Благодарность томичей   

Генеральному директору ОАО «Иртышское пароходство»
Яновскому И.И.

Уважаемый Иван Иванович!
ООО «Торговый дом «Нефтепродукт» (г. Томск) выражает Вам благодарность за успешный навигационный период 2010 года. В ходе выполнения работ ОАО «Иртышское пароходство» зарекомендовало себя как надежный, оперативно решающий разного рода задачи перевозчик. Отдельно хотелось бы отметить высокий профессионализм, слаженность работы, высокую ответственность экипажей за сохранность вверенных грузов следующих танкеров: ТН-1007, РТ-728, ТН-719, ТН-720, ТН-721, ТН-727, ТН-740.
Мы ценим установившиеся между нашими организациями партнерские отношения и надеемся на дальнейшее взаимовыгодное сотрудничество.
С уважением –
Директор ООО «Торговый дом «Нефтепродукт»
П.Ю. КАРБАИНОВА.

Стратегия развития Сибири   

Председатель Правительства РФ Владимир Путин провел совещание по реализации первоочередных инвестиционных проектов в Сибирском федеральном округе.
Премьер напомнил, что Правительство РФ разработало и утвердило стратегию развития Сибири на период до 2020 года. Цель ее – за 10 лет сформировать за Уралом более высокие стандарты жизни, сделать Сибирь по-настоящему привлекательной для людей.
Достижение этой цели во многом зависит от реализации транспортных проектов. Так, в 2011 году планируется ввод в эксплуатацию первого пускового комплекса железной дороги Карабула – Ярки. Введен в эксплуатацию ряд участков автодороги Канск – Богучаны – Кодинск. Завершение строительства ожидается до конца 2010 года. Строительство моста через Ангару намечено завершить в 2011 году.
Для освоения природных богатств Забайкальского края ведется активное строительство железной дороги. В 2010 году открыто рабочее движение на участке железной дороги Нарын – Александровский завод. Работы продолжаются.
Владимир Путин подчеркнул, что Сибирь остро нуждается в новых хороших дорогах. Трасса Чита – Хабаровск, которая уже сдана в эксплуатацию, это важнейший, но далеко не единственный проект. Предстоит завершить строительство транспортных обходов Иркутска и Новосибирска, реконструировать основные трассы региона: «Байкал», «Енисей» и «Чуйский тракт».
Но инфраструктура должна развиваться не сама по себе. Это лишь условие для создания новых промышленных объектов

