Наш анонс
17 и 18 ноября в Управлении Иртышского пароходства, в Музыкальном театре г. Омска пройдут праздничные торжества, посвященные успешному завершению навигации 2011 года и 165-летию с начала организованного судоходства на Иртыше.
Отчеты с праздника речников Иртышского пароходства читайте в очередном номере газеты «Речник Иртыша».
Обеспечивая северный завоз
В нынешнюю навигацию теплоход «Беломорский-28» работал на своей привычной линии: обеспечивал северян необходимыми грузами. Среди прочих главный – продукты питания. О том, как их ждут на дальних факториях, знают только те, кто эти продукты доставляет.
Ненцы (а основное население в тех пунктах, куда везет груз «Беломорский-28», составляют коренные жители Заполярья), буквально высыпают на берег, приветливо машут руками, радуются, как дети. Их понять можно, ведь иртышские суда доставляют им товары первой необходимости, без которых в тундре в современном мире, не выжить. Движение флота по Обской и Тазовской губах начинается в конце июля, в отдаленные фактории теплоход иногда добирается лишь к середине августа. К тому же северный завоз скоротечен – за два месяца нужно успеть снабдить жителей Ямала всем необходимым. Ведь Обская губа – в прямом смысле «единственная дорога жизни», по которой доставляются грузы.
Этим летом «Беломорский-28» вышел в первый рейс в середине июля с грузом ЖБИ на Салехард. Там погрузил продукты питания и взял курс на Гыду, дважды доставил из Салехарда в Газ-Сале железобетонные пригрузы для нефтепроводчиков. Затем Гыданское потребобщество вновь арендовало наш теплоход с тем, чтобы он развез продукты по отдаленным факториям. На обратном пути в Гыде загрузили оленьи панты и доставили их в Ямбург Это, если говорить в двух словах о том, что было сделано за навигацию. Именно так, скромно, и не вдаваясь в излишние подробности, рассказал нам о работе своего экипажа капитан «Беломорского-28» Олег Климентьевич Лиморенко. Правда, при этом он умолчал, что стоит за сухими строчками отчета. А реальность такова, что как бы не знаком был путь и не привычен маршрут, как бы не отлажен годами механизм грамотной организации перевозок и своевременной доставки, навигации все равно не похожи одна на другую. Вот и нынешняя преподнесла сюрпризы: почти каждый рейс сопровождался штормами. Иногда сильными, порой – не очень. Ветер доходил до 28 м/сек, большая волна била в борт постоянно. Приходилось отстаиваться в Тадибя-Яхе. А вообще волновой режим был такой, что при двухметровой волне все-таки шли.
- Качка была постоянной, - вспоминает капитан. – Но команда держалась хорошо. Даже единственная женщина, повар Валентина Петровна Яуя преодолевала ее. Впрочем, за девять лет, что Валентина Петровна у нас в команде, она привыкла к болтанке.
Не воспринимали ее серьезным препятствием в работе и другие члены экипажа. Сам Лиморенко возглавляет этот теплоход девять лет, а на флоте уже двадцать, причем работал на однотипных судах того же проекта, местом дисклокации которых всегда было Заполярье. Они вместе с электромехаником Евгением Александровичем Савельевым когда-то начинали свою карьеру у Владимира Петровича Дубовицкого, нынешнего капитана-наставника, а в прошлом капитана «Беломорского-23». Теперь Савельев уже восемь лет трудится под началом Лиморенко. Механик Анатолий Иванович Санников на «двадцать восьмой» - старожил, работал еще с прежним капитаном. Первый поммеханика Михаил Иванович Жуков трудится три навигации, а II штурман Сергей Сергеевич Ивахненко – две.
Совершенно замечательная история у I штурмана Павла Валентиновича Комлева. С Лиморенко он работает всего два года. Но это не значит, что «Беломорский-28» для него лишь очередной эпизод в биографии речника. Совсем нет. Как раз его биография и начиналась в далеком 1984 году с этого теплохода, поскольку командовал «Беломоркой» более тридцати лет его отец Валентин Павлович Комлев, один из лучших капитанов Иртыша. Тут же радистом работала мать Людмила Анатольевна. Так что Павел – продолжатель флотской династии. Он проработал в команде отца I помощником механика – III штурманом до 1997 года. Жизнь повернула так, что он на какое-то время уезжал на Дальний Восток, работал там на рыболовецких траулерах в Охотском море. Но малая Родина позвала назад, и Павел Валентинович с удовольствием вернулся на иртышский флот и с еще большим удовольствием на родной для всей его семьи теплоход.
Первый год в морские условия попали рядовые: Виктор Калашников, Иван Иванов, Олег Ардашов, но они парни бывалые, все после службы в армии, отучились в учебном комбинате на морских мотористов, продолжают учебу в Омском речном училище. А коль будущую профессию решили связать с рекой, - нынешнее испытание на прочность – хороший урок.
Давая оценку прошедшей навигации, Олег Климентьевич подчеркнул:
- В этом году было интереснее. Вот в прошлом году мы работали с геологами в заливе Шарапов Шар за Харасавэем. Они вели геологическую разведку тех мест, а мы простояли на одном месте почти три месяца. Вот где была тоска! Теплоход живет, когда движется! Поэтому нынешней навигацией довольна не только команда, но, думается, и теплоход.
