КУРЬЕР     

Мыс Трехбугорный. Закончилась выгрузка последней партии зимнего дизельного топлива на морской танкер «Касла». Наши теплоходы «Ленанефть-2023» и «Николай Животкевич» возвращаются в родные края.
Обская губа. Завершена рейдовая перевалка сырой нефти на последний морской танкер «Нева». Все шесть большегрузных «Ленанефтей» Иртышского пароходства возвращаются к месту зимовки.
Гыда. Последнюю партию продовольственных грузов и товаров народного потребления доставил в заполярный поселок экипаж теплохода «Беломорский-23».
Сургут. Экипаж теплохода СТ-314 завершает выгрузку железобетонных изделий.
Из Тобольска в Салы доставил щебень экипаж теплохода РТ-780.
Омская область. Продолжается доставка угля по приречным районам северного Прииртышья. В Тару, Большеречье, Речапово идут составы РТ-675, РТ-689.
Омск. 1 октября из последнего рейса по маршруту Омск – Салехард – Омск возвратился пассажирский теплоход «Чернышевский». 7 октября завершается навигация и у теплохода «Механик Калашников», экипаж которого обслуживал северян на линии Салехард – Антипаюта.


ВЕТЕРАНАМ ТРУДА ИРТЫШСКОГО ПАРОХОДСТВА     

Уважаемые ветераны!
В первые дни октября во многих странах мира, в том числе и в Росси, отмечается Международный день пожилых людей.
Ваш жизненный путь, ваши трудовые, а у некоторых ветеранов и ратные подвиги, многолетний житейский опыт служат достойным примером для новых поколений. Молодым речникам есть чем гордиться и на кого равняться – в этом ваша огромная заслуга.
Желаю вам крепкого здоровья, долгих лет жизни, душевного тепла, заботы со стороны близких и чтобы своими успехами радовали вас дети, внуки.
И. ЯНОВСКИЙ,
генеральный директор ОАО «Иртышское пароходство».

Дорогие ветераны, работники пенсионного возраста!
Трудовая биография каждого из вас насыщена многообразием славных дел, огромным вкладом в развитие Иртышского пароходства. Большая часть того, что было достигнуто иртышским флотом, промышленными предприятиями продолжает действовать и сегодня. Огромное спасибо вам за самоотверженный труд!
В текущем году из-за нестабильной финансовой ситуации в пароходстве нам не удалось помочь вам материально. Однако мы помним и любим вас.
Желаем вам, дорогие речники-ветераны, доброго здоровья и благополучия, достойной жизни вам, вашим родным и близким!
Совет ветеранов Иртышского пароходства.


ДНЕВНИК НАВИГАЦИИ     

Завершился сентябрь. По предварительным данным, месячный план по перевозкам грузом флотом пароходства выполнен по тоннам на 93,6 процента, а по доходам – на 110 процентов.
В том числе по нефтеналиву показатели следующие: по тоннам – 103,8, процента, по доходам – 109,9 процента. По сухогрузным перевозкам сентябрьский план выполнен по тоннам на 74,2 процента, по доходам – на 110,2 процента.
С какими итогами завершили сентябрь пассажирские суда? По пассажирам выполнение составило 66,4 процента, а по доходам – 95,5 процента.


СЛИП ГОТОВ К ПОДЪЕМУ СУДОВ    

Незаметно пролетел первый осенний месяц. Октябрь – время массового возвращения судов в родной затон, время их дефектации и осеннего слипования. Именно в этот месяц работы на судоподъемном участке Омского ССРЗ, что называется, невпроворот.
Чтобы не сорвать напряженный график, готовить слип нужно заранее. И такие работы были сделаны: проведена профилактика лебедок, заменен трос на косяковой тележке, отремонтированы стапельные тележки, заменены две электрические колонки, еще пять – на очереди. Работники слипа готовят деревянные прокладки толщиной от 10 до 50 мм для установки судов на тумбы.
Пока еще суда не вернулись из рейсов, поэтому не определен объем будущего судоремонта, а значит и осеннего слипования. Ясно одно – зимой тележки слипа пустовать не будут. А это значит, что на зиму будет поднято порядка 15 судов. В настоящее время зимние места уже заняты танкером «Ленанефть-2037», которому делают второе дно, и баржей МП-3139. Готовится место для земснаряда «Чулым», которое он займет после пропарки в цехе зачистки.
Что касается подготовки к зиме самого цеха. Еще в прошлом году нам поставили пластиковые окна, новые двери, сделали хорошую душевую, провели косметический ремонт. В этом году требуется лишь замена окон на пульте управления подъема и спуска судов.
Сергей ЦЫГАНКОВ,
старший мастер судоподъемного участка.