До будущих рейсов   

16 ноября в музыкальном театре г. Омска прошел праздник речников, посвященный закрытию 164-й навигации на Иртыше.
В мае омичи торжественно провожали суда Иртышского пароходства в первые рейсы, желали экипажам счастливого плавания, успешного выполнения поставленных задач. Кажется, все это было совсем недавно. И вот новая встреча. В Музыкальном театре собрались капитаны и механики, штурманы и курсанты речных училищ, ветераны флота и судоремонтники. Рядом с ними руководители Иртышского пароходства, члены Совета директоров, представители администраций Омской области и г. Омска. В фойе театра играет духовой оркестр, исполняются песни о море и реке. Речников, их близких угощают шампанским. Все участники праздника в ожидании главного торжества.
На часах 18.30, торжественно звучат фанфары. Праздник открывает актер Музыкального театра, заслуженный артист России Владимир Миллер. Он тепло приветствует собравшихся в зале и поздравляет речников с завершением навигации. И сразу же предоставляет слово генеральному директору ОАО «Иртышское пароходство» И.И. Яновскому:
- Уважаемые речники! Дорогие гости! Сегодня мы собрались, чтобы торжественно закрыть 164-ю навигацию на Иртыше. В прошлом году мы не закрывали навигацию. И на то были причины. Из-за мирового кризиса общий объем перевозок тогда упал почти в два раза, естественно, сократились и доходы. И несмотря на то, что экономические показатели были положительными, мы решили праздник не проводить. Слишком резкое было падение.
В этом году, я не могу сказать, что мы удовлетворены итогами навигации в целом. Последствия кризиса по-прежнему сказываются. К тому же в самом начале навигации, когда уже были определены объемы перевозок, неожиданно для нас Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа отказалась от наших услуг в перевозках грузов на Салехард. Мы сразу потеряли около 140 млн. рублей доходов. Обстановка стала тревожной. Но благодаря профессионализму наших специалистов пароходству удалось получить дополнительные заказы, чтобы компенсировать потери от Салехарда. Для выполнения навигационного плана был вложен огромный труд всего коллектива пароходства. Своевременно и качественно судоремонтники подготовили флот, самоотверженно работали все службы и отделы пароходства, а также надо отметить активную помощь работников здравоохранения, торговли, учебных заведений и банков Омска. Но главный героизм проявил наш плавающий состав. Порой экипажи шли в такие места, где не обходилось без риска, где надо было показывать высочайшее судоводительское мастерство. Во многом благодаря принятым мерам пароходству удалось добиться положительных экономических показателей. Есть небольшая прибыль и рост заработной платы. Коллектив пароходства заслужил такого праздника.
Я уверен, что никакие трудности и в будущем не станут непреодолимыми препятствиями в работе иртышских речников. Мы всегда выйдем победителями!
Позвольте от имени Совета директоров, руководства Иртышского пароходства прежде всего выразить огромную благодарность коллективу пароходства за профессиональный труд, поздравить всех речников с успешным завершением 164-й навигации в нашем бассейне. Желаю вам здоровья, семейного благополучия, так держать и дальше!
И снова у микрофона актер В. Миллер.
- Дорогие речники, вы хорошо потрудились. И теперь вы можете отдохнуть, немного расслабиться. Мы предлагаем вам праздничный концерт артистов Музыкального театра и лучших творческих коллективов города. Маэстро, полный вперед!
Звучит увертюра из фильма «Дети капитана Гранта». На сцене прославленный танцевальный ансамбль «Солнышко». Нынешний год особый, он проходит под знаком 65-летия Победы в Великой Отечественной войне. Артисты Музыкального театра исполнили популярную песню «Вечер на рейде». Почти все первое отделение концерта свое мастерство показывали артисты самого лучшего театра города. Перед речниками выступили: заслуженная артистка России Ирина Трусова, народный артист России Георгий Котов, народная артистка России Валентина Шершнева, лауреат Международного конкурса Сергей Клюев и другие. На праздничном торжестве артисты Музыкального театра мастерски исполняли арии из опер «Севильский цирюльник», «Летучая мышь», адажио из балета «Спартак», песни из веселой оперетты «Белая акация»…
Во втором отделении праздничного концерта речников поздравляли лучшие творческие коллективы г. Омска. Среди них – ансамбль «Дилижанс», фольклорная группа «Ярмарка», популярный среди омичей квартет «Премьер», виртуозы – гитаристы Андрей Киселев и Евгений Русинов. Завершилось торжество коллективным исполнением известной песни «Счастья вам».
- Будьте счастливы, речники! – сказал в заключение праздника ведущий концерта, актер Владимир Миллер. - До встречи весной на пирсе у Речного вокзала.
Два часа речники Иртыша, их близкие были очарованы актерским мастерством артистов Музыкального театра и других творческих коллективов Омска.
Прощай, 164-я навигация! До новых рейсов в будущем году!
Г. ВСТАВСКИЙ.

Подписка-2011   

Во всех почтовых отделениях Омска и Омской области продолжается подписка на первое полугодие 2011 года, в том числе и на флотскую газету «Речник Иртыша». В подписном каталоге «Почта России» индекс нашей газеты – 53090.
Как и раньше, на страницах «Речника Иртыша» вы найдете репортажи, статьи, интервью, зарисовки о людях, заметки о событиях, которыми будут жить ОАО «Иртышское пароходство», учебные заведения флота и другие коллективы речников. Редакция намерена рассказывать о событиях в нашем регионе, об интересных новостях в других бассейнах страны.
Подписная цена на первое полугодие 2011 года с НДС: на один месяц – 8 рублей 80 копеек, на шесть – 52 рубля 80 копеек.
Оставайтесь с нами!

