Наш анонс   

14 мая 2008 года в Омске, на стрелке у речного вокзала пройдет большой городской праздник, посвященный открытию 162-й навигации на Иртыше. Начало торжества в 11.00.
8 мая 2008 года в Управлении пароходства состоится встреча ветеранов Великой Отечественной войны в честь главного праздника России – Дня Победы.
х х х
В этом номере «РИ» читайте репортажи с защиты эксплуатационного плана навигации-2008, со встречи руководства пароходства с плавсоставом, о солдатах Победы и другие публикации.

63-я весна Победы!   

Дорогие фронтовики, работники тыла!
Уважаемые речники!
9 мая Россия отмечает событие огромного исторического значения – день 63-летия Великой Победы над фашизмом. В памяти старшего поколения навсегда останется тот миг, когда победоносное Красное Знамя взвилось над цитаделью поверженного врага. Высокую цену заплатил наш народ за мир и свободу своей Родины. Этот героический подвиг не подвластен времени.
Сегодня мы склоняем головы перед всеми, кто отдал свои жизни во имя будущего России. Память народа вечно хранит героизм и храбрость наших солдат, стойкость и мужество гвардейцев тыла.
От имени руководства Иртышского пароходства, Совета директоров поздравляю вас, дорогие фронтовики, труженики тыла, а также всех речников Обь-Иртышского бассейна с Днем Победы, желаю вам здоровья, бодрости духа и хорошего настроения!
Пусть в этот светлый день вместе с вами будут ваши близкие, дети, внуки и правнуки.
С Днем Победы!
И.И. ЯНОВСКИЙ, генеральный директор ОАО «Иртышское пароходство».

Ситуация сложная, но не критическая   

22 АПРЕЛЯ В ИРТЫШСКОМ ПАРОХОДСТВЕ СОСТОЯЛАСЬ ЗАЩИТА ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО ПЛАНА НАВИГАЦИИ 2008 ГОДА