ИЗ ОМСКА – НА СЕВЕР БАССЕЙНА   

Мы разговаривали с капитаном Сергеем Ивановичем Орловским в то время, когда его теплоход стоял под причалом в Николаевке. При общем тридцатисемилетнем флотском и тридцатидвухлетнем капитанском стаже грузиться в Омском райуправлении ему довелось впервые. До этого он всегда перевозил только сухогрузы: вначале, когда работал на самоходке «Могилев», затем, когда в 1989 году в Тюмени принял РТ-780 и на буксирных теплоходах РТ-771, и на теперешнем РТ-791.
Понятно, что непривычный груз вызывает определенные эмоции, и капитан этого не скрывал:
- Нефтеналив я повезу впервые. Пока все в новинку: и нефтепричалы, и отгрузка с Омского нефтезавода. Естественно, волнуюсь. Нужно правильно принять, груз повышенной пожароопасности – безопасно довезти, и сдать так, чтобы все сошлось по документам, чтобы у клиентуры не было претензий. За погрузо-разгрузочные операции отвечает сменный капитан Константин Владимирович Хоменок, у него опыт перевозки нефтепродуктов уже есть. Но все равно – в конечном итоге – за все ответственен капитан.
Этот рейс с нефтеналивом – третий за нынешнюю навигацию. Конечно, это мало. И тому есть объяснение. Сдался РТ-791 в числе других пяти «эртэшников» очень поздно – 20 июня. По сравнению со среднегодовыми сроками сдачи в эксплуатацию – это позже на полтора – два месяца. Причина столь длительной невостребованности одна – не было грузов.
- Обидно было стоять после того, как нас ввели в работу, - не скрывая разочарования говорит Сергей Иванович. – В каждом пункте, будь то пункт погрузки, или выгрузки, простои продолжались в пределах двух недель. Так, в первый рейс мы пошли из Омска до Тобольска, повезли железобетонные детали домов. Грузились в Черемушках. Подвоз на причалы осуществлялся прямой поставкой с завода автотранспортом. Это заняло две недели. Выгружались в Тобольске тоже на автотранспорт. На это ушло восемь суток. Во второй рейс мы грузились на ООО «Омские причалы» аэродромной плитой. Погрузка шла по прибытию железнодорожных составов. И их пришлось ждать. Во второй рейс вышли 8 августа, дошли до Малой Оби, там за Перегребным поменялись составами с ОТА-975, и с порожними баржами 3 сентября вернулись в Омск. И вот с 3 по 14 сентября опять простояли в затоне.
Но, как говорится, все хорошо, что хорошо кончается. Долгое ожидание груза закончилось дальним рейсом. На этот раз экипажу РТ-791 предстоит доставить дизельное зимнее топливо до острова Начальный, а там распаузить груз на «Ленанефть», которая перевезет его на Сабетту. Безусловно, Обская губа в сентябре - октябре штормит, и у Начального, видимо, шторма не избежать, и это – еще один повод для волнения капитана.
Однако совершенно естественные чувства тревоги в данной ситуации меняются на другие, как только речь заходит об экипаже. На просьбу выделить кого-то, капитан реагирует мгновенно:
- Да у меня все молодцы! Мы всем экипажем перешли на этот толкач, когда поставили на холодный отстой наш РТ-771. Поэтому работаем вместе давно и друг друга знаем отлично. Сменный капитан Константин Владимирович Хоменок трудится в экипаже с 2008 года, он молодой по возрасту, но опыта набрался, продипломировался на капитана, вполне может принять теплоход. Механик Алексей Николаевич Москаленко – вообще золотой! Ему 63 года, но он даст фору любому молодому. На месте не сидит, всему экипажу подает пример работоспособности и профессионализма. Мы с ним трудимся с 2002 года. Повар Нина Ивановна Титова работала с нами еще на РТ-771, потом уходила в другой экипаж, сейчас вновь вернулась. Готовит замечательно. Третий помощник электромеханика Вадим Евгеньевич Боберский пришел к нам два года назад после армии. Третий-третий Максим Сергеевич Гладков – также влился в экипаж уже зрелым человеком – окончившим Омское речное училище и отслужившим в рядах Российской армии.
Рейс до Начального, очевидно, будет последним в нынешней навигации. А после экипажу предстоит подготовить теплоход к среднему ремонту. В заключение нашей беседы Сергей Иванович высказал лишь одно пожелание на будущее – чтобы было побольше грузов и поменьше простоев.
Н. ОЛЕНИЧЕНКО.
На снимке: капитан – II поммеханика Сергей Иванович Орловский


