Поздравляем!   

Уважаемый Иван Иванович!
Вы прошли большой и замечательный путь на речном транспорте от курсанта Омского речного училища до Генерального директора крупнейшей судоходной компании Сибири.
Свою трудовую деятельность вы начинали на флоте – штурманом парохода «Механик». И затем после окончания НИИВТа, работая на Омском судоремонтно-судостроительном заводе, в Иртышском пароходстве, вы многие десятилетия были неразрывно связаны с плавсоставом, флотом.
Мы хорошо знаем, какой огромный вклад вы внесли в создание и развитие Западно-Сибирского нефтегазового комплекса. Вы также много сделали по увеличению эффективности эксплуатации судов Иртышского пароходства. При этом всегда вас отличало внимательное отношение к людям труда, к нам, работникам плавсостава.
В этот торжественный день примите наши искренние поздравления по случаю прекрасной юбилейной даты – 75-летия со дня рождения. Здоровья вам, благополучия и новых успехов по дальнейшему процветанию Иртышского пароходства!
От имени плавсостава – А. Лоров, капитан теплохода «Родина», Ю. Леднев, капитан теплохода «Тимофей Белозеров», А. Гучев, капитан теплохода РТ-685, Ю. Кобзеев, капитан танкера «Ленанефть-2019».

