ДНЕВНИК НАВИГАЦИИ   

Позади второй месяц навигации. С какими итогами флот Иртышского пароходства вступил в июль?
По оперативным данным, план июня по перевозкам грузов выполнен по тоннам на 141,5 процента, а по доходам – на 128,2 процента. В том числе по перевозкам нефтепродуктов месячный план по тоннам выполнен на 103,9 процента, по доходам – на 112 процентов. По сухогрузным перевозкам итоги июня следующие: тонны – 153,8 процента, доходы – 143,6 процента.
А как работали суда пассажирского флота? По пассажирам июньский план выполнен на 88,2 процента, по доходам – на 107,6 процента.
 

ПОЛУЧИТЕ ДИВИДЕНДЫ   

ОАО «Иртышское пароходство» с 2 июля 2012 года начинает выплату объявленных дивидендов по всем типам акций по итогам 2011 финансового года.
Выплата дивидендов будет осуществляться следующим образом:
- акционерам, не состоящим в настоящее время в трудовых отношениях с обществом, пенсионерам и лицам, проживающим за пределами Омской области, через Омский филиал ЗАО «Регистраторское общество «СТАТУС», по адресу: город Омск, ул. Кемеровская, дом 10, комната № 202, в часы работы регистратора, телефон 250-550;
- акционерам, работающим на момент выплаты дивидендов в акционерном обществе – по месту основной работы по подразделениям пароходства;
- акционерам – юридическим лицам – путем перечисления денежных средств на расчетный счет в банке.


КУРЬЕР   

Обская губа. Около 6 тыс. тонн арктического топлива доставят с перевалкой на морской танкер три «Ленанефти».
Погрузка первого танкера началась, на причалах нефтезавода после 9 июля.
Андра. 10 июля планируется первая погрузка сырой нефти на «Ленанефть-2034». Она вышла из Омска 5 июля. Следом за ней тем же курсом к нефтяному месторождению ушли еще пять большегрузных танкеров.
Лабытнанги. Экипаж теплохода СТ-314 с баржей – приставкой доставил сюда железобетонные изделия.
Сургут. Две баржи с ЖБИ привел в Среднее приобье экипаж теплохода РТ-675. Еще один такой же состав грузится в Омске.
Тара. Большой объем угольных перевозок ожидается в июле. Первая баржа уже загружается в ООО «Омский причал», ее поведет РТ-792. Печное топливо ждут от речников также в других северных районах Омской области: Усть-Ишиме, Большеречье, Тевризе.
Омск. 10 июля из Омска в Салехард ушел в очередной рейс пассажирский теплоход «Чернышевский».
6 июля из Омска в Большеречье отправился туристический теплоход «Римский-Корсаков».
8 июля из Омска в Салехард вышел пассажирский теплоход «Механик Калашников». 16 июля он встанет на свою линию Салехард – Антипаюта.