ВАХТА ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ     

8 октября 2012 года ветерану труда, почетному работнику транспорта России, бывшему главному инженеру Иртышского пароходства Станиславу Павловичу Володарскому исполняется 75 лет.
Сорок пять лет он трудился на речном транспорте. Какими были эти годы?
Станислав Павлович родился в Новосибирске в семье учителей. Жили, как и все, с большими надеждами на будущее, но война разрушила все планы… Мужчины ушли на фронт, а кто остался в тылу, дневал и ночевал на заводах, фабриках. Все заботы о семье, детях свалились на плечи женщин. Нужда заставляла покидать дома и уезжать с обжитых мест. Так случилось и в семье Володарских. В 1942 году мама Станислава Феодосия Петровна, оставшись одна, собрала двух малолетних детей и переехала в г.Тогучин Новосибирской области, где прожили они до 1945 года. Это были очень трудные годы. Порой приходилось делить одну кровать на троих, согревая друг друга своим теплом. В 1945 году Володарские переехали на станцию Тутайская. А в 1949 году они снова переезжают, но уже в Кемеровскую область, в рабочий поселок станции Артышта, где проходило строительство новой железной дороги.
Уже в детские и юношеские годы Станислав показал силу своего характера. В двенадцать лет работал подпаском, позднее - на строительстве железной дороги. В средней школе, где Станислав учился, был сильный преподавательский состав. Учеба в школе ему давалась легко, он все схватывал на лету, много читал. В старших классах его любимыми предметами были математика и физика. Кроме учебы, он вел активную общественную жизнь, в школе был председателем ученического комитета.
В 1955 году Станислав окончил школу с серебряной медалью, что давало ему право без экзаменов поступать в любой вуз. Но он решил учиться в Новосибирском институте инженеров водного транспорта, где конкурс был 7 человек на место. Станислава приняли на судомеханический факультет без вступительных экзаменов. Он был способным и примерным студентом, а любимыми предметами были металловедение, сопротивление материалов, двигатели внутреннего сгорания. В свободное от учебы время активно занимался мотоспортом, был бессменным комсоргом группы.
После выпуска из НИИВТа в 1960 году молодой специалист Станислав Володарский получает направление в Омск. Правда, его трижды задерживали, пытаясь оставить в институте и продолжить учебу в аспирантуре. Но ему очень хотелось испытать себя на производстве.
Защитив дипломы, большая группа молодых инженеров приехала в Омск. Среди них, кроме юбиляра, были Плотников В.А., Колтунов В.Л., Петухов В.П., Рыжиков В.Е., Кузнецов А.Б., Туманик А.П., Борисов В.В., Ремпель А.И., Круглов В.М., Стасюк Н.М., Варблас Э.А… Многие из этих специалистов получили направление на Омский судоремонтный завод.
9 сентября 1960 года началась трудовая вахта С.П. Володарского на Омском СРЗ. На заводе во все времена хорошо относились к молодым специалистам, но особенно в 60-е годы. На судоремонтном заводе был создан совет молодых специалистов, возглавляемый главным инженером предприятия, составлен список очередности на получение жилья. Молодой инженер Володарский уже через год получил квартиру и перевез в Омск свою маму.
Станислав Павлович отдал заводу 24 года своей жизни. Здесь он прошел путь инженера-технолога техотдела, мастера участка новой техники, старшего мастера дизельного цеха, начальника дизельного цеха, начальника техотдела. Затем в течение одиннадцати лет он – главный инженер завода и, наконец, директор предприятия.
С.П. Володарский с благодарностью вспоминает своих первых руководителей технического отдела. Тогда начальником отдела был Григорий Яковлевич Лейфер, а главным технологом – Паутов Василий Павлович, которые прививали инженерный подход в работе с технической документацией. Большая практическая работа требовала от технологов знаний нормативов, стандартов, навыков оформления рабочих чертежей. Запомнилась ему и первая работа в ТО – проект заводского моста через овраг (впоследствии в этом районе были смонтированы емкости для хранения ГСМ). Так как С.П. Володарский отменно знал науку «сопротивление материалов», то без особого труда спроектировал и этот мост.
Через пять месяцев после окончания вуза Володарского назначают мастером участка новой техники. В то время развитию новой техники уделялось большое внимание. Через год он уже старший мастер дизельного цеха, начальником которого был И.И. Яновский. Узнав ближе друг друга на этом производстве, они затем достойно прошли весь дальнейший карьерный путь.
С ноября 1964 г. по февраль 1969 г. С.П. Володарский – начальник дизельного цеха, который был одним из ведущих цехов завода. И это действительно так было. На завод поступали новые суда. Специалистам цеха надо было решать сложные задачи по ремонту быстроходных и тихоходных двигателей, обеспечивать ремонтный фонд ДВС, готовить сменно-запасные детали. Было много инженеров, техников, рабочих. И Володарский сумел найти подход к каждому. Он уважительно относился к людям, не был высокомерным, не боялся признать того, чего сам не знал. В дизельном цехе трудились высококвалифицированные специалисты, такие, как слесарь и судомеханик высшей квалификации Эйдемиллер Яков Иванович, один из первых дизелистов Егоров Николай Георгиевич, слесари Мозолевский Геннадий Густавович, Кауров Владимир Иванович, Шумков Владимир Иванович, Ильин Николай Алексеевич. Цех работал стабильно, хотя производственная программа была очень сложной. Правда, не все ладилось в цехе с оплатой труда. Нормы, разработанные бассейновым технолого-нормировочным бюро , не учитывали ряд обязательных работ. Что делать, где искать выход? А нашли ответ на эти вопросы мастер по ремонту тихоходных двигателей Рыжиков В.Е. и молодой специалист В.Д. Медведева. Они разработали свою усовершенствованную систему оплаты труда.