В актовый зал Управления были приглашены руководители служб и отделов пароходства, командиры флота, специалисты промышленной деятельности. В совещании активное участие приняли члены Совета директоров ОАО «Иртышское пароходство».
Открыл заседание генеральный директор Акционерного общества И.И. Яновский. Во вступительном слове Иван Иванович подчеркнул, что эксплуатационная деятельность для пароходства основная, поэтому, как пойдет 162-я навигация, во многом будут зависеть производственные и финансовые показатели в целом по году. Пароходство уже в прошлую навигацию потеряло часть объема по перевозкам нефтепродуктов, а нынче этот минус будет еще ощутимее. Чем заменить потери, как наверстать упущенные доходы – вот об этом мы ждем откровенного, а возможно, и жесткого разговора.
Затем выступил первый заместитель генерального директора ОАО «Иртышское пароходство» Н.Д. Захарьев. Как обычно, сначала он рассказал об итогах прошлой навигации. Эти цифры многим из нас известны. Объем перевозок увеличился на 53 тысячи тонн. И это при том, что ОАО «Ритэк» уменьшил объемы добычи сырой нефти. Пароходством своевременно были приняты меры. Пришлось искать новые грузопотоки: это перевозки щебня в Ямбург и перевозки грузов в Омскую область. Но все это уже история.
Главный разговор шел о навигации текущего года.
- Нынешняя навигация, - заявил Николай Дмитриевич, - будет тяжелой. Во-первых, уменьшились объемы, особенно по сырой нефти. Мы потеряли Андру со всеми вытекающими последствиями. Во-вторых, по предварительным прогнозам, навигация-2008 ожидается маловодной. Но к этим прогнозам речникам Иртыша не привыкать. За мою, более тридцатилетнюю практику я еще не помню, чтобы навигация была легкой. Вспомните даже прошлый год. Разворот ее проходил позднее средних многолетних сроков. Чрезвычайная паводковая ситуация наблюдалась в северных районах Омской области. И на севере бассейна в первый период навигации экипажи флота испытывали из-за высокого паводка немалые трудности. А позже работе флота мешали шторма в Обской и Тазовской губах. И, несмотря на это, пароходство справилось с заявленными перевозками и в итоге стало лауреатом национальной премии «Золотая Колесница».
По словам Н.Д. Захарьева, мы и в этом году прогнозируем по объему перевозок выйти на уровень прошлого года и даже с небольшим плюсом, а вот по доходам пока нынешний эксплуатационный план в минусе.
Но если нельзя увеличить доходы, значит, надо сокращать расходы. И в этом направлении пароходство уже принимает жесткие меры. Так, восемь судов ранее прогнозируемые в работу, выведены из рабочего ядра. Будут сокращены расходы по содержанию служебно-вспомогательного флота. Очень жесткие меры принимаются по экономии бункерного топлива. Цены на топливо снова и в который уже раз сорвались с цепи. Цена на одну тонну увеличилась на 55-57 процентов. О том, как уменьшить расходы на топливо, на заседании говорилось много. Здесь важно все – и техническое состояние двигателей, и применение экономичного хода. Действительно, зачем гнать коней, особенно вверх по Иртышу и Оби, если по приходу в Омск суда стоят в ожидании погрузки по 5-6 суток. Аналогичная ситуация нередко складывается и по северным маршрутам.
Учить судовые экипажи, как экономить топливо, не нужно. Многие наши командиры прошли все: огонь, воду и медные трубы. Им не надо порой мешать, а если возможно, даже поощрять тех, кто экономит бункерное топливо.
Что еще нового сказали специалисты при защите эксплуатационного плана? Подписан договор по перевозкам щебня из Тобольского порта. Как и в прошлом году, повезем щебень на Ямбург, в Белый Яр Тевризского района Омской области. Впервые пароходство выступит как перевозчик и поставщик на Ямал дров (более 10 тыс. кубов). И вообще по сухогрузным перевозкам планируется рост на 14 процентов. По Тазовскому направлению ожидается рост по доставке газоконденсата.
Планируется рост по валовой производительности работы практически по всем видам флота. Правда, за счет чего ожидается рост производительности на 11,14 процентов прежде по несамоходному флоту участники собрания так и не услышали. Огромные расходы пароходство несет по содержанию служебно-вспомогательного флота (60 млн. рублей). Видимо, и здесь есть что урезать, хотя как показала полемика по плавмагазину, сделать это будет очень сложно. Может быть, нам поставить плавмагазин на прикол? Такие вопросы раздавались из президиума собрания. Но капитаны судов встали горой на защиту плавмагазина. Кроме ПМ, в Обской губе стоит танкер ТН-722, в Салехарде – РТ-684, БТ-167, «Омик», а еще «Дудинка», НКСПО-1 и 2 и так далее.
В обсуждении плана эксплуатационной работы выступили капитаны Ю. Печкуров, А. Рамих, начальник службы ССХ С. Вистунов, начальник планово-экономической службы В. Радионова, начальник службы безопасности судовождения Л. Соколов.
Итоги заседания подвел И.И. Яновский.
- Сегодня, - подчеркнул генеральный директор, - надо организованно провести разворот навигации, смелее искать новые грузопотоки. Мы еще плохо занимаемся маркетинговыми расчетами, т.е. изучением рынка, зачастую гонимся за большими объемами, а на «мелочевку» не обращаем внимания. И главный вопрос – экономия финансово-денежных ресурсов, топлива, сокращение расходов на ремонт. В этом году на подготовку флота к навигации пароходство затратило 47 миллионов рублей. Мы уже приняли решение установить навигационную надбавку плавсоставу в размере 50 процентов. Намерены также на 15 процентов увеличить зарплату работникам пароходства, на что потребуется 28 миллионов рублей. А кроме этого, нам надо завершить реконструкцию судоремонтно-судостроительного завода с тем, чтобы как можно быстрее начать здесь судостроение, машиностроение, в широком ассортименте восстанавливать судовые детали.
Поэтому сейчас на первый план выходит экономия буквально всего. Не только топлива. В этом плане спрос будет жесточайший. Каждый год, начиная навигацию, мы говорим: не хватает того, сего. Не нужно рвать троса, ломать привальный брус и многое, многое другое.
Защита эксплуатационного плана выявила немало узких мест в работе флота и пароходства. Однако нам не привыкать к трудностям. У штурвала пароходства эксплуатационной службы стоят опытные специалисты и, думается, они примут все меры для того, чтобы завершить навигацию на мажорной ноте. Мы надеемся также на командиров иртышского флота, закаленных временем и северными штормами. Уверен, они все сделают и с честью выйдут из трудностей предстоящей навигации и как прежде, останутся верными лучшим флотским традициям Иртышского пароходства.