Н. ОЛЕНИЧЕНКО.
Первыми вышли, последними зашли...
У экипажа РТ-728 нынешняя навигация необычная. Он вместе с командой РТ-780, первым начал транзитную навигацию и в числе последних завершил ее.
Когда верстался номер, теплоход РТ-728 был еще в районе Большеречья. Мы связались по телефону с капитаном Владимиром Николаевичем Жидиковым. Первая попытка была неудачной. Попали явно под горячую руку.
– Тут лед сплошной, занимаемся переучалкой барж в кильватер, позвоните позже, - услышали на том конце провода.
Через час капитан крутил последние обороты и доверил сделать это механику. А мы услышали короткий отчет о работе экипажа.
- Весной мы вышли рано, вслед за дежурными судами. И уже 27 апреля ушли на Павлодар за щебнем. Это был необычный рейс, поскольку в верховьях Иртыша условия судовождения совсем другие: идти там сложнее, потому что мелко, много поворотов, большая скорость течения. И мы с РТ-780 доказали, что путь этот нашим судам не заказан! В этом рейсе нас сопровождал капитан-наставник В.С. Кущенко.
Затем нас отправили на Казым. В течение двух месяцев на двух трехтысячетонных баржах доставляли детали домов из Омска в г. Белоярский, потом туда же возили щебень из Тобольска.
Следующим этапом была работа с нефтеналивом. В Омске забуксировали «НБ-7» с дизельным арктическим топливом. Груз, предназначенный для транспортировки в Сабетта-Яху, перепаузили у острова Начальный в несколько танкеров и вернулись в Омск. Здесь спустили две баржи с углем до Большеречья. А 28 сентября отправились в последний рейс до Салехарда с железобетонными сваями. В Салехард пришли 11 октября, где выгрузили большую часть свай, а затем с остатками груза спустились на 70 км ниже, в Аксарку. Позже в Салехарде загрузили порожние контейнера. Теперь везем их в Омск.
- Владимир Николаевич, команда довольна почти семимесячной навигацией?
- У нас половина экипажа – старожилы. Мы с механиком Юрием Григорьевичем Зибаревым вместе трудимся с 1988 года, вначале на ОТ-837, а в 2000 году приняли этот теплоход. Тогда же в команду пришел практикантом Константин Николаевич Амельченко. Сейчас он – старпом, имеет диплом капитана – механика. С того же года с нами несет вахту моторист-рулевой Евгений Крамаров. Так вот, никто из нас не помнит, чтобы мы заходили в затон позднее 20 октября. Конечно, такая продолжительная навигация как нынче, радует. Больше работаешь – больше и зарабатываешь, что для экипажа немаловажно!
- До встречи в родном затоне!
Н. ОЛЕНИЧЕНКО.
Последний караван
Зима в этом году рано напомнила о себе. Уже в конце октября выпал снег, установились первые морозы. Правда, потом с наступлением ноября резко потеплело. И первого снега не стало. А вот 6 ноября зима снова напомнила о себе. И на этот раз крепкими морозами. Да так, что и на юге бассейна пошла шуга. Последние теплоходы РТ-728, СТ-314 и РТ-689 шли в Омск уже по шуге. Конечно, скорость продвижения судов и барж резко упала. 13 ноября навигация для последнего каравана иртышских судов завершилась. Теплоходы РТ-728, СТ-314 при активной помощи дежурного буксировщика ОТА-964 зашли в затон Омского судоремонтно-судостроительного завода. Теплоход РТ-689 поставили на зимовку в затоне Тарского порта.
Итак, точку 165-й навигации на Иртыше поставил экипаж теплохода СТ-314 (капитан Д.А. Демидик).
Сегодня на вахте – дежурные суда ОТА-970 и ОТА-964.
Нам есть, чем гордиться
В канун торжественных мероприятий, посвященных закрытию навигации и 165-летию организованного судоходства на Иртыше, наш корреспондент встретился с генеральным директором ОАО «Иртышское пароходство» И.И. Яновским и попросил его ответить на некоторые вопросы.
- Иван Иванович, кажется совсем недавно мы открывали 165-ю навигацию на Иртыше. А сегодня весь флот уже встал в плановые пункты зимовки. Как вы оцениваете итоги нынешней навигации?
- В мае мы торжественно проводили судовые экипажи в первые рейсы. Хотя, если быть точнее, то открыли навигацию 2011 года экипажи двух теплоходов РТ-780 и РТ-728 значительно раньше. 27 апреля они взяли курс из Омска на Павлодар за щебнем.
Открывая 165-ю навигацию, я говорил, что навигация 2011 года будет непростой. Так и получилось. Если по сухогрузным перевозкам намечался рост, то по нефтепродуктам, наоборот, уменьшение объема перевозок. Вместе с эксплуатационниками мы вынуждены были искать дополнительные грузопотоки. И это нам удалось. Если сравнивать с навигацией прошлого года, то в этом году мы перевезли на двести десять тысяч тонн больше. Причем, не увеличивая количество флота. Судовые экипажи Иртышского пароходства доставили населению и предприятиям Омской и Тюменской областей все заявленные грузы, в том числе и на Крайний Север Обь-Иртышского бассейна – в Гыду, Сабетту-Яху и другие северные фактории. Как и в предыдущие годы, пароходство выполнило все обязательства перед фирмой ОАО «РИТЭК» по доставке сырой нефти на морские транспорты из месторождений Нумги и Андры.