С 1969 года С.П. Володарский – начальник технического отдела. Этот отдел отвечал за внедрение новой техники и передовой технологии, за разработку планов развития завода на перспективу. В шестидесятые годы применение полуавтоматической и автоматической сварки на Омском СРЗ достигало 50 процентов от общего объема сварочных работ. Была внедрена сварка в среде углекислого газа, на смену керосинорезам пришла пропан-бутановая резка. В новом литейном цехе было освоено чугунное, цветное литье и литье в кокиль, в том числе втулок цилиндров ДВС разных типов, корпусов насосов. И все это удалось внедрить во многом благодаря профессионализму инженеров технического отдела, руководил которым С.П. Володарский. Здесь умели не только работать, но и отдыхать. Не было ни одного выходного дня, чтобы работники отдела не выезжали семьями за город. Я благодарна судьбе, что мне посчастливилось работать в этом коллективе под непосредственным руководством юбиляра.
С 1972 года С.П. Володарский – главный инженер завода. Забот прибавилось, но Станислав Павлович не из тех, кто боится трудностей. Он всегда работе уделял много сил и знаний, того же требовал и от подчиненных. Его трудовой день начинался задолго до заводского гудка. И начинал он его не в кабинете, а с цехов и флота. На особом счету у Володарского был литейный цех, кстати, он был построен по проекту техотдела. Литейное производство всегда отличалось тяжелыми условиями труда, поэтому главный инженер прежде всего находился там, где приходилось решать сложные проблемы. И на судах главный инженер Володарский не был гостем, а он досконально разбирался в устройстве, эксплуатации судовых двигателей и механизмов, давал механикам ценные советы.
Центром технической политики на флоте завода, конечно же, был цех технической эксплуатации (ЦТЭ), во главе которого в те времена были такие мэтры, как Устинов А.Ф., Яновский И.И., Ланьков Н.И., Госпаревич Ю.А…. Тогда на техобслуживании завода находилось более 200 единиц транспортного, вспомогательного и несамоходного флота. Чтобы справиться с такой махиной, шел постоянный поиск наиболее рационального использования плавсостава, как в организации технической эксплуатации судовой техники, так и на судоремонте. Широко внедрялись осенние и весенние заводские профилактики, постановка судов на зимний отстой без ремонта. Конечно, все это требовало большой подготовки заранее – это и полное обеспечение сменно-запасными деталями, и максимальное использование навигационного времени. В дальнейшем получил развитие метод постановки флота на отстой в эксплутационной готовности, а на некоторых судах – бригадный подряд.
В те времена в ЦТЭ работал мобильный и высококвалифицированный состав механиков-наставников, групповых инженеров-механиков. В их числе были и однокашники юбиляра – Борисов В.В., Туманик А.Л., Петухов В.Л., Варблас Э.А.
У Станислава Павловича большие заслуги и по развитию на заводе судостроения. Специалисты предприятия освоили четыре проекта плавкранов, собрали более 150 кранов. Столько же было построено судов. Все это позволило заводу в 1973 году из разряда судоремонтных предприятий перейти в более высокий разряд – судоремонтно-судостроительный завод. Кроме этого, были построены кислородная станция, причальная стенка затона, проведена централизованная разводка газа и многое другое.
В мае 1984 года С.П. Володарского приглашают в Управление Иртышского пароходства на должность главного инженера, где он проработал 21 год.
В новом коллективе его очень хорошо приняли. И это понятно. С.П. Володарский – талантливый руководитель, активный сторонник технического прогресса. Даже в сложные перестроечные годы в пароходстве под его началом проводилось много модернизационных работ. Все, что внедрялось на предприятиях пароходства, конечно, это заслуга технических служб предприятий, руководства пароходства и в том числе главного инженера С.П. Володарского. Он всегда понимал тех, с кем трудился, причем на всех этапах своей деятельности.
Станислав Павлович с благодарностью вспоминает хороших людей, которые прошли с ним по жизни. Среди них – И.И. Яновский, А.В. Тращенко, Н.И. Ланьков, Н.А. Ильин, А.М. Журовский, В.Е. Рыжиков, В.М. Бородулин, А.Б. Кузнецов, В.А. Смирнов, А.Д. Шипитько, А.П. Лыбенко, И.Г. Киш, В.И. Шумков, Н.Г. Егоров, Я.И. Эйдемиллер, Г.Г. Мозолевский…
За большой вклад в развитие речного транспорта, многолетний труд С.П. Володарский награжден орденом «Знак Почета», медалями: «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «300 лет Российскому флоту», «Ветеран труда», двумя медалями ВДНХ. Он также награжден отраслевыми знаками отличия: «Почетный работник речного флота», «Почетный работник транспорта России». За особые заслуги в развитии Иртышского пароходства Станислав Павлович отмечен юбилейным знаком «160 лет Иртышскому пароходству». А еще юбиляр – Академик Российской академии естественных наук (РАЕН).
На протяжении многих лет С.П. Володарский успешно совмещал основную работу с преподавательской деятельностью. Начал преподавать еще в далекие 60-е годы в ШКС штурманам – механикам, рабочим цехов для повышения их квалификации металловедение, а в Омском институте водного транспорта – термодинамику.
У юбиляра надежный тыл. Со своей супругой Людмилой Александровной в 2013 году они будут отмечать «Золотую свадьбу». Дочь Татьяна окончила технологический институт, работает экономистом.
Станислав Павлович считает себя счастливым человеком. И если бы вернуть годы назад, то он выбрал бы тот же путь. Годы, проведенные на заводе и в пароходстве, он считает лучшими. Юбиляр по-прежнему бодр и энергичен. Он – заядлый путешественник, садовод и автолюбитель. Станислав Павлович и сегодня не теряет связи с пароходством. Всегда готов дать ценный совет по работе, и прежде всего молодым специалистам, которых сейчас много на заводе и в пароходстве.
Вот таков наш юбиляр, у которого есть завидная воспитанность и умеренность в привычках, тактичность и интеллигентность, доступность и демократизм, а главное – неослабевающая любовь к выбранной профессии, к людям, с которыми он идет по жизни.
Поздравляем Вас, Станислав Павлович, с юбилеем, передаем слова благодарности от всех, кто с вами работал, за ваше внимание и доброту к людям.
Желаем Вам крепкого здоровья, бодрости духа, счастья, семейного благополучия и традиционно – семь футов под килем!
Наталья АВИЛОВА.


