На вахте - дежурные суда   

Тепло, установившееся в конце марта – начале апреля не могло не скорректировать работу речников. Первое дежурное судно ввели в эксплуатацию почти на неделю раньше среднегодовых сроков, а именно – 10 апреля. Откроет «малую навигацию» в затоне Омского ССРЗ экипаж ОТА-964. В его обязанности входит подготовить акваторию затона для оперативной безостановочной работы других дежурных и вспомогательных судов, которые будут вводиться поэтапно в третьей декаде апреля. Первоочередные задачи, к которым приступит экипаж под руководством Ф.А. Лисса, - это досрочное вскрытие ледового покрова затона, взламывание льда вокруг дока-кессона и водотечных судов. Когда путь другим теплоходам будет открыт, на помощь буксировщику придут два толкача: РТ-685 и РБТ-301 – они будут подводить к доку и слипу теплоходы, нуждающиеся в весеннем слиповании, а также обеспечивать безопасный отстой флота в весенний период.
Кроме того, помощь заводским бригадам в своевременном проведении ремонтных работ будут оказывать теплоход СТ-44 и кран СПГ 43/83, который сдается в эксплуатацию 27 апреля.

Антикризисные меры правительства   

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИИ ПРИНЯЛО АНТИКРИЗИСНЫЙ ПЛАН.
Премьер-министр Владимир Путин провел заседание правительства, на котором обнародовал новый, исправленный в связи с кризисом бюджет России на 2009 год и конкретный план, как этот кризис одолеть. Этот план будет обсуждаться депутатами Госдумы, Общественной палатой, профсоюзами, бизнесом и партиями.
Основные цифры бюджета: доходы – 6,7 триллиона руб., расходы – 9,7 триллионов руб. Дефицит получается 3 триллиона рублей. Прибегать к помощи печатного станка неразумно и крайне опасно.
В плане антикризисных мер правительства предусмотрена поддержка пенсионеров, семей с детьми, безработных. Поддержка всех отраслей экономики, помощь малому бизнесу. Под грифом «Приоритеты» обозначено:
? Публичные обязательства государства перед населением будут выполнены в полном объеме.
? Промышленный и технологический потенциал должен быть сохранен и усилен. Правительство не будет вкладывать деньги в сохранение неэффективных производств. Эффективные предприятия вправе рассчитывать на содействие государства.
? Переход от нефтяного роста к инновационному, инвестиции в человеческий капитал.
? Снижение административных барьеров для бизнеса, являющихся одной из причин коррупции.
? На 38,7 млрд. рублей (или на 22 процента) сокращаются расходы на чиновников.
? Среди социальных антикризисных мер – опережающее обучение, переподготовка, организация 982 тысяч рабочих мест.
? Будут установлены предельные цены на лекарства, входящие в перечень жизненно необходимых.
? Будет оказана поддержка ипотечным заемщикам, имеющим право на получение материнского капитала, - этим правом могут воспользоваться 88 тысяч семей. На эти цели направлено 26,3 млрд. рублей.
? В 2009 году на борьбу с безработицей в регионы будет дополнительно направлено 43,7 млрд. рублей.
? На поддержку малого бизнеса из госбюджета будет дополнительно выделено 6,2 млрд. рублей.
? Внешэкономбанк окажет поддержку малому бизнесу в 2009 году в размере 30 млрд. рублей.
? На погашение кредитов в сельском хозяйстве дополнительно выделено 17 млрд. рублей.
? Для поддержки автопрома выделяется субсидирование 2/3 ставки по кредитам на покупку автомобилей, произведенных в России. Будет выделена субсидия 2 млрд. рублей РЖД на транспортировку отечественных машин на Дальний Восток.
? Общая сумма антикризисных мер – 1 трлн. 610 млрд. рублей.