И еще одна особенность нынешней навигации – практически весь транспортный флот, который был введен в эксплуатацию, работал до конца навигации. Кроме грузовых перевозок, наши суда осуществляли пассажирские перевозки в Омской и Тюменской областях. Пассажирские суда Иртышского пароходства обслуживают несколько скоростных транзитных линий, в Омском Прииртышье и межобластную линию Омск – Салехард – Омск, а также заполярную линию Салехард – Антипаюта.
- Кто, по вашему мнению, заслуживает особой благодарности по итогам юбилейной навигации?
- Для выполнения поставленных задач был вложен огромный труд всего коллектива пароходства. Своевременно и качественно судоремонтники подготовили флот. Четко работали все службы и отделы пароходства. Но настоящий героизм проявили судовые экипажи. Благодаря их судоводительскому мастерству, слаженности и ответственности пароходство выполнило навигационный план, и мы получили положительные экономические показатели. Назову лишь некоторые экипажи, которые отличились в навигацию 2011 года. Это коллективы теплоходов ТН-1007 (капитан Ю.А. Печкуров), «Ленанефть-2006» (капитан Л.Н. Павлов), «Ленанефть-2025» (капитан Г.В. Белоусов), ТН-736 (капитан Ю.С. Иванищев), РТ-780 (капитан В.В. Орлов), РТ-685 (капитан А.И. Гучев), ТН-72 (капитан А.В. Лихачев), «Восход-44» (капитан Н.А. Шлапаков) и многие другие.
- Иван Иванович, вместе с закрытием навигации мы отмечаем памятную дату – 165 лет с начала организованного судоходства на Иртыше. За полуторавековую историю Иртышское пароходство прошло большой путь. Какие годы вам хотелось бы выделить особо.
- Действительно, за 165 лет речники Иртыша, как и вся Россия, стали участниками многих судьбоносных событий. В одной публикации и не расскажешь. И все-таки напомним нашим читателям о некоторых самых памятных вехах из нашей истории.
1846 год. В Иртышском бассейне было организовано первое пароходство – «Пароходство А.Ф. Поклевского-Козелла и К°». Их флотилия насчитывала лишь два парохода – «Основа» и «Взор». Но они дали мощный толчок для развития парового судоходства на Иртыше и других реках бассейна. По их пути пошли другие новаторы – купцы, промышленники… Конечно, в одном ряду с такими событиями стоят революционные перемены начала ХХ века – национализация торгового флота, Гражданская война. В двадцатые годы речники Иртыша вписали в историю пароходства немало памятных событий. Среди них – спасение флота, брошенного во льдах. Карские хлебные экспедиции, создание в Омске Западно-Сибирского государственного речного пароходства, во главе которого стоял первый комиссар Иртыша Александр Николаевич Дианов…
- И, конечно, в этом ряду событий стоит и героизм речников Иртыша, проявленный в Великую Отечественную войну.
- Без сомнения. Война испытала речников на прочность. На фронт ушли капитаны, механики, штурманы, матросы, котельщики, кузнецы. Их заменили подростки, женщины. Наши предприятия, кроме основной деятельности, выпускали военную продукцию. На Омском судоремонтном заводе речники собирали авиабомбы, огнеметы, выпускали бронекатера. Под свою опеку водники Нижне-Иртышского пароходства приняли судоремонтников из Ростова-на-Дону, блокадников Ленинграда.
Речники Иртыша не забыли тех, кто не вернулся с полей сражений. В городке Водников они поставили памятник воинам-речникам. На гранитных плитах его выбито 187 фамилий тех, кто ушел на фронт и остался там навеки.
В 1947 году Иртышское пароходство отмечало 100-летие с начала организованного судоходства на Иртыше. В связи с эти событием коллектив пароходства был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Эта высокая награда также и за большой вклад речников Иртыша в Победу.
- Речники Иртыша и в послевоенные годы решали очень ответственные государственные задачи, активно участвуя в подъеме экономики и Сибири, и всей России.
- Так и было. Мы не раз оказывались в центре исторических событий. Вспомните годы освоения целинных и залежных земель в Казахстане и на юге Омской области. Именно речники Иртыша первыми протянули руку помощи первоцелинникам. По Иртышу из Омска, Павлодара, Семипалатинска шли караваны судов с грузами в целинные районы. А когда пошел богатый урожай с новых земель, иртышский флот начал перевозить зерно. За навигацию флот пароходства доставлял на элеваторы около миллиона тонн целинного хлеба. Не прошло и десяти лет после целинной эпопеи, как речники Иртышского пароходства начали поднимать новую целину – нефтяную. Это во многом благодаря флоту нашего пароходства в кратчайшие сроки был создан Западно-Сибирский нефтегазовый комплекс, построены новые города в Тюменской области, проложены нефте- и газовые трубопроводы. Вдумайтесь в известную всем цифру: до ввода в строй нефтепроводов флотом Иртышского пароходства было доставлено по Иртышу на Омский нефтеперерабатывающий завод из тюменских кладовых четыре миллиона тонн сырой нефти. Еще больше миллионов тонн строительных грузов доставили речники Иртыша в районы Средней Оби, в Надым, на реки Пур, Таз, в Ямбург, где строились новые города – Нижневартовск, Сургут, Нефтеюганск, Надым, Уренгой. И по праву на груди многих иртышских речиков засияла медаль «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири».