Нам не страшен и батюшко - Енисей   

В этом году, спустя несколько лет флот Иртышского пароходства вновь проторил дорогу в Енисейский бассейн. В середине июня караван судов Енисейского пароходства начал завоз грузов на Большую Хету (левый приток Енисея). За короткое время по большой воде необходимо было доставить на Ванкоровское месторождение нефти более 300 тысяч тонн различных грузов. Речники Иртыша тоже не остались в стороне от этого большого дела.
Большая Хета относится к рекам с экспедиционным завозом. Срок судовождения по ней ограничен, выгружаться приходится на необорудованный берег. Чтобы провести «разведку» на месте и убедиться в безопасности плавания, первым на Большую Хету вылетел капитан-наставник В.П. Дубовицкий.
28 июля «Беломорский-23» вышел из Уренгоя с буровым оборудованием и трубами в дальний рейс. Чтобы попасть к месту назначения, нужно было преодолеть мелководный Пур, пройти по Карскому морю, Енисейскому заливу, в низовьях Енисея. Экипажу предстояли труднейшие километры по ранее несудоходной реке Большая Хета. В этом рейсе вместе с экипажем находился и капитан-наставник В.П. Дубовицкий.
- Я с радостью курировал этот рейс, - рассказывает Владимир Петрович, - потому что, во-первых, «Беломорский-23» - это бывший мой теплоход, на котором я отработал 18 лет, и которому вместе со своим экипажем дал второе рождение после капитального ремонта по замене днища корпуса. Из моей команды в составе экипажа по-прежнему работает старший механик Андрей Михайлович Колдеев. Он очень ответственный командир, грамотный специалист. Во-вторых, именно на этом теплоходе я когда-то ходил в Дудинку, и теперь, казалось, он «носом чуял» куда идти. Я с удовольствием прошел по тем местам, где был несколько лет назад, отметил перемены. Экипаж теплохода под руководством опытного капитана Анатолия Алексеевича Сучкова отлично справился с ответственным заданием пароходства. Груз по заявке ОАО «Уренгойнефтегазгеология» доставлен по назначению и в установленные сроки. Экипажу пришлось преодолеть сложнейший участок по Карскому морю, где на Большой Сибирской отмели путь теплоходу преграждали ледовые поля. Пройдя Енисейский залив, от Сопочной Карги до устья Большой Хеты по Енисею 305 км, далее по Большой Хете 45 км, ошвартовались на необорудованном берегу поселка Геологический. Этот рейс в соседний бассейн еще раз показал, что речникам Иртышского пароходства по плечу задания любой сложности.
Безусловно, услышать такие лестные слова в свой адрес – дорогого стоит. Анатолий Алексеевич Сучков и его экипаж заслужили их вполне. Сам капитан на «двадцать третьей» - шестую навигацию. Ровно с того момента, как принял ее у В.П. Дубовицкого. А до этого долгое время работал на «Беломорском-19». «Беломорский-24» перегонял в Архангельск, четыре года работал на «Ленанефтях»… Общий флотский стаж его внушителен – более 40 лет. При этом он всегда работал в сложных районах Заполярья.
Однако рейс в соседний бассейн для А.А. Сучкова был первый. Оценивает его капитан по-деловому, без лишних эмоций:
- Переход по Карскому морю преодолели нормально. Ничего сложного он не представлял. Дул ветер, но это нормально. Река Енисей понравилась больше, чем Иртыш. Она – просторная, могучая. Ничего удивительного. Это река круглогодичного судовождения. Во всяком случае, в прошлые годы было именно так. Она открыта для морских судов. И в этом рейсе мы встречали там «моряков». Судоходная обстановка на Енисее гораздо лучше, чем в нашем бассейне: все освещается, все горит. Невольно позавидуешь енисейским судоводителям.
А по поводу выгрузки на необорудованный берег рассказал II штурман Николай Васильевич Саранин:
- Мы доставили трубы и оборудование выше поселка Тухарт. Швартоваться пришлось за что придется – цеплялись за брошеные на берегу железобетонные плиты. Выгружались прямо на берег. Тут уж надо отдать должное мастерству и опыту сменного капитана Сергея Геннадьевича Перкова. Молодцы ребята, работающие на швартовке: III штурман Максим Дмитриев, матросы Виктор Тисленко, Мирам Сарсикиев.
Впрочем, рейс на Енисей был может быть и не рядовым, но все-таки одним из нескольких. До него экипаж «Беломорского-23» успел доставить дрова из Лабытнангов в Се-Яху, Сабетта-Яху, Нурмо-Яху… А вернувшись с Енисея, доставили в Гыду продовольственные товары.
И все-таки именно рейс на Большую Хету запомнился экипажу больше всего. И не только трудностями швартовки и выгрузки, но и длительным переходом в холодном арктическом море. Так электромеханик – радист Александр Владыка в заполярных широтах побывал впервые. Он учится на третьем курсе Омского института водного транспорта и до этого проходил практику в теплых морях. Своего разочарования Севером не скрывает и теперь совершенно укрепился в мысли работать на судах загранплавания. Он и посвящение в моряки прошел там. А вот остальным новичкам, кто впервые пересекал границу острова Шокальский, пришлось пить горько- соленую воду арктического моря. И теперь, по давней флотской традиции, они – настоящие моряки. Возможно, в скором будущем кто-то из них, также уверенно поведет теплоход на Енисей уже под своим началом, выполняя ответственное задание государственной важности.
Н. ОЛЕНИЧЕНКО.

