В ожидании старта   

В последний мартовский день зима словно спохватилась, что теряет свои позиции, и ну засыпать мелкой снежной крупой черные проталины и уже просохшие на весеннем солнышке тротуары. Снег, так отчаянно сыпавшийся с неба, вскоре растаял, нисколько не нарушив планы судоремонтников по спуску судов на воду. А они таковы: 21 апреля должен заработать док-451, а на следующий день, 22 апреля – слип.
Уже к концу марта теплоходы, которые ремонтировались в течение всей зимы на обоих судоподъемных участках, были практически готовы к старту.
- На сегодняшний день есть отставание от графика только по НЗС-3, – рассказывает начальник ПДО Н.А. Олейник. – Там работает приглашенная бригада Никифорова. НЗС-3 – одна из первых должна быть спущена на воду, иначе она затормозит спуск остальных судов. К тому же нефтезачистная станция сразу же от слипа будет отбуксирована к зачистному цеху, займет свое штатное место и приступит к промывке теплоходов. Поэтому уже в конце марта, не дожидаясь окончания судокорпусных работ, сменные механики проводили ремонт систем, насосов.

Работы в затоне завершаются   

В последние дни марта судоремонтники старались еще что-то успеть сделать. Людям в затоне ходить не запрещалось, а вот выход на лед тяжелой техники был ограничен. Замеры толщины льда проводились ежедневно, и по данным на 31 марта, толщина льда в шалмане составляла 25 см, а на ледовых дорогах – 45 см. Транспорт до 4,5 тонн мог появляться в акватории лишь до 13 часов дня, и передвигаться трактору «Беларусь» можно было только по основным ледовым дорогам. Путь в шалманы и на целину был заказан.
Тем не менее, работы в затоне хоть и близились к завершению, но в конце марта – первых числах апреля еще продолжались. Бригада привальщиков в районе 5 поста устанавливала брус на четырех нефтеналивных баржах НБ. А судокорпусники устанавливали комингс на грузовые палубы танкеров проекта Р-77. Сейчас они работают на «Ленанефтях-2006, 2019». Модернизированы уже «Ленанефть-2033» и «Ленанефть-2025». А всего в планах модернизации было девять таких танкеров.