ОЖИДАНИЕ ЗАТЯНУЛОСЬ   

Так, в один голос оценивали командиры флота ситуацию с перевозками, сложившуюся в первый летний месяц. И вправду, многие из них, подготовив и сдав в эксплуатацию свои суда в конце апреля – начале мая и воодушевившись столь ранним вводом в работу, успели сделать по одному – два рейса на малые реки Средней Оби. А потом по распоряжению диспетчера вернулись в родной затон и встали на прикол в ожидании лучших времен. Безопасный отстой, по мнению многих, этим летом явно затянулся. Командиры флота, имеющие за плечами очень солидный стаж работы (а сейчас у нас остались только проверенные временем и обстоятельствами кадры), в один голос заявляют, что, пожалуй, не припомнят года, чтобы самый разворот навигации начинался с такими потугами.
Вот и танкер ТН-740 оказался в числе невостребованных. Его командирам: капитану Михаилу Михайловичу Потапченко и механику Александру Леонидовичу Пичугину, отработавшим только на этом теплоходе 17 и 20 лет соответственно, больно смотреть, что их танкер северной группы простаивает без дела.
- Раньше в порядке вещей было начать навигацию с Конды, затем уйти в Надым, оттуда на Таз и Пур. – С ностальгией вспоминает былые годы капитан. – Основную часть навигации работали в районе рек Пур и Таз. Вот где природа разнообразна! Особенно на реке Таз. Ее протяженность почти 900 км. Если быть точным – 870. Начинается с тундры, далее сидоровские пески, в районе Красноселькупа начинаются каменистые гряды, перекаты, выше – таежные места. Вот это красота! Сейчас прямые перевозки от Омска. Из любого рейса приходится возвращаться за грузом сюда. В Заполярье почти не ходим. Два года назад ходили в Тазовское на 20-й километр реки, а дальше – нет.
Наступили такие времена, что теперь уж не до выбора рейса – хоть бы куда-нибудь. Кстати, в прошлом году навигация для ТН-740 складывалась удачно: первым рейсом пошли в Игрим, затем на Среднюю Обь в Андру и в конечном итоге дошли аж до Антипаюты. Сделали четыре рейса, навигацию завершили 20 октября, в общем итоге отработали пять месяцев. Учитывая ситуацию, складывающуюся в сегменте речных перевозок, это почти рекорд.
В этом году сдались 20 мая и сразу пошли под погрузку. Это, конечно, не рано, самые первые танкера грузились уже 5 мая. Задержал сдачу судна капремонт вспомогача.
- Конечно, на тех, кто уходил из затона в первых числах мая, смотрели с завистью, - вступает в разговор старший помощник капитана Андрей Васильевич Терлеев. Он, хотя в экипаже «семьсот сорокового» не так долго, как первые командиры, а всего лишь третий год, но с капитаном работает уже двенадцатую навигацию. Еще на ТН-724 именно у Потапченко он вырос от моториста до механика. – Впрочем, и сейчас, на безопасном отстое завидуем счастливчикам, которые трудятся на реке Надым. Хотя, говорят, и трудно им там – воды нет, паузят их малыми партиями, но все-таки они работают, выручают северян, в трудных условиях мелководья обеспечивают завоз стратегических грузов, и уже одно осознание важности дела придает им силы и уверенности. А стоять без дела гораздо труднее – и морально, и физически.
Да, три недели вынужденного бездействия вынести сложно. Потому командиры пытаются максимально загрузить экипаж, чтобы в свободное время сделать то, до чего долгое время руки не доходят.
- По возможности ремонтируем, подкрашиваем, - рассказывает капитан. Трехместную каюту всю ободрали, выкрасили, оттрафаретили. Подремонтировали протопчины, на палубе покрасили весь пожарный инвентарь – ящики, краны, в рулевой машине поменяли узел, меняем фильтра, помпы. Времени на ремонт не хватает, поэтому стараемся что-то делать во время таких вот пауз.
- Что касается судовых механизмов, занимаемся в основном профилактикой, - вторит капитану первых помощник механика А.В. Терлеев. – Чтобы по первому звонку быть в полной «боевой» готовности. Вот и сейчас механика Александра Пичугина нет на борту – он на заводе протачивает сменные запчасти.
Профилактикой и ремонтом приходится заниматься в условиях почти экстремальной круглосуточной жары. Столбик термометра ежедневно доходит до 32-37 градусов. Предложение нашего фотографа одеть рубашки для фотосъемки, было встречено ребятами с явным неудовольствием. За получасовую беседу в рубке с нас «сошло сто потов». Вот почему с явной ностальгией вспоминался недавний рейс на Конду и Обь с развозом в Кондинское, Болчары, Карымкары и Малый Атлым.
- На Конде воды было немного, но мы прошли нормально, гружеными с осадкой в 1 м 90 см дно не цепляли. Первым прошел ТН-72 с эхолотом, а мы шли уже за ним, так сказать, по проторенной дорожке. Груз сдали нормально, а оттуда порожнем в 1 м 40 см шли уже без опаски. Вот и сейчас бы в рейс, - мечтательно протянул Михаил Михайлович. – На ходу хоть ветерок обдувает, не так жарко.
Н. ОЛЕНИЧЕНКО.
На снимке:капитан – II поммеханика Михаил Михайлович Потапченко.