Уважаемые ветераны войны и труда   

УВАЖАЕМЫЕ ВЕТЕРАНЫ ВОЙНЫ И ТРУДА!
УВАЖАЕМЫЕ РЕЧНИКИ!

Президиум Иртышского баскомфлота сердечно поздравляет Вас с праздником Весны и Труда – 1 мая и 63-й годовщиной Великой Победы!
Примите искренние пожелания доброго здоровья, личного счастья, благополучия и успехов в делах, праздничного настроения и мирного неба, завоеванного советским народом в Великой Отечественной войне!
Г.А. НЕЧАЕВ,
председатель баскомфлота.

Сообщение   

О ПРОВЕДЕНИИ ГОДОВОГО ОБЩЕГО СОБРАНИЯ ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «ИРТЫШСКОЕ ПАРОХОДСТВО»

Открытое акционерное общество «Иртышское пароходство» сообщает о том, что годовое общее собрание акционеров состоится 23 мая 2008 года в 14.00 по месту нахождения общества: г. Омск, пр. К. Маркса, д.3 (Актовый зал).
Собрание проводится путем совместного присутствия акционеров для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, с предварительным направлением (вручением) бюллетеней для голосования до проведения годового общего собрания акционеров.
Время начала регистрации участников собрания: 23 мая 2008 года с 13.00.
Список лиц, имеющих право на участие в годовом общем собрании акционеров, составлен по данным реестра владельцев именных ценных бумаг общества по состоянию на 8 апреля 2008 года.
Повестка дня
1. Утверждение годового отчета общества за 2007 год.
2. Утверждение годовой бухгалтерской отчетности, в том числе отчетов о прибылях и убытках общества, распределения прибыли по результатам финансового года, в том числе выплата (объявление) дивидендов.
3. Избрание членов Совета директоров общества.
4. Избрание членов ревизионной комиссии общества.
5. Утверждение аудитора общества.
6. Вступление ОАО «Иртышское пароходство» в некоммерческую организацию «Ассоциация предприятий энергетики Омской области».
Участнику годового общего собрания акционеров необходимо иметь при себе бюллетень для голосования, а также паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, а для представителя акционера – также доверенность на право участия в годовом общем собрании акционеров или документы, подтверждающие его право действовать от имени акционера без доверенности.
Акционеры могут направить (сдать) бюллетень для голосования в общество или проголосовать на собрании.
Заполненные бюллетени для голосования, полученные обществом за два дня до даты проведения годового общего собрания акционеров, учитываются при определении кворума и подведении итогов голосования. Акционеры, бюллетени которых будут получены обществом в указанный срок, считаются принявшими участие в собрании.
Почтовый адрес, по которому направляются заполненные бюллетени для голосования: 644024 г.Омск, пр. К. Маркса, д.3, к. 305 (тел.: 31-89-44, 39-84-48).
С информацией (материалами), подлежащей предоставлению акционерам при подготовке к проведению годового общего собрания акционеров, можно ознакомиться, начиная с 30 апреля 2008 года до даты проведения собрания по адресу: 644024 г.Омск, пр. К. Маркса, д.3, к. 327 (тел.: 31-85-77).
Совет директоров.