Слип готовится к спуску судов   

Самые напряженные и ответственные дни для работников судоподъемного участка или, как мы привыкли его называть, слипа наступают дважды в год: осенью в период осеннего слипования и весной. Весной нужно не только как можно раньше спустить отремонтированные суда на воду, но и успеть до начала навигации и массового выхода теплоходов из затона прослиповать их.
На календаре – начало апреля. До ледохода и искусственного взламывания льда в затоне – две, три недели. Самое время наведаться на слип, чтобы узнать, как же идет подготовка к сбросу судов на воду. Сергея Алексеевича Цыганкова, старшего мастера судоподъемного участка, застаем на месте.
- Основные силы сейчас брошены на подготовку стапеля для постройки Ханты-Мансийских дебаркадеров, - рассказывает он. – Здесь задействованы два такелажника, два стропальщика, оба машиниста крана и газоэлектросварщик. Работа эта срочная, не терпящая отлагательств, т.к. сроки постройки и сдачи готовых объектов жесткие. Дебаркадеры, конечно же, будут строить корпусники, точнее, они уже их строят: сваривают отдельные секции, из которых будут собирать готовые причалы уже на стапеле. А приготовить его, чтобы он был «удобным», а правильнее сказать, чтобы соответствовал всем требованиям и техническим параметрам – это как раз наша задача. На нем еще недавно стояла баржа МП-420. В конце февраля ее разрезали на металлолом. Мы занимались подготовкой рабочего места для корпусников: убирали окалину, мусор, насыпавшийся из трюмов, зачищали и стапель, и территорию вокруг него. Затем я провел его нивелировку. Это нужно для того, чтобы его горизонтальная поверхность была в пределах допустимого: ± 0,5 см. Без замечаний стапель сдан ОТК, а затем Речному Регистру.
На слипе находятся нефтезачистная станция НЗС-3, где производится замена 500 м² днища и баржа МП-1063 с заменой 220 м² днища. Там такелажники Александр Семенович Кувшинов и Евгений Владимирович Смоляк тоже готовят рабочие места для судокорпусников: переставляют тумбы, с которых проще вырезать старый и установить новый металл. Тем же самым они занимались на судах сторонней организации: РТ-823 и РТ-827. В конце марта на них уже установили редукторы и двигатели. Установка того и другого тоже требует опыта и сноровки. Помимо крановщика, который должен правильно поднять и точно подать груз, его нужно аккуратно и безошибочно опустить в машинное отделение и установить на фундамент. Этим занимаются стропальщики: Андрей Адамович Болог, имеющий большой стаж работы, и Петр Владимирович Ушаков, у которого опыта меньше, но есть большое желание освоить все тонкости профессии.
- К спуску судов на воду мы уже подготовились, - отвечает на заданный мною вопрос С.А. Цыганков. – Выполнен большой объем работ для быстрейшего освобождения берега ото льда: произведена выморозка семи косяковых путей. Это позволит быстрей начать сброс теплоходов. На выморозке, еще сравнительно недавно популярной, а теперь забытой речниками, первую половину февраля трудились А.А. Болог, В.Б. Ердяков и П.В. Ушаков. Для первых двоих это уже привычное занятие. Именно благодаря их стараниям тяжелые глыбы льда не скапливаются в акватории слипа после вскрытия затона. В этом году выромозочная колея составила 1,5 м х 8 м х 1 м. Ими вынуто порядка 15 кубических метров льда.
Мастер судоподъемного участка перечисляет суда в том порядке, в каком они будут спущены на воду: «Федор Доронин», ТН-684, РТ-823, РТ-827… Всего 16 единиц.
- Обязательно приходите посмотреть на спуск судов, - захватывающее зрелище, - советует Сергей Алексеевич. – Тогда же сфотографируете за пультом Веру Васильевну Сизову. Это она управляет спуском.
Нашу беседу со старшим мастером неожиданно прервали: сообщили, что к корпусному цеху подвезли металл и его нужно срочно выгрузить.
- Вот видите, что творится, - отдав необходимые распоряжения, вернулся к разговору Сергей Цыганков.
- Крановщица Светлана Семеновна Соловьева заболела, ее сегодня нет, остался один Артем Владимирович Булавко. Сейчас он вынужден оставить работу на портальном кране «Ганс» и бежать на козловой пятитонник. Бежать в прямом смысле слова, потому что машины, доставляющие грузы, - сторонние. Разгружать их надо незамедлительно. Иначе их простой обернется денежными штрафами.
Что уж говорить, срываться с места и бежать на разгрузку машин крановщикам приходится часто. Ведь все грузы, которые приходят для механосборочного, корпусного, деревообрабатывающего цехов, а это – металлические листы, швеллер, трубы, пруток, шестигранник, уголок, лес, привальный брус – все разгружают крановщики слипа. Кроме того, они же перетаскивают валы, винты, двигатели, металлические заготовки от цехов к теплоходам и обратно.
- Погрузо-разгрузочных работ очень много, - сетует старший мастер слипа. – Поэтому нам необходим еще один машинист крана. Тем более, что сейчас на строительстве дебаркадеров будут одновременно задействованы два крана: портальный «Ганс» и козловой 20-тонник.
Уже прощаясь с работниками слипа, обратила внимание, что подкрановые пути вычищены.
- А кто же вам рельсы чистит? Ведь зима была снежной.
- Кто же нам будет их чистить? Сами. Длина слипа 400 метров. Рельсы под четырьмя кранами. Вот и посчитайте, сколько снега за зиму перекидали. Причем работали все, независимо от должности. Частенько и я рабочим помогал. Вот так. Наша работа вроде незаметная в судоремонте, но без нее не обойтись!
Нина ОЛЕНИЧЕНКО.

Поздравляем юбиляров апреля!   