- Иван Иванович, крутые перемены в нашем обществе, в том числе и на речном транспорте наступили в девяностые годы минувшего века: перестройка, приватизация, акционирование. Как Иртышское пароходство выходило из этой сложнейшей ситуации?
- Политические и рыночные реформы не обошли стороной водный транспорт. После приватизации и акционирования наступили очень тяжелые времена. Резко упали объемы производства, естественно, в разы сократились объемы перевозок. Надо было принимать экстренные меры по сохранению кадров, выплате зарплаты. Хочу прямо сказать: в начале 90-х годов ребром стоял вопрос – быть пароходству или не быть. Приходилось принимать не популярные меры – часть судов выводить на холодный отстой, до минимума сокращать расходы, проводить реорганизацию промышленной базы пароходства. Не обошлось и без сокращения кадров. Совместно с Советом директоров было принято решение – часть судов плавания «Река – море» отправить в загранплавание. Однако для того, чтобы наши суда ушли в морские широты, надо было подготовить к перегону флот, обучить кадры. Пароходство взяло кредит для строительства двух морских судов «Иртыш-1» и «Иртыш-2»… В этот сложнейший период для нашего пароходства судовые экипажи поверили руководству пароходства, их не было в числе бастующих и митингующих. Правда, меня, как руководителя пароходства, обвиняли в Омске и Москве в том, что Яновский, мол, отправил свой флот за моря и океаны. А что оставалось делать, если в своем бассейне не было работы? Однако вскоре подобные разговоры поутихли, а на счета пароходства стала поступать валюта от аренды иртышского флота. Эти средства пошли на содержание флота, оплату зарплаты. Главное – пароходство выжило, мы сохранили флот и опытных специалистов. Более того, на рубеже двух веков Иртышское пароходство перешло от политики выживания к развитию, наращиванию объемов перевозок. До кризисного 2008 года стабильно росла и заработная плата, акционеры ежегодно получали дивиденды. И пароходство не раз удостаивалось высоких наград как в России, так и за рубежом. Напомню: в 1995 году – американская награда за выживание и развитие экономики в переходный период к рынку «Факел Бирмингама», потом – «Хрустальная Ника», «Золотой Меркурий», национальная общественная награда «Золотая колесница»…
- Всего, чего добилось Иртышское пароходство за 165 лет – это результат героического труда многих поколений иртышских речников. В их руках находятся ключи к любому успеху. Не так ли?
- Совершенно верно. Люди – главная ценность нашей судоходной компании. И сегодня надо вспомнить славные имена Иртышского пароходства. Среди них – Александр Николаевич Дианов, Виктор Иванович Евдокимов, Иван Александрович Медведев, Александр Фадеевич Зубарев и многие другие. Гордостью Иртышского пароходства являются Герои Социалистического Труда – Федор Григорьевич Кузнецов, Василий Васильевич Назаров, Владимир Владимирович Кимбин, Герой Советского Союза Тимофей Карпович Щербанев. А скольких лауреатов Государственной премии СССР вырастил Омский судоремонтно-судостроительный завод. Это – Виктор Иванович Евдокимов, Митрофан Петрович Листопадов, Николай Еремеевич Власюк, Леонид Иванович Соколов.
Очень важно подчеркнуть, что традиции старших поколений продолжают сегодняшние командиры иртышского флота – Ю.А. Печкуров, Г.В. Белоусов, В.Н. Шевченко, А.И. Гучев, А.В. Лихачев, Д.С. Алексин и многие другие. Низкий поклон им за самоотверженный труд, за преданность иртышскому флоту и пароходству.
За более чем полуторавековую историю многое изменилось на Иртыше и в стране. Но коллектив иртышских речников, воспитанный на славных флотских традициях, готов выполнить любые задачи по доставке пассажиров и грузов в приречные районы Омской и Тюменской областей, в другие широты Западной Сибири.
- И в заключение, Иван Иванович, что пожелаете речникам Иртышского пароходства, всем труженикам голубых дорог Западной Сибири в канун большого праздничного торжества?
- Буквально через день – два мы торжественно подведем итоги 165-й навигации на Иртыше, отметим знаменательную дату в истории Иртышского пароходства. От имени руководства ОАО «Иртышское пароходство», Совета директоров сердечно поздравляю ветеранов флота, пароходства, судовые экипажи, судоремонтников, работников флотских учебных заведений с успешным завершением навигации и с 165-летием с начала организованного судоходства на реках Иртышского бассейна!
Желаю вам крепкого здоровья и благополучия. Успехов во всех делах и начинаниях!
Записал беседу Г. ВСТАВСКИЙ.
Листая страницы истории
1920 год
В феврале в Омске в районе Загородной рощи на базе бывших железнодорожных мастерских создали судоремонтные мастерские Омского затона.
Героическим делом омских водников стала Карская хлебная экспедиция, осуществленная Комитетом Северного морского пути, который был образован 2 апреля 1920 г. в Омске. Эта экспедиция была создана для вывоза хлеба Сибири и других продовольственных грузов голодающему населению Северного Поморья.
