БЛАГОДАРСТВЕННОЕ ПИСЬМО     

ГЕНЕРАЛЬНОМУ ДИРЕКТОРУ ОАО «ИРТЫШСКОЕ ПАРОХОДСТВО» И.И. ЯНОВСКОМУ

Уважаемый Иван Иванович!
От имени Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры выражаю вам лично и всему коллективу ОАО «Иртышское пароходство» благодарность и признательность за выполнение контракта о поставке нефтепродуктов в Ханты-Мансийский автономный округ – Югру в навигацию 2012 года.
Была выполнена безупречно сложная, ответственная и социально значимая работа по обеспечению жизнедеятельности населения, труднодоступных поселений с ограниченными сроками завоза груза в районы Ханты-Мансийского автономного округа.
Прошу вас и впредь считать Югру надежным партнером.
Н.В. КОМАРОВА,
губернатор Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.


В ЧИСЛЕ ПРИЗЕРОВ     

Совсем недавно в Омске завершился праздник – День города.
Два месяца в городе на Иртыше проводилась большая и кропотливая предпраздничная работа. В округах Омска прошли конкурсы на лучший двор и лучшую улицу. В конкурсе на лучшее содержание и оформление территории приняли участие речники Иртышского пароходства и заняли третье место. Глава администрации Центрального округа г. Омска С. Дмитриенко поблагодарил коллектив Иртышского пароходства за участие в конкурсе, за вклад речников в благоустройство и озеленение г. Омска. Он выразил уверенность в том, что омичи в скором будущем вернут Омску имя «Города – сада».


ДНЕВНИК НАВИГАЦИИ     

Завершился еще один месяц навигации.
Августовский план флотом пароходства по тоннам выполнен на 114,6 процента, а по доходам – на 96 процентов. В том числе по нефтеналиву выполнение составило по тоннам – 108,1 процента, по доходам – 84,4 процента.
По сухогрузному флоту показатели значительно выше: 136,8 процента (тонны) и 141,4 процента (доходы).
По пассажирским перевозкам план августа выполнен по пассажирам на 100 процентов, по доходам – 78,9 процента.
Навигация-2012 года выходит на финиш. Думается, иртышский флот завершит ее на мажорной ноте.


ЗАТОН ВСТРЕЧАЕТ ТЕПЛОХОДЫ     

Начало сентября – самое время озаботиться достойной встречей судов у родных берегов. Пока основной флот Иртышского пароходства находится в работе. Что, несомненно, радует. Но несколько пассажирских теплоходов уже завершили навигацию 2012 года и зашли в затон. Первой ласточкой оказался туристический дизель-электроход «Римский – Корсаков». Он уже занял свое штатное зимнее место, и с 28 августа его команда приступила к разоружению. А 29 августа в очередной рейс отправился «Восход-44». Это было последнее отправление быстроходного теплохода. В первый сентябрьский день все три скоростных судна были подняты на трехтысячную баржу МП-3325, пришвартованную у теплохода «Закамск». Остальные пассажирские суда вернутся к родным берегам еще не скоро: у теплохода «Родина» разоружение запланировано на 21 сентября, а у «Чернышевского» и «Механика Калашникова» - в октябре.
Пока есть заявки и грузы будет работать и грузовой флот. Встретить его достойно – наша задача. Для этого составлены и пароходские и заводские мероприятия по подготовке к зиме. Среди основных – провести траление, составить табель противопожарного инвентаря, обновить пожарные аншлаги, отремонтировать береговые электрощиты, произвести подсыпку пожарных подъездов… Некоторые из них уже выполнены. Так, например, траление провели еще 20 августа, для этого была создана комиссия по тралению, составлен также табель противопожарного инвентаря. Сейчас готовим штатное расписание, согласно которому возвращающиеся суда будут занимать места зимней стоянки. К 10 сентября оно должно быть готово.
Н. КНЯЗЕВ,
начальник пункта отстоя флота.