Экономия и бережливость - главные приоритеты в работе флоте   

ТАКИЕ ЗАДАЧИ БЫЛИ ПОСТАВЛЕНЫ РУКОВОДСТВОМ ПАРОХОДСТВА ПЕРЕД КОМАНДИРАМИ ФЛОТА В КАНУН НАВИГАЦИИ
Традиционная встреча с плавсоставом состоялась 23 апреля на Омском судоремонтно-судостроительном заводе. На нее прибыли почти все руководители и ведущие специалисты Иртышского пароходства. К откровенному разговору и обсуждению наболевших вопросов и накопившихся проблем призвал присутствующих генеральный директор Иртышского пароходства И.И. Яновский.
Вначале, как всегда, об итогах прошлой навигации и о прогнозах на нынешнюю докладывал первый заместитель генерального директора Н.Д. Захарьев. Он назвал цифры перевезенных грузов и полученных доходов. В 2007 году было перевезено на 53,8 тыс. тонн больше, а прирост доходов составил 8,6 млн. рублей. Эти показатели могли быть другими, если бы не объективные факторы – в первую очередь, снижение объемов высокотарифицированных перевозок нефтепродуктов. Главный эксплуатационник напомнил, где и почему были снижены отдельные грузопотоки и какие меры принимались руководством пароходства, чтобы минимизировать финансовые потери.
Однако, все усилия напрасны, когда нет такой же заинтересованности у плавсостава. В качестве примера Николай Дмитриевич назвал несколько теплоходов, командиры которых не обеспечили сохранность перевозимых грузов.
- Командирам не надо забывать, что если к пароходству со стороны клиентуры будут применяться штрафные санкции, то они незамедлительно будут перекладываться на провинившихся, - пообещал докладчик. – Призываем всех еще раз считать качество доставки груза до получателя своей первоочередной задачей, т.к. в условиях конкуренции – это один из главных показателей.
Затем Н.Д. Захарьев подробно рассказал, что нас ожидает в нынешнюю навигацию.
- По объему перевозок мы должны выйти на уровень прошлого года и перевезти 1 млн. 300 тыс. тонн груза, при этом получить 528,6 млн. рублей дохода, что на 17 млн. меньше, чем в прошлом году.
Из чего складываются прогнозируемые цифры? В заявленных объемах на 2008 год нет перевозок сырой нефти для ОАО «Ритэк» из Андры. Пока нет перевозок нефти со 101 км р. Иртыш. Они могут появиться в случае проведения профилактически работ на трубопроводе. Но прогнозировать это с уверенностью мы не можем. Нет предложений по доставке светлых нефтепродуктов на Харасавэй. Это солидный грузопоток, за него надо бороться, что мы и делаем. Сразу предупреждаю, те, кто будут работать на этом направлении, столкнутся с двойной перевалкой, и в этих условиях разговор о точности замеров и сохранности грузов особенно актуален. Недавно выиграны конкурсные торги по перевозке 130 тыс. тонн нефти из Нумг. Я не оговорился, впервые ОАО «Ритэк» проводило торги на перевозки. Впредь так и будет. Поэтому, если хотим работать, надо соответствовать требованиям клиентуры.
Что изменилось по Ханты-Мансийску? Во-первых, уменьшился объем, и теперь это всего в пределах 16 тыс. тонн груза, во-вторых, ХМАО отказался от тендера, который мы постоянно выигрывали. Теперь поставщик сам выбирает перевозчика. К нашему удовольствию нынче выбрали нас. Выигран тендер по перевозкам топлива в северную часть Обской губы. Традиционным, в объеме прошлых лет, остается развоз нефтепродуктов из Салехарда по Ямалу и газоконденсата из Ямбурга.
Потеряв на нефтеналиве, мы постарались наверстать потери перевозок за счет сухогрузов. Сегодня по ним мы прогнозируем выйти с плюсом в 121 тыс. тонн к прошлому году. В основном это традиционные перевозки щебня из Тобольска в Белый Яр, Березово, Ханты-Мансийск, из Лабытнанг – в Ямбург. Впервые с «Ямалгосснабом» заключен договор на поставку дров в приречные пункты Обской губы.
Что касается пассажирских перевозок. Их изменения не коснулись. Плюс в том, что увеличились дотации на его эксплуатацию.
В настоящее время договорная компания вступила в завершающую фазу. Портфель заказов в основном сформирован. И та картина, что складывается сегодня, не очень радужная. Поэтому призываю: экономия должна стать главным приоритетом в вашей работе. Эксплуатационники должны думать, как перевезти прогнозируемые объемы меньшим числом флота, механики – рачительно расходовать топливо и экономить на ремонте, судоводители – соблюдать техническую скорость. Есть над чем думать и кадровикам.
Навигация в этом году ранняя и по прогнозам маловодная. Поэтому нужно успевать доставлять грузы. 3-4 мая первые составы должны быть в Тобольске под погрузкой.
Затем докладчику и не только ему командиры флота задавали вопросы, делились проблемами, обращались с просьбами, высказывали предложения. Они касались самых болезненных тем – частых расхождений между перевозчиком и заказчиком в объеме груза, соблюдения технической скорости, смены маршрутов для судов в течение навигации, недостаточной суммы, выделяемой в качестве операванса и на рацион питания. Вопросы касались бункеровки, обстановки и некоторых ограничений, накладываемых судоходчиками. Выступили А.В. Рамих, Л.В. Морев, Г.В. Белоусов, Н.П. Максимов, В.С. Чернявский, В.А. Желонин и другие. Некоторые предложения капитанов были приняты к сведению, на другие были тут же даны ответы.
Подвел итог разговора И.И. Яновский.
- Хочу высказать большую тревогу. Четырем нашим бачкам, обеспечивающим завоз нефтепродуктов в Гыду, запретили работать в том районе без переклассификации их в МПР.
- Сейчас мы очень обеспокоены тем, что скоро всем однокорпусным судам будет запрещен выход в море.
Год назад мы начали на одной «Ленанефти» устанавливать второе днище. Не исключено, что на всех танкерах проекта Р-77 придется делать то же самое. Цена вопроса – 16 млн. рублей на один теплоход. Плюс 28 млн. рублей требуется на планируемое увеличение заработной платы работникам пароходства. Где взять необходимые средства, если доходы прогнозируются меньше прошлогодних? Только за счет сокращения расходов! И об этом вы должны помнить. Мы будем четко отслеживать расход топлива, на которое падает основная статья расходов, и проштрафившиеся суда – выводить из эксплуатации.
У меня и у моих коллег есть полная уверенность, что эта навигация будет такой же благополучной, как и предыдущая. Хочу пожелать успешной работы. Главное, чтобы вы все были живы и здоровы. Помните, дома вас ждут!

