Дневник навигации   

Навигация-2010 подходит к своему зениту. Позади еще один месяц – июнь. Как флот пароходства завершил минувший месяц?
Месячный план по перевозкам грузов флотом пароходства выполнен по тоннам на 77,4 процента, а по доходам – на 64,4 процента. В том числе по нефтеналиву план июня по тоннам выполнен на 62,2 процента, по доходам – на 54,2 процента.
По сухогрузным перевозкам итоги месяца значительно выше: тонны – 150 процентов, по доходам задание июня также значительно перевыполнено.
Успешно работали в июне пассажирские суда. Июньское задание по пассажирам выполнено на 108,4 процента, по доходам еще выше – на 148,8 процента.
Показатели пассажирского флота – хороший ориентир для других судов. Июль – самое время набирать обороты.

Курьер   

? Омск. 8 июля из Омска в Салехард с пассажирами на борту вышел теплоход «Механик Калашников». 16 июля он встанет на свою линию по маршруту Салехард – Антипаюта.
? 9 июля в Омск прибывает пассажирский теплоход «Чернышевский», который 10 июля возьмет курс на Салехард.
? Паново. В рабочем режиме продолжает нести вахту в Усть-Ишимском районе команда теплохода «Заря-295».
? Тобольск. 7 июля туристический теплоход «Римский-Корсаков» находился в старой столице Сибири. 11 июля теплоход возвратится в Омск.
Следующий маршрут туристического теплохода – Ханты-Мансийск.
? Новый Порт. Когда готовился номер к печати (8 июля), груженые суда с сырой нефтью ожидали морской танкер.
? Салехард. Груженые теплоходы «Беломорский-23» и «Беломорский-28» на 8 июля стояли в ожидании прохода льда в Обской губе. Пункт назначения – северные реки Нурмо-Яха и Се-Яха.
? Сургут. Продолжаются перевозки нефтепродуктов в Томскую и Новосибирскую области. Здесь закреплены восемь танкеров.
? Омск. Экипаж РТ-675 доставит в Большеречье очередную партию угля. В ожидании погрузки стояли теплоходы РТ-790 и РТ-78.
? Салехард. Из Омска в столицу Ямала доставят нефтепродукты танкеры ТН-738 и ТН-739.

Лучше флота только... флот!   