КУРС – К ОСТРОВУ НАЧАЛЬНЫЙ     

Для экипажа РТ-689 год оказался закольцованным: прошлую навигацию закончили Казымским рейсом, а нынешнюю – с него начали. Последний рейс прошлого года в памяти членов экипажа останется надолго: детали жилого дома северянам доставили в экстремально поздние сроки. Домой возвращались уже в первой декаде ноября, когда ударили морозы и реку сковывало льдом. Несмотря на предпринятые меры и большое желание добраться в родной затон, теплоход поставили на зимовку в Таре. В этой ситуации радовало только одно обстоятельство, - что не побили его во льду.
Для капитана Валентина Николаевича Шевченко, который на флоте работает в общей сложности 38 лет, подобный случай произошел впервые. Понятно, что теплоход, за штурвалом которого он уже восемь лет, был под охраной Тарского порта, но на душе все-таки было неспокойно. Зимой, казалось, затон осиротел без родного судна, глаза, привычно искавшие свой борт, не находили его на штатном месте. Потому, как только поступило распоряжение, команда выехала в Тару вооружать свой толкач и уже 24 апреля сдала его в эксплуатацию, привела в Омск под погрузку баржу. А 5 мая РТ-689 лег знакомым курсом на Казым. Везли туда опять же детали жилых домов. Этот завоз оказался долгим из-за стремительного падения воды в Казыме. Известно, что вода там падает порой до 90 см. Баржи были загружены до осадки в 2 м 40 см. Нынче успели провести их при двухметровом уровне воды. В Полновате груз паузила СТ-314, снимая с каждой баржи по 500 тонн. С остатками груза к пункту назначения шел РТ-689. Вот так, за две распаузки успели провести баржи с грузом до Белоярска.
Во второй рейс в конце июня прошли с жби до острова Начальный. Там баржи были переданы флоту, который имеет разрешение прохода по Обской губе.
В середине августа РТ-689 ненадолго вернулся в Омск. И тут же экипаж начал подготовку к следующему рейсу. Закрепляли на барже МП-1108 груз, ставили на растяжки оборудование, чтобы оно не сместилось в губе в случае сильного волнения воды. В этот раз экипажу вновь предстоит в целости и сохранности довезти строительные материалы и оборудование, столь необходимые для освоения газового комплекса Ямала.
В том, что это будет именно так, капитан нисколько не сомневается. Он на сто процентов уверен в своей команде. Его старшим помощником является человек, который вырос профессионально и сформировался как зрелая личность у него на глазах и при его непосредственном участии. Алексей Леонидович Письменных пришел в его экипаж в навигацию 2005 года еще выпускником училища на должность III штурмана – III помощника механика. Постепенно постигая азы профессии, занимал и более высокие должности: второго-второго, первого-первого, а с 2010 года стал старшим помощником капитана. Остальные члены экипажа, хоть и первогодки на судне, но не новички на флоте. И капитан в разговоре с нами с удовольствием называет толковых, перспективных ребят: третьего помощника капитана – третьего помощника механика Алексея Фигельского, обучающегося сейчас заочно на третьем курсе Омского института инженеров водного транспорта, рулевого-моториста Ивана Волкова и других.
Ближе к осени доставлять грузы все сложней: ночи становятся темнее, вода в реках из-за аномальной жары сильно упала, особенно низкие уровни на участке Омск – Тобольск. Кроме того, что там мелко, еще и много узкостей. Пока глубины хватает, судоводители этому рады, и все-таки надеются на скорые осенние дожди. Но даже если осень окажется такой же скупой на осадки, как и лето, Валентин Николаевич убежден, что его экипаж уверенно справится с доставкой груза северянам.
Н. ОЛЕНИЧЕНКО.
На снимке капитан Валентин Николаевич Шевченко.


КУРЬЕР   

Андры, Нумги. В экстремальных условиях мелководья в районах месторождений сырой нефти продолжается ее отгрузка на шесть большегрузных танкеров. В Нумгах, где дует южный сгонный ветер, на догрузке нефти заняты ТН-720 и ТН-702.
В Сабетту, где будет построен крупнейший морской арктический порт, наши суда продолжают завозить стратегические грузы: «Ленанефть-2010» повезла туда дизельное арктическое топливо, а РТ-791 поведет состав из двух барж, груженных аэродромной плитой. Железобетонный груз дойдет до острова Начальный с дальнейшей перевалкой на суда прибрежно-морского плавания.
У Мыса Трехбугорного в сложных штормовых условиях на морской танкер выгружают дизельное зимнее топливо «Ленанефть-2024» и «Ленанефть-2019». Они смогли доставить в Заполярье полные трюмы топлива только благодаря распаузке лишнего груза на иртышских перекатах. Чтобы большегрузные танкеры могли безопасно пройти по обмелевшим перекатам: Верхнеатакскому, Речаповскому, Кориковскому, Солянскому, Заводинскому и др., на их распаузке задействованы три бачковых танкера – ТН-738, ТН-740, ТН-706. Они берут груз с «Ленанефтей» до осадки в 2 м 05 см и сопровождают большегрузные суда до 70 км р. Иртыш. Вот в каких непростых условиях мелководья продолжается северный завоз!
До острова Начальный доставит дизельное арктическое топливо ТН-1007 с последующей перевалкой на танкеры прибрежно-морского плавания. Груз пойдет дальше – на северную часть Обской губы.
Тобольск. В Омске грузится очередной состав с железобетонными изделиями назначением в Тобольск.
Омская область. Продолжается завоз угля по приречным районам области. РТ-675 развозит печное топливо по Усть-Ишимскому району, а РТ-780 – сельчанам Усть- Ишима и Тары.
Омск. Продолжается отгрузка нефтепродуктов с Омского нефтеперерабатывающего завода на танкеры Иртышского пароходства.
Омск. Завершилась навигация у скоростного пассажирского флота на линии Омск – Тевриз – Малая Бича. 1 сентября «Восходы» встали на разоружение. Еще раньше начал разоружаться туристический теплоход «Римский-Корсаков».
6 сентября из Омска в Салехард в последний рейс отправится пассажирский теплоход «Родина».
Усть-Ишим. Продолжается пассажирская навигация на линии Паново – Кайсы – Паново. Здесь уже пятый месяц несет вахту экипаж «Зари-295».
Новый Порт. С 30 августа по 3 сентября в Обской губе штормило, преобладал восточный, северо-восточный ветер. Порывы достигали до 30 метров в секунду. По этой причине часть северного флота отстаивалась в бухте Нового Порта, у о. Начальный и в Салехарде.
 