С ЮБИЛЕЕМ!     

27 сентября знаменательную дату со дня своего рождения отметила ветеран труда Иртышского пароходства Эльвира Викторовна Ольшевская.
Более четверти века Эльвира Викторовна трудилась в системе водного транспорта. Сначала она несла вахту в информационно-вычислительном центре Обь-Иртышского пароходства, а с февраля 1987 года она – экономист главной бухгалтерии Иртышского пароходства. В разные годы Эльвира Викторовна была бухгалтером в Управлении ИРПа, бухгалтером I категории, с 1998 года – ведущим бухгалтером. Дело свое Э. Ольшевская знала хорошо и добросовестно выполняла профессиональные обязанности.
Эльвира Викторовна была не только опытным практиком, она постоянно повышала свои знания. В 1984 года окончила Новосибирское речное училище, получив специальность техника – плановика. А в начале девяностых годов прошлого века Эльвира Викторовна окончила Омский технологический институт бытового обслуживания по специальности «Бухгалтерский учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности».
За успехи в труде и профессионализм Эльвира Викторовна награждена медалью «300 лет Российскому флоту», Почетными грамотами Иртышского пароходства.
Коллектив главной бухгалтерии поздравил коллегу с замечательным событием в жизни. В этот памятный день работники бухгалтерии пожелали юбиляру здоровья и благополучия. Пусть планы непременно воплощаются в реальность, будущее преподносит только приятные сюрпризы и успех, а удача ярко освещает ваш жизненный путь.

 