С 85-летием
Колесникова Аркадия Васильевича, ветерана труда Омского ССРЗ, участника Великой Отечественной войны.
Савельеву Галину Федоровну, ветерана труда Омского ССРЗ.
С 80-летием
Хлопова Владимира Ивановича, ветерана труда Омского ССРЗ.
С 75-летием
Савостьянова Анатолия Константиновича, ветерана труда Омского ССРЗ.
Мариневич Галину Ивановну, ветерана труда Омского речного училища.
Соколову Надежду Алексеевну, ветерана труда Иртышской РЭБ флота.
Волкова Ивана Константиновича, ветерана труда Омского ССРЗ.
С 70-летием
Лапину Валентину Ивановну, ветерана труда Омского ССРЗ.
С 65-летием
Бузулина Леонида Александровича, сменного капитана – II помощника механика теплохода «Ленанефть-2026».
Селиванова Александра Петровича, ветерана труда Омского ССРЗ.
Смирнова Юрия Михайловича, ветерана труда Управления Иртышского пароходства.
Кузнецову Нину Павловну, ветерана труда Управления Иртышского пароходства.
С 60-летием
Андреева Виктора Михайловича, капитана – II помощника механика ТН-719.
Лобкова Александра Геннадьевича, капитана – III помощника механика теплохода «Григорий Усиевич».
Ткачука Александра Васильевича, старшего охранника пункта отстоя флота.
Пугачева Александра Григорьевича, машиниста бульдозера пункта отстоя флота.
С 55-летием
Пирогову Галину Владимировну, заведующую канцелярией АХО.
Васильева Владимира Алексеевича, начальника Обь-Иртышского Управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Машкина Александра Николаевича, директора ПУ
№ 15.
Сусланова Александра Валентиновича, механика – III помощника капитана ОТА-975.
Пряхина Виктора Ивановича, слесаря-судоремонтника механосборочного цеха.
Крещановскую Людмилу Андреевну, уборщицу производственных помещений Омского ССРЗ.
С 50-летием
Зайко Татьяну Ивановну, директора Омского института водного транспорта.
Унгера Ивана Ивановича, слесаря-электрика РЭУ.
Поздравляем юбиляров с днем рождения!

Обаятельная и привлекательная   

Прав был классик, когда изрек бессмертное: «Все врут календари». Не верьте им, и никогда не сверяйте свой возраст с датой рождения. Женщине столько лет, на сколько она выглядит! А кто в нашем Управлении пароходства выглядит лучше, чем Галина Владимировна Пирогова? У кого глаза горят, а лицо почти всегда озаряет приятная улыбка? На чье цоканье каблучков инстинктивно оборачиваются все мужчины Управления?
А своего мужчину, будущего мужа и отца своих детей Галина встретила далеко от отчего дома – в Оренбургских степях. Он был взрослым состоявшимся человеком, служил летчиком в космической эскадрильи. Задачей эскадрильи был поиск отстрелившегося с космического корабля посадочного модуля и помощь приземлившимся пилотам. Вчерашней школьнице, 19-летней продавщице местного магазина льстило, что за ней ухаживает человек такой мужественной и необычной профессии. Вначале увлеклась его рассказами, а вскоре им самим. Когда Николай списался с летной работы и вернулся на аэродром в Сызрань, они поженились. Один за другим родились детки-погодки: сынок Филипп и дочь Иришка.
Жизнь военнослужащего подневольная. А жена, как «верная декабристка», должна следовать за мужем. Когда Н.Ф. Пирогов получил звание подполковника, его направили в казахстанский Уральск. Жить пришлось в казарме, в кабинете замполита… То нелегкое в бытовом плане время Галина Владимировна вспоминает с улыбкой и легкой иронией.
Наконец, в 1980 году Пироговы переехали в Омск, где жили родители Гали и где, самое главное, организовался Районный Центр Единой Системы управления воздушным движением в Омском аэропорту. В этот Центр входила и воинская часть, в которую был переведен муж начальником смены, а Галина устроилась диспетчером по загрузке и центровке самолетов. Но вскоре ее перевели в приемную командира объединенного авиаотряда. В нынешней редакции – генерального директора ОАО «Омский аэропорт». Пригласили, потому что у Галины Владимировны был уже диплом секретаря-машинистки-стенографистки. Восемь лет отработала она в Аэрофлоте. Этого хватило, чтобы навсегда проникнуться теплотой и уважением к людям, причастным к авиации. До сих пор она дружит и встречается с бывшими коллегами.
В 1988 году Г.В. Пирогова перешла работать в приемную начальника Иртышского пароходства. Пароходский оклад был чуть ли не в два раза выше аэрофлотского. А работа секретаря приемной была та же.
Галина Владимировна вспоминает:
- Когда пришла в приемную, там были только две пишущие машинки. Потом появился самый первый черно-белый компьютер «Самсунг».
Теперь у заведующей канцелярией, оператора компьютерной и множительной техники Г.В. Пироговой столько оргтехники, что иногда бывает жалко, что всего две руки. Впрочем, должностных обязанностей еще больше. Вот лишь некоторые из них: организация и руководство делопроизводством ОАО «Иртышское пароходство»; контроль за правильным составлением документов; разработка Положения по совершенствованию делопроизводства; прием и обработка корреспонденции. Плюс ко всему этому машинописные работы по закрепленным службам и отделам, распечатка документов на множительной технике, оформление путевых листов водителям Управления пароходства… «Заведующая канцелярией должна уметь все и быть палочкой-выручалочкой», - смеется Галина Владимировна.
Г.В. Пирогова – удивительно позитивный человек. Рано потеряв мужа, она не опустила рук, не сетует на жизнь. Напротив, у нее очень разносторонние интересы: занялась изучением китайской нетрадиционной медицины и получила диплом Тибетского естественного целительства, затем пошла на курсы медицинской астрологии и аюрведы – лечения специями, в течение года ходила обучаться восточным танцам живота. А про то, какие у нее золотые руки, знают многие: все свои наряды, аксессуары к ним и даже сумочки она мастерит собственными руками. Ко всему прочему – вышивает гладью. Поэтому, когда в Управлении пароходства проводился конкурс «Умелые руки», она была самым активным его участником.
А еще наша юбилярша любит поэзию, сама пишет стихи, посвящения коллегам, выпускает интересные и по содержанию, и по оформлению стенгазеты. До недавнего времени это была ее «добровольная обязанность» внутри АХО. На прошлогодней отчетно-выборной профсоюзной конференции Г.В. Пирогову избрали в состав комитета профсоюза. Теперь она возглавляет редколлегию.
- К этому мне не привыкать, - улыбается юбиляр, - в школе была завсектором печати, в Аэрофлоте выпускала газету…
Галина Владимировна вышла замуж за летчика и, работая в Аэрофлоте, думала, что вся жизнь ее семьи будет связана только с авиацией. Однако, сделав однажды крутой вираж в сторону речников, она и не подозревала, что ее близкие тоже будут связаны с флотом. Так, сын Филипп и зять Андрей работают в «Palmali». Филипп - старпом. И это вызывает особую гордость у матери.
А еще у нашей юбилярши четверо внучат! «Когда-то, - признается она, - я мечтала о четверых детях – ровно столько было их в семье моих родителей. С детьми не получилось. Зато Бог дал четверых внуков.
Руслану, Никите, Ксюше и Кристине мы желаем, чтобы они еще долгие годы видели в своей бабушке молодую, энергичную, жизнерадостную и увлекающуюся натуру!
Второго апреля Галину Владимировну сердечно поздравили с днем рождения родные, близкие, а четвертого - коллеги…
С юбилеем, Галина Владимировна, от души желаем вам здоровья, счастья и удачи в жизни!
Н. ОЛЕНИЧЕНКО.