Генеральный директор: от штурмана до академика   

17 апреля генеральному директору ПАО "Иртышское пароходство" Ивану Ивановичу Яновскому – 75 лет. За плечами юбиляра большая жизнь, семь с половиной десятилетий, из них – 60 лет связаны с флотом, с Омским судоремонтно-судостроительным заводом, Иртышским пароходством. Много ветров прошумело за это время над Иртышом, который стал для юбиляра рекой жизни.
1. ВЫБОР ПУТИ
На детство Ивана Яновского выпали трудные тридцатые годы, военные сороковые. Ему, как и другим его сверстникам, пришлось пережить и голод, и холод. Отец Иван Андрианович рано ушел из жизни. Поэтому сыну Ивану с малых лет наравне со взрослыми пришлось заниматься тяжелым крестьянским трудом – конюшил, работал на сенокосе, уборке хлебов.
Переломным этапом в его жизни стал 1947-й год. Именно тогда Иван Яновский, окончив семь классов Одесской школы, поступает в Омское речное училище. Поступить в те, еще нелегкие послевоенные годы в речное училище, где курсанты обеспечивались бесплатным питанием и обмундированием, было чрезвычайно трудно. Судите сами: конкурс на одно место – 20 человек. Вступительные экзамены по всем четырем предметам надо было сдать только на «пятерки». И удача не отвернулась от смелого, настойчивого подростка. Он взял первую, очень непростую высоту. Ивана зачислили на первый курс штурманского отделения.
- Какое это было счастье, вспоминает теперь И.И. Яновский, - когда узнал, что зачислили на первый курс! Мы, 15-летние мальчишки, готовы были прыгать до неба.
С тех пор и началась долгая вахта Ивана Яновского на речном транспорте, в Иртышском пароходстве.
Позднее, подводя итоги своей флотской биографии, Иван Иванович, уже будучи Генеральным директором, не раз подчеркивал, что годы учебы в Омском речном училище были самыми важными. Именно здесь происходило становление характера, накапливался первый жизненный опыт, закладывались азы будущего профессионала, профессионала с большой буквы. И, действительно, в Омском речном училище готовили не только специалистов одной какой-то профессии, а всесторонне развитых выпускников. Для этого во флотском учебном заведении делалось многое. Курсантов учили театральному искусству, музыке, танцам, этикету. На высоком уровне велась спортивная подготовка. Курсант Яновский занимался в секции по боксу, в драматическом и танцевальном кружках.
Но все хорошее когда-то кончается. Быстро пролетели годы учебы. Пришло время начинать трудовую биографию.
В марте 1952 года молодого выпускника Ивана Яновского направили на флот Омского судоремонтного завода третьим штурманом на пароход «Механик». Прошла лишь одна навигация, а он уже второй, затем первый штурман. После первых двух навигаций штурман Яновский решил взять еще одну высоту: продолжить учебу в Новосибирском институте инженеров водного транспорта. Но уже на судомеханическом факультете. И вот пять лет учебы в НИИВТе позади. Молодого инженера Яновского направляют на Омский судоремонтный завод.
2. ПО ЗАВОДСКОМУ ГУДКУ
Омский судоремонтно-судостроительный завод для Ивана Ивановича предприятие на особом счету. Именно здесь, на судах завода, прошла его закалка как судоводителя, а позднее по заводскому гудку он прошел большой путь от мастера цеха до руководителя крупнейшего предприятия Министерства речного флота. Директором Омского судоремонтно-судостроительного завода И. Яновский был 11 лет! Здесь, непосредственно в цехах и на производственных участках прошло становление его как крупного руководителя. А начинал свой путь с мастера механического цеха, где приходилось не столько руководить производством, сколько самому трудиться. А как работал, свидетельствует такой факт: через год молодого инженера назначают уже начальником механического цеха, но и здесь он надолго не задержался. Буквально через год Иван Иванович - начальник планово-производственного отдела. А затем, что ни год, то новая должность: начальник дизельного цеха, заместитель директора завода по технической эксплуатации флота, главный инженер и, наконец, - директор Омского судоремонтно-судостроительного завода, где задержался на одиннадцать лет.
Ивану Ивановичу повезло на своих помощников. Надежную поддержку он всегда ощущал от своих заместителей – С.П. Володарского, Н.И. Ланькова, Е.А. Мишурнова… А какое интересное время было тогда. Бурное развитие Западной Сибири, создание крупной базы нефтегазовой промышленности, освоение богатейших месторождений нефти и газа в труднодоступных районах Среднего Приобья и Заполярья. Все эти высокие государственные задачи вряд бы решались так успешно без участия флота Иртышского пароходства. В то время основной сухогрузный флот был приписан Омскому ССРЗ, ему и отводилась главная роль по доставке грузов нефтегазодобытчикам Тюменской области.
Тогда ускоренными темпами наращивались производственные мощности завода. Строились цехи, причалы, вводились в строй социальные объекты – жилые дома, столовая, бытовые помещения…
Работа для Ивана Ивановича при любых должностях всегда стояла на первом месте. Ему даже при высоких достижениях казалось, что столько еще не сделано: то надо, другое, третье…
Но за производственными делами руководитель И.И. Яновский никогда не забывал о людях. В те же годы, когда он был директором завода, шло интенсивное строительство жилья, объектов здравоохранения. Ветераны Иртышского пароходства хорошо помнят, когда в г. Водников строились жилые дома, действовала своя заводская здравница – санаторий-профилакторий «Водник» на 130 мест. С участием завода были построены терапевтический и физиокорпус, лекционный зал и пищеблок Центральной бассейновой больницы водников. А сколько строек заводчане возвели на селе! И трудовой коллектив отвечал на заботу о людях самоотверженным трудом. Именно в те годы, когда директором был И.И. Яновский, звания Героев Социалистического Труда были удостоены токарь механосборочного цеха В.В. Назаров, судосборщик корпусного цеха В.В. Кимбин, механик теплоход «Художник Греков» Ф.Г. Кузнецов. Лауреатами Государственной премии СССР стали капитаны завода М.П. Листопадов, Н.Е. Власюк, Л.И. Соколов. Орденоносцами - судосборщик Н. Мулин, токарь В. Зуйков, трубники А. Исаев, И. Киндсфатер, капитаны А. Павловский, К. Оносов, А. Тращенко…
