский на земле казака Михаила Бубеннова освещает место под строительство нового храма рядом с территорией Богородице-Михайло-Архангельской женской общины у казачьего поселка Ачаир. Вскоре эта община была преобразована в женский монастырь, которому М. Бубеннов дарит земли, освященные св. праведным Иоанном Кронштадским. Послушницы в монастыре занимались рукоделием, выращивали хлеб, овощи, а во время Гражданской войны ухаживали за ранеными.
В конце 20-х годов прошлого века монастыри и большая часть храмов в Омске были закрыты. К началу 30-х годов женская обитель прекратила свое существование. С 1937 по 1953 годы на ее месте была расположена колония для заключенных, числящаяся в реестре лагерей сталинского ГУЛАГа под номером восемь, в которой, судя по цифрам, опубликованным в проспекте, за время существования колонии погибло около 200 тысяч (вдумайтесь – 200 тысяч!) человек. Люди умирали от невыносимых условий, от голода и холода. Умиравших хоронили на двух колонийских кладбищах и в «братских захоронениях», разбросанных то тут, то там. Хоронили без имен и внешних знаков. Заключенные содержались разные: правые и виноватые, политические и уголовные, старые и молодые, и даже дети. Нынешние храмы монастыря стали памятником всем безвинно осужденным и замученным.
В 1991 году настоятель Ачаирской Никольской церкви отец Александр (Горбунов) показал Митрополиту Омскому и Тарскому, Владыке Феодосию место бывшего монастыря, сохранившиеся от колонии рвы и места, где стояли бараки. Потрясенный страшной историей Владыка попросил у В.Д. Мещерякова, возглавляющего зверосовхоз «Речной», рядом с поселком Ачаир, символические два метра земли для установки креста «в память обо всех умерших без покаяния и молитвы». 26 октября 1992 года был установлен закладной крест. Владыка Феодосий совершил панихиду по убиенным и замученным. В память о своем отце, узнике страшной колонии В.Д. Мещеряков выделил 38 га земли для строительства монастыря. В 1992 году Владыка Феодосий благословил строительство женского монастыря, освятил землю новой обители. Монастырь строится «всем миром». Используются средства Епархии, благотворительность.
В одной статье невозможно описать все впечатления о поездке, передать всю полученную информацию. Хотите узнать подробнее? Поезжайте, смотрите, читайте.
Храмом «на крови» можно назвать главный Успенский собор Ачаирского крестового монастыря, расположенный в самом центре монастыря. Девятикупольный собор очень красив снаружи и внутри. Верхний придел выполнен в светлых голубых тонах. Здесь богослужения проходят в праздничные и воскресные дни.
В нижнем приделе собора расположен уникальный храм – Сибирская Голгофа. Из проспектов, купленных в храме, узнаем, что главный престол Сибирской Голгофы освящен во имя Животворящего Креста Господня. «В центре крипты в полу под символическим изображением Вифлиемской звезды, находятся под спудом уложенные в ковчежец останки людей, найденные на месте безымянных захоронений жертв 8-й колонии ГУЛАГа, вынесенные водой на берег Иртыша, а также найденные при строительстве монастыря». В верхнем ярусе центрального иконостаса помещен Собор Новомученников, в том числе Силивестр Омский. Скорбное место. В алтарной части Нижнего придела Успенского собора будет находится копия в натуральную величину картины В.М. Васнецова «Снятие с креста», хранящейся в музее М.А. Врубеля.
Напротив Успенского собора – 56-метровая колокольня (самая высокая в Епархии). Пятикупольная церковь во имя великомученика Дмитрия Солунского, расположена недалеко от входа на территорию монастыря, справа. Это храм, в котором совершаются службы по будним дням, а также обряды крещения, отпевание и поминовение усопших. Это первое сооружение в монастыре. Его крестообразный контур прямо на земле своими шагами в 1992 году вымерил Владыка Феодосий. Память св. Дмитрия Солунского на Руси всегда связывали с воинским подвигом, патриотизмом, защитой Отечества. Сюда приходят поставить свечи за своих близких – военных.
Главное сокровище монастыря – Святой источник с целебной минеральной водой. 7 июля, в год 2000-летия Христианства Владыка Феодосий освятил новый храм «Иоанна Крестителя-на-водах». Внутри храма установлен крест, по которому стекает теплая (37 градусов) вода, забираемая из глубины 1168 метров. Храм построен для крещения.
Росписи, иконостасы и проекты почти всех монастырских храмов и часовен выполнены иконописцем Геннадием Адаевым, окончившим Орловское художественное училище и Красноярский художественный институт.
Не были? Интересно? Съездите. Прикоснитесь к истории своего края. Ощутите течение времен. Только, думается, что это не прогулка для развлечения, а посещение, призывающее к поминовению и очищению души, к раздумьям о прошлом и будущем. И лучше все-таки ехать с экскурсоводом. Неуместны там пикники на берегу Иртыша. Рядом покоятся тысячи умерших. Невольно вспоминается давняя поездка в Киев. В 1978 году я была на экскурсиях в Киево-Печорской Лавре, заповедной зоне, аналогичной Ачаирскому монастырю, а также в Бабьем Яру, где в годы Великой Отечественной войны фашистами было расстреляно 100 тысяч человек. Там есть последняя тропа замученных, мемориальная доска с надписью «100 тисяч закатованих».
Это памятные места. Места, где люди задумываются. Давайте будем соответствовать моменту, независимо от религиозных убеждений.
В. НИКИТЧЕНКО.