УЧЕБНЫЙ ГОД НАЧАЛСЯ С ПРАЗДНИКА     

РЕПОРТАЖ ИЗ ОМСКОГО ИНСТИТУТА ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

В этом году День знаний, 1 сентября, пришелся на субботу. Стояла ясная, летняя погода. В это доброе утро на площади у Омского командного речного училища были построены курсанты, студенты. На торжественном параде присутствовали родители первокурсников, ветераны педагогического труда, почетные гости. Под торжественные звуки духового оркестра выносится знамя речного училища. Звучит государственный Гимн России. Студентов, курсантов, педагогический коллектив поздравляет с началом учебного года и.о. директора Омского института водного транспорта В.А. Глушец:
- Поздравляю вас, дорогие студенты, курсанты, преподаватели, - обратился к участникам торжества Виталий Алексеевич, - с Днем знаний! Особо поздравляю первокурсников, вы сделали правильный выбор. Учитесь, преодолевайте трудности, обращайтесь за помощью к нам, преподавателям, руководителям Омского института водного транспорта. Вместе преодолеем все трудности. Успехов, в добрый путь!
От Иртышского пароходства с началом нового учебного года курсантов и студентов поздравил заместитель начальника отдела кадров Б.А. Ступаков:
- Дорогие студенты, курсанты командного речного училища, - сказал Борис Алексеевич, - поздравляю вас с Днем знаний! Пусть каждый учебный день станет Днем знаний. У нас, в пароходстве, большая потребность в молодых специалистах. На иртышском флоте безработицы нет.
Тепло поздравили курсантов, студентов и преподавателей заместитель директора по среднеспециальному образованию Я.М. Стрек, декан факультета экономики и управления Д.А. Токарев. Звучит популярная на флоте песня «Бригантина» в исполнении четверокурсника Дмитрия Якущенко.
С особым вниманием и волнением слушали курсанты и студенты поздравление ветерана педагогического труда, выпускницу Омского речного училища Г.Г. Муравьеву:
- Доброе утро всем! – обратилась Галина Георгиевна к собравшимся. – Сегодня праздник необычный для первокурсников. В 1945 году я тоже была курсанткой первого курса. И я хорошо помню этот день. И горжусь, что окончила Омское командное речное училище. Дорогие ребята, курсанты Омского речного училища, вы поступили в лучшее училище города. Так будьте достойны нашего учебного заведения. У вас прекрасные преподаватели, а какой классный духовой оркестр. Такого больше нет в г. Омске. С Днем знаний, курсанты, студенты, профессорско- преподавательский состав! С праздником!
В заключение слово было предоставлено ветерану морского флота, капитану 1 ранга, заведующему лабораторией морского судовождения В.М. Барчевскому:
- Поздравляю всех курсантов и студентов Омского института водного транспорта с началом учебного года, - говорил Валерий Михайлович. – А вы, первокурсники, легли на верный курс! Так держать! Попутного ветра, счастливого плавания!
После того, как отзвучали торжественные мелодии первосентябрьского праздника, курсанты и студенты разошлись по учебным аудиториям. Впереди у курсантов, студентов и у преподавателей большая работа. Пожелаем всем успехов в новом учебном году.
Г. ВСТАВСКИЙ.
На снимке курсанты и студенты на торжественном параде


ПОЗДРАВЛЯЕМ ЮБИЛЯРОВ     

С 85-летием
Галкину Валентину Дмитриевну, ветерана труда Управления Иртышского пароходства.
С 80-летием
Токарева Александра Петровича, ветерана труда Управления Иртышского пароходства.
Павлову Тамару Владимировну, ветерана труда Управления Иртышского пароходства.
С 75-летием
Новака Анатолия Ивановича, ветерана труда Управления Иртышского пароходства.
Режепу Ивана Михайловича, ветерана труда Омского ССРЗ.
Волкову Галину Александровну, ветерана труда Омского ССРЗ.
С 70-летием
Батулькину Людмилу Александровну, ветерана труда Управления Иртышского пароходства.
С 60-летием
Ольшевскую Эльвиру Викторовну, ветерана труда Управления Иртышского пароходства.
Жидикова Владимира Николаевича, сменного капитана – I помощника механика теплохода РТ-728.
Марухленко Василия Яковлевича, капитана – сменного механика теплохода СТ-44.
С 55-летием
Цындяйкину Галину Ивановну, матроса – кассира – проводника теплохода «Восход-31».
Краснову Валентину Васильевну, повара столовой Омского ССРЗ.
С 50-летием
Астапова Владимира Николаевича, III помощника капитана – III помощника механика теплохода РТ-790.
Осипову Ирину Васильевну, повара танкера ТН-739.
Поздравляем юбиляров первого осеннего месяца. Желаем, чтобы в вашей жизни теплое, ласковое «бабье лето» продолжалось как можно дольше.