РОМАНТИКИ ФЛОТА ИРТЫШСКОГО     

50 лет назад, в 1962 году в Омском учебно-консультационном пункте НИИВТа состоялся первый выпуск инженеров водного транспорта. Их было мало, первый выпуск насчитывал всего 15 молодых специалистов речного флота. Среди них известные на Иртыше капитаны Вячеслав Иванович Лашевич, Алексей Камалович Уразаев, Геннадий Васильевич Провоторов, Михаил Васильевич Шухов, Николай Иванович Ланьков, Алексей Владимирович Тращенко, начальник коммерческого отдела Иртышского пароходства, Петр Владимирович Жигалин, диспетчеры Службы движения флота Геннадий Громов, Константин Танцев.
А первые шаги к защите дипломов инженеров водного транспорта речники из Омска сделали в 1956 году. Именно тогда был создан в Омске опорный учебный пункт НИИВТа. В те годы Иртышское пароходство испытывало острый дефицит квалифицированных кадров для флота. Инициатива готовить кадры у себя дома появилась у кадровиков Управления пароходства. А закоперщиками такой смелой идеи были заместитель начальника Иртышского пароходства Константин Федорович Быстров и инженер по подготовке кадров, беспокойная и мудрая женщина Вера Михайловна Волохина.
В ноябре 1956 года первые студенты-заочники сели за парты. Вся учебная база ОП находилась в подвале пароходства, где размещалась фабрика механизированного учета (ФМУ). Занятия с первым набором студентов проводились вечерами в служебных кабинетах Иртышского пароходства, когда их хозяева уходили домой. Студентам читали лекции по теоретической механике, сопромату, начертательной геометрии… Лабораторные занятия велись на базе городских вузов. Первым деканом заочного факультета была Вера Михайловна Волохина, которую до сих пор добрым словом вспоминают многие студенты – заочники. Это благодаря ее энергии, при активной помощи руководства пароходства создавался опорный учебный пункт (ОП), а с 1960 года – учебно-консультационный пункт (УКП). Не будь таких энтузиастов, как В.М. Волохина, преподавателей М.С. Гавловского, Б.А. Левицкого, Р.П. Балецкой, возможно, и не было бы сегодняшнего Омского института водного транспорта. Первый набор студентов-заочников Омского опорного учебного пункта насчитывал около 50 речников. А вот дошли до выпуска только 15 студентов, но самых упорных, настойчивых, настоящих романтиков речного флота. Получив хорошие теоретические знания, они на практике добились замечательных успехов. Вячеслав Лашевич стал секретарем парткома речников, позднее начальником Главного управления безопасности судоходства МРФ, А.К. Уразаев, известный на Иртыше капитан, позднее был назначен руководителем судоходной инспекции, капитан Н.И. Ланьков стал заместителем директора Омского ССРЗ по флоту, позднее – начальником ГРСИ, П.В. Жигалин вырос до начальника коммерческого отдела Иртышского пароходства, А.В. Тращенко был назначен руководителем Омскснаба, В.Г. Усс – один из создателей вычислительного центра пароходства, позднее стал главным экономистом Обь-Иртышского пароходства. Вот такие они, первые выпускники Омского учебно- консультационного пункта!
Прошли годы, выпускники Омского УКП уже не молоды, но их постоянно не покидают воспоминания о годах учебы, о свих однокурсниках, к сожалению, некоторые из них уже ушли в мир иной – Г. Громов, К. Танцев, В. Ефремов, М. Перловский.
12 сентября друзья-однокурсники: Г.В. Провоторов, А.В. Тращенко, Н.И. Ланьков, П.В. Жигалин, В.Г. Усс решили отпраздновать свое 50-летие со дня выпуска из Новосибирского института инженеров водного транспорта на лоне природы. Они махнули в санаторий «Коммунальник» и там, в лесу отметили свой полувековой юбилей со дня окончания вуза. Они тепло поздравили друг друга. Вспомнили своих однокурсников, преподавателей, особо тех, кто уже ушел из жизни. Вместе с юбилярами выехали на природу супруга Г.В. Провоторова – Надежда Николаевна и жена П.В. Жигалина – Александра Андреевна. Они порадовались за своих юбиляров и своим присутствием скрасили мужскую компанию.
На встрече было много воспоминаний, звучали тосты, поздравления, стихи, авторами которых были сами юбиляры.
Здоровья вам, дорогие ветераны речного флота, удачи по жизни и до новых встреч.
В. ГРИГОРЬЕВ.
На снимке: первый выпуск Омского УКП НИИВТа.