От Омска до Гыды   

Капитан-наставник Иртышского пароходства Валерий Семенович Кущенко побывал во всех широтах Обь-Иртышского бассейна. За его плечами 48 лет флотского стажа. В конце октября он возвратился из длительной командировки по рекам бассейна.
- Валерий Семенович, сколько месяцев длилась ваша командировка?
- Почти четыре месяца я находился на судах Иртышского пароходства. Нынешнюю навигацию я бы разделил на три этапа. На первом этапе работал в Омской области на скоростных пассажирских теплоходах типа «Восход». Затем вслед за ледоходом вместе с экипажем теплохода «Механик Калашников» ушел на север бассейна, где оказывал помощь молодым командирам при проведении первого рейса по маршруту Салехард – Антипаюта. И, наконец, третий этап – работа на танкерном флоте в северных широтах бассейна. Это – экипажи танкеров ТН-741, ТН-740, ТН-736…
А завершилась моя навигация на теплоходе «Беломорский-23». Доставив последним рейсом продовольствие в Гыду, экипаж этого сухогруза взял курс на юг к причалам родного затона. 21 октября мы были в Омске.
- Каждая навигация не похожа на другую. На ваш взгляд, какие особенности навигации 2010 года следовало бы отметить.
- Навигация этого года была холоднее предыдущих. По этой причине поздно ушел лед. И еще. На Севере бассейна работе флота часто мешали шторма. Практически не было ни одного легкого рейса. Поэтому судовым экипажам приходилось в полную силу показывать свое мастерство. Здесь, как никогда, пригодился опыт капитанов, таких, как Иванищев Юрий Сергеевич (ТН-736), Потапченко Михаил Михайлович (ТН-740), Сучков Анатолий Алексеевич («БМ-23»), Колмогоров Владимир Данилович (ТН-741). Под их руководством судовые экипажи работали слаженно, преодолевая и частые шторма, и осеннее мелководье.
Сегодня, когда завершилась 164-я навигация на Иртыше, надо сказать большое спасибо всем судовым экипажам. Это благодаря их самоотверженному труду пароходство выполнило задание, как по доставке народнохозяйственных грузов, так и по перевозкам пассажиров.
- Валерий Семенович, еще одна навигация позади, какие задачи стоят перед флотскими экипажами сегодня на долгий межнавигационный период?
- Все суда Иртышского пароходства благополучно возвратились в затоны, разоружились, кроме дежурных теплоходов. Как всегда, для некоторых членов экипажей началась учеба. Для других сейчас самое время отдохнуть, поправить, если это необходимо, свое здоровье. И, конечно, подготовить суда к будущей навигации. А мы, капитаны-наставники, подведем итоги навигации по безопасности судовождения, наметим пути по устранению допущенных ошибок и недочетов.
- Спасибо за беседу. До новых рейсов!
В. КОНСТАНТИНОВ.
 

Из Питера во Владивосток   

ПО СЕВЕРНОМУ МОРСКОМУ ПУТИ ВПЕРВЫЕ ПРОШЛО ПАССАЖИРСКОЕ СУДНО
Пассажирский паром «Георг Отс» - первый пассажирский лайнер, прошедший из Санкт-Петербурга во Владивосток Северным морским путем, чтобы в 2012 году стать плавучим отелем для участников саммита АТЭС.
Паром «Георг Отс» 28 августа вышел из Северной столицы России, где курсировал на паромной линии между Санкт-Петербургом и Балтийском. Преодолев Севморпуть, 4 октября судно прибыло в порт Петропавловска-Камчатского для пополнения топлива, воды и судовых припасов. Пятого октября «Георг Отс» направился во Владивосток, куда прибыл 9 октября.
Поход парома стал доказательством того, что северные порты Дальнего Востока могут успешно развиваться. Ожидается, что после открытия нового пассажирского пути за «Георгом Отсом» сюда последуют и другие пассажирские суда.
При этом несмотря на то, что паром прибыл в Приморье, чтобы стать плавучим отелем в 2012 году, до этого он будет использоваться в пассажирских перевозках по морям Дальнего Востока.
По предварительным данным, «Георг Отс» будет ходить на Сахалин и Камчатку.
Паром «Георг Отс» был построен в 1980 году в Польше. Длина парома – 134 метра, ширина – 21 метр, скорость – 20 узлов, вмещает до 374 пассажиров.

Что может профком?   