В августе речной караван из Омска вышел в Обскую губу, куда спешили морские транспорты из Архангельска. В навигацию 1920 года речники Иртыша, Оби и Енисея доставили в Поморье Центральной России 600 тыс. пудов зерна, 57 тыс. пудов жира, мяса и рыбы. Руководил экспедицией опытный военмор А.А. Ружек.
В декабре в Омске открыта первая в Сибири профессионально-техническая школа водного транспорта, позднее – Омский речной техникум.
1928 год
На Иртыш прибыл буксирный теплоход «Анастас Микоян» мощностью 1600 л.с., построенный в Германии (г. Данциг) по заказу Главсевморпути.
1931 год
После образования Народного Комиссариата водного транспорта СССР произошло разделение Западно-Сибирского государственного пароходства на три самостоятельных пароходства: Нижне-Иртышское, Западно-Сибирское, Енисейское.
1934 год
Ликвидирована система Рупводов.
1935 год
Начало стахановского движения на Нижнем Иртыше.
1936 год
На судах Нижне-Иртышского пароходства началась широко внедряться штурманская система судовождения. Первыми ее внедрили на пароходах «Алексей Буй», «Пятый Октябрь», «Ленинград».
В ноябре 1936 года судоремонтные мастерские Омского затона реорганизованы в судоремонтный завод первого разряда.
1941 год
Омский судоремонтный завод начал выпуск военной продукции – огнеметы, авиабомбы, бронекатера.
В период военных навигаций речники Нижне-Ирышского пароходства освоили новые участки рек Тавды, Тары, Тобола, Ишима, Туры, откуда вывозили зерно, картофель и другие продукты для нужд фронта.
1947 год
За выдающиеся заслуги в развитии речного судоходства в восточных бассейнах Советского Союза и в связи со столетием со дня организации Нижне-Иртышское речное пароходство награждено орденом Трудового Красного Знамени.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 августа 1947 года большая группа речников НИРПа награждена орденами и медалями.
1950 год
На Иртыше проводятся первые опытные рейсы по вождению судов методом толкания.
1952 год
Сдан в эксплуатацию на Омском СРЗ первый в бассейне слип.
1960 год
В Обь-Иртышском бассейне начался перевод парового флота на жидкое топливо – мазут.
1962 год
Первый в истории Иртышского пароходства в рейс на линию Омск – Тара отправлен скоростной теплоход на подводных крыльях «Ракета-8».
1964 год
3 июня в Омск с первой тюменской нефтью прибыл танкер ТН-652 с верховьев Конды. Экипаж под руководством капитана К.Ф. Третьякова доставил на Омский нефтеперерабатывающий завод 600 тонн сырой нефти. 5 июля пароход «Капитан» (капитан Н.П. Лунин) привел в Омск состав с тюменской нефтью из Усть-Балыка (ныне г. Нефтеюганск).
В сентябре сдан в эксплуатацию Омский речной вокзал.
1965 год
Создана Иртышская ремонтно-эксплуатационная база флота.
В общежитии Омского ССРЗ открыта комната Славы речников. Позднее она стала Народным музеем иртышских речников (1983 г.).
1991 год
Теплоходы «Александр Дианов» и «Алексей Буй» первыми в истории Иртышского пароходства вышли в загранплавание.
1992 год
Суда Иртышского пароходства начали перевозки нефтепродуктов в Байдарацкую губу, до мыса Харасавэй.
1994 год
17 марта прошло первое собрание акционеров Иртышского пароходства.
1995 год
АО «Иртышское речное пароходство» награждено Международной наградой «Факел Бирмингама» за успешное экономическое выживание и развитие в трудных условиях перехода к рыночным отношениям.
2000-й год
За устойчивую динамику развития производства Международный комитет «Партнерство ради процесса» наградил Иртышское пароходство почетным призом «Хрустальная Ника».
2002 год
За высшие достижения в социально-экономической среде России в 2001 году ОАО «Иртышское пароходство» награждено Дипломом премии «Российский национальный Олимп» и почетным знаком «Олимп».
2005 год
Танкеру «Ленанефть-2018» присвоено имя российского поэта, выпускника Омского РУ Тимофея Белозерова. 24 мая экипаж танкера «Тимофей Белозеров» ушел в первый рейс.
2007 год
За высокие экономические показатели коллектив Иртышского пароходства стал Лауреатом национальной премии «Золотая колесница».
2008 год
5 марта котельная в дизельном цехе Омского ССРЗ запущена на природном газе.
2009 год
На Омском ССРЗ запущена в эксплуатацию газогенераторная установка по выработке электрической и тепловой энергии.
9 октября теплоходу ОТ-2024 присвоено имя лучшего капитана Минтранса России Леонида Ивановича Соколова.
2010 год
Из печати вышла книга «Флот – моя судьба». Автор ее – генеральный директор ОАО «Иртышское пароходство», заслуженный работник транспорта РФ И.И. Яновский.
2011 год
Судостроители Омского ССРЗ для Ханты-Мансийского речного вокзала построили два плавучих понтона.
Капитан Иван Извеков
В группе молодых специалистов, окончивших Благовещенское речное училище и по распределению прибывших на флот Иртышского пароходства, позднее стали классными специалистами, гордостью пароходства капитаны М.П. Листопадов, Н.Е. Власюк, И.А. Извеков и другие.