ПЯТНАДЦАТЬ КАПИТАНОВ   

Федеральное агентство морского речного транспорта начало согласовывать новые организационные структуры государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства на внутренних водных путях России. Изменение организационных структур и уставных документов ГБУ связано с ожидаемым введением новых должностей – капитанов бассейнов и инспекторов государственного портового контроля на ВВП.
В настоящее время список всех 15 капитанов бассейна ВВП сформирован. Они должны пройти дополнительную аттестацию и после изменения организационной структуры ГБУ вступить в должность.
Инспекторы государственного портового контроля в бассейнах тоже будут приниматься на работу в штаб ГБУ. По предварительной оценке, численность инспекторов составит по всем бассейнам 292 человека. Будущие инспекторы после подписания президентом закона начнут проходить обучение на специальных курсах, организованных в Санкт-Петербургском государственном университете водных коммуникаций и Новосибирской государственной академии водного транспорта. Программа обучения предусматривает теоретический курс и стажировку в морских портах (с учетом географического расположения соответствующих бассейнов внутренних водных путей).


ОБЪЯВЛЕН КОНКУРС     

ФБОУ ВПО «Новосибирская государственная академия водного транспорта» для работы в Омском институте водного транспорта (филиал) ФБОУ ВПО «НГАВТ» объявляет конкурс на замещение вакантной должности по кафедре:
- электроэнергетических систем и электротехники – 1 ставка профессора.


ПАРОХОД «ВАУЛИ ПИЕТТОМИН»   