Все о пенсиях   

С 1 апреля страховая часть пенсии выросла на 17,5 процента, а базовая часть увеличится на 31,4 процента с 1 декабря 2009 года.
Несмотря на кризис, правительство продолжает увеличивать расходы на социальные нужды. Вот и пенсии вырастут даже сильнее, чем планировалось.
- Базовая часть пенсии с 1 декабря будет увеличена на 31,4 процента, - заявила министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова. – Прошлым летом мы планировали поднять ее на 26,5 процента, но сейчас поняли, что этого будет недостаточно.
Напомним, с 1 марта базовую часть пенсии повысили на 8,7 процента. В итоге большая часть пенсионеров получили 156 руб. прибавки. Теперь базовая часть составляет 1950 рублей. Ее получают все граждане, достигшие пенсионного возраста и имеющие стаж не менее 5 лет. С 1 декабря базовую часть пенсии увеличат еще раз – на 31,4 процента, то есть добавят каждому пенсионеру еще как минимум 612 рублей. Это на 100 рублей больше, чем планировали.
Увеличат и страховую часть пенсии. Ее платят в зависимости от того, где и сколько проработал гражданин, а также какие страховые взносы платил за него работодатель. С 1 апреля эту часть проиндексировали не на 15,6 процента, как планировалось ранее, а на 17,5 процента.
С 1 августа повысят ее еще на 8,5 процента. Если инфляция зашкалит, чиновники могут пересмотреть и эту цифру в сторону увеличения.

Для флота стараются   

Буквально с нуля начинался дизельный цех на левом берегу Иртыша. Не все пока идет гладко. Но люди во главе с молодым начальником цеха Андреем Владимировичем Кожиновым стараются. Они постепенно осваивают новые мощности. Многие хорошо помнят лучшие традиции специалистов-дизелистов прежнего цеха. Кстати, с правого берега в новый дизельный цех пришли ветераны труда. Среди них – Анатолий Александрович Калачёв, Юрий Николаевич Баютин, Дмитрий Александрович Крупин.
Совсем недавно специалистами этого цеха был отремонтирован первый быстроходный двигатель М-400. Сейчас готовится двигатель для обменного фонда.
Недалеко от участка по ремонту быстроходных двигателей практически готов к работе участок по ремонту и регулировке топливной аппаратуры. Два стенда уже в работе. Третий – на переоборудовании.

Спрямление Иртыша   

Специалисты института «Ленгипроречтранс» представили губернатору Югры Александру Филиппенко предварительные результаты научно-исследовательской работы по проекту коренного спрямления русла Иртыша в районе 20-32 километра.
Как сообщили в пресс-службе главы округа, на участке между Старицей и Самаровской протокой река делает петлю, что негативно сказывается на судоходстве и состоянии прибрежных земель. Петербургские ученые предлагают вернуть Иртыш в русло, по которому он протекал 100 лет назад. Строительство канала длиной 4 километра и шириной 200 метров замедлит размыв вогнутого правого берега северной излучины и обеспечит нормальные условия для судоходства и работы причалов речного вокзала.
Проект также позволит защитить от размывания насыпи восточной объездной дороги и укрепить берега перспективной территории микрорайона «Восточный» в Ханты-Мансийске. Губернатор одобрил представленные материалы и высказал пожелание, чтобы проектировщики активно приступали к проектно-изыскательским работам.

Человек славен трудом   

Петру Михайловичу Царенко исполнилось 75 лет.
П.М. Царенко родился на Украине в городе Фастове, недалеко от Киева. Годы детства были очень тяжелыми: когда ему было полгода, умерла мама, оставив троих сыновей и дочь. А спустя восемь лет отец погиб на фронте, защищая Ленинград. Семья Петра Царенко осталась на попечении дяди.
После окончания школы Петр приезжает к старшему брату, который в то время работал слесарем на Омском судоремонтном заводе. В это время в пароходство как раз стал поступать дизельный флот с электрофицированными вспомогательными механизмами, в судовых экипажах появилась специальность электрика. Так как эта специальность считалась в пароходстве новой, а кадры электриков требовались, в школе командного состава решили организовать курсы электриков. На эти курсы и поступил Царенко. После учебы направляют его на теплоход «Валерьян Куйбышев». Это было новое судно проекта 10, построенное на Сормовском заводе.
В 1956 году Петра Царенко призвали в Армию в войска противовоздушной обороны. Служил в Забайкальском военном округе. После демобилизации он возвратился на родной завод и был назначен на теплоход «Одесса». Затем работал в должности электромеханика на теплоходах «Механик Калашников», «Чернышевский», дизель-электроходе «Молдавия». Надо отметить, что в то время на пассажирские суда отбирали самых лучших специалистов. В межнавигационный период поступил учиться в Красноярский речной техникум. Омское РУ тогда еще не готовило дизелистов и электриков. После успешного окончания техникума он поступает на заочное отделение Новосибирского института водного транспорта, который окончил в 1982 году.
В 60-е годы Царенко занимал должность электромеханика-наставника ЦТЭ Омского судоремзавода, руководил электроучастком БПУ. Проблем было много. Не было своего помещения, БПУ занимало малоприспособленное помещение участка ремонта контрольно-измерительных приборов, затем – деревянное помещение постройки довоенных лет (бывший малярный цех). Не хватало специалистов, отсутствовали необходимые стенды. А на судах в это время внедрялись автоматизированные дистанционные управления главными двигателями, проводилась автоматизация вспомогательными дизелями и другими механизмами, вводилось совмещение профессий, поступал новый флот, оснащенный комплексной автоматикой.
Все это требовало усилий и, в первую очередь, от руководства БПУ, точнее Петра Михайловича Царенко. Именно он был назначен начальником этого участка. В БПУ появились слесари, сварщики и другие судовые специалисты. Тяжелое положение создавалось во время ввода судов в эксплуатацию, часто приходилось задерживаться всем работникам БПУ. Поэтому под руководством Петра Михайловича организовывались наладочные работы в зимний период. Для чего на судах устанавливались обогреватели (калориферы), которые он приобретал в Кургане, подавалась электроэнергия, для чего были созданы преобразователи. Следует отметить и такое новшество, как отогрев гребных валов, что было необходимо для извлечения их из дедвудных подшипников, для чего вал обматывался тросом, который подключался к сварочному трансформатору. Все это значительно облегчило и упростило демонтаж гребных валов.
В последние годы благодаря руководству БПУ участок получил хорошо оснащенное помещение с необходимым оборудованием, бытовками. В БПУ пришли специалисты высокой квалификации, за участком закрепили разъездной транспорт. И во всем этом есть большая заслуга Петра Михайловича Царенко.
Поздравляем Петра Михайловича с 75-летием! Желаем ему здоровья, удачи, успехов!
Группа сослуживцев:
П. Селиванов, О. Сергеев, И. Березин, В. Киселев, А. Пинаев.
 