Велика заслуга директора И.И. Яновского также в создании народного музея Славы речников, в открытии памятника речникам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны.
Высокий профессионализм И.И. Яновского, его большие способности организатора производства, талантливого руководителя были замечены в МРФ и в Управлении Иртышского пароходства.
3. НА ВИРАЖАХ ВРЕМЕНИ
1983 год – новый поворот в карьере Ивана Яновского. Его переводят в Управление Иртышского пароходства. Сначала И. Яновский – главный инженер пароходства, а с октября того же года и по настоящее время – Генеральный директор Иртышского пароходства.
И здесь его путь не был усыпан розами. В том же, памятном для всех речников Иртыша 1983 году, Иртышское пароходство по указке сверху переводят в состав нового объединения – Обь-Иртышского пароходства с управлением в Тюмени. Что делать? Как отстоять историческую значимость Омска как важнейшего речного центра. Не в одном кабинете вышестоящих инстанций пришлось побывать Ивану Ивановичу, чтобы восстановить историческую справедливость.
Но это испытание на зрелось в новой должности не было последним. Впереди маячила перестройка, после чего наступил затянувшийся на годы кризис в экономике страны, который не оставил в стороне и речной транспорт. Наступил спад в промышленном производстве, естественно, резко сократились перевозки грузов. И снова извечный русский вопрос: что делать? Как, а главное - где дать работу судовым экипажам, рабочим судоремонтных баз? От решения начальника пароходства, его команды многое значило. Именно в эти годы родилась идея: почему бы не выйти нашим судам в море, раз нет работы в своем бассейне. И этот смелый шаг был сделан. В 1991 году теплоходы «Александр Дианов» и «Алексей Буй» начали работать в загранке – на Балтике. Через год в морские широты ушли еще 11 мощных сухогрузов Иртышского пароходства. Сегодня бывшие речники Омска швартуют свои суда во многих портах Европы, Африки.
Это сейчас давние события воспринимаются как непреложный факт. А тогда даже в своем пароходстве были противники самой идеи – выходить на моря. Немало критики высказывалось и в адрес начальника пароходства. Мол, Яновский раскидал суда по заграницам. Однако деньги, которые приходили от аренды морского флота, очень помогли пережить труднейшие времена. И не только. В эти годы пароходство построило в Германии два морских теплохода – «Иртыш-1», «Иртыш-2».
Вскоре настоящим экзаменом И.И. Яновского как руководителя крупнейшей в Сибири судоходной компании стало первое собрание акционеров АООТ «Иртышское речное пароходство», которое состоялось в марте 1994 года. Подавляющим большинством голосов (почти 100 процентов) Яновского И.И. избирают Генеральным директором. Доверие коллектива, конечно, прибавило сил его лидеру.
По характеру Яновский – оптимист. О том, что Иртышское пароходство даже в труднейшие девяностые годы не опустило руки, а смело преодолевало всевозможные экономические рифы, говорят многие факты. Приведу некоторые из них.
1995 год. Из далекого американского штата Алабама пришла необычная награда Иртышскому пароходству «Факел Бирмингама». Этот «Факел» иртышские речники получили за экономическое выживание в трудных условиях перехода к рынку.
2000 год. Международный комитет «Партнерство ради прогресса» награждает Иртышское пароходство призом «Хрустальная Ника». А генеральному директору И. Яновскому за личный вклад в развитие пароходства и коммерческую предприимчивость присвоено звание «Директор года». Если уже говорить о наградах, то успехи Ивана Ивановича в разные годы не остались без внимания государства. Ему присвоено высокое звание «Заслуженный работник транспорта Российской Федерации». Яновский награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Почета, медалью «За освоение и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири» и другими медалями. В апреле 2006 года, когда речники отмечали 160-летний юбилей пароходства, губернатор Омской области Леонид Полежаев вручил Ивану Ивановичу золотую медаль «За особые заслуги перед Омской областью». А совсем недавно в Москве вице-премьер Правительства РФ Сергей Иванов вручил И. Яновскому орден Дружбы.
Однако, не только в производстве наш Генеральный директор добился высоких достижений и наград. Тридцать лет Иван Иванович успешно совмещает основную работу с педагогической и научной деятельностью. Он – автор многих научных работ, книг. Ему, кандидату технических наук, присвоено звание профессор, академик Российской академии естественных наук и академик Международной академии реальной экономики, доктор транспорта. И.И. Яновский – руководитель регионального научного центра РАЕН. За успехи в науке Иван Иванович удостоен золотой медали «Звезда Вернадского» I степени.
Да что мы все о работе, производстве, наградах. Иван Иванович не только талантливый руководитель, успешный педагог, ученый, он еще человек широкой души. Любит природу, страстный охотник, опытный автолюбитель, душа любой компании, отличный баянист. А еще – ласковый дедушка, очень любит своих внучек – Марину и Женю.
Речникам Иртыша повезло, что в трудные кризисные периоды у руля Иртышского пароходства стоял авторитетный руководитель, свой, надежный, флотский человек Иван Иванович Яновский. Пусть и дальше светит ему яркий маяк удачи.
С юбилеем Вас, Иван Иванович! Здоровья, счастья и новых успехов на благо Иртышского пароходства, Омской области и России в целом!
Григорий ВСТАВСКИЙ.