Победный май сорок пятого   

?6 мая – началось наступление на Прагу. Пражская операция развивалась стремительно. 9 мая советские войска вошли в Прагу. С 6 по 11 мая наши войска полностью ликвидировали группировку немецких войск, отступавшую на запад в расчете сдаться в плен американцам. Советские войска пленили здесь около 860 тысяч фашистских солдат и офицеров, захватили 9,5 тыс. орудий и минометов, 1,8 тыс. танков и штурмовых орудий, более одной тысячи самолетов и другой боевой техники.
?7 мая 1945 года И.В. Сталин звонит в Берлин маршалу Г.К. Жукову, руководителю штурма Берлина и сообщает, что он назначается представителем Верховного Главнокомандования, Главноначальствующим в советской зоне оккупации Германии и одновременно Главнокомандующим советскими оккупационными войсками в Германии.
?8 мая в Карлхосте (пригороде Берлина) Акт о безоговорочной капитуляции Германии подписывают от имени Германского верховного командования Кейтель, Фридебург и Штумпф. По уполномочию И.В. Сталина за СССР принимает капитуляцию заместитель Верховного Главнокомандующего, Маршал Советского Союза Г.К. Жуков, по уполномочию Верховного командующего экспедиционными силами союзников – главный маршал авиации Теддер.
?Издан Указ Президиума Верховного Совета Союза ССР об объявлении 9 мая Днем Победы над фашистской Германией: «В ознаменование победоносного завершения Великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков и одержанных исторических побед Красной Армии, увенчавшихся полным разгромом гитлеровской Германии, заявившей о безоговорочной капитуляции, установить, что 9 мая является днем всенародного торжества – праздником Победы».
?9 мая издан Указ Президиума Верховного Совета СССР об учреждении медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». 9 мая столица Москва от имени Родины салютовала доблестным войскам 30-ю артиллерийскими залпами.