К дежурству приступить   

Согласован график дежурств в затоне Омского ССРЗ. Малую навигацию откроет экипаж теплохода ОТА-964 (капитан Ф.А. Лисс). Его первоочередными задачами, как всегда, будет досрочное вскрытие ледового покрова затона, взламывание льда вокруг дока-кессона и водотечных судов. Когда путь будет открыт, на помощь буксировщику придет экипаж толкача РБТ-301 (капитан В.М. Балашов). Он должен быть введен в эксплуатацию в тот же день, что и ОТА-964. В обязанности РБТ-301 входит подводка к доку и слипу теплоходов, нуждающихся в весеннем слиповании и обеспечение безопасного отстоя флота в период ледохода и половодья.
20 апреля эстафетную палочку дежурства примет еще один экипаж РТ-792 (капитан А.Н. Меньшиков). Он будет работать над теми же задачами, что и два первых теплохода.

Подписка - 2011   

С 1 апреля во всех почтовых отделениях связи Омска и области началась подписка на второе полугодие 2011 года. Вы, уважаемые читатели, можете подписаться и на газету «Речник Иртыша».
На страницах флотской газеты вы найдете репортажи, статьи, информации и заметки о событиях, которыми будут жить ОАО «Иртышское пароходство», другие флотские коллективы и учебные заведения. В нашей газете вы прочитаете материалы об интересных событиях из Западно-Сибирского региона и Омского Прииртышья, а также из других бассейнов страны.
Подписная цена на один месяц – 8 рублей, на шесть – 48 рублей. Услуги связи по доставке газеты оплачивает издатель - ОАО «Иртышское пароходство».
Индекс «Речника Иртыша» – 53090.
Оставайтесь с нами!