РЕПОРТАЖ С ТОРЖЕСТВЕННОГО СОБРАНИЯ, ПОСВЯЩЕННОГО ДНЮ РАБОТНИКОВ МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА
Впервые речники и моряки России отмечали свой профессиональный праздник в первое воскресенье июля 1976 года. В этом году День работника морского и речного флота мы праздновали в 35-й раз. Торжественное собрание прошло в актовом зале Управления Иртышского пароходства. Поздравил собравшихся от имени Совета директоров, руководства пароходства с профессиональным праздником генеральный директор ОАО «Иртышское пароходство» И.И. Яновский.
Иван Иванович кратко отметил заслуги речного транспорта по развитию экономики Сибири, особенно по созданию Западно-Сибирского нефтегазового комплекса. Это речники Иртышского пароходства 4 июня 1964 года доставили в Омск первую тюменскую нефть. Неоценим вклад речников Иртыша в строительство Нижневартовска, Нефтеюганска, Надыма, Уренгоя. Во многом благодаря самоотверженному труду речников Иртышского пароходства получили сегодняшнее развитие Салехард, Ханты-Мансийск, Сургут.
Девяностые перестроечные годы стали для нашего пароходства новым испытанием. Несмотря на трудности, Иртышское пароходство выстояло, мы сохранили флот и кадры. Впервые омские суда вышли в загранплавание на морские широты. В конце 90-х годов в начале XXI века пароходство ежегодно прибавляло объемы перевозок, стабильно росла заработная плата. Акционеры получали хорошие дивиденды. К сожалению, с 2009 года в Россию снова пришел финансовый кризис, который отрицательно отразился на перевозках. Мы очень надеялись на рост в навигацию 2010 года. Однако наши надежды не оправдались. Кризис продолжается, к сожалению, перевозки по Салехарду отдали частникам, а это – значительные потери в доходах. Будем искать замену, сокращать расходы. В Иртышском пароходстве работают особые люди. Мы и этот кризис переживем.
Иван Иванович еще раз поздравил речников Иртышского пароходства, ветеранов труда, путейцев, работников учебных заведений с профессиональным праздником и пожелал плавсоставу семь футов под килем.
Затем слово было предоставлено начальнику отдела кадров Н.И. Напорову, который зачитал праздничный приказ генерального директора.
Нынче впервые пять работников флота были награждены медалью «За заслуги перед флотом». Среди них капитаны Ю.А. Печкуров, В.И. Королев, механик С.И. Ефременко, начальник службы организации перевозок и безопасности судовождения Ю.И. Тукиш, заместитель генерального директора П.П. Ведерников. Отрадно, что наряду с плавсоставом, были отмечены судоремонтники и судостроители.
Медалью «Судостроение. Судоремонт. За высокий профессионализм» были награждены: В.Р. Бельгард, главный инженер Омского ССРЗ, И.И. Горлов, начальник БПУ Омского ССРЗ, С.Б. Молодцов, электросварщик корпусного цеха, А.А. Калачев, линейный инженер-механик дизельного цеха, Г.Н. Линьков, начальник ДОКа Омского ССРЗ. Все медалисты получат премию в сумме пять тысяч рублей.
Большая группа работников пароходства награждена Почетной грамотой ОАО «Иртышское пароходство» и премией в сумме одна тысяча рублей. Среди них – сменный капитан «Восхода-44» А.В. Краморов, капитан теплохода «Ленанефть-2025» Г.В. Белоусов, механик теплохода «Тимофей Белозеров» И.А. Курбатов и другие.
Тридцати шести работникам Иртышского пароходства объявлена благодарность с выдачей премии в сумме 500 рублей. После вручения медалей, Почетных грамот состоялся праздничный концерт. На этот раз и тоже впервые перед речниками выступил вокальный ансамбль «Омская крепость», руководит которым Нина Стремеленко. Среди очаровательных солистов есть и наш засланный «казачок» - врач – кардиолог Сергей Морозов из Западно-Сибирского медицинского центра.
Г. ВСТАВСКИЙ.

Нас поздравили   

Уважаемые друзья!
Сердечно поздравляю вас с профессиональным праздником – Днем работников морского и речного флота.
Морской и речной транспорт наряду с другими видами транспорта и инфраструктурными отраслями обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества. Своим каждодневным трудом из года в год вы обеспечиваете потребности страны в перевозках пассажиров и грузов, вносите значительный вклад в развитие экономического потенциала страны.
Морской и речной транспорт имеет богатую историю и славные традиции, но останавливаться на достигнутом нельзя. Реализация целей и задач, определенных в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г., позволит водному транспорту соответствовать международным стандартам, быть конкурентоспособным и полностью обеспечивать потребности страны в морских и речных перевозках.
Выражаю искреннюю признательность и благодарность всем работникам и ветеранам морского и речного транспорта за добросовестный труд, профессионализм и преданность делу. Уверен: ваши знания и опыт, мастерство и ответственность позволят решить поставленные перед отраслью задачи и станут залогом дальнейшей успешной работы морского и речного транспорта на благо Отечества.
От всей души желаю вам крепкого здоровья, благополучия вашим родным и близким, радости и удачи, а экипажам судов – счастливого плавания и благополучного возвращения к родным берегам!
Министр транспорта Российской Федерации
Е.И. ЛЕВИТИН.

Уважаемый Иван Иванович!
От имени Совета Федерального агентства морского и речного транспорта и от себя лично сердечно поздравляю вас, весь коллектив и ветеранов с Днем работников морского и речного флота!
Всех нас объединяет любовь, верность и преданность морскому и речному транспорту, который играет важнейшую роль в экономике страны.
В этот праздничный день искренне желаю вам здоровья, удачи, счастья и успехов во всех делах и начинаниях, направленных на эффективное выполнение поставленных перед нашей отраслью задач.
Руководитель Росморречфлота
А.А. ДАВЫДЕНКО.

Уважаемые коллеги!
От имени Ассоциации судоходных компаний примите самые искренние и сердечные поздравления с нашим профессиональным праздником – Днем работников морского и речного флота!
Ваш самоотверженный труд, опыт и творческое отношение к делу позволяют способствовать укреплению и развитию водного транспорта.
От всей души желаю вам, коллективам предприятий и организаций, ветеранам речного транспорта крепкого здоровья, огромного человеческого счастья, благополучия, мира и согласия во всем.
Президент Ассоциации судоходных компаний
Н.Г. СМИРНОВ.

Директор с большой буквы   

В этом году из печати вышла книга «Флот – моя судьба». Автор ее – генеральный директор ОАО «Иртышское пароходство» И.И. Яновский, который более шестидесяти лет посвятил речному транспорту.
Книга «Флот – моя судьба» вызвала большой интерес как среди ветеранов труда пароходства, так и среди молодых речников, курсантов командного речного училища, студентов Омского института водного транспорта.
По многочисленным просьбам наших читателей и участников презентации книги редакция начинает печатать отрывки из этого издания. И открывает эту рубрику зарисовка о директоре Омского ССРЗ Герцмане Абраме Давыдовиче.
Абрам Давыдович Герцман отдал Иртышскому речному пароходству 30 лет своей жизни, из них четверть века нес трудовую вахту на Омском судоремонтно-судостроительном заводе. С 1960 по 1972 год он был директором Омского ССРЗ. Абрам Давыдович был крупным организатором производства, высококвалифицированным специалистом, чутким и заботливым руководителем.
А начинал свой путь в речники будущий директор базового промышленного предприятия Министерства речного флота в далекой Одессе. В 1936 году Абрам Давыдович окончил Одесский институт инженеров водного транспорта. Молодого выпускника, начинающего инженера-механика направили на Дальний Восток, в Нижне - Амурское речное пароходство. В Хабаровске Абрам Давыдович прошел хорошую школу практического опыта. Десять лет, в том числе и годы военного лихолетья, он нес вахту на промышленных предприятиях Нижне - Амурского пароходства: инженер-конструктор, главный механик, начальник механического цеха, группы промпредприятий пароходства. С 1941 по 1945 год Абрам Давыдович – главный инженер Хабаровского судоремонтного завода. Трудился Герцман с присущими ему аккуратностью и упорством. И заслуги его в тылу уже тогда, в победном сорок пятом году, были отмечены высокими наградами: орденами Красной Звезды, «Знак Почета», медалью «За победу над Японией»… Здесь, на берегах Амура, Абрам Давыдович получил отличную производственную закалку, позднее с гордостью вспоминал годы, проведенные на Дальнем Востоке.
Но по-настоящему талант крупного руководителя и организатора производства расцвел у нас, на Иртыше. В 1947 году Абрама Давыдовича переводят в Нижне- Иртышское пароходство. И сразу же его назначают начальником механико-судовой службы пароходства, а с 1953 года Герцман – главный инженер Омского судоремонтного завода. По его же словам, он застал на заводе немало временных помещений, временного жилья барачного типа. Но не временными были только люди завода! Он все годы, проведенные здесь, гордился ими и вместе решал множество производственных и житейских вопросов.
- Я прекрасно помню, - вспоминал Абрам Давыдович, - как поднимали осенью суда на клетки. Собирались человек 70-90 и два, а то и три дня с помощью обычных домкратов передвигали суда все выше и выше на городки. Баржи были деревянные, городки также изготовлялись из дерева. Вот почему едва ли не половину берегового коллектива составляли деревообделочники. Лесопилка завода за год перерабатывала десятки тысяч кубометров леса. За счет заводского леса многие судоремонтники выстроили свои домишки, которые окружали затон со всех сторон.
Кузнечный цех тогда также был главным звеном судоремонтного производства. Паровых судов в затоне насчитывалось много – сплошные колеса. Приходилось возле колес ставить передвижные горны, чтобы править плицы. Дизельные суда тогда можно было пересчитать по пальцам – «Анастас Микоян» да несколько самоходок, полученных после войны по репарации. Абрам Давыдович любил повторять фразу руководителей пароходства: «Ты можешь провалить все, но если капитально не отремонтируешь «Микояна», не знаем, что с тобой сделаем…»
Однако жизнь в 50-60-е годы менялась быстро. И вскоре на смену паровому флоту пришли дизельные суда. А это – целая техническая революция. Во времена пароходов весь ремонт практически выполнялся на судах. Ведь огромные колеса не потянешь в цехи, цилиндры метрового диаметра тоже не понесешь. А вот с поступлением дизелей ситуация изменилась в корне. Пришлось строить дизельный цех, а специалистов-дизелистов готовить из паровиков. Это сейчас нам кажется простым делом переквалифицировать кадры. А тогда проблем было немало. Благо, что Омский судоремонтный завод всегда славился золотыми руками.
Были очень сильные начальники цехов: Иван Федорович Баринов (деревообделочный цех), Эммануил Исаевич Рыбаковский (кузнечный), Анатолий Павлович Шитов (корпусный), такие отличные специалисты, как Владимир Михайлович Бородулин, Арий Борисович Духовской, Владислав Евгеньевич Рыжиков, Альберт Борисович Кузнецов… Отличные организаторские способности проявляли Евгений Степанович Мешкорудный, Галина Николаевна Хайлова, Рудольф Рудольфович Рогальский, Николай Иванович Ланьков…
12 лет находясь на должности директора крупнейшего судоремонтного завода МРФ, Абрам Давыдович сделал для заводчан очень много. Наряду с большими производственными достижениями (строительство дизельного цеха, реконструкция слипа, расширение деревообделочного цеха, пополнение флота дизельными судами), А.Д. Герцман решал и жилищную проблему. Тогда многие речники жили в бараках. Именно в те, уже далекие годы заводчане по инициативе руководства предприятия (С.Я. Кудрявцева и А.Д. Герцмана) начали строить поселок речников в районе Северных улиц. Тогда же были построены два первых девятиэтажных жилых дома. Свой первый директорский прием, вспоминал ветеран, окончил в три часа ночи. Как раз сдавался в строй первый многоэтажный жилой дом.
Много знаменательных событий отмечено в летописи завода, когда им руководил А.Д. Герцман. Назову лишь некоторые из них:
1962г. – «Ракета-8» - первое скоростное пассажирское судно на подводных крыльях приписано Омскому СРЗ.
1963г. – со стапелей Омского СРЗ спущен на воду еще один дизель-электрический кран, третий по счету.
1965г. – создана Иртышская РЭБ флота, у истоков которой стояли многие заводчане.
1970г. – к 50-летию завода сдан в эксплуатацию Дворец культуры «Юбилейный».
А вот что говорили о Герцмане речники.
А.М. Перловский: «Герцман – требовательный и добрый руководитель. Выше его тогда специалиста не было…»
В.И. Шумков: «Большой организатор и очень толковый специалист».
А.П. Токарев: «Герцман – человек слова и дела. В трудных ситуациях брал ответственность на себя. По большому счету никого из подчиненных не подставил…»
И.С. Баскаков: «Очень порядочный руководитель и человек. Пользовался большим уважением в коллективе судоремонтников и на флоте. А еще он был заядлым хоккейным болельщиком».
24 февраля 1972 года в связи с уходом на пенсию приказом министра речного флота А.Д. Герцман был освобожден от должности директора Омского СРЗ. Но еще в течение шести лет он работал в своем родном коллективе: старшим инженером, затем инженером-технологом техотдела. И какую бы должность А.Д. Герцман ни занимал, в работу он вкладывал всю душу. На заводе он был награжден орденом «Знак Почета», медалью «За доблестный труд».
Абрам Давыдович был яркой личностью, человеком слова и дела. Он скончался в Омске на 91-м году жизни 24 июня 2002 года.
Его жизнь – часть истории завода, Иртышского пароходства.

Их ждут северяне   

Пассажирский флот выполнил задание июня по пассажирам на 108,4 процента, а по доходам – на 150 процентов. Каждый из экипажей скоростного флота внес в эти цифры свою лепту.
Рано утром 7 июля в очередной рейс отправился теплоход «Восход-44». Его экипаж в ряду трех экипажей скоростного флота с 31 мая обслуживает пассажирскую линию Омск – Тевриз - Малая Бича. О том, как ждут и любят речной транспорт жители северных районов Омской области мы писали много раз. Особенно ценят его в тех отдаленных уголках, куда в непогоду никак, кроме как по реке, не добраться. Флотские экипажи понимают сельчан, выручают их и стараются сделать их переезд максимально удобным и комфортным.
В этом году тарифы на пассажирские перевозки остались на уровне прошлого года и, надо сказать, они значительно ниже тарифов, установленных на автотранспорт. Понятно, что при таком раскладе, популярность речного транспорта еще больше возрастет. Впрочем, дело не только в стоимости билета. Люди, отдающие предпочтение водному транспорту уверены – их ждет безопасное и приятное путешествие по реке. И экипажи «Восходов» делают для этого все от них зависящее. И команды подобраны с учетом высокого профессионализма и большого опыта. Большинство командиров, проводников работают на крылатом флоте порядка двух и более десятков лет.
Так, сменный капитан «Восхода-44» Владимир Викторович Фокин, который и повел свой теплоход 7 июля в очередной рейс, имеет общий флотский стаж 32 (!) года. Он, выпускник НИИВТа 1980 года, на скоростном флоте работает с 1984 года, а на «Восходе-44» - с 1999. А сменный капитан Александр Михайлович Мартынов из 29 лет флотского стажа 16 лет отдал крылатому флоту. Под стать командирам и Галина Викторовна Калиниченко. Ее профессиональные обязанности широки – она едина в трех лицах – матрос, кассир, проводник. Но, работая на флоте 26 лет и из них 19 на «Восходе-44», она справляется со всеми делами блестяще. А еще успевает одарить улыбкой и добрым словом всех пассажиров.
P.S. В очередной рейс «Восход-44» опять ушел «под завязку». Ни одного свободного места. Это лишнее доказательство того, что пассажиры любят и предпочитают речной транспорт.
Н. ОЛЕНИЧЕНКО.

Книга о министре С.А. Кучкине   

В Москве вышла книга «Министр речного флота», посвященная столетию со дня рождения Сергея Андреевича Кучкина.
С.А. Кучкин родился на Волге в семье водников. С 15 лет он уже работал кочегаром на пароходах. В разные годы он руководил Бельским речным пароходством, «Волготанкером», Волжским объединенным пароходством.
В 1960 году Сергея Андреевича назначают министром речного флота РСФСР. 18 лет он руководил Минречфлотом России. Министр Кучкин часто бывал в коллективах Иртышского речного пароходства. Он внес значительный вклад в развитие производственной и социальной сферы Иртышского пароходства, в создание Западно-Сибирского нефтегазового комплекса.
В книге даны воспоминания И.И. Яновского, Н.И. Животкевича о С.А. Кучкине. Всего 15 страниц и 30 фотографий из Обь-Иртышского бассейна. Тексты и фотографии отпечатаны на мелованной бумаге. Книга вышла в свет в ОАО Типография «Новости» г. Москва, тиражом 2000 экземпляров. Один экземпляр книги «Министр речного флота» имеется в редакции «РИ», а другой - в Народном музее иртышских речников.