Давно это было. В 1950 году пароход «Михаил Кутузов» пришел в Салехард, стал готовиться к заполярному рейсу. Нашлась работенка и нам, практикантам речного училища А. Берникову, А. Тримонову и мне. Но выдавались деньки, когда разрешали сход на берег, и мы шли в город, стоящий на параллели Полярного круга. Круга мы не обнаружили, в ту пору он еще не был отмечен, как теперь, величественным монументом «Полярный круг». Зато около пристани на высоком берегу Полуя увидели памятник Ваули Пиеттомину – борцу за справедливость, вожаку ненецкого народа в борьбе с местными мироедами, нещадно обиравшими бедных рыбаков, охотников и оленеводов.
На салехардском рейде я и увидел колесный буксирный пароход с черной дымовой трубой, украшенной двумя белыми поперечными кольцами (отличительный признак путейского флота). На «сияниях» колесных кожухов четко просматривалось его название. Мой интерес к «Ваули Пиеттомину» был не случаен. По рассказам брата Сергея, именно на этом судне он драил палубу, таскал на горбуше ящики с углем, неделю выполняя обязанности матроса. Кто такой был этот Ваули, разговора никто не заводил. Шла Великая Отечественная война, и всем было не до истории.
…Август 1991 года. Снова Салехард. Прибыл на танкере «Ленанефть-2025» в качестве специального корреспондента «Речника Иртыша». Цель – рассказать о славных делах речников-омичей. Но случилось неожиданное. Борт (обратный) на Омск намечался только через четверо суток. Дежурный диспетчер тут же предложил другой вариант: через пять часов отправляется от пристани теплоход «Генерал Карбышев» с туристами до Тюмени. С него можно пересесть на другое судно. Это было то, что надо.
Благополучно добрался «на перекладных» за час до отхода теплохода, и город видел только из окна автобуса. А оттуда, как известно, многое не рассмотришь. Но удалось разглядеть на верхотуре яра тот исторический памятник. Что-то в его конфигурации меня насторожило. Не внес ясности в мой вопрос и капитан теплохода «Генерал Карбышев».
…2001-й год. Снова потянуло меня на север. Спасибо И.И. Яновскому и В.Д. Новикову, получаю от них «подорожную», в которой всем капитанам предписывалось «оказывать содействие в проезде и проживании на судах пароходства в любом напарвлении». Так я оказался на борту «Ленанефти-2042» у замечательных командиров – капитана В.Д. Боргдорфа и механика А.П. Иванова.
Салехард встретил хорошей погодой. В первый же день стоянки у причалов близ Ангальского мыса отправился в неторопливую поездку по городу. Первым делом посетил пристань. А там стоял «Механик Калашников». Состоялась беседа со сменным капитаном Л.Л. Засухиным. А потом я поднялся на яр к памятнику Ваули Пиеттомину и не обнаружил его. На его месте красовался обелиск с надписью: «Борцам за установление Советской власти на Обском севере». Сразу возник вопрос: за что же был ниспровергнут памятник герою Ямальской тундры? Ответ был получен значительно позже, и он был, прямо сказать, ошеломляющим. Народный защитник оказался… Впрочем, не буду забегать вперед.
В 1995 году город Салехард отмечал свое 400-летие. Руководство Законодательного Собрания Омской области получило приглашение северян поучаствовать в юбилейных торжествах. Было решено послать гонца с памятным подарком и приветственным адресом. Подготовку письма поручили мне. В представленных материалах Государственного архива Омской области об округе были даны исчерпывающие сведения вплоть до последних лет. Но особо меня увлек документ №2 «Краткая выписка из дела комиссии, учрежденной в Березовском крае, о возмущении инородцев Обдорского отделения». Снял копию с письма №2 и отложил ее до лучших времен. И оно настало. Ушел на пенсию в связи с «достижением предельного возраста для нахождения на государственной службе». Но я собирал материалы об истории родного села Кузнецово, и события далеких лет снова отодвинулись на второй план. Но пришло и их время. (Цитирую документ с некоторыми сокращениями, но сохраняя стилистику).
«12 генваря 1839 года Обдорской волости ясачный князь Иван Тайшин с самоедами и остяками, составя приговор о том, что… самоеды Ваули Пиеттомин и Мигири Вайтин… более семи лет делают у них дневные грабежи, просили обдорского заседателя Соколова представить Пиеттомина и Вайтина к высшему правительству для поступления с ними по законам и удаления их на поселение».
Пиеттомин и Вайтин, призванные к ответу, сознались в содеянном. Березовский окружной суд «полагал, наказав виновных кнутом, сослать на год в каторжную работу, и потом оставить их на поселении».
Но губернский суд смягчил наказание. Приговор был «препровожден … в Березовский окружной суд для надлежащего исполнения… После чего Пиеттомин и Вайтин были при Березовской городской полиции наказаны плетьми и отправлены в Сургут». Там грабителей и воришек «причислили» в Паршинскую волость. Они нанялись в работу к тамошнему мещанину Силину. Потом обокрали хозяина и сбежали.
«Когда суду сделалось известно, что Пиеттомина и Вайтина видели плывшими в лодке к Обдорскому отделению, то суд 9 октября (1839 г.) предписал тамошнему заседателю их поймать». На всем пути следования в Обдорск «Пиеттомин сначала скрывался в разных местах, занимаясь воровством, а потом, когда составил себе шайку до 400 инородцев, стал покушаться на значительные грабежи. Назвался царем всей низовой стороны. Распустил слух о том, что «начальство назначило его главным старшиною над всеми инородцами Обдорского отделения, обманывал их шаманством…». Народ был одурачен и запуган. Березовские власти проявили беспокойство и выслали в Обдорск исправника. Тот увидел, что на борьбу с мерзским охальником запуганные самоеды не вступят, служивых (казаков) было мало, пригласил к защите поселения приехавших на ярмарку купцов и местных русских. А в стан Пиеттомина заслал надежного человека – Березовского мещанина Нечаевского. Он-то, найдя главаря шайки в 150 верстах от Обдорска, и усыпил его бдительность. «Нечаевский успел уверить Пиеттомина, что о нем в Обдорске давно забыли, и никто не думает его преследовать». Тогда Ваули открыл свои замыслы: захватить власть у Тайшина. Прощаясь, Нечаевский просил Ваули «приехать к нему в Обдорск, обещаясь угостить, дать ему вина и даже одарить лучшею из оставшихся после отца вещью».
Нечаевский вернулся в Обдорск, рассказал о встрече исправнику. Тот стал тайно готовиться к обороне.
Пиеттомин приехал с отрядом в 40 человек, вооруженных ножами. Часть из них вошла в юрту князя Тайшина, остальные – остались при нартах, на которых под шкурами лежали луки, копья, несколько ружей.
Исправник пригласил Ваули в гости. Раз, другой. Но тот не шел. Тогда исправник с надежной охраной явился в юрту князя Тайшина. Там и произошел быстрый захват. Налетчиков скрутили. Поимка главного разбойника обошлась без смертоубийства, спокойствие в Обдорске восстановлено. Так бесславно окончилась «революционная» деятельность Ваули Пиеттомина.
Историки позднее разобрались, что к чему, и памятник заменили. Старый пароход, носящий имя разбойника, был сдан на металлолом. Пора бы поставить точку, но не могу. Как утверждает писатель А. Омельчук, Пиеттомин был «пойман царскими сатрапами, отбился, ушел в горы Полярного Урала и еще долго не давал жить спокойно тем, кто грабил бедняков» (книга «Салехард», Свердловск, 1978 г.).
Легенда, предание, миф? Вероятнее всего. Тем более завершения дела о Вауле Пиеттомине» датируется «Не ранее 26 ноября 1843 г.».
Такой вот зигзаг истории.
А. ТОКАРЕВ.
 