11 ноября прошла отчетно-выборная профсоюзная конференция в Управлении Иртышского пароходства.
С отчетным докладом выступила председатель профкома Р.А. Дистергофт. Чем занимался профком в отчетном периоде? Такой вопрос поставила в начале своего доклада Роза Александровна. Главное в работе профсоюзного комитета, отметила Р. Дистергофт, была защита прав членов профсоюза. И делалось это в основном через коллективный договор. Кстати, председатель профкома Управления пароходства входила в состав переговорной комиссии по подготовке колдоговора, где она активно отстаивала права членов профсоюза. Такая работа велась при сокращении работников Управления пароходства. Профком при поддержке Иртышского баскомфлота боролся, как мог за каждого члена профсоюза, особенно за тех, кому оставалось несколько лет до пенсии.
Свой вклад профком Управления пароходства внес и в решения других социальных вопросов. Как подчеркнула в своем отчете председатель профкома, в поле их зрения были вопросы оздоровления работников Управления пароходства, а также их детей. Правда, по путевкам санаторного лечения говорить особо не приходится, потому что фонд социального страхования остался без денег. А вот по детским путевкам отказов не было. Все заявления на сто процентов были удовлетворены.
За отчетный период были организованы выезды членов профсоюза в Красноярку, Чернолучье, Ачаир, за грибами. С помощью профкома были организованы выставки «Умелые ручки», «Дары огорода», а также новогодние праздники. Члены профсоюза Управления пароходства принимали активное участие в Спартакиадах плавсостава. К сожалению, за отчетный период заметно сократилось число членов профсоюза. Если в 2005 году на учете было 70 членов профсоюза, то теперь – 57. Конечно, в этом минусе есть объективная причина: в последнее время практически ежегодно проходит сокращение штатов. Но, думается, и профкому есть над чем поработать. К нам приходит немало молодых специалистов. А все ли они являются членами профсоюза?
На конференции выступили С. Вистунов, В. Мацкевич. Они предложили дать работе профкома удовлетворительную оценку. Их поддержал председатель Иртышского баскомфлота Г.А. Нечаев. Геннадий Андреевич отметил активность председателя профсоюзного комитета.
После отчета начались выборы. Делегаты единогласно проголосовали за прежнего председателя – Розу Александровну Дистергофт. Затем состоялись выборы членов профкома. Всего было избрано пять членов профкома. Среди них – Пирогова Г.В., Шадская Р.В., Завершинский А.П., Карачева М.Ю. и Дистергофт Р.А.
Были избраны пять делегатов на XIX бассейновую отчетно-выборную профсоюзную конференцию и три члена профсоюза делегированы в состав Иртышского баскомфлота.
На вопросы участников профсоюзной конференции ответили председатель Иртышского баскомфлота Г.А. Нечаев и главный правовой инспектор С.Р. Леготкина.
В. ГРИГОРЬЕВ.

Извещение   

14 декабря 2010 года в 10.00 в актовом зале ОАО «Иртышское пароходство» состоится XIX отчетно-выборная конференция Иртышской территориальной организации профсоюза.
Повестка дня:
1. Отчет о работе Иртышского баскомфлота за 2005-2010 гг. и основные направления деятельности Иртышской территориальной организации профсоюза на 2010-2015 гг.
2. Отчет контрольно-ревизионной комиссии Иртышской территориальной организации профсоюза за 2005-2010 гг.
3. О принятии новой редакции Устава Иртышской территориальной организации профсоюза.
4. Об утверждении Положения о контрольно-ревизионной комиссии Иртышской территориальной организации профсоюза.
5. Выборы председателя Иртышской территориальной организации профсоюза.
6. Формирование состава Иртышского баскомфлота.
7. Формирование контрольно-ревизионной комиссии Иртышской территориальной организации профсоюза.

Преемственность на флоте - путь к успеху   

В прошлом учебном году у курсантов-второкурсников, активно участвующих в работе музея, возникла идея попасть на теплоход, где уже не один год работают выпускники Омского командного речного училища. Цель была конкретная: к 90-летию учебного заведения создать альбом или буклет о преемственности поколений на флоте. Обратились к начальнику отдела кадров Иртышского пароходства Н.И.Напорову. Принял он нас хорошо, в беседе особо подчеркнул, что доверяет курсантам, активно участвующим в военно-патриотической работе, и что предшествующие годы показали — на них можно равняться и в работе, и в учебе. С помощью Николая Ивановича двое учащихся группы ЭМ-21 (31) были определены на танкер «Ленанефть-2025» для прохождения плавательской практики. Капитан Г.В.Белоусов принял ребят настороженно. Он, выпускник речного училища 1977 года, естественно, задавался вопросом: «Каковы сегодняшние курсанты, соответствует ли их уровень подготовки и личностные качества тем требованиям, которые нужны на флоте?» Сам Геннадий Васильевич проходил когда-то практику на судах пароходства: «БМ-3», СТ-137, хорошо помнит себя мальчишкой - тогда тоже многого еще не знал, но было огромное желание стать капитаном. К мечте своей шел целенаправленно. Работал на «Озерном-103», «РТ-788», «Омском-108». С 1998 по 2006 год набирался опыта в загранплавании. В 2006 году принял танкер «Ленанефть 2025». Денис Прокопьев и Максим Коломоец о капитане отзываются с уважением: строгий, серьезный, требовательный, но справедливый. Экипаж работал в основном в Обской губе, доставляли нефть в морские танкеры. Огромное впечатление произвели на ребят нефтепричалы в Андре и Нунгах. Экзотика северной природы, ледяные торосы, живописный ландшафт тундры - все это поражало воображение мальчишек, которые дальше Омской области пока никуда не выезжали.
Адаптироваться на судне Денису и Максиму помогал весь экипаж. Терпеливо объясняли устройство судна, для чего нужны те или иные приборы. Капитан учил рулить. Проверял, как усвоили знания, задавал вопросы на закрепление. Геннадий Васильевич высказал пожелание: больше теории давать молодым речникам, максимально расширять их знания по спецпредметам.
Придя на учебу после навигации, Максим и Денис чувствуют себя уверенно, повзрослели, осознали правильность выбранной профессии. Приятно, что не разочаровались, что комфортно чувствовали себя на судне и что специальность свою менять не собираются.
- Вначале сильно скучал по дому, а когда уходил с танкера, все оглядывался, как же я теперь буду жить без него? - рассказывает Денис Прокопьев.
Ребята считают, что приобрели неоценимый опыт, стали квалифицированными рулевыми- мотористами. Приобрели знания по лоции реки, изучили ходовые створы, знаки и буи, приобрели навыки управления танкером и по расхождению с другими судами. Рассказывают курсанты о своей первой практике с горящими глазами, значит будут работать на флоте, тем более, что и учатся они хорошо.
Правда, капитан Г.В.Белоусов считает, что у прежних выпускников знаний было больше. И все-таки нынешними практикантами он остался доволен. Денис и Максим проявили трудолюбие, целеустремленность, были любознательны: как губки впитывали то, чему их учил капитан и экипаж танкера «Ленанефть-2025». Во время обучения на последующих курсах ребята обязательно восполнят пробелы в знаниях по спецдисциплинам и сделают карьеру на флоте. Капитан Геннадий Васильевич Белоусов обещал, что вновь возьмет курсантов Дениса и Максима на борт своего судна в навигацию будущего года. Значит, достойная смена растет в стенах Омского командного речного училища имени В.И. Евдокимова.