ЗА ФЛОТСКУЮ ЧЕСТЬ И ТРУДОВУЮ СЛАВУ     

РЕПОРТАЖ С ТОРЖЕСТВЕННОГО СОБРАНИЯ, ПОСВЯЩЕННОГО ДНЮ РАБОТНИКОВ МОРСКОГО РЕЧНОГО ФЛОТА
В воскресенье, 1 июля, в России отмечался профессиональный праздник моряков и речников. Накануне торжественное собрание по этому поводу прошло в актовом зале Управления Иртышского пароходства. В зал пришли речники из плавсостава, судоремонтники, ветераны труда, работники Управления Иртышского пароходства. От имени Совета директоров участников торжественного собрания искренне поздравил генеральный директор ОАО «Иртышское пароходство» И.И. Яновский. Иван Иванович кратко напомнил собравшимся о славных страницах истории речного флота России, в том числе Иртышского пароходства. Он отметил заслуги речного транспорта в годы освоения целинных и залежных земель на юге Омской области и в Казахстане, по развитию экономики Западной Сибири, созданию крупнейшего в России Западно-Сибирского нефтегазового комплекса. Это речники Иртышского пароходства 4 июня 1964 года доставили на Омский нефтезавод первую тюменскую нефть, а всего флотом Иртыша перевезено из тюменских кладовых в Омск более четырех миллионов тонн сырой нефти. Огромен вклад речников Иртышского пароходства в строительство городов Среднего Приобья и Заполярья – Сургута, Нижневартовска, Нефтеюганска, Надыма, Уренгоя…
- В Иртышском пароходстве, - отметил генеральный директор И. Яновский, - работают особые люди. Мы пережили не один финансовый кризис. Уверен, что и нынешние трудности переживем. Победа будет за нами!
Затем слово было предоставлено заместителю генерального директора П.П. Ведерникову, который зачитал праздничные приказы о награждении работников флота и берега медалью «За заслуги перед флотом», Почетными грамотами ОАО «Иртышское пароходство», Благодарственными письмами.
За многолетний безупречный труд, высокое профессиональное мастерство и в связи с празднованием Дня работников морского и речного флота медалью «За заслуги перед флотом» награждены: Захарьев Н.Д., первый заместитель генерального директора; Арефьев В.В., заместитель начальника службы маркетинга; Ильин Н.В., капитан теплохода «Чернышевский»; Белоусов Г.В., капитан теплохода «Ленанефть-2025»; Кожинов А.В., заместитель директора Омского ССРЗ; Матвеев В.В., начальник участка по ремонту и техническому обслуживанию флота Тарского порта; Орловский С.И., капитан теплохода РТ-791.
Благодарственным письмом Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области награждены: Камынин С.А., главный энергетик – механик энергомеханической службы; Лиморенко О.К., капитан теплохода «Беломорский-28»; Федоров В.В., механик теплохода ОТА-970 и другие.
40 работников пароходства награждены Почетной грамотой акционерного общества с выдачей денежной премии в сумме 2 тыс. рублей. Среди них – Поляков Г.П., капитан – сменный механик теплохода «Заря-295Р»; Ситов В.Н., механик теплохода «Григорий Усиевич»; Горлов А.В., сменный капитан теплохода ТН-720; Майбородов С.А., электромеханик – радиооператор танкера «Ленанефть-2026»; Евтин П.С., заместитель службы судового хозяйства Иртышского пароходства…
47 работникам пароходства объявлена благодарность с выдачей денежной премии в сумме 1000 рублей. В этой группе награжденные: Лисс Т.Н., повар теплохода ОТА-964; Гавриленко Ю.И., механик танкера «Ленанефть-2010»; Елсуков В.Н., электромонтер линейных сооружений Тарского порта; Елохин А.А., рабочий АХО Иртышского пароходства; Богачев В.М., капитан – наставник Службы организации перевозок и безопасности судовождения и другие.
После вручения медалей, Почетных грамот, Благодарственных писем состоялся праздничный концерт. Речников Иртыша поздравили солисты Концертной группы под руководством солиста Юрия Давыдова. С песнями о море и речном флоте выступили очаровательные солистки Татьяна Небосенко и Екатерина Смолкина. Н.Д. Захарьеву была посвящена песня «Как провожают теплоходы», Ступковой В.В. – «Все для тебя!,,», Арефьеву В.В. – «И все таки море…», Белоусову Г.В. – «Ах, белый теплоход!», Пироговой Г.В. – «Букет белых роз».
Праздник окончился, а вахта речников и моряков продолжается.
Г. ВСТАВСКИЙ.
На снимке: И. Яновский поздравляет с наградой главного диспетчера смены Н.П. Закамалдина.