С ФЛОТОМ – НА ВСЮ ЖИЗНЬ     

25 августа заслуженному работник транспорта России, ветерану труда Иртышского пароходства Бесчетных Виктору Степановичу исполнилось 75 лет. С юбилеем ветерана труда искренне поздравили руководство Иртышского пароходства, коллеги, друзья.
Почти сорок лет своей жизни Виктор Степанович отдал Иртышскому пароходству. Родился В.С. Бесчетных на Алтае. В 1955 году после окончания средней школы поступил в Новосибирский институт инженеров водного транспорта на эксплуатационный факультет. Студенческие годы прошли быстро. Окончив НИИВТ в 1962 году, молодой специалист получил направление в Иртышское речное пароходство. Первые самостоятельные шаги в должности дежурного диспетчера делал в Тобольском речном порту. Молодости присущи романтизм, стремление к перемене мест, поступки, порой граничащие с риском. Видимо, поэтому шестеро молодых выпускников НИИВТа решили махнуть подальше от Новосибирска и Омска в древний Тобольск. Однако в старинной столице Сибири Виктор Степанович задержался лишь на два года. В 1964 году В. Бесчетного переводят в Омск, в центральную диспетчерскую пароходства. Именно в этом году речники Иртышского пароходства начинают перевозки тюменской нефти на Омский нефтеперерабатывающий завод. На коллектив Иртышского речного пароходства свалилось столько нерешенных проблем, что забот хватило всем от начальника пароходства до дежурного диспетчера. А Виктор Степанович работал уже старшим диспетчером в Службе перевозок и движения флота. В тот поистине исторический год Иртышское пароходство получило чрезвычайно ответственное задание: доставить по Иртышу и Оби в Омск 200 тысяч тонн сырой нефти из Тюменских месторождений. Не хватало специализированного флота, не было опыта в перевозках такого груза. На судоремонтных предприятиях пароходства спешно переоборудовали пароходы, танкеры, проходили переподготовку командиры флота, диспетчера. И речники Иртыша не подвели. Уже в мае 1964 года в верховья Конды за шаимской нефтью отправился танкер ТН-652, а экипаж парохода «Капитан» шел к причалам Усть-Балыка. В это же время другой пароход «Ползунов» буксировал первую баржу под сырую нефть к причалам Мегиона. Надо было видеть, с каким волнением следили на продвижением этих судов диспетчера.
- Время было, - вспоминает Виктор Степанович, - интересное, работали с завидным энтузиазмом, азартно, иногда по 12 часов в сутки. Учили плавсостав и сами учились.
В 1964 году срочно был организован отдел перевозок нефти и нефтепродуктов во главе с А.И. Мельничуком. Старшим диспетчером в отдел был назначен В.С. Бесчетных. В пароходстве Виктор Степанович быстро продвигался по служебной лестнице. И не только в Службе перевозок и движения флота. Три года он руководил отделом труда и заработной платы. В 1975 году Виктор Степанович возглавил Службу грузовой и коммерческой работы. Какой-то период был начальником отдела нерудных материалов. Но все-таки на первом плане у него всегда была живая и очень ответственная работа эксплуатационника. 15 лет с 1983 года по 1998 год Виктор Степанович – первый заместитель начальника Иртышского пароходства по эксплуатационной работе. Он хорошо знал Обь-Иртышский бассейн, флот. Пользовался заслуженным авторитетом среди плавсостава.
За многолетний и добросовестный труд Виктор Степанович награжден орденом «Знак Почета» (1977 г.), медалями: «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири» (1980 г.), «300 лет Российскому флоту» (1996 г.). В 2006 году за особый вклад в развитие Иртышского пароходства Виктор Степанович среди первых пяти лауреатов был награжден Юбилейным знаком «160 лет Иртышскому пароходству». А в 1996 году, когда российскому флоту исполнилось 300 лет, а Иртышскому пароходству – 150 лет, Виктору Степановичу было присвоено звание «Заслуженный работник транспорта Российской Федерации».
В конце прошлого века В.С. Бесчетных ушел на заслуженный отдых. Но без дела не остался. Его главным занятием стала работа на даче. На его садоводческом участке, по словам некоторых речников, красота и безупречный порядок. А рядом течет Иртыш. С реки доносятся гудки теплоходов, хотя намного реже, чем в период освоения Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, в развитие которого Виктор Степанович вложил немало знаний и сил.
С юбилеем Виктор Степанович! Желаем тебе доброго здоровья, активного долголетия и успехов по жизни!
Г. ВСТАВСКИЙ.
На снимке: генеральный директор И.И. Яновский вручает Юбилейный знак В.С. Бесчетных.
Фото 2006г.


В СТОЛИЦУ ПОЛЯРНОГО КРУГА   

В этом году экипаж пассажирского теплохода «Чернышевский» открывал навигацию на межобластной линии Омск – Салехард – Омск. И этот коллектив, похоже, будет закрывать нвигацию-2012 на этом маршруте. 17 сентября теплоход «Чернышевский» выйдет из Омска в Салехард.
На этом снимке вы видите членов экипажа: сменный капитан Дмитрий Владимирович Коновалов (справа) и матросы – Тимофеев Максим и Богочанов Роман.