Расскажу о своем старшем товарище Иване Александровиче Извекове, капитане плотовода «Художник Саврасов», скоростного пассажирского теплохода «Метеор-52», капитане-наставнике службы безопасности судовождения. Капитаны-плотоводы среди плавсостава пользовались особым уважением, так как водить плоты от Выкатного до Салехарда объемом до 40 тысяч кубометров необходимо было иметь особое чутье, особые навыки судовождения, смелость, отличное знание реки и возможности буксировщика. Экипажи судов-плотоводов подбирались лично капитаном, и работали они самоотверженно, не считаясь со временем и с судоходными условиями. Капитану-плотоводу необходимо было принимать единственно верное решение, чтобы не допустить посадки на мель, разрыва плота, остановки его в безопасном месте в штормовых условиях. Именно таким капитаном был Иван Александрович, не допустив ни одного происшествия с большегрузными плотами. И как человек капитан Извеков отличался от своих коллег завидным трудолюбием, исключительной ответственностью за порученное дело и за свой экипаж.
После многих лет работы на плотоперевозках И.А. Извеков принял пассажирский теплоход «Метеор-52». И здесь Иван Александрович был на высоте. Показывал пример другим командирам.
После передачи «Метеоров» в Тобольск И.А. Извеков по просьбе судоводителей был назначен капитаном-наставником северной группы судов и ледокольного флота, где успешно работал в течение пятнадцати лет. В эти годы он осуществлял уникальные операции по проводке специальных морских барж с суперблоками от Нового Порта до Омска, Тобольска и в порт Ямбург.
В 90-е годы Служба безопасности судовождения получила задание перегнать пассажирский теплоход проекта 860 типа «Булгария» из Омска в район Се-Яхи, где он предназначался в качестве гостиницы для газовиков и геологов. Переход прошел по рекам около трех тысяч км и в морских условиях около одной тысячи километров. В перегоне теплохода активное участие принимали капитан-наставник И.А. Извеков и капитан теплохода В.В. Витютнев. Переход теплохода в Се-Яху, а после двух зимовок возвращение его в Омск проведен блестяще, без каких-либо происшествий.
А какую сложнейшую работу пришлось выполнить Службе безопасности судовождения, в том числе капитану-наставнику И.А. Извекову в период подготовки судов к загранперевозкам. Предстояло готовить суда, обучать кадры, снабжать их по нормам морского флота, предъявлять Регистру. Этой работой занимались: Служба безопасности судовождения, Служба судового хозяйства, отдел кадров, узел связи и другие подразделения пароходства. И.А. Извеков имел персональное задание по обеспечению судов корректированными навигационными картами и пособиями всего побережья Европы.
После поездок в Ленинград, Мурманск, Северодвинск Ивану Александровичу удалось доставить в пароходство бесценный груз – навигационные карты и пособия всего побережья Европы: 5 комплектов карт (в комплекте до 600 карт и пособий), что позволило осуществить работу первых морских судов пароходства на Балтике, в Черном и Средиземном морях.
Позднее Иван Александрович работал в корректорской группе Службы безопасности судовождения пароходства. Готовил судовым экипажам морские карты и пособия.
Как видите, с именем моего товарища по иртышскому флоту связаны важнейшие этапы истории Иртышского речного пароходства.
Ф. БАРАНОВСКИЙ,
ветеран труда, бывший зам. начальника Службы безопасности судовождения пароходства, выпускник Омского РУ 1965 г.
Рапортуют Большереченцы
Портовики Большеречья вместе со всеми работниками ОАО «Иртышское пароходство» рапортуют об успешном завершении 165-й навигации на Иртыше. И с удовлетворением отмечают, что в общей копилке пароходства есть и наш труд. Так, экипаж теплохода РТ-675, под управлением капитана Д.С. Алексина, доставив строительный материал из Омска в Тобольск, затем работал на линии Тобольск – река Казым, завозил щебень в г. Белоярский.
Кран КПЛ-6 под руководством старшего электромеханика В.А. Золина в эту навигацию работал, в основном, на выгрузке угля от Усть-Ишима до Черлака. Грузил также лес в Атаке. Привлекался к другим оперативным делам.
Теплоход БТ-43, командуют которым капитан А.С. Чугунчиков, сменный капитан А.А. Степанов, с первых и до последних дней навигации обслуживал пассажирские дебаркадеры у восьми приречных пунктов, расположенных на севере Омской области.
Всех речников, ветеранов флота и нашу молодую смену поздравляем с успешным завершением 165-й навигации на Иртыше. Хочется пожелать, чтобы наша любимая река жила, флот работал, а Иртышское пароходство процветало!
Г. АЛЕКСЕЕВ,
начальник порта Большеречье.
С любовью к реке и флоту
Уважаемые члены Совета директоров!
Я получил ваше письмо и был очень рад тому, что вы принимаете меры, чтобы наше пароходство принадлежало тем, кто его создавал, кто любил и любит реку, флот, кто отдал всю свою трудовую жизнь Иртышскому пароходству, его промышленным и эксплуатационным предприятиям. Во все времена пароходство выполняло задачи государственного значения, осваивая Север, большие и малые реки Обь-Иртышского бассейна.
Пароходство вправе гордиться своими замечательными людьми, которых воспитала река. Поэтому предать все, что добыто большим трудом, было бы кощунством, даже Иуда не рискнул бы этого сделать.