Елена БОНДАРЕНКО.

Училище в моей судьбе   

В 1948 году я поступил в Омское речное училище на штурманское отделение. Начальником училища был тогда Фадеев Иван Васильевич, его в 1950 году сменил Гашков Василий Глебович. Учебной частью руководил Раев Александр Сергеевич.
В то время в нашем училище велась военно-морская подготовка, проводили строевые занятия, в городе большим авторитетом пользовался наш духовой оркестр, которым много лет руководил капельмейстер, капитан интендантской службы Дмитрий Николаевич Сафонов. Но главное – здесь хорошо кормили, одевали в добротную форменную одежду.
Теперь, спустя 60 лет, пройдя большой трудовой и жизненный путь с особой признательностью вспоминаются преподаватели: Евгения Семеновна Юша – история, Михаил Антонович Фиалко – начальник штурманской специальности, судовая речная практика, Василий Иванович Тарков – специальная лоция, Георгий Павлович Ровкин – морская навигация, Галина Георгиевна Семченко (Муравьева) – электрооборудование судов и другие. Большое значение придавали военно-морским дисциплинам преподаватели – полковники Григорьев и Петренко, капитан II ранга Баскин, капитан III ранга Наклевкин, мичман Кузьмин, который на экзаменах был нашей палочкой – выручалочкой. Он досконально знал матчасть – торпеду, мины, пушки и все остальное, заведовал военно-морским кабинетом.
В 1965 году я вторично окончил Омское речное училище судомеханическое отделение ОРУ. Учился вместе с М. Гусевым, Г. Сливанкиным, М. Молодых, Б. Беспятых, Н. Ярыгиным, В. Сусловым, Э. Радзиевским.
В 1953 году после стажировки на Тихоокеанском флоте 32 выпускника ОРУ разъехались: трое в Казахстан, двое в Латвию, по одному в Тобольск, Тюмень, Новосибирск, остальные остались в Омске. В марте 1977 года я вместе с М. Цветковым организовал встречу выпускников, посвященную 25-летию окончания ОРУ. Присутствовали 12 человек, преподаватели Линкевич, Рабинович, Квасников, Святов Ануфрий Николаевич капитан парохода «Сталинобад», на котором проходила первая плавательская практика группы.
Из нашего выпуска штурманов капитанами стали: Жгир, Крашенинин, Молодых, Радзиевский, Токарев, Триманов, Цветков, Чернаков, Юдин. Мой флотский путь начинался с парохода «Ударник», где я был еще юнгой. Затем в моей речной биографии были пароходы – «Сталинобад», «Ленинград», «Диксон», «Академик Менделеев» в Омском порту работал капитаном-наставником… Громыко В.В. получил звание мастера спорта по борьбе и стал заслуженным тренером СССР, работал ректором института физкультуры сначала в Омске, а затем – в Москве.
М.М. Цветков позднее был заместителем начальника судоходной инспекции Иртышского бассейна, стал кандидатом технических наук и членом-корреспондентом Академии Наук, заместителем директора Омского филиала НИИВТа.
А.П. Токарев был редактором газеты «Советский Иртыш», инструктором Омского обкома КПСС, заместителем председателя комитета по радиовещанию и телевидению, директором Омского книжного издательства. Он – член Союза писателей России, автор нескольких книг о речниках. Время идет быстро. Прошло еще 25 лет. 30 марта 2002 года на 50-летний юбилей выпускников ОРУ 1952 года пришли Жгир, Цветков, Токарев, Бутаков, Худорожко, Ефимов, Даниленко. Мы осмотрели кабинеты, лаборатории, судоводительский тренажер. Посетили музей училища, оставили свои записи в книге посетителей.
50 лет прошли не зря. Обмен мнениями продолжился дома у одного из выпускников тех давних лет.
Совсем скоро Омскому командному речному училищу имени В.И. Евдокимова исполнится 90 лет. От имени наших выпускников пожелаем преподавателям училища дальнейших творческих успехов по подготовке высококвалифицированных кадров для флота. Практика и время показали, что вы умеете это делать. Так держать, Аlmа mаtеr!
Б.М. БУТАКОВ,
выпускник ОРУ 1952 года.