Дипломы новым стипендиатам вручены   

В этом году исполняется десять лет, как было принято решение Совета директоров ОАО «Иртышское пароходство» об учреждении именных стипендий лучшим студентам Омского филиала Новосибирской государственной академии водного транспорта.
22 марта генеральный директор ОАО «Иртышское пароходство» И.И. Яновский принял у себя новых стипендиатов и вручил им Дипломы. Среди тех, кому выпало почетное право побывать на приеме у генерального директора, были две студентки: Черных Любовь Игоревна (факультет экономики и управления, 4-й курс) и Самсонова Алена Игоревна (факультет экономики и управления, 3-й курс). И два студента: Кошман Андрей Александрович (судомеханик, 4-й курс, староста группы), Егоров Евгений Сергеевич (электромеханик, 4-й курс).
В торжественной церемонии приняли участие декан факультета экономики и управления Д.А. Токарев и декан технического факультета Я.М. Стрек. В беседе с генеральным директоров И.И. Яновским студенты и руководители их факультетов поблагодарили руководство пароходства за внимание к студентам Омского института водного транспорта, а также высказали конкретные предложения по дальнейшему улучшению обучения студентов водной академии.
После вручения Дипломов участники памятной церемонии посетили Народный музей иртышских речников.

Жизнь, отданная флоту и пароходству   

   ( К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Д.В. МАНОЙЛОВА)

Дмитрий Васильевич – фигура колоритная. Его знали и до сих пор помнят в Иртышском пароходстве многие. Д.В. Манойлова ценили за деловые качества, организаторские способности. А еще Дмитрий Васильевич был очень порядочным человеком.
Родился он далеко от Сибири, жил и учился в г. Мариуполе, но состоялся как классный специалист, отличный организатор производства, большой души человек в Омске, в Иртышском речном пароходстве.
В Омск, к своим близким родственникам он приехал в 1936 году. За его плечами уже были рабфак, работа в Мариупольском порту, года два слесарничал в Ленинграде и во Владивостоке. И нигде Дмитрий Манойлов надолго не задерживался. А вот в Омске якорь бросил не на год и не на два, а на всю жизнь. Сначала поступил слесарем-инструментальщиком в Омский судоремонтный завод. В том же году подал документы в Омской речной техникум на судомеханическое отделение. А в 1939 году окончил речной техникум, причем с отличием. И, естественно, вошел в число тех, кого могли зачислить в вуз без экзаменов. По совету старших он поступает на вечернее отделение Ленинградского института водного транспорта. В 1939 году, сразу после окончания техникума Дмитрия Манойлова переводят в проектно-конструкторское бюро Иртышского пароходства. Тогда ПКБ входило в штат механико-судовой службы.
Шли годы. Круг обязанностей специалистов ПКБ расширялся. Усложнились задачи по капитально-восстановительному ремонту флота, модернизации судов, по новому судостроению, особенно в военные годы. И в 1942 году Наркомречфлот принял решение о создании конструкторского бюро в Нижне-Иртышском речном пароходстве на правах самостоятельного отдела. Для укрепления отдела из механико-судовой службы был переведен инженер Д.В. Манойлов, который пополнил конструкторскую группу.
С 1 февраля 1945 года Дмитрий Васильевич был назначен начальником конструкторского бюро пароходства. И с этих пор в течение 32 лет, то есть до ухода на пенсию, он возглавлял этот отдел. Дмитрий Васильевич Манойлов сыграл большую роль как в развитии Иртышского пароходства, так и в судьбах многих людей. В КБ всегда работала молодежь. Работала и училась. И он активно помогал молодым встать на ноги. Среди них – А.Д. Шипитько, В.В. Никитченко, Е.Я. Иващенко, Г.Д. Деревцова, А.П. Моргунов, В.С. Савиных, М.И. Радионов… К примеру, Людмила Дмитриевна Ерофеева была копировщицей, а позднее стала руководителем строительной группы.
У Дмитрия Васильевича всегда было много идей, причем как в производственных делах, так и в общественной жизни иртышских речников. На всех важнейших этапах развития Иртышского пароходства специалисты КБ были пионерами по внедрению нового, передового. В пятидесятые и особенно в шестидесятые годы здесь были разработаны проекты по переоборудованию и модернизации флота, по решению отдельных технологических процессов. Назову лишь часть из них. Это – проект базы снабжения северного флота и переоборудование теплохода СТ-7 под плавмагазин. Выполнены расчеты прочности для обеспечения перевозок в повышенный разряд плавания ледокола «Обь», сухогрузных теплоходов типа «Закамск», других судов.
Под особым контролем специалистов КБ находились вопросы по перевозкам сырой нефти: переоборудование пароходов, создание нефтезачистного комплекса… В 1965 году, когда создавалась Иртышская РЭБ флота, только за один год было выдано более 500 различных чертежей.
Отдел конструкторского бюро под руководством Д.В. Манойлова внес немалый вклад в развитие промышленной базы пароходства. Вспомним те годы, когда наш флот переходил с дров на уголь, а затем на жидкое топливо. И в этих делах КБ занимало главенствующее положение, как и при создании проекта по перевозкам газового конденсата, приспособлений, обеспечивающих безопасность толкания судов. Дмитрий Васильевич – автор нескольких изобретений и рацпредложений, за что награжден знаком «Лучший рационализатор речного флота» и двумя серебряными медалями ВДНХ СССР.
В 1970 году в КБ Иртышского пароходства была организована строительная группа, которая готовила документацию для многих строительных объектов в Омске, Ханты-Мансийске, в Тазовском, Черлаке, Таре. Современный больничный комплекс водников тоже во многом заслуга Д.В. Манойлова. Физиотерапевтический корпус и лекционный зал построены по проектам КБ при Манойлове.
Ветераны флота, думаю, еще помнят, с каким успехом в начале 70-х годов в Омске прошла выставка, посвященная 125-летию судоходства на Иртыше. А организатором ее, оформлением экспонатов в залах Омского речного вокзала были работники КБ во главе с Д.В. Манойловым. Дмитрий Васильевич много работал на авторитет пароходства. Он хотел, чтобы в городе многие знали о делах речников. И Омск для него стал родным городом. Здесь в 1948 году он женился. В Омске вместе с Клавдией Алексеевной они вырастили детей. Здесь родились их внуки.
В годы Великой Отечественной войны Дмитрий Васильевич не раз подавал заявление в военкомат с просьбой: отправить его на фронт добровольцем. Но каждый раз он получал отказ, мотивируя тем, что «тыл – тоже фронт». После Победы Дмитрий Васильевич заслуженно был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г». А в 1976 году за особые заслуги по развитию пароходства Д.В. Манойлов был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В июне 1991 года Дмитрий Васильевич Манойлов скончался. С тех пор прошло уже двадцать лет, но речники пароходства, всего Обь-Иртышского бассейна помнят ветерана труда за его добрые дела.
Г. ВСТАВСКИЙ.