БОЙ У ОСТРОВА ДИКСОН     

70 лет назад, в августе 1942 года немецкий линкор «Адмирал Шеер» вышел в Карское море и предпринял попытку захватить о. Диксон, где находился советский штаб морских операций.
Как это было?
В 1916 году на острове Диксон была построена гидрометеорологическая станция, на базе которой в 1930-е годы созданы гидрологический центр и геофизическая обсерватория – для освоения Северного морского пути, организации вывоза пилоэкспорта из Игарки.
В начале войны на острове был организован Штаб морских операций, так как Диксон является воротами в Енисейский залив и находится на пути в порт Дудинка, через который идут грузы в Норильск, а в обратном направлении – продукция Горно-металлургического комбината – никель и медь.
Расположенная на Диксоне метеостанция давала точные прогнозы погоды караванам судов, следующим с востока и запада. Понимая стратегическую важность Диксона, сюда завезли две батареи трехдюймовых орудий, пулеметы, винтовки, направили два парохода – «Сибиряков» и «Дежнев», переоборудованные в сторожевые корабли «СКР-18» и «СКР-19» с орудиями малого калибра и пулеметами.
После поражения немцев под Москвой стало ясно, что война принимает затяжной характер. Гитлер отдал приказ сорвать снабжение Советского Союза странами – союзниками, установить господство и контроль на Крайнем Севере – в проливах Маточкин Шар на западе и Вилькицкого на востоке. Выбор пал на линкор «Адмирал Шеер». Этот линкор имел большую скорость хода и дальность плавания, обладал хорошей броней и вооружением – два десятка тяжелых орудий, восемь торпедных аппаратов и два самолета.
В августе 1942 года «Адмирал Шеер» вышел в открытое море и взял курса на Новую Землю. Вместе с ним шли две подводные лодки. Используя шумы, пират обогнул с севера Новую Землю и вышел в Карское море.
Между тем Штаб морских операций принял решение: часть орудий с Диксона погрузить в трюмы парохода «Сибиряков» и доставить на острова в Карском море, чтобы усилить их огневую мощь и неприступность. Командовал пароходом капитан Анатолий Качарава, а пароходом «Дежнев» - Александр Гидулянов.
Закончив погрузку батареи, «Сибиряков» вышел в открытое море. Пароход должен был посетить ряд островов, сменить зимовщиков, доставить продовольствие дальним полярным станциям. После четырех часов хода прямо по курсу экипаж «Сибирякова» заметил вражеский корабль. Была объявлена боевая тревога. Артиллеристы встали по своим местам к четырехдюймовым пушкам. Диксон и все суда по радио были оповещены о появлении вражеского крейсера.
Пароход «Сибиряков», стреляя из всех орудий, пошел на сближение с линкором. Снаряды «Сибирякова» не могли серьезно навредить этой бронированной махине. Немцы вели активный огонь, на «Сибирякове» вспыхнул пожар.
Почти все сибиряковцы погибли. Было принято решение повторить подвиг «Варяга» - открыть кингстоны и затопить пароход у острова Белуха в Карском море. Вечная им слава и память!
Караван из 14 судов, получив сигнал тревоги, вышел из пролива Вилькицкого и рассредоточился среди льдов. На Диксоне приготовились к обороне.
27 августа в 1 час 5 минут наблюдательный пост доложил: «В трех милях на запад с моря к острову приближается корабль». Это был «Шеер», он шел на Диксон, чтобы разгромить порт и суда, находившиеся там. В порту была объявлена боевая тревога. Пароход «Дежнев» отдал швартовы и вышел на рейд.
Через несколько минут «Шеер» начал обстрел береговых построек острова и судов. С Диксона открыли ответный огонь из 152-миллиметровых орудий, а также с пароходов «Дежнев» и «Революционер».
Три снаряда достали «Шеер», вызвали на нем пожар. Получив достойный отпор, которого гитлеровцы не ожидали, «Шеер» отказался от плана высадки на остров десанта, развернулся и под прикрытием дымовой завесы ушел в сторону моря.
P.S. Захват Диксона был одним из главных пунктов фашисткой операции «Вундерланд». На остров планировалось высадить десант численностью 180 автоматчиков.
Выполнение операции началось 16 августа 1942 года, когда с военно-морской базы на трассу Северного морского пути вышел тяжелый крейсер «Адмирал Шеер».
27 августа 1942 года крейсер «Адмирал Шеер», получив отпор защитников Диксона, покинул Карское море.
Защитники Диксона потеряли семь человек убитыми.
Потери ледокольного парохода «Александр Сибиряков» составили 90 человек (члены экипажа, военнослужащие, полярники и рабочие).
Борис ЗОТОВ.
 

НЕ ПЕРЕВЕЛИСЬ ЕЩЕ БОГАТЫРИ…     

ИЗ БЕЛАРУСИ – С ЧЕМПИОНСКИМИ ТИТУЛАМИ
С 7 по 10 сентября в г. Витебске (республика Беларусь) прошел чемпионат Мира и Европы среди ветеранов гиревого спорта. В нем приняли участие 220 человек из 18 стран ближнего и дальнего Зарубежья. В составе сборной России делегацию омских спортсменов представляли двое. Оба – речники. От омских путейцев выступал Борис Петрович Петров, начальник котельной Омского района водных путей и судоходства, а спортивную честь речников Иртышского пароходства защищал ветеран труда, в прошлом капитан и судомеханик, а ныне сторож пункта отстоя флота Андрей Антонович Телешко.
В этом чемпионате, организованном Международной конфедерацией мастеров гиревого спорта, принимали участие: мастера международного класса, заслуженные мастера гиревого спорта, чемпионы и рекордсмены Мира, Европы, мастера спорта национальных чемпионатов. Тем почетнее и масштабнее достижения нашего богатыря – А.А. Телешко. Он и на этот раз доказал: не перевелись еще богатыри на земле сибирской! Золотым призером вернулся из Беларуссии Андрей Антонович, завоевав 6 золотых медалей среди своей возрастной группы. На этот раз А.А. Телешко установил новые мировые рекорды в толчке, рывке, в толчке длинным циклом с результатом 71, 71 и 41 подъем соответственно. Тем самым, он побил собственные олимпийские рекорды, установленные им в прошлом году в Архангельске на Первой всемирной олимпиаде мастеров гиревого спорта. Очередная поездка Телешко на соревнования состоялась при активной поддержке и спонсорском участии руководства ОАО «Иртышское пароходство».
Напомним, что А.А. Телешко выступал в возрастной группе 65-69 лет, в весовой категории до 90 кг, с гирями весом 14 кг. С учетом последних достижений в активе нашего спортсмена – гиревика более 60 медалей, завоеванных на международных турнирах, из них 46 – золотых. Он установил около двух десятков мировых и олимпийских рекордов среди ветеранов гиревого спорта.
Н. ОЛЕНИЧЕНКО.