Объявление   

   
15 декабря 2010 года в 15.00 по адресу: г. Омск, ул. И. Алексеева, д. 4 состоится торжественное собрание, посвященное 90-летию Омского речного училища.
Телефон для справок: 8 (3812) 23-76-40 Башкирева Татьяна Юрьевна.

Призвание - работать на реке   

26 ноября главному инженеру Омского судоремонтно-судостроительного завода Владимиру Райнольдовичу Бельгарду исполняется 60 лет. Из шестидесяти лет почти 40 связано с флотом и берегом Омского ССРЗ, Иртышской РЭБ.
Семейные корни нашего юбиляра берут начало в России с далеких 1760 годов, с периода правления императрицы Екатерины II, когда многие немцы переселялись в Россию. Именно в те годы его далекие предки, выбрав Западную Сибирь, приехали и остались здесь навсегда.
Владимир Райнольдович родился в многодетной семье в Ясной Поляне Омской области. Его отец Райнольд Рихардович в военные годы был призван в Трудовую армию и работал в Воркуте. Позднее, когда он стал отцом большого семейства, где росло шестеро парней, работал комбайнером, заведующим пекарней. Его жена Гульда Генриховна трудилась в совхозе на свиноферме. Родители работали с раннего утра и до позднего вечера. Они и своих детей с раннего детства приучили к труду.
Самый старший сын Владимир был надеждой и опорой в семье. Освоив вождение старенького мотоцикла, он каждое утро вез свою маму на свиноферму, а потом работал с ней или помогал отцу.
Школьные годы Владимира прошли в Ясной Поляне, где была начальная школа. В помещении одного класса учитель одновременно преподавал программы 4-х классов. После окончания 4-го класса, Владимир учится в школе Кормиловского района, в совхозе «Победитель». Из дома зимой школьников возили на санях за 6 километров. Нередко ходили и пешком. После окончания средней школы Владимир мечтал стать летчиком. К сожалению, из-за невысокого роста в летное училище не приняли. Конечно, он был очень расстроен, ведь в будущем видел себя командиром большого лайнера. Домой из Омска возвращаться не спешил. Твердо решил продолжить учебу. Но где? Проходя по улицам города, он обратил внимание на красивое здание с названием «Омское речное училище». Зашел, познакомился с условиями приема и решил сдать сюда документы. Успешно выдержав экзамены, Владимир был зачислен на судомеханическое отделение. В отличие от других курсантов, ему предстояло учиться только два года, так как он поступил в училище после десятилетки.
В училище были хорошие наставники, отличные преподаватели, которые дали молодым людям глубокие теоретические знания. Но кроме знаний, Владимир нашел там и верных друзей: Корзухина Михаила, Романова Петра и друга, который прошел с ним по жизни – Ратина Юрия. Когда они перешли на 4-й курс, в Омском РУ была ликвидирована военная кафедра. Поэтому курсантов призвали в Армию. Бельгард служил в танковых войсках на Алтае. В 1971 году Владимир вернулся со службы и продолжил учебу в речном училище. Через год Владимир Райнольдович с красным дипломом окончил речное училище и, имея преимущественное право выбора места работы, получил направление на Омский судоремонтно-судостроительный завод. Одновременно он поступил на вечерне-заочное отделение Новосибирского института инженеров водного транспорта.
Придя на завод молодым специалистом, Владимир Райнольдович работал на сухогрузных судах проекта 21-88 чешской постройки: теплоходы «Елатьма», «Лигово». Начав трудовой путь 3 штурманом – 3 помощником механика, он быстро вырос до капитана-механика. Экипажи этих судов доставляли в Ямбург, Нефтеюганск, Сургут, Нижневартовск трубы большого диаметра, цемент, ЖБИ и другие грузы.
После восьми навигаций наш юбиляр продолжил вахту на берегу. Начинал с должности мастера трубного участка, затем старшего мастера, инженера-конструктора технического отдела, заместителя начальника механосборочного цеха, а в течение четырех лет работал начальником ведущего цеха завода. С 1988 года В. Бельгард на протяжении десяти лет – докмейстер на плавучих доках завода. Где бы ни работал В.Р. Бельгард в эти годы, он никогда не чурался любой работы, если это было нужно для дела.
С 1998 года в жизни юбиляра начинается новый этап – он переходит работать главным инженером в Иртышскую ремонтно – эксплуатационную базу флота и вот уже 12 лет трудится в этой должности. Правда, название предприятия теперь другое – Омский судоремонтно-судостроительный завод, а задачи и ответственность даже усложнились. Пройдя все ступени должностного роста, Владимир Райнольдович стал настоящим профессионалом своего дела, он знает каждый участок предприятия и его трудно в чем-либо «провести». У него хлопотное хозяйство, особенно после перевода ССРЗ с правого на левый берег Иртыша. Конечно, есть и трудности, но все преодолевается упорным трудом. При его личном участии построены дизельный цех, газогенераторная установка, система отопления переведена на газ. По-современному оборудованы химическая лаборатория и мастерская КИП. В короткие сроки произведен монтаж оборудования которое поступило с правого берега, в корпусном, механосборочном цехах, в электродоце,. Также переоборудована заводская столовая. Конечно, без помощи и финансирования пароходства, решать все эти производственные дела было бы невозможно.
Владимир Райнольдович всегда был и остается требовательным к себе и подчиненным, он не конфликтный, верный, надежный человек, любит дисциплину, порядок. Его трудовой день начинается не с кабинета, а с объектов производства и, в первую очередь, с дока и слипа. Владимир Райнольдович с благодарностью называет одного из своих учителей – Виктора Генриховича Экка – бывшего главного инженера Омского ССРЗ, а также Юрия Степановича Ратина, Сергея Сороку и его брата Петра.
За многолетний и добросовестный труд Владимир Райнольдович награжден медалями: «300 лет Российскому флоту», «Ветеран труда», отраслевым знаком «Отличник речного флота».
Попав когда-то случайно в училище, готовящее кадры для водного транспорта, теперь он и не мыслит себя без реки, флота, без людей, с которыми прошел большой путь. Он благодарен судьбе и считает себя счастливым человеком не только за выбранную профессию речника, но, наверное, самое главное – за надежный тыл, который обеспечивает жена – Любовь Васильевна. Уже 35 лет они вместе. За эти годы счастливые родители вырастили троих дочерей: Юлия – мастер спорта СССР по акробатике, сейчас работает в поликлинике ФГУ «Западно-Сибирский медицинский центр», Наталья работает в Омском районе водных путей, Татьяна трудится в фирме «Интеграл». Сегодня у Бельгардов подрастают трое внуков.
Поздравляем вас, Владимир Райнольдович, с юбилеем и желаем вам крепкого здоровья, благополучия в семье и новых успехов!
P.S. Работники завода негласно называют Владимира Райнольдовича «папой» и желают ему, чтобы он, всегда требовательный, но чуткий и справедливый, еще многие годы был с ними.
Н. АВИЛОВА.