"Былицы" бывалого штурмана   

7 сентября в литературном музее Ф.М. Достоевского прошла презентация новой книги омского писателя, речника Александра Петровича Токарева «Былицы-3».
Новая книга, как и первые две, составлена из коротеньких рассказов о людях Иртышского пароходства, бассейнового управления пути, о памятных событиях из истории Обь-Иртышского бассейна. Герои «Былиц-3» - капитаны, матросы, а также писатели, артисты… Выход из печати книги «Былицы-3» совпал с 75-летием автора. В небольшую писательскую кают-компанию пришли друзья и коллеги по перу – омские писатели, поэты.
Торжество открыла председатель правления омской областной организации Союза писателей России Валентина Ерофеева.
Первые официальные поздравления с выходом из печати новой книги и 75-летним юбилеем А.П. Токарев принимал от министерства культуры Правительства Омской области, работников литературного музея.
А затем с обзором творчества Александра Петровича выступил преподаватель, доцент Омского педагогического университета В.М. Физиков.
Писатель А.П. Токарев – автор не только трех «Былиц», но и трех повестей: «Шуга», «Излучина», «Пристань». Понятно, что для Александра Петровича основная тема его творчества – река и речники. Он и сам вышел, образно говоря, из флотской шинели. Прошел путь от матроса до капитана. А вначале было Омское речное училище. Первую практику курсант Токарев проходил в Обской губе на морском буксировщике «Михаил Кутузов», где на капитанском мостике находился Иван Миронович Баньков, которого Александр Петрович вспоминает с благодарностью, как и другого капитана Онуфрия Николаевича Святова. Сейчас, когда уже давно минули флотские навигации, Александр Петрович говорит, что ему всегда везло на капитанов – и когда учился, и когда работал. Большой след в его судьбе оставили капитаны пассажирских судов «Яков Свердлов», «Карл Либкнехт», «Азербайджан» - Яков Никитич Парыгин, Александр Фадеевич Зубарев, Прокопий Акимович Пушкарев.
В 1952-м году Александр Токарев окончил речное училище. Семь навигаций он нес вахту на иртышских судах. А затем первого штурмана пригласили в газету «Советский Иртыш» на время межсезонья. Однако, межнавигационный период затянулся на целых три года. А когда в очередной раз прикрыли бассейновые газеты, в том числе и «Советский Иртыш», Александр Петрович снова ушел на флот, теперь уже капитаном разъездного теплохода «Стрела». Но не надолго. Газету пароходство отстояло, а Токарева пригласили уже на должность редактора.
Шесть лет Александр Токарев стоял у руля бассейновой газеты. Позднее, вспоминая годы работы в газете, он искренне говорил, что этот период оставил самый добрый след в его судьбе. Флотская закалка помогала ему смело идти по жизни и когда он работал в секторе печати обкома партии, и когда нес журналистскую вахту на Омском телевидении, а позднее – в Омском книжном издательстве. Но связь с речниками Александр Токарев никогда не терял. В соавторстве с другими выпускниками Омского РУ он подготовил две книги «Школа командиров флота». И на этой презентации речники не были последними. Руководство Иртышского пароходства наградило юбиляра, писателя Токарева Почетной грамотой и денежной премией. Из речного училища поздравить Александра Петровича пришла целая делегация – Галина Ивановна Мариневич, Галина Георгиевна Муравьева, Альбина Павловна Присягина, Геннадий Георгиевич Манушкин. Встреча с речниками была исключительно теплой и памятной.
В. ГРИГОРЬЕВ.

Разделы сайта