ОБЪЯВЛЕН КОНКУРС     

ФБОУ ВПО «Новосибирская государственная академия водного транспорта для работы в Омском институте водного транспорта (филиал) объявляет конкурс на замещение вакантной должности по кафедре:
- Экономика транспорта и финансов – 1 ставка доцента,
- Электроэнергетических систем и электромеханики – 1 ставка доцента.


«ОКТЯБРЬ УЖ НАСТУПИЛ…»     

На календаре – октябрь. Природа на пороге скорого предзимья. Погода сейчас переменчивая, ее трудно бывает угадать. Пригреет ли солнышко? Или, наоборот, зарядит затяжной дождик. Но при любой погоде с каждым октябрьским днем палитра осени все ярче и краше. Сверкают красно-бордовые листья осины, пламенеют ягоды рябины, шиповника, отгорают костры красавицы березы.
Птицы, почуяв холода, сбиваются в стаи и улетают на юг. Готовятся к зиме и звери. Бобры, например, собрали у своих «квартир» ивовые и осиновые ветки. Белки натаскали в свои кладовые семена растений, грибы. А медведи жируют в кедровниках и на ягодниках. А вот хитрющая лиса, прячась в желтых листьях, караулит зайчишек.
Осень. С грустью и тревогой идешь по опавшей листве, пожухлой траве. Но вдруг налетит ветер и над тобой закружится караван красок. И тогда на какое-то время забываешь о грустном расставании с летом. Пожалуй, ни у одного другого месяца года нет такой богатой красками палитры. Да, осень – уныла пора. Но она же, по меткому выражению А.С. Пушкина, «очей очарованье».
Коротки дни золотой осени. Все чаще гостят северные ветры, моросящие дожди. В осеннее ненастье семь погод на дворе – сеет, веет, крутит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет… Таков он – октябрь-грязник.
«Роняет лес багряный свой убор, сребрит мороз увянувшее поле, проглянет день, как будто поневоле, и скроется за край окружных гор…». В этих строках осенняя печаль, грусть прощания с отцветающей природой. Пришло время отлета птиц. Все чаще мы слышим печальные крики гусей, журавлей. В их прощальном крике нельзя не уловить обещания снова вернуться к нам новой весной.
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Сергей Есенин.

 

ПОЗДРАВЛЯЕМ ЮБИЛЯРОВ ОКТЯБРЯ!     

С 90-летием
Кулаеву Пелагею Петровну, ветерана труда Управления Иртышского пароходства, участницу Великой Отечественной войны.
Грищенко Николая Васильевича, ветерана труда Управления Иртышского пароходства, участника Великой Отечественной войны.
С 85-летием
Тархову Галину Николаевну, ветерана труда Управления Иртышского пароходства.
С 75-летием
Володарского Станиславав Павловича, ветерана труда Управления Иртышского пароходства.
Кармадонову Тамару Федоровну, ветерана труда Управления Иртышского пароходства.
Бурмакина Валерия Георгиевича, ветерана труда Омского ССРЗ.
Пасько Валентину Васильевну, ветерана труда Иртышской РЭБ флота.
С 70-летием
Малюка Евгения Мироновича, ветерана труда Иртышской РЭБ флота.
Лаврову Инаиду Михайловну, ветерана труда Омского ССРЗ.
С 65-летием
Кравченко Василия Ивановича, ветерана труда Омского ССРЗ.
Леденева Михаила Алексеевича, ветерана труда Управления Иртышского пароходства.
Демьяненко Юрия Андреевича, оперативного дежурного пункта отстоя флота.
С 60-летием
Михайлова Виктора Васильевича, начальника газовой службы РЭУ.
Захарова Михаила Васильевича, линейного инженера-механика по флоту БПУ.
Кулакова Петра Федоровича, стропальщика корпусного цеха.
Алмакаева Валерия Васильевича, оперативного дежурного пункта отстоя флота.
С 55-летием
Ступакова Бориса Алексеевича, заместителя начальника отдела кадров.
Мокерову Светлану Михайловну, кассира теплохода «Механик Калашников».
Каухер Галину Павловну, повара танкера ТН-740.
Алексеева Юрия Ивановича, водителя транспортного участка.
Филинову Галину Ивановну, уборщицу дизельного цеха.
Молоток Галину Николаевну, ветерана труда Черлакского отстойного пункта.
С 50-летием
Жемчужникову Надежду Геннадьевну, радиооператора службы связи и радионавигации.
Вставскую Ирину Андреевну, подсобную рабочую АХО.
Данилова Николая Федоровича, моториста – стропальщика ДОК-451.
Флотского Семена Викторовича, тракториста – подсобного рабочего цеха зачистки.
Поздравляем юбиляров октября. Желаем, чтобы сумерки осени обошли вас стороной.

Разделы сайта