Апрельские открытия   

Апрель – месяц обновления земли, месяц самых неожиданных перемен и открытий в природе.
Нынче зима не спешила сдавать свои права. Если в начале первый месяц весны - март порадовал оттепелью, то затем зима часто напоминала о себе: то метелью, а то и крепкими морозами. Правда, 25 марта неожиданно пошел первый в этом году дождик, но затем снова похолодало. Так что ждем от апреля настоящей весны, а главное – тепла и ясного солнышка. И мы уверены, что апрель-водолей не подведет. Он уберет и почерневшие от солнечных лучей большие снежные сугробы, и совсем скоро засеребрится красавица- верба, и порадуют нас своим гимном весне первые грачи.
Под натиском тепла и солнечных лучей апрель растопит наконец-то осевший и отяжелевший от воды снег.
Пройдет неделька-другая и затрещит лед на реках и озерах. А там недалеко и до половодья.
А какую радость приносят нам первые проталины? Которые уже появились на опушке леса, в городе, огороде. Совсем скоро за деревенской околицей затокуют глухари.
Уверен, что в конце апреля любопытный путник увидит первый весенний цветок – мать-и-мачеху, распустятся первые одуванчики, а возможно и подснежники. А за грачами прилетят скворцы, чуть позже, видимо, уже в мае потянутся к нам трясогузки, журавли, утки…
Сколько еще удивительных открытий подарит нам весна. Впереди – ледоход, половодье, набухание почек и первые зеленые листочки травы-муравы.
Г. НАГАЕВ.

Слово прощания   

29 марта 2011 года на 82-м году жизни скончался ветеран труда, бывший заместитель начальника отдела материально-технического снабжения Иртышского речного пароходства
Дерюгин Геннадий Иванович.
Геннадий Иванович родился 28 января 1930 года в г. Исилькуле Омской области. В 1949 году он поступает в Омское речное училище. После его окончания работает на судах Иртышского пароходства.
За свою долгую трудовую жизнь Геннадий Иванович был рабочим плодово-ягодного питомника, связистом, бригадиром слесарного участка, сменным мастером, инженером-технологом… Но главный след в пароходстве Г.И. Дерюгин оставил, работая в Службе материально-технического снабжения. В семидесятые годы он три года был заместителем директора Иртышского судоремонтного завода по снабжению.
А с 1981 года в течение одиннадцати лет Геннадий Иванович был заместителем начальника отдела материально-технического снабжения Иртышского пароходства. Речники Иртыша знали его как прекрасного специалиста, скромного, тактичного и всегда энергичного, жизнерадостного человека.
Выражаем соболезнование семье Дерюгиных, скорбим вместе с вами.
Память о нем навсегда останется в наших сердцах.
Совет ветеранов Иртышского пароходства.
 