О традициях и обычаях на флоте   

Длительный переход от плановой к рыночной экономике губительно отразился на российском флоте, который курировали несколько ведомств. До распада Советского Союза наша страна по данным статистики ООН по числу судов, количеству тоннажа, находилась в первой тройке лидеров. Даже США, под чьим флагом состоял торговый флот (исключая подставные), нам уступали по указанным позициям. Сейчас существенным образом изменилась подготовка в морских и речных специальных учебных заведениях. Наблюдается солидный приток на флот людей, ранее и не помышлявших о профессии моряка или речника. Романтика их не очень интересует, на первом плане – заработок. Курсанты и студенты зачастую проходят плавательскую практику на таких плавсредствах (катера, земснаряды, речные маломощные буксирные суда), которые не соответствуют и целям практики. Молодые люди не могут вобрать в себя лучшие традиции и обычаи российских моряков и речников.
Речники, попадая в море, с удивлением воспринимают те обычаи, которых придерживается морской экипаж. К числу таких традиций, в первую очередь, следует отнести такое, как организация наблюдения. В рубке, как правило, посторонним не разрешают долго задерживаться, а тот, кто в ней находится или заходит по делам, никогда не занимает положение «спиной к смотровым окнам», а участвует наряду с вахтенным в наблюдении за окружающей обстановкой.
Другой, не менее важной традицией, являются встречи и проводы официальных и неофициальных гостей на судне. «До трапа» - таков неписанный закон на морских судах, где по окончании визита человека всегда провожают, следят за его переходом на берег, и только убедившись в его безопасности, покидают палубу.
У моряков не принято хвалить погоду и ругать ненастье. Наши мореплаватели – поморы говорили: «Идучи морем тиха не хвали, а худа не ругай».
Никогда не следует выбрасывать мусор и другие предметы из каюты в иллюминаторы, а также высовывать через него голову или руку.
В сахалинском порту Корсаков как-то заканчивал швартовку пароход «Уссури». Два молоденьких кочегара, отпущенных стармехом в увольнение на берег, томились в своей каюте ожидая, когда подадут на берег трап. Наконец, один из увольняемых высунулся через раскрытый иллюминатор. Через несколько секунд он рухнул… без головы на руки обезумевшего товарища. На корме как раз подбирали слабину кормового швартового троса – шпринга мощной паровой лебедкой и стальной трос угодил в шею молодого моряка.
Другой подобный случай произошел на теплоходе «Ярославль». Мы стояли тогда под погрузкой на внешнем рейде бухты Малокурильская (остров Шикотан). Груз сайры в упаковках доставляли к борту судна от причалов рыбокомбината на плашкоутах. В числе экипажа совершал свой первый рейс бывший офицер из сухопутных войск. Он был принят на работу судовым электриком. Новоиспеченный моряк отмечал свое морское крещение в каюте после поездки на берег, откуда провез незаметно от вахтенного помощника водку, разлитую в бутылках из-под шампанского. Опорожнив бутылку, электрик тут же выкинул ее через иллюминатор за борт. Бутыль попадает в затылок шкипера плашкоута, который разгрузили и спустили на швартовых под главную надстройку. Шкипер от неожиданного удара упал на стальной угол комингса раскрытого люка. Моряк скончался от кровоизлияния в мозг.
Ни в коем случае не следует садиться на кнехты и комингсы раскрытых грузовых трюмов и лазов. Это связано как с элементарными требованиями по технике безопасности, так и с особым органом, присущим только мужчинам – предстательной железой, весьма чувствительной к холоду. Человек, который усаживается на холодный металл, становится хроником, а нередко и неизлечимо больным.
Покидая судно, следует всегда проверить в своей каюте выключение всех источников электропитания и обязательно задраить иллюминаторы и окна. Судно в любой момент может получить опасный крен, и тогда оставленные раскрытыми окна будут способствовать ухудшению ситуации. Так было на пароходе «Адмирал Нахимов», получившим мощный удар в борт от океанского сухогруза.
Обращение с огнем на судне – это отдельная тема. Здесь я остановлюсь лишь на одном случае из моей судоводительской практики. Однажды во время рейса по реке Енисей, наш перегонный теплоход встал на якорь с целью ночевки. Лоцман отправился отдыхать в каюту, а я остался в рубке нести вахту. Входит вахтенный рулевой-моторист с сигаретой во рту. Я заметил как горящий комель от «Примы» отвалился и попал через палубную решетку точно в нишу, в которой располагался фланец трубы водяного отопления.
Сняв замеры с приборов, паренек уходит в машинное отделение. Продолжаю наблюдать за нишей. Вскоре оттуда потянулись струйки дыма: загорелся скопившийся сухой мусор. Я вызвал курильщика и указал ему на результат, полученный от зажженной папиросы. На следующий день весь экипаж был предупрежден о недопустимости курения на ходу и в неположенных местах.
Г. МАНУШКИН,
ветеран морского и речного флота.