Что касается меня, то я твердо заявляю, что никогда мои десять акций не попадут в третьи руки. Мне не нужны миллионы. Я согласен вообще не получать дивиденды, чтобы накопление шло для выкупа у государства пакета акций. Эти акции у меня служат как связующее звено с пароходством – рекой, флотом, промышленными предприятиями и всеми, кто связан с речниками. Это как визитная карточка будет напоминать тем, кто нас забыл, или не хочет знать, что мы также крепили мощь своего пароходства своим ратным трудом, находясь на разных участках в сфере производства. Любовь к реке, флоту, речникам осталась на всю жизнь.
С уважением
Н.И. ГРУШЕНКО, ветеран труда.
г. Тара.
Подписка-2012
С 1 сентября во всех почтовых отделениях связи Омска и области продолжается подписка на первое полугодие 2012 года. Вы, уважаемые читатели, можете подписаться и на газету «Речник Иртыша».
На страницах флотской газеты вы найдете репортажи, статьи, информации и заметки о событиях, которыми будут жить ОАО «Иртышское пароходство», другие флотские коллективы и учебные заведения. В нашей газете вы прочитаете материалы об интересных событиях из Западно-Сибирского региона и Омского Прииртышья, а также из других бассейнов страны.
Подписная цена на один месяц – 8 рублей, на шесть – 48 рублей, плюс НДС 10 процентов. Итоговая цена 52 руб. 80 коп.
Индекс «Речника Иртыша» – 53090.
Оставайтесь с нами!
Дипломы стипендиатам
Десять лет назад Совет директоров ОАО «Иртышское пароходство» принял решение об учреждении именных стипендий лучшим студентам тогда еще Омского филиала Новосибирской государственной академии водного транспорта.
27 октября генеральный директор ОАО «Иртышское пароходство» И.И. Яновский принял у себя лучших студентов и вручил им специальные Дипломы именных стипендиатов. В очередном семестре стипендиатами стали две студентки 4 курса по специальности «Экономика и управление на предприятии (транспорта)» - Новоселова Анастасия Викторовна и Петровская Яна Юрьевна, а также студентка 4 курса Екатерина Андреевна Власова по специальности «Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов».
Четвертым стипендиатом стал студент 4 курса Бутько Константин Александрович по специальности «Эксплуатация судовых энергетических установок». Кости, кстати не было на этой встрече. В конце октября он еще не вернулся из навигации.
В торжественной церемонии приняли участие декан факультета экономики и управления Д.А. Токарев и декан технического факультета А.С. Никишин. Стипендиаты и руководители факультетов выразили благодарность руководству пароходства за внимание к студентам Омского института водного транспорта. В беседе с генеральным директором они высказали свои предложения и замечания по улучшению обучения студентов водной академии. В частности, поднимались вопросы о работе библиотеки, качестве преподавания, о посещаемости лекций.
После вручения Дипломов новые стипендиаты посетили Народный музей иртышских речников.
Награды за труд
21 ноября исполняется 85 лет Африкану Ивановичу Павловскому, прославленному иртышскому капитану. За самоотверженный труд на перевозках хлеба с казахстанских целинных земель в 1956 году он был награжден орденом «Знак Почета».
Вот как вспоминает о том времени сам Африкан Иванович Павловский: «В 1948 году я получил диплом с отличием. Иртышскому пароходству очень нужны были кадры, и нам, к сожалению, отменили военно-морскую стажировку. Еще в училище курсанты В.Я. Петров, А.К. Уразаев и я впервые на дневном отделении сдали экзамены по специальной лоции от Омска до Салехарда, а весной 1949 года одним приказом были назначены сразу капитанами. Я принял сухогруз «СТ-4». Перевозили зерно из Казахстана в Омск, позднее – грузы из Омска до Салехарда. Рейсы объявлялись скоростные (500 км в сутки), и мы активно участвовали в этих начинаниях.
Осенью 1952 года принял «СТ-128». Начались новшества на флоте: бурлаковское движение – ремонт судна своими силами и постановка на зиму без заводского ремонта; руслановское движение – экономия времени на всех операциях; совмещение судоводительской и механической специальностей. Во всем этом наш экипаж стал принимать активное участие. Уже в первый год освоения целины был приличный урожай, а в 1956 году – рекордный. Горы хлеба скапливались на хлебоприемных пунктах Павлодарской и Омской областей. Не хватало складов и сушилок, и мы сделали с 10 августа по 17 ноября 21 рейс. Начало навигации и конец проходили в жестких ледовых условиях. Капитанами хлебных перевозок были: С. Кориков, Р. Черняков, А. Новоселов, А. Пискунов, Б. Голодаев, В. Лихачев и другие».
В разные годы капитан Павловский нес вахту на СТ-13, СТ-128, СТ-150, на теплоходах «Сосногорск», «Клин»…
Почетный работник речного флота А.И. Павлолвский отдал речному транспорту 45 лет своей жизни, из них 39 навигаций стоял на капитанском мостике. За самоотверженный труд на флоте Иртышского пароходства Африкан Иванович награжден орденом Трудового Красного Знамени, орденом Трудовой Славы III степени, медалями «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири», «За освоение целинных земель».
В 2006 году за особый вклад в развитие Иртышского пароходства капитан А.И. Павловский был награжден юбилейным знаком «160 лет Иртышскому пароходству».