МАГИЯ РЕКИ     

1 сентября ветерану труда Иртышского пароходства, омскому писателю и журналисту Александру Петровичу Токареву исполнилось 80 лет.
В канун своего 80-летия Александр Петрович сдал в издательство свою восьмую книгу «Былицы-4». Это коротенькие рассказы о речниках Иртышского пароходства, о путейцах нашего бассейна, о пароходах и теплоходах, о памятных событиях из истории сибирских рек. Наши читатели с большим стажем наверняка помнят его первые три «Былицы», которые вышли из печати в 2001, 2004 и 2007 годах. Флотская тема проходит почти через все книги Александра Петровича. Уже одни названия первых трех повестей «Шуга», «Излучина», «Пристань» говорят о многом. Да и сам он вышел из «флотской» шинели.
Родился Александр Петрович на Иртыше, в д. Кузнецово Тевризского района. После школы поступил в Омское речное училище. В 1952 году, окончив училище, получил направление на флот Иртышского пароходства, работал на судах Омского судоремонтно-судостроительного завода. Третьим штурманом ходил на плотоводе «Азербайджан», нес вахту второго штурмана на грузопассажирском пароходе «Ленинград», первого штурмана на пассажирском пароходе «Яков Свердлов». Первую плавательскую практику проходил в Обской губе на «Михаиле Кутузове», где капитаном был известный на Иртыше командир Иван Миронович Баньков. В речном училище, на флоте ему повезло на хороших людей. Среди его наставников были капитаны: И.М. Баньков, О.Н. Святов, Я.Н. Парыгин, А.Ф. Зубарев, П.А. Пушкарев… Каждый из них оставил добрый след в жизни нашего юбиляра.
Важным событием в судьбе Александра Петровича был февраль 1960 года. Редактор бассейновой газеты «Советский Иртыш» Николай Николаевич Вихнов пригласил Токарева поработать на период межсезонья в газете. Первый штурман предложение принял, но с условием – весной ухожу на флот. Однако вахта литературного сотрудника растянулась на целых два года. В январе 1963 года газету «Советский Иртыш», как и другие многотиражки, закрыли. Токарев вернулся на флот, на служебно-разъездной теплоход «Стрела». Благодаря настойчивости и упорству тогдашнего начальника Иртышского речного пароходства Н.И. Животкевича через восемь месяцев, в августе 1953 года, газета речников вновь стала выходить. Правда, под другим заголовком «Речник Иртыша». Вернулся в редакцию и штурман Токарев, но теперь уже в должности редактора. Шесть лет Александр Петрович стоял у штурвала флотской газеты. Позднее он не раз говорил, что годы, отданные газете, были лучшими в его жизни. Встречи с интересными людьми, бурное развитие грузоперевозок в районы освоения нефтегазовых кладовых – все это давало журналистам и писателям много интересных тем. В эти годы Александр Петрович заочно окончил Уральский государственный университет и получил высшее журналистское образование.
Опытного редактора заметили в Омском обкоме партии и в мае 1969 г. пригласили в сектор печати. После этого Александр Петрович работал на Омском телевидении, был директором Омского книжного издательства. Но связи с речниками Иртыша, с выпускниками Омского командного речного училища не терял. Уже будучи членом Союза писателей России, он в соавторстве с другими выпускниками Омского РУ подготовил две книги «Школа командиров флота» (2000 г. и 2005 г.).
Шли годы. Менялись люди, страна. Однако Токарев и по сей день остался верен реке и речникам. Флотская тема объединяет все его книги, за исключением, пожалуй, лишь одной «Я из лесу вышел…», которая посвящена его малой родине. Эта книга особенно дорога его автору. Она об истории села Кузнецово, о его людях. Александр Петрович бывает здесь каждый год. А добирается в родное село по Иртышу, по которому ходил когда-то на стареньких пароходах и теплоходах. Давно это было, но в памяти ветерана остались и река, и ее неутомимые труженики.
С днем рождения, Александр Петрович! Желаем тебе хорошего здоровья и новых творческих удач!
В. ГРИГОРЬЕВ.
Фото из семейного альбома (1969 г.).
 