Диплом речному училищу   

Подведены итоги городского конкурса «Экспонат в фокусе», в котором приняли участие курсанты Омского РУ.
Активисты музея – А. Дудин (СВ-21), С. Думин (СВ-23), С. Тулекбаев (СВ-23) выбрали экспонат, символизирующий учебное заведение флота, - макет колесного парохода «Буй», разыскали письмо капитана этого судна, выпускника речного училища Г.А. Петрова, изготовившего макет парохода. Курсанты рассказали о трагической гибели парохода в годы войны. Сделано это было так, что со слов слушателей, у них бегали «мурашки». Д. Наумченко (СМ-22), И. Нейфельд (СМ-22), А. Сарахман (СМ-22) получили Почетные грамоты за победу в номинации «Создание условий для самореализации личности учащихся», а учебное заведение – Диплом победителя конкурса выставочных проектов и цветок лотоса – символ состязания.

Поздравляем!   

юбиляров апреля
С 90-летием
Павлову Тамару Степановну, ветерана труда, участника Великой Отечественной войны.
С 80-летием
Нефедова Виктора Васильевича, ветерана иртышского флота.
С 75-летием
Зуйкова Василия Алексеевича, токаря-расточника Омского ССРЗ.
Кожевникова Ивана Васильевича, ветерана иртышского флота.
С 70-летием
Лебедева Владимира Васильевича, ветерана труда Омского ССРЗ.
Русскову Маргариту Анатольевну, ветерана труда Управления пароходства.
Мозжерину Галину Степановну, ветерана труда Омского ССРЗ.
Гафнер Тамару Петровну, ветерана труда Омского ССРЗ.
С 60-летием
Киселеву Людмилу Владимировну, инженера по нормированию труда корпусного цеха Омского ССРЗ.
Есенбаеву Курулай, уборщицу АХО.
С 55-летием
Фатеева Юрия Андреевича, капитана теплохода РТ-406.
Федорову Марию Владимировну, повара теплохода РТ-684.
Айданову Сахиру Сафиуловну, инженера отдела информатизации и статистической отчетности.
Пак Тамару Владимировну, ветерана труда Омского ССРЗ.
Леготкину Светлану Раисовну, зам. председателя Иртышского баскомфлота – главного правового инспектора.
Поздравляем юбиляров с днем рождения и желаем вам крепкого здоровья, успехов и удачи!