В Москву на парад Победы   

В Москву на торжества, посвященные 63-й годовщине Великой Победы, в числе омской делегации приглашен речник, капитан, участник битвы за Москву Петр Александрович Тышкевич. Совсем недавно фронтовик Тышкевич был награжден памятной медалью «65 лет Победы под Москвой».
На фронт Петр Александрович ушел добровольцем. После двух месяцев военной подготовки в Саратовской области его зачислили десантником в 14-ю воздушно-десантную бригаду, которая попала в самое пекло войны: бои велись на подступах к Москве. Они защищали Истру, Волоколамск и саму столицу. Вели огонь на оборонительных рубежах, размещали по Москве аэростаты, сдерживали атаки противника. И все это приходилось выполнять при ежедневных налетах вражеской авиации, при интенсивных бомбежках, под артиллерийским и минометным обстрелом. Уцелеть в том шквале огня было непросто. И все-таки Петру Александровичу повезло – он выжил в том кошмаре. Он воевал в специальном пулеметном взводе при разведроте. Задача взвода – защитить разведчиков. А их частенько перебрасывали за линию фронта, в тыл врага.
Первое ранение и контузию пулеметчик Тышкевич получил в боях под Истрой. 15 суток сибиряк не мог разговаривать, осколком была задета левая нога. Однако уже через месяц Тышкевич снова был в строю.
При очередном прыжке парашют Петра Александровича не раскрылся, спас запасной. Несмотря на это, удар был сильный, раненая нога была поломана в трех местах. Днем, как мог, отстреливался, а ночью его подобрали свои.
В декабре 1942 года Петр Александрович вернулся домой. Вернулся инвалидом 1-й группы. Правда, об этом узнал только после того, как завершилась война. Все его документы пролежали в Москве, где и получил тяжелое ранение. Почти сразу после того, как комиссовали десантника из Красной Армии, он пошел на реку, где нес вахту 58 навигаций, 32 из которых был капитаном. В свободное от вахт время капитан Тышкевич рисовал. Его картины украшают музеи речников. Несколько картин он подарил московскому мемориалу на Поклонной горе. Петр Александрович участвовал во многих художественных выставках, за что удостаивался многих призов и премий. Ветеран и сегодня ведет активную жизнь, несмотря на свои старые раны и преклонный возраст.
С Днем Победы, Петр Александрович! От всей души желаем вам долгих лет жизни, здоровья и мира!
 

Официальная хроника   

Приказом генерального директора ОАО «Иртышское пароходство» И.И. Яновский с 17 апреля 2008 года директором Омского судоремонтно-судостроительного завода назначен Ходулев Евгений Борисович.
Ранее Евгений Ходулев работал начальником отдела материально-технического снабжения пароходства.
х х х
С 17 апреля 2008 года в открытом акционерном обществе «Иртышское пароходство» создано новое структурное подразделение - Служба организации производства. Руководителем этой службы назначен Ведерников Павел Петрович.

Подписка-2008   

С 1 апреля началась подписка на второе полугодие 2008 года. Во всех почтовых отделениях г. Омска и Омской области вы можете подписаться на газету «Речник Иртыша».
Подписная цена на один месяц – 6 рублей, на шесть – 36 рублей. Услуги связи по доставке газеты оплачивает издатель – ОАО «Иртышское пароходство».
Индекс «Речника Иртыша» - 53090.
Оставайтесь с нами!

На вахте - дежурные суда   

В третьей декаде апреля в затоне Омского судоремонтно-судостроительного затона несли вахту четыре дежурных судна. Первым вступил в работу экипаж ОТА-975, затем на помощь весне включилась команда РБТ-301. Чуть позднее заработали экипажи теплоходов ОТА-970 и РБТ-309. Они занимаются расстановкой флота после зимнего отстоя, помогают плавсоставу вооружать суда, поднимать необходимый флот в док.
Первым в навигацию-2008 под погрузку железобетонных изделий на причалы А. Майера повел баржи экипаж РТ-685