ФЛОТСКАЯ КОСТОЧКА   

В Москве вышла книга «Время Манякина». Старшее поколение омичей хорошо знают Сергея Иосифовича Манякина, выдающегося политического и государственного деятеля, Героя Социалистического Труда, участника Великой Отечественной войны. 26 лет, в 1961-1987 годах С.И. Манякин был первым секретарем Омского обкома КПСС. В январе 2010 года С.И. Манякин ушел из жизни.
В книге собраны воспоминания его коллег по работе, соратников, людей, которые вместе с ним прошли долгий жизненный путь. В том числе воспоминания генерального директора ОАО «Иртышское пароходство» И.И. Яновского. Сегодня редакция предлагает вашему вниманию воспоминания Ивана Ивановича.
Сергея Иосифовича Манякина я знал с первых лет его работы в Омске. Но непосредственно познакомиться удалось через несколько лет, когда на бюро обкома слушался вопрос о формировании активной жизненной позиции у коллектива судоремонтно-судостроительного завода, где я был тогда директором. Сейчас не помню, как дословно формулировался вопрос. Я, честно говоря, поначалу даже не совсем понимал, о чем надо говорить. Но все прошло благополучно, завод, на котором тогда работали четыре с половиной тысячи человек, был на хорошем счету. Все планы выполнялись, производительность росла, как ей и положено… Шутка сказать, таких мощных предприятий, как Омский ССРЗ, в стране было всего три – еще в Москве и в Тольятти. В общем, вышел я с бюро приободренным.
А вот второе бюро, на которое меня приглашали, было совершенно иным. И повод для него был скандальный, как тогда говорили, «жареный».
Пришел как-то ко мне наш капитан-наставник Анатолий Васильевич Шухов с просьбой. Его родственник, управляющий трестом «Спецстрой» Анатолий Николаевич Конашов отмечает юбилей, 50 лет. Так вот, нельзя ли отпраздновать на теплоходе? Обстановка необычная, всем надолго запомнится… Дело было 12-15 апреля, навигацию еще не открывали, все суда стояли в затоне. Мы еще только пробивали лунки, чтобы взрывать лед. Но на одном теплоходе, действительно, подняли пары – готовились встречать и размещать курсантов из разных областей. Я разрешил – что в этом такого? Тем более, что все продукты и спиртное юбиляр обеспечивал сам.
Гостей было много, в том числе достаточно высокопоставленных – председатель горисполкома Ю.Я. Глебов, его первый зам Н.Г. Грицевич и много других. Приглашали и меня, но случилась какая-то оказия, не помню сейчас, что именно, и я присутствовать не смог. Однако флотских предупредил: смотрите внимательно, когда гости станут расходиться, чтобы не шли по льду да, не дай бог, в лунку не угодили. Мне потом доложили: все прошло нормально, гости разъехались, приборка произведена – порядок.
И вдруг, дней через десять-пятнадцать в газете «Советская Россия» выходит большая критическая статья омского собкора этой газеты Ю. Бурова с броским заголовком «Зарево на теплоходе» или «Зарево над рекой», точно не помню, да и неважно. Плывет, мол, по Иртышу сияющий огнями теплоход, на верхней палубе гремит оркестр… и дальше живописуется веселый разгул, ну а потом выкладывается заранее собранный компромат на юбиляра.
Партийные органы незамедлительно реагируют. Нас с Конашовым вызвали в горком. В приемной разделили – меня направили к первому секретарю – Е.А. Норке, Конашова – ко второму секретарю – В.А. Рыжову.
Захожу в кабинет.
- Что, оправдываться пришел? – спрашивает Норка. – Что вы там натворили?
- Ничего мы, - говорю, - не натворили.
- Как это ничего? Устроили там, понимаешь…
- Не знаю, я там не был, но мне ничего такого не докладывали.
- Как это не был? – удивился Ефим Алексеевич.
Я рассказал. Словом, поругал он меня, сказал, что вопрос будет вынесен на бюро горкома. Разговор с А.Н. Конашовым был куда жестче: исключение из партии и снятие с работы, без вариантов. На том мы и разъехались.
Вечером сижу я на работе. В те времена, надо сказать, было принято засиживаться в кабинетах. Начальник пароходства был на рабочем месте, пока не разойдутся по домам московские начальники, нам, по цепочке, приходилось ждать ухода своих руководителей. Вдруг, часов в семь вечера, звонок, А.В. Шухов:
- Конашов застрелился.
Оказалось, он поехал на склады «Спецстроя», взял у охранника карабин… На похоронах от города был только я и первый секретарь Куйбышевского райкома партии В.К. Арзамасцев.
В общем, на бюро горкома я стоял один. Получил «строгача» с занесением. А через месяц меня вызывают еще и на бюро обкома.
Готовлюсь, понятно, к худшему, тем более, что слышал: Сергей Иосифович очень сердился, прочитав злополучную статью. Входим в кабинет. Нас от завода трое – секретарь парткома Лавров, председатель баскомфлота Баулин и я. Начинаются вопросы, доходит очередь до меня. Иду к трибуне и еще на ходу говорю: «Допустил я ошибку, Сергей Иосифович». А он вдруг: «Да не такую уж ты большую ошибку допустил…»
- Ты, - спрашивает, - деньги-то взял с них?
- Так ведь они все свое принесли, - отвечаю.
- Э-э, нет. В ресторане, небось, с людей за каждую ножку стула деньги дерут…
А потом говорит:
- Что произошло-то? Что, прикажешь людям, руководителям, идти в кабак, на глазах у всяких спекулянтов веселиться, так, что ли?
И – неожиданно для всех – как обрушится на корреспондента. Оказалось, у того и прежде были трения с омскими хозяйственниками, острые конфликты, где он проявил себя не слишком чистоплотным журналистом. В общем, через несколько дней редакция «Советской России» вынуждена была отозвать Ю. Бурова из Омска.
Вот такие запомнились разные заседания бюро…
Сергея Иосифовича я чаще всего видел и слышал на партийных конференциях и собраниях партийно-хозяйственного актива. Всегда удивляло – он знал по имени отчеству всех руководителей колхозов и совхозов! Часто во время выступления отвлекался от бумажки и, обращаясь к кому-нибудь из сидящих в зале, говорил: «Ты, мол, почему то-то и то-то до ума не довел, давай-ка, брат, поднажми! Сам не можешь строить – пригласи этих, что в широких кепках ходят, не бойся!». Наставник, словом.
А какие задачи ставились! Даже сейчас дух захватывает! И область росла, и завод наш тоже рос. Так мне было хорошо! Обстановка стабильная, предприятие работало как часы, вводились новые мощности, ежегодно строилось по 100-квартирному дому… Живи и радуйся. И вдруг в начале 1980-х годов звонят из Министерства речного флота и предлагают занять место заместителя начальника главка с перспективой через небольшое время (начальник выходит на пенсию) возглавить главк. Для достаточно молодого работника, каким я в то время был, предложение не просто заманчивое, очень заманчивое. Я дал предварительное согласие, и министерство начало пробивать в Мосгорисполкоме прописку – это в то время было совсем не просто. Согласовали, выделили квартиру в Текстильщиках. И только после этого поставили в известность Омский обком. По тем временам это был серьезный «прокол». В обкоме возмутились и согласия на мой переезд в столицу не дали.
Не скажу, что эта история оставила меня равнодушным. Еще бы – Москва! Но оказалось, у обкома на меня были свои виды. И даже работа была проведена соответствующая: в обком вызывали рабочих, мастеров, капитанов – всесторонне просматривали мою кандидатуру. В итоге, в марте 1983 года меня назначают главным инженером Иртышского речного пароходства. Не хотелось уходить с завода, сжился с ним за одиннадцать лет, но и расти хотелось! А в октябре того же года я стал начальником пароходства. Теперь-то я могу рассуждать спокойно, и честно скажу, я благодарен обкому за то, что не отпустил меня. Думаю, я давно доживал бы на пенсии, коптил небо… А я и сейчас в строю, делаю нужное стране дело.
Судьба потом еще один раз увела меня от резкого поворота в биографии – это когда я проиграл выборы в народные депутаты СССР А.И. Казаннику. Друзья до сих пор в шутку меня упрекают, что, мол, это из-за меня не стало Советского Союза, ведь это Казанник уступил свое место в Верховном Совета Б.Н. Ельцину! Я-то бы ни за что не уступил! Мне тогда было очень обидно, тем более, что выборы по тому округу проходили в Омской и Тюменской областях, а ведь именно мы, речники, так много вложили в освоение Тюменского севера и снабжение нефтегазового комплекса! Мы и сегодня считаем эту задачу главной для себя, хотя и раздаются уже голоса о том, что надо бросить это затратное и совершенно нерентабельное занятие. И вот эти самые тюменцы предпочли мне говорливого профессора! А сегодня не устаю благодарить судьбу за то, что все случилось так, а не иначе. Повторяю: я и сегодня в строю, и «вероломных» северян, пока жив, не брошу!
Став руководителем областного уровня, я, разумеется, начал встречаться с С.И. Манякиным чаще, общение стало более доверительным.
Как-то, помню, приехали к нему гости - земляки из Ставрополья. Принимал он их с прогулкой по Иртышу на нашем теплоходе. Кроме меня из омичей были лишь пять-шесть обкомовских работников.
Сели за стол. Сергей Иосифович говорит мне:
- Ну, давай, адмирал, командуй!
Я говорю:
- У нас на флоте правило такое – командует старший на рейде. Сегодня, Сергей Иосифович, старший вы, вам и командовать!
Он рассмеялся:
- Ох, и хитрый ты, ох, и хитрый!
Но это на отдыхе, а в делах Сергей Иосифович был строг, решения принимал очень взвешенно, всесторонне обдумав. Так, например, было, когда горисполком, возглавляемый тогда Ю.Я. Глебовым, задумал вынести ССРЗ за городскую черту. Я написал письмо, где перечислил все, что городу нужно будет построить, чтобы запустить завод на новом месте: столько-то корпусов под цеха, столько-то котельных, литейку, жилье для людей, детские сады… Сотни миллионов рублей, тех, советских. Манякин посмотрел мои бумаги, разобрался и велел оставить все как есть.
А в иных случаях, когда был уверен в своей правоте, поступал без раздумий. Вот, помню, пожаловался директор шинного завода П.В. Будеркин: «Что это такое – поставили мне «шестерку» - аппарат прямой связи, а до многих первых лиц дозвониться невозможно, попадаешь к секретарю. Для чего тогда такая «шестерка» нужна?». Сергей Иосифович тут же дает поручение: проверьте, если у кого-то «шестерка» подключена к секретарю – снимать. Значит, ему прямая связь не нужна. Через полчаса все аппараты были замкнуты на первых лиц.
Но я немного забежал вперед. Прежде нужно было решить самую важную задачу. Дело в том, что я пришел в пароходство, когда оно уже было разделено, управление находилось в Тюмени. Почему так получилось? Мне кажется, что решающую роль сыграла ошибка, которую допустил Николай Иосифович Животкевич, руководивший пароходством до меня. Прекрасный специалист, хороший, надежный человек, здесь оказался неправ. Он как-то пренебрегал северянами, мол, возим вам грузы, и будьте счастливы. Дошло до того, что однажды, когда в Тюмень приезжал кто-то из секретарей ЦК, он туда не поехал. А тюменцы, как выяснилось, вынашивали далеко идущие планы. Им удалось внушить высокому гостю, что держать управление пароходства в Омске нецелесообразно, нужно приблизить его к объекту – ведь большинство грузов из Омска, так или иначе, идет на север. В общем, создали Обь-Иртышское пароходство, вся база флота в Омске, а команды идут из Тюмени, мы в своем доме не хозяева… Надо было срочно что-то предпринимать.
И тут – случай. В те годы разрабатывался проект Южно-Омской оросительной системы. Планировалось строить плотину, поднимать уровень реки и орошать земли в южных районах области. С точки зрения сельского хозяйства дело было нужное и своевременное, перспективы открывались хорошие.
И вот приезжают из Москвы люди – кто-то из ЦК и кто-то из разработчиков. Сергей Иосифович дает команду, мы садимся на теплоход и идем вверх по Иртышу, туда, где будет плотина. Поинтересовались моим мнением. Я говорю: «Это все хорошо, но как мы будем вверх суда водить? Шлюза-то в плотине не предусмотрено». Манякин спрашивает: «А это действительно нужно?». Я говорю: «Безусловно». У нас в то время довольно большой грузооборот был с Казахстаном. Он подумал, говорит: «Ладно». Потом стал спрашивать, как вообще дела в пароходстве. Я пожаловался, что и не пароходство теперь, а бог знает что. Он согласился. Дело в том, что весь омский транспорт уже начали растаскивать – управления железной дороги и гражданской авиации перевели в Новосибирск, пароходство – в Тюмень. Естественно, первого секретаря, хозяина области, такое положение устраивать не могло.
После нашего разговора на теплоходе проект плотины был приостановлен. Понятно, шлюз – это совсем другие деньги… А потом, после ухода С.И. Манякина в Москву, новые власти и вовсе похоронили хорошую идею.
Через некоторое время, сижу я как-то вечером дома – звонок. Сергей Иосифович.
- Вот что, - говорит он. – К нам Воротников приезжает, смотри мне, чтобы историю пароходства знал наизусть!
Поднял я историю – а она страшно запутанная, и вся состоит из разъединений пароходства и обратных объединений.
Когда приехал председатель Совета министров РСФСР В.И. Воротников, Сергей Иосифович привез его на речной вокзал, сели в теплоход. Там у них обед запланирован. Манякин говорит: «Ну, давай рассказывай». Я стал говорить, что история судоходства на Иртыше начиналась в Омске в 1846 году, что многочисленные реорганизации только вредят делу, в частности делу освоения Тюменского нефтегазового комплекса. Рассказал, как мы работаем в этом направлении сейчас, как собираемся работать дальше… Виталий Иванович все внимательно выслушал и говорит: «Ну, я думаю, что процесс разъединений и объединений еще не завершен». И действительно, 20 января 1986 года подписал постановление, и пароходство вновь стало Омским.
Мне все-таки кажется, что Сергей Иосифович, человек флотский, к нашему флоту, пусть и речному, относился чуть-чуть пристрастно. Была в нем этакая «флотская косточка»! Расскажу эпизод, который привел к «опале» моего предшественника, Н.И. Животкевича. Нам от имени Москвы должны были вручать Юбилейный знак. Как это часто делалось, знак привезли сюда, а вручать должно было местное начальство. Сергей Иосифович хотел сделать это лично. Но его почему-то в области не оказалось, а Животкевич торопился куда-то уезжать, по-моему, на защиту кандидатской диссертации. Ну и попросил второго секретаря обкома А.П. Мекерова провести вручение. Тот согласился, и к возвращению Сергея Иосифовича все было уже вручено. После этого случая года три начальника пароходства не приглашали ни на один президиум…
Во всем же остальном никаких поблажек от первого секретаря мы не знали. И жилье строили, и кормоцеха, и дороги, и зону отдыха на Зеленом острове…
Уезжая из области, Сергей Иосифович позвонил мне и сказал: «Я уезжаю, а ты здесь держись! Если будут проблемы – докладывай, не стесняйся». Честно скажу, этот прощальный разговор очень сильно меня приободрил. Настолько, что когда новый первый секретарь обкома, Е.Д. Похитайло, поинтересовался, что нам, речникам, нужно, я заявил, что хотим видеть на ежегодном весеннем собрании партхозактива министра речного флота. И министр приехал! Я, помню, подумал тогда: где это видано, чтобы хозяйственник, пусть даже и областного уровня, давал первому секретарю обкома задание привезти в область министра! В голову бы никогда не пришло, язык бы не повернулся! Вот что значит доверие!
И последняя встреча. Сергей Иосифович был уже пенсионером. Однажды, будучи в Москве, мы – В.Н. Степанов, А.Н. Кошелкин, И.П. Федяев и я – приехали к нему домой. Набрали, конечно, выпивки, закусок разных… Сели за стол. Прасковья Петровна говорит: «Ты, Сергей, не пей!». А он: «Как же я могу не выпить с земляками! Обязан». Хорошо мы посидели тогда, хорошо и о многом поговорили.
Я почему-то почувствовал себя в этом доме своим. Я, конечно, не был другом Сергея Иосифовича, не входил даже в ближний круг. Но доброжелательность, сердечность его прочувствовал в полной мере. Таким его и помню.
И. ЯНОВСКИЙ.