На "Сибири" по рекам Сибири   

P.S. Омский губернаторский яхт-клуб назвал имена молодых омичей, которые в составе экипажа яхты «Сибирь» примут участие в международной регате «Гонка больших парусников».
Успех сопутствовал студенту ОмГУ Евгению Неифеденкину, ученику школы № 18 Кириллу Наумову и курсанту Омского командного училища Николаю Чухлебу. В состав экипажа также зачислены еще семь юношей и три девушки, которым удалось преодолеть все трудности отбора. Эта десятка примет участие в региональных и российских экспедициях яхты.
Ребята победили в конкурсе, где было 45 участников. Им требовалось продемонстрировать высокий уровень физической подготовки и психологической устойчивости, знание морского дела и владение английским языком.
Международная регата «Гонка больших парусников» пройдет нынешним летом на Балтийском море по маршруту Гдыня – Санкт-Петербург – Турку – Кл
P.S. Омский губернаторский яхт-клуб назвал имена молодых омичей, которые в составе экипажа яхты «Сибирь» примут участие в международной регате «Гонка больших парусников».
Успех сопутствовал студенту ОмГУ Евгению Неифеденкину, ученику школы № 18 Кириллу Наумову и курсанту Омского командного училища Николаю Чухлебу. В состав экипажа также зачислены еще семь юношей и три девушки, которым удалось преодолеть все трудности отбора. Эта десятка примет участие в региональных и российских экспедициях яхты.
Ребята победили в конкурсе, где было 45 участников. Им требовалось продемонстрировать высокий уровень физической подготовки и психологической устойчивости, знание морского дела и владение английским языком.
Международная регата «Гонка больших парусников» пройдет нынешним летом на Балтийском море по маршруту Гдыня – Санкт-Петербург – Турку – Клайпеда.

Прощай, капитан!   

9 апреля 2009 года на 62-м году жизни после тяжелой болезни скончался лауреат Государственной премии СССР, Почетный работник речного флота, капитан-механик Соколов Леонид Иванович.
Л.И. Соколов родился 24 апреля 1947 года в Костромской области. В 1967 году, окончив Рыбинское речное училище, Леонид Иванович получает направление в Иртышское пароходство. 23 навигации он нес вахту на судах Омского ССРЗ. Сначала он был вторым помощником механика на теплоходе «Академик Шокальский», затем работал на теплоходах ОТА-911, ОТ-2025. Но самым главным теплоходом в его жизни был буксировщик ОТ-2024, где Леонид Иванович трудился 19 навигаций, из них 11 – капитаном-механиком. На Иртыше он прошел путь от второго поммеханика до лучшего капитана-механика МРФ. Экипаж ОТ-2024 под командованием Л.И. Соколова водил большегрузные составы по Иртышу и Оби.
В 1983 году за выдающиеся достижения в труде Леонид Иванович Соколов стал лауреатом Государственной премии СССР. А еще раньше – лауреатом премии Советских профсоюзов имени Чадаева. Кроме лауреатских званий, он награжден орденом Трудового Красного Знамени, многими медалями, в том числе медалью «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири».
В 1989 году Леонида Ивановича назначают начальником службы безопасности судовождения Иртышского пароходства, где работал 19 лет.
Где бы ни трудился Леонид Иванович, он везде оставался высоким профессионалом, патриотом речного флота, прекрасным человеком.
Речники Иртыша потеряли большого специалиста, а семья – любящего отца, мужа, дедушку. Не стало трудолюбивого капитана, знатного лауреата, скромного и исключительно порядочного человека, но светлая память о нем навсегда сохранится в сердцах его коллег и друзей.
Выражаем искренние соболезнования родным и близким по случаю кончины Леонида Ивановича Соколова.
Руководство ОАО «Иртышское пароходство».
х
Капитаны, механики, ветераны Обь-Иртышского речного пароходства с чувством глубокой скорби узнали о кончине прославленного капитана-механика ОТ-2024, бывшего начальника службы безопасности судовождения Иртышского пароходства Леонида Ивановича Соколова.
Мы знали его как высококвалифицированного специалиста, исключительно порядочного, беззаветно преданного флоту человека. Он пользовался заслуженным авторитетом среди плавсостава Обь-Иртышского бассейна, его всегда отличали скромность, внимание к людям, знание дела, теплота и сердечность.
Мы разделяем скорбь и выражаем искреннее соболезнование родным и близким. Светлая память о Леониде Ивановиче навсегда сохранится в наших сердцах.
Капитаны, механики, ветераны флота и пароходства.
г. Тюмень.

Разделы сайта