Музей открыт для посетителей   

Идет новый учебный год в школах, вузах. Народный музей иртышских речников также начал работать с этой аудиторией.
Прошли первые экскурсии со студентами Омского института водного транспорта. За два месяца музей посетили первокурсники экономического факультета, судомеханики, курсанты Омского речного училища имени В.И. Евдокимова. Молодые посетители с удовольствием слушали историю возникновения судоходства на реках Западной Сибири, с интересом воспринимали имена первооткрывателей новых рек, территорий, на которых были открыты месторождения нефти и газа, построены города, порты, нефте- и газопроводы.
Для охвата массовости посетителей Народного музея в настоящее время готовится буклет о музее, который позволит больше познакомиться с фондами музея и его экспонатами. В буклете кратко рассказывается об истории развития пароходства, его роли в освоении и развитии Западной Сибири, Омского Прииртышья.
Ю. КОЛМОГОРОВ, заведующий Народным музеем.

По следам наших выступлений   

Добрый день, редакция!
Случайно наткнулась в Интернете на вашу газету «Речник Иртыша» от 2 ноября этого года, где есть заметка, посвященная моему отцу – Эрькину Василию Николаевичу. Я не знаю, кто будет читать данное сообщение, но хочу сказать огромное спасибо всем, кто знал папу, кто написал эту заметку и так тепло о нем отозвался. Он действительно был трудягой, и, даже выйдя на заслуженный отдых, не смог расстаться с морем и ушел на свой последний контракт…
Еще раз спасибо вам!
С уважением
Наконечная (Эрькина) Татьяна.

С днем Матери!   

28 ноября в России, как и во многих других странах, отмечается красивый праздник – День матери.
Поздравляем всех мам и бабушек с этим трогательным праздником.
Здоровья вам и вашим деткам!

Разделы сайта