На вахте - дежурные суда   

За достойную пенсию   

10 апреля по всей стране прошла всероссийская акция под лозунгом «За достойную пенсию!».
В Омске митинг трудящихся прошел на Ленинской горке. Основное требование участников митинга: минимальный уровень пенсии повысить до прожиточного минимума.
На митинге была принята резолюция, в которой отражены требования трудящихся к Правительству РФ и региональным властям.

Встреча в Омске   

Омск посетила делегация водного бассейнового управления республики Казахстан. Разговор о проблемах Иртыша и расходовании водных ресурсов состоялся в областной администрации. Обмен мнениями был продолжен в Обь-Иртышском ГБУ водных путей и судоходства. Больше всего путейцев интересовали сроки и объемы попусков из казахстанских водохранилищ. Относительно своих запасов воды в снеге гости не порадовали: в этом году они меньше средних многолетних объемов. Львиная доля иртышской воды пойдет на заполнение емкостей водохранилищ. Сейчас их запасы составляют всего сорок процентов от потребного. Это меньше, чем предусмотрено проектом.
Соседи хоть и планируют держать объемы попусков в средних многолетних пределах, но можно опасаться, что воды в достаточном количестве на всех не хватит. Об этом говорит рост потребления электроэнергии, потребности новой столицы – Астаны и канала «Иртыш – Караганда», объемы орошения пойменных земель в Казахстане.
По всей видимости, российским потребителям воды следует полагаться на перспективу сооружения плотины. Областная администрации и речники Омска поддерживают эту стройку.
Делегация из Казахстана побывала не только в бассейновом управлении. Гости прошлись с экскурсией по Омскому порту, посетили его музей. Путейцы вручили коллегам из соседней республики памятные адреса, книги об Омске.

Совместными усилиями   

В начале апреля путейцы бассейна собрались в Омске на совещание по итогам навигации 2006 года и развороту навигации-2007. О своей деятельности докладывали все начальники филиалов ФГУ «Обь-Иртышводпуть», а открыл совещание руководитель бассейнового управления С.А. Овчинников. Основное внимание было уделено финансовым результатам, эффективности использования бюджетных средств и доходов от предпринимательской деятельности, экономии горюче-смазочных и прочих материалов.
На совещании, как всегда, подробно говорили о подготовке флота к предстоящей навигации по всем статьям – снабжению, укомплектованию оборудованием, проведенным ремонтным работам, в том числе корпусным. Серьезных вопросов, которые бы ставили под сомнение готовность флота, сегодня у путейцев нет: флот выйдет в навигацию в плановые сроки.
Совместные усилия бассейнового управления и его филиалов, как всегда, направлены на обеспечение безопасности плавания на реках бассейна. С этой целью путейские бригады получают на замену новое светосигнальное оборудование. Поскольку стоимость новых поступлений превысила прежнюю цифру в несколько раз, это накладывает дополнительную ответственность по сохранности обстановочного имущества и содержанию обстановки.
В сравнении с прошлым годом протяженность обслуживаемых путейцами водных путей с гарантированными габаритами будет увеличена на 1576 километров. Вся прибавка приходится на Ямало-ненецкое окружное управление водных путей и судоходства. Протяженность путей с освещаемой обстановкой остается в прежних пределах.
 