Чукотский рейс (путевые заметки)   

Читатели со стажем, видимо, помнят публикации капитана дальнего плавания Геннадия Манушкина под этим коротким, но очень емким заголовком. Первые путевые заметки Г.П. Манушкина были опубликованы в «Речнике Иртыша» 21 февраля 2001 года. С тех пор прошло много лет. Автор, обладая писательским даром, дополнил свои путевые заметки и подготовил к печати книгу «Чукотский рейс». И только финансовые трудности сдерживают сроки выхода ее из печати.
Недавно Геннадий Манушкин, ныне заместитель начальника Службы организации перевозок по безопасности судовождения, принес в редакцию ранее неопубликованные материалы из будущей книги. Некоторые из них мы предлагаем вашему вниманию.
МОИ ЯПОНЦЫ
(воспоминания о морских рейсах в страну восходящего солнца)
1. Вступление
Если бы меня спросили, в какую страну я пожелал съездить сейчас, отвечаю, не задумываясь: «В Японию». Побывать на земле Ниппон из чисто ностальгических побуждений, из непреодолимого желания продолжить прерванное общение с народом, который покорил мое сердце своей порядочностью, уникальной и тщательно оберегаемой культурой, житейским рационализмом, отсутствием чванства и гордыни и, наконец, стойкостью перед стихийными бедствиями.
В попытках разборки исторических завалов в отношениях двух стран – России и Японии – приходится с чувством досады констатировать, что они складывались достаточно сложно и нередко принимали драматический характер. Вот и нынче очередной гребень неспокойной волны выплеснул на поверхность политического моря вопрос о Курильских островах. Почти тридцать лет назад официальные власти Японии объявили своему народу о начале кампании «за возвращение северных территорий». Узел территориальной проблемы так и не расслабляется, а жизнь настойчиво требует политической развязки Курильского вопроса на всех уровнях. Не только дипломатов и военных, но и историков, и добытчиков морских живых ресурсов, и, наконец, представителей обоих народов, хорошо знающих жизнь друг друга.
Во время подготовки коротких новелл о своих встречах с японскими друзьями я основательно проштудировал труды Николая Никифоровича Конрада, большого знатока истории развития островной страны. На первый взгляд, ничего необычного и неординарного не просматривается, если взять период образования государства. Родовой строй, рабовладение, феодализм, жестокие междоусобные войны, захват на севере новых территорий. И, наконец, 1867-й год ознаменовался началом революции Мэйдзи. И все же сколько особенностей и оттенков выявляются в действиях и устремлениях предков современных жителей Японии. Они направлены на создание сильного централизованного государства! Они умело заимствуют у соседей-китайцев передовые технологии, идеологии и религиозные учения из первых веков новой эры. Учение буддизма находит питательную среду в умонастроениях даже современных руководителей Японии.
С образованием государственности началось воспитание населения в духе уважения издаваемых правительством законов. До настоящего времени не потеряла своей популярности формула: «Хи-ри-хо-кэн-тэн», что означает: «Несправедливость подвластна справедливости, справедливость – закону, закон – власти, а власть подчиняется только законам неба».
Происходит успешное внедрение двух основных принципов конфуцианства: «образование» и «закон». Правитель государства и чиновник любого ранга должны расширять свой кругозор постоянным просвещением (бо вэнь) и «сдерживать» себя законами (ли). Принц Сётоку-Тайси, чей портрет достойно представлен на денежной банкноте, вводит в жизнь первый свод законов. Малообъемный и простой для восприятия, он состоит всего из нескольких постулатов. Этот кодекс жизни существует и поныне. С давних пор каждому жителю привито очень важное качество уважения законов, без чего невозможно функционирование сложного государственного механизма.
Постоянная борьба со стихией и угрозой голода сплотила людей разных сословий перед лицом общей опасности, придала народу невиданное трудолюбие и организованность. Бесполезно искать в алфавите и словаре японского языка как букву «Л», так и такие слова, как «дисциплина» и «трудолюбие». Народы Японии, России, Китая и Кореи кровно заинтересованы в поддержании и развитии здоровых экономических связей и добрососедских отношений.