Редакция от души поздравляет вас, Африкан Иванович, с днем рождения. Желаем вам здоровья, активного долголетия и удачи по жизни!
Пароходство в моей судьбе
Богачев Владимир Михайлович, капитан-наставник Иртышского пароходства:
- На флот Иртышского пароходства я пришел в 1975 году. Практику проходил на танкере ТН-702, где капитаном работал Владимир Александрович Воробьев. В 1977 году окончил Омское речное училище. И получаю направление на тот же танкер, где проходил практику. Первые азы судовождения получил у I штурмана Л.А. Лопатникова. С ним стоял первые вахты. Я до сих пор благодарен судьбе за школу наставничества первым командирам ТН-702 – В.А. Воробьеву и Л.А. Лопатникову. Мы работали на малых реках – Конде, Казыме, Агане, Вахе… Со второй половины навигации уходили на реку Надым.
Чем запомнились флотские будни? Многим. Но прежде всего – большой работой. Приходилось осваивать малые реки, открывать новые маршруты. Правда, тогда я уже стоял на капитанском мостике. Впервые нес капитанскую вахту в навигацию 1980 года на танкере ТН-1001.
В 1987 году Борис Михайлович Голодаев пригласил в Службу безопасности судовождения, где работаю и в настоящее время. На флоте я более 30 лет. Приходилось работать со многими командирами иртышских судов. Для меня примером отношения к реке, судовым экипажам всегда был опытный командир иртышского флота Николай Георгиевич Талако. Тридцать лет своей жизни он отдал Службе безопасности судовождения. Специалист высокого класса, скромный, исключительно порядочный человек – он был для нас, молодых капитанов-наставников, ходячей энциклопедией. К нему за советами обращались даже руководители Службы – Леонид Иванович Соколов и Юрий Иванович Тукиш... Без сомнения в истории Иртышского пароходства Н.Г. Талако оставил добрый след.
Совсем недавно я вернулся из длительной командировки. Почти всю навигацию находился на флоте Иртышского пароходства: сначала на реке Казым, а позднее – в Обско-Тазовской губе. И я в настоящем деле видел, сколько отличных судоводителей, механиков, штурманов трудятся на нашем флоте. Возьмем, к примеру, небольшой экипаж РТ-675 из Большеречья. Микроклимат на этом теплоходе идеальный, экипаж удивил своей слаженностью в работе. Пример подают командиры – два брата Алексины: Дмитрий Степанович и старший помощник капитана Анатолий Степанович. Из года в год высоких результатов в труде добивается экипаж танкера ТН-1007, которым руководит опытный капитан Юрий Александрович Печкуров. И таких примеров много. Сегодня, когда мы подводим итоги 165-й навигации на Иртыше, я бы особо отметил экипаж танкера ТН-720 (капитан Юрий Давыдович Тимошин), который не первую навигацию работает на севере бассейна – в Нумгах. Свои обязанности по доливу большегрузных танкеров сырой нефтью экипаж ТН-720 отработал до автоматизма.
В не менее сложных условиях нес вахту экипаж СТ-314 (капитан Демидик Дмитрий Арсентьевич). Этот экипаж паузил составы, которые доставляли грузы на реку Казым. Во многом благодаря мастерству и стабильности экипажа, пароходство обеспечило доставку грузов на реку Казым. Экипаж СТ-314 работал до белых мух и одним из последних судов возвратился в Омск.
Благодаря таким судоводителям множатся славные флотские традиции, а пароходство получает заслуженные награды.
Со стапелей Омского ССРЗ
В этом году речники Иртышского пароходства отправили заказчику из Ханты-Мансийска два плавучих пассажирских понтона, построенные на стапелях Омского судоремонтно-судостроительного завода.
Эти события для судостроителей завода, да и в целом Иртышского пароходства, многое значат. Почти два десятка лет пароходство не строило новые суда. А в 2011 году поступил заказ от администрации Ханты-Мансийского автономного округа. Для пассажирского вокзала столицы Югры требовалось построить два плавучих понтона. Причем за короткий срок. Конечно, сомнения как у специалистов завода, так в некоторых службах пароходства были. Но в течение года они рассеялись как утренний туман. Ведь у речников Иртыша есть богатейший опыт судостроения. В прошлом веке мы ежегодно спускали со стапелей завода и буксирные теплоходы, и мощные плавучие краны. А главное – на заводе трудятся прекрасные специалисты – сборщики судовых корпусов, сварщики, газорезчики… И как результат – первый пассажирский понтон 25 июля был спущен на воду, а в середине августа иртышский теплоход отбуксировал его в Ханты-Мансийск.
Второй плавучий понтон этой же серии ушел в Ханты-Мансийск в сентябре. Судостроители Омского ССРЗ не подвели заказчика, они выполнили сложнейший заказ в намеченные сроки. В этом прежде всего заслуга бригады Сергея Молодцова. В бригаде трудятся опытные профессионалы. Среди них – судосборщики С.И. Бабич, Ю.Л. Силаков, сварщики А.Ю. Саватеев, А.Н. Шакин, Д.Д. Облендер, Л.В. Малахов… Они – мастера на все руки. Причем бригада Сергей Молодцова не только строит суда, зимой она выполняет основной объем судоремонта и модернизации иртышского флота.