Только в плюсе   

В 2005 году на территории Омского ССРЗ провели и смонтировали газопровод протяженностью около шести километров. Строили его от Тюкалинского тракта, поэтому проект и работы по монтажу были недешевы. Однако, новое время диктует новые подходы к решению проблемы теплообеспечения. Иртышское пароходство оказалось в числе лидеров переоборудующих котельные старого образца, которые уже несколько десятилетий работали на мазуте, в теплоисточники, полностью отвечающие современным требованиям. Второй год производственные помещения, управление, цеха Омского судоремонтно-судостроительного завода обогреваются природным газом. Сегодня мы беседуем с начальником ремонтно-эксплуатационного участка – газовой службы В.В. Михайловым:
- Виктор Васильевич, что принципиально нового появилось в техническом оснащении котельной? Каким образом она работает?
- Вместо затратного теплоисточника, работающего исключительно на мазуте, теперь по всем помещениям завода установлены 18 автономных газовых теплоисточников мощностью от 13 до 100 киловатт. В котельной цеха зачистки два котла из имеющихся трех, тоже переведены на газ. Причем их при возникновении чрезвычайной ситуации можно будет переключить на альтернативное топливо – мазут. Для того, чтобы обеспечить цеха и помещения теплом, предприятие оснащено уникальной системой инфракрасных излучателей. Всего их установлено около полусотни. Управляются они в автоматическом режиме с дистанционного пульта. За работой всего газового оборудования следит слесарь КИПиА, для этого с периодичностью раз в четыре часа (а в морозы еще чаще) осматривает все автономные котельные. В скором времени предполагается выведение параметров всех котлов на дисплей компьютера.
- Вы работаете на газе с февраля прошлого года. За год с небольшим уже можно сделать какие-то выводы…
- Однозначно в пользу газа: мы только в плюсе. Считайте сами. Старая котельная потребляла электроэнергии 150 квт в час, теперь – 18 квт, то есть по 1 квт каждая мини-котельная. Раньше в сутки сжигали 5 тонн мазута (его сегодняшняя цена составляет порядка 6 тыс. рублей), потребление газа ограничивается 4,5 тыс. кубов (стоимость одной тысячи кубометров составляет 1.700 рублей). Из 30 тыс. рублей вычтете 8 тысяч – больше двух десятков тысяч рублей в сутки экономим только на топливе!
Мы ушли от тепловых наружных сетей – тоже немаловажный плюс. КПД газовой котельной гораздо выше, т.к. потери тепла сведены до нуля. И потом, ежегодные теплоизоляционные работы наружных сетей тоже требовали определенных затрат: и на покупку минваты, и на оплату труда рабочим. В результате перевода котельной с мазута на газ, высвободилось семь человек. Изменилось качество труда работников котельной: нет копоти, гари, шума. Раньше приходилось после мазута замывать пятна, каждую смену чистили форсунки, т.к. они забивались парафинистыми примесями, вырубать паранитовые прокладки. Теперь обо всем этом забыли.
Ну и, наконец, не стало выбросов вредных веществ в атмосферу, значит, заводчанам дышится легче – это ли не плюс?
- Итак, Виктор Васильевич, давайте подытожим: немалые затраты на внедрение энергосберегающих технологий и комплексный подход к решению проблемы теплообеспечения, позволяют рационально расходовать ресурсы, добиваться значительной экономии финансов, повысить качество труда, ну и хотя бы локально улучшить экологию?
- Совершенно верно!

Полвека с пароходством   

10 апреля 1957 года в Управление Иртышского речного пароходства пришел выпускник Омского речного училища Анатолий Шипитько. Он был принят тогда на должность техника конструкторского бюро пароходства.
С тех пор прошло 50 лет. За это время много воды утекло в Иртыше. А сколько событий произошло в жизни и судьбе бывшего техника КБ!
Сорок семь лет своей жизни Анатолий Дмитриевич отдал конструкторскому бюро. В этом коллективе он прошел все ступени профессионального роста – от техника до начальника КБ. Когда-то был студентом Новосибирского института инженеров водного транспорта, а сегодня вот уже более десяти лет передает свои знания студентам водной академии – читает лекции по инженерной графике, теории и устройству корабля.
Завидное трудолюбие и высокая ответственность за порученное дело – вот, пожалуй, что более всего отличает ветерана Иртышского пароходства.
В его коллекции наград и поощрений много медалей, почетных знаков. Среди которых медали «Ветеран труда», «300 лет Российскому флоту», высокие отраслевые знаки: «Почетный работник транспорта России», «Почетный работник речного флота», медали ВДНХ.
Сегодня Анатолий Дмитриевич Шипитько заведует музеем в Управлении Иртышского пароходства. И в этом важном деле наш ветеран добился неплохих результатов. В музее много интересных экспонатов, фотографий, картин, документов по истории Иртышского пароходства, а также судоходства на реках бассейна. Музейная страничка в богатой трудовой биографии А.Д. Шипитько только началась. Впереди – много дел и открытий.

Разделы сайта