2. Японцы в Семеновке
Мои детство и отрочество прошли в таежном селе Семеновка Уссурийской области Дальневосточного края.
В это селение, которое приткнулось к подножию отрогов Сихотэ-Алиня, мои родители приехали строить авиационный завод (сейчас Арсеньевское авиапредприятие, а тогда просто почтовый ящик № 116). В период боевых действий в Манчжурии наша семья занимала две комнаты в бараке «ИТР» на пятом участке рабочего поселка. Отсюда нам, первоклашкам, добираться в школу приходилось непросто. Сначала надо было перейти по железнодорожному мосту через горную речку и далее следовать по тропинке вдоль железной дороги до самой школы. Взрослые и дома, и в школе неустанно нам объясняли: как себя вести на случай возможного приближения к поселку вражеских самолетов. Как только мы заслышим гул авиационных моторов, сразу падаем ниц лицом, закрывая голову сумкой, в которой уложены тетради завтрак. Когда самолет на бреющем проходил над распростертыми на гравийной насыпи телами первоклассников, я открывал один глаз и тут же облегченно вскакивал: на предельно низкой высоте лихачил ас краснозвездного штурмовика.
В школе нам выдали трофейные тетради для чистописания. Прозрачные папирусы из рисовой бумаги прекрасно впитывали чернила, и надобность в промокательной бумаге отпала. На продуктовые карточки мы стали получать трофейные галеты, а вместо сахара – плоские, как пуговицы, разноцветные маленькие конфеты.
В начале декабря в поселке появились японцы. Впервые я увидел чужеземцев, когда их большой колонной прогнали в док мимо нашего барака. Грустные раскосые глаза невысоких людей, облаченных в странные одежды, запомнились навсегда. «Пленные!», - разнеслось по всем баракам. Вместе с гурьбой ребятишек спешу к колонне, которая уже подходила к воротам дока. Торопливо передаем в протянутые руки куски черного хлеба и соленую селедку, которыми нас снабдили сердобольные матери. Вот тогда я запомнил «аригато годзаймасу» (большое спасибо).
В доке, в котором трудился мой отец, я бывал часто, особенно летом. Раздетые до пояса, пленные раскатывали тяжелые мокрые бревна, которые поступали с реки безостановочно. Работали слаженно. «Юйсо-о-о, юйсо-о-о…», - раздавался боевой клич на разделочной площадке. Зимой пленных использовали на уборке «национального достояния» - многочисленных помоек и общественных уборных. На промозглом ветру бывшие солдаты императорской армии долбили тяжелыми ломами глыбы желто-грязного льда и грузили его на подводы.
В апреле 1946 года авиастроительное предприятие получает срочный заказ на новое изделие – постройку деревянных пассажирских катеров. Плазового цеха на заводе не было, и дирекция поначалу растерялась. Вскоре выход нашли – решили привлечь военнопленных к изготовлению головного образца. После постройки его надлежало разобрать на части, а потом по ним изготовить рабочие чертежи. К тому времени наша семья перебралась из барака в шлакоблочный дом, а соседом оказался главный конструктор завода. Во дворе его дома появились два немолодых японца, бывшие судостроители. Сделав уроки, я торопился к Петровым во двор смотреть на размеренную работу заморских специалистов. Иногда они ласково гладили меня по голове и о чем-то печально шептали. Единственный в поселке рынок находился недалеко от нашей улицы, и я охотно выполнял их поручения по закупке махорки на те деньги, которые выдавали пленным. Чистоплотные, вежливые и внимательные – такими они остались в моей памяти.
Создатели катера оказались прекрасными врачевателями. Мой младший брат, подобрав с полу разъемные ножницы, оставленные мамой, засунул их в электрическую розетку. Короткое замыкание, и двухлетний малыш, к частью, отделался сильными ожогами кончиков указательных и больших пальцев. Узнав о беде, японские мастера тут же предложили свое лекарство. Приготовив мазь из порошка серо-белого цвета, они аккуратно смазали места ожогов и плотно забинтовали кричащего от сильной боли брата.
Встречаясь с ним, я невольно ищу следы глубоких ожогов и не нахожу их: врачеватели использовали целебную массу из размолотых и пережженных раковин моллюсков.
Всего месяц ушел на постройку элегантного катера, и вскоре он пошел в серию под заводской маркой «КС».
(Продолжение следует).
Геннадий МАНУШКИН, капитан дальнего плавания.

Разделы сайта