НА ХОККЕЙНЫХ ПЛОЩАДКАХ     

В августе в Омске проходил второй Кубок мира среди молодежных клубных команд. Десять лучших клубов Европы и Северной Америки боролись за престижный трофей.
В финале Кубка встретились две североамериканские команды «Ватерлоо Блэкхоукс» (США) и «Садбери Вулвс» (Канада). Победили канадцы со счетом 2 : 0. К сожалению, молодежная команда «Омские ястребы» не попала в плей-офф.
Организаторы проведения Кубка мира приняли решение: третий Кубок мира пройдет также в Омске. У омских «ястребков» появится хороший повод взять реванш за обидное поражение в этом году.
Тем временем в Омске завершился традиционный турнир, посвященный памяти олимпийского чемпиона Виктора Блинова. В нем приняли участие пять команд: «Барыс» из Казахстана, хабаровский «Амур», «Югра» из Ханты-Мансийска, «Сибирь» из Новосибирска и омский «Авангард». Победителем этого турнира стала команда из
А вчера, 4 сентября, матчем в Москве открылся новый хоккейный сезон КХЛ. Открыли хоккейный чемпионат прошлогодние финалисты: московское «Динамо» и омский «Авангард», обладатели золотой и серебряной медалей.
В этом году у омских ястребов опять сменился главный тренер. Однако финна сменили на другого. Теперь у штурвала «Авангарда» стоит Петри Матикайнен. Из «Салавата Юлаева» вернулся в Омск Андрей Таратухин. Пожелаем хоккеистам «Авангарда» новых побед и поменьше ледовых травм.


СЕНТЯБРЬ – ЗЛАТОЦВЕТ     

Вот и лето прошло. На календаре – сентябрь, первый месяц осени. А когда-то на Руси целых 208 лет до 1700 года этот месяц был началом года.
В старину сентябрь называли «златоцветом» за осеннюю пышную раскраску листвы. Желтый, красный, багряный – каких только цветов не дарит нам сентябрь! Осень, грустная пора. Но у каждой поры есть своя прелесть. В этом отношении сентябрь – уникальный месяц. Он еще совмещает в себе два времени года: лето и осень. Полыхают холодным пожаром березовые рощи. Горят костры рябин. Бывает в сентябре особое удивительное время – прелестная улыбка тепла, «бабье лето». И тогда стоят тихие, задумчивые дни. Природа как бы дает нам время, не спеша насладиться прелестными днями перед скорым ненастьем и приближающейся зимой. Люди давно уже подметили, что два раза в году по-особому щемит душу синева неба. Весной и теперь – в сентябре.
Неповторима красота сентябрьской природы. Даже моросящие дожди не могут смыть эту красоту. В березовых рощах пахнет листвой, в полях и лугах – запахи увядающей травы. Все реже и тише птичий голос. Птицы, почуяв близкие холода, сбиваются в стаи и улетают на юг. Во второй половине месяца могут налететь холодные ветры – листодеры с порывистыми дождями, а то и «белые мухи» напомнят о недалекой зиме.
И все-таки чаще всего лето уходит нехотя, да и осень не спешит. В природе много перемен. Великий русский поэт Александр Пушкин сказал про это время года – «Очей очарованье». «Роняет лес багряный свой убор, сребрит мороз увянувшее поле, проглянет день, как будто поневоле, и скроется за край окружных гор…». В этих строках и осенняя печаль, и грусть прощания с отцветающей природой. А пока еще во всем видны отклики только что ушедшего лета. Хорошо сейчас побродить по опустевшему лесу, полюбоваться осенними красками, помечтать, погрустить. О, может быть, повезет еще на дары леса! Любители «тихой» охоты ждут, когда пройдут грибные дожди, и когда они наконец-то порадуются лесными дарами – опятами, боровиками, сыроежками, подберезовиками, груздями…
В последние дни задумчивого сентября слышны клики улетающих гусей и журавлей. «Гуси летят – зимушку на хвосте тащат». Все чаще под ноги падает палый лист. В лесах кружит рыжая метель. Еще долго разноцветный ковер будет радовать глаз человека, напоминать о коротком лете, и мы будем восхищаться неповторимой красотой сентября.


ПАМЯТИ А.К. ПИСКУНОВА   

25 августа 2012 года на 86-м году жизни после тяжелой болезни скончался ветеран труда Иртышского пароходства Пискунов Александр Константинович.
А.К. Пискунов родился в г. Миасс Челябинской области. Во время Великой Отечественной войны работал на Уралмаш заводе. В1944 году поступил в Омском речном училище. После окончания училища получил направление на Омский ССРЗ, где проработал 25 лет. Без отрыва от производства окончил НИИВТ.
Начав трудовой путь штурманом на теплоходе СТ-13, уже через год он стал капитаном таких судов, как СТ-9, СТ-123. После этого 12 лет был капитаном пассажирского дизельэлектрохода «Казахстан».
В 1973 году Александра Константиновича назначают директором СГПТУ-15, где работал 14 лет. Именно на эти годы пришелся расцвет училища, которое считалось одним из лучших в Омске.
Многие речники Иртышского пароходства знали Александра Константиновича как отличного судоводителя, умелого воспитателя и профессионала высокого класса. За многолетний труд на речном транспорте А.К. Пискунов награжден медалями: «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За освоение целинных земель», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «300 лет Российскому флоту», «Ветеран труда», отраслевым знаком «Отличник речного флота».
Выражаем искреннее соболезнование родным и близким Пискунова. Светлая память об Александре Константиновиче навсегда останется в наших сердцах.
Администрация ОАО «Иртышское пароходство»,
Совет ветеранов.

Разделы сайта