ИЮЛЬ – МАКУШКА ЛЕТА   

Жара. Июль… Середина лета. Главное в этом месяце – солнце. Стоит время самой большой жары, время купания, обливания водой, в разгаре сенокосная страда. Июль – месяц самых высоких температур воздуха в году, месяц гроз и ливней. Правда, дни пошли на убыль, к концу месяца он сократится на 1 час 23 минуты. В начале июля зацветает последнее дерево – липа. У липы прекрасный медонос. Не зря в Древней Руси июль называли «липец». В июле на опушках и полянках созревает клубника, земляника, спеет черника, малина, смородина… Только успевай делать запасы. Каждая ягодка – родник здоровья. Ешь ее без опаски, свежую, в пирогах, вареньях и просто с молоком.
Солнце в союзе с дождем обещает грибной урожай. В начале лета был первый грибной слой, появились даже белые грибы. Но он быстро прошел. Удача выпала лишь не многим собрать первые дары природы. Июль обещает дать первый настоящий грибной урожай. Посмотрим, месяц только-только вступает в свои права.
«Жарник» - народное название июля, нареченного так когда-то в честь римского императора Юлия Цезаря. Удивительна природа в июле. Она восхищает нас легкими и теплыми рассветами, неспешно перегорающими закатами и ласковой свежестью. А какая прелесть наблюдать скорые дожди с грозой, радугой и солнцем!
Таков он, июль – макушка лета, ничего ему не жаль.
 

ПОЗДРАВЛЯЕМ ЮБИЛЯРОВ ИЮЛЯ!   

С 85-летием
Семенову Ольгу Никифоровну, ветерана труда Управления Иртышского пароходства.
С 80-летием
Малышеву Нурию Алимовну, ветерана труда Омского ССРЗ.
С 75-летием
Мамаева Петра Михайловича, ветерана труда Иртышской РЭБ флота.
Миронову Маргариту Яковлевну, ветерана труда Управления Иртышского пароходства.
С 70-летием
Нестеренко Виктора Константиновича, ветерана труда Омского ССРЗ.
Робатько Анатолия Васильевича, ветерана труда Тарского порта.
С 65-летим
Швеца Александра Ивановича, начальника Службы связи и радионавигации.
Болошенко Наталью Борисовну, ветерана труда Омского ССРЗ.
Фадееву Таисию Николаевну, ветерана труда Управления Иртышского пароходства.
Обухова Петра Петровича, оперативного дежурного по заводу участка по хозобслуживанию зданий.
Ерофееву Антониду Петровну, ветерана труда Тарского порта.
С 60-летием
Колесник Наталью Григорьевну, бухгалтера централизованной бухгалтерии.
Борща Николая Ивановича, линейного инженера – механика по флоту БПУ.
Хвостенко Владимира Ивановича, ветерана труда Омского ССРЗ.
С 55-летием
Андрющенко Веру Ильиничну, заместителя главного бухгалтера производственной бухгалтерии.
Фролову Ларису Васильевну, ветерана труда Управления Иртышского пароходства.
Токарева Владимира Ивановича, слесаря – электрика РЭУ.
Ложкина Валерия Борисовича, мастера участка корпусного цеха.
Беляева Сергея Ивановича, ветерана труда Омского ССРЗ.
С 50-летием
Шимановича Владимира Евгеньевича, механика – старшего помощника капитана ТН-738.
Максименко Юрия Борисовича, сменного капитана – сменного механика теплохода СБ-1.
Трофимова Сергея Владимировича, механика – II помощника капитана ТНМ-31.
Севостьянова Виктора Федоровича, старшего помощника капитана – III помощника механика теплохода «Ленанефть-2006».
Яковлева Юрия Юрьевича, сменного капитана Тарского порта.
Поздравляем юбиляров июля. Пусть погода самого жаркого месяца в году вас только радует, а жизнь будет всегда щедра и благосклонна к вам!


С ПЛЕНУМА БАСКОМФЛОТА   

27 июня в Омске прошел III пленум Иртышского баскомфлота.
Участники Пленума рассмотрели три вопроса, но основным был «О ходе выполнения коллективного договора ОАО «Иртышское пароходство» за период с мая 2011 г. по июнь 2012 г.
Пленум Иртышского баскомфлота отметил, что за период действия новой редакции колдоговора Иртышский баскомфлот и первичные профорганизации пароходства провели определенную работу, направленную на выполнение принятых обязательств.
Из общего количества обязательств коллективного договора – 289 по состоянию на 1 июня 2012 года выполняются все. Реализация мероприятий по колдоговору позволили ввести дополнительные льготы для работников. Так, сумма средств на дополнительные льготы только в 2012 году составляет 648, 3 тыс. руб. Среднемесячная заработная плата работников пароходства по итогам 1 квартала 2012 года выросла на 28 процентов. Производится оплата стоимости путевок в оздоровительные лагеря, выдаются денежные вознаграждения работникам к юбилейным датам и праздничным дням.
На улучшение условий охраны труда в текущем году затрачено 1680,3 тыс. рублей.
Пленум Иртышского баскомфлота постановил:
1. Принять к сведению информацию о ходе выполнения колдоговора ОАО «Иртышское пароходство» за период с мая 2011 г. по июнь 2012 г.
2. Рекомендовать первичным профсоюзным организациям и впредь добиваться повышения уровня заработной платы;
индексации заработной платы, соблюдения трудовых прав и законных интересов работников.


«ЧЕРНЫШЕВСКИЙ» - ШКОЛА ФЛОТСКИХ КАДРОВ   

Историю каждого теплохода создают люди. К примеру, сколько известных командиров вышло из судовых экипажей «Родины», «Чернышевского». За более чем полувека эксплуатации «Чернышевского» на Иртыше и Оби здесь выросли десятки командиров иртышского флота. И было кому готовить их. Напомним читателям лишь некоторые факты из истории теплохода «Чернышевский». Капитанами этого теплохода были К.В. Оносов, А.К. Уразаев, И.К. Кизнер. И сегодня у штурвала «Чернышевского» опытный капитан Н.В. Ильин. Под его руководством растут флотские кадры. Так, в навигацию 2002 года на теплоход «Чернышевский» пришел выпускник ПТУ-15 Максим Брюханов. Работал мотористом – матросом. Уже десять лет он трудится на «Чернышевском». И за эти годы Максим Евгеньевич вырос до старшего помощника капитана.
В эти дни экипаж «Чернышевского» находится в очередном рейсе на межобластной пассажирской линии Омск – Салехард – Омск.
На снимке:старший помощник капитана Максим Евгеньевич Брюханов.

Разделы сайта