Знамя Победы   

1 мая 1945 года над Рейхстагом развевалось красное знамя Победы. Водрузили его отважные разведчики М.А. Егоров и М.В. Кантария.
Как это было? Об этом историческом событии позднее вспоминал сержант Михаил Егоров.
Едва мы достигли широкой лестницы, ведущей в рейхстаг, сразу же решили установить знамя, чтобы его все могли видеть. Но где его поставить? Решили привязать к колонне. Неподалеку нашли стремянку, я полез по ней наверх.
А кругом пули свистят, снаряды рвутся, осколки летят, на нас штукатурка сыплется, битый кирпич. Забрался я по стремянке на самый верх и кричу Кантария:
- Развязывай чехол быстрее! (Знамя завернуто в чехол было).
- А чем знамя привязывать будем? – спрашивает он.
Тут я подумал, что в суматохе веревки забыли с собой захватить.
- Чехлом и привяжем! – кричу я. – Давай скорей!
Стоять на стремянке неудобно, она качается, вот-вот упадет, а тут еще осколок или пуля какая в колонну ударила, аж искры посыпались…
Наконец знамя приладили. Оно развевается на ветру при входе в рейхстаг…
Наши бросились в новую атаку, и скоро бой перекинулся на второй этаж.
- Если пехота на второй этаж забралась, - сказал Кантария, - то, значит, и знамя тоже там должно стоять.
Снова полез я по стремянке наверх. Снял знамя с колонны, и мы побежали по лестнице на второй этаж. Сопровождающие нас солдаты выбили фашистов из какой-то комнаты, мы ворвались в нее и выставили флаг в окно. В это время фашисты сильным огнем прижали наших, которые шли на помощь штурмующим рейхстаг. Солдаты залегли, головы поднять не могут. Но, увидев наше знамя на втором этаже рейхстага, вновь поднялись и бросились вперед. В рейхстаг врывалось все больше и больше наших воинов.
Мы все время следили, чтобы какой-нибудь фашист в суматохе боя не подобрался к знамени. Такие попытки они не раз предпринимали. Но наша охрана – группа автоматчиков во главе с замполитом А. Берестом – была начеку и отбивалась от фашистов огнем автоматов, а то и приклады в ход пускали.
К вечеру наши бойцы отбросили фашистов в правое крыло рейхстага, и нам открылся путь на чердак. Но лестница была совсем разбита. Что делать? Кантария вспомнил про стремянку и спустился вниз. Притащил ее, и она снова сослужила нам хорошую службу. По стремянке подобрались к чердачному окну и вышли на крышу. Пробираемся по крыше к коню, что стоит над главным входом. Оглянулись – черный дым стелется над домами, красные языки пламени взвиваются к небу. На крышу то и дело падают осколки, под ногами скрипит битое стекло – купол-то рейхстага стеклянный был, но ни одного целого стеклышка не осталось… Но времени терять нельзя. Опять же чехлом привязали знамя к железному шесту, что над крышей возвышался, и быстро-быстро спустились вниз.
Перебежали площадь. Со всех сторон фашисты стреляют. А мы ничего не видим, ничего не слышим – бежим со стороны взглянуть, как наше знамя развевается. Видим, ровно стоит, крепко.
.Вечером вслед за батальонами С. Неустроева и М. Давыдова из 150-й дивизии в здание рейхстага с северо-западной его стороны проник батальон старшего лейтенанта К. Самсонова из 171-й дивизии полковника А. Негоды. Его бойцы установили на рейхстаге свое знамя. А когда штурм рейхстага завершился нашей полной победой, на грязно-сером фоне закопченного рейхстага алели десятки красных полотнищ, как капли крови советских солдат, пролитой в этой последней битве.
Вскоре это знамя бережно сняли с купола и отправили в Москву. Теперь оно хранится в Центральном музее Вооруженных Сил.

Порадуйтесь с нами   

За суетой рабочих будней мы порой забываем удивляться маленьким радостям жизни. А они практически на каждом шагу, особенно летом. Вот, к примеру, у нас в редакции неожиданно зацвел на вид неприметный кактус эхинопсис. Да так красиво распустился белоснежный грамофончик, что и глаз не оторвать.

Учебное пособие для студентов   

Вышла из печати книга М.М. Цветкова «Начертательная геометрия и инженерная графика».
Михаила Михайловича Цветкова хорошо знают, как речники Иртышского бассейна, так и студенты Новосибирской академии водного транспорта и его филиала – Омского института водного транспорта.
В Иртышское пароходство выпускник ГИИВТа Михаил Цветков приехал в 1957 году. Десять навигаций он работал на флоте Иртышского пароходства – был II,I штурманом на пассажирском теплоходе «Чернышевский», капитаном дизель-электрохода «Молдавия». С 1966 года 15 лет Михаил Михайлович работает в Иртышской судоходной инспекции в должности заместителя начальника ГРСИ. Здесь без отрыва от производства он защитил диссертацию и ему было присвоено ученое звание – кандидата технических наук.
С 1981 года Михаил Михайлович на педагогической работе в Новосибирской академии водного транспорта. И сегодня он - доцент Омского института водного транспорта, академик РАЕН.
В 2008 году М.М. Цветков опубликовал учебное пособие «Организация безопасности речного судоходства», а в текущем году вышла в свет новая книга академика М. Цветкова «Начертательная геометрия и инженерная графика». Это уже 2-е издание, в которое вошел новый раздел «Инженерная графика».
Думается, эти книги М.М. Цветкова станут для студентов Омского института водного транспорта хорошим учебным пособием по изучению теоретических дисциплин. В предисловии к книге «Начертательная геометрия и инженерная графика» автор пишет: «Цель настоящего учебного пособия – дать студентам простым, понятным языком основы курса начертательной геометрии».
Дерзай, студент! Равняться есть на кого.

Разделы сайта