Как судоремонтники на фронт ездили   

   
Помощь фронту в Иртышском бассейне началась почти с первого дня Великой Отечественной войны. Конечно, не о военной продукции идет речь. А о том, что делалось вне приказов и распоряжений, от самого сердца. Омичи, в том числе и речники внесли на строительство эскадрильи «Омский комсомолец» более трех миллионов рублей, почти столько же – на танковую колонну «Боевые подруги». Лыжи, телогрейки, ватные шаровары, шапки-ушанки, носки, рукавицы – все это тщательно собиралось, шерстяные вещи вязались глубокими вечерами при свете семилинейных керосиновых ламп. Женщины, имевшие троих и более детей, не могли после работы ходить на разгрузку барж и вагонов, они взялись безвозмездно вязать теплые вещи для фронтовиков. Среди таких были Бутакова, Суханова. Санитарная дружина завода работала лучше других. Сколько носилок с бойцами перенесли молодые и уже немолодые женщины от эшелонов до санитарных машин, от машин до госпитальной койки. В Омске работало тогда более 20 госпиталей, и каждому нужна была помощь женщин.
А месячники ударной работы. По 250-300 процентов плана – это было нормой. Среди таких двухсотников-трехсотников на судоремонтном заводе оказался Иван Сергеевич Гуркин. Электросварщик, автогенщик, мастер электросварочных работ. Сутками не выходил из цеха. Отчасти поэтому он был включен в омскую делегацию, отправляющуюся на Ленинградский фронт в феврале 1942 года для вручения подарков бойцам и командирам. Гвардеец тыла очень волновался, медленно приближаясь к фронтовым гвардейцам.
Приближаясь, и вправду, медленно – часто останавливались: разрушены пути – ждали, пока починят.
До Победы было еще далеко. Но перелом уже наметился: миф о непобедимости врага был развеян битвой под Москвой. Да и на тех участках фронта, куда попали омичи, гитлеровцы находились в плотном кольце. Они, конечно, сопротивлялись, не помышляя о сдаче в плен, но сам факт их осады рядом с блокированным ими Ленинградом произвел на делегацию отрадное впечатление.
- Встретили нас хорошо, - вспоминал Иван Сергеевич Гуркин. – Генерал сделал доклад о положении на этом участке фронта, а мы, в свою очередь, рассказывали, как работает тыл.
Омичей распределили по разным воинским частям. Иван Сергеевич попал к артиллеристам. Рассказывал им в блиндажах о заводе, вообще о жизни в тылу. Он, хоть и многое увидел своими глазами, расспрашивал фронтовиков о немцах: какие они были вначале и какие теперь?
Конечно, на него буквально сыпались вопросы: «А что тыл делает для фронта? Скоро ли пойдет военная продукция? А что выпускает судоремонтный завод?».
Во время войны отвечать на подобные вопросы не полагалось: военная тайна. И он прямо не говорил, что уже на выходе бомбы и огнеметы, но авторитетно утверждал: да, мол, наше предприятие, хоть и не самое большое, тоже старается для вас. И все сибирские предприятия работали на фронт – будь то швейная фабрика или танковый завод.
Когда омичи вернулись домой, Ивана Гуркина буквально «рвали на части», так хотелось из «первых рук» услышать, узнать правду о фронте. Были ли налеты? Не подвергался ли опасности? Надежно ли защищены бойцы? Видел ли атаку?
Рассказывая в цехах обо всем увиденном, повторяя по просьбам людей по несколько раз какие-то подробности. Гуркин рассказывал, что ему тоже дали выстрелить из тяжелого орудия в сторону немецких блиндажей. Ведь по воинским документам он все же артиллерист.

"Метеор" на гребне волны   

В Омске проходит первенство по хоккею с шайбой среди любительских команд. Сейчас идут игры в ¼ финала плей-офф. Среди команд, которые вышли в четверть финала хоккеисты команды «Метеор», почетным президентом которой является генеральный директор ОАО «Иртышское пароходство И.И. Яновский.
Недавно в нашей редакции побывал капитан «Метеора» Александр Козловский.
- В конце марта – начале апреля, - пояснил Александр Леонидович, - команда «Метеор» впервые в истории омских любителей – хоккеистов участвовала в международном турнире, который проходил в Чехии. Из шести игр мы потерпели только одно поражение. Играя в двух турнирах, мы в одном заняли первое место, а в другом – второе и выиграли кубок. Кроме любителей из России, в Чехию приехали хоккеисты из Англии. Лучшим бомбардиром международного турнира признан Олег Угольников из нашей команды, а лучшим нападающим в Чехии был тоже наш хоккеист Александр Надъяный.
Надо сказать, что и в Омске «Метеор» - одна из лучших любительских команд города. С 2000 года «Метеор» - постоянный участник первенства города по хоккею с шайбой. За эти восемь лет раз были чемпионом города, в 2007 году заняли второе место, уступив в финале плей-оффа ветеранам команды «Авангард». И в остальные годы хоккеисты «Метеора» были в призерах.
Капитан Александр Козловский и защитник Василий Мищенко надеются и в этом году попасть в четверку сильнейших, а может быть, побороться и в финале плей-оффа.
Так держать, «Метеор